научно-методический электронный журнал ART 13261 УДК 371.132:378.147
Громова Т. В. Функционально-ролевая модель деятельности преподавателя дистанционного обучения // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13261. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13261.htm. - Гос. per. Эл№ФС 77-49965. -ISSN 2304-120Х.
Громова Татьяна Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара [email protected]
Аннотация. В статье представлена авторская функционально-ролевая модель деятельности преподавателя дистанционного обучения и подробно рассмотрены его функции.
Ключевые слова: дистанционное обучение, преподаватель дистанционного обучения, функционально-ролевая модель, личностно ориентированный подход.
Основу образовательного процесса дистанционного обучения (ДО), как известно, составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося. Соответственно меняется роль преподавателя ДО от информационной (передачи и интерпретации знаний) к организационной по руководству самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельностью студентов. Это предполагает повышение уровня активности как обучающихся, так и преподавателей, а также рассмотрение обучения как процесса межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель - студент», «студент - студент» и др., организуемого для достижения объединяющей их цели [1, 2].
В функционально-ролевой модели деятельности преподавателя ДО (рис. 1) на основе выделенных в процессе исследования основных и вспомогательных ролей, а также анализа особенностей системы ДО, учебной деятельности обучающихся и процесса деятельности преподавателя представлен ряд основных и несколько дополнительных (обеспечивающих) функций, которые преподаватель ДО реализует в своей профессиональной деятельности.
Перечень основных функций, выполняемых преподавателем ДО, включает в себя: управленческую, контрольно-диагностическую, проектировочную, информационно-содержательную, организационно-деятельностную, мотивационную, консультационную, коммуникативную, поддерживающую, рефлексивную.
Остановимся кратко на описании некоторых из перечисленных функций.
Управленческая функция. Преподаватель ДО выступает в качестве менеджера, который координирует процесс индивидуального и группового планирования, оказывает воздействие на поведение обучающихся для решения задач и достижения целей, организует имеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом: временные, материальные, человеческие и др. В отличие от деятельности традиционного педагога высшей школы, деятельность преподавателя ДО гораздо больше связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения управленческой функции, которая включает следующие конкретные действия:
- определение цели собственной деятельности и деятельности обучающихся;
- наблюдение за ходом деятельности обучающихся;
- оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;
- оценку результатов взаимодействия преподаватель - обучающийся и учебного процесса в целом;
Функционально-ролевая модель деятельности преподавателя дистанционного обучения
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13261.htm
КОНТ TF,ПТ
научно-методический электронный журнал ART 13261 УДК 371.132:378.147
Громова Т. В. Функционально-ролевая модель деятельности преподавателя дистанционного обучения // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13261. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13261.htm. - Гос. per. Эл№ФС 77-49965. -ISSN 2304-120Х.
социально-кооперативная
обеспечивающие функции
Рис. 1. Функционально-ролевая модель деятельности преподавателя дистанционного обучения
- разработку решений по изменению деятельности обучающихся.
- реализацию решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности обучающихся;
- корректировку собственной деятельности, а также деятельности обучающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию, ликвидировать нежелательные отклонения от направления обучения.
Контрольно-диагностическая функция. Для выбора адекватной стратегии преподавателя ДО при проектировании и реализации образовательного процесса ему важно выявить различия, которые существуют среди обучающихся в конкретной группе, и сформировать «портрет группы». При переходе от одного цикла обучения к другому, преподаватель диагностирует динамику изменений в обучающемся с точки зрения приобретенных знаний и навыков, уровня мотивации, а также динамику изменяющихся в процессе обучения целей и потребностей, с тем, чтобы вносить коррективы в проекты каждого образовательного события, своевременно диагностировать затруднения и ограничения, препятствующие обучению для того, чтобы оказывать своевременную поддержку каждому обучающемуся.
Задачи контроля и оценивания результатов обучения являются частью диагностической функции. Преподаватель ДО осуществляет оценку интегрально проявляемых в различных формах деятельности навыков и умений, делая акцент не на количественном оценивании, а на предоставлении обучающемуся интенсивных и развернутых обратных связей в виде письменных или устных комментариев на разных
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13261.htm
научно-методический электронный журнал ART 13261 УДК 371.132:378.147
Громова Т. В. Функционально-ролевая модель деятельности преподавателя дистанционного обучения // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13261. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13261.htm. - Гос. per. Эл№ФС 77-49965. -ISSN 2304-120Х.
этапах и уровнях процесса обучения. Основной целью контрольно-корректировочной деятельности преподавателя является помощь обучающемуся в осознании разрыва между желаемым и существующим на момент оценивания состоянием знаний, навыков и способностей.
Функция проектирования включает деятельность по целеполаганию и разработку проекта программы или модуля, или занятия как описания совокупности целей, содержания, методов и средств деятельности, а также поэтапного процесса деятельности, развернутого во времени. Проект позволяет связать описание деятельности как преподавателя, так и обучающихся, с желаемыми результатами, которые должны быть достигнуты. Преподаватель формирует цели образовательной программы (ОП) применительно к реальной учебной группе, осуществляя синтез целей различных субъектов (обучающихся, разработчиков ОП, образовательной организации и пр.). Разрабатывая проекты учебных занятий, преподаватель ДО осуществляет методическое наполнение целевой, содержательной, деятельностной, мотивационной и рефлексивной линий проектирования.
В рамках конкретного учебного занятия преподаватель реализует ситуационное проектирование, адаптируя готовый проект к контексту «здесь и теперь». Уточнение вариативной части проектов учебных занятий происходит благодаря активности обучающихся, влияющих на содержание учебных целей и выбор способов их достижения. Партнером по ситуационному проектированию выступает сам обучающийся.
Мотивационная функция. От уровня мотивации обучающихся зависит успешность достижения учебных целей. Методы внешней мотивации, предполагающие, что поведение обучающегося во многом мотивируется преимущественно внешними вознаграждениями или «наказаниями» в виде, например, оценки за практические работы или экзамен, могут использоваться преподавателем лишь в весьма ограниченном диапазоне в комплексе с другими подходами к мотивации. Преобладающим должен быть подход к мотивации, основанный на предположении о том, что обучающихся мотивирует чувство достижения результата, ощущение признания и самоуважения, удовлетворенность, порождаемые успешным выполнением учебных и профессиональных задач. В задачи преподавателя ДО входит: выявление мотивов и потребностей, вовлечение обучающихся в процесс целеполагания, позитивное подкрепление обучающихся, формирование и поддержание мотивации обучающихся через помощь в осознании личностно-значимых достижений в течение всего процесса обучения на основе формирования адекватной самооценки.
Эмоциональное состояние обучающихся может как способствовать, так и препятствовать обучению. Одним из условий, способствующих формированию внутренней мотивации, является необходимость создания психологически комфортной, дружественной среды, чтобы поддерживать такое эмоционально-психологическое состояние каждого обучающегося в процессе социального взаимодействия в группе (как в очной, так и в виртуальных формах коммуникации), которое способствовало бы отказу от защитных реакций и открытости к изменениям. В то же время преподавателю важно поддерживать определенный продуктивный уровень эмоционального напряжения, сопутствующего творческому напряжению.
Информационно-содержательная функция («управления знаниями»). Преподаватель ДО обеспечивает освоение обучающимися нового для них содержания деятельности, помогая сформировать в процессе обучения "среду знаний". При этом совокупность знаний (в широком смысле этого слова), формирующих эту среду, составляют различные типы знаний, как формализованных (в виде теорий и концеп-
http://e-koncept.ru/2013/13261.htm
научно-методический электронный журнал ART 13261 УДК 371.132:378.147
Громова Т. В. Функционально-ролевая модель деятельности преподавателя дистанционного обучения // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13261. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13261.htm. - Гос. per. Эл№ФС 77-49965. -ISSN 2304-120Х.
ций), так и неформализованных (практические знания и опыт, проявляющиеся в деятельности участников образовательного процесса, а также знания, порождаемые «здесь и теперь» в процессе взаимодействия).
Поскольку в системе ДО основными источниками информации для обучающегося являются книги, Интернет, мультимедиа, преподаватель является не столько носителем теоретических знаний, сколько знаний о самой деятельности. Однако, обладая экспертными сведениями в определенной области знаний и практики (например, менеджмента или маркетинга), он не транслирует этот опыт как единственно верный. Находясь в позиции «равного» он способен обсуждать и понимать различные представления обучающихся об управленческой деятельности. Владение не только знанием теории, но и неформализованными знаниями о практике бизнеса, понимание профессиональной субкультуры, владение профессиональным словарем позволяет преподавателю «говорить на одном языке» с обучающимися, облегчает снятие защитных барьеров, принятие его обучающимися «как равного».
В задачи преподавателя ДО входит помощь обучающимся в трансформации полученных теоретических знаний и практических навыков в реальную профессиональную деятельность, причем не по завершению, а в процессе обучения, через применение обучающимися изученных теорий для решения практических проблем в данной области.
В основном, преподаватель должен помогать обучающимся систематизировать знания, формировать свое целостное понимание изучаемой области деятельности через понимание совокупности элементов деятельности и их взаимосвязей, способствовать порождению новых знаний, проблематизируя имеющиеся знания и опыт обучающихся, помогая переводить знания из неявных в явные.
Организационно-деятельностная функция. Освоение знаний происходит в процессе совместной деятельности преподавателя и обучающихся, обучающихся друг с другом. Организуя пространство индивидуальной и групповой деятельности, преподаватель вводит нормы группового взаимодействия, управляет групповой динамикой, предоставляет и получает обратную связь. Совместная деятельность в этом пространстве реализуется через коммуникацию различной интенсивности и сложности: от простой коммуникации до сложной, полисубъектной.
Одностороннюю форму коммуникации преподаватель ДО использует крайне ограниченно. Для обеспечения вовлеченности обучающихся, их активной позиции в образовательном процессе и достижению более глубоких результатов обучения преподаватель организует многостороннюю коммуникацию обучающихся с ним и между собой, используя личностно ориентированный подход. Преподаватель ДО содействует групповому взаимодействию на основе диалога и дискуссии, обеспечивая высокую интенсивность интеракций. Это стимулирует «открытую» коммуникацию и обеспечивает выработку личностного отношения обучающегося к работе с содержанием учебной дисциплины. Наиболее часто используются активные методы работы: дискуссии в малых группах, «анализ конкретной ситуации», ролевые игры.
Консультационная функция. Ряд особенностей обучения в системе ДО, таких как наличие различий среди обучающихся, каждый из которых имеет собственные цели профессионального развития, использование большого многообразия технологий в процессе обучения, среда знаний с избыточным объемом информации - все это порой делает необходимым оказание преподавателем ДО индивидуальной консультационной помощи обучающемуся с тем, чтобы помочь ему максимально эффективно управлять собственным обучением. Индивидуальное консультирование осуществляется преподавателем при непосредственном взаимодействии, письмен-
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13261.htm
научно-методический электронный журнал ART 13261 УДК 371.132:378.147
Громова Т. В. Функционально-ролевая модель деятельности преподавателя дистанционного обучения // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13261. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13261.htm. - Гос. per. Эл№ФС 77-49965. -ISSN 2304-120Х.
но, по электронной почте. Он способствует самоопределению обучающихся, помогает каждому из них сформировать свой индивидуальный маршрут в рамках программы, который будет наиболее полно соответствовать его потребностям, способностям, предпочитаемым стилям обучения, ресурсам и ограничениям. Преподаватель консультирует обучающегося в течение всего процесса обучения как по содержанию, так и по способам обучения, помогая обучающемуся решать проблемы как профессиональной, так и учебной деятельности. Выполняя наставническую функцию, преподаватель выступает в роли образца, демонстрируя успешные поведенческие модели.
Особенностью коммуникативной деятельности преподавателя ДО является использование большого разнообразия форм и средств коммуникации: очных (на тьютори-алах и воскресной школе), виртуальных (в Интернет-конференции группы), по электронной почте и телефону, письменных (комментарии к письменным работам студентов).
Преподаватель организует физическое пространство деятельности, в котором становятся возможны эти сложные формы коммуникации (работа в режиме круглого стола, работа в малых группах, межгрупповые дискуссии) и средств коммуникации (компьютерные проекторы для демонстрации слайдов, видеопроекторы и др.).
Помимо организации пространства для непосредственного взаимодействия преподаватель ДО организует виртуальное пространство, выполняя задачи структурирования коммуникации, вовлечения обучающихся во взаимодействие, поддержания дискуссии и пр. Совокупность большого разнообразия форм, средств и субъектов коммуникации позволяет преподавателю формировать интерактивную обучающую среду. Роль обучающегося в процессе обучения меняется от пассивной роли воспринимающего на начальном этапе до активного участника и даже организатора коммуникации.
Функция сопровождения и развития. Эти функции представляют собой систему взаимосвязанных действий, мероприятий, обеспечивающих квалифицированную помощь студенту в течение всего процесса обучения. Создание условий для дальнейшего самоопределения обучающихся, поддержка мотивации на дальнейшее профессиональное и личностное развитие, ориентация на изменяющиеся потребности обучающихся требуют от преподавателя непрерывного развития себя и своей деятельности. Ресурсами же для такого развития становятся профессиональная и студенческая среды как источники непрерывного обновления знаний.
Рефлексивная функция. Типы учебных целей в ДО включают цели освоения обучающимися новых способов деятельности. Г. П. Щедровицкий отмечал, «что новые средства и способы деятельности могут появиться у человека, если сама деятельность становится предметом специальной обработки, чтобы на нее направилась бы новая вторичная деятельность, т. е. должна появиться рефлексия по отношению к исходной деятельности» [3].
В задачу преподавателя ДО входит организация рефлексивной деятельности на каждом из этапов обучения для того, чтобы помочь обучающемуся осознать, как затруднения, так и позитивный опыт, и результаты. Объектом для рефлексии становится опыт, полученный обучающимся в своей профессиональной деятельности, либо полученный «здесь и теперь» - в процессе учебной деятельности. При этом рефлексия может фокусироваться на поведении, мышлении, чувствах и эмоциях, процессе взаимодействия с другими. Преподаватель ДО не только выступает организатором рефлексии, но и оказывает содействие обучающемуся в освоении рефлексивных навыков.
Функция саморазвития. Ориентация на изменяющиеся потребности обучающихся и требования заинтересованных сторон требует от преподавателя ДО постоянных изменений. Чтобы соответствовать этим требованиям преподаватель должен находиться
http://e-koncept.ru/2013/13261.htm
научно-методический электронный журнал ART 13261 УДК 371.132:378.147
Громова Т. В. Функционально-ролевая модель деятельности преподавателя дистанционного обучения // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13261. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13261.htm. - Гос. per. Эл№ФС 77-49965. -ISSN 2304-120Х.
в процессе непрерывного развития себя и своей деятельности. Для этого ему необходимо стать «рефлексирующим практиком», который осуществляет рефлексию процесса и содержания собственной деятельности, выявляет затруднения в ней, а затем ищет возможности устранения дефицита знаний и навыков, совершенствования собственной деятельности. Обратная связь от обучающихся и от других заинтересованных сторон по результатам деятельности преподавателя является стимулом для развития. Ресурсами же для такого развития становятся профессиональная и студенческая среда как источник непрерывного обновления знаний.
К обеспечивающим функциям преподавателя ДО, сопровождающим его педагогическую деятельность, относятся следующие.
Социально-кооперативная функция. Реализуя эту функцию, преподаватель ДО выступает в двух ролях: как член команды, реализующей образовательную программу и как член профессионального сообщества.
Преподаватель ДО как член команды. Особенностью технологии дистанционного обучения является необходимость работы преподавателя в команде с другими. Например, он в команде с другими преподавателями проводит выездную школу; может принимать участие в студенческой Интернет-конференции курса, реагируя на запросы студентов, либо в Интернет-конференции преподавателей ДО. Для организации учебного процесса преподаватель взаимодействует с административным и управленческим персоналом сети, командой образовательного процесса.
Преподаватель ДО как член профессионального сообщества. Сообщество преподавателей ДО является, с одной стороны, мощным ресурсом явных и неявных знаний, которые необходимы преподавателям для осуществления и развития педагогической деятельности. С другой стороны, профессиональное сообщество обеспечивает удовлетворение социальных потребностей преподавателей ДО. На начальном этапе карьеры преподаватель, в основном, «получает» из среды коллег ресурсы для развития своих знаний и навыков и психологическую поддержку. Становясь опытным, преподаватель ДО превращается в «отдающего», транслируя свой опыт другим преподавателям на семинарах, в Интернет-конференциях, в виде методических пособий и разработок.
Нормы деятельности, основанные на единых подходах, являются основой взаимодействия преподавателей друг с другом.
Маркетинговая функция. Потребительская ориентация образовательной организации, реализующей технологии ДО, воплощается в деятельности преподавателей ДО. Предоставляя образовательную услугу потребителям, он выступает как маркетолог. Это предполагает прежде всего осознание преподавателем приоритета потребностей своих потребителей-студентов и других заинтересованных сторон (преподавателей, администраторов, команды курса) и гибкого реагирования на эти потребности. Через деятельность преподавателя должны реализовываться механизмы, обеспечивающие открытость всей системы и адаптацию образовательной услуги к меняющимся потребностям потребителей.
Для выполнения организаторской функции преподаватель ДО должен владеть следующим.
1. Знать: особенности, принципы, технологии, организации учебного процесса в системе ДО; основы информатики, необходимые для организации ДО.
- организовывать связь между участниками процесса ДО (связь студентов с преподавателем, деканатом, другими службами, между собой, предоставление графиков учебного процесса, учебно-методических материалов;
2. Уметь:
http://e-koncept.ru/2013/13261.htm
научно-методический электронный журнал ART 13261 УДК 371.132:378.147
Громова Т. В. Функционально-ролевая модель деятельности преподавателя дистанционного обучения // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13261. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13261.htm. - Гос. per. Эл№ФС 77-49965. -ISSN 2304-120Х.
- организовывать студенческие (в том числе научные) конференции (компьютерные, видеоконференции);
- вести контроль (исходная диагностика, текущие, итоговые контрольные мероприятии), планировать характер и расписание контрольных работ;
- использовать элементы сетевой технологии ДО (электронная почта, компьютерные конференции, поиск в сети Интернет);
- проектировать обучение, исходя из целостного видения содержания и процесса обучения, устанавливать долгосрочные и краткосрочные цели обучения, согласовывать их со студентами, корректировать их при необходимости;
- использовать различные формы организации учебного процесса (установочные лекции, тьюториалы, воскресные (дневные) школы, самостоятельная работа студентов, консультации); организовывать группы взаимопомощи;
- использовать активные методы обучения.
Для выполнения информационной функции преподаватель ДО должен владеть следующим.
1. Знать: содержание соответствующих курсов (представленных в виде печатных учебных материалов, на CD, в сети); педагогические требования к тестам, контрольным материалам.
2. Уметь:
- предоставлять своевременную помощь в изучении курса (консультирование, ответы на вопросы);
- отслеживать усвоение студентами содержания материалов курса;
- проверять, комментировать, рецензировать итоговые домашние задания студентов, составлять схемы проверки и учета домашних заданий студентов;
- владеть методами составления индивидуальных заданий (проектные задания, задания с учетом опыта студентов);
- проводить рефлексивный анализ учебной деятельности студентов и своей деятельности, учебных ситуаций;
- разрабатывать учебно-педагогические материалы для ДО.
Для выполнения коммуникативной функции преподаватель ДО должен владеть следующим.
1. Знать: психологию общения; основы педагогической психологии; основы андрагогики.
2. Уметь:
- создавать положительный эмоциональный фон при общении (в том числе и общении через компьютер);
- передавать информацию, кратко и содержательно излагать свои мысли в письменной форме;
- поддерживать связь регулярно и постоянно;
- владеть индивидуальным подходом к обучающемуся (помощь в выборе наиболее эффективных методов и темпа работы, поощрение); всесторонне и адекватно воспринимать личность студента;
- оценивать собственную деятельность, опираясь на мнение студентов о курсе, и учитывать эту оценку в дальнейшей работе.
Для выполнения развивающей функции преподаватель ДО должен владеть следующим.
1. Знать: о мотивах деятельности студентов, их способностях.
pu "7 fu
http://e-koncept.ru/2013/13261.htm
КОНТ ТШТ
Громова Т. В. Функционально-ролевая модель деятельности преподавателя дистанционного обучения // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -ART 13261. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13261.htm. - Гос. per. Эл№ФС 77-49965. -ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал " РеГ' "■****■ “
АШ 13261 УДК 371.132:378.147 ’
2. Уметь:
- мотивировать обучающихся на совместную деятельность;
- владеть способами активизации познавательной деятельности студентов;
- помогать в организации интеллектуального труда, навыков самостоятельной работы;
- влиять и способствовать личностному, творческому росту и развитию студентов [4].
Ссылки на источники
1. Открытое образование в России XXI века: материалы 8-й Междунар. конф. по дистанц. образованию. - М.: МЭСИ, 2000. - 286 с.
2. Benque N. Online training for Tutors, Proceedings of Online Education. - Berlin, 1999. - 208 р.
3. Громова Т. В. Актуальные аспекты формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения. - Самара: Изд-во «Глагол», 2007. - 268 с.
4. Там же.
Gromova Tatiana,
doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of foreign languages, Samara State University of Economics, Samara [email protected]
Functional-role model of the activity of distance learning teacher Abstract. The author presents the author's functional-role model of the activity of distance learning teacher and its functions.
Keywords: distance learning, distance learning teacher, functional-role model, personal oriented approach.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
977230412013512
http://e-koncept.ru/2013/13261.htm