Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ТРАДИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

НЕКОТОРЫЕ ТРАДИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENVIRONMENTAL SAFETY / ENVIRONMENT SECURITY / HISTORICAL DEVELOPMENT / HEALTHY LIFESTYLE / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аюбова И.Х.

In Uzbekistan, the environmental safety raised to the rank of state and socially-oriented important task of modern society. The historical development of Uzbeks, as a nation, the protection of nature and its diversity as a tolerant attitude to the world as human beings and nature, always been the case. Today, the education system is committed through the revival of the views of scholars of the past to fill and complete emptiness, emerging in the education of the modern younger generation, so that in their minds was reflected whole, historically informed, the evolutionary development of ideas, as well as how our ancestors treated the ethical and spiritual and moral issues concerning the environmental safety culture. In ancient civilizations, man is regarded as a subject, which is an integral part of nature, it was believed that man and nature complement each other and create a wholeness of the world, they are inseparable and interdependent. Extensive formation of personality in the national spiritual and religious understanding it, which reflects the term "Komil inson", i.e. "Perfect man" is widely debated in the treatises of the Middle Ages

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ТРАДИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

НЕКОТОРЫЕ ТРАДИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аюбова И. Х.

Узбекистан, г. Ташкент Ташкентский государственный технический университет

Abstract. In Uzbekistan, the environmental safety raised to the rank of state and socially-oriented important task of modern society. The historical development of Uzbeks, as a nation, the protection of nature and its diversity as a tolerant attitude to the world as human beings and nature, always been the case. Today, the education system is committed through the revival of the views of scholars of the past to ^ fill and complete emptiness, emerging in the education of the modern younger generation, so that in their minds was reflected whole, historically informed, the evolutionary development of ideas, as well as how our ancestors treated the ethical and spiritual and moral issues concerning the environmental safety culture. In ancient civilizations, man is regarded as a subject, which is an integral part of nature, it was believed that man and nature complement each other and create a wholeness of the world, they are inseparable and interdependent. Extensive formation of personality in the national spiritual and religious understanding it, which reflects the term "Komil inson", i.e. "Perfect man" is widely debated in the treatises of the Middle Ages

Keywords: environmental safety, environment security, historical development, healthy lifestyle, education system.

В Узбекистане вопросы экологической безопасности возведены в ранг государственно важной и социально ориентированной задачи современного развития общества, которое включает в себя (а) осмысление содержания экологической безопасности и признание его актуальности для всего населения страны; (б) создание требуемых законодательных, институциональных, социальных основ защиты населения в условиях возможной экологической угрозы; (в) формирование постоянно действующих и независимых структур защиты окружающей среды и мониторинга экологической безопасности; (г) создание условий для повсеместной защиты и охраны окружающей природной среды, его разнообразия, полноценного развития и т.д. Одним из направлений экологической безопасности является формирование соответствующей культуры экологической безопасности, с тем, чтобы человек в своей жизнедеятельности мог обеспечить реальную, действенную и результативную защиту от экологических угроз себя и окружающего его мира.

В историческом развитии узбеков, как нации, вопросы защиты природы и его разнообразия, в качестве терпимого отношении к окружающему миру, как к людям, так и природе, всегда имело место. В Средней Азии в системе этико-эстетических, морально-нравственных, духовно-просветительских, философских ценностей идеи защиты мира и окружающей действительности формировались и развивались с древнейших времен. В данном ракурсе эконравственность, в качестве определенных и нацеленных этических норм и правил взращалось с самых ранних лет. Некоторые действия категорически запрещелись в быту узбеков и были возведены в ранг строгого табу, как например, нельзя было плеваться в воду, нельзя было пить из водоемов, в которых вода не течет, нельзя было сливать использованную мыльную воду куда попало, нельзя было ломать ветки деревьев и т.д.

Вопросы защиты окружающей среды и здорового образа жизни с самых древних времен были составной частью подготовки людей к активной жизни. Национальная традиция опиралась на практику огнепоклонства, на ислам, на национальные обычаи, традиции, быт, нравы и менталитет.

Сегодня система образования стремится через возрождение взглядов ученых прошлого восполнить и дополнить пустоты, наметившиеся в воспитании современного подрастающего поколения, с тем, чтобы в их сознании было отражено цельное, исторически обоснованное, эволюционно развитое представление, как и каким образом наши предки трактовали морально-этические и духовно-нравственные вопросы, касательно культуры экологической безопасности. Поэтому, с педагогической точки зрения, для полноценного и эволюционного формирования здорового отношения к окружающей среде становится очень важным изучать наследие

прошлых цивилизаций. Взгляды ученых прошлого на рассматриваемые проблемы можно проследить на основе следующих памятников и исторических эпох прошлого:

- древняя священная книга зароастрийцев «Авеста»;

- орхоно-енисейские письмена;

- древнесогдийские письмена;

- исламская культура и просвещение;

- суфизм и идея совершенной личности («комил инсон»);

- движение просветительства и его отношение к проблематике;

- жадиды о защите окружающей среды и о природе.

В древних цивилизациях человек рассматривается как субъект, который является неотъемлемой частью природы, считалось, что человек и природа дополняют друг друга и создают цельность мира, они неразделимы, взаимозависимы. Проповедовалось воспитание чувства «благодарности» за дары природы, которые кормят человека, и не дают ему умереть от голода и холода. Признавалось, что жизнь человека зависит от природы, поэтому особое, бережное отношение к окружающей среде, к животному и растительному миру рассматривалось как необходимое условие формирования человека. Это требование возносилось в ранг особого «табу». Человек с самых ранних лет знал, что необходимо соблюдать установленные этические правила и нормы. Общественное мнение строго карало тех, кто не соблюдал правила пользования природой.

Среди памятников прошлого - советы Лукмана Хакима своему сыну, рекомендации Гиппократа и других древнегреческих ученых о балансе между деятельностью человека и природой, 10 советов Аристотеля Александру Македонскому, взгляды ученых Востока, в частности Ибн Сина о правилах сохранения здоровья, нормах гигиенического воспитания, о роли физических упражнений, философия конфуцианства, даоцизма и лигистов в древнекитайской культуре, «Веды», в частности «Аюрведа» в древнеиндийской цивилизации, «Тексты Пирамид» в древнеегипетской традиции. Эти памятники древних цивилизаций сохранили до наших дней взгляды и учения, посвященные вопросам взаимодействия природы и человека, защиты природы, бережного отношения к окружающей среде.

Экология, на самом деле является наукой о том, какое место природа занимает в мире человека. Махатма Ганди говорит: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». Ранее Иоганн Гёте утверждает, что "Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей". Еще более ранее, в древней Греции Гераклит утвеждает, «Звери, живя вместе с людьми, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими». Так что, вопросы экологии, сохранения окружаюшей среды, рассматривание природы как части мирозданья были во все времена и во всех цивилизациях.

«Авеста» является священной книгой огнепоклонников. Ахура Мазда - божество благих деяний. Все благие дела в мире совершаются для утверждения почтения человека и для показа его веры Ахура Мазде. У Ахура Мазды есть шесть помощников. Их называют «Амеша Спэнта». Среди этих помощников есть тот, кто главным образом отвечает за здоровье человека. Его называют - «Харватат». «Харватат» по «Авесте» приходит после других истинных ценностей, как благие намерения и чаяния, приверженность правде, уважение власти, и священное подчинение.

В русло благих намерений включалось понятие единства природы и человека. Прямая обязанность человека это служение истинным ценностям и целям, среди которых особо выделяется здоровье человека, как наивысшая ценность, признание окружающей среды как божественного явления, уважение его главных четырех основ - земли, огня, воздуха и воды. Они привозносились в ранг самых священных основ мирозданья, нельзя было никоим образом осквернять землю, воду, огонь и воздух. Осквернять их было равноценно отречению от бога. Если исходить от того постулата, что многие инфекционные болезни переходят воздушно-капельным путем, есть возможность из-за необдуманных действий человека деформации и эрозии почвы, питьевая вода является продуктом, в котором человек нуждается ежедневно, то можно понять почтительное отношение древних к этим четырем основам мирозданья. Земля настолько была священна, что не разрешелось осквернять ее трупами, их нельзя было также бросать в воду. Человек должен был ежедневно пять раз умываться, чиститься, и молиться, только после омовения он объявлялся готовым к общению с богом. Поэтому, космос, окружающий человека мир, явления природы и сама экосистема были объявлены священными,

в частности сохранение и сбережение здоровья считалось истинной, священной ценностью для человека, божественным даром, который необходимо беречь, лелеять и приумножать. Здоровье рассматривалось как истинный дар, к которому нужно относиться как к священному объекту.

Следовательно, в древности в обязательном порядке в систему нравственных и этико-эстетических норм и правил поведения включали и формирование знаний, умений и навыков по своду защиты природы, формирования здоровьесберегающего сознания, чтобы в человеке было выработано не спонтанное, частное, а осмысленное, священное и цельное отношение к окружающему его миру и к собственному телу и здоровью. Человек был обязан уважительно относиться к вопросам здоровья и гигиены всего окружающего мира, частью которого он и является, к своему физическому и нравственному воспитанию. Его доброе отношение к здоровью всего мира и здоровью собственному расценивалось как выполнение священного долга перед богом.

В зароостризме материнское молоко, сперма мужчины считалось священными жидкостями, поэтому требовалось почтительное отношение к ним. Нельзя было выбрасывать их куда попало. В этом отношении работало строгое табу. Эмбрион считался человеком. Кроме этого, на основе простых правил и табу была разработана философия, которая основывалась на мысли, что человек - это существо, которое больше чем о теле, должен беспокоиться о своей душе. В огнепоклонстве особо чтили человека, который сеет зерно, и создает таким образом пропитание для других. Поэтому древние должны были держать в доме в обязательном порядке что-то, приготовленное из муки. Этот обычай до сих пор живет в народе, считается что в доме обязательно должен быть хлеб, или на крайний случай мука, чтобы из него выпечь хлеб. Считалось, что хлеб помогает семьям освободиться от злых демонов.

В "Авесте" запрещается брак между близкими родственниками, особо обращалось внимание на беременную женщину и естественное кормление ребенка. Но в то же время, очернялось чрезмерное увлечение едой. Считалось, что человек, который не может обуздать свои жедания и соблюсти меру в еде, не способен победить врага в бою.

В прошлых цивилизациях был разработан целый пласт параметров защиты окружающей среды и здоровья, которые включали в себя следующие аспекты:

- уважительное отношение к природе и его дарам;

- гигиена человека;

- здоровье и его критерии;

- отношение в собственному здоровью;

- самозащита от вредных привычек;

- лечение болезней и распространение знаний о болезнях, медицинское просвещение населения;

- физические нагрузки и ее влияние на здоровье;

- ценность «чистоты» замыслов и деяний, понятие «чистоты» в духе, образе мыслей и физическом теле;

- защита и сохранение чистоты окружающей среды обитания;

- священное отношение к семье, семейным обязанностям, и к семейным узам;

- природа, как божественное наследство, которое должно быть передано последеющим поколениям;

- репродуктивное здоровье и подготовка молодых к семейной жизни;

- воспитание трудом, возвеличивание труда, как опоры жизни;

- умение жить с природой в мире и согласии.

Самой большой ценностью для человека считалась его жизнь. Признавалось, что жизнь человека невозможна без природы. Среди источников для жизни человека указывались такие как, "быть внутри природы, радость от природы". Особо рассматрився вопрос о здоровом поколении. Поэтому пропогандировались следующие ценности:

- бережное отношение к природе и его основным столпам - земле, воде, огню и воздуху. Нельзя было их осквернять даже мысленно. Работало строгое табу, которое было частью нравственно-этических норм древнего человека.

- уважительное и сберегающие отношение к собственному здоровью. Только здоровый человек способен оставить после себя здоровое поколение.Здоровое покаление можно возрастить только в здоровом окружении. Неуважительное отношение к окружающей среде и здоровью расценивалось как стремление устранить от себя ответственность за последующее поколение.

- священное отношение к материнству, к матери, и к материнскому молоку. Считалось, что создатель одаривает женщину священным обязательством, быть матерью и

рождением детей. Это качество женщины необходимо признавать, уважать и соответственно относится к ней. Как и мать, природа является матерью всего человечества, её также необходимо уважать, беречь и сберегать.

- семья создавалась для рождения детей. Принавалась созидательная роль и функция семьи в рождении ребенка. Бездетная семья рассматривалась как лишенная своей священности, а лишить детей семьи мог только бог. Поэтому рождение было священным, и человек был обязан воспитать свое дитя в любви, так как дитя от бога. Если дитя это - от бога, то считалось необходимым создавать благоприятные условия для его жизнидеятельности и воспитания, особо отмечалось в воспитании здоровье духа и тела.

Всестороннее формирование личности, в национально-духовном и религиозном его понимании, которое отражает термин «комил инсон», т.е. «совершенный человек» широко дискутировался в трактатах средних веков. Это образовало собой целый свод определенных правил и требований, относящихся к физическому и интеллектуальному составному формирования личности, сохранению жизни, бережному отношению к окружающей среде, здоровью, гигиене, образу жизни. Данный свод правил и требований развивался эволюционно и трансформировался с учетом условий жизни, социально-экономических требований, особенностей повседневной жизни и окружаюшей среды. Каждая историческая эпоха вносила в эти понятия, в их взаимосвязанность свои коррективы. Таким образом, уходя своими корнями в глубь веков взгляды ученых прошлого на сохранение здоровья и защиту окружающей среды дошли до наших дней в качестве наследия великих цивилизаций.

За годы независимости в узбекских семьях усиливаются принципы исламской нравственности и норм морали, потребность в исполнении требований ислама растет с каждым днем. В частности, особое место при этом отводится выполнению намаза (молитв), уразы (поста), религиозных праздников, совершении паломничества хаж. Видно, что нравственные нормы, воспетые в исламских памятниках превращаются в реальную нравственную потребность. В тесной связи с усилением исламского вероисповедания в обществе имеются и положительные и отрицательные аспекты жизнедеятельности. Положительные стороны выражаются тем, что ислам также как и все остальные религии основывается в пропаганде общечеловеческих ценностей и принципов гуманизма.

Поэтому экологию необходимо воспринимать как дисциплину, изучающую общие законы функционирования экосистемы, немаловажную роль в которой играет человек, с его культурой, разумом, этикой и эстетикой, рациональностью, ответственностью, мышлением, сознанием, моралью, поведением и т.д. Следовательно, вопросы актуальности экологии и экологических проблем современности рождают актуальность вопроса чему, каким образом и в каком качестве нужно формировать экологическую культуру и воспитывать человека.

Ясно одно, что воспитание экологического сознания и формирование экологической культуры личности является сложным, многогранным, многоаспектным учебно-воспитательным процессом. Это, прежде всего преодоление исходной пассивности человека в отношении экологических проблем, не несущим признаков катастрофы, а также формирование способности оценивать необходимость включения в ту или иную экологическую ситуацию, что является одним из факторов, обеспечивающих ценность такого воспитания. В настоящее время все государства и общества реально сознают, что одним из основных факторов устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности

ЛИТЕРАТУРА

1. Бозорова Н. Талабаларда экологик маданиятни шакллантиришнинг илмий-педагогик асослари (олий у^ув юртлари мисолида). Пед.ф.н...дисс. авт. -Тошкент: 2006. -21 с.

2. Комилова Г.О. Мактабгача ёшдаги (5-6 ёш) болаларда экологик тарбия беришда хал^ топишмо^ларидан фойдаланишнинг педагогик имкониятлари. Пед.ф.н...дисс. авт. -Тошкент: 2005. -21 с.

3. Жуманова Ф.У. Касб-^унар коллежлари у^увчиларида экологик маданиятни шакллантириш. Пед.ф.н...дисс. авт. -Тошкент: 2010. -21 с.

4. Исматов И.Ш. У^увчиларда атроф-мух,итга масъулиятли муносабатни шакллантириш. Пед.ф.н...дисс. авт. -Тошкент: 2006. -21 с.

5. Маликова А.Р. Педагогика олий укув юртлари талабаларида экологик маданиятни шакллантириш. Пед.ф.н...дисс. авт. -Тошкент: 2009. -20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.