7. Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий. [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/371534_tema_4_psihologicheskaya_podgot ovka_voennosluzhaschih_k_vedeniyu_aktivnyh_boevyh/ (дата обращения: 17.10.2018).
8. Дьяконов А.Г. Об опыте морально-психологического обеспечения контртеррористической операции // Военная мысль, 2001. № 3. С. 41-48.
9. Калиновский О.Н. Зачем командиру модель // Военная мысль, 2004. № 10. С. 71-73.
РОЛЬ НАСЛЕДИЯ АМИРА ТЕМУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Дехконова М.А.
Дехконова Махфуза Абдурашидовна - старший преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о роли и наследии великого державотворца и деятельного правителя Амира Темура, придававшего особое значение социально-политическо-экономической направленности реформирования устаревших и «строительства» новых устоев государственности. В статье отмечено, что Сахибкиран Амир Темур оставил огромный след в мировой истории не только как великий государственный деятель и полководец, но и как покровитель искусства, культуры, литературы и архитектуры.
Ключевые слова: историческое наследие, правитель Амир Темур, созидатель, покровитель науки и культуры, произведение «Уложения Темура».
Один из самых выдающихся периодов истории государственности Узбекистана связан с именем и выдающимися преобразованиями великого предка узбекского народа Амира Темура (1336-1405) - всемирно известного государственного деятеля и полководца. В мировой истории период Амира Темура и Темуридов занимает особое место. Исследователям давно известно наличие множества исторических произведений, являющихся первоисточниками в освещении истории Средней Азии и стран Среднего Востока времен Темура и Темуридов, относящихся к XIV-XV вв. Основная заслуга Амира Темура перед народами Средней Азии состояла в том, что он положил конец феодальной раздробленности и междоусобным войнам в стране, освободил Мовароуннахр от гнета монголов и, объединив его население, заложил основу централизованного сильного феодального государства, установил мир и приложил все усилия для дальнейшего развития страны. Созданное Амиром Темуром государство опиралось на все существовавшие в то время социальные слои и управлялось на основе законности. Темур обеспечил в стране верховенство законов. В его время все - и визирь, и амир, и торговец, и простой человек были равны перед законом. Установленное в стране спокойствие и порядок создали основу для развития земледелия, ремесленничества, торговли, науки и культуры. В короткий срок Мовароуннахр и Туркестан превратились в страну с развитой наукой и культурой. [1]. Историческое наследие, оставленное в качестве назидания потомкам Амиром Темуром, его изучение и возможность практического приложения, служат путеводной звездой и моральной поддержкой, помогающими выдержать трудности реформирования в экономике и социально-политической жизни, происходящие в Узбекистане в последние годы. Амир Темур остался в истории как великий созидатель, покровитель науки и культуры. Он проявил огромную инициативу и самоотверженность в деле восстановления разрушенного в результате многолетней феодальной раздробленности и неурядиц народного хозяйства, в перестройке городов
и благоустройстве страны. История не только в письменных источниках, но и в памятниках архитектуры сохранила многочисленные свидетельства огромной созидательной деятельности этой выдающейся личности, которая, по выражению академика И.М. Муминова, была потребностью времени [2]. Известный историк А.Ю. Якубовский писал, что Темур с детства знавший тюркский язык и фарси, производил впечатление человека образованного. Он особенно любил слушать чтение сочинений по истории в исполнении "чтецов рассказов" и ценил всякое знание, особенно если оно могло принести практическую пользу, - математику, астрономию, медицину, но более всего интересовался архитектурой. Современники описывают Амира Темура как мудрого государственного деятеля, любившего историю, литературу, науки и искусства, делавшего все для их развития и процветания, согласовывавшего все свои действия с учеными и мудрецами. Он оставил после себя великолепное духовное наследие. Произведение «Уложения Тимура» («Темур тузуклари»), автором которого является сам Амир Темур, свод правил, представляющий собой ценный исторический документ,- это политическое завещание, которое он оставляет своим детям. Высоко оценивая значение этого исторического памятника, историк Лянглэ говорит: «Темур передал своему преемнику вместе с империей дар ещё драгоценнее - искусство сохранять её». Перевод «Уложения» на русский язык был осуществлён в 1892 г. учителями Ташкентской женской гимназии А.Г. Зайончаковской и С.А. Проневского (первая часть) и учениками мужской гимназии Д.Ройтманом и В.Степановым под руководством А.Ф. Проневского. На русском языке впервые опубликован в журнале «Православный собеседник» издателем Н.Остроумовым. Данный перевод на русский язык осуществлялся с французского (оригинал написан на тюркском, затем переведён на фарси) [3]. «Уложения Темура» состоят из двух частей: I. «Уложения Темура»; II. «Устав Темура. Планы и предприятия». В «Уложениях» Темур излагает 12 правил, которым он руководствовался как в поведении, так и в управлении государством. Темур так написал об этих правилах: «Ничто лучше не доказывает их важности, как то, что я извлёк из них: они помогли мне достигнуть власти, завоевать государства, упрочить за мной завоевания и сделать меня достойным трона». В «Уложениях Темура» есть целый ряд «Постановлений» (или правил), которыми должен руководствоваться правитель при управлении государством». Вторая часть «Уложения» - «Устав Тимура» начинается рассуждением Тимура о том, чем нужно руководствоваться, чтобы правильно управлять государством, армией и народом. В последние годы правления Амира Темура в образованную им огромную империю входили Мовароуннахр, Хорезм, Афганистан, часть Индии, Прикаспийские области, Иран, Ирак, Закавказье и ряд стран Западной Азии. Его государство, созданное в результате многочисленных походов и завоеваний, составляло единое целое не только благодаря сильной военной власти, но ввиду его мудрой деятельности, направленной на централизацию государственности и экономической политики.
Историки пишут о том, что Темур был повелителем великой империи, его называли властелином мира, но он сам глубоко осознавал ту истину, что «могущество не в силе, а в справедливости». По мнению зарубежных исследователей, «Амир Темур вошел в историю как великий государственный деятель, дипломат и меценат. Личность этого выдающегося сына узбекского народа и по сей день продолжает вызывать огромный интерес у историков. Несомненно, это великая историческая личность». В ряде публикаций, в частности, отмечается, что «огромное впечатление оставило его наследие как покровителя искусств и архитектуры. Его цитата «Если сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки» по истечении нескольких сотен лет продолжает отражаться на стенах замечательных архитектурных сооружений, построенных в эпоху Амира Темура и его потомков».
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://xreferatcom/35/7437-1-amir-temш•-istoricheskaya-lichnost.html/ (дата обращения: 01.11.2018).
2. Муминов И. Роль и место Амир Темура в истории Средней Азии. Ташкент. Фан, 1968.
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://nuz.uz > Мои узбекистанцы/ (дата обращения: 31.10.2018).
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.samuzinfo.net/ (дата обращения: 05.11.2018).