Научная статья на тему 'Некоторые вопросы государственного надзора за использованием земель обороны и безопасности '

Некоторые вопросы государственного надзора за использованием земель обороны и безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственный земельный надзор / земли обороны и безопасности / Вооруженные Силы Российской Федерации / Специальная военная операция / воинские части и военные организации / state land supervision / defense and security lands / the Armed Forces of the Russian Federation / Special military operation / military units and military organizations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Юрьевна Феоктистова

В статье рассматриваются проблемы организации и осуществления надзора за соблюдением земельного законодательства субъектами землепользования земель обороны и безопасности на примерах судебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of state supervision over the use of defense and security lands

The article examines the problems of organizing and supervising compliance with land legislation by subjects of land use of defense and security lands using examples of judicial practice.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы государственного надзора за использованием земель обороны и безопасности »

Закон и право. 2024. № 6. С. 108-112. Law and legislation. 2024;(6):108-112.

Научная статья УДК 349.41

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-108-112 EDN: https://elibrary.ru/RABUFU

NIION: 1997-0063-6/24-312 MOSURED: 77/27-001-2024-6-512

Некоторые вопросы государственного надзора за использованием земель обороны и безопасности

Ольга Юрьевна Феоктистова

Военный университет имени Александра Невского Министерства обороны

Российской Федерации, Москва, Россия, Feoktistovaou@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации и осуществления надзора за соблюдением земельного законодательства субъектами землепользования земель обороны и безопасности на примерах судебной практики.

Ключевые слова: государственный земельный надзор, земли обороны и безопасности, Вооруженные Силы Российской Федерации, Специальная военная операция, воинские части и военные организации.

Для цитирования: Феоктистова О.Ю. Некоторые вопросы государственного надзора за использованием земель обороны и безопасности // Закон и право. 2024. № 6. С. 108—112. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-6-108-112 ББЫ: https://elibrary.ru/RABUFU

Original article

Some issues of state supervision over the use of defense and security lands

Olga Yu. Feoktistova

Alexander Nevsky Military University Ministry of Defense

of the Russian Federation, Moscow, Russia, Feoktistovaou@mail.ru

Abstract. The article examines the problems of organizing and supervising compliance with land legislation by subjects of land use of defense and security lands using examples ofjudicial practice.

Keywords: state land supervision, defense and security lands, the Armed Forces of the Russian Federation, Special military operation, military units and military organizations.

For citation: Feoktistova O.Yu. Some issues of state supervision over the use of defense and security lands // Law and legislation. 2024;(6):108—112. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-108-112 EDN: https://elibrary.ru/RABUFU

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью более глубокого ^анализа правового регулирования государственного надзора за соблюдением земельного законодательства в Вооруженных Силах Российской Федерации. Земельное законодательство, согласно п. «к» ст. 72 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

© Феоктистова О.Ю. М., 2024.

Правовое регулирование использования земель обороны и безопасности должно осуществляться преимущественно на уровне федеральной власти, с учетом того, что данные земли являются федеральной собственностью [1]. В прошлом было отмечено наличие многочисленных правовых несоответствий и недочетов в вопросах управления землями, отнесенными к сфере обороны и безопасности. Эти проблемы были устранены с принятием Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»,

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

которое определило полномочия по регулированию данных земель.

Это способствовало решению ряда вопросов и повышению эффективности управления данными ресурсами. Тем не менее возникла новая проблематика, касающаяся государственного надзора за использованием земель обороны и безопасности, что непосредственно связано с вопросами национальной безопасности.

В современных условиях данный вид контроля является важнейшим элементом системы управления земельными ресурсами страны. Органы, ответственные за проведение государственного надзора земель, обладают полномочиями в отношении всех категорий земель, что закреплено в соответствующих положениях «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)». Для эффективного выполнения своих функций сотрудники данных органов должны иметь доступ на территории земель обороны и безопасности.

Важно обозначить, что ежегодно количество правонарушений постоянно возрастает. Так, при сокращении Росреестром проводимых проверок выявляемость нарушений в 2019 г. выросла до 65,5% (в 2018 г. — 62,4%), в том числе за счет роста количества административных обследований (на 20,3%, до 111 102), проводимых дистанционно без участия правообладателей земельных участков [4].

Также следует подчеркнуть актуальность данной темы в связи с проведением Специальной военной операции, когда земли обороны и безопасности задействованы для обеспечения национальной безопасности и обороны страны. Соответственно, проведение государственного земельного надзора в такой особый период представляется проблематичным и актуальным в исследовании.

Качество этих процедур было значительно улучшено за счет применения дронов. Основой для проведения наблюдений служат сведения, полученные через межведомственный информационный обмен из государственных и муниципальных баз данных, открытых источников в Интернете, а также за счет автоматизированных средств контроля, оснащенных функциями фото- и видеосъемки. В случае обнаружения признаков нарушений на основании анализа представленных данных землепользователям направляются предупреждения о необходимости устранения выявленных нарушений в установленный срок.

При этом для подтверждения факта нарушения инспекторы выполняют выездные проверки. Использование дронов дает возможность осмотреть труднодоступные участки земли, доступ к которым ограничен из-за отсутствия инфраструктуры, дорог и удаленности от жилых зон. Для осуществления полетов дронов требуется получение разрешений от центральных органов управления воздушным движением, местных органов самоуправления, ФСБ, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и командования военного округа [3].

Применение передовых технологий, включая дроны, способствует повышению эффективности работы инспекторов, занимающихся государственным земельным надзором. Полевые обследования включают как визуальный осмотр, так и инструментальное исследование, в том чис -ле с использованием видеозаписи.

Проблематика определения статуса отдельных территорий как зон, отведенных для нужд обороны и безопасности, является комплексной задачей.

В соответствии со статьями 87 и 93 ЗК РФ в данную категорию включаются участки, находящиеся за пределами городских и сельских поселений, предназначенные или используемые для деятельности Вооруженных Сил РФ и иных подразделений, обеспечивающих территориальную целостность и неприкосновенность государства, защиту его границ, информационную безопасность и выполнение других аналогичных функций.

Однако, согласно ст. 85 ЗК РФ, в состав территорий населенных пунктов могут быть включены участки, определенные по градостроительным стандартам как земли специального назначения, включая территории, занятые военными объектами. Недостаток ясности в законодательстве относительно прямого определения правового статуса специализированных земель и территорий с оборонными объектами в пределах населенных пунктов препятствует однозначному установлению их правового режима.

В результате ограничения на использование таких земель, предусмотренные п. 6 ст. 87 ЗК РФ, не применимы к ним. Тем не менее, в соответствии с подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, территории, выделенные под нужды обороны и безопасности и не исключенные из экономического оборота, подпадают под категорию ограниченно оборотных.

В то же время, в соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ, передача земель с ограниченным оборотом

LAW & LEGISLATION • 06-2024

в частную собственность возможна лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Регулирование использования таких участков осуществляется в соответствии с общим режимом земель населенных пунктов.

В современных условиях важность приобретают вопросы законности определения границ населенных пунктов и выделения зон с особыми условиями использования территории в контексте прокурорского надзора. Сложности, возникающие в процессе установления границ, обусловлены динамикой развития законодательства в этой сфере.

Рассмотрим практику судов по данному вопросу.

В результате проведенной военной прокуратурой гарнизона инспекции, направленной на проверку соблюдения законодательства в сфере лесопользования и земельных отношений, был выявлен факт неправомерного использования земельного участка, находящегося под юрисдикцией Министерства обороны Российской Федерации.

В ходе проверки было установлено, что коммерческая организация в области лесного хозяйства, не имея на то соответствующих разрешений, разместила около одной тысячи кубометров древесины на территории, принадлежащей военному ведомству. Это складирование производилось в непосредственной близости к лесному массиву, что противоречило нормам пожарной безопасности и могло способствовать возникновению лесных пожаров.

В свете обнаруженных нарушений военный прокурор гарнизона инициировал возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении ответственного лица компании согласно ст. 7.9, касающейся самовольного занятия земель, и ч. 1 ст. 8.32, касающейся нарушений пожарной безопасности в лесах, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В результате рассмотрения материалов, представленных военной прокуратурой, Департамент лесного хозяйства наложил на правонарушителя штраф в размере 80 тыс. руб. Процесс устранения выявленных нарушений находится под наблюдением военной прокуратуры гарнизона [2].

В другом случае Верховный Суд РФ вынес решение по делу № А09-10734/2022 в период проведения Специальной военной операции, в котором был рассмотрен вопрос о том, могут ли

ограждения и ворота, установленные Министерством обороны до покупки предпринимателем магазина на данной территории, использоваться в качестве препятствия для ведения бизнеса. В 1999 г. одноэтажное нежилое здание, прежде принадлежавшее Минобороны, было продано на аукционе как объект, освобожденный от военного использования.

В договоре купли-продажи было указано, что здание находится на земельном участке публичного назначения с границами, подлежащими уточнению.

14 апреля 2003 г. между покупателем здания и Брянской городской администрацией был заключен договор аренды данного участка сроком до 1 апреля 2052 г., а 6 апреля 2004 г. участок был зарегистрирован в кадастре под номером 32:28:0032507:2.

В 2022 г. права и обязанности арендатора земельного участка были переданы индивидуальному предпринимателю в связи с приобретением им здания в собственность.

Земельный участок, взятый в аренду предпринимателем, граничит с участком, который был зарегистрирован в государственном кадастре 28 апреля 2004 г. под номером 32:28:0032507:3. Спустя некоторое время, 15 июня 2004 г., на этом участке было официально зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а к 8 декабря 2017 г. участок перешел в постоянное использование Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Участок предназначен для целей обеспечения обороны и безопасности. По договоренности о безвозмездном пользовании, заключенной 30 января 2024 г., данное Управление передало учреждению Минобороны России имущество для выполнения его уставных задач. Участок оснащен металлическими воротами, которые находятся под военизированной охраной учреждения.

В ноябре 2023 г. X., опираясь на статьи 304 и 305 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ, подал иск в Арбитражный суд Брянской области против Центрального территориального управления имущественных отношений Минобороны России и учреждения. Предприниматель утверждал, что граница между его арендованным участком и участком учреждения проходит посредине ворот, что мешает ему организовать доступ к своему магазину для раз-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

грузки товаров из-за наличия ворот и ограждения на его территории.

После тщательного анализа и оценки предъявленных доказательств суд постановил, что учреждение должно переместить ворота за пределы земельного участка истца. Суд пришел к выводу, что учреждение является надлежащим ответчиком по иску, поскольку именно оно использует ворота, обеспечивает охрану и контролирует доступ на участок; у учреждения отсутствуют законные основания для размещения ворот на арендованной истцом территории, следовательно, оно обязано устранить нарушение прав арендатора.

Фактически вопрос о границах земельных участков, об их расположении и месте нахождения ворот судами не исследовался, в связи с этим при учете возражений ответчиков ВС РФ справедливо отметил, что в данном случае важно установить сначала правомерность и правильность формирования земельного участка истца и только потом исследовать вопрос о правомерности размещения ворот и о реальном нарушении прав предпринимателя.

В процессе кассационного обжалования, направленного в Верховный Суд Российской Федерации в период проведения Специальной военной операции, Министерство обороны Российской Федерации выразило претензии к решениям, принятым судебными органами на трех уровнях, указывая на нарушения в области материального и процессуального права, и просило о пересмотре дела с последующей отправкой на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

В результате проведения судебной экспертизы, которая включала сопоставление реальных границ земельных участков с данными, зафиксированными в Едином государственном реестре недвижимости, было установлено, что данные земельные участки полностью соответствуют зарегистрированным границам.

Эти обстоятельства подтвердили необходимость пересмотра дела судом другой инстанции.

Другой пример. В судебной практике возник случай, связанный с оспариванием действительности договоров аренды земельных участков, а также с требованием к ООО «Городок» вернуть данные участки ОАО «Мосрентген» в соответствии с актом приема-передачи. В качестве третьих лиц в этом деле выступили Министерство обороны Российской Федерации и воинская часть.

ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском, целью которого было оспаривание договора аренды земельного участка, заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы и ООО «Городок» [5].

Госземнадзор призван предупредить, выявить, пресечь правонарушения в области охраны и рационального использования земель обороны и безопасности органами государственной власти и юридическими лицами, привлечь к ответственности виновных лиц, принять меры по устранению последствий выявленных нарушений, проанализировать и спрогнозировать состояние исполнения требований земельного законодательства. (ст. 71 Земельного кодекса РФ) [8; 7].

Из всего вышесказанного полагаем логичным заключить следующее: Госземнадзор в области соблюдения земельного законодательства субъектами, использующими земельные участки, относящиеся к категории земель обороны и безопасности, безусловно, является важной частью системы государственного управления земельным фондом страны, обеспечивающим защиту государственной федеральной земельной собственности, тем самым способствуя укреплению обороноспособности и безопасности государства.

Список источников

1. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ // http://www.consultant.ru/

2. В Архангельской области по материалам военной прокуратуры лесохозяйственная организация оштрафована за самовольное использование земель обороны // URL: https://www. mirniy.ru/

3. В Якутии используют беспилотный летательный аппарат для земельного надзора // URL: https://ulus.media

4. Офиц. сайт Росреестра // URL: https:// rosreestr.gov.ru

5. Решение от 0505.2023 по делу № А40-57217/2023 // https://sudact.ru/arbitral/doc/ uHxQ1jvDFv6f/?ysclid=lxa5uakh2295219291

6. Феоктистова О.Ю. Возмещение убытков в случае ограничения прав на землю / О.Ю. Феоктистова, М.И. Филиппов // Мировые тенденции и перспективы развития науки в эпоху перемен: от теории к практике: Матер. I Между-нар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 30 ян-

LAW & LEGISLATION • 06-2024

варя 2023. Ростов-на-Дону: Манускрипт, 2023. С. 309-311. EDN BOFXLL

7. Феоктистова О.Ю. Институт государственного земельного надзора как мера охраны земель обороны и безопасности // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2016. № 4 (226). С. 107—112. EDN WAPMEB

8. Феоктистова О.Ю. Правовые средства защиты федеральной государственной собственности на земли обороны и безопасности / / Закон и право. 2023. № 10. С. 107—109. DOI 10.56539/20733313_2023_10_107. EDN USTYEZ

References

1. Federal Law «On Defense» dated 31.05.1996 № 61-FZ // http://www.consultant.ru/

2. In the Arkhangelsk region, according to the materials of the military prosecutor's office, a forestry organization was fined for unauthorized use of defense lands // URL: https://www.mirniy.ru/

3. In Yakutia, an unmanned aerial vehicle is used for land supervision // URL: https://ulus.media

4. The official website of Rosreestr // URL: https://rosreestr.gov.ru

5. Decision of May 5, 2023 in case № A40-57217/ 2023 // https://sudact.ru/arbitral/doc/uHxQ1 jvDFv6f /?ysclid=lxa5uakh2295219291

6. Feoktistova O. Yu. Compensation of losses in case of restriction of land rights / O.Yu. Feoktistova, M.I. Filippov // World trends and prospects for the development of science in the era of change: from theory to practice: Materials of the I International Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don, January 30, 2023. Rostov-on-Don: Manuscript, 2023. Pp. 309-311. EDN BOFXLL

7. Feoktistova O. Yu. Institute of State Land Supervision as a measure of land protection, defense and security // Law in the Armed Forces - Military Law Review. 2016. № 4 (226). Pp. 107-112. EDN WAPMEB

8. Feoktistova O. Yu. Legal means of protecting federal state ownership of defense and security lands // Law and legislation. 2023. № 10. Pp. 107-109. DOI 10.56539/20733313_2023_10_107. EDN USTYEZ

Информация об авторе

Феоктистова О.Ю. — кандидат юридических наук, доцент.

Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 08.05.2024; принята к публикации 14.05.2024.

Information about the author

Feoktistova O.Yu. — candidate of legal sciences, associate professor

The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 08.05.2024; accepted for publication 14.05.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.