Научная статья на тему 'Некоторые вопросы формирования коммуникативной компетентности студентов – будущих педагогов – в процессе изучения дисциплины "Русский язык и культура речи"'

Некоторые вопросы формирования коммуникативной компетентности студентов – будущих педагогов – в процессе изучения дисциплины "Русский язык и культура речи" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НОРМЫ ЯЗЫКА / RATES OF THE LANGUAGE / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА / EXPRESSIVE FACILITIES OF THE LANGUAGE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION COMPETENCY / CONTACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Бичен Кыргызовна

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетенции студентов на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи». Предлагаются методически продуктивные формы работы, способствующие формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of the shaping communication competen с e students - a future teacher - in process of the study of discipline "Russian language and culture speech"

Some questions of a forming of students' communicative competence in classes of ‘The Russian language and a culture of speech' are showed in this article. Different methodological productive forms of a teaching Russian to form a communicative competence of future teachers of Russian are given here.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы формирования коммуникативной компетентности студентов – будущих педагогов – в процессе изучения дисциплины "Русский язык и культура речи"»

Традиционно она сохранилась в Туве и продолжает развиваться в настоящее время.

Этот вид народной физической культуры -один из древнейших. Он зародился и существовал веками как средство подготовки охотника и воина. Стрельба из лука была распространена повсюду. Однако у каждого народа были свои оригинальные упражнения для тренировки в стрельбе из лука [1].

В соревнованиях по стрельбе из лука принимают участие женщины, мужчины, дети и даже люди пожилого возраста. Этот вид спорта не только развивает точность глазомера, стрельбы, ловкость, но и силу воли человека. Каждый лучник подбирает себе стрелы и лук по своему росту и силе натяжения тетивы. У большинства луков сила натяжения составляет 20-25 кг. Время натягивания тетивы и удержание до выстрела равно 5-8 секундам в зависимости от множества условий.

Техника стрельбы из лука не представляет больших сложностей, но ее полное освоение требует длительных и упорных тренировок.

Очередность стрельбы определяется жеребьевкой. Лучникам, добившихся успехов в соревнованиях, присваиваются

соответствующие звания «лучшего стрелка» и разряды.

Таким образом, с давних времен из поколения в поколение переходили традиционные народные подвижные игры и национальные виды спорта тувинцев. Заслуживает восхищения многочисленность и разнообразие игр, видов спорта, которые бережно охраняются и передаются новым

поколениям. Праздники являются

агитаторами и трансформаторами

национального аспекта физической культуры. У всех народов праздники, игры и состязания стали необходимой частью народной системы физического воспитания [4].

Включение национально-регионального компонента в программы учебных предметов для общеобразовательной школы

предполагает использование на уроках физической культуры и во внеклассной работе традиционных физических упражнений тувинцев, обладающих огромными педагогическими возможностями, играющих существенную роль в нравственном, интеллектуальном, патриотическом,

эстетическом становлении подрастающего поколения. Это большая возможность возрождения и развития на основе внедрения в систему физического воспитания подлинно народных традиций.

Литература

1. Аг-оол, Е.М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев на уроках физической культуры в начальной школе / Е.М. Аг-оол. -Кызыл, 2004.-54С.

2. История Тувы: В 3 т. - Т II /Под общ. ред. В А Л амина. - Новосибирск: «Наука»,200 7,- 430с.

3. Ондар, О.Ч. Роль и значение ритуала для борца в национальных видах борьбы: Тезисы /О.Ч.Ондар -Кызыл, 1989.-С. 13-19.

4. Ооржак, Х.Д-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири/ Х.Д-Н. Ооржак. - Кызыл. -1995.-207с.

5. Курбатский, Г.Н. Тувинские праздники / Г.Н. Курбатский. - Кызыл, 1973.-31с.

6. Погадаев Г.И. «Играйте народные игры» //Физическая культура в школе. 2007 -с.24

Б.К. Ондар

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетенции студентов на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Предлагаются методически продуктивные формы работы, способствующие формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, нормы языка, выразительные средства языка, коммуникация, мотивация, общение.

Ondar В. К.

Some questions of the shaping communication competence students - a future teacher - in process of the study of discipline «Russian language and culture speech»

Some questions of a forming of students' communicative competence in classes of 'The Russian language and a culture of speech' are showed in this article. Different methodological productive forms of a teaching Russian to form a communicative competence of future teachers of Russian are given here.

Keywords: the communication competency, rates of the language, expressive facilities of the language, communication, motivation, contact.

В данной статье мы затрагиваем актуальную проблему, связанную с формированием умения общаться во всех видах речевой деятельности студентов -будущих педагогов.

В последние годы проблема формирования коммуникативной компетенции стала одним из острых вопросов педагогики, теории и методики обучения русскому языку.

Коммуникативная компетенция означает способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В её основе лежит комплекс умений,

позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах. Базируется этот вид компетенции на ряде других компетенций: лингвистической, речевой, социокультурной, прагматической, дискурсивной, предметной. Формирование коммуникативной компетенции предполагает построение процесса обучения на основе использования интерактивного,

перцептивного, информационного общения [1: 93].

Помочь будущим педагогам формировать коммуникативную компетенцию, потребность вступать в общение друг с другом и преподавателем на занятиях призван курс «Русский язык и культура речи», который в настоящее время читается на всех факультетах Тывинского государственного университета. Главное для преподавателя русского языка -обеспечить коммуникативную мотивацию (потребность, побуждающую студентов вступать в общение друг с другом и преподавателем не только с учебной целью).

Особая ответственность за формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов ложится на преподавателей вуза, в частности, на тех, кто читает речеведческие курсы. Внимательное, вдумчивое отношение к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе, продолжаться в вузе. Знания по культуре речи, умение безошибочно и свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в ходе педагогического общения необходимы преподавателю любого предмета.

Предмет «Русский язык и культура речи» преподают с 2001 года на всех неязыковых факультетах и на филологическом факультете для студентов, обучающихся по специальности

«Родной язык», «Иностранный язык», «Английский язык». Задача курса, введенного на всех факультетах, - углубить и совершенствовать знания о существующих нормах языка, о функциональных стилях речи, показать их и объяснить, научить основам эффективной коммуникации и т.д.

Как показывает анкетирование, проведенное нами среди первокурсников неязыковых факультетов, изучение курса «Русский язык и культура речи» вызывает определенные трудности у части студентов. Причины: слабая языковая база, отсутствие мотивации и интереса к языку, неумение работать самостоятельно, неумение конспектировать, трудности, связанные с недостаточным научно-методическим

обеспечением предмета и т.д. Нельзя сбрасывать со счетов и трудности поведенческого, психологического характера, отчего речь студента при выступлении звучит монотонно, невыразительно, мимика и жесты скованны. Добавим к этому, что беден словарный запас студента, письменная речь изобилует ошибками разной классификации, устная речь засорена жаргонизмами, просторечными словами и, естественно, далека от реальной литературной речи.

В устной речи студентов наблюдаем множество речевых и иных типов ошибок: тавтология: умножить во много раз, главная идея, подарить подарок, новые новшества; ошибочны в речи часто употребляемые выражения - июнь месяц, май месяц (убирая второе слово, мы ничего не изменим в значении), наука история, самые новейшие издания, самые высочайшие награды, слова-паразиты: как бы, короче, ну, как говорится, я бы сказал, вроде бы, в натуре, извиняюсь -(извинять в русском языке можно проступок, неточность), элементы речевой раскованности: супер, круто, фантастика, класс, клево, гламур, блин, короче, чо, на фиг надо и др. В некоторых случаях теряется чувство меры: Это был чудесный, замечательный, прекрасный, изумительный человек.

Характеризуя письменную речь студентов, мы отметили немотивированные повторы, неправильный выбор синонимов,

невыразительность использованной лексики, орфографические и другие и виды ошибок (по результатам изложений, сочинений). Примеры.

Пушкин, сияющий как солнце человек.

Отношение к природе слишком

любвеобильное. Врет или правда? Они с храбростью стояли за свою землю. С выводом я весьма согласна. Война - это неописуемое чувство. Еще капали капли. Утонуться и умереть. Горественные воспоминания (,горестные воспоминания). Автор описывает двух молоденьких человеков. Чистое восхищение, у него были руки мускульные (вместо мускулистые). Бригады медиков бесплатно ставили нам прививки (нужно - делали прививки). Часты нарушения синтаксических норм, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов и инверсий.

Думая о ней, мне становится грустно. Читая эту книгу, перед нами отчетливо встает образ Дерсу Узала. Подрастая, его проблемы так же, как и он, возрастают. Учитывая тенденцию к сокращению аудиторной нагрузки студентов, основной упор приходится делать на самостоятельную работу, в связи с чем возникает проблема мотивации учения. Приемов внешней мотивации в арсенале каждого педагога множество (творческие и поисковые задания, контрольные работы, тесты, похвала, критика и т.п.). Они позволяют преподавателю избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу студентов, тем самым способствуют формированию и

коммуникативной и речевой компетенции.

Специфика работы педагогов-русистов также заключается в том, чтобы систематически на занятиях уделять внимание воспитанию студентов средствами своего предмета [2: 69].

Рабочая программа по дисциплине должна быть составлена таким образом, чтобы сделать акцент на таких темах, которые наиболее важны дня формирования коммуникативной компетентности, особенно такого ее составляющего как общение. Если студент осознает ценность языка как главного средства общения, примет эту ценность, то руководить процессом познания и воспитания будет значительно легче. Нами пересмотрена учебная программа курса «Русский язык и культура речи» для студентов неязыковых факультетов. Особое внимание обращено на такие, на наш взгляд, сложные темы: Нормы литературного языка, Коммуникативные качества речи, Выразительность речи, Понятие о речевой деятельности, Публичная речь, Овладение техникой речи и т.д. Акцент сделан и на таких темах: Этические нормы культуры речи. Национальная специфика речевого

этикета. Речевой этикет русского и тувинского народов. В УМКД предложены тексты, побуждающие студентов принимать участие в диалогах, полилогах.

Приведём фрагмент практического занятия по курсу «Русский язык и культура речи», проведенного нами на первом курсе исторического факультета.

Тема: Спор, дискуссия, диспут, полемика.

Поставлены задачи-. способствовать развитию устной и письменной речи студентов; совершенствовать их умение вступать в дискуссию; воспитать внутреннюю и внешнюю культуру общения.

В начале занятия повторяем теоретические сведения: особенности спора, дискуссии, диспута, полемики.

Студентам напоминаем слова

замечательного мастера русского слова К.Г. Паустовского: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

Предлагается студентам прочитать текст письма К.С. Станиславского сыну.

Прежде всего - благодарю тебя за твои письма. Как ты их мило пишешь. Они так интересны, что я их перечитываю каждый день. Нет, что и говорить, это большое удовольствие - уметь писать. Теперь тебя знаешь как можно назвать? Грамотным, то есть таким, который умеет читать и писать.

Надо стараться сделаться образованным. Знаешь, что значит это слово? Образованный - это тот, кто многому учился и много знает. Но и этого мало, надо еще быть хорошо воспитанным. А знаешь ли, что это слово означает? Хорошо воспитанный - это тот, кто умеет жить с другими людьми, умеет ладить, кто умеет быть внимательным, ласковым, добрым, кто умеет заставить уважать и любить себя, у кого простые и хорошие манеры. Кто не позволит обидеть себя и других, но и сам никого не обидит без причины.

Изучение темы начинаем с чтения текста. Кстати, о чтении. Этот рецептивный вид речевой деятельности, обеспечивающий общение, слабо развит у студентов. А ведь понимание при чтении есть проникновение в сущность текста путем установления между его элементами связей, чтение - один из видов мыслительной деятельности человека,

включающий воображение и эмоции. Поэтому преподаватель языка должен уделять большое внимание этому виду речевой деятельности как средству обучения - произношению, овладению звуковой и графической системой языка, работе над интонационным оформлением текста, выработке ритма и мелодики, развитию речи.

Содержание рассматриваемого текста дает возможность вызвать студентов на дискуссию, завязать разговор, который может начаться с таких, например, вопросов:

- Какое содержание вкладывается вы в слово воспитанный?

- Согласны ли вы с определением К.С.Станиславского?

- Как вы объясните значения слов культурный (человек), интеллигентный (человек), порядочный (человек)?

- Как вы думаете, что означают понятия внутренняя и внешняя культура человека?

- Какого человека вы считаете культурным (интеллигентным, тактичным)?

- Встречался ли в вашей жизни такой человек?

- Культурный ли вы человек? Аргументируйте свой ответ.

Отвечая на вопросы, студенты вступают в спор, начинают дискуссию, создается коммуникативная ситуация, появляются разные варианты определений и выводов.

Чтобы прийти к общему мнению, предлагаем найти определения этих слов в четырехтомном Словаре русского языка. На доске и в тетрадях записываются определения: воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий вести себя; культурный - обладающий высокими навыками поведения в обществе, воспитанный; интеллигентный -образованный, культурный; порядочный -честный, не способный на низкие поступки; тактичный - умеющий вести себя пристойно, уважая других, имеющий чувство меры в поведении, в поступках.

В некоторых затруднительных случаях мы обращаемся к переводу слов на тувинский язык.

Студенты делают вывод: слова воспитанный, культурный, интеллигентный, тактичный означают примерно одно и то же, т.е. это человек, обладающий навыками поведения в обществе, он начитан и образован, скромен и заботлив, следовательно, имеет большую внутреннюю культуру,

гармонирующую с внешней.

Далее переходим к обсуждению анкет студентов:

Какие факторы влияют на снижение культуры речи?

Какова культура вашей речи (устной и письменной)речи?

Как вы думаете улучшить свою культуру речи?

Как показала работа с предложенными на занятиях текстами, многие студенты при доказательстве какой-либо мысли часто прибегают к аргументации на эмоциональном уровне, испытывают затруднения на уровне логического мышления.

Поэтому следует учить студентов создавать высказывания типа рассуждения (рассуждение - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме).

Очень важно не навязывать студентам какую-либо точку зрения, необходимо выслушать их мнение, побуждать высказываться. Надо помнить и о том, что свое мнение появляется тогда, когда человек задет за живое.

Возможность вызвать активность студентов на всех этапах работы представляют здания, направленные на поощрение желания студентов повысить свою оценки и баллы (творческие задания, доклады, упражнения, исследования). Целенаправленное обучение языку на коммуникативном уровне дает свои положительные результаты, кроме того, в группе создается дружеская атмосфера; происходит становление личности, что проявляется в отстаивании своих убеждений и в уважении к чужому «я».

Обратимся еще к одному занятию, на котором мы поставили цель: формировать у студентов коммуникативную компетенцию через общение друг с другом и преподавателем на основе составленного студентом текста.

Был проведен цикл уроков по теме: «Выразительные средства языка (тропы и топы) русского языка».

Лексическая тема: «Моя историческая родина — Тува».

Студентам были предложены отрывки текстов из книги Ф.Журавлева, 3. Журавлевой «Путешествуем по Туве», «С рюкзаком по Туве», «Топонимического словаря Тувы» Ондар Б.К., «История Тувы», «Тувинцы. Происхождение и формирование этноса» М.Х.Маннай-оол.

Работа над текстом.

Приглашение к путешествию

Много заманчивых и романтичных туристских троп на необъятных просторах нашей прекрасной Родины, которые влекут

тысячи и тысячи любознательных путешественников. Одни мчатся на юг, к теплым морям, другие мечтают о встрече со священным Байкалом, третьих влекут дремучие таежные дебри. Многие стремятся познать белое безмолвие тундры, покорить заоблачные вершины, пройти от устья до истоков бурные порожистые реки, ощутить жаркое дыхание барханов.

Всех их мы приглашаем в Туву, этот замечательный край в центре Азии, где в удивительной неповторимости смешались все ландшафты нашей страны. Здесь вас ждут встречи со вторым по глубине, после Байкала, озером Нойон-Холь, знойными песками Эрзина, тростниковыми джунглями Тес-Хема, высокогорными тундрами Танну-Ола. Здесь можно увидеть хариусов, пляшущих над водопадами, вдохнуть воздух тайги, настоянный на запахах хвои и ягод, встретить в горах легендарный цветок эдельвейс, который, как гласит предание, находят только самые мужественные, достойны хранить - самые верные, дарят -самым дорогим.

Прекрасна и неповторима природа Тувы, интересна и своеобразна её история.

(Ф.Журавлев)

Па занятии идет работа над текстом: чтение, словарная работа, нахождение выразительных средств языка. Особое место при работе над предложенным текстом занимает этимологическая справка: объяснение значений топонимов: Эрзин, Тес-Хем, Ноян-Хол, Танну-Ола (тув. Танды-Уула), Байкал. Последнее предложение

анализируемого текста настраивает студентов на исследовательскую работу по истории Тувы. Мы предлагаем обратиться к историческим источникам, найти тексты, поработать над выразительными средствами языка, написать реферат или сделать сообщение.

После изучения данной темы студенты получили задание:

Расскажите о своем любимом месте в Туве, используя топы, тропы и риторические фигуры. Обратите внимание на то, что повествование делается особенно интересным и убедительным, если вы используете в своей речи конкретные детали, т.е. применяете топы Частное и Пример. Чтобы речь получилась логичной и эмоциональной, подумайте заранее, какие детали и примеры вы используете, составьте краткий рассказ, озаглавьте. Безусловно, создание близкого к жизни студентов текста о малой родине

позволило выразить собственное «я», собственную жизненную позицию, определенное отношение к понятиям «родина, отечество». Но, к сожалению, не все студенты сумели донести до слушающих свои мысли о красоте своих родных мест. Значит, преподавателю следует обратить внимание на описание и рассуждение как типы речи.

Сделаны выводы: тропы позволяют сделать речь содержательной, логичной,

выразительной и убедительной. Уместно использованные средства выразительности дополнительно аргументируют речь, позволяют воздействовать не только на ум, но и на сердце слушателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика показывает, что коммуникативно направленное обучение содействует формированию личности, занятия,

проведенные с учетом знаний, умений и навыков студентов, с опорой на их опыт, значительно повышают мотивацию обучения. Надо сказать, что не всегда удается найти формы обучения со студентами, при которых создаются условия диалога, условия коммуникации. Чтобы научиться вести диалог и полилог, чтобы они были успешными, приносили удовлетворение и преподавателю, и студенту, необходимо овладеть всеми видами речевой деятельности. А поскольку речевая деятельность - это процесс, необходимо, чтобы процесс был непрерывным: речи можно научить в процессе говорения [3: 238-245].

Опыт нашей работы в неязыковых факультетах показывает, что изучить за один семестр (2 часа в неделю) филолого-педагогическую дисциплину «Русский язык. Культура речи. Риторика», повторить то, что изучали в школе, студенты не успевают. За такой короткий промежуток времени студентам невозможно даже поверхностно изложить содержание курса, в программу которого включены темы и по орфографии и пунктуации русского языка, и по способам эффективной коммуникации и по ораторскому искусству и т.д. Предстоит сдать и сложный для студентов Интернет-экзамен, в тестах которого содержатся вопросы по русскому языку, культуре речи и риторике (теории красноречия).

В рамках одной статьи сложно представить всю систему работы над формированием коммуникативной компетенции студентов. В настоящее время стоит задача позитивной адаптации и поддержки вчерашних выпускников в новых условиях, дальнейшая работа над формированием умения общаться

заведений / Е.В.Архгатова и др. - М.Издат. центр «Академия», 2005. - С. 238-245.

3. Фролова С. Л. Воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» и его роль в формировании профессионального идеала студентов // Русский язык в школе. - 2009. - №8 - С 69-72.

4. «Русский язык и культура речи» как дисциплина государственных образовательных стандартов В ПО: опыт, проблемы, перспективы.- Барнаул, 2003. - 11 с.

ИМ. Кара-Сал., Е.К. Бичи-оол

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

МАТЕМАТИКИ

во всех видах речевой деятельности студентов - будущих педагогов.

Литература

1. Глухов Б.А., Щукин А.Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1993. - С. 93.

2 Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высш пед. учеб

В данной статье рассматриваются возможности формирования методических умений у будущих учителей математики на занятиях по «Элементарной математике», в частности умений систематизировать знания.

Рассматриваются следующие приемы систематизации знаний: обобщение, аналогия, классификация, структурирование.

Разработанные задания, направленные на формирование у студентов приемов систематизации знаний, способствуют повышению качества методической подготовки будущего учителя математики.

Ключевые слова: подготовка учителя математики, формирование методических умений, приемы систематизации, аналогия, обобщение, классификация, структурирование, методические задания на систематизацию знаний.

Kara-Cal N.M, Bichi-ool E.K.

Shaping the methodical skills beside future teacher mathematicians

In given article are considered possibility of the shaping the methodical skills beside future teachers mathematicians on occupation on "Elementary mathematician", in particular skills to systematize the knowledges.

They Are Considered following acceptance to systematizations of the knowledges: generalization, analogy, categorization, structuring.

The Designed tasks directed on shaping beside student acceptance to systematizations of the knowledges, promote increasing a quality methodical preparing the future teacher mathematicians.

Keywords: preparing the teacher mathematicians, shaping the methodical skills, acceptance to systematizations, analogy, generalization, categorization, structuring, methodical tasks on systematization of the knowledges.

В системе профессиональной подготовки будущего учителя ведущая роль принадлежит методической подготовке. Методическая подготовка, являясь частью профессиональной подготовки будущего учителя,

характеризуется радом особенностей. Так А. А. Столяр отмечает, что «методическая подготовка, впитывая в себя все знания, полученные студентами в области методологии, математики, психологии, педагогики, подвергает их переосмыслению, углублению, конкретизации применительно к теории и практике обучения» [7]. Эти особенности обусловлены прежде всего спецификой того предмета, к преподаванию которого готовятся студенты. Реализация указанного направления совершенствования подготовки учителя связана с исследованием различных ее аспектов, среди которых особую

значимость приобретает формирование у студентов методических умений. Наличие таких умений является необходимым условием решения любой методической задачи из всего многообразия задач, возникающих перед учителем в его практической деятельности.

Если обратиться к деятельности учителя математики, то в ней представлены различные виды, для осуществления которых учителю необходимо овладение соответствующими умениями, в том числе методическими.

В качестве основных видов деятельности, реализуемых учителем, выделим следующие виды деятельности, согласно классификации Е.И.Лященко [4]:

1) деятельность, связанная с анализом различных средств обучения (в том числе программ, учебников, дидактических материалов по математике и др.);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.