Научная статья на тему 'Функции тьютора в сети ОДПО'

Функции тьютора в сети ОДПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции тьютора в сети ОДПО»

Л. БЕНДОВА, доцент Международный институт менеджмента ЛИНК

Одной из эффективных форм дополнительного профессионального образования, направленной на удовлетворение потребностей взрослых людей, является открытое дистанционное профессиональное образование (ОДПО), современная концепция которого разработана представителями научной школы Международного института менеджмента ЛИНК. Ключевым субъектом, обеспечивающим эффективность системы ОДПО, выступает тьютор -особого типа преподаватель, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса, а также их личностно-профессионального развития и саморазвития [1-4].

Предназначение тьютора - актуализация поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей обучающимся в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий, обеспечивая при этом единые для всей сети стандарты качества.

Основные функции тьютора

Контрольно-диагностическая функция. В основе деятельности тьютора лежит принцип ориентации на потребителя и личностно-ориентированный подход. Обучающиеся в ОДПО могут существенно различаться по уровню образования, рабочему опыту, навыкам и стилям обучения. Для выбора адекватной стратегии при проектировании и реализации образовательного процесса тьютору важно выявить различия, которые существуют среди обучающихся в конкретной группе, и сформировать «портретгруппы».

Функции тьютора в сети ОДПО

При переходе от одного цикла обучения к другому тьютору важно диагностировать динамику развития обучающегося с позиции приобретенных знаний и навыков, уровня мотивации, а также динамику изменяющихся в процессе обучения целей и потребностей для уточнения проекта каждого образовательного события.

На завершающей стадии тьютор диагностирует состояние обучающегося с точки зрения полноты полученных знаний и навыков, целостности освоения видов деятельности, с тем чтобы внести коррективы на этапе подготовки к экзамену и завершения обучения.

Для реализации стратегии внутренней мотивации требуется совершенно иная система контроля, нежели традиционный внешний контроль, связанный с вознаграждением либо с наказанием. (Зачастую в его основе лежит «карающая» парадигма, а основным результатом является выставление оценки как некоего «приговора ».) Тьютор оценивает интегрально проявляемые в различных формах деятельности навыки и умения, делая акцент не на количественной стороне, а на предоставлении обучающемуся интенсивных и развернутых обратных связей в виде письменных или устных комментариев на разных этапах и уровнях процесса обучения. Мониторинг деятельности обучающихся, оценивание и коррекция осуществляются постоянно в течение всего периода обучения: в процессе и по итогам дискуссий на тьюториалах, выездных школах, Интернет-конференции группы, по итогам выполнения практических работ, на экзамене. Основной целью контрольно-корректировочной деятельности тьютора является помощь обучающемуся в осознании разрыва между желаемым и

существующим на момент оценивания состоянием знаний, навыков и способностей. Таким образом, контрольно-корректировочная деятельность тьютора нацелена на придание учебной деятельности обучающегося импульса, направленного в будущее, открывающего обучающемуся возможности для дальнейшего развития.

Предметом диагностики становится не только состояние обучающихся с точки зрения развития их компетентности, но и уровень удовлетворенности процессом и результатами обучения, являющийся индикатором того, насколько полно удается тьютору осуществлять адаптацию стандартной технологии обучения к потребностям конкретной учебной группы и каждого обучающегося. При этом диагностика «сливается » с процессом оценивания «выходов» обучения по каждому из этапов, являясь фактически циклически-непрерыв-ной. Роль тьютора здесь состоит в организации деятельности обучающихся по самодиагностике, в ходе которой они сами осуществляют оценивание полученных навыков и выявляют свои затруднения в деятельности на «выходе » каждого из циклов и этапов. На дальнейших этапах обучения, сопровождающихся ростом учебных навыков и самостоятельности обучающихся, доля самодиагностики и ее значение увеличиваются.

Функция проектирования. Включает деятельность по целеполаганию и разработку проекта программы/модуля/ микромодуля/ занятия как описания совокупности целей, содержания, методов и средств деятельности, а также поэтапного процесса деятельности, развернутого во времени. Проект позволяет связать описание деятельности как тьютора, так и обучающихся с желаемыми результатами [5]. Процесс проектирования, реализуемый тьютором, включает в себя четыре уровня: целевой, модульной, локальный и ситуационный.

В рамках целевого проектирования тьютор проектирует цели образовательной программы (ОП) применительно креаль-

ной учебной группе, осуществляя синтез целей различных субъектов (обучающихся, разработчиков, образовательной организации и пр.).

В рамках модульного проектирования в режиме реального времени и применительно к реальной учебной группе тьютор разрабатывает проекты учебных модулей, включающие в себя инвариантную и вариативную составляющие, а также целевую, содержательную, деятельностную, мотивационную и рефлексивную линии проектирования.

Разрабатывая проекты учебных занятий (локальное проектирование), тьютор осуществляет методическое наполнение инвариантной и вариативной составляющих, а также целевой, содержательной, деятельностной, мотивационной и рефлексивной линий проектирования, заложенных при модульном проектировании.

В рамках конкретного учебного занятия тьютор реализует ситуационное проектирование, адаптируя локальный проект к контексту «здесь и теперь ». Уточнение вариативной части проектов учебных занятий происходит благодаря активности обучающихся, влияющих на содержание учебных целей и выбор способов их достижения.

Необходимо отметить, что данная функция тьютора не ограничивается проектированием только «знаниевой» компоненты процесса и результатов обучения. Кроме того, эта деятельность не является только лишь программированием обучения на основе жестко заданных в стандартах результатов деятельности и технологии их достижения. Проектировочная деятельность тьютора представляет собой синтез технологического и ситуационного проектирования, позволяющего обеспечивать единые стандарты качества обучения и одновременно адаптироваться к потребностям обучающегося. При этом партнером по ситуационному проектированию выступает сам обучающийся.

Информационно-содержательная функция. Тьютор обеспечивает освоение

обучающимися нового для них содержания деятельности в рамках образовательной программы (ОП), помогая сформировать в процессе обучения «среду знаний ». В нее входят различные типы знаний:

• формализованные знания, представленные в виде теорий и концепций в учебных материалах курса;

• формализованные и неформализованные практические знания - факты о деятельности людей и организаций (описание практических ситуаций в учебных материалах, практический опыт обучающихся, практический опыт тьютора);

• неформализованные практические знания, проявляющиеся в деятельности участников образовательного процесса;

• знания, порождаемые «здесь и теперь », в том числе как продукт рефлексии.

Реализуя эту функцию, тьютор является источником информации, обладающим экспертными знаниями в определенной области знаний и практики (например, менеджмента или маркетинга). Поскольку в системе ОДПО основными источниками информации для обучающегося являются книги, Интернет, мультимедийные ресурсы, тьютор является носителем не столько теоретических знаний о деятельности, сколько неформализованных знаний, полученных благодаря наличию опыта деятельности в данной области. Находясь в позиции «равного», тьютор способен обсуждать и понимать различные представления обучающихся об управленческой деятельности, говорить с ними «на одном языке», что облегчает снятие защитных барьеров и принятие его обучающимися в этой роли.

В задачи тьютора входит помощь обучающимся в трансфере полученных теоретических знаний и практических навыков в реальную профессиональную деятельность, причем уже в процессе обучения. При переходе к каждому следующему его этапу вместе с ростом самостоятельности обучающихся акцент в реализации тьютором информационно-содержательной функции все боль-

ше смещается с задач трансляции знаний к задачам «выращивания»знаний.

При этом тип деятельности тьютора меняется от монолога к диалогу, от лекции квопрошанию как «прокладыванию пути», что находит свое отражение в содержании следующей функции.

Организационно-деятельностная функция. Освоение знаний происходит в процессе совместной деятельности тьютора и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Организуя пространство индивидуальной и групповой деятельности, тьютор вводит нормы группового взаимодействия, управляет групповой динамикой, предоставляет и получает обратную связь. Совместная деятельность в этом пространстве реализуется через коммуникацию различной интенсивности и сложности: от простой (монологичной) коммуникации до сложной, полисубъектной.

В задачи тьютора входит и организация многосторонней коммуникации обучающихся с тьютором и между собой. Наиболее эффективным является недирективный (поддерживающий) подход, в рамках которого тьютор действует как фасилитатор. Важными задачами тьютора в этом качестве становятся построение группового взаимодействия на основе диалога и дискуссии, обеспечение высокой интенсивности интеракций, что стимулирует «открытую» коммуникацию и вовлечение каждого обучающегося, выработку личностного отношения обучающегося к работе с идеями курса. При этом тьютор использует активные методы работы, основанные на интенсивной многосторонней коммуникации: дискуссии в малых группах, «кейс-стади », ролевые игры.

Обучающийся участвует в коммуникации со своим тьютором, студентами своей группы, более широким сообществом студентов программы, сообществом тьюторов, сообществом выпускников, командой образовательной программы, административной командой и др. Тьютор оказывает содействие в организации взаимного обучения, когда один обучающийся выступает в

роли источника опыта и консультанта по отношению к другому обучающемуся (collaborative learning). Осуществляя формальные коммуникации, тьютор оказывает также содействие в организации неформальных коммуникаций, способствующих формированию социальной среды.

Большое разнообразие форм, субъектов и средств коммуникации позволяет тьютору формировать интерактивную обучающую среду. Пассивная роль воспринимающего на вводном этапе сменяется активным участием в интенсивной многосторонней коммуникации. При этом все участники коммуникации могут занимать позиции автора, понимающего, критика и даже организатора коммуникации. Другими словами, к концу обучения обучающийся становится активным элементом образовательной среды.

В задачи тьютора входит помимо этого организация физического пространства деятельности, в котором становятся возможны эти сложные формы коммуникации (общение в режиме круглого стола, работа в малых группах, межгрупповые дискуссии), и обеспечение средствами коммуникации (плакатами, флип-чартами, компьютерными проекторами для демонстрации слайдов и видео, видеопроекторами и пр.). Тьютор организует также виртуальное пространство, выполняя задачи структурирования коммуникации в Интернет-конференции группы путем создания тематических разделов, вовлечения обучающихся во взаимодействие, структурирования и поддержания дискуссии и пр.

Рефлексивная функция.. Г.П. Щедро-вицкий отмечал, «что новые средства и способы деятельности могут появиться у человека, если сама деятельность становится предметом специальной обработки, чтобы на нее направилась бы новая вторичная деятельность, т.е. должна появиться рефлексия по отношению к исходной деятельности» [6]. В контур учебной деятельности должен быть включен элемент рефлексии, что позволяет обучающемуся становиться «рефлексирующим практиком ».

В задачу тьютора входит организация рефлексивной деятельности на каждом из этапов обучения, с тем чтобы помочь обучающемуся осознать результаты своей учебной деятельности, соотнеся их с целями, а также осознать способы деятельности, благодаря использованию которых были получены эти результаты. Кроме того, тьютор оказывает содействие обучающемуся в освоении рефлексивных навыков.

Объектом рефлексии является опыт, полученный обучающимся в своей профессиональной деятельности либо полученный «здесь и теперь » - в процессе учебной деятельности. При этом рефлексия может фокусироваться на поведении, мышлении, чув-ствахи эмоциях, процессе взаимодействия с другими. Результатом рефлексии могут стать осознание затруднений в деятельности и необходимости поиска способов преодоления этих затруднений; выявление успешных образцов деятельности; вывод об адекватности или, наоборот, недостаточности имеющихся знаний и навыков.

За счет наличия в структуре деятельности рефлексивной фазы при реализации соответствующей функции тьютора осуществляются:

■ интеграция социальной, профессиональной и учебной деятельности в единую образовательную среду;

■ взаимотрансформация результатов социально-профессиональной и учебной деятельности.

Организуя процесс разнофокусной рефлексии, тьютор постепенно смещает предмет рефлексии от содержания к способам, средствам как социально-профессиональной, так и учебной деятельности и наконец к самоизменениям. За счет специально организованной тьютором рефлексии решается одна из ведущих задач - организация процесса последовательного перехода студентов от понимания концепций модуля как знаний о деятельности к использованию этих концепций как инструментов (средств) для решения проблем в собственной профессиональной деятельности.

Технологическая функция. В отличие от моделей обучения, в которых преподаватель самостоятельно разрабатывает программу и представляет авторскую методику, тьютор, выступая в роли технолога, является частью цепочки социальной кооперации. Он реализует технологию, созданную командой высококвалифицированных разработчиков, формализованную и представленную в пакете учебно-методических материалов (УММ) для обучающихся, а также в комплексе материалов для тьютора, составляющих «методическую оболочку» любой образовательной программы.

До начала процесса обучения тьютор реконструирует замысел авторов курса, выявляя образовательные стратегии, заложенные в совокупность УММ и реализуемые в процессе самостоятельной работы обучающегося, с тем чтобы интегрировать ихв целостную образовательную стратегию работы с конкретной группой обучающихся.

На основном этапе тьютор осуществляет последовательно представленную в УММ и методической оболочке технологию обучения, выстраивая все ее элементы в единую технологическую цепочку. При этом он связывает между собой различные взаимодополняющие друг друга элементы, включающие учебные материалы на различных носителях, формы обучения, профессиональную и социальную среду, в которую обучающийся включен в процессе обучения, с тем чтобы они, как элементы мозаики, составили целостную образовательную среду в рам-кахконкретного учебного цикла (микромодуля) и модуля в целом. Чтобы помочь обучающимся сориентироваться в большом количестве разнообразных средств обучения и технологий их использования, тьютор помогает им технологизировать учебную деятельность через осознание предназначения каждого элемента. Реализуя технологию, задаваемую разработчиками, тьютор осуществляет «жесткую» компоненту в своей деятельности.

Однако важной особенностью ОДПО, влияющей на содержание технологической

функции тьютора, является ориентация на предоставление образовательной услуги, удовлетворяющей потребности разных по своим характеристикам обучающихся. В связи с этим в технологической функции тьютора появляется «мягкая компонента», позволяющая, наряду с обеспечением единого минимально необходимого сетевого стандарта качества, адаптировать содержание и формы деятельности под потребности конкретного обучающегося. Реализуя «жесткую» технологическую матрицу, представляющую собой совокупность типовых целей, форм, методов, их последовательности и взаимосвязей между ними, в «ячейках» этой матрицы тьютор формирует пространства «открытого » обучения, в которых образовательная деятельность строится на индивидуальном содержании практической деятельности обучающихся либо содержании, порождаемом «здесь и теперь». В этом случае в качестве технологической нормы определен тип деятельности тьютора и обучающихся и тип результата, но содержание этой деятельности и конкретное содержание получаемых результатов ситуативно. Стандартизация деятельности тьютора в ее «мягких» компонентах обеспечивается за счет владения им на требуемом уровне техниками работы с ситуациями неопределенности (творческое решение проблем, проблематизация и рефлексия, организация «открытых» группо-выхметодов работы).

Таким образом, реализуя технологическую функцию, тьютор реализует технологию, сочетающую программируемые («жесткие») и развивающие, поисковые («мягкие») элементы.

Мотивационная функция.. От уровня мотивации обучающихся зависит успешность достижения ими учебных целей. Методы внешней мотивации, которые основаны на предположении о том, что поведение обучающегося во многом мотивируется преимущественно внешними факторами -вознаграждениями или «наказаниями», могут использоваться тьютором лишь в

весьма ограниченном диапазоне в комплексе с другими подходами. Преобладающим должен быть подход, основанный на предположении, что обучающихся мотивируют чувство достижения, ощущение признания и самоуважения, удовлетворенность, порождаемые успешным выполнением учебных и профессиональных задач.

В задачи тьютора входит выявление мотивов и потребностей, вовлечение обучающихся в процесс целеполагания, позитивное подкрепление, формирование и поддержание мотивации через помощь в осознании личностно значимых достижений в течение всего процесса обучения на основе формирования адекватной самооценки. Одним из условий, способствующих формированию внутренней мотивации, является создание психологически комфортной, дружественной среды, поскольку эмоциональное состояние обучающихся может как способствовать, так и препятствовать обучению. В то же время тьютору необходимо поддерживать определенный продуктивный уровень эмоционального напряжения, сопутствующий творческому напряжению.

Тьютор должен вносить весомый вклад в развитие позитивной установки «Ямогу!». Для этого он должен осуществлять взаимодействие в позиции «взрослый - взрослый» (в терминах трансактного анализа Э. Берна) [7]. Управление эмоциональнопсихологическим состоянием обучающихся в направлении повышения эффективности обучения будет возможным, если тьютор будет взаимодействовать с обучающимися как с личностями, делая предметом своего внимания, наряду с когнитивным, разнообразные аспекты их деятельности.

Консультационная функция. Ряд особенностей обучения в системе ОДПО (большой диапазон различий среди обучающихся, каждый из которых имеет собственные цели профессионального развития; использование целого комплекса технологий в процессе обучения; среда знаний с избыточным объемом информации) делает необходимым оказание тьютором индивидуальной кон-

сультационной помощи. Задача тьютора -помочь обучающемуся максимально эффективно управлять собственным обучением, содействовать его самоопределению и формированию в рамках программы своего индивидуального маршрута, который будет наиболее полно соответствовать его потребностям, способностям, предпочитаемым стилям обучения, ресурсам и ограничениям. Тьютор консультирует обучающегося в течение всего процесса обучения как по содержанию, так и по способам обучения, помогая ему решать проблемы профессиональной деятельности в процессе обучения. Выполняя наставническую функцию, тьютор выступает в роли образца, демонстрируя на своем примере поведение и ценности как некое знание, осваиваемое обучающимися в неявной форме.

Дополнительные функции тьютора

Педагогическая деятельностью тьютора в рамках системы «тьютор - студент» является основной деятельностью по осуществлению образовательной услуги. Однако она интегрирована в систему более обширной социальной кооперации, обусловливающей продуктивную взаимозависимость всех ее членов, поскольку участники дополняют друг друга, производя единый продукт в совместной деятельности. Это предполагает осуществление ряда форм деятельности, которые носят вспомогательный, обеспечивающий характер.

Социально-кооперативная функция. Реализуя эту функцию, тьютор выступает в двух ипостасях: как член команды, реализующей образовательную программу, и как член тьюторского сообщества (член распределенной команды).

• Тьютор как член команды. Особенностью технологии обучения является работа тьютора в команде с другими тьюторами на отдельных этапах учебного процесса, а также с командой ОП. Совместно с другими тьюторами он принимает участие в проведении выездной школы, студенчес-

ких Интернет-конференциях. Реагируя на запросы студентов, он оказывает поддержку не только своей группе, но и всей программе. При этом тьютор осуществляет свою деятельность в соответствии с едиными стандартами и этическими нормами.

• Тьютор как член тьюторского сообщества. Сообщество тьюторов является, с одной стороны, мощным ресурсом явных и неявных знаний, которые необходимы тьютору для осуществления и развития педагогической деятельности. С другой стороны, тьюторское сообщество обеспечивает удовлетворение социальных потребностей личности и потребностей в самоактуализации. Находясь на начальном этапе своей карьеры, тьютор в основном «получает» из среды коллег ресрурсы для развития своих знаний и навыков и психологическую поддержку. Становясь опытным тьютором, он становится «отдающим», рефлексируя свой опыт и транслируя его другим на школах, семинарах, Интернет-конференциях в виде методических пособий и разработок. Реализуя социально-кооперативную функцию, тьютор действует в соответствии с общим видением и целями системы ОДПО.

Менеджерская функция. Сложность процесса обучения, выражающаяся в совокупности тесно связанных между собою форм обучения, наличии разнообразных средств обучения, в необходимости вовлечения в подготовку и обеспечение учебного процесса целого ряда субъектов, требует усилий по организации и координации действий всех заинтересованных сторон с целью оптимального использования всех имеющихся ресурсов: материальных, людских, временных.

Тьютор реализует управленческую функцию, выступая в качестве менеджера, который координирует процесс индивидуального и группового планирования и организации деятельности. Он оказывает воздействие на поведение обучающихся для решения задач и достижения целей, выступая в качестве лидера. В задачи тьютора входит обеспечить прохождение обучаю-

щимися тех или иных этапов деятельности в соответствии с учебным графиком, выполнение обязательных заданий, достижение обучающимися определенного состояния с точки зрения знаний и навыков в определенной точке процесса обучения. При этом он организует имеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом. Тьютор реализует эту функцию во взаимодействии с административным и управленческим персоналом сети, а также с командой ОП.

Маркетинговая функция. Ориентируясь в своей деятельности на потребителя, тьютор выступает как маркетолог с соответствующей «философией», которая определяет важность понимания им потребностей своих потребителей и других заинтересованных сторон (тьюторов, администраторов, команды курса) и гибкого реагирования на них. В деятельность тьютора поэтому должны быть встроены механизмы, обеспечивающие открытость всей системы и адаптацию образовательной услуги к меняющимся запросам потребителей.

Функция саморазвития. Чтобы соответствовать изменяющимся потребностям обучающихся и требованиям заинтересованных сторон, тьютор должен практически непрерывно находиться в процессе развития себя и своих компетенций. Реализуя развивающую функцию, тьютор выступает как «рефлексирующий практик», осуществляющий деятельность по развитию собственной деятельности.

Важным механизмом развития является рефлексия тьютором процесса и содержания собственной деятельности, выявление затруднений в ней, осознание дефицита знаний и навыков. Ресурсами для такого развития становятся: участие в программах подготовки и развития тьюторов, тьютор-ская среда, студенческая среда как источник непрерывного обновления знаний.

Ценностная основа деятельности тьютора

Совокупность декларируемых (и демонстрируемых) ценностей, лежащих в основе

функциональной модели педагогической деятельности тьютора, формирует его субкультуру. В основе культуры тьюторского сообщества и системы ОДПО в целом лежит гуманистическое мировоззрение, включающее такие характеристики личности, как открытость, безусловное принятие другого, способность к соучастию, терпимость к разнообразию (толерантность), позицию «равного » во взаимоотношениях.

Литература

1. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специали-

зированный учебный курс / С.А. Щенни-ков, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. - М., 2004.

2. Щенников С.А. Открытое дистанционное

образование. - М., 2002.

3. Бендова Л.В. «Развиватель» для развивающих-

ся // Управление персоналом. - 2006. - № 18.

4. Система обеспечения качества в дистан-

ционном образовании: Сб. науч. тр. МИМ ЛИНК. - Вып. 15. - М., 2006.

5. Комраков Е.С. Тьютор в роли проектиров-

щика // Техники деятельности тьютора: Учеб.-метод. пособие. - Жуковский, 2002.

6. Щедровицкий Г. П. Очерки по философии

образования. - М., 1993.

7. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. - М.,

2006.

А. СОЛОВОВ, профессор Самарский государственный аэрокосмический университет

Многие образовательные учреждения, рассматривая свои перспективы, планируют развитие дистанционных образовательных услуг на основе технологий электронного обучения. При этом возникает ряд вопросов, связанных со структурными, маркетинговыми, кадровыми и прочими организационными решениями. В данной статье обсуждаются некоторые из них.

СДО как организационно-техническая система. Г оворя о системе дистанционного обучения (СДО), нередко имеют в виду программную оболочку для управления содержанием или процессом обучения (Learning Content Management System -LCMS или Learning Management System -LMS). Однако с позиций системного подхода целесообразно рассматривать СДО образовательного учреждения как организационно-техническую систему, в состав которой в качестве основных подсистем входят подсистема маркетинга, комплекс технических средств, средства обеспечения и организационная подсистема (рис. 1).

Организационные аспекты электронного дистанционного обучения

Подсистема маркетинга. Зачем она нужна в СДО? Предположим, что вы менеджер СДО. Прежде чем приступать к формированию и развитию СДО, вы должны ответить на целый ряд вопросов. Кто принесет вам деньги? Кто клиенты и сколько их? Какие услуги они хотят получить? Каким должно быть содержание обучения? Какие целесообразно использовать технологии обучения?

Дело в том, что во многих образовательных учреждениях дистанционное обучение вводится начиная со сферы дополнительного образования. А ведь это нетрадиционный, особенно для государственных учебных заведений, рынок образовательных услуг. Некоторые государственные университеты, имея сложившуюся конъюнктуру в регулярном образовании и привыкнув к тому, что учащиеся сами приходят в университет, причем на конкурсной основе, проявляют порой беспомощность в привлечении клиентов в сфере дополнительных образовательных услуг, проигрывая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.