Научная статья на тему 'Некоторые вопросы фортепианного исполнительства в работе над художественным произведением'

Некоторые вопросы фортепианного исполнительства в работе над художественным произведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАРИАНТНЫЕ ПРОИГРЫВАНИЯ / ПРИЕМЫ / ШТАМПУ В ИГРЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ШТАМПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ALTERNATIVE PLAYINGS / RECEPTIONS / TO A STAMP IN GAME / EMOTIONALLY-LOGIC COMMUNICATIONS / TECHNICAL STAMPS INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котаева Татьяна Валентиновна

В статье обсуждаются вопросы фортепианного исполнительства в работе пианиста над передачей художественного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS PIANO

In article questions piano исполнительства in work of the pianist on artistic image transfer are discussed

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы фортепианного исполнительства в работе над художественным произведением»

Романова

Елена

Леонидовна,

старший методист НОУ МИМ ЛИНК

Применение идей Блейка и Моутон 67 для разработки программы оценивания стиля работы тьютора

Деятельность тьютора многогранна и одной из характеристик является стиль его работы со студенческой группой, который можно рассматривать с позиций управленческого стиля лидерства. От тьютора требуется высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими правилами, нормами и процедурами. Стиль работы тьютора во многом определяет динамику, развитие и успех обучения в целом. От него зависит мотивация студентов, их стремление к обучению, межличностные взаимосвязи, желание изучать другие модули и курсы, отношение к региональному центру, МИМ ЛИНК, Открытому университету и многое другое.

Назрела необходимость в практическом инструменте для корректировки деятельности тьютора, анализа конфликтных ситуаций и аттестации эффективности процесса обучения. В данной статье осуществляется попытка разработки матричного метода оценивания стиля работы тьютора со студенческой группой на основе теории стилей лидерства Блейка и Моутон.

Роберт Блейк и Джейн Моутон разработали матрицу стилей руководства («Managerial Grid»), которая является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства и дает схему для понимания и применения эффективного менеджмента [1, 2].

Адаптированная схема Блейка и Моутон, которую дальше будем называть матрицей стилей работы тьютора со студенческой группой, даст возможность тьютору, а также другим заинтересованным сторонам - представителям команд курсов, директорам и администраторам региональных центров - оценить свою деятельность и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля работы со студенческой группой.

Стиль работы тьютора определяется двумя независящими друг от друга критериями (рис. 1). Вертикальная ось отражает «уровень внимания к студентам», который ранжирован по шкале от 1 до 9, горизонтальная - «уровень внимания к учебному процессу», который также ранжирован по шкале от 1 до 9.

Внимание к учебному процессу предполагает отношение тьютора к основным составляющим тьюторской деятельности: качеству проведения тьюториалов и Воскресных школ, проверке ТМА и ведению интернет-конференций.

68 Тьюторы, ориентированные на учебный процесс, стремятся успешно выполнить

все этапы и элементы. Они демонстрируют поведение, направленное на постановку целей, планирование деятельности, установку и поддержание стандартов. Тьюторы, ориентированные на студентов, больше заботятся об установлении хороших отношений. Они могут интересоваться личными проблемами студентов, стараются быть легко доступными и внимательными к их предложениям.

С помощью данной матрицы можно определить различные комбинации типов поведения тьютора. То есть тьютор может быть сильным в одном и слабым в другом, сильным или слабым во всем и так далее. Количество баллов можно подсчитывать, например, с помощью специально разработанных маркетинговых анкет или анкет обратной связи, заполняемых студентами по окончании обучения. Возможно также и промежуточное тестирование.

Конкретный смысл каждого квадранта четко определить нельзя, однако позицию, которую будет занимать конкретный тьютор в матрице, можно будет отнести к одной из пяти крайних, наиболее характерных позиций.

В применении к тьюторской деятельности возможные пять типов стилей работы представлены на рис. 1.

О

О

_0

со

2

си

ф

>

н

о

К

5

X

си

2

03

.0

X

ф

03

о

а

>

1.9 Либерал (Управление в духе загородного клуба) Создание и поддержание комфортной и дружелюбной атмосферы 9.9 Организатор (Групповое управление) Ориентация на поддержание и развитие высокого качества учебного процесса на основе доверительных и уважительных взаимоотношений

5.5 Манипулятор (Организационное управление) Балансирование на приемлемом уровне качества учебного процесса в сочетании с поддержанием удовлетворительного уровня морального настроя студентов

1.1 Пессимист (Обедненное управление) Приложение минимальных усилий для достижения результатов учебного процесса и создания открытого климата общения 9.1 Диктатор (Власть - подчинение) Жесткая ориентация на высокое качество учебного процесса с минимальным вниманием к нуждам и потребностям студентов

Низкий

Высокий

Уровень внимания к учебному процессу

Рис. 1. Матрица стилей работы тьютора со студенческой группой

Позиция 1.1 Пессимист. (Низкий уровень внимания к учебному процессу, низкий уровень внимания к студентам).

Эта позиция характеризует такой тип тьютора, который достаточно холодно относится как к процессу обучения, так и к студентам. Такого тьютора трудно назвать лидером, маяком. Это может быть начинающий и неопытный тьютор, недавно вступивший на этот сложный путь, или недостаточно компетентный и слабый тьютор,

который прилагает минимум усилий по обоим критериям, для которого тьюторство, 69

возможно, лишь поддержание определенного статуса и имиджа или возможность рекламирования себя или своих услуг. Как правило, недовольство студентов, руководителей и администраторов РЦ, отзывы мониторов заставляют тьютора пересмотреть свой стиль работы или понять, что ему не следует заниматься тьюторской деятельностью.

Позиция 1.9 Либерал. (Низкий уровень внимания к учебному процессу, высокий уровень внимания к студентам).

Тьютор сосредоточивается на хороших, теплых межличностных взаимоотношениях, создании и поддержании комфортной и дружеской атмосферы на тьюториалах и в Интернет-конференции, способствует формированию открытого климата общения, уделяет повышенное внимание нуждам и потребностям своих студентов, но мало заботится об эффективности проведения тьюториалов, качестве комментирования письменных заданий, организационной и методической поддержке студентов в Интернет-конференции и при подготовке к экзаменам. Эффективность обучения определяется уровнем развития группы. Иногда студентам это нравится. Но, зачастую на тьюториалах много времени уходит в продолжительные дискуссии, обсуждения и дебаты, рецензирование не конструктивно, активность студентов не стимулируется. Студенты могут быть очень расположены к такому тьютору, любить его, поддерживать, иметь высокую удовлетворенность процессом обучения. Однако могут страдать конечные результаты: студенты могут чувствовать недостаточную подготовленность или быть дезориентированы, полагая, что обладают достаточным уровнем подготовки. Низкие баллы за экзамен могут повлечь неудовлетворенность у успешно сдавших экзамен или потерю студентов, не преодолевших зачетный барьер.

Позиция 9.1 Диктатор. (Высокий уровень внимания к учебному процессу, низкий уровень внимания к студентам).

Стиль работы тьютора жестко и полностью ориентирован на поддержание высокого качества учебного процесса, однако мало внимания обращается на конкретных студентов. Такой тьютор не учитывает личность и ее интересы, практически не контролирует психологический настрой студентов. Сильными сторонами тьютора-диктатора являются высокий уровень ответственности, организаторский талант, интеллект. Однако между таким тьютором и студентами постоянно сохраняется дистанция и часто отсутствует прямая и обратная связь и взаимопонимание. Тьютор может считать, что фокусирование на индивидуальных проблемах и усилия, направленные на создание и поддержание творческой активности студентов и доброжелательной атмосферы, являются проявлением мягкотелости и ведут к посредственным результатам. Обучение в таких условиях сковывает инициативу студентов, не приносит им творческого удовлетворения.

Позиция 5.5 Манипулятор. (Средний уровень внимания к учебному процессу, средний уровень внимания к студентам).

Тьютор достигает приемлемого качества учебного процесса, находя некоторый баланс эффективности и хорошего морального настроя студентов. Эта позиция характеризует тип тьютора, который сочетает заботу о студентах и учебном процессе.

Однако эта заинтересованность половинчатая. Такой тьютор считает, что компромисс во всех случаях - лучшее решение, он есть основа эффективности. Сильными сторонами тьютора-манипулятора являются: стабильность, заинтересованность в успехе обучения студентов, нестандартность мышления, прогрессивные

70 взгляды. К сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется непосред-

ственно на сам стиль работы тьютора, что не способствует развитию и движению вперед всего процесса обучения. Тьютора удовлетворяет средняя эффективность процесса обучения. Он ориентируется на минимальные требования. Склонен к манипулированию людьми.

Позиция 9.9 Организатор. (Высокий уровень внимания к учебному процессу, высокий уровень внимания к студентам).

Тьютора-организатора характеризует высокий уровень внимания к нуждам и запросам каждого студента и группы в целом. Поддерживая и совершенствуя качество учебного процесса, он добивается сознательного приобщения студентов к целям обучения. Учитывая малейшие нюансы, создавая высокий моральный настрой и доброжелательную атмосферу, активизируя студентов, тьютор создает базу для высокой эффективности обучения, раскрывая их творческий потенциал. Это самый оптимальный и продуктивный тип тьютора, важнейшей характеристикой которого является устремленность к инновациям, разработка и совершенствование методических материалов, методов и подходов работы со студенческой группой, нацеленность на непрерывное личностное развитие и развитие всего тьюторского корпуса. Тьютор данного типа является образцом, эталоном, к которому можно приближаться совершенствуя профессионализм и устанавливая высокие личные стандарты для повышения эффективности учебного процесса.

На основе адаптированной управленческой сетки Блейка и Моутон можно создать программу по оцениванию стиля работы тьютора. На основе специально разработанных анкет, которые заполняются студентами во время и по окончании процесса обучения, можно определить стиль работы тьютора, рассчитав баллы и разместив полученный результат на схеме (рис. 1). Цель исследования - увидеть результат деятельности тьютора глазами студентов и попытаться поменять позицию на более эффективную - с высоким уровнем внимания к студентам и учебному процессу. Однако следует отметить, что один и тот же стиль работы тьютора будет не одинаково эффективен во всех ситуациях [3].

Стиль работы тьютора определяется не только особенностями его характера и темперамента, но и личностными характеристиками и поведением студентов. Если оценка стиля работы тьютора по данному методу будет проводиться только в конце обучения, то ее результаты будут полезны для последующей работы. Следовательно, достаточно важным будет и промежуточное оценивание. Их может быть несколько, например в виде анкет обратной связи по тьюториалам. Это поможет тьютору увидеть свои недоработки. Иногда изменить стиль работы тьютору будет достаточно трудно, поскольку он будет зависеть от поведения отдельных членов группы и всей группы в целом. В разных ситуациях эффективны будут разные стили. Один и тот же стиль работы в одной ситуации может быть эффективным, а другой - нет.

Матричный метод по Блейку и Моутон удобен. Результаты анкетирования полезно использовать также при разборе конфликтных ситуаций и учитывать при аттестации. Однако использование только матричного метода для оценки стиля работы тьютора не является достаточным и не показывает полной картины, так как не анализирует причины, по которым тьютор попадает на ту или иную позицию. Но в соединении с другими методами оценивания и контроля, такими как мониторинг ТМА и ТГА, анкетирование студентов на Воскресных школах, отзывы

руководителей и администраторов региональных центров, директоров и предста- 71

вителей команд курсов и т.д., она позволяет увидеть закономерности в характере ведения учебного процесса не только отдельного тьютора, но и всего тьюторского корпуса, и сделать правильные выводы.

Литература

1. Исследователи об организациях: Хрестоматия / Пер. с англ.; Под ред.: Д.С. Пью,

Д. Дж. Хиксоа. - 5-е изд., стер. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.

2. Власть, лидерство, изменения: Учеб. пособие // BZR642 Менеджер и персонал: В 4 кн.

Кн. 4. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2003.

3. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.