Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ / УСЛОВИЯ ДЛЯ НАЛАЖИВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТАВКА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / ОБЯЗАННОСТЬ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Лилия Наиловна

В статье рассматривается проблема недостаточного количества рабочих мест для трудоустройства осужденных к наказанию в виде принудительных работ: из-за ограниченного количества вакансий для данных осужденных отдельные территориальные органы испытывают трудности, так как возможность их трудоустройства напрямую связана с местом размещения исправительного центра. С учетом того что рабочих мест, предоставляемых органами местного самоуправления, не всегда достаточно, необходимо взаимодействие органов и учреждений ФСИН России с организациями различной правовой формы. Однако не каждая организация согласится трудоустраивать осужденных, так как возникает обязанность контроля за работающими осужденными. Автором предлагается правовой механизм предоставления льгот по финансовым обязательствам для коммерческих организаций, трудоустраивающих осужденных к принудительным работам. Реализация льгот позволит привлечь к сотрудничеству дополнительное количество коммерческих организаций и будет способствовать квотированию рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова Лилия Наиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF SENTENCE EXECUTION IN THE FORM OF FORCED LABOR

The article deals with the problem of insufficient number of jobs for the employment of convicts sentenced to forced labor: due to the limited number of vacancies for these convicts, individual territorial bodies are experiencing difficulties, since the possibility of their employment is directly related to the location of the correctional center. Taking into account the fact that the jobs provided by local self-government bodies are not always enough, it is necessary to interact with the bodies and institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia with organizations of various legal forms. However, not every organization will agree to employ convicts, as there is a duty to monitor the working convicts. The author proposes a legal mechanism for providing benefits for financial obligations for commercial organizations that employ convicts to forced labor. The implementation of the benefits will attract an additional number of commercial organizations to cooperate and will contribute to the quota of jobs.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

ВЕСТНИК СЮИ

DOI 10.37523/SUI.2021.73.73.010 УДК 343.8

Попова Лилия Наиловна

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: lileka02@mail.ru

Lilija N. Popova

Lecturer of the State and Legal Disciplines Department, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: lileka02@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Аннотация. В статье рассматривается проблема недостаточного количества рабочих мест для трудоустройства осужденных к наказанию в виде принудительных работ: из -за ограниченного количества вакансий для данных осужденных отдельные территориальные органы испытывают трудности, так как возможность их трудоустройства напрямую связана с местом размещения исправительного центра.

С учетом того что рабочих мест, предоставляемых органами местного самоуправления, не всегда достаточно, необходимо взаимодействие органов и учреждений ФСИН России с организациями различной правовой формы. Однако не каждая организация согласится трудоустраивать осужденных, так как возникает обязанность контроля за работающими осужденными.

Автором предлагается правовой механизм предоставления льгот по финансовым обязательствам для коммерческих организаций, трудоустраивающих осужденных к принудительным работам. Реализация льгот позволит привлечь к сотрудничеству дополнительное количество коммерческих организаций и будет способствовать квотированию рабочих мест.

Ключевые слова: трудоустройство, принудительные работы, взаимодействие с коммерческими организациями, условия для налаживания взаимодействия, ставка налога на прибыль организаций, обязанность по трудоустройству.

SOME ISSUES OF SENTENCE EXECUTION IN THE FORM OF FORCED LABOR

Summary. The article deals with the problem of insufficient number of jobs for the employment of convicts sentenced to forced labor: due to the limited number of vacancies for these convicts, individual territorial bodies are experiencing difficulties, since the possibility of their employment is directly related to the location of the correctional center.

Taking into account the fact that the jobs provided by local self-government bodies are not always enough, it is necessary to interact with the bodies and institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia with organizations of various legal forms. However, not every organization will agree to employ convicts, as there is a duty to monitor the working convicts.

The author proposes a legal mechanism for providing benefits for financial obligations for commercial organizations that employ convicts to forced labor. The implementation of the benefits will attract an additional number of commercial organizations to cooperate and will contribute to the quota ofjobs.

Keywords: employment of persons sentenced to forced labor, interaction with commercial organizations, conditions for establishing cooperation, tax benefits, reduction of the corporate income tax rate, the obligation to find employment.

Одной из задач, которую ставит перед ФСИН России государство, является создание и организация деятельности исправительных центров для реализации назначения уголовного наказания. На 2020 г. в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации было 26 исправительных центров и 81 изолированный участок. Численность осужденных к принудительным работам на 01.10.2020 составляла 6179 человек. На 01.01.2021 зарегистрирован еще один изолированный участок, функционирующий как исправительный центр. Численность осужденных к принудительным работам в период с 01.10.2020 по 01.01.2021 также возросла на 103 человека [1].

Увеличение количества исправительных центров может привести в некоторых регионах нашей страны к проблеме недостаточного количества рабочих мест для осужденных к принудительным

© 2021 Попова Л. Н.

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

работам, поскольку особенностью рассматриваемого вида наказания является обязанность трудиться, а значит, осужденный обязан быть официально трудоустроен.

Обязанностью по трудоустройству такой категории осужденных наделена администрация исправительных центров, соответственно налаживание взаимодействия с организациями по вопросам трудоустройства возлагается на сотрудников исправительных центров.

Следует отметить, что руководство коммерческих организаций не заинтересовано в трудоустройстве осужденных, поскольку на сотрудников коммерческой организации, в которой работают осужденные к данному виду наказания, возлагается дополнительная нагрузка, а именно необходимость контролировать поведение осужденного на производстве, а также взаимодействовать с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, допускать сотрудников исправительного центра на трудовые места, в случае неявки осужденного уведомлять не только руководство организации, но и сотрудников исправительного центра. Исходя из рассмотренного, возникает необходимость создать условия для взаимовыгодного сотрудничества ФСИН России с коммерческими организациями.

Условием привлечения к сотрудничеству может быть предоставление льгот коммерческим организациям, которые трудоустраивают осужденных к рассматриваемому виду наказания. Согласно ч. 2 ст. 60.7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) организациям, трудоустраивающим осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы в соответствии с Налоговым кодексом (далее - НК РФ). Наиболее целесообразно предоставление льготы по налогу на прибыль организации. Данный вид налога уплачивают коммерческие организации, находящиеся на общем режиме налогообложения, и ставка указанного налога определена в размере 20 %. С 2017 по 2024 г. сумма рассматриваемого налога в размере 3 % по налоговой ставке зачисляется в федеральный бюджет. Остальная часть в размере 17 % с 2017 по 2024 г. зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. До изменений, внесенных вНКРФ от 29.09.2019 № 325-Ф3 в п. 1 ст. 284 НК РФ, некоторые субъекты Российской Федерации на уровне своего законодательства понижали налоговую ставку по рассматриваемому налогу. Например, законом Чеченской республики от 30.11.2013 № 35-Р3 «О снижении налога на прибыль организации отдельным категориям налогоплательщиков в части сумм налога, зачисляемых в республиканский бюджет» для организаций, расположенных на территории Чеченской республики, ставку налога на прибыль в части суммы налога, зачисляемой в республиканский бюджет, снизили на 3,5 %. Также закон Томской области от 11.10.2011 № 253 -О3 предоставляет пониженную ставку по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно -исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и (или) освобожденные из мест лишения свободы. Таким образом, исходя из содержания законов, можно отметить, что льгота предоставляется организациям, трудоустраивающим осужденных к различным видам наказаний, что может способствовать решению проблемы трудоустройства.

На данный момент принятые нормативно-правовые акты по субъектам о снижении налоговой ставки для организаций, в которых трудятся осужденные к рассматриваемому виду наказания, подлежат применению до 1 января 2023 г. После изменений, внесенных в НК РФ с 2019 г., субъекты Российской Федерации лишены права понижать ставку по налогу на прибыль организаций за исключением случаев, перечисленных в гл. 25 НК РФ. Отметим, что случай предоставления налоговой льготы организациям, трудоустраивающих осужденных, в гл. 25 НК РФ не определен.

Полагаем, что предоставление налоговой льготы организациям по рассматриваемой ситуации в субъектах нашей страны является положительным опытом. Например, согласно закону Мурманской области от 09.11.2001 № 304-01-3МО «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Мурманской области, для отдельных категорий налогоплательщиков» сниженная налоговая ставка до 13,5 %, зачисляемая в бюджет субъекта РФ, действует при определенных условиях. Например, если численность сотрудников организации высокая, то трудоустроить в организацию необходимо осужденных в количестве не менее 1 на каждые 40 человек работников организаций. Такое условие вполне обоснованно для организаций с существенным количеством работников и высокой прибылью. Также является положительным условием для увеличения численности трудоустроенных осужденных к наказанию в виде принудительных работ и квотирование рабочих мест для данной категории осужденных.

Однако не все субъекты Российской Федерации были готовы предоставлять пониженную налоговую ставку на прибыль для организаций. Например, согласно решению Министерства

ВЕСТНИК СЮИ

управления финансами Самарской области от 17.09.2016 № МФ - 13 - 03/2542 отказано в предоставлении рассматриваемой льготы из-за опасения указанного министерства предоставления льготы организациям с большим объемом налогооблагаемой прибыли и небольшой численностью работников. В таком случае положительной практикой применения налоговой льготы является условия, прописанные в ранее рассматриваемом законе Чеченской республики, а именно налоговая льгота распространяется на сумму прибыли организаций, равную доле расходов на оплату труда лиц, осужденных к наказанию.

Также согласно заявлению на пресс-конференции врио начальника УИИ УФСИН России по Камчатскому краю в 2013 г. Министерство управления финансами края отказало в снижении ставки налога по причине неоправданного экономического эффекта от соотношения принятых на работу осужденных и размера предоставляемой налоговой льготы, некомпенсируемыми выпадающими доходами, учитывая, что бюджету требуется финансовая помощь. При этом сотрудники уголовно-исполнительной системы отмечают: «Для привлечения организаций к использованию труда осужденных возникает необходимость предоставления им налоговых льгот, а именно: снижения налоговой ставки» [2].

Пониженная налоговая ставка на прибыль для организаций, предоставляющих рабочие места осужденным к рассматриваемому виду наказания, способствует взаимодействию сотрудников ФСИН России с коммерческими организациями и соответственно расширению перечня объектов для трудоустройства.

Отметим, что применение в отношении лиц рассматриваемых видов наказаний само по себе снижает финансовую нагрузку на федеральный бюджет за счет отсутствия необходимости содержать трудоустроенного осужденного, так как согласно уголовно-исполнительному законодательству трудоустроенный осужденный к рассматриваемому виду наказания самостоятельно оплачивает коммунальные услуги, питание, одежду. Также гораздо меньше сотрудников уголовно -исполнительной системы необходимо задействовать по контролю за исполнением рассматриваемого наказания, поскольку отсутствует охрана в отношении осужденных. Необходимы только сотрудники уголовно-исполнительной системы, контролирующие посещение рабочих мест и местонахождение осужденного в исправительном центре. Штатная единица таких сотрудников уголовно-исполнительной системы гораздо меньше штатной единицы сотрудников по исполнению других видов наказаний, соответственно меньше выплат заработных плат, выплат по социальному обеспечению. Логично, что для федерального бюджета применение наказания в виде принудительных работ достаточно ощутимо снижает финансовую нагрузку.

В сложившейся обстановке (нежелания министерств управления финансами в субъектах Российской Федерации снижать налоговые ставки) необходимо заинтересовать не только работодателей в коммерческих организациях, но и министерства управления финансами в субъектах, цель которых не исполнение наказаний и его организация, а аккумулирование (сбор) как можно больше финансовых средств в бюджет субъекта Российской Федерации.

При трудоустройстве у осужденных производятся удержания из заработной платы за каждый отработанный месяц. Удержания финансов при выплате заработной платы производятся независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. Такие удержания составляют от 5 % до 20 % от заработной платы без учета НДС. На данный момент удержанные суммы перечисляются в федеральный бюджет. Полагаем необходимо перечислять удержанные суммы трудоустроенных осужденных по рассматриваемому виду наказания в бюджет субъекта, на территории которого зарегистрирована организация, предоставляющая трудовые места, так как имеют место случаи, когда организация зарегистрирована в одном субъекте, а деятельность осуществляет (предоставляет услуги) в другом субъекте Российской Федерации. Перечисление удержанных сумм в бюджет субъекта Российской Федерации позволит частично покрыть сумму льготы налога на прибыль организаций. Соответственно необходимо дополнить Приказ Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», а именно внести в бюджетную классификацию, относящуюся к региональному бюджету, в раздел под заголовком: «Прочие неналоговые доходы» наименование кода: «Поступления удержаний из заработной платы осужденных к принудительным работам».

Кроме того, при возникновении вопросов субсидирования организаций из федерального бюджета как одно из условий приоритета выбора в субсидировании необходимо закладывать критерий трудоустройства осужденных к рассмотренному виду наказания, поскольку такие организации способствуют реализации задач государственного характера.

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

Исходя из рассмотренного полагаем, что для привлечения к сотрудничеству организаций необходимо в ст. 284 НК РФ добавить пункт: «понижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, трудоустраивающих осужденных к принудительным работам».

Предложенный правовой механизм по предоставлению налоговой льготы коммерческим организациям, трудоустраивающим осужденных к принудительным работам, по нашему мнению, привлечет интерес большего количества организаций (с учетом постепенного увеличения количества осужденных к рассматриваемому виду наказания) к взаимодействию со ФСИН России по трудоустройству, что будет способствовать соответственно увеличению рабочих мест в случае нехватки таковых.

Таким образом, при трудоустройстве осужденных к рассматриваемому виду наказания разрешается задача, поставленная перед исправительными центрами.

Библиографический список

1. Сайт Федеральной службы исполнения наказания [Электронный ресурс]. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 24.02.2021).

2. Сайт УФСИН России по Камчатскому краю (пресс-конференция в 2013 году) [Электронный ресурс]. URL: // https://www.express-kamchatka1.ru/novosti-korotko/7598-problem (дата обращения: 22.01.2021).

References

1. Sajt Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazaniya [Website of the Federal Service for the Execution of Punishment]. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Accessed: 22.01.2021) [in Russian].

2. Sajt UFSIN Rossii po Kamchatskomu krayu (press-konferenciya v 2013 godu) [Website of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Kamchatka Territory (press conference in 2013)]. URL: https://www.express-kamchatka1.ru/novosti-korotko/7598-problem (Accessed: 22.01.2021) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.