Научная статья на тему 'Вопросы гармонизации нормативной базы в области санитарной охраны территории Российской Федерации с требованиями Соглашений Всемирной торговой организации'

Вопросы гармонизации нормативной базы в области санитарной охраны территории Российской Федерации с требованиями Соглашений Всемирной торговой организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / SANITARY PROTECTION OF THE TERRITORY / HARMONIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шиянова А. Е., Топорков В. П., Луценко С. Н., Меркулова Т. К., Шилова Л. Д.

Гармонизация национальной нормативно-методической базы Российской Федерации в области санитарной охраны с ММСП (2005 г.) одновременно будет означать и гармонизацию с требованиями Соглашений ВТО и не приведет к противоречию с ними. Требования, содержащиеся в нормативных документах в области санитарной охраны, приоритетны по отношению к положениям документов ВТО, поскольку касаются защиты здоровья людей. В методических документах необходимо предусмотреть стандартную продолжительность процедуры санитарно-карантинного контроля грузовых транспортных средств, товаров и грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шиянова А. Е., Топорков В. П., Луценко С. Н., Меркулова Т. К., Шилова Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Harmonization of the Normative Basis in the Sphere of the Sanitary Protection of the Territory of the Russian Federation with the Requirements of the World Trade Organization Agreements

Harmonization of the national normative methodical basis of the Russian Federation in the sphere of the sanitary protection of the territory with the IHR (2005) will simultaneously signify its harmonization with the requirements of the World Trade Organization Agreements and will not lead to the contradiction with them. Requirements contained in the normative documents referring to the sphere of the sanitary protection are priority ones regarding to the regulations of the World Trade Organization documents as they touch upon public health protection. The standard duration of the procedure of the sanitary and quarantine control of cargo transport, goods and cargos should be foreseen in the methodical documents.

Текст научной работы на тему «Вопросы гармонизации нормативной базы в области санитарной охраны территории Российской Федерации с требованиями Соглашений Всемирной торговой организации»

УДК 616.9-036.2

Шиянова А.Е.1, Топорков В.П.1, Луценко С.Н.2, Меркулова Т.К.1, Шилова Л.Д.1

ВОПРОСЫ ГАРМОНИЗАЦИИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СОГЛАШЕНИЙ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ФГУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Саратов;

2Управление Роспотребнадзора по Псковской области

Гармонизация национальной нормативно-методической базы Российской Федерации в области санитарной охраны с ММСП (2005 г.) одновременно будет означать и гармонизацию с требованиями Соглашений ВТО и не приведет к противоречию с ними. Требования, содержащиеся в нормативных документах в области санитарной охраны, приоритетны по отношению к положениям документов ВТО, поскольку касаются защиты здоровья людей. В методических документах необходимо предусмотреть стандартную продолжительность процедуры санитарнокарантинного контроля грузовых транспортных средств, товаров и грузов.

Ключевые слова: санитарная охрана территории, гармонизация.

Основанная в 1995 г. Всемирная торговая организация (ВТО) является правопреемницей Генерального Соглашения по тарифам и торговле (GATT), учрежденного в 1948 г., однако предъявляет более жесткие требования в более широкой области международных торговых отношений. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных1 барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами [1].

По данным депутата Государственой Думы, кандидата экономических наук А. Чиркина, перед Россией в связи с подачей в 1995 г. заявки о вступлении в ВТО стоит концептуальная цель - приблизить свое законодательство к требованиям ВТО. После присоединения к ВТО России придется отказаться от существующих сейчас протекционистских мер (установление высоких пошлин на импорт, его количественные ограничения в целях повышения конкурентоспособности отечественных производителей и т.д.). Проблемы в области внешнеторговой деятельности призван разрешить Закон Российской Федерации от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [5].

В связи с этим актуальным является вопрос гармонизации с требованиями Соглашений ВТО национальной нормативной базы в области санитарной охраны. Анализу требований Соглашений ВТО, относящихся к области здравоохранения, и необходимости учета их при переработке документов в области санитарной охраны, предусмотренных в плане Координационного научного совета по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации по обеспечению гармониза-

1Тариф - официально установленная норма сборов, оплаты

за что-то.

ции национальной нормативно-методической базы с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) (утвержден Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 25 июня 2007 г.), посвящена данная работа.

Цель ВТО при регулировании внешнеторгового оборота - обеспечение свободного трансграничного перемещения товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости норм регулирования. Главный принцип ВТО - отсутствие дискриминации как по отношению к разным странам - торговым партнерам, так и по отношению к импортным товарам по сравнению с национальными, а также обеспечение доступности соответствующей информации.

В общем контексте экономической глобализации ВТО заявляла о желательности внедрения единых международных стандартов качества экспортных товаров, признавая возможность использования индустриально развитыми странами национальных технических норм и стандартов в качестве нетарифных барьеров, ограничивающих импорт из развивающихся стран. Однако, по мнению А.Мукерджи, представителя Индии в ВТО, заместителя главы Миссии Индии в России [2], санитарные и фитосанитарные требования трактуются развитыми странами так, что создают угрозу для стран третьего мира, уменьшая их экспортные доходы. Кроме того, многие экспортеры незнакомы со стандартами и не могут адаптироваться к ним.

На решение этого вопроса направлен отдельный раздел «Соглашения по техническим барьерам в торговле», связанный с предоставлением дифференцированного и более благоприятного режима в отношении развивающихся стран, являющихся участниками Соглашения. Признана возможность принятия развивающимися странами определенных технических регламентов, стандартов или процедур оценки соответствия, направленных на сохранение местной технологии и методов и процессов произ-

водства, отвечающих их потребностям развития несмотря на наличие международных стандартов, руководств и рекомендаций. Комитет по техническим барьерам в торговле наделен правом предоставлять им по запросу четко определенные, ограниченные по срокам полные или частичные освобождения от обязательств по Соглашению.

Профессор факультета юстиции, эксперт в области международного права и общественного здравоохранения David P. Fidler, анализируя процесс пересмотра ММСП, отметил, что ВТО со времени своего создания стала центральным юридическим механизмом, регулирующим международные торговые отношения, в том числе при контроле за инфекционными болезнями. «Соглашение по правам интеллектуальной собственности, связанным с торговлей», «Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер» и мощный механизм по урегулированию споров сделали ВТО более значимой в политике контроля за инфекциями, чем исчерпавшие себя в случае распространения новых инфекций ММСП 1969 г. [6].

В 2002 г. было опубликовано совместное исследование ВОЗ и ВТО, проведенное относительно путей влияния Соглашений ВТО на политику здравоохранения [10]. К Соглашениям ВТО, касающимся политики здравоохранения, относятся: «Соглашение по техническим барьерам в торговле» (TBT), «Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер» (SPS Agreement), «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (TRIPS), «Генеральное соглашение по торговле услугами» (ГАТС). Как и исторически (ст. 20 GATT), Соглашения ВТО гарантируют странам право принимать меры по ограничению импорта или экспорта, если это необходимо для защиты здоровья людей, животных или растений, при этом определяя уровень защиты, наиболее соответствующий данному риску. Здоровье человека постулируется ВТО как наиболее важная степень.

«Соглашение по техническим барьерам в торговле» определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации. Положения Соглашения не применяются к санитарным и фитосанитарным мерам, как они определены в Приложении «А» «Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер» (п. 1.5). Под действие положений Соглашения подпадают только товары, включая промышленные и сельскохозяйственные (п. 1.3). Основное содержание Соглашения - использование соответствующих международных стандартов или их соответствующих разделов в качестве основы для национальных технических регламентов, что исключало бы возможность дискриминации стран-экспортеров. При этом признается, что ни одной стране не должно создаваться препятствий для принятия мер, необходимых для защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды (ст.2 п. 2.2.).

«Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер» определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля. Как и ТВТ, позволяет странам в необходимой степени ограничивать торговлю по легитимным причинам, включая и охрану здоровья, однако, в отличие от ТВТ, направлено на специфические риски в здравоохранении. Согласно Приложению «А» Соглашения, к санитарным мерам относятся любые меры, применяемые для защиты жизни или здоровья людей от рисков, возникающих в связи с завозом инфекционного агента, с контаминацией пищевых продуктов биологическими или химическими веществами. Согласно Руководству по применению данного Соглашения, санитарные меры включают все соответствующие законы, декреты, инструкции, требования и процедуры, в том числе критерии изделия, методы производства, проводимые испытания, легализацию, процедуры одобрения (сертификации), карантинные обработки (процедуры), а также требования к транспортировке, упаковке, маркировке, связанные с безопасностью продукции, методам оценки риска [7]. Важно отметить, что данное Соглашение разрешает применять санитарные меры на, фактически, дискриминационной основе в отношении товаров из тех стран, из которых исходит угроза заражения. Кроме того, Соглашение разрешает временное превентивное применение санитарных и фитосанитарных мер в случае, когда научного обоснования риска нет, но де-факто ситуация требует применения подобных мер.

«Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности. В качестве одного из принципов постулирует принятие при разработке или изменении национальных законов и правил мер, необходимых для охраны здоровья населения. Области здравоохранения касаются положения о патентуемых объектах и об охране закрытой информации. Согласно ст. 27 ч. II допускается исключение из области патентуемых тех изобретений, коммерческое использование которых необходимо предотвратить в пределах территории государства для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений, или чтобы избежать серьезного ущерба окружающей среде. Возможно также исключение из области патентуемых диагностических, терапевтических и хирургических методов лечения людей. Согласно ст. 39 в обязательства стран - членов ВТО входит охрана закрытых данных об испытаниях или других сведений от недобросовестного коммерческого использования, когда такие данные требуются в качестве условия для разрешения сбыта фармацевтических или агрохимических продуктов, в которых используются новые химические вещества.

«Генеральное соглашение по торговле услугами» определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере. Ст. 14 ого-

варивает, что положения Соглашения не понимаются как препятствие любому члену принимать или применять меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений.

ВТО является одним из ключевых партнеров ВОЗ среди межправительственных организаций, с которыми согласно ст. 14 ММСП (2005 г.) предполагается сотрудничество при их имплементации [8]. ВОЗ имеет статус наблюдателя в Комитетах по SPS и TBT соглашениям, а также в TRIPS соглашении. С другой стороны, ВТО имеет аналогичный статус в ВОЗ [9]. Сравнительный анализ Соглашений ВТО и ММСП (2005 г.) показал, что в ММСП (2005 г.) учтены многие положения «Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер». В частности, определения, используемые для целей ММСП -«медико-санитарные меры», «риск для здоровья населения» - являются проекцией определений «санитарная мера» и «оценка риска» в Соглашении. Принципиальные требования, касающиеся применяемых медико-санитарных мер (применение их на основе оценки степени риска, научных данных, без создания больших ограничений для перевозок и др., ст. 17, ст. 27 п.б, ст. 30, ст. 31 п. 1, ст. 43 ММСП (2005 г.) и процедуры их применения, согласуются с требованием ст. 2, ст. 3 п. 3 и Приложения «С» Соглашения.

Таким образом, гармонизация национальной нормативно-методической базы Российской Федерации в области санитарной охраны с ММСП (2005 г.) одновременно будет означать и гармонизацию с требованиями Соглашений ВТО и не приведет к противоречию с ними. Требования, содержащиеся в нормативных документах в области санитарной охраны, приоритетны по отношению к положениям документов ВТО, поскольку касаются именно защиты здоровья людей. Согласованию с требованиями ВТО могут подлежать нормативные документы, устанавливающие требования непосредственно к показателям качества и безопасности продукции, упаковке, к процедуре производства, сертификации и т.д., то есть те документы, к которым обращаются положения, касающиеся санитарно-гигиенического направления в санитарной охране территории Российской Федерации.

В ст. 30 Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из направлений санитарной охраны территории Российской Федерации, реализованным затем и в ММСП (2005 г.), обозначено предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических веществ, радиоактивных материалов, отходов, других грузов, представляющих опасность для человека. Для санитарной охраны территории в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, согласно ст. 30 п. 3 указанного Закона, вводится санитарно-карантинный контроль. Проведение санитарно-карантинного

контроля в пунктах пропуска определено так-

же Постановлением правительства Российской Федерации от 19.01.98 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (с изменениями от 31.10.98 г. и 02.02.2000 г.), Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.08 № 94 «О видах контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Проведение санитарно-карантинного контроля возложено на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

В соответствии с этим в Санитарно-эпидемиологические правила (2008 г.) «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СП 3.4. 2318-08 (переработаны в соответствии с Планом по обеспечению гармонизации нормативно-методической базы Российской Федерации с ММСП (2005 г.), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 г. № 3, включен раздел, устанавливающий основные требования к мероприятиям, проводимым в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в отношении грузов и товаров. Согласно п. 1 данного раздела в отношении грузов и товаров санитарно-эпидемиологические требования предъявляют:

если есть санитарно-эпидемиологические основания считать, что эти грузы, товары, отходы и вещества могли быть контаминированы возбудителями какой-либо болезни, на которые распространяются санитарные правила (наличие насекомых, грызунов и следов их пребывания);

в отношении товаров и грузов, потенциально опасных для здоровья населения;

в случае превышения допустимых значений мощности излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов;

при наличии грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого.

Согласно ст. 66 Таможенного кодекса Российской Федерации [4], таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного контроля, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, не разрешают:

ввоз продукции и товаров, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения, а также ввоз грузов и товаров в случаях выявления нару-

шений требований санитарных правил;

ввоз впервые внедряемой в производство продукции, ранее неиспользовавшихся химических, биологических веществ, отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, новых пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации без государственной регистрации;

ввоз товаров и грузов на территорию Российской Федерации, содержащих несанкционированные источники ионизирующего излучения и неоформленные в соответствии с действующим законодательством;

ввоз опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого;

ввоз радиоактивных материалов на территорию Российской Федерации, имеющих превышение допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами.

По показаниям возможно проведение лабораторного и инструментального контроля грузов и товаров, прибывающих из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов, на безвозмездной основе. На основании проведенных лабораторных исследований лица, проводившие экспертизу, дают заключение в письменной форме. В целом же организация и проведение экспертизы грузов и товаров, которые не имеют регламентированных документов о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам либо о государственной регистрации, является негосударственной услугой; наличие у владельца груза этих документов, получаемых им на стадии заключения контракта на поставку товара, груза на территорию Российской Федерации - необходимое условие для импортирования товара, груза.

Вопрос безопасности ввозимых грузов обеспечен законодательно следующими документами:

Закон Российской Федерации от 02 января

2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1; Федеральный закон от 09.01.1996 г. N 3-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О радиационной безопасности населения»; Федеральный закон от 24.06.98 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Федеральный закон от 24.06.97 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»; Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Указ Президента Российской Федерации от 8 августа

2001 г. № 1004. Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю; Постановление Правительства Российской

Федерации от 29.08.2001 г. № 634 «Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий»; Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 г. № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов»; Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 г. №148 «Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций»; Постановление Правительства Российской Федерации от 1.07.96 г. № 766 «Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов»; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов»; Постановление Правительства Российской Федера-

ции от 11.07.2003 г. № 418 «Положение о ввозе в Российской Федерации облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов; Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.96 г. № 291 «Положение о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе»; Постановление Правительства Российской Федерации от 8.05.96 г. № 563 «Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции».

Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», установление обязательных на территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни и здоровья граждан, животных и растений, для окружающей среды при ввозе в Российскую Федерацию товаров так же, как и деятельность в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации, находится в ведении государства. При этом возможно введение мер, если они необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, растений и животных, окружающей среды, для обеспечения соблюдения обязательства вывезти или уничтожить товары, не соответствующие санитарным требованиям (ст. 32).

Безопасность товаров и грузов, потенциально опасных для здоровья населения, определяется при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз. Требования нормативных документов в области сертификации продукции относятся как к импортируемой продукции, так и к отечественной, что соответствует принципу ВТО - отсутствие дискриминации между ними. Что касается правомерности требований российского законодательства к показателям

безопасности продукции, то следует отметить, что Статьей 3 п. 3 «Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер» предусмотрена возможность при введении санитарных мер руководствоваться, помимо международных стандартов, также и национальными требованиями, в том числе к показателям безопасности ввозимой продукции, если государство посчитает международные стандарты неадекватными для надлежащего уровня санитарной защиты. «Соглашение по техническим барьерам в торговле» также допускает возможность наличия национальных требований, отличных от международных, если это обосновано с точки зрения обеспечения безопасности товара для здоровья населения; в этом случае должно быть опубликовано уведомление в печати о предполагаемом введении конкретного технического регламента, а также по запросу предоставлены заинтересованным странам подробные описания или тексты технического регламента с указанием, по возможности, разделов, которые существенно отличаются от соответствующих международных стандартов. То есть Соглашения ВТО никоим образом не запрещают государствам-членам развивать национальные системы технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия. Государства-члены ВТО вправе применять в рамках национального законодательства необходимые меры в области технического регулирования, направленные на обеспечение жизни и здоровья населения, предотвращение обмана потребителей и другие подобные меры. Таким образом, присоединение к ВТО не лишит Россию возможности эффективно бороться с наплывом некачественных товаров на внутренний рынок мерами, предусмотренными национальным законодательством.

В отношении процедур сертификации, инспектирования и контроля следует отметить требования Приложения «С» «Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер» по опубликованию сведений о стандартной продолжительности их проведения или уведомлению заявителя по его запросу. В Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по осуществлению санитарнокарантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации [3] опубликована средняя продолжительность процедуры санитарно-карантинного контроля транспортных средств международного сообщения, касающейся эпидемиологических вопросов. Данные по стандартной продолжительности каждой процедуры санитарно-карантинного контроля грузовых транспортных средств, а также товаров и грузов, необходимо предусмотреть в методических документах. В вышеуказанном Административном регламенте обозначена и процедура рассмотрения претензий.

К процедуре санитарно-карантинного контро-

ля товаров и грузов можно отнести положение 5.2.6 «Соглашения по техническим барьерам в торговле»: размещение объектов, используемых в процедурах оценки соответствия, и процедура отбора образцов не должны приводить к созданию излишних неудобств для заявителей или их представителей. Этот вопрос решен адекватно применительно к пунктам пропуска, расположенным на территории, где имеется аккредитованная лабораторная база для проведения санитарно-токсикологической экспертизы ввозимых товаров. В пунктах пропуска с небольшим транспортным потоком, удаленных от областного центра, в случае необходимости подтверждения безопасности ввозимого груза для здоровья населения потребуется дополнительное время.

По предложению Федеральной службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Правительством Российской Федерации принято Постановление № 110 от 21.02.08 «Об определении перечней пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий». Реализация данного Постановления, помимо повышения эффективности санитарно-карантинного контроля грузов и товаров в пунктах пропуска, оборудованных в соответствии с требованиями технических регламентов, позволит также реализовать требования ММСП (2005) к пунктам въезда, что в свою очередь, создаст условия для выполнения требований Соглашений ВТО.

Гармонизация национальной нормативно-

методической базы Российской Федерации в области санитарной охраны с Международными медикосанитарными правилами (2005 г.) одновременно будет означать и гармонизацию с требованиями Соглашений ВТО и не приведет к противоречию с ними. Требования, содержащиеся в нормативных документах в области санитарной охраны, приоритетны по отношению к положениям документов ВТО, поскольку касаются защиты здоровья людей. В методических документах, предусмотренных Планом Координационного научного совета по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации по обеспечению гармонизации национальной нормативно-методической базы с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.), необходимо предусмотреть такие требования Соглашений ВТО, как указание стандартной продолжительности каждой процедуры санитарнокарантинного контроля грузовых транспортных средств, а также товаров и грузов; четкость формулировки правил применения процедур санитарнокарантинного контроля грузов; осуществление их на недискриминационной основе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВТО: справочно-аналитическая записка. Подготовлена Отделом ВТО ДМЭС МВЭС России. http://www.crc.ru/wto

2. Мукерджи А. Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран. МЭМО. 2003: 6. С. 3-14

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.12.2006 г. № 893

4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г., 18 июля, 31 декабря 2005 г., 10 января, 18 февраля, 19, 30 декабря 2006 г., 6, 26 июня, 24 июля, 30 октября, 6 декабря 2007 г.).

5. Чиркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски. Вопр. экономики. 2005; 5:132-9.

6. Fidler D.P. Emerging Trends in International Law Concerning Global Infectious Disease Control. Emerg. Infect. Dis. 2003; 9(3):285-90.

7. How to apply the transparency provisions of the SPS Agreement. A Handbook prepared by the WTO Secretariat. September, 2002. 74 р.

8. International Health Regulation (2005): Areas of work for implementation. WH0/CDS/EPR/IHR/2007.1.

9. The WTO and the World Health Organization. http://www. wto.org/thewto_e/coher_e/wto who e.htm

10. WTO Agreements and Public Health. A joint study by the WHO and the WTO Secretariat. 2002. 175 с. http://www.wto.org/ res_e/booksp_e/who_wto_e. pdf

A.E.Shiyanova, V.P.Toporkov, S.N.Lutsenko,

T.K.Merkulova, L.D.Shilova

Problems of Harmonization of the Normative Basis in the Sphere of the Sanitary Protection of the Territory of the Russian Federation with the Requirements of the World Trade Organization Agreements

Russian Anti-Plague Institute “Microbe", Saratov; Rospotrebnadzor Authority for Pskov Region

Harmonization of the national normative methodical basis of the Russian Federation in the sphere of the sanitary protection of the territory with the IHR (2005) will simultaneously signify its harmonization with the requirements of the World Trade Organization Agreements and will not lead to the contradiction with them. Requirements contained in the normative documents referring to the sphere of the sanitary protection are priority ones regarding to the regulations of the World Trade Organization documents as they touch upon public health protection. The standard duration of the procedure of the sanitary and quarantine control of cargo transport, goods and cargos should be foreseen in the methodical documents.

Key words: sanitary protection of the territory, harmonization.

Поступила 31.03.08.

УДК 591.9(471.631)

С-А.Яковлев1, Г.В.Сангаджиева2, А.И.Удовиков1, В.Б.-Х.Санджиев2, В.П.Осипов3,

В.В.Диканская2 , Н.В.Попов1

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИРРИГАЦИИ И ОРОШЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЫ АРЕАЛА ТАМАРИСКОВОЙ ПЕСЧАНКИ MERIONES TAMARISCINUS PALLAS, 1773 (RODENTIA, CRICETIDAE) НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», Саратов;

2Элистинская противочумная станция, Элиста; 3Астраханская противочумная станция, Астрахань

Установлены современные границы распространения тамарисковой песчанки - Meriones tamariscinus (Pallas, 1773) на территории Республики Калмыкия. Показана роль ирригации и орошения земель в расширении ее ареала в западном и северо-западном направлениях. Рассмотрены эпизоотологические и эпидемиологические последствия расселения тамарисковой песчанки на территории Прикаспийского Северо-Западного степного природного очага чумы. Подтверждена тенденция формирования единого природного очага чумы песчаночьего типа в регионе Северо-Западного Прикаспия и в Предкавказье.

Ключевые слова: тамарисковая песчанка, домовая мышь, ирригация и орошение земель, изменение ареала, биоценотическая структура природного очага чумы, эпизоотологические последствия.

В настоящее время продолжается процесс трансформации биоценотической структуры природных очагов чумы, расположенных в регионе Северо-Западного Прикаспия [1, 5, 6]. Аридизация климата и интенсивное опустынивание территории Прикаспийской низменности в 70-80-х гг. прошлого столетия повлекло за собой исчезновение здесь поселений малого суслика Spermophilus pygmaeus, (Pallas, 1778) и смену носителей чумного микроба в восточных и южных районах Республики Калмыкия [8, 12]. Доминирующее положение в биоценотиче-ских комплексах Прикаспийской низменности заняли полуденная Meriones meridianus (Pallas, 1773) и тамарисковая Meriones tamariscinus (Rodentia, Cricetidae) (Pallas, 1773) песчанки, что явилось одной из основных причин формирования здесь

нового Прикаспийского песчаного очага чумы [3]. В последующие годы отмечена тенденция увеличения общей площади поселений малых песчанок и расширения западных и северо-западных границ их распространения, в первую очередь М. tamarisci-пш [11]. Причем в настоящее время, наряду с климатическими факторами, значительное воздействие на современный видовой спектр носителей и переносчиков чумного микроба продолжают оказывать антропогенные факторы, в первую очередь ирригация и орошение земель, пескозакрепительные работы. На территории Республики Калмыкия особенно значительное влияние на распространение тамарисковой песчанки М. tamariscinus оказало строительство Черноземельской и Сарпинской оросительнообводнительных систем [4, 6]. Начиная с 70-80-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.