Научная статья на тему 'Некоторые вопросы административно-правового обеспечения экологической безопасности'

Некоторые вопросы административно-правового обеспечения экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рысаев Ф. Б.

В статье освещены вопросы административно-правового обеспечения экологической безопасности с учетом географических условий зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of administrative and legal ensuring of ecologic safety

The article deals with the problems of administrative and legal ensuring of ecological safety from the point of view of geographical conditions of the area.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы административно-правового обеспечения экологической безопасности»

Некоторые вопросы административно-правового обеспечения экологической безопасности

Ф. Б. Рысаев, к.ю.н., ОренбургскийГАУ

Экологическая безопасность как функция государственного управления представляет собой систему мер по выработке устойчивого функционирования жизнеобеспечения прежде всего государства в условиях наступления неблагоприятных последствий от тех или иных негативных воздействий.

Как правовая категория, она предполагает принятие своевременных мер по недопущению ухудшения окружающей среды до уровней, которые ведут к несовместимым с нормальным состоянием живых организмов, в том числе самого человека.

Известно, что в системе ценностей, мотиваций, стимулов, которые играют в жизни человека не последнюю роль, как отмечают ученые, значительное место принадлежит безопасности личности (пирамида Маслоу). Характеризуя современные тенденции, которые порождают новые идеи о безопасности человека, А. Пич-чеи писал о том, что технически развитое общество должно быть безопасным, «водораздел» между двумя эпохами связан с появлением высокоразвитой техники и сложных искусственных систем в авиации и космонавтике, вооружении, транспорте, коммуникациях, информации, с использованием этих систем при сборке и обработке данных и т.д. Все эти технические новшества радикально изменили нашу повседневную жизнь... Гроздья сцепленных друг с другом человеческих и природных систем и подсистем — при всем том разнообразии, которое они приобретали в различных районах, — оказались прямо или косвенно связаны между собой. И сеть их опутала всю планету. Любое повреждение или нарушение в одной из систем может легко перекинуться на другие, приобретая порой характер эпидемий[1].

Система национальной безопасности требует совершенствования с учетом изменяющихся условий, наработок в сфере упреждения угроз, обладающих наибольшей разрушительной силой. Законодатель определил принципы обеспечения безопасности, которыми являются: законность; соблюдение баланса важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности^].

Составными частями экологической безопасности являются ядерная, промышленная,

фитосанитарная, эпидемиологическая, пожарная, технологическая и другие разновидности безопасности. Каркасом в единой системе безопасности должен быть экологический правопорядок, который предполагает определенную регламентацию социального поведения индивидуумов и всего общества в целом, направленный на жизнедеятельность, обоснованную научными изысканиями, и позволяющий найти противовес грозящим угрозам определенным регламентом поведения как отдельного человека, так и общества в рамках государства и всего международного сообщества. Эволюция государства, его правовых устоев выражается в совершенствовании системы безопасности в условиях технического прогресса путем совершенствования правовых, технических, социальных норм. Определенные проблемы вызывают объективные причины в народном хозяйстве, которые следовало бы решить в ближайшее время: изношенность технических средств, оборудования, транспорта, в целом предприятий, которые подверглись определенной реорганизации (в результате смены руководства, собственности, и т.п.).

Необходимо устойчивое функционирование государственной власти в реальном времени, постоянное и эффективное, вне зависимости от нештатных ситуаций в народном хозяйстве. Ученые РАГС, исследуя вопросы административных взаимосвязей, отмечают, что при отсутствии (или слабой) системности государственного начала, при его связанности по горизонтали и по вертикали, при нарушении его координации и субординации оно фактически не является таковым и не способно проводить в жизнь Конституцию и законодательство страны, выступать гарантом свободы каждого человека, целеполагать, организовывать и регулировать совокупную, созидательную жизнедеятельность всего общества[3].

Экологическая безопасность рассматривается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Ученые-кибернетики, определяя перспективы развития данной науки, отметили, что было бы неразумно закрывать глаза на опасности «искусственного интеллекта» на том основании, что человек будто бы всегда сумеет своевременно заметить угрозу и выключить «рубильник». Дело в том, что вовремя

заметить опасность не так просто, ибо уже в наши дни человек отстает от машины по быстродействию и пропускной способности; что надо захотеть выключить рубильник в условиях, когда это может вызвать много бед (если машина находится на ответственном участке планирования или управления); что, наконец, надо суметь выключить рубильник, — вопреки «воле» машины, которая, если она действительно «разумна», будет убеждать человека в бесполезности (или вредности) такого шага[4]. В ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ отмечено, что технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Поэтому с учетом степени риска техническим регламентом установлены необходимые требования, которые призваны обеспечить безопасность окружающей среды.

Понятие экологической безопасности как системы мер по обеспечению защищенности окружающей среды, человека, общества и государства дается в ряде нормативных актов. Так, в ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 отмечено, что экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий[5].

И. Кант писал о некоторых погрешностях человеческого опыта, которые со всей очевидностью показывают ошибки в оценке ситуации. такова уж обычно судьба человеческого разума, когда он пускается в спекуляцию: он торопится поскорее завершить свое здание и только потом начинает исследовать, хорошо ли было заложено основание для этого. Тогда он ищет всякого рода оправдания, чтобы успокоить нас относительно его пригодности или даже совсем отмахнуться от такой запоздалой и опасной проверки[6].

Эффективное решение проблемы экологической безопасности зависит от экологической культуры населения, изменения представлений о природе, творческого отношения к труду как фактору воздействия на природное вещество. Здесь необходимы поиск в сфере материального производства, изменение отношения к отечественным товаропроизводителям, всесторонняя поддержка населения, повышение спроса на отечественные товары, внедрение технических новаций и кружков качества в предприятиях России. Соответственно, акцентируется фун-

кция государства по обеспечению экологической безопасности, при этом учитываются критерии общественной полезности, иначе говоря, с приоритетом в пользу охраны публичных интересов государства, общества и личности. Следует принять во внимание изменения в политической ситуации в глобальном масштабе, изменения в международных отношениях в смене полярности в идеологическом плане между крупными державами. С другой стороны, глобализация социально-экономических и экологических процессов, эволюция мирового хозяйства и неравномерность распределения благ порождают тенденции противостояния, изменения средств ведения борьбы за экономическое процветание. Определенную опасность представляет собой биологический терроризм.

Тесные взаимосвязи между государствами мира возникли вследствие развития торговли, внешних связей, транснациональные корпорации проникли в самые далекие острова и государства. Теперь можно с твердой уверенностью говорить о международном разделении труда. Миграция населения стимулируется развитой сетью коммуникаций, транспорта и «всемирной паутины» Интернет. Такие перемены в мировой экономике, влекущие изменения экологической обстановки вследствие воздействия крупных антропогенных факторов, позволяют сделать определенные выводы, касающиеся адекватных модернизаций в системах национальной безопасности государств. Возрастание информационных обменов ведет к процессам передвижения материальных и человеческих ресурсов, которые впоследствии порождают определенные реакции институтов государств как на позитивные, так и на негативные изменения. Речь идет о совершенствовании системы безопасности с одновременным снижением бюрократических процедур во взаимоотношениях между государствами и ее отдельными гражданами. Мировая интеграция государств с различными политическими системами, объединение их в союзы, блоки, содружества есть объективный процесс сближения стран в решении глобальных проблем человечества: экологических проблем, проблем войны и мира, экономических и т.д.

Неравномерное распространение природных богатств, соответственно неравномерное развитие экономики, расстановки политических сил и различное отношение к интеграционным процессам, к решению международных споров и путям выхода из критических состояний ведут к обратным дезинтеграционным процессам. Проблема экологической безопасности, отражая все отмеченные процессы, с одной стороны, ассоциируется с энтропией в мировом плане, с другой — с постепенным возраста-

нием согласованности и объединением интересов. Очевидными стали нашествия саранчи, новых разновидностей муравьев из южных регионов, которые достигли территорий Уральских гор. Такие проявления тепловых выбросов и диоксида углерода ведут к изменению экосистем, видового разнообразия, к вытеснению аборигенов флоры и фауны толерантными «пришельцами» из других материков. В населенных пунктах необходимо организовать борьбу с карантинными вредителями, болезнями растений и сорными растениями, которые могут расширить свой ареал. Из растений — это различные виды амброзии приморской, различные виды повилики, паслена каролинского и др. Из числа карантинных вредителей насекомых — колорадский жук, американская белая бабочка, непарный шелкопряд и др.

Экологическая безопасность как интегрированное явление складывается из определенной системы организации охраны границ, хорошо отлаженной работы таможенного пограничного контроля. В ст. 11 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1.04.1993 №4730-17 отмечено, что пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного контроля (проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации), а при необходимости также таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и других видов контроля. Задачей ветеринарносанитарных служб является обеспечение производства доброкачественной и благополучной продукции животного происхождения. В целях предупреждения заноса заразных болезней животных организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты[7]. В соответствии со ст.14 Закона РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993 №4979-1 к ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням иностранных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства РФ и условий, предусмотренных международными договорами с участием Российской Федера-ции[8]. Аналогичные требования по обеспечению качества и безопасности пищевых продук-

тов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию России, установлены в ст.21 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 1.12.1999 г.[9].

В случае, если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию РФ, вызывает у должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, обоснованные сомнения в безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, указанные лица принимают решение о временном приостановлении оформления ввоза на территорию Российской Федерации таких пищевых продуктов, материалов и изделий. Если продукты, материалы и изделия признаны опасными для здоровья человека, то принимаются меры их вывоза владельцем за пределы Российской Федерации. Загрязненные РВ, веществами ОВ, опасными бактериальными или микробными инфекциями, малоизученными микроорганизмами, должны своевременно обнаруживаться специально уполномоченными государственными органами и обезвреживаться.

Для государственно-правовых, хозяйственных институтов нашей области, занимающей специфичное положение на карте России, вопросы соблюдения законодательства в сфере экологической безопасности приобретают особое значение, так как от их продуктивного решения во многом будет зависеть здоровье природы и инфраструктуры края, благополучие его населения.

Литература

1 Пиччеи, А. Человеческие качества. — М., 1985. — С.63—68.

2 Закон РФ от 5.03.1992 №2445-1 «О безопасности» // ВСНД РФ. - 1992. - №15. - Ст.769.

3 Административное право / под общ. ред. Г. В. Атаманчука. — М.: РАГС, 2003. - С.30.

4 См: Управление, информация, интеллект / под ред. А. И. Берга и др. - М.: Мысль, 1976. - С.361.

5 Российская газета. - 12.01.2002.

6 Кант, И. Критика чистого разума // Соч. - М., 1964. - Т.3. -С. 108—120.

7 ВСНД РФ. - 1993. - №17. - Ст.594.

8 ВСНД РФ. - 1993. - №24. - Ст.857.

9 СЗ РФ. - 2000. - №2. - Ст. 150.

10Россия и страны мира. Официальное издание. - М.: Госкомстат России, 2002. - С. 17.

11См: Государственная комплексная программа повышения плодородия почв России // САПП РФ. - 1992. - № 23. - Ст 2016. 12См.: Агапов, А.Б. Административная ответственность. - М.: Статут, 2000. - С. 10.

^Административная ответственность / под ред. Н.Ю.Хамане-вой. - М.: ИГПАП РАН, 2001. - С.43.

14См: Хазанов, С. Д. Методологические проблемы дифференциации административно- правового регулирования // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития) М. АПУ.2003.-С.51.

15См: Овсянко, Д. М. Административное право. - М.: Юристъ, 1996. - С.104.

16См: Алексеев, С. С. Теория права. - М.: Бек, 1994. - С.194. 17См: Львов, Д. С. Экономика развития. - М.: Экзамен, 2001. -С.271-273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.