[Criminological classification and typology of the identity of the persons committing the crimes connected with drug trafficking] // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika [Law Science and Law Enforcement Practice], 2008, no. 3 (6).
7. Liseckij, K. S. Psihologicheskie osnovy profilaktiki narkoticheskoj zavisimosti lichnosti [Psychological bases of prevention of drug addiction of the personality] : dr. of psychology diss. autoref. Moscow, 2007.
8. Osnovnye pokazateli po prestupnosti [Key indicators on crime] // URL: http: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/pravo/10-01.doc (date of the address: 10/11/2018).
9. Prohorova, M. V. Harakteristika lichnosti nesovershennoletnih osuzhdennyh, otbyvayush-chih nakazanie v vide lisheniya svobody kak kriterij differenciacii i individualizacii ispolneniya nakazaniya [Characteristic of the identity of the minor convicts serving prison term as criterion of differentiation and individualization of execution of the punishment] // Vestnik Kuzbasskogo institute [Bulletin of Kuzbass Institute], 2017, no. 3 (32).
10. Ragozinskaya, V. G. Psihologicheskij portret narkozavisimogo prestupnika [Psychological portrait of the drug-addicted criminal] // Nauka i socium [Science and society] : materials of the scientific and practical conference (Novosibirsk, Jan. 2017). Novosibirsk, 2017.
11. Rodionov, A. I. Social'no-psihologicheskaya harakteristika lichnosti recidistov-narkoprestupnikov muzhskogo pola [Social and psychological characteristic of the identity of male retsidistov-drug-related criminals] // Aktual'nye voprosy bor'by s prestupleniyami [Topical issues of fight against crimes], 2017, no. 1.
12. Forma № 6-МВ-НОН [Form № 6-МВ-НОН] // URL: http: www.cdep.ru/index.php?id (date of the address: 10/11/2018).
Сведения об авторе
Витовская Евгения Сергеевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры уголовного права. E-mail: [email protected]
Information about the author
Vitovskaya Eveniya Sergeevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetk, Russia), lecturer of the ^air of Criminal Law. E-mail: [email protected]
УДК 343.847
П. В. Голодов
ТРУДОУСТРОЙСТВО ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА И ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Автором проанализированы организационные и правовые проблемы трудоустройства осужденных к исправительным и принудительным работам, лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В исследовании использованы методы анкетного опроса, теоретического анализа научной литературы и системно-структурного анализа нормативных правовых актов.
© Голодов П. В., 2018 © Golodov P. V., 2018
По результатам исследования выработаны пути совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Предлагается разработать стратегию (программу) развития государственно-частного партнерства в уголовно-исполнительной сфере, а также системы социальной адаптации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; конкретизировать в уголовно-исполнительном законодательстве правовое положение организаций-работодателей; продолжить продвижение законодательных инициатив в области квотирования рабочих мест, предоставления налоговых и иных льгот организациям-работодателям; предоставить организациям-работодателям преференции при участии в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; наделить осужденных к исправительным работам, не имеющих основного места работы, правом самостоятельного трудоустройства; совершенствовать систему стимулирования законопослушного поведения осужденных к исправительным работам. Реализация данных мер будет способствовать достижению целей уголовного наказания, повышению эффективности исполнения судебных решений.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция; труд осужденных; исправительные работы; принудительные работы; постпенитенциарная адаптация; государственно-частное партнерство; квотирование рабочих мест.
P. V. Golodov
EMPLOYMENT OF CONVICTS SENTENCED WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY AND PERSONS RELEASED FROM PLACES OF DETENTION: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS
The author analyzed the organizational and legal problems of employment of persons sentenced to correctional and forced labor, persons released from places of detention. The study used the methods of the questionnaire survey, the theoretical analysis of scientific literature and the system-structural analysis of regulatory legal acts.
According to the results of the study there are developed ways to improve legislation and law enforcement practice. It is proposed to develop a strategy (program) for the development ofpublic-private partnership in the penal sphere as well as a system of social adaptation and re-socialization of persons released from places of detention: to specify in the penal legislation the legal status of employing organizations; to continue the promotion of legislative initiatives in the field of job quotas, the provision of tax and other benefits to employing organizations; to provide preferential organizations with employers when participating in the procurement of goods, works and services to meet state and municipal needs; to give prisoners sentenced to correctional work, who do not have a main place of work, the right of self-employment; to improve the system of stimulating law-abiding behavior of convicts sentenced to correctional labor. The implementation of these measures will contribute to the achievement of the goals of criminal punishment, increase the efficiency of execution of court decisions.
Key words: penal inspection; labor of convicts; corrective labor; forced labor; postpenal adaptation; public-private partnership; job quotas.
Исследование вопросов трудоустрой- правовых проблем в данной области, в
ства осужденных к исправительным ра- том числе системных проблем, требую-
ботам и принудительным работам, а так- щих своего решения на государственно-
же осужденных, освобождающихся из правовом уровне.
мест лишения свободы, демонстрирует Особое значение имеют проблемы
наличие отдельных организационных и взаимодействия учреждений уголовно-
исполнительной системы и органов местного самоуправления с работодателями при организации трудоустройства осужденных; проблемы развития законодательных инициатив в части квотирования рабочих мест, установления налоговых и иных преференций работодателям; проблемы социального сопровождения и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; проблемы государственно-частного партнерства в уголовно-исполнительной сфере и социальной ответственности крупного бизнеса; проблемы правового положения организаций-работодателей в системе субъектов уголовно-исполнительных правоотношений; проблемы профессиональной квалификации осужденных и мотивации их трудовой активности.
Актуальность решения указанных проблем обусловлена необходимостью неукоснительного и эффективного исполнения судебных решений (приговоров), достижения целей уголовного наказания, а также социальной адаптации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
В июне-августе 2018 г. ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Вологодской области» совместно с кафедрой административно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики ФСИН России проводился опрос респондентов по исследуемому нами вопросу. В опросе приняли участие 54 должностных лица органов местного самоуправления и 60 руководителей коммерческих организаций.
В числе трудностей, возникающих при формировании списков организаций, предоставляющих рабочие места осужденным к исправительным работам, должностными лицами органов местного самоуправления были указаны следующие: отсутствие заинтересованности работодателя участвовать в данном направлении работы (24 чел. — 44,4 %), нежелание работодателей принимать на работу данный контингент (23 чел. — 42,6 %), отсутствие ответственности работодате-
лей за отказ от предоставления рабочих мест данной категории (6 чел. — 11,1 %), высокий уровень безработицы в регионе (6 чел. — 11,1 %), отсутствие необходимой квалификации у лиц данной категории (2 чел. — 3,7 %), иные трудности (7 чел. — 13,0 %).
38,3 % опрошенных респондентов из числа руководителей коммерческих организаций указали, что не приняли бы на работу осужденных к исправительным работам; 31,7 % — трудоустроили бы при наличии соответствующей квалификации; 28,3 % — при наличии вакансий. В качестве дополнительного условия трудоустройства данной категории лиц работодатели назвали необходимость сбора информации, характеризующей осужденного (наличие положительной характеристики), а также предварительное собеседование с ним (1,7 %).
Результаты опроса показали, что основные проблемы организации трудоустройства рассматриваемой нами категории лиц (при формировании муниципальными органами списков предприятий для трудоустройства осужденных, проработке вопросов квотирования рабочих мест) связаны в первую очередь с общей экономической ситуацией в стране, низкой эффективностью субъектов экономической деятельности, ситуацией с уровнем безработицы и недостаточностью свободных рабочих мест, высокой конкуренцией на рынке труда. Нуждается в совершенствовании уголовно-исполнительное и налоговое законодательство; необходимы инициативы в области государственно-частного партнерства, совершенствование воспитательно-профилактической работы с правонарушителями, развитие системы их постпенитенциарной адаптации и социализации.
Системно-структурный анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства показал, что в настоящее время достаточно подробно регламентированы вопросы осуществления администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, контроля за соблюдением
условий отбывания наказания осужденными и исполнением требований приговора, закреплены юридические обязанности и ответственность администрации данных организаций. В то же время не получили четкого правового решения вопросы, связанные с их правовым положением в системе уголовно-исполнительных отношений. Являются ли они участниками данных правоотношений? Обязаны ли они в них участвовать и в каких случаях? На каком основании им делегируется данная государственная функция? Даже в норме, устанавливающей порядок отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, не упоминается об организациях-работодателях, а говорится об определении органами местного самоуправления (по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями) перечня мест для привлечения осужденных к труду. Действительно, если речь идет об исполнении требований приговора суда, то такая обязанность у организации возникает в отношении своего работника, но участие в формировании вышеуказанного перечня мест привлечения осужденных к труду недостаточно, на наш взгляд, урегулировано в законодательстве.
Особое внимание в научной литературе уделяется вопросам ответственности осужденных. Отдельными авторами отмечается, что действующим уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрена дисциплинарная ответственность за отказ осужденного к исправительным работам от предложенной ему работы; также не закреплена ответственность осужденных, не предпринимающих действий по получению или восстановлению документов, необходимых для трудоустройства [3, с. 65]. Вместе с тем заметим, что законодательством предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), а также за отсутствие документов, удосто-
веряющих личность гражданина, а также регистрации по месту жительства (пребывания); имеется возможность изменения меры уголовно-правового воздействия на осужденного в случае злостного уклонения от отбывания наказания. Кроме того, представляет интерес предложение И. В. Дворянскова о необходимости криминализации злостного уклонения от отбывания наказания в виде исправительных работ и принудительных работ, что позволит повысить эффективность предупреждения подобных деяний [2, с. 13]. Существует и ряд других проблем: например, назначение и исполнение исправительных работ в отношении несовершеннолетних, отсутствие действенных мер стимулирования правопослуш-ного поведения осужденных к исправительным работам и др.
Проведенный нами анализ научной литературы, действующего законодательства и материалов правоприменительной практики позволил разработать следующие возможные пути совершенствования деятельности по трудоустройству осужденных к наказаниям без изоляции от общества и лиц, освободившихся из мест лишения свободы:
1. разработать меры по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства в части конкретизации правового положения организаций-работодателей в системе субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Необходим четкий правовой посыл в данном направлении: участие
организаций-работодателей в исполнении уголовных наказаний с позиций императивного обязывания (при определенных условиях: например, с учетом вида экономической деятельности, размера годовой оборота, уровня рентабельности, количества рабочих мест и т. п.) или добровольности и стимулирования. Предусмотренное действующим законодательством формирование на муниципальном уровне перечней организаций-работодателей, в которых привлекаются к труду осужденные к исправительным
работам, в настоящее время не имеет достаточной правовой регламентации;
2. разработать стратегию (программу) развития государственно-частного партнерства в сфере исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, социальной адаптации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
3. организовать проведение на федеральном и региональном уровнях общественных слушаний и координационных совещаний по вопросам привлечения организаций-работодателей к исполнению уголовных наказаний в виде исправительных работ и принудительных работ, а также к трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы (с привлечением представителей крупного бизнеса);
4. продолжить подготовку и продвижение законодательных инициатив в области квотирования рабочих мест, предоставления налоговых льгот, льгот по арендной плате и плате за землю, выделения бюджетных субсидий организациям-работодателям. Проработать вопрос о нормативном закреплении предоставления организациям-работодателям льгот при участии в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, наравне с иными категориями льготных поставщиков (учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации). Решение данных вопросов должно осуществляться в комплексе с решением вопросов создания рабочих мест и трудоустройства иных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (инвалиды, люди предпенсионного возраста, лица, потерявшие работу и оставшиеся без средств к существованию, беженцы и т. п.);
5. рассмотреть вопрос о возможности предоставления осужденным к исправительным работам, не имевшим на момент
осуждения основного места работы, права трудоустроиться самостоятельно (в течение определенного срока), в том числе посредством обращения в муниципальные центры занятости населения и частные кадровые агентства в соответствии с имеющейся у них специальностью (профессией). В целях стимулирования работодателей к трудоустройству рассматриваемой категории лиц уголовно-исполнительным инспекциям следует готовить качественные характеристики осужденных, отражающие уровень их профессиональной подготовки и квалификации, имеющиеся трудовые навыки, склонности и предпочтения;
6. в рамках законодательной проработки вопросов квотирования рабочих мест для осужденных к исправительным работам и принудительным работам и для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, целесообразно рассмотреть вопрос о возможности создания специализированного внебюджетного фонда и об установлении фиксированных отчислений в него в качестве альтернативы квотированию рабочих мест и трудоустройству на них работников указанной категории (предоставить организации-работодателю право выбора; средства фонда направить на создание рабочих мест для осужденных);
7. принять меры к совершенствованию на уровне уголовно-исполнительного законодательства системы стимулирования законопослушного, социально активного и ответственного поведения осужденных к исправительным работам (вплоть до предоставления условно-досрочного освобождения от отбывания наказания) [1]. Необходимым также представляется проведение воспитательной работы с осужденными, направленной на повышение трудовой активности (мотивации к труду) и недопущение нарушений трудовой дисциплины; усиление мер ответственности осужденных при недобросовестном отношении к труду и нарушениях трудовой дисциплины.
Литература
1. Бабаян, С. Л. К вопросу о профилактической работе с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2017. — № 2 (38).
2. Дворянсков, И. В. К вопросу об уголовной ответственности за злостное уклонение от обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, получения предписания для направления в колонию-поселение или не прибывших к месту отбывания наказания // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2016. — № 2 (34).
3. Красоткин, П. Н. Некоторые вопросы практики исполнения наказания в виде исправительных работ // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2016. — № 1 (33).
References
1. Babayan, S. L. K voprosu o profilakticheskoj rabote s osuzhdennymi, sostoyashchimi na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah [On the issue of preventive work with convicts who are registered in criminal enforcement inspectorates] // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the Institute: Crime, Punishment, Correction], 2017, no. 2 (38).
2. Dvoryanskov, I. V. K voprosu ob ugolovnoj otvetstvennosti za zlostnoe uklonenie ot obyazatel'nyh rabot, ispravitel'nyh rabot, ogranicheniya svobody, polucheniya predpisaniya dlya napravleniya v koloniyu-poselenie ili ne pribyvshih k mestu otbyvani-ya nakazaniya [To the question of criminal liability for malicious evasion of compulsory work, correctional work, restriction of freedom, obtaining a prescription for sending to a colony-settlement or who have not arrived at the place of serving the sentence] // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2016, no. 2 (34).
3. Krasotkin P. N. Nekotorye voprosy praktiki ispolneniya nakazaniya v vide ispravitel'nyh rabot //Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2016, no. 1 (33).
Сведения об авторе
Голодов Павел Васильевич: Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда, Российская Федерация), профессор кафедры административно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Golodov Pavel Vasilyevich: Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia (Vologda, Russia), professor of the Chair of Administrative and Legal Disciplines, candidate of law, associate professor. E-mail: [email protected]