Научная статья на тему 'Роль наследия Темура в строении современного общества в Узбекистане'

Роль наследия Темура в строении современного общества в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
341
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"УЛОЖЕНИЯ ТЕМУРА" / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / РЕФОРМА / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна

В статье рассматривается роль исторического наследия Амира Темура в становлении, развитии и укреплении современного общества в Узбекистане как суверенного, независимого государства, основанного на демократических принципах, с социально ориентированной рыночной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль наследия Темура в строении современного общества в Узбекистане»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Роль наследия Темура в строении современного общества

в Узбекистане Эшонкулова Н. А.

Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна /Eshonkulova Миг/аИоп Abdyjabbarovna - старший

преподаватель, кафедра социально-гуманитарных наук, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается роль исторического наследия Амира Темура в становлении, развитии и укреплении современного общества в Узбекистане как суверенного, независимого государства, основанного на демократических принципах, с социально ориентированной рыночной экономикой.

Ключевые слова: «Уложения Темура», современное общество, государство, реформа, демократический принцип, рыночная экономика, справедливость, духовность, сотрудничество.

Историческое наследие, оставленное в качестве назидания потомкам Амиром Темуром, его изучение и возможность практического приложения, служат путеводной звездой и моральной поддержкой, помогающими выдержать трудности реформирования в экономике и социально-политической жизни, происходящие в Узбекистане в последние годы.

Проводимые в нашей стране реформы по формированию национальной государственности, повышению благосостояния народа, воспитанию никому и ни в чем не уступающего молодого поколения, его физическому, интеллектуальному и духовному развитию во многом основываются на взглядах и делах нашего великого предка Амира Темура.

Настоящий период становления, развития и укрепления современного общества в Узбекистане, как суверенного, независимого государства, основанного на демократических принципах, с социально ориентированной рыночной экономикой, следует рассматривать с точки зрения реального воплощения заветной мечты великих предков о достижении процветания и прогресса народом нашей страны.

Традиции справедливой, основанной на законах, национальной государственности, формировавшиеся на землях Узбекистана в течение веков, нашли свое выражение в создании независимого, централизованного среднеазиатского государства Амира Темура, всегда служили наглядным примером для его преемников-современников Темуридов.

Средневековый историк Ибн Арабшах в своей книге «Чудеса судьбы истории Темура» писал: «Темур подчинял себе бесстрашных, решительных и смелых людей, ему нравились мужественные, отважные люди. Он обладал безошибочным суждением, тонким чутьем, соответствовал своему величию, говорил решительно и даже в крайне тяжелых ситуациях не кривил душой».

В «Уложениях Темура» изложены взгляды нашего великого предка на вопросы государственности, военного мастерства, созидания, науки и искусства, его рассуждения о смысле жизни, благих делах, возвеличивающих человека, таких благородных качествах, как уважение к религии и справедливость, умение в каждом деле ставить превыше всего интересы народа.

Амир Темур в своих «Уложениях» пишет: «Всякий раз, как собирались советники, я обсуждал хорошие и плохие стороны, пользу и ущерб, надобность и ненадобность задуманных дел и внимал их соображениям. Узнав их мнение, я обдумывал обе стороны задуманного предприятия, сравнивая пользу и вред». Это свидетельствует о

| 55 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 5 (6). 2016

том, что в управлении государством, девизом которого являлся принцип «Сила - в справедливости», учитывались мнение и воля народа.

По словам средневекового историка Али Йезди в «Зафарнома», Амир Темур в своих государственных делах оставался непоколебимым, и когда речь шла о чести, достоинстве, интересе государства, то не щадил ни себя, ни своих родственников.

Темур говорил: «Если государство не опирается на религию и законы, оно не может сохранить на долгое время своего величия и могущества». Это изречение прекрасно дополняет другое: «Основу любого государства составляют три вещи: казна, народ и армия. Мудрый визирь бережно и предусмотрительно распоряжается каждым из этих достояний».

Ярким примером достоверности его слов и дел служат свидетельства современников в том, что любое решение в военных, политико-экономических вопросах и делах управления государством он принимал только после всестороннего обсуждения с мудрецами, учеными и главными должностными лицами своей империи.

Спустя более 6 веков, эти принципы вновь находят свое подтверждение в нашей жизни. В статье 32 Основного Закона Узбекистана говорится, что граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Формами этого являются самоуправление, проведение референдумов и всеобщих выборов, общественный контроль за деятельностью государственных органов.

Глава нашего государства, Ислам Каримов говоря о духовном мире человека, отмечал: «Лично я, каждый раз читая «Уложения Темура», словно получаю духовную энергию. В своей деятельности я не раз обращался к этой книге и много раз убеждался в жизненности никогда не устаревающих и сегодня являющихся духовной пищей его мудрых мыслей. К примеру, высказывание «В моей практике не раз подтверждалось, что деловая пытливость, смелость и решительность, твердое убеждение, смекалка и находчивость одного человека превыше бездеятельности и равнодушия тысяч и тысяч людей» и сегодня не утратило своего значения и созвучно народной пословице: «Сильный победит одного, а умный - тысячу человек», призывает человека всегда жить в соответствии с разумом, справедливостью и высокой духовностью» [1].

Наш великий предок глубоко понимал, что могущество - не в насилии и агрессии, а, напротив, в справедливости, согласии и сотрудничестве. Сахибкиран в своем письме к королю Франции Карлу VI писал: «Вы присылайте своих купцов в мое государство. Мы встретим их тепло, окажем все почести. Мы также направим в вашу страну своих купцов. И вы также окажите им уважение, не допускайте, чтобы им чинили излишние преграды. У меня нет других требований к вам. Ибо мир будет благоденствовать благодаря торговым людям», - и тем самым отмечает, что развитие торгово-экономических связей, установление мира и сотрудничества является основой прогресса и процветания любого общества.

В настоящее время проблема борьбы против глобальных процессов, как терроризм, религиозный экстремизм, наркобизнес, торговля людьми, приводящие мир к грани катастрофы, требует от мирового сообщества объединения, показывает необходимость установления равноправного социально-экономического и политического сотрудничества стран мира и в решении возникающих вышеуказанных проблем опираться на принципы справедливости. Это показывает правдивость вышеизложенных идей великого Амира Темура.

Литература

1. Каримов И. А. Высокая духовность - непобедимая сила. Т.: «Маънавият», 2008, с. 45.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 5 (6). 2016 | 56 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.