Научная статья на тему 'Территориальные органы ветеринарного и фитосанитарного надзора в иностранных государствах'

Территориальные органы ветеринарного и фитосанитарного надзора в иностранных государствах Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
949
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ / ФИТОСАНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОГРАНИЧНЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР / FOREIGN EXPERIENCE / THE TERRITORIAL BODIES OF THE FEDERAL SERVICE FOR VETERINARY AND PHYTOSANITARY SURVEILLANCE / PHYTOSANITARY CONDITION / BORDER VETERINARY SUPERVISION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Елкина Вероника Вадимовна

Статья посвящена исследованию организационных и правовых основ деятельности территориальных органов в ряде зарубежных стран, таких как Южно-Африканская Республика, Канада, Корея, Норвегия, Франция, Армения. Акцентирование внимания на некоторых аспектах контрольно-надзорной деятельности позволяет выявить особенности, пригодные для применения в практике в Российской Федерации. В заключение выдвигаются предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и организации осуществления деятельности территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в контексте заимствования зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Елкина Вероника Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial bodies of veterinary and phytosanitary surveillance in foreign countries

The article is devoted to the study of the organizational and legal bases of activity of territorial bodies in some foreign countries, such as South Africa, Canada, Korea, Norway, France, Armenia. Focus on some aspects of control and supervision allows us to identify the features that are suitable for use in the practice in the Russian Federation. In conclusion, put forward proposals on improvement of normative-legal regulation and organization of activities of territorial bodies of the Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance in the context of the borrowing of foreign experience.

Текст научной работы на тему «Территориальные органы ветеринарного и фитосанитарного надзора в иностранных государствах»

УДК 342.951:351.82

В. В. Елкина.

Территориальные органы ветеринарного и фитосанитарного надзора в иностранных государствах

Статья посвящена исследованию организационных и правовых основ деятельности территориальных органов в ряде зарубежных стран, таких как Южно-Африканская Республика, Канада, Корея, Норвегия, Франция, Армения. Акцентирование внимания на некоторых аспектах контрольно-надзорной деятельности позволяет выявить особенности, пригодные для применения в практике в Российской Федерации. В заключение выдвигаются предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и организации осуществления деятельности территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в контексте заимствования зарубежного опыта.

The article is devoted to the study of the organizational and legal bases of activity of territorial bodies in some foreign countries, such as South Africa, Canada, Korea, Norway, France, Armenia. Focus on some aspects of control and supervision allows us to identify the features that are suitable for use in the practice in the Russian Federation. In conclusion, put forward proposals on improvement of normative-legal regulation and organization of activities of territorial bodies of the Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance in the context of the borrowing of foreign experience.

Ключевые слова: зарубежный опыт, территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фи-тосанитарному надзору, фитосанитарное состояние, пограничный ветеринарный надзор.

Keywords: foreign experience, the territorial bodies of the Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance, phytosanitary condition, border veterinary supervision.

Проблемы продовольственной безопасности являются актуальными не только на территории Российской Федерации, но и для большинства иностранных государств. Однако различия в географическом, экономическом, социальном, религиозном и других отношениях дифференцируют подходы к решению этой проблемы. Рассмотрение вопросов организации территориальных подразделений за рубежом, в ведении которых концентрируются полномочия в сфере ветеринарного и фитосанитарного надзора, способствует решению важной задачи: заимствованию опыта организационных и правовых основ выстраивания системы территориальных органов в указанной сфере деятельности в целях совершенствования действующего национального аппарата исполнительных органов государственной власти. Ввиду этого представляется целесообразным рассмотреть основы деятельности территориальных органов в ряде зарубежных стран и акцентировать внимание на особенностях, пригодных для применения в практике в Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) в области ветеринарии, фитосанитарии и пищевой безопасности на территории Республики Армения осуществляется территориальными подразделениями Государственной службы безопасности пищевых продуктов Министерства сельского хозяйства Республики Армения (далее - ГСБПП) на основании многочисленных законов и постановлений Правительства Республики Армения. Среди них следует отметить, например, Законы Республики Армения «О ветеринарии», «О кормах», «Об органическом сельском хозяйстве», а также Постановления Правительства Республики Армения «Об утверждении порядка государственной регистрации в Республике Армения биопрепаратов, сывороток и диагностических средств, используемых в ветеринарии», «Об утверждении порядка установления и снятия карантина сельскохозяйственных животных» и другие.

Государственный контроль за безопасностью кормов осуществляется в соответствии с Законом Республики Армения от 17 мая 2000 г. «Об организации проведения проверок (инспекции) в Республике Армения». «Основными условиями при обороте кормов и кормовых добавок являются наличие документа, подтверждающего происхождение кормов и кормовых добавок, подтверждения соответствия (сертификата соответствия и (или) знака соответствия, или декларации о соответствии); наличие информации о кормах и кормовых добавках на маркировке и (или) сопроводительных документах поставщика, изготовителя; наличие срока годности, установленного производителем в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации на корма и кормовые добавки; условия и сроки хранения кормов и кормовых добавок должны исключать вероятность любого загрязнения и порчи» [1]. Контрольные мероприятия на границе при ввозе кормов заключаются в проверке документов, сопровождающих груз и, при необходимости, в проведении отбора проб для лабораторного исследования.

© Елкина В. В., 2015

При выявлении нарушений законодательства на основании лабораторных заключений взятых проб даются указания об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов и сырья. На период проведения проверок, как правило, приостанавливается реализация и экспорт производимой данным предприятием продукции. Ввоз, вывоз (перемещение) животных и подконтрольных государственной ветеринарной службе товаров осуществляется в сопровождении ветеринарного сертификата или ветеринарного свидетельства, а при вывозе - и справки соответствия, которая выдается со стороны ветеринарного специалиста (инспектора), обслуживающего данную административную территорию. Если перемещение происходит в пределах административной территории или из одной административной территории в другую, подконтрольный груз сопровождается соответствующим ветеринарным свидетельством. В случаях осуществления международных перевозок животных, продуктов и сырья животного происхождения, товаров, подконтрольных ветеринарному контролю, а также при выявлении фактов отправки товаров на экспорт без проведения их ветеринарно-санитарной экспертизы, хозяйствующий субъект несет значительные убытки в виде штрафа. В случаях выявления названных нарушений на физическое лицо налагается штраф в размере 100 крат минимальной зарплаты, а на должностное лицо -200 крат, при минимальном размере зарплаты 1000 драм.

Организация системы территориальных органов ветеринарного и фитосанитарного надзора в Южно-Африканской Республике вызывает интерес в связи с тем, что она является крупнейшим поставщиком сельскохозяйственной продукции на африканском континенте. Вопросами ветеринарного и фитосанитарного надзора в государстве занимаются центральные офисы Национальной службы карантина и защиты растений [2] (далее - НСКЗР) и директората животноводства и здоровья животных Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства (далее - директорат) и их территориальные органы. Территориальные органы НСКЗР расположены в каждой из девяти провинций ЮАР. К их ведению отнесены вопросы фитосанитарного и карантинного контроля подкарантинных материалов и осуществление контроля при вывозе этих растительных материалов из страны и ввозе их из-за рубежа. Территориальные подразделения директората также функционируют в девяти провинциях и занимаются вопросами борьбы с заболеваниями, эпидемиологии, импортом/экспортом, лабораторными услугами, ветеринарным здравоохранением и ветеринарной гигиеной [3].

Контроль за фитосанитарным состоянием и качеством сельскохозяйственной продукции осуществляется путем проведения проверки на любом этапе ее производства. Фермеры, производящие и поставляющие сельскохозяйственную продукцию на экспорт, проходят аккредитацию и включаются в реестр. Специалистами территориальных органов НСКЗР постоянно контролируются хозяйства, и, при невыполнении отдельных требований, предъявляемых страной-импортером, хозяйства исключаются из реестра и лишаются права поставки продукции на экспорт.

Импорт животных или продуктов животного происхождения может быть осуществлен только при наличии ветеринарного разрешения на ввоз и исключительно с боен, утвержденных Национальным директором. После ввоза продукция хранится на складах для последующего инспектирования директората Инспекционной службы. В отношении всех продуктов животного происхождения проводится проверка Министерства сельского хозяйства, лесов и рыболовства. При досмотрах растительной продукции отбор выемок и их объем, так же как и перечень необходимых анализов отобранных образцов, определяются не жесткими стандартами, а договорами торговых партнеров. Например, в зависимости от требования импортера, от партии, содержащей штучный товар, может отбираться для досмотра два или более процентов единиц подкарантинной продукции. Формирование образца для лабораторного анализа осуществляется в соответствии с международными стандартами, однако и в этом случае по требованию импортера может допускаться отклонение от норматива.

Важно отметить неотвратимость уголовного преследования в ситуациях, когда владельцем товара игнорируются или не выполняются директивы и предписания, и несоответствие требованиям обязательных спецификаций несет угрозу безопасности. Так, например, виновное лицо подвергается наказанию в виде штрафа или лишения свободы на срок не более одного года в случае необеспечения сохранности товара до принятия решения о соответствии или несоответствии его обязательным спецификациям. Аналогичным образом вопрос ответственности решается и во Франции. Нарушения в области продовольственной безопасности в зависимости от характера преступления влекут уголовную ответственности в виде штрафа в размере от 3 750 до 150 000 евро либо тюремного заключения на срок от шести месяцев до пяти лет [4].

Своими особенностями обладает организация системы территориальных органов по ветеринарному и фитосанитарному надзору Кореи. Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора в Корее представлена следующими государственными учреждениями: Администрацией Кореи по продуктам питания и медикаментам, Национальной службой ветеринарных исследований и карантина, Национальной службой проверок качества рыбных продуктов и Национальной службой карантина растений [5].

Администрация Кореи по продуктам питания и медикаментам (далее - Администрация Кореи) располагает территориальными подразделениями в шести регионах страны. В их юрисдикции находят-

ся вопросы продовольственной безопасности, обеспечение гигиенической безопасности и наличие правильной маркировки отечественных и импортных продуктов питания (кроме мяса, молочных продуктов, яиц и некоторых других продуктов). Национальная служба ветеринарных исследований и карантина (далее - НСВИ) имеет шесть территориальных подразделений, в ведении которых находятся вопросы карантинной обработки и проверки импортируемого скота и продукции животноводства, а также контроля ветеринарных препаратов и биологических продуктов. Карантин растений находится в ведении территориальных подразделений Национальной службы карантина растений, расположенных в пяти регионах страны. К их компетенции относятся полномочия в сфере контроля импорта растений, растительных продуктов на наличие экзотических вредителей растений, сбора и предоставления информации по вопросам карантина растений и прочие.

В целом порядок осуществления контроля в отношении импортируемого товара подчиняется общим процедурам, применяемым в большинстве государств, но с некоторыми особенностями. Так, немалый интерес представляют процедуры, предшествующие таможенному оформлению, применяемые в целях облегчения процесса импорта продуктов питания: официально признанные лаборатории в зарубежных странах и система регистрации предварительного подтверждения.

Процедура официального признания лабораторий в зарубежных странах заключается в следующем: лаборатория, желающая быть официально признанной Администрацией Кореи, должна представить заявку с приложением различных документов, включая, например, записи о проверках, описание состояния основного тестирующего оборудования и квалификации инспекционного персонала. В случаях соответствия лаборатории установленным правилам, что производится путем проверки документации и посещения данной лаборатории, это учреждение утверждается в качестве «официальной лаборатории» в зарубежной стране. Соответственно, если пищевой продукт оценивается как «соответствующий» официально признанной лабораторией в стране-экспортере до его вывоза, то этот продукт будет подлежать только документальной проверке в Корее.

Другая процедура - система регистрации предварительного подтверждения - создана для обеспечения продовольственной безопасности на уровне производственного процесса и может использоваться любыми производителями или перерабатывающими предприятиями, расположенными за пределами Кореи. В случаях, когда завод-изготовитель представляет заявку с соответствующими документами, в их отношении производится документальная проверка, а затем выезд на место производства. При положительном решении продовольственная продукция, произведенная на оборудовании, прошедшем предварительную регистрацию, подлежит только проверке документов на границе. В ходе проверки документов удостоверяется, не подпадает ли выпуск проверяемых пищевых продуктов под категорию запрещенных к продаже, соблюдены ли надлежащим образом соответствующие стандарты и спецификации, а также требования к маркировке.

Общая процедура карантина растений и животных существенно не отличаются друг от друга. Основное различие состоит в том, что контролируемые карантином вредители могут быть уничтожены и впоследствии растения будут разрешены к ввозу. Ветеринарный карантин и процедуры проверок проводятся тремя основными методами: эпидемиологическое расследование или обследование, клиническая проверка и лабораторные исследования. Но эти методы мало различаются по отношению к животным и продуктам животного происхождения. По итогам принимается решение о выдаче сертификата о проведении карантина либо возвращение, уничтожение водных животных или растений.

Модель построения системы ветеринарного и фитосанитарного надзора Канады интересна тем, что механизмы ее осуществления сформировались под влиянием англо-американского опыта в управлении развитием сельского хозяйства и с учетом реальных климатических условий и жестокой конкуренции со стороны США, находящихся в более благоприятной для сельского хозяйства климатической зоне [6]. Надзор в указанной сфере деятельности осуществляется территориальными подразделениями Агентства по контролю пищевых продуктов (далее - АПП), организованными на четырех операционных районах (Атлантический, Квебек, Онтарио, Западный) и входящими в структуру Министерства сельского хозяйства Канады. К числу их полномочий относятся проведение проверок в целях контроля, оценки и надзора за выполнением требований законодательства; взаимодействие с подконтрольными сторонами относительно требований законодательства, оценки соблюдения требований и выявление нарушений; выдача предписаний о принятии мер по устранению выявленных нарушений и прочие.

Система осуществления импорта через пограничные контрольно-пропускные пункты Канады отличается от таковой в РФ. Так, ветеринарные специалисты не находятся в пунктах пропуска на государственной границе. Соответственно, контроль и досмотр подконтрольной животноводческой и растениеводческой продукции на границе Канады не осуществляется. Импортер представляет Управлению пограничной службы Канады доказательства рассмотрения АПП требуемых документов и разрешения партии к ввозу. Подтверждение пригодности партии производится в Центре Национальной службы импорта (далее - ЦНСИ), в адрес которой направляются все сертификаты до получения разрешения на ввоз партии в Канаду. В ЦНСИ документы изучаются на законность и наличие всех необходимых со-

гласований, а затем отправляются в Управление пограничной службы Канады, которое позволяет произвести ввоз продукции. При направлении продукции на экспорт в зарегистрированных на федеральном уровне предприятиях, имеющих право экспорта, выдаются экспортные сертификаты на право ввоза мяса и мясных продуктов.

В основе канадской системы ветеринарного надзора лежит национальная программа идентификации скота в целях осуществления контроля за его перемещением на бойню, импорт, экспорт или захоронением, путем проведения трассировки. Подобная программа успешно реализуется и во Франции. Ее суть сводится к следующему. Канадское Агентство по Идентификации скота (далее - КАИС) предоставляет предприятию-изготовителю ушных меток значения номеров, дистрибьюторы приобретают ушные метки и отчитываются перед КАИС о том, какие номера продали владельцам скота. Владельцы скота, в свою очередь, сообщают КАИС о номерах, проданных на аукционе, отправленных на бойню, или о других перемещениях. В результате при считывании информации отображается путь номера или ушной метки от КАИС, через предприятие-изготовителя и дистрибьюторов владельцу, и, если животное использовано для производства продукции, в последней строке указывается мясокомбинат [7]. Вместе с тем важным направлением действия программы по идентификации является сбор данных о датах рождения животных. Он позволяет открыть доступ к данным всем производителям по имени и паролю через Интернет, обеспечить возможность ревизии данных и проверки на месте, а для переработчиков также обеспечить возможность оперативного доступа к данным о возрасте поступившего на переработку скота.

Регулирование лекарственных препаратов для ветеринарного применения в Канаде имеет многоуровневую систему. Например, Министерством здравоохранения Канады на федеральном уровне санкционируется реализация препаратов для использования животными. Вместе с тем применение препаратов находится в провинциальной юрисдикции. Оборот лекарственных препаратов для ветеринарного применения отнесен к ведению Директората ветеринарных лекарственных препаратов Министерства здравоохранения Канады. Приобретение лекарств для ветеринарного применения осуществляется в специализированных ветеринарных аптеках и исключительно по рецепту, который выдается ветеринарным врачом на приобретение лекарственных препаратов в конкретной аптеке для конкретного хозяйства.

Функции в области безопасности кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженер-но-модифицированных организмов, обеспечиваются на основе закона «О кормах», а также подзаконных актов и входят в компетенцию Министерства по охране окружающей среды и Агентства по контролю за продовольствием. В сферу влияния закона подпадают ГМ микроорганизмы, витамины, энзимы, вакцины и другие компоненты кормов. Регулирование, в том числе оборота новых кормов, сводится к ряду моментов: «возможности введения моратория на поступление в коммерческий оборот тех ГМО, риск от попадания в окружающую среду на данном этапе развития науки сложно оценить; требованию признания научно обоснованным распространению в США и Канаде принципа "устойчивой эквивалентности" новых продуктов; необходимости снизить уровень секретности разработок и исследований, несмотря на существующие нормы законодательства по защите прав интеллектуальной собственности» [8].

В Испании ответственность за здоровье и благополучие животных, корма, первичное производство пищевых продуктов животного происхождения, фитосанитарию и качество пищевых продуктов возложена на территориальные подразделения Министерства сельского хозяйства, продовольствия и окружающей среды (далее - МСХП), а вопросы всех последующих этапов производства пищевых продуктов: безопасность пищевых продуктов и питания, сертификация ветеринарных медикаментов -отнесены к ведению территориальных подразделений Министерства здравоохранения, социальных служб и равенства (далее - МЗСС). МСХП и МЗСС «несут ответственность в сфере контроля импорта продовольственных продуктов, кормов, растений и живых животных в Испанию. 17 автономных сообществ и два автономных города (Сеута и Мелилья) являются компетентными органами, ответственными за проведение государственного контроля за безопасностью пищевых продуктов, благополучие животных и фитосанитарию, за исключением случаев, подпадающих под компетенцию государства (ст. 148 Конституции Испании) [9].

Экспорт животных и продуктов животного происхождения предполагает прохождение инспекции и санитарных исследований, необходимых для его оформления на таможне. Данные полномочия возложены на государственных ветеринарных врачей, работающих в компетентных органах, организационно приписанных к МЗСС, но функционально подчиняющихся МСХП. Процедура инициируется запросом экспортёра, после получения информации о форме официального экспортного санитарного сертификата, требуемого третьей страной-получателем. Экспортёр может ознакомиться с условиями и формами официального санитарного сертификата посредством консультации в МСХП или доступа на веб-сайт CEXGAN (http://cexgan.magrama.es). При экспорте животных к экспортному санитарному сер-

тификату прилагается План перевозки, а в случае экспорта племенных животных, в зависимости от страны происхождения, также необходимо получение зоотехнического сертификата.

Импорт животных и продуктов животного происхождения осуществляется путем проведения контрольных мероприятий и выдачей импортных сертификатов со стороны государственных инспекторов Ветеринарных служб внешнего здравоохранения и животного здравоохранения, служащих на Постах пограничного контроля (далее - PIF). Каждая партия продуктов животного происхождения, поступившая из третьих стран и предназначенная для потребления человеком, должна пройти санитарный контроль, осуществляемый государственным санитарным инспектором на PIF. Контроль может осуществляться в виде документального, физического контроля или контроля идентификации и в случаях, когда из результатов санитарного контроля следует, что продукт не отвечает условиям для импорта или является очевидным наличие несоответствий, компетентные органы, проводящие контроль, отказывают в разрешении на ввоз партии. Затем об отказе на ввоз оповещается лицо, заинтересованное в получении груза, компетентные органы таможни и Главное управление внешнего здравоохранения. И принимается решение о реэкспорте продукта за пределы территории ЕС, при соблюдении определённых условий, или уничтожении, или переработке продуктов.

Рядом вызывающих интерес особенностей обладает организация ветеринарного и фитосанитар-ного надзора в Королевстве Норвегия. Прежде всего, система территориальных органов здесь представлена двумя уровнями: восьмью региональными и 54 муниципальными офисами. При этом региональные офисы координируют деятельность муниципальных офисов и рассматривают жалобы компаний на их решения. Территориальные подразделения являются органами Государственной службы по надзору за растениями, рыбой, животными и пищевыми продуктами Норвегии (далее - ГСН), которая находится в подчинении трёх министерств - Министерства здравоохранения и медицинского обслуживания, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства рыболовства и береговой администрации. Основной сферой деятельности территориальных органов ГСН являются обеспечение безопасности питьевой воды и сырья животного происхождения, из которого в дальнейшем осуществляется производство продуктов питания для населения, а также контроль за здоровьем растений, рыб, животных и их содержанием [10].

Каждый из 54 муниципальных офисов наделен полномочиями по осуществлению ветеринарной сертификации экспортных грузов. Однако для получения ветеринарного сертификата на экспортируемую продукцию предприятие должно иметь одобрение. Процедура получения одобрения сводится к следующим действиям: от заинтересованного лица поступает заявление, после чего производится выезд инспекторов на место осуществления предприятием заявленных видов деятельности. Если предприятие не осуществляет деятельность в период проведения процедуры одобрения, но при этом подлежит одобрению, в таких случаях достаточно уведомления от предприятия в адрес ГСН о начале деятельности. При этом муниципальные офисы производят одобрение поднадзорных объектов и присваивают им идентификационные номера. Информация о заявках и одобрении предприятий поступает в информационную систему MATS, которая в числе прочей информации также содержит базу данных (единый реестр), включающую в себя сведения обо всех поднадзорных офису предприятиях. Необходимо отметить, что ветеринарная сертификация продукции также производится с использованием MATS, и в процессе ее проведения осуществляется автоматическая проверка наличия у предприятия «одобрения».

Непосредственно сама процедура ветеринарной сертификации инициируется подготовкой предприятием-экспортером заявки на выдачу ветеринарного сертификата посредством информационной системы Alt Inn, которая автоматически сопряжена с системой MATS и служит информационному обмену между хозяйствующими субъектами и госветслужбой Норвегии. Поданная заявка автоматически доставляется в систему MATS, где ее получает и рассматривает дежурный инспектор. Важно отметить, что инспектирование и 100%-ный досмотр груза перед выдачей ветеринарного сертификата ветеринарным инспектором не являются обязательными.

Таким образом, изучение зарубежного опыта сквозь призму достигнутых результатов осуществления контрольно-надзорных мероприятий в сфере ветеринарии и фитосанитарии позволяет выявить наиболее успешно произведенные меры. В целях приобретения положительного опыта для совершенствования российской практики в данной области представляется возможным применение следующих мероприятий:

1. Увеличение размера административного штрафа по отдельным статьям КоАП РФ ввиду несоразмерности санкций наступившим последствиям. Так, например, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления предусматривает для физических лиц наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Вероятно, в данном случае размер санкции не выполняет предупредительную функцию ввиду чрезвычайно частой повторяемости совершения данного административного правонарушения. Кроме того, вследствие особой значимости рассматриваемой проблематики обеспечения про-

довольственной безопасности необходимо ужесточение уголовного наказания за совершенные преступления экологического характера, повлекшие тяжкие последствия. Уголовное законодательство РФ предусматривает наказание, установленное некоторыми статьями в гл. 26 УК РФ, в виде штрафа, обязательных и исправительных работ, ограничения свободы [11], и лишь один квалифицированный состав рассматривает возможность лишения свободы до пяти лет. Однако тяжесть понесенных последствий несоизмерима с размером установленного наказания, в связи с чем целесообразно введение такой меры ответственности, как лишение свободы в большинстве составов преступлений, предусмотренных гл. 26 Уголовного кодекса РФ.

2. Введение национальной программы идентификации скота. Подобные программы успешно действуют на территориях многих государств. Заимствование опыта в этой сфере потребует высоких технических, экономических затрат и повлечет необходимость в подготовке массивной правовой основы. Вместе с тем это позволит контролировать перемещение животных, обеспечивать оперативный доступ к сведениям, например, о возрасте, о месте рождения, проводить ревизию на месте и прочее.

3. Утверждение на основе корейского опыта процедур, предшествующих таможенному оформлению: системы «официально признанных лабораторий» и системы регистрации предварительного подтверждения, что позволит ускорить процесс пропуска импортной продукции животного и растительного происхождения, а также продуктов их переработки.

4. Усиление контроля за приобретением лекарственных средств для ветеринарного применения, например, путем организации их отпуска исключительно по рецепту.

5. В целях ускорения процедуры оформления ветеринарных сопроводительных документов, карантинных и фитосанитарных сертификатов целесообразно их оформление в электронном виде с ведением соответствующих государственных информационных систем. В настоящий момент планируется переход до 01.08.2017 г. на оформление в электронном виде ветеринарных сопроводительных документов [12]. Однако создание информационной системы, содержащей сведения о предприятиях-экспортерах, позволило бы оперативнее подавать заявления на выдачу сертификатов и сокращать время рассмотрения поданных заявлений.

Примечания

1. Предварительный отчет о служебной командировке специалистов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Республику Армения (26.01.2015 - 06.02.2015). URL: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/armenia/files/pre_armenia_26012015.pdf.

2. Абасов М. М., Атанов Н. Л., Александров И. Н. и др. Система карантина и защиты растений ЮАР // Защита и карантин растений. 2008. № 6. С. 29-32.

3. Предварительный отчет о служебной командировке специалистов Россельхознадзора в Южно-Африканскую Республику 02-13.03.2015 г. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/ importEx-port/uar/files/pre_uar_0213032015.pdf.

4. Окончательный отчет о проведении специалистами Таможенного союза инспекции предприятий Франции по производству продукции животного происхождения на соответствие ветеринар-но-санитарным требованиям и нормам Таможенного союза и Российской Федерации (17-29 июня 2013 года). URL: http://www.fsvps.ru/fsvpsdocs/ru/importExport/france/files/inspection_20130826_final.pdf.

5. Улучшение санитарных и фитосанитарных систем в Республике Казахстан URL: wto.kz>documents/Files/Research/SPS_final_report.

6. Масленников И. П. Структурная характеристика сельского хозяйства Канады и роль министерства этой отрасли. URL: http://www.agroxxi.ru/journal/199901/199901002.pdf.

7. Окончательный отчет о проведении Россельхознадзором инспекции предприятий Канады по производству продукции животного происхождения на соответствие ветеринарно-санитарным требованиям и нормам Таможенного союза и Российской Федерации (24 мая - 9 июня 2013 года). URL: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/canada/files/inspection_ 20130718 _ final.pdf.

8. Ревенко Л. С. Регулирование рынков генетически модифицированных продуктов // США-Канада: экономика, политика, культура. 2004. № 9. С. 105-119.

9. Окончательный отчет о служебной командировке специалистов Россельхознадзора в Королевство Испании 30.03.2014 - 09.04.2014. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/spain/ files/final_report_spain.pdf.

10. Окончательный отчет о проведении Россельхознадзором инспекции предприятий Норвегии по производству рыбопродукции на соответствие ветеринарным и санитарным требованиям и нормам Таможенного союза и Российской Федерации. (2-12 декабря 2014 года). URL: http://www.fsvps.ru/ fsvps-docs/ru/importExport/norway/files/inspection_02122014_ final.pdf.

11. Карлик Ф. А., Гричанов И. Я. Фитосанитарное законодательство России. Аналитический обзор // Вестник защиты растений. Вып. 10. СПб., 2013. URL: http://vestnik.iczr.ru/supplement/pdf/s10.pdf.

12. Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде: утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 17 июля 2014 г. № 281 // Российская газета от 13 августа 2014 г. № 181.

Notes

1. A preliminary report on an official business trip of the specialists of the Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance in the Republic of Armenia (26.01.2015 - 06.02.2015) Available at: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/armenia/files/pre_armenia_26012015.pdf. (in Russ.)

2. Abasov M. M., Atanov N. L., Aleksandrov I. N. etc. Sistema karantina i zashchity rastenij YUAR [System of quarantine and plant protection in South Africa Republic] // Zashchita i karantin rastenij -Protection and quarantine of plants. 2008, No. 6, pp. 29-32.

3. A preliminary report on an official business trip of the specialists of Rosselkhoznadzor in the Republic of South Africa 02-13.03.2015. Available at: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/ importExport/uar/files/pre_uar_0213032015.pdf. (in Russ.)

4. Final report on the conduct of specialists of the Customs Union Inspectorate of the French enterprise on production of products of animal origin for compliance with veterinary-sanitary requirements and norms of the Customs Union and the Russian Federation (17-29 June 2013). Available at: http://www.fsvps.ru/fsvpsdocs/ru/importExport/france/files/inspection_20130826_final.pdf. (in Russ.)

5. Improved sanitary and phytosanitary systems in the Republic of Kazakhstan. Available at: wto.kz>documents/Files/Research/SPS_final_report. (in Russ.)

6. Maslennikov I. P. Strukturnaya harakteristika sel'skogo hozyajstva Kanady i rol' ministerstva ehtoj otrasli [Structural feature of canadian agriculture and the role of the Ministry of the industry]. Available at: http://www.agroxxi.ru/journal/199901/199901002.pdf

7. Final report on the conduct of the Rosselkhoznadzor inspection of enterprises in Canada for the production of products of animal origin for compliance with veterinary-sanitary requirements and norms of the Customs Union and the Russian Federation (24 may - 9 June 2013). Available at: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/canada/files/inspection_ 20130718 _ final.pdf (in Russ.)

8. Revenko L. S. Regulirovanie rynkov geneticheski modificirovannyh produktov [Regulation of the markets of genetically modified foods] // SSHA-Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura - USA-Canada: Economics, politics, culture. 2004, No. 9, pp. 105-119.

9. Final report on an official business trip of the specialists of the Rosselkhoznadzor in the Kingdom of Spain 30.03.2014 - 09.04.2014. Available at: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/ spain/files/final_report_spain.pdf (in Russ.)

10. Final report on the conduct of the Rosselkhoznadzor inspection of the Norwegian plants producing fish products for compliance with veterinary and sanitary requirements and

norms of the Customs Union and the Russian Federation. (2-12 December 2014). Available at: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/norway/files/inspection_02122014_ final.pdf (in Russ.)

11. Karlik F. A., Grichanov I. Ya Fitosanitarnoe zakonodatel'stvo Rossii. Analiticheskij obzor [Phytosanitary legislation of Russia. Analytical review] // Vestnik zashchity rastenij - Herald of plant protection. Issue 10. St. Petersburg. 2013. Available at: http://vestnik.iczr.ru/supplement/pdf/s10.pdf

12. About approval of Rules of organization of work on registration of veterinary accompanying documents and Order of registration of veterinary accompanying documents in electronic form: approved by order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of 17 July 2014, No. 281 // Rossijskaya gazeta -The Russian newspaper from August 13, 2014, No. 181. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.