Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2015. № 1-2 (17)
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ОСУЖДЕННЫХ К МЕРАМ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ
© С. В. Кожухова
Кожухова
Светлана Валерьевна
главный специалист отдела законодательства в сфере социальной политики, государственной службы и трудового законодательства Правового управления аппарата Самарской Губернской Думы
Статья посвящена проблемным вопросам правового характера, связанным с порялком и условиями трулоустройства, а также стимулирования работолателей в целях обеспечения рабочими местами лиц, освоболившихся из мест лишения своболы или осужленных к мерам наказания, не связанным с лишением своболы
Ключевые слова: служба пробации, квотирование рабочих мест, понижение налоговых ставок налога на прибыль организаций, учрежлений, прелприятий.
В Российской Федерации каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы (п. 3 ст. 37 Конституции РФ). Вместе с тем существует «особая» группа граждан, — это лица, освободившиеся из мест лишения свободы, осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, для которых, наличие судимости, ограничивает их не только в некоторых общегражданских правах, но и в трудовой сфере. Это и прекращение трудового договора в случае осуждения (п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ), и наличие наказаний, исключающих возможность продолжения прежней работы (ст.47 УК РФ, 54 УК РФ, 56 УК РФ, 57 УК РФ). Более того, даже наличие снятой или погашенной судимости (ст. 86 УК РФ) является препятствием для трудоустройства на работу во многие сферы деятельности, определенные российским законодательством (ст. 331 ТК РФ, ст. 351.1 ТК РФ, п. 5 ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе», п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другие).
С января по май 2015г. на свободу в Самарской губернии вышло более 1700 человек. В связи с амнистией к 70-летию Победы из учреждений ГУФСИН выйдет еще 4,5 тысячи граждан. Всего же по России амнистировано более 95 тыс. человек (на июнь 2015г. на свободу вышло 12926человек)1. Между тем, в настоящее время, по данным МВД РФ, до 30% повторных преступлений совершается бывшими осужденными в первые три месяца после освобождения, потому что они не знают, чем заняться2.
В то время, как ст. 3 ТК РФ устанавливается запрет дискриминации в сфере труда, пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Одновременно ст. 64 ТК РФ предусмотрены гарантии для граждан при заключении трудового договора, согласно которым запрещается необоснованный отказ в заключение трудового договора.
Обращение граждан на отказ в трудоустройстве, по своей сути, является действием, которое порождает юридические последствия, то есть выступает одним из эффективных способов выявления проблематики в определенной сфере. Вместе с тем анализ практики реализации законодательства о порядке и условиях стимулирования работодателей, принимающих на работу лиц, освободившихся из мест лишения свободы, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, свидетельствует о том, что за период 2013-2015 гг. в соответствующие министерства и инспекции области обращений от указанной категории лиц, по вопросам отказа в трудоустройстве не поступало. Данное обстоятельство, по нашему мнению, может свидетельствовать, как о низкой социальной активности, так и правовой неосведомленности указанной категории лиц.
В этой связи необходимо комплексное консультирование юристами различных ведомств лиц, освободившихся из мест лишения свободы, об их трудовых правах, а также о возможности и способах их восстановления в случае нарушений.
Следует остановиться на отдельных проблемных вопросах правового характера.
Так, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, отнесены к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы и политика государства направлена, в частности, на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. (Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон № 1032-1).
1 С чистой совестью // Российская газета 25 июня 2015. № 137 С. 32.
2 Колдашова С. Ряды дворников пополнят экс - заключенные // Комсомольская правда. 2015. № 73. С. 4.
Вместе с тем, как следует из норм вышеуказанного Закона, не все имеющие или имевшие судимость лица, а только отбывавшие наказание, связанное с лишением свободы, могут получить статус граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и как следствие претендовать на реализацию в отношении них мероприятий, способствующих занятости. Лица, отбывавшие наказания, не связанные с лишением свободы, также считаются судимыми, также испытывают аналогичные трудности в трудоустройстве. Однако законодательством они не отнесены к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Полагаем, что указанное обстоятельство требует внесения изменений в федеральное законодательство о занятости населения в части распространения статуса граждан, испытывающих трудности в поиске работы, как на граждан, отбывавших наказание, связанное с лишением свободы, так и осужденных к исправительным и обязательным работам.
В соответствии с требованиями УК РФ и УИК РФ, осужденные к наказаниям в виде исправительных и обязательных работ, и не имеющие основного места работы трудятся на объектах и в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
ГУ ФСИН субъектов РФ и администрациями муниципальных образований согласовываются Перечни объектов и мест для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ (далее — Перечень). Однако наличие организации в указанном Перечне не лишает работодателя выбора более квалифицированного сотрудника, то есть занятость лиц, осужденных к наказаниям в виде исправительных и обязательных работ, законодательством Российской Федерации не гарантируется.
Таким образом, предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством обязанность осужденных трудиться может быть фактически не реализована, что ставит пенитенциарную систему в противоречивое «Уголовно-исполнительная инспекция» ГУФСИН России по Самарской области (далее — УИИ) проходит свыше 20 тысяч осужденных без лишения свободы, из них доля осужденных к наказанию в виде исправительных работ составляет свыше 10%. Тем не менее, рабочих мест для отбывания таких наказаний не достаточно. Это является одной из важнейших проблем в деятельности УИИ.
С целью приведения Перечня в состояние, эффективное для реального отбывания наказания, в конце 2014 г. и 1 квартале 2015 г. были проведены рабочие встречи представителей ГУФСИН России по Самарской области с главами муниципальных образований, особое внимание уделялось трудоустройству осужденных к обязательным и исправительным работам в системе жилищно-коммунального хозяйства. В результате практически во всех районах Самарской области Перечни пересмотрены с включением дополнительно предприятий и организаций для трудоустройства осужденных.
На сегодняшний день уровень привлечения к труду осужденных к обязательным и исправительным работам в филиалах ФКУ УИИ ГУФСИН России по Самарской области составил 100%.
С целью проведения совместных мероприятий, направленных на оказание содействия лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, в трудоустройстве и постпенитенциарной адаптации министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области, совместно с ГУФСИН России по Самарской области на постоянной основе проводятся рабочие совещания.
В качестве положительного примера следует отметить постоянное проведение выездных консультаций в исправительных учреждениях области специалистами ГКУСО ЦЗН. Так, были проведены профориентационные мероприятия в справочно-консультационных пунктах в исправительных учреждениях, в которых приняли участие 8890 человек (2013 г. — 3023 человека, 2014 г. — 4201 человек, за 1 квартал 2015 года — 1666 человек). Кроме того, в рамках выездных мероприятий проводились выездные отделы кадров и ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. Гражданам, находящимся в исправительных учреждениях № 15 и № 5 (Самара) и готовящимся к освобождению, была предоставлена возможность пройти скайп - собеседование с работодателями, присутствующими на ярмарке вакансий, в ГУФСИН России по Самарской области.
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Минюста России на период до 2020 года, итогом ее реализации должно стать дальнейшее развитие уголовно-исполнительной системы, приближение ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития. Пунктами 15 и 17 Правил Совета Европы о пробации 2010 года устанавливается, что служба пробации должна подвергаться регулярному правительственному инспектированию и (или) общественному мониторингу, а также служба пробации должна информировать средства массовой информации и общественность о деятельности данного органа для лучшего понимания ее роли и значения для общества.
В этой связи, на наш взгляд, требуется внесение изменений в действующее законодательство в части фактической реализации пунктов 15 и 17 Правил Совета Европы о пробации 2010 года.
Представляется, что значительный вклад в решение проблемы трудоустройства осужденных к исправительным и обязательным работам может внести развитие собственным производств на базе исправительным учреждений.
Вместе с тем, согласно действующему законодательству Российской Федерации, осужденные к исправительным и обязательным работам, не могут отбывать наказание на собственных производственных базах исправительных учреждений ГУФСИН Самарской области, так как их территории являются территориями режимных объектов.
Однако в ИК-3, ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области, осужденные, состоящие на учетах в филиалах по Красноглинскому району г. Самары и г. Новокуйбышевску, привлечены к отбыванию наказания в виде исправительных и обязательных работ за режимной территорией, в основном в качестве подсобных рабочих. Постановлением Главы городского округа Самары от 20.04.2005 № 880 «Об определении перечня мест (объектов) для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ на территории города Самары» учреждения ГУФСИН России по Самарской области включены в
Перечень мест (объектов) для отбывания осужденными наказаний в виде обязательных и исправительных работ.
Поэтому, полагаем, в целях создания дополнительных рабочих мест, а также возможности получения дополнительной прибыли учреждениями ГУФСИН России по Самарской области, необходимо продолжать деятельность по созданию производственных предприятий за режимной территорией исправительных учреждений.
Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в который внесены изменения Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 277-ФЗ, установлено, что субъекты Российской Федерации при наличии возможности вправе оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных. Однако финансовое обеспечение указанных полномочий не является обязанностью субъектов Российской Федерации и осуществляется при наличии возможностей, а также не является основанием для выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Данное положение носит рекомендательный характер и оставляет за субъектами Российской Федерации право на оказание поддержки в трудоустройстве осужденных.
В 2013 году Самарской Губернской Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в части квотирования рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы). Необходимость внесения изменений была вызвана тем, что законность регулирования вопроса на уровне субъектов Российской Федерации в отсутствие у них полномочий ставится под сомнение. Однако данный законопроект не был поддержан и в итоге был отклонен. В 2015 году уже Государственным Советом Республики Коми в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект № 743606-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», которым предлагается установить нормы, согласно которым организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу лиц: освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в течение одного года со дня освобождения), признанных в установленном порядке безработными; осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, признанных в установленном порядке безработными.
В ряде субъектов Российской Федерации действуют законы о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы (Республики Татарстан и Тыва, Тверская, Московская области). Учитывая негативное отношение к приему на работу бывших осужденных, представляется, что возможности трудоустройства рассматриваемой категории граждан квотирование не расширит, так как само по себе не содержит стимулирующих работодателя аспектов. Также представляется, что данная мера поддержки, учитывая ее принудительный характер для работодателей, может ограничить работодателя
в праве приема на работу граждан, наиболее отвечающих квалификационным требованиям для замещения конкретной должности.
В то же время сочетание квотирования рабочим мест с мерами экономического стимулирования, вероятно, будет иметь положительное действие. Например, в Пермском крае в законе о квотировании рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, работодателям могут предоставляться льготы по уплате налогов и сборов3.
В ходе анализа законодательства субъектов Российской Федерации выявлено, что к рассматриваемой сфере субъектами Российской Федерации применяются мерыс исключительно экономического характера.
Основным видом стимулирования для организаций, деятельность которых связана с исполнением наказаний, является понижение налоговых ставок налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (например, Томской области, Чеченской Республике, Еврейской автономной области, Республике Мордовия, Забайкальском крае, Республике Адыгея и др.)4. Особого внимания заслуживает Закон Белогородской области от 18.09.2007 № 142 «О льготах по налогу на прибыль организаций», где закреплено положение, согласно которому предоставляется снижение льгот по налогу на прибыль на 4 процентных пункта организациям, расширяющим или открывающим новые производства на предприятиях уголовно-исполнительной системы. Из данного положения кроме налоговой выгоды усматриваются также такие аспекты, которые могут быть интересны субъектам бизнеса, как: наличие на территории исправительной организации технологического оборудования; исправительные колонии являются государственными учреждениями, что исключает возможность их банкротства.
На территории Самарской области действует государственная программа Самарской области «Обеспечение правопорядка в Самарской области» на 20142016 годы», утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 711, в которой отмечается, что экономический кризис существенно снижает возможности трудоустройства освободившихся граждан. Отсутствие практики бронирования и создания рабочих мест для лиц, освобожденных от отбытия наказания, напрямую связано с непредставлением льгот для организаций любой формы собственности, которые были бы заинтересованы в их трудоустройстве.
3 Закон Пермской области от 05.11.2004 г. № 1689-344 (ред. от 03.07.2014) «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» // Система Консультант Плюс 12.12.2014.
4 Закон Томской области от 11.10.2011г. № 253-03 «О применении пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и (или) освобожденные из мест лишения свободы; Закон Забайкальского края от 01.04.2014 г. № 946-33К «Об установлении пониженных ставок налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков в части сумм налога на прибыль организаций, зачисленных в бюджет Забайкальского края» // Система Консультант Плюс 15.12.2014.
Учитывая опыт субъектов Российской Федерации, полагаем, что министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области совместно с заинтересованными органами власти необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в налоговое законодательство Самарской области в части установления налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, но до погашения или снятия у данных лиц судимости, либо установления субсидии за счет областного бюджета в целях обеспечения занятости (частичная компенсация из средств областного бюджета расходов работодателей, связанных с трудоустройством лиц, освобожденных из мест лишения свободы, принятых на работу по направлению службы занятости).
Важно отметить, что ежегодно наблюдается снижение численности граждан, из числа освобожденных из мест лишения свободы и обратившихся в службу занятости по вопросам оказания им содействия в трудоустройстве (с 841 человека — в 2010 году до 501 человека — в 2014 году), по причине низкого уровня профессиональной подготовки, длительного перерыва в работе и нежелания самих граждан трудоустраиваться. Исходя из позиции министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, относительно причин возникновения проблематики в трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представляется, что решение вопроса трудовой занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, многоаспектно, а именно, проблематика лежит не только в области нежелания работодателей трудоустраивать данную категорию лиц, но и в области низкой мотивации к труду последних, нежелания их трудоустраиваться, в том числе ввиду неудовлетворительного состояния здоровья, включая открытую форму туберкулеза, отсутствия у них профессиональных навыков, длительного перерыва в работе.
Вместе с тем, недостаточное внимание к рассматриваемой категории лиц может негативно сказаться на ситуации в обществе, в том числе привести к рецидивам противоправных действий, имеющих целью материальное обогащение, представляется, что на уровне субъекта должно оказываться самое пристальное внимание трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. С чистой совестью // Российская газета. 2015. № 137. С. 32.
2. Колдашова С. Ряды дворников пополнят экс-заключенные // Комсомольская правда. 2015. № 73. С. 4.
3. Закон Пермской области от 05.11.2004г. № 1689-344 (ред. от 03.07.2014) «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» // Система Консультант Плюс 12.12.2014.
4. Закон Томской области от 11.10.2011г. № 253-03 «О применении пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным
работам и (или) освобожденные из мест лишения свободы // Система Консультант Плюс 15.12.2014.
5. Закон Забайкальского края от 01.04.2014г. № 946-33К «Об установлении пониженных ставок налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков в части сумм налога на прибыль организаций, зачисленных в бюджет Забайкальского края» // Система Консультант Плюс 15.12.2014.