Научная статья на тему 'Развитие тьюторства в образовательной среде'

Развитие тьюторства в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ТЬЮТОРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ / ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ / ФУНКЦИЯ РЕФЛЕКСИИ / ТЬЮТОРСТВО КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FUNCTIONS OF THE TEACHER / MANAGEMENT FUNCTION / DIAGNOSTIC FUNCTION / PLANNING FUNCTION / GOAL-SETTING FUNCTION / FUNCTION OF COMMUNICATION SETTINGS / CONTROL FUNCTION / REFLECTION FUNCTION / AND TEACHING AS A PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Л.П.

В статье раскрывается суть традиционной тьюторской (преподавательской) системы, рассматриваются функции тьютора, посредством которых он достигает результата своей деятельности помогает обучаемому осуществить переход знания из общественного в личностное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Teaching Activity

The paper demonstrates the core of the traditional teaching system and considers the functions of teacher. By means of these functions the teacher reaches the results of his activity namely providing assistance to the trainee.

Текст научной работы на тему «Развитие тьюторства в образовательной среде»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ

обеспечение деятельности правоохранительных органов

Л.П. ОРЕХОВА,

старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат педагогических наук (Академия управления МВД России)

Развитие тьюторства в образовательной среде

В статье раскрывается суть традиционной тьюторской (преподавательской) системы, рассматриваются функции тьютора, посредством которых он достигает результата своей деятельности - помогает обучаемому осуществить перевод знания из общественного в личное.

Функции тьютора-преподавателя; управленческая, диагностическая функция; функция планирования; методическая функция; функция целеполагания; мотивационная функция; функция установления коммуникаций; функция контроля; функция рефлексии; тьюторство как профессиональная деятельность.

Вначале XIX в. совет ректоров Оксфорда выступил против ввода «германской» модели организации учебного процесса1 в университетах: «Отмена тьюторства будет подменять образование информацией, а религию псевдоученостью», — было написано в протестной петиции. Именно тьюторская (преподавательская) система позволила превратить знание из общеизвестного в личностное.

Традиционная структура тьюторской (преподавательской) системы включает в себя три элемента: собственно тьюторство — коллегиальные чтения (в частности, при отсутствии профессиональных лекций, как, например, в период с 1700 по 1850 гг., когда в английских университетах не было публичных курсов вообще); руководство занятиями — кураторство, обеспечивающее учебу школяров, включая

1 Основывается на лекционных занятиях.

и каникулярное время; моральное наставничество — сопровождение жизни школяра в университете [2].

По нашему мнению, минимальное количество тьюторов-преподавателей в ведомственных колледжах, университетах, институтах повышения квалификации, а также в Академии управления МВД России — по три тьютора-преподавателя (например, для сопровождения жизни корнетов); это необходимо хотя бы для того, чтобы была возможность делиться своим опытом друг с другом. Тьюторами должны быть преподаватели, имеющие педагогическое или психологическое образование, увлеченные идеей тьюторства и готовые ее развивать на практике, но не лица «со стороны», назначенные на должность, далекие от проблем педагогики, воспитания и психологии.

В отличие от традиционной деятельности педагога высшей школы работа тьютора-преподавателя в большей мере связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует от тьютора освоения определенных функций: управленческой, диагностической, методической, мотивационной, а также функции планирования, целеполагания, установления коммуникаций, контроля, рефлексии [1].

Управленческая функция тьютора-преподавателя включает в себя следующие конкретные действия: определение цели собственной деятельности и деятельности обучающегося; наблюдение за работой обучающегося; оценка соответствия хода познавательной деятельности обучающегося предпочтительным темпам продвижения; оценка результатов взаимодействия

тьютор-преподаватель — обучающийся и учебного процесса в целом; разработка решений по изменению деятельности обучающихся; реализация решений по стимулированию познавательной деятельности обучающихся; коррекция собственной работы, а также — обучающегося, путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию, ликвидация нежелательных отклонений от направления обучения.

Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающегося и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.

Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающегося, его исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.); формировать стратегии и тактики собственной работы с обучающимся; определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами; разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, основная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающегося; распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (специфики индивидуальных стилей обучения студентов).

Методическая функция тьютора относится к важным. В нее включено следующее: создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.); разработка различных контрольно-диагностических методик (перечень контрольных вопросов, анкеты, опросные листы, информационные карты, тестовые материалы и др.); анализ и описание собственного преподавательского опыта; внедрение в деятельность эффективного опыта других тьюторов-преподавателей [3].

Диагностическая функция связана с участием тьютора-преподавателя в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу, действий, — анализа.

Под аналитической деятельностью тьютора-преподавателя понимается его мыслительная, интеллектуальная деятельность по переработке профессионально значимой информации. Диа-

гностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, рассмотреть положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.

В работе тьютора-преподавателя эта функция проявляется в следующих действиях: изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.); определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.); выявление установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих; анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или не успешного опыта предыдущего обучения; диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).

Функция целеполагания составляет основу работы тьютора-преподавателя. Это установление и формулирование разнообразных целей, например, долгосрочных и краткосрочных задач образования и обучения (первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса). Это — цели, которые достигаются посредством конкретных упражнений с обучающимся, цели того или иного собственного действия, учебные и организационные цели [2].

Для реализации функции целеполагания тьютор-преподаватель решает следующие задачи: анализ целей модели обучения; определение содержания и специфики деятельности обучающихся; выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся; определение типичных, связанных с личностными качествами, затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся; формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся; согласование определенных целей с целями обучающихся, а также с возможностями по их достижению.

Вопрос целеполагания — не на последнем месте в работе тьютора-преподавателя. Выделяют простую связь, ведущую к проблеме: цель следует за осознанием «хочу». Трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо» [1].

Мотивационная функция тьютора-преподавателя заключается в создании и поддержании включенности обучающихся в процесс эффективного продвижения по курсу занятий. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи, как выяснение ис-

59

вэ

о

X

<

U

а

О

X

X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о *£

s с

И

о

bS

и

И IT

S

U

о

и

ы о оэ О

$

и с:

о

и

О <

О

S и и ш с О

60

ходных ожиданий обучающегося от обучения, индивидуальных потребностей и мотивов; формирование установки на продуктивную, главным образом самостоятельную деятельность; создание в группе обучающихся атмосферы заинтересованности, доверия и поддержки; стимулирование учебной мотивации различными интерактивными методами обучения; организация и поддержание общения обучающихся (что способствует эффективной работе на занятиях).

Важна и такая функция тьютора-преподавателя, как установление коммуникаций, особенно на первом этапе взаимодействия его с обучающимися, при формировании группы — в установлении взаимоотношений между обучающимися в ней.

Выделяют следующие требования к тьютору-преподавателю: быть открытым и доступным для обучающихся; понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»; устанавливать с обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения; организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения; формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе [1].

Однако обучение не может проистекать без обратной связи, без контроля за выполнением работы, направленной на достижение намеченных целей. В широком смысле слова к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор-преподаватель должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля как такового, в процессе планирования, поскольку именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.

Рассмотрим обязанности тьютора-преподавателя в его деятельности с позиции функции контроля: это анализ заданий обучающихся с определением степени успешности обучения и образования; объяснение недочетов и ошибок обучающихся в письменных заданиях; оценка качества выполненных заданий; коррекция деятельности обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (выявление ошибок и затруднений обучающихся); мониторинг заданий; оценка достижений отдельных обучающихся и группы в целом.

Роль функции рефлексии в деятельности тьютора-преподавателя, как и для любого преподавателя, обучающего людей, незаменима. Рефлексия — смысловой центр личности и механизм развития человека. Поэтому тьютор-

преподаватель, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться.

Что становится объектом его рефлексии, объектом мыслительного отражения? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, технологии его воплощения в учебном процессе, достигнутые результаты (осмысление их соответствия целям, соотнесение меры этого соответствия и пр.), характер и средства коммуникации, стиль общения, распределение ролей в группе и т. п. С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора-преподавателя, его самоизменение. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности, как анализ возможностей собственной деятельности и общения с целью выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми можно руководствоваться в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), затруднений, ошибок и достижений; идентификация движущих сил развития и препятствий на этом пути; создание в деятельности обучающихся поводов для рефлексии, т. е. проблемных ситуаций; организация рефлексии деятельности обучающихся с целью ее анализа, понимания «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения, а также осмысление того, что необходимо знать и уметь обучающемуся.

Широкое поле деятельности тьютора-преподавателя позволит ему проявлять свои качества в самых разных сферах. Большинство из выше-рассмотренных функций приходится выполнять всем тьюторам-преподавателям: это диктуется потребностями образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения совокупность доминирующих функций тьютора-преподавателя изменяется [1].

Практика тьюторско-преподавательской деятельности показывает, что в качестве специализаций могут быть выделены следующие особые области компетентности: тьютор-игротехник, т. е. преподаватель — знаток и мастер в области техник и технологий деловых обучающих игр; тьютор-эксперт, т. е. преподаватель — мастер разработки экспертных решений в сфере образовательных технологий и техник или в предметной области; тьютор-теоретик, т. е. преподаватель — знаток теории, эксперт по предмету; тьютор-консультант, т. е. преподаватель — специалист (предметник) по исследованию практических проблем обучающихся, способный дать эффективные советы по улучшению деятельности на основе изучаемых предметов; тьютор-менеджер, т. е. преподаватель — специалист (профессор, доцент) по обучению

взрослых на основе эффективных технологий организации учебного процесса; тьютор--мето-долог, т. е. преподаватель — специалист по разработке и адаптации технологий образования, способный организовать исследование обучающимися своих практических и образовательных проблем.

Эти специализации могут быть с выгодой для обучающихся использованы в образовательных учреждениях и колледжах МВД России, а также учреждениях, осуществляющих повышение квалификации.

Среди основных типов мыследеятельности выделяют следующие: репродуктивный тип — повторение известного набора мыслительных процедур в виде воспроизводства (репродукции) действий ума; творческий тип — мыследе-ятельность в виде изобретения мыслительных процедур и действий, ограниченная пределами некоторого выученного, освоенного пространства; креативный тип — мыследеятельность в виде свободного порождения процедур, действий, смыслов в соответствии с решаемой задачей.

Компетентность — это вершина, к которой стремится каждый преподаватель в своей деятельности, но далеко не каждый достигает желанной цели, настолько труден и неоднозначен этот путь.

Основными элементами, определяющими профессиональный облик преподавателя, являются его знания и умения в соответствующей предметно-содержательной сфере и морально-психологические способности и особенности, позволяющие ему достичь определенного уровня, иными словами, его морально-психологическая готовность к освоению своего ремесла — преподавания.

Практика показывает: даже блестяще подготовленный в предметной области преподаватель порой оказывается профессионально непригодным по причинам морально-психологического характера. Кроме того, не всегда возможно стать компетентным специалистом, особенно в сферах, предполагающих интенсивное межличностное взаимодействие.

Поскольку деятельность тьютора-преподавателя сосредоточена в пространстве морально-психологическом и связана с взаимоотношениями, ему неизбежно придется осваивать морально-психологические техники, учиться чувствовать себя всегда комфортно и находить пути в одном из самых запутанных лабиринтов — лабиринте человеческих отношений [3].

От умения тьютора-преподавателя устанавливать отношения и оказывать влияние на обучающихся зависит многое, а главное — результат обучения и его качество.

Список литературы

1. Долгоруков А.М. Практическое руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий. М., 2002.

2. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства — идея педагогического поиска. Томск, 1996.

3. Щенников С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М., 2005.

E-mail: orehova57@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.