Научная статья на тему 'Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию готовности преподавателей к тьюторской деятельности'

Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию готовности преподавателей к тьюторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЬЮТОР / ТЕХНОЛОГИЯ / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TUTOR'S ACTIVITY / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATION / TUTOR / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Татьяна Владимировна

В статье анализируются результаты опытно-экспериментальной подготовки тьюторов по авторской технологии подготовки тьюторов к использованию дистанционных и телекоммуникационных технологий в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF EXPERIMENTAL WORK EFFICIENCY OF FORMING TEACHERS READINESS TO FULFILL TUTOR'S ACTIVITY

In the article the results of testing the efficiency of the developed model and technology of forming teachers readiness to fulfill tutor's activity is being analyzed. The lack of tutors or their insufficient readiness (professional, psychological and technical) to fulfill tutor's activity seems to be the main obstacle in introducing distance learning in the Russian educational system.

Текст научной работы на тему «Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию готовности преподавателей к тьюторской деятельности»

УДК 377

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2009 Т.В. Громова

Самарский государственный экономический университет

В статье анализируются результаты опытно-экспериментальной подготовки тьюторов по авторской технологии подготовки тьюторов к использованию дистанционных и телекоммуникационных технологий в обучении.

Дистанционное обучение, дистанционное образование, тьютор, технология, тьюторская деятельность

Специфика учебного процесса в ДО (акцент на интенсивную контролируемую самостоятельную работу обучающегося; систематическое, но опосредованное общение обучающихся и тьютора; возросшая роль компьютерных технологий), особенности деятельности тьютора (работа в особом психологическом пространстве; своевременное предоставление обратной связи на основе сетевой коммуникации; координация самостоятельной работы и познавательной деятельности обучающихся на расстоянии) свидетельствуют о том, что преподавателю, работающему в традиционной системе, необходима специальная подготовка, чтобы он мог успешно работать в условиях ДО, осуществлять тьюторскую деятельность (тьютор - методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО (СДО), осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения [1]).

В этой связи возникает необходимость разработки специальной технологии подготовки тьюторов. Прежде чем приступить к разработке технологии подготовки преподавателей к деятельности в CДО, представим процесс совместной деятельности обучающихся и преподавателей при ДО - учения и преподавания - в виде модели, которая включает в себя пять базовых ступеней: 1) знакомство, общение и мотивация; 2) обмен информацией; 3) понимание; 4) применение; 5) конструирование знаний и развитие. Есте-

ственно, что каждой ступени соответствуют определенные технические навыки обучающихся и определенные умения тьютора. Если в период обучения осуществляется непрерывное и результативное сопровождение обучающихся преподавателем, то процесс перехода от ступени к ступени происходит быстро и эффективно.

В описании данной модели использовалась терминология: "студент", "тьютор".

Представляется, что подобная модель может быть в полной мере использована при подготовке тьюторов, которые первоначально будут находиться в роли студентов. Преподаватели (будущие тьюторы) выступают в роли обучающихся; руководитель курса подготовки тьюторов - в роли преподавателя. Технология подготовки тьюторов согласно предложенной модели включает следующие этапы: мотивационный, информационный,

организационно-структурный, конструктивный и рефлексивный, специфика каждого из которых подробно описана в работе [2].

В итоге была спроектирована и разработана авторская технология подготовки преподавателей к тьюторской деятельности. Она представлена в виде таблицы, где отражены этапы, деятельность преподавателя и обучающихся, а также средства, методы, приемы работы и продукт каждого этапа (табл. 1).

Эксперимент по использованию разработанной технологии проводился в 20062008 гг. на базе Самарского государственного экономического университета (СГЭУ). Диагностический этап проводимого эксперимента охватил две группы участников.

Этап технологии Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Средства, методы активного обучения Продукт этапа Приобретаемые профессионально значимые качества

1. Мотивационный Презентация курса; организация общения; формирование активной субъектной позиции обучающихся Знакомство между собой; определение собственной роли и позиции в группе; принятие целей обучения Вводное занятие: методики знакомства Приобретение общего представления о курсе подготовки тьюторов; освоение среды обучения и будущей профессиональной деятельности Умение мотивировать обучающихся на развитие, создавать и поддерживать положительный эмоциональный фон

2. Информационный Предоставление информации (системное представление концепций курса); консультирование (в ситуациях затруднения, возникающих по ходу работы); организация групп взаимопомощи Самостоятельное изучение материалов; поиск информации; выполнение тестовых заданий; работа в группах взаимопомощи Самостоятельная работа: общение посредством электронной почты (телефона); мини-лекции; группы взаимопомощи Овладение теоретическими основами деятельности преподавателя в системе ДО; развитие умений самостоятельной работы и самостоятельного поиска информации; освоение письменной коммуникации Знание психологопедагогических основ ДО, принципов андраго-гики; умение грамотно изъясняться в устной и письменной форме

3. Орга-низаци-онно-структурный Обзор материалов курса и проверка их усвоения; выбор и использование разнообразных (групповых) упражнений; работа с активными методами обучения; обучение навыкам рефлексии; консультирование и организация обратной связи Выполнение заданий; решение типовых задач; оценка собственной деятельности (рефлексия) Тьюториал: дискуссия; методы "экспертов", "мозгового штурма"; работа в группах; тренинг Развитие умений использования активных методов обучения; установление связей теоретических положений курса с практическими задачами Умение разрешать конфликты; владение арсеналом методик и приемов современных педагогических и информационных технологий

4. Конструктивный Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать студентов и требующих применения полученных знаний;проверка письменных заданий (ТМА) с обязательным комментарием Решение нестандартных задач профессиональной деятельности в группах и индивидуально;анализ собственной деятельности Тьюториал: дискуссии проблемного характера; анализ конкретных ситуаций, ролевые игры; компьютерные конференции и электронная почта как средства связи Совершенствование умений применять имеющиеся знания для решения нестандартных задач, а также анализировать деятельность Умение критически мыслить; владение техниками общения, в том числе, на расстоянии

5. Рефлексивный Обобщение пройденного материала; интеграция теоретических положений и практики; управление деловой игрой; рефлексия собственной деятельности Активное участие во всех формах работы; разработка и защита собственного проекта; рефлексия собственной деятельности Деловая игра; проектная деятельность; самостоятельная работа; дневная школа Развитие интегративных умений тьюторской деятельности Владение приемами саморазвития и само -совершенствования, методами самоанализа

В первую группу входили преподаватели СГЭУ, задействованные в программе подготовки преподавателей, реализующейся с использованием технологий дистанционного обучения, прошедшие обучение по курсу "Преподаватель системы ДО" ранее и имеющие некоторый практический опыт работы с дистанционными технологиями, - 48 человек. Их условно назвали "практиками". Во вторую группу участников эксперимента вошли преподаватели, не имеющие на момент обучения опыта работы в СДО и соответствующей теоретической подготовки (48 человек). В рамках эксперимента их условно назвали "теоретиками". Им был прочитан курс "Дистанционное обучение", в том числе раздел "Деятельность тьютора", включающий теоретические знания о дистанционном обучении и содержании работы тьютора.

Организация эксперимента предполагала решение следующих задач:

1) определить уровень сформированности умений и навыков, имеющихся и необходимых для работы тьютором, и проанализировать полученные данные с целью выделения направлений подготовки; 2) провести опытно-экспериментальное обучение преподава-

телей для осуществления деятельности в СДО; 3) экспериментально проверить и оценить эффективность разработанной технологии подготовки преподавателей к деятельности в СДО.

На диагностическом этапе эксперимента обучающимся было предложено оценить свои теоретические знания: 1) о дистанционном обучении; 2) о деятельности преподавателя в системе дистанционного обучения. В результате было выявлено, что только 10,5 % преподавателей оценивают свои знания о ДО и только 4 % оценивают свои знания о деятельности преподавателя в СДО настолько, что готовы профессионально, психологически и технически заниматься этой деятельностью (при том, что желание использовать дистанционные технологии в обучении выразили 63 % опрошенных).

С целью определения уровня умений и навыков, необходимых преподавателю для работы в качестве тьютора, участникам эксперимента было предложено оценить в баллах, какие виды работы (всего 22) и на каком уровне они могут осуществлять как тьюторы. Приведем образец анкеты.

Анкета 1

Уважаемые преподаватели! Оцените в баллах, какие виды работы и на каком уровне Вы можете осуществлять как тьютор (преподаватель-консультант в системе ДО):

1 - не могу; 2 - знаю приблизительно, как...;

3 - умею, могу осуществить; 4 - владею этим свободно;

5 - могу творчески использовать

1. Организовывать связь между участниками процесса ДО (связь студентов с тьютором, деканатом, между собой).

2. Проводить студенческие (научные) конференции, в том числе сетевые, видеоконференции.

3. Проектировать общение исходя из целостного видения содержания и процесса обучения, устанавливать долгосрочные и краткосрочные цели обучения, согласовывать их со студентом, корректировать их при необходимости.

4. Использовать различные формы организации учебного процесса (установочные лекции, тьюториалы, воскресные (дневные) школы, самостоятельную работу студентов, консультации); организовывать группы взаимопомощи.

5. Применять активные методы обучения.

6. Организовывать контроль (исходная диагностика, текущие, промежуточные, итоговые контрольные мероприятия).

7. Использовать элементы сетевой технологии ДО (электронная почта, компьютерные конференции, поиск в сети Интернет).

8. Предоставлять своевременную помощь в изучении курса (консультирование, ответы на вопросы).

9. Отслеживать усвоение студентами содержания материалов курса.

10. Проверять, комментировать, рецензировать итоговые домашние задания студентов.

11. Составлять индивидуальные задания (проектные задания с учетом опыта студентов).

12. Проводить рефлексивный анализ учебной деятельности студентов.

13. Разрабатывать учебно-методические материалы для ДО.

14. Создавать положительный эмоциональный фон при общении (в том числе и общении через компьютер).

15. Передавать информацию, кратко и содержательно излагать свои мысли в письменной форме.

16. Осуществлять индивидуальный подход к обучаемому (помощь в выборе наиболее эффективных методов и темпа работы; поощрение).

17. Оценивать собственную деятельность, опираясь на мнение студентов о курсе, и учитывать эту оценку в дальнейшей работе.

18. Поддерживать связь регулярно и постоянно.

19. Мотивировать обучаемых к совместной деятельности.

20. Активизировать познавательную деятельность студентов.

21. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

22. Влиять и содействовать личностному, творческому росту и развитию студентов.

Представленные в анкете умения сгруппированы в соответствии с функциями тьютора, выполняемыми им в ходе своей деятельности (1-7 - организаторская функция; 8-13 - информационная; 14-18 - коммуникативная; 19-22 - развивающая), что облегчило интерпретацию полученных данных.

Для определения степени готовности и определения приоритетов в последующей подготовке были выделены и соотнесены с показателями и оценкой в баллах три уровня сформированности умений тьюторской деятельности по каждому критерию (низкий, средний, высокий). В работе [3] приводится подробный сравнительный анализ результатов анкетирования "практиков" и "теоретиков". Следует отметить, что никто из "практиков" не оценил свои умения тьюторской деятельности на 1 балл ("не могу"), оценка в 2 балла касается в основном организаторской функции тьютора. Число участников анкетирования, оценивших свои умения на 5 баллов, в общем не превышает 30%, за исключением умения поддерживать связь регулярно и постоянно (43,8%). Для "практиков" проблемными являются следующие аспекты деятельности тьютора: организация связи между участниками процесса ДО; разработка учебнометодических материалов для ДО; использование характерных для ДО форм организации учебно-познавательной деятельности (УПД) (презентация, тьюториалы, организация самостоятельной работы и т.д.) и активных методов обучения; создание положительного эмоционального фона при общении через компьютер. В ответах на эти вопросы в основном преобладает оценка в 2 балла - "знаю приблизительно, как...", однако встречается и трехбалльная оценка - "умею, могу осуществить". Проблемными для "теоретиков" являются: организация студенческих конференций (в том числе сетевых); разработка учебнометодических материалов для ДО; использо-

вание активных методов обучения; рефлексивный анализ собственной деятельности и деятельности студентов; создание положительного эмоционального фона при общении через компьютер.

В итоге анализа были сделаны выводы об уровнях сформированности умений тьюторской деятельности у участников эксперимента на констатирующем этапе, которые представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Уровень сформированности умений тьюторской деятельности на констатирующем этапе эксперимента

Критерий Уровень опрошенных

"Практики" "Теоретики"

Организационный Средний Низкий

Информационный Средний Средний

Коммуникативный Средний Низкий

Развивающий Средний Средний

Опрос практически работающих преподавателей ("практиков") показал, что 100% из них готовы с точки зрения профессиональной (предметной), что вполне обосновано; 66,7% готовы психологически. Наименьший процент готовых к деятельности тьюторов технически - 44,4%. Данные диагностики готовности "теоретиков" отражают следующее: 62% готовы профессионально, 19% - психо -логически; 44% - технически. Относительно невысокий процент "теоретиков", готовых технически (43...44%) и психологически (19%), еще раз свидетельствует о необходимости специальной подготовки тьюторов.

Определение уровня сформированности умений тьюторской деятельности по основным критериям (организационный, информационный, коммуникативный, развивающий) и анализ результатов констатирующего эксперимента позволили выявить основные направления и проблемные зоны, на которые должна быть нацелена подготовка (организация связи между участниками

процесса ДО, использование активных методов обучения, создание положительного эмоционального фона при общении и др.).

Решение последней задачи настоящего исследования требовало апробации предложенной технологии подготовки преподавателей к деятельности в системе ДО. В такую подготовку были включены основные аспекты деятельности преподавателя в системе ДО по сопровождению студентов с учетом выявленных проблемных направлений. Для каждого этапа технологии были разработаны задания, направленные на развитие определенных умений и навыков работы тьютора на том или ином участке совместной деятельности со студентами. Эти задания и описанные приемы работы могут использоваться при подготовке преподавателей к деятельности в СДО по любой дисциплине. В эксперименте принимали участие преподаватели разных дисциплин (экономики, юриспруденции, иностранного языка и др.), которые прошли все этапы (мотивационный, информационный, организационно-структур-

ный, конструктивный и рефлексивный) подготовки к тьюторской деятельности.

Мотивационный этап включал в себя знакомство слушателей курса "Преподаватель системы дистанционного обучения" между собой и с преподавателем (путем презентации по предложенной форме учебной дисциплины), а также с целями и особенностями курса, организацией учебного процесса и т.п. Для изучения ожиданий от курса использовалась методика "Ожидания и опасения". Так, в частности, было установлено, что основные ожидания участников эксперимента - овладеть умениями, приемами работы со студентами на расстоянии, освоить новые виды деятельности, коммуникационные технологии. Основное опасение - невозможность реализовать полученные навыки и умения в реальном процессе дистанционного обучения, что вполне обоснованно: образовательные учреждения делают только первые шаги в освоении технологий ДО, и еще не вполне отчетливо видны практические результаты этой работы. Многие опасаются того, что недостаточное владение компьютером послужит определенным тормозом в обучении. На этой же ступени обучающимся, ранее не имевшим опыта работы с электронной почтой и в Ин-

тернете, были показаны элементарные, но необходимые действия - отправление сообщений через электронную почту, поиск нужного сайта в Интернете и т.п.

На информационном этапе участникам эксперимента был предоставлен теоретический материал, освещающий следующие вопросы: 1) дистанционное обучение, особенности взаимодействия преподавателя и студентов; 2) содержание деятельности

тьютора и требования, предъявляемые к нему; 3) формы организации учебно-познавательной деятельности (УПД) в системе ДО; 4) учебные материалы в системе ДО.

На организационно-структурном этапе происходила проверка усвоения предоставленного ранее теоретического материала, знакомство с основными приемами работы тьютора, необходимыми для осуществления эффективного сопровождения, включающие в себя умения использовать активные методы обучения, различные формы организации УПД и т.п. Упражнения, которые выполняли обучающиеся в ходе эксперимента, были направлены на развитие этих умений. С целью сбора как можно большего количества практически реализуемых идей на данной ступени участники эксперимента осваивали методику "мозгового штурма", одновременно обобщая изученный теоретический материал.

На конструктивном этапе участникам было предложено, в частности, с помощью метода "конкретных ситуаций" (саБе-БШёу) в малых группах определить сильные и слабые стороны обучения в дистанционном колледже Кантас (Австралия), а также возможный круг обязанностей тьютора данного учебного заведения (подробнее см. [2]).

На заключительном рефлексивном этапе эксперимента, - ступени применения полученных знаний и умений при решении нетиповых задач, рефлексии собственной деятельности - с целью активизации процесса участникам была предложена конкретная ситуация, задание которой было оценить и сравнить проблемы и трудности деятельности тьютора в австралийском и российском университетах [2]. После разбора и обсуждения конкретной ситуации с "практиками" была проведена деловая игра (комплексный и интегрирующий метод активного обуче-

ния).

Оценка эффективности предложенной технологии производилась по результатам выполнения заданий на разных этапах подготовки, анкетирования обучающихся, в ходе наблюдения за процессом работы, беседы с участниками эксперимента. На заключительном этапе им была предложена та же анкета, что и на констатирующем. Это продиктовано желанием проследить прирост навыков и умений в результате обучения и из предположения, что обучающиеся могут оценить некоторые свои умения не выше, а наоборот, ниже, чем они оценили их до обучения тьюторской деятельности.

Результаты повторного анкетирования "практиков" и "теоретиков" по окончании эксперимента следующие: 1) никто из опрошенных не оценил свои умения на 1 балл ("не могу"); 2) количество оценивших умения тьюторской деятельности на 2 балла значительно сократилось (думается, что впоследствии обучающиеся с уровня "знать" по этим аспектам будут продвигаться вверх, к уровню "могу творчески использовать"). Возрос уровень оценки умений использования активных методов обучения, что объясняется широким применением метода "мозгового штурма", анализа конкретных ситуаций, деловой игры непосредственно в работе по подготовке тьюторов. Так, эти умения 77,8% "практиков" оценили на 5 баллов (на констатирующем этапе эта цифра составила 5,6%); 62,5% "теоретиков" оценили на 4 балла (по сравнению с 12,5% на констатирующем этапе). Умения рефлексивного анализа оценены на высший балл 94,4% "практиков" и 43,8% "теоретиков" (по сравнению с 11,1 и 0%, соответственно); на 4 балла - 5,6% "практиков" и 56,2% "теоретиков" (по сравнению, соответственно, с 38,9 и 0%). Можно говорить и о развитии умений организации связи между участниками процесса ДО, активизации познавательной деятельности и создании положительного эмоционального фона при общении через компьютер.

Динамику формирования умений тьюторской деятельности участников эксперимента ("практиков") можно представить графически. На рис. 1 отражен уровень сформи-рованности умений тьюторской деятельности на констатирующем этапе эксперимента

и после апробации технологии подготовки преподавателей к деятельности в системе

уровень умений на начало эксперимента уровень умений на конец эксперимента идеальная модель

Рис. 1. Динамика развития развития умений тьюторской деятельности "практиков

1 - организационный критерий; 2 - информационный критерий; 3 - коммуникативный критерий; 4 - развивающий критерий

Из диаграммы видно, что уровень сформированности умений тьюторской деятельности возрос в среднем на 0,5...1 балл. Так, например, средний балл по организационному критерию для "практиков" возрос с 3 до 3,9. Исходя из содержания технологии (предложенных заданий) улучшились такие показатели, как организация связи между различными участниками процесса ДО; использование активных методов обучения и различных форм организации УПД. Балл по коммуникативному критерию для "практиков" составил 3,5 на начало эксперимента и 4,4 на его конец. Содержание технологии на каждом ее этапе было направлено на следующие показатели по данному критерию: создание положительного эмоционального фона при общении через компьютер; грамотная письменная коммуникация; регулярное поддержание связи; оценка собственной деятельности. Балл по развивающему критерию для "практиков" изначально не был низким (3,5), на конец эксперимента он составил 4,2. Предложенные задания в целом были

направлены на мотивацию, активизацию познавательной деятельности обучающихся.

Анализируя динамику развития умений тьюторской деятельности "теоретиков" (рис. 2), можно также отметить, что уровень сформированности их умений увеличился в среднем на 0,7.1 балл. Общий контур умений "теоретиков" также сохранился, однако он менее приближен к идеальной модели, чем у "практиков". Самооценка "теоретиков" на завершающем этапе эксперимента свидетельствует о более интенсивном развитии умений по организационному и коммуникативному критериям, что можно объяснить направленностью предложенных в ходе подготовки заданий на улучшение показателей по этим критериям.

уровень умений на начало эксперимента уровень умений на конец эксперимента идеальная модель

Рис. 2. Динамика развития умений тьюторской деятельности "теоретиков ":

1 - организационный критерий; 2 - информационный критерий; 3 - коммуникативный критерий; 4 - развивающий критерий

В соответствии с выделенными выше уровнями, уровень сформированности умений тьюторской деятельности "практиков" по всем четырем критериям (организационному, информационному, коммуникативному, развивающему) можно охарактеризовать как высокий.

Умения тьюторской деятельности "теоретиков" по коммуникативному критерию на-

ходятся на среднем уровне, по остальным критериям - на высоком.

В качестве дополнительного задания на заключительной ступени обучающимся был предложен небольшой тест, охватывающий основные положения ДО и специфику деятельности тьютора. Оценка этого задания производилась в баллах (в отличие от заданий на первых ступенях, где приоритет отдавался оценочному суждению).

Пройдя через все этапы подготовки (мотивационный, информационный, организационно-структурный, конструктивный и рефлексивный), участники эксперимента увидели деятельность тьютора изнутри, были активно вовлечены во все методы и формы работы, которые использует тьютор в реальном процессе дистанционного обучения (оценочные методики; активные методы обучения; проверка домашних заданий; рефлексивный анализ деятельности).

Результаты статистической обработки экспериментальных данных демонстрируют положительную динамику и значительное повышение уровня сформированности умений тьюторской деятельности, который оха-2 рактеризован нами для "практиков" как высокий (по всем четырем критериям), для "теоретиков" - высокий (организационный, информационный, развивающий критерии) и средний (коммуникативный критерий), что убедительно доказывает действенность разработанной технологии и позволяет говорить о возможности ее тиражирования.

Библиографический список

1. Борисова Н.В. Каким будет преподаватель в эпоху виртуального образования? (модель преподавателя - тьютора) [Текст] /

Н.В. Борисова, В.Б. Кузов // Качество образования: проблемы и пути решения: науч.-метод. семинар: тез. докладов. - Новосибирск, 2000. - С. 107-114.

2. Громова Т.В. Актуальные аспекты формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения [Текст]: монография / Т.В. Громова. - Самара: Глагол, 2007. - 268 с.

3. Громова Т.В. Анализ сформированно-сти уровня готовности преподавателя вуза к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осуществлению тьюторской деятельности [Текст] / Т.В. Громова // Альманах современной науки и образования: межвуз. сб. науч. тр. Тамбов, 2007. -Ч. 3. -С. 41-43.

References

1. Borisova, N.V. What will the teacher in the era of virtual education be? [Text] / N.V. Borisova, V.B. Kuzov // Quality of education: problems and solutions: nauchno-method.

Seminar: reports thesis. - Novosibirsk, 2000. -Р. 107-114.

2. Gromova, T.V. Current aspects of the formation of professional readiness of high school teachers to work in the system of distance learning [Text]: monograph / T.V. Gromova. - Samara: The verb, 2007. - 268 pp.

3. Gromova, T.V. Analysis of formation of the level of preparedness of high school teachers to implement tutor’s activities [Text] / T.V. Gromova / Almanac of modern science and education: Intercollege. Sat scientific. tr. Part 3. Tambov, 2007. 41-43.

THE ANALYSIS OF EXPERIMENTAL WORK EFFICIENCY OF FORMING TEACHERS READINESS TO FULFILL TUTOR’S ACTIVITY

© 2009 T. V. Gromova Samara State University of Economics

In the article the results of testing the efficiency of the developed model and technology of forming teachers readiness to fulfill tutor’s activity is being analyzed. The lack of tutors or their insufficient readiness (professional, psychological and technical) to fulfill tutor’s activity seems to be the main obstacle in introducing distance learning in the Russian educational system.

Distance learning, distance education, tutor, technology, tutor’s activity

Информация об авторах

Громова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Самарского государственного экономического университета. Е-mail: t.gromova@rambler.ru. Область научных интересов: педагогика, психология, философия.

Gromova Tatiana Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Foreign Languages, Samara State Economic University. E-mail: t.gromova@rambler.ru. Area of research: pedagogy, psychology, philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.