ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
Л.П. ОРЕХОВА,
старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат педагогических наук (Академия управления МВД России)
Развитие тьюторства в образовательной среде
В статье раскрывается суть традиционной тьюторской (преподавательской) системы, рассматриваются функции тьютора, посредством которых он достигает результата своей деятельности - помогает обучаемому осуществить перевод знания из общественного в личное.
Функции тьютора-преподавателя; управленческая, диагностическая функция; функция планирования; методическая функция; функция целеполагания; мотивационная функция; функция установления коммуникаций; функция контроля; функция рефлексии; тьюторство как профессиональная деятельность.
Вначале XIX в. совет ректоров Оксфорда выступил против ввода «германской» модели организации учебного процесса1 в университетах: «Отмена тьюторства будет подменять образование информацией, а религию псевдоученостью», — было написано в протестной петиции. Именно тьюторская (преподавательская) система позволила превратить знание из общеизвестного в личностное.
Традиционная структура тьюторской (преподавательской) системы включает в себя три элемента: собственно тьюторство — коллегиальные чтения (в частности, при отсутствии профессиональных лекций, как, например, в период с 1700 по 1850 гг., когда в английских университетах не было публичных курсов вообще); руководство занятиями — кураторство, обеспечивающее учебу школяров, включая
1 Основывается на лекционных занятиях.
и каникулярное время; моральное наставничество — сопровождение жизни школяра в университете [2].
По нашему мнению, минимальное количество тьюторов-преподавателей в ведомственных колледжах, университетах, институтах повышения квалификации, а также в Академии управления МВД России — по три тьютора-преподавателя (например, для сопровождения жизни корнетов); это необходимо хотя бы для того, чтобы была возможность делиться своим опытом друг с другом. Тьюторами должны быть преподаватели, имеющие педагогическое или психологическое образование, увлеченные идеей тьюторства и готовые ее развивать на практике, но не лица «со стороны», назначенные на должность, далекие от проблем педагогики, воспитания и психологии.
В отличие от традиционной деятельности педагога высшей школы работа тьютора-преподавателя в большей мере связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует от тьютора освоения определенных функций: управленческой, диагностической, методической, мотивационной, а также функции планирования, целеполагания, установления коммуникаций, контроля, рефлексии [1].
Управленческая функция тьютора-преподавателя включает в себя следующие конкретные действия: определение цели собственной деятельности и деятельности обучающегося; наблюдение за работой обучающегося; оценка соответствия хода познавательной деятельности обучающегося предпочтительным темпам продвижения; оценка результатов взаимодействия
тьютор-преподаватель — обучающийся и учебного процесса в целом; разработка решений по изменению деятельности обучающихся; реализация решений по стимулированию познавательной деятельности обучающихся; коррекция собственной работы, а также — обучающегося, путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию, ликвидация нежелательных отклонений от направления обучения.
Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающегося и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.
Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающегося, его исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.); формировать стратегии и тактики собственной работы с обучающимся; определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами; разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, основная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающегося; распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (специфики индивидуальных стилей обучения студентов).
Методическая функция тьютора относится к важным. В нее включено следующее: создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.); разработка различных контрольно-диагностических методик (перечень контрольных вопросов, анкеты, опросные листы, информационные карты, тестовые материалы и др.); анализ и описание собственного преподавательского опыта; внедрение в деятельность эффективного опыта других тьюторов-преподавателей [3].
Диагностическая функция связана с участием тьютора-преподавателя в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу, действий, — анализа.
Под аналитической деятельностью тьютора-преподавателя понимается его мыслительная, интеллектуальная деятельность по переработке профессионально значимой информации. Диа-
гностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, рассмотреть положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.
В работе тьютора-преподавателя эта функция проявляется в следующих действиях: изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.); определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.); выявление установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих; анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или не успешного опыта предыдущего обучения; диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).
Функция целеполагания составляет основу работы тьютора-преподавателя. Это установление и формулирование разнообразных целей, например, долгосрочных и краткосрочных задач образования и обучения (первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса). Это — цели, которые достигаются посредством конкретных упражнений с обучающимся, цели того или иного собственного действия, учебные и организационные цели [2].
Для реализации функции целеполагания тьютор-преподаватель решает следующие задачи: анализ целей модели обучения; определение содержания и специфики деятельности обучающихся; выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся; определение типичных, связанных с личностными качествами, затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся; формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся; согласование определенных целей с целями обучающихся, а также с возможностями по их достижению.
Вопрос целеполагания — не на последнем месте в работе тьютора-преподавателя. Выделяют простую связь, ведущую к проблеме: цель следует за осознанием «хочу». Трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо» [1].
Мотивационная функция тьютора-преподавателя заключается в создании и поддержании включенности обучающихся в процесс эффективного продвижения по курсу занятий. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи, как выяснение ис-
59
вэ
о
X
<
U
а
О
X
X
л
<
И
н S
X
<
а
X О
о *£
s с
И
о
bS
и
И IT
S
U
о
и
ы о оэ О
$
и с:
о
и
О <
О
S и и ш с О
60
ходных ожиданий обучающегося от обучения, индивидуальных потребностей и мотивов; формирование установки на продуктивную, главным образом самостоятельную деятельность; создание в группе обучающихся атмосферы заинтересованности, доверия и поддержки; стимулирование учебной мотивации различными интерактивными методами обучения; организация и поддержание общения обучающихся (что способствует эффективной работе на занятиях).
Важна и такая функция тьютора-преподавателя, как установление коммуникаций, особенно на первом этапе взаимодействия его с обучающимися, при формировании группы — в установлении взаимоотношений между обучающимися в ней.
Выделяют следующие требования к тьютору-преподавателю: быть открытым и доступным для обучающихся; понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»; устанавливать с обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения; организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения; формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе [1].
Однако обучение не может проистекать без обратной связи, без контроля за выполнением работы, направленной на достижение намеченных целей. В широком смысле слова к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор-преподаватель должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля как такового, в процессе планирования, поскольку именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.
Рассмотрим обязанности тьютора-преподавателя в его деятельности с позиции функции контроля: это анализ заданий обучающихся с определением степени успешности обучения и образования; объяснение недочетов и ошибок обучающихся в письменных заданиях; оценка качества выполненных заданий; коррекция деятельности обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (выявление ошибок и затруднений обучающихся); мониторинг заданий; оценка достижений отдельных обучающихся и группы в целом.
Роль функции рефлексии в деятельности тьютора-преподавателя, как и для любого преподавателя, обучающего людей, незаменима. Рефлексия — смысловой центр личности и механизм развития человека. Поэтому тьютор-
преподаватель, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться.
Что становится объектом его рефлексии, объектом мыслительного отражения? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, технологии его воплощения в учебном процессе, достигнутые результаты (осмысление их соответствия целям, соотнесение меры этого соответствия и пр.), характер и средства коммуникации, стиль общения, распределение ролей в группе и т. п. С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора-преподавателя, его самоизменение. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности, как анализ возможностей собственной деятельности и общения с целью выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми можно руководствоваться в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), затруднений, ошибок и достижений; идентификация движущих сил развития и препятствий на этом пути; создание в деятельности обучающихся поводов для рефлексии, т. е. проблемных ситуаций; организация рефлексии деятельности обучающихся с целью ее анализа, понимания «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения, а также осмысление того, что необходимо знать и уметь обучающемуся.
Широкое поле деятельности тьютора-преподавателя позволит ему проявлять свои качества в самых разных сферах. Большинство из выше-рассмотренных функций приходится выполнять всем тьюторам-преподавателям: это диктуется потребностями образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения совокупность доминирующих функций тьютора-преподавателя изменяется [1].
Практика тьюторско-преподавательской деятельности показывает, что в качестве специализаций могут быть выделены следующие особые области компетентности: тьютор-игротехник, т. е. преподаватель — знаток и мастер в области техник и технологий деловых обучающих игр; тьютор-эксперт, т. е. преподаватель — мастер разработки экспертных решений в сфере образовательных технологий и техник или в предметной области; тьютор-теоретик, т. е. преподаватель — знаток теории, эксперт по предмету; тьютор-консультант, т. е. преподаватель — специалист (предметник) по исследованию практических проблем обучающихся, способный дать эффективные советы по улучшению деятельности на основе изучаемых предметов; тьютор-менеджер, т. е. преподаватель — специалист (профессор, доцент) по обучению
взрослых на основе эффективных технологий организации учебного процесса; тьютор--мето-долог, т. е. преподаватель — специалист по разработке и адаптации технологий образования, способный организовать исследование обучающимися своих практических и образовательных проблем.
Эти специализации могут быть с выгодой для обучающихся использованы в образовательных учреждениях и колледжах МВД России, а также учреждениях, осуществляющих повышение квалификации.
Среди основных типов мыследеятельности выделяют следующие: репродуктивный тип — повторение известного набора мыслительных процедур в виде воспроизводства (репродукции) действий ума; творческий тип — мыследе-ятельность в виде изобретения мыслительных процедур и действий, ограниченная пределами некоторого выученного, освоенного пространства; креативный тип — мыследеятельность в виде свободного порождения процедур, действий, смыслов в соответствии с решаемой задачей.
Компетентность — это вершина, к которой стремится каждый преподаватель в своей деятельности, но далеко не каждый достигает желанной цели, настолько труден и неоднозначен этот путь.
Основными элементами, определяющими профессиональный облик преподавателя, являются его знания и умения в соответствующей предметно-содержательной сфере и морально-психологические способности и особенности, позволяющие ему достичь определенного уровня, иными словами, его морально-психологическая готовность к освоению своего ремесла — преподавания.
Практика показывает: даже блестяще подготовленный в предметной области преподаватель порой оказывается профессионально непригодным по причинам морально-психологического характера. Кроме того, не всегда возможно стать компетентным специалистом, особенно в сферах, предполагающих интенсивное межличностное взаимодействие.
Поскольку деятельность тьютора-преподавателя сосредоточена в пространстве морально-психологическом и связана с взаимоотношениями, ему неизбежно придется осваивать морально-психологические техники, учиться чувствовать себя всегда комфортно и находить пути в одном из самых запутанных лабиринтов — лабиринте человеческих отношений [3].
От умения тьютора-преподавателя устанавливать отношения и оказывать влияние на обучающихся зависит многое, а главное — результат обучения и его качество.
Список литературы
1. Долгоруков А.М. Практическое руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий. М., 2002.
2. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства — идея педагогического поиска. Томск, 1996.
3. Щенников С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М., 2005.
E-mail: [email protected]