Романова
Елена
Леонидовна,
старший методист НОУ МИМ ЛИНК
Применение идей Блейка и Моутон 67 для разработки программы оценивания стиля работы тьютора
Деятельность тьютора многогранна и одной из характеристик является стиль его работы со студенческой группой, который можно рассматривать с позиций управленческого стиля лидерства. От тьютора требуется высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими правилами, нормами и процедурами. Стиль работы тьютора во многом определяет динамику, развитие и успех обучения в целом. От него зависит мотивация студентов, их стремление к обучению, межличностные взаимосвязи, желание изучать другие модули и курсы, отношение к региональному центру, МИМ ЛИНК, Открытому университету и многое другое.
Назрела необходимость в практическом инструменте для корректировки деятельности тьютора, анализа конфликтных ситуаций и аттестации эффективности процесса обучения. В данной статье осуществляется попытка разработки матричного метода оценивания стиля работы тьютора со студенческой группой на основе теории стилей лидерства Блейка и Моутон.
Роберт Блейк и Джейн Моутон разработали матрицу стилей руководства («Managerial Grid»), которая является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства и дает схему для понимания и применения эффективного менеджмента [1, 2].
Адаптированная схема Блейка и Моутон, которую дальше будем называть матрицей стилей работы тьютора со студенческой группой, даст возможность тьютору, а также другим заинтересованным сторонам - представителям команд курсов, директорам и администраторам региональных центров - оценить свою деятельность и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля работы со студенческой группой.
Стиль работы тьютора определяется двумя независящими друг от друга критериями (рис. 1). Вертикальная ось отражает «уровень внимания к студентам», который ранжирован по шкале от 1 до 9, горизонтальная - «уровень внимания к учебному процессу», который также ранжирован по шкале от 1 до 9.
Внимание к учебному процессу предполагает отношение тьютора к основным составляющим тьюторской деятельности: качеству проведения тьюториалов и Воскресных школ, проверке ТМА и ведению интернет-конференций.
68 Тьюторы, ориентированные на учебный процесс, стремятся успешно выполнить
все этапы и элементы. Они демонстрируют поведение, направленное на постановку целей, планирование деятельности, установку и поддержание стандартов. Тьюторы, ориентированные на студентов, больше заботятся об установлении хороших отношений. Они могут интересоваться личными проблемами студентов, стараются быть легко доступными и внимательными к их предложениям.
С помощью данной матрицы можно определить различные комбинации типов поведения тьютора. То есть тьютор может быть сильным в одном и слабым в другом, сильным или слабым во всем и так далее. Количество баллов можно подсчитывать, например, с помощью специально разработанных маркетинговых анкет или анкет обратной связи, заполняемых студентами по окончании обучения. Возможно также и промежуточное тестирование.
Конкретный смысл каждого квадранта четко определить нельзя, однако позицию, которую будет занимать конкретный тьютор в матрице, можно будет отнести к одной из пяти крайних, наиболее характерных позиций.
В применении к тьюторской деятельности возможные пять типов стилей работы представлены на рис. 1.
О
О
_0
со
2
си
ф
>
н
о
К
5
X
си
2
03
.0
X
ф
03
о
а
>
1.9 Либерал (Управление в духе загородного клуба) Создание и поддержание комфортной и дружелюбной атмосферы 9.9 Организатор (Групповое управление) Ориентация на поддержание и развитие высокого качества учебного процесса на основе доверительных и уважительных взаимоотношений
5.5 Манипулятор (Организационное управление) Балансирование на приемлемом уровне качества учебного процесса в сочетании с поддержанием удовлетворительного уровня морального настроя студентов
1.1 Пессимист (Обедненное управление) Приложение минимальных усилий для достижения результатов учебного процесса и создания открытого климата общения 9.1 Диктатор (Власть - подчинение) Жесткая ориентация на высокое качество учебного процесса с минимальным вниманием к нуждам и потребностям студентов
Низкий
Высокий
Уровень внимания к учебному процессу
Рис. 1. Матрица стилей работы тьютора со студенческой группой
Позиция 1.1 Пессимист. (Низкий уровень внимания к учебному процессу, низкий уровень внимания к студентам).
Эта позиция характеризует такой тип тьютора, который достаточно холодно относится как к процессу обучения, так и к студентам. Такого тьютора трудно назвать лидером, маяком. Это может быть начинающий и неопытный тьютор, недавно вступивший на этот сложный путь, или недостаточно компетентный и слабый тьютор,
который прилагает минимум усилий по обоим критериям, для которого тьюторство, 69
возможно, лишь поддержание определенного статуса и имиджа или возможность рекламирования себя или своих услуг. Как правило, недовольство студентов, руководителей и администраторов РЦ, отзывы мониторов заставляют тьютора пересмотреть свой стиль работы или понять, что ему не следует заниматься тьюторской деятельностью.
Позиция 1.9 Либерал. (Низкий уровень внимания к учебному процессу, высокий уровень внимания к студентам).
Тьютор сосредоточивается на хороших, теплых межличностных взаимоотношениях, создании и поддержании комфортной и дружеской атмосферы на тьюториалах и в Интернет-конференции, способствует формированию открытого климата общения, уделяет повышенное внимание нуждам и потребностям своих студентов, но мало заботится об эффективности проведения тьюториалов, качестве комментирования письменных заданий, организационной и методической поддержке студентов в Интернет-конференции и при подготовке к экзаменам. Эффективность обучения определяется уровнем развития группы. Иногда студентам это нравится. Но, зачастую на тьюториалах много времени уходит в продолжительные дискуссии, обсуждения и дебаты, рецензирование не конструктивно, активность студентов не стимулируется. Студенты могут быть очень расположены к такому тьютору, любить его, поддерживать, иметь высокую удовлетворенность процессом обучения. Однако могут страдать конечные результаты: студенты могут чувствовать недостаточную подготовленность или быть дезориентированы, полагая, что обладают достаточным уровнем подготовки. Низкие баллы за экзамен могут повлечь неудовлетворенность у успешно сдавших экзамен или потерю студентов, не преодолевших зачетный барьер.
Позиция 9.1 Диктатор. (Высокий уровень внимания к учебному процессу, низкий уровень внимания к студентам).
Стиль работы тьютора жестко и полностью ориентирован на поддержание высокого качества учебного процесса, однако мало внимания обращается на конкретных студентов. Такой тьютор не учитывает личность и ее интересы, практически не контролирует психологический настрой студентов. Сильными сторонами тьютора-диктатора являются высокий уровень ответственности, организаторский талант, интеллект. Однако между таким тьютором и студентами постоянно сохраняется дистанция и часто отсутствует прямая и обратная связь и взаимопонимание. Тьютор может считать, что фокусирование на индивидуальных проблемах и усилия, направленные на создание и поддержание творческой активности студентов и доброжелательной атмосферы, являются проявлением мягкотелости и ведут к посредственным результатам. Обучение в таких условиях сковывает инициативу студентов, не приносит им творческого удовлетворения.
Позиция 5.5 Манипулятор. (Средний уровень внимания к учебному процессу, средний уровень внимания к студентам).
Тьютор достигает приемлемого качества учебного процесса, находя некоторый баланс эффективности и хорошего морального настроя студентов. Эта позиция характеризует тип тьютора, который сочетает заботу о студентах и учебном процессе.
Однако эта заинтересованность половинчатая. Такой тьютор считает, что компромисс во всех случаях - лучшее решение, он есть основа эффективности. Сильными сторонами тьютора-манипулятора являются: стабильность, заинтересованность в успехе обучения студентов, нестандартность мышления, прогрессивные
70 взгляды. К сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется непосред-
ственно на сам стиль работы тьютора, что не способствует развитию и движению вперед всего процесса обучения. Тьютора удовлетворяет средняя эффективность процесса обучения. Он ориентируется на минимальные требования. Склонен к манипулированию людьми.
Позиция 9.9 Организатор. (Высокий уровень внимания к учебному процессу, высокий уровень внимания к студентам).
Тьютора-организатора характеризует высокий уровень внимания к нуждам и запросам каждого студента и группы в целом. Поддерживая и совершенствуя качество учебного процесса, он добивается сознательного приобщения студентов к целям обучения. Учитывая малейшие нюансы, создавая высокий моральный настрой и доброжелательную атмосферу, активизируя студентов, тьютор создает базу для высокой эффективности обучения, раскрывая их творческий потенциал. Это самый оптимальный и продуктивный тип тьютора, важнейшей характеристикой которого является устремленность к инновациям, разработка и совершенствование методических материалов, методов и подходов работы со студенческой группой, нацеленность на непрерывное личностное развитие и развитие всего тьюторского корпуса. Тьютор данного типа является образцом, эталоном, к которому можно приближаться совершенствуя профессионализм и устанавливая высокие личные стандарты для повышения эффективности учебного процесса.
На основе адаптированной управленческой сетки Блейка и Моутон можно создать программу по оцениванию стиля работы тьютора. На основе специально разработанных анкет, которые заполняются студентами во время и по окончании процесса обучения, можно определить стиль работы тьютора, рассчитав баллы и разместив полученный результат на схеме (рис. 1). Цель исследования - увидеть результат деятельности тьютора глазами студентов и попытаться поменять позицию на более эффективную - с высоким уровнем внимания к студентам и учебному процессу. Однако следует отметить, что один и тот же стиль работы тьютора будет не одинаково эффективен во всех ситуациях [3].
Стиль работы тьютора определяется не только особенностями его характера и темперамента, но и личностными характеристиками и поведением студентов. Если оценка стиля работы тьютора по данному методу будет проводиться только в конце обучения, то ее результаты будут полезны для последующей работы. Следовательно, достаточно важным будет и промежуточное оценивание. Их может быть несколько, например в виде анкет обратной связи по тьюториалам. Это поможет тьютору увидеть свои недоработки. Иногда изменить стиль работы тьютору будет достаточно трудно, поскольку он будет зависеть от поведения отдельных членов группы и всей группы в целом. В разных ситуациях эффективны будут разные стили. Один и тот же стиль работы в одной ситуации может быть эффективным, а другой - нет.
Матричный метод по Блейку и Моутон удобен. Результаты анкетирования полезно использовать также при разборе конфликтных ситуаций и учитывать при аттестации. Однако использование только матричного метода для оценки стиля работы тьютора не является достаточным и не показывает полной картины, так как не анализирует причины, по которым тьютор попадает на ту или иную позицию. Но в соединении с другими методами оценивания и контроля, такими как мониторинг ТМА и ТГА, анкетирование студентов на Воскресных школах, отзывы
руководителей и администраторов региональных центров, директоров и предста- 71
вителей команд курсов и т.д., она позволяет увидеть закономерности в характере ведения учебного процесса не только отдельного тьютора, но и всего тьюторского корпуса, и сделать правильные выводы.
Литература
1. Исследователи об организациях: Хрестоматия / Пер. с англ.; Под ред.: Д.С. Пью,
Д. Дж. Хиксоа. - 5-е изд., стер. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.
2. Власть, лидерство, изменения: Учеб. пособие // BZR642 Менеджер и персонал: В 4 кн.
Кн. 4. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2003.
3. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006.