Научная статья на тему 'Некоторые вопросы дальнейшего совершенствования правоохранительной службы в Республике Казахстан'

Некоторые вопросы дальнейшего совершенствования правоохранительной службы в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машанов Нуржан Советович

В данной статье рассмотрены необходимость принятия Закона Республики Казахстан «О пра-воохранительной службе», а также вопросы дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы дальнейшего совершенствования правоохранительной службы в Республике Казахстан»

Уголовное право и уголовный процесс

Машанов Нуржан Советович,

ведущий научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права Института законодательства РК, кандидат юридических наук

некоторые вопросы дальнейшего совершенствования правоохранительной службы в республике Казахстан

После широкого обсуждения в обществе, а также на проводимых рабочих группах и заседаниях по их рассмотрению был принят и вступил в силу Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» [1].

Объективная необходимость принятия закона обусловлена неоднозначностью прохождения службы в правоохранительных органах. Порядок прохождения службы во всех правоохранительных органах регламентируется разными законами и ведомственными подзаконными нормативными правовыми актами. Отсюда по-разному регламентируются правовой статус сотрудников государственных органов, условия прохождения службы в правоохранительных органах (прием, перемещение, увольнение, присвоение специальных, воинских званий и классных чинов, наложение взысканий), социальное обеспечение и др.

До принятия закона имелись несогласованность и противоречия в правовом регулировании этого вида государственной службы. Так, к работникам правоохранительных органов, Трудовой кодекс (ст. 256) [2], относил лиц, состоящих на службе в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, финансовой полиции, государственной противопожарной службы, таможенных органах, органах прокуратуры, осуществляющих правоохранительную деятельность в соответствии с законами.

При этом служба в каждом правоохранительном органе регламентируется комплексом нормативных правовых актов, в том числе Таможенным кодексом Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», «Об органах юстиции», «О прокуратуре», «О пожарной безопасности». Помимо этого действует около 15 подзаконных нормативных правовых актов.

К примеру, органы финансовой полиции, про-

тивопожарной службы при решении вопросов пенсионного обеспечения, исчислении выслуги лет, а также иных вопросов по прохождению службы руководствуются законодательством об органах внутренних дел. По-иному регламентируется прохождение службы в органах прокуратуры.

Также имеются различия в льготах и преимуществах сотрудников тех или иных правоохранительных органов, соответственно, разнятся размеры выплат, получаемыми пенсионерами этих органов.

Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» устанавливает единые правовые стандарты и нормы прохождения службы в правоохранительных органах, регламентирует порядок прохождения службы (прием, перемещение, увольнение) и социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов.

В Законе закреплены общепринятые для указанного вида службы положения, касающиеся единоначалия и субординации, единства организации прохождения службы, обязательного профессионального отбора при поступлении на правоохранительную службу. Кроме того, сохранены традиционные для правоохранительных органов институты присвоения в соответствии с занимаемой должностью специальных званий и классных чинов, закрепляются системные подходы по их соотнесению с воинскими званиями и классными чинами на государственной гражданской службе. Также определены права и обязанности, требования к служебному поведению служащего. Предлагаемое к законодательному урегулированию количество запретов и ограничений на правоохранительной службе превышает в силу ее специфики количество запретов и ограничений на государственной гражданской службе и на военной службе.

Законом также установлено, что в отношении служащего правоохранительной службы

№ 1 (25) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

допускается ограничение его прав и свобод как человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан. В целях компенсации вводимых ограничений, а также обеспечения исполнения установленных законом обязанностей для служащего правоохранительной службы введены (сохранены) нормы, предоставляющие дополнительные государственные гарантии служащему и членам его семьи, устанавливаемые в зависимости от функциональной нагрузки по непосредственному пресечению правонарушений и расследованию преступлений. В случаях выполнения задач по непосредственному пресечению правонарушений с риском для жизни и здоровья, участию в вооруженных столкновениях и контртеррористических операциях законом установлены государственные гарантии.

Вопрос о том, как дальше будет строиться деятельность правоохранительных органов, волнует не только сотрудников правоохранительных органов, но и всех граждан государства.

Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие- новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» отмечал о необходимости оптимизации правоохранительной системы и построении четкой компетенции каждого государственного органа, а также о смещении акцентов в деятельности правоохранительной системы с внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов общества и государства.

В Послании указано, что критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов, то есть в новом десятилетии Казахстану нужна новая правоохранительная система, соответствующая высоким международным стандартам правоохранительной службы в демократическом государстве [3].

Однако, на мой взгляд, в целях дальнейшего совершенствования законодательства в правоохранительной сфере в Законе Республики Казахстан «О правоохранительной службе» необходимо предусмотреть дифференцированный подход к должностям в правоохранительных органах.

Например, сотрудник Государственной противопожарной инспекции, непосредственно выезжающий на объект, где произошел пожар, и борющийся с огнем, рискует жизнью и здоровьем, нежели сотрудник, той же противопо-

жарной инспекции, осуществляющий инспектирование государственных и частных объектов на соответствие требованиям противопожарной безопасности или занимающийся стратегией развития, планами и отчетами в Министерстве по чрезвычайным ситуациям. Подобный дифференцированный подход имеется в Вооруженных силах Республики Казахстан и многих зарубежных стран: сотрудники Министерства обороны Республики Казахстан, участвующие в боевых действиях или несущие службу в горячих точках, имеют другую заработную плату и льготное исчисление выслуги лет (один год службы в боевых действиях или в горячих точках приравнивается к трем годам службы).

В этой связи, для справедливой, на мой взгляд, оценки труда работников, непосредственно рискующих жизнью и здоровьем для обеспечения безопасности общества и государства, мною предлагается для сотрудников, непосредственно участвующих в разных операциях по борьбе с преступлениями и по локализации последствий природных и техногенных катастроф (оперуполномоченные, участковые, спецназ, пожарные, спасатели и другие), предусмотреть различного рода надбавки к должностным окладам и льготное исчисление выслуги лет. Ранее для отдельных подразделений Министерства внутренних дел и некоторых других государственных органов нечто подобное предусматривалось (например, отряд спецназа, осуществляющий захват особо опасных преступников), однако не было системного подхода и законодательного закрепления перечня должностей, имеющих надбавки к должностным окладам, льготное исчисление стажа и пониженный возрастной порог для выхода на пенсию.

В имеющейся модели оценки труда, государство компенсирует только причиненный вред жизни и здоровью, то есть только по наступившим отрицательным последствиям, а про оплату профессионального риска, на который идут сотрудники каждый день для всеобщего блага, государство предпочитает молчать, что является несправедливым по отношению к данной категории граждан и их семей.

В Послании от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация -главный вектор развития Казахстана» Президент Республики Казахстан - Лидер Нации Н.А. Назарбаев отметил о необходимости модернизации правоохранительной системы [4], и я надеюсь, что поднятые в данной статье вопросы будут решены в рамках дальнейшей модернизации.

Уголовное право и уголовный процесс

Использованная литература

1. Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» // Казахстанская правда. - 2011. - 19 января. - № 17-18 (26438-26439).

2. Трудовой Кодекс Республики Казахстан // Казахстанская правда. - 2007. - 22 мая. - №76 (25321).

3. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 29 января 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» // Казахстанская правда. - 2010. - 30 января. - № 21 (26082).

4. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация главный вектор развития Казахстана» // Казахстанская правда. - 2012. - 28 января. - № 32 (26851).

Осымащалада «К^щыщ щоргау щызмет туралы»КазащстанРеспубликасыныц Зацын цабылдануын щажетттг1 жэне осы салада зацнаманы одан api жетыд1ру суращтары щарастырылган.

В данной статье рассмотрены необходимость принятия Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе», а также вопросы дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере.

This article describes the needfor the Law of the Republic ofKazakhstan «on law enforcement service», as well as questions offurther improvement of legislation in this area.

Ty^h сездер: к^ыщ щоргау цызмет, зацнама, одан api же^дщру.

Ключевые слова: правоохранительная служба, законодательство, дальнейшее совершенствова-Keywords: enforcement service, legislation, further improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.