Научная статья на тему 'Некоторые теоретические и практические вопросы правового регулирования сделок в сети Интернет'

Некоторые теоретические и практические вопросы правового регулирования сделок в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
765
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
сделка / сеть Интернет / электронная торговля / юрисдикция / transaction / Internet / e-Commerce / jurisdiction.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипов Антон Александрович, Щербачёва Любовь Владимировна

С развитием информационных технологий дистанционная торговля приобретает всё большие обороты. Одним из самых востребованных способов дистанционной торговли является продажа товаров через глобальную сеть Интернет. Несмотря на столь высокую популярность покупки товаров через Интернет существует большое количество нарушений прав потребителей. Законодательная регламентация электронного оборота значительно отстает от практики его использования, что создает как теоретические, так и практические проблемы, нуждающиеся в серьезном научном осмыслении. Российская законодательная база, касающаяся электронных сделок, является чрезвычайно недоработанной. Данная статья поднимает вопрос об отсутствии легального определения электронной торговли, выявляет некоторые теоретические и практические вопросы правового регулирования сделок в сети Интернет и предлагает возможные пути решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES OF LEGAL REGULATION OF TRANSACTIONS ON THE INTERNET

With the development of information technologies, remote trade is gaining more and more momentum. One of the most popular ways to trade remotely is to sell goods via the global Internet. Despite such a high popularity of buying goods over the Internet, there is a large number of violations of consumer rights. The legal regulation of electronic Commerce lags far behind the practice of its use, which creates both theoretical and practical problems that need serious scientific understanding. The Russian legal framework for electronic transactions is extremely incomplete. This article raises the question of the lack of a legal definition of e-Commerce, identifies some theoretical and practical issues of legal regulation of transactions on the Internet and suggests possible solutions to problems.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические и практические вопросы правового регулирования сделок в сети Интернет»

STUD NET

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СДЕЛОК В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

SOME THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES OF LEGAL REGULATION OF TRANSACTIONS ON THE INTERNET

УДК-34

Осипов Антон Александрович, студент 1 курса магистратуры, направление подготовки «Юриспруденция», Институт «Академия имени Маймонида» РГУ им. А.Н. Косыгина

Научный руководитель - Щербачёва Любовь Владимировна, к.ю.н., доц., доцент кафедры гражданского права и публично-правовых дисциплин, Институт «Академия имени Маймонида» РГУ им. А.Н. Косыгина

Anton Osipov, reintaro@gmail.com

Scientific supervisor-Lyubov V. Shcherbacheva

Аннотация

С развитием информационных технологий дистанционная торговля приобретает всё большие обороты. Одним из самых востребованных способов дистанционной торговли является продажа товаров через глобальную сеть Интернет. Несмотря на столь высокую популярность покупки товаров через Интернет существует большое количество нарушений прав потребителей. Законодательная регламентация электронного оборота значительно отстает от практики его использования, что создает как теоретические, так и практические проблемы, нуждающиеся в серьезном научном осмыслении. Российская законодательная база, касающаяся электронных сделок, является чрезвычайно недоработанной. Данная статья поднимает вопрос об отсутствии легального определения электронной торговли, выявляет некоторые теоретические и практические вопросы правового регулирования сделок в сети Интернет и предлагает возможные пути решения проблем.

Annotation

With the development of information technologies, remote trade is gaining more and more momentum. One of the most popular ways to trade remotely is to sell goods via the global Internet. Despite such a high popularity of buying goods over the Internet, there is a large number of violations of consumer rights. The legal regulation of electronic Commerce lags far behind the practice of its use, which creates both theoretical and practical problems that need serious scientific

understanding. The Russian legal framework for electronic transactions is extremely incomplete. This article raises the question of the lack of a legal definition of eCommerce, identifies some theoretical and practical issues of legal regulation of transactions on the Internet and suggests possible solutions to problems. Ключевые слова: сделка, сеть Интернет, электронная торговля, юрисдикция. Keywords: transaction, Internet, e-Commerce, jurisdiction.

Наличие широкого распространения электронной торговли и отсутствие ее легального определения усложняет понимание данного института.

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» закрепляет торговую деятельность как вид предпринимательской деятельности, который связан с приобретением и продажей товаров.

На основании этого положения некоторые ученые определяют электронную торговлю как предпринимательскую и иную не запрещенную законом деятельность в области обмена имуществом, включая товары, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, осуществляемая посредством заключения и (или) исполнения сделок в электронной форме.

Следующим элементом, который выделяет электронную торговлю, является способ осуществления, а именно посредством электронных сообщений, то есть информации, переданной и полученной через Интернет.

Для более детального понимания необходимо указать, что законодательное определение понятия «Интернет» следует из содержания п. 13 ст. 2 и п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Так, согласно п. 4 ст. 2, информационно -телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, назначение которой состоит в передаче по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, а п. 13 содержит термин «информационно-телекоммуникационная сеть Интернет».

В связи с этим в настоящее время электронная торговля подпадает под правовую категорию «продажа товаров дистанционным способом». Этот термин закреплен в Правилах продажи товаров дистанционным способом1 как продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо

постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Российская газета. N 219, 03.10.2007.

представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

На основе этих элементов, некоторые ученые уже предлагают свое понимание электронной торговли. Так, Е.Ю. Руденко и А.С. Усенко предлагают следующее определение: электронная торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров посредством информационно-телекоммуникационной сети.

Кроме этого, ряд исследователей рассматривает электронную торговлю с двух позиций: как подсистему внутренней торговл и как самостоятельный вид торговой деятельности. Если говорить об электронной торговле как о подсистеме в рамках внутренней торговли, то она представляет собой совокупность коммерческих организаций, которые осуществляют оптовые и розничные продажи товаров в электронной форме как основной и профессиональный вид экономической деятельности. При этом если рассматривать электронную торговлю с точки зрения коммерческого права, она представляет собой многопрофильную деятельность, осуществляемую профессионалами, которая направлена на формирование товарных потоков, создание новых рынков сбыта, установление договорных связей по поставкам различных уровней и тому подобное. Но основным отличительным признаком электронной торговли является субъектный состав, так как данная деятельность осуществляется лишь предпринимателями на постоянной основе.

Помимо отсутствия легального определения электронной торговли многие исследователи выделяют ряд определенных проблем, которые требуют решения. Одной из таких проблем является идентификация пользователя, так как совершенно разные люди могут скрываться под одной и той же учетной записью, совершая как правомерные, так и неправомерные торговые сделки.

Следующая выделяемая проблема - это определение юрисдикции. В информационно-телекоммуникационной сети нет видимых границ, а каждая правовая система в силу отличающейся правовой культуры имеет свои правила определения юрисдикции в спорах, возникающих в виртуальном пространстве. Кроме этого, в законодательных актах содержатся положения, говорящие о том, что для некоторых видов гражданско-правовых сделок

требуются бумажные формы документов и собственноручные подписи сторон. Пока в правовой базе нет четких предписаний относительно того, какие документы не могут быть использованы в торговом обороте в электронной форме, удостоверенные электронной подписью.

Еще один момент, вызывающий ряд вопросов и препятствующий свободному развитию электронной торговли, - это отсутствие четких правовых гарантий электронных сделок. В силу различного понимания судами данного явления такая сделка может быть признана недействительной.

Также серьезной преградой для развития электронной торговли является и то, что российское законодательство регулирует только дистанционную торговлю товарами, но не услугами. Например, если потребителю была оказана некачественная образовательная услуга посредством интернета, он не сможет рассчитывать на защиту со стороны закона.

Таким образом, чтобы обеспечить более высокий уровень правового регулирования электронной торговли, следует принять следующие меры:

1) Принять Федеральный закон «Об электронной торговле в Российской Федерации», который будет устанавливать следующие положения:

- основные понятия в сфере электронной торговли;

- правовой статус лиц, участвующих в электронном торговом обороте;

- порядок заключения электронных сделок;

- документооборот в сфере электронной торговли (признание действительности электронного документа, порядок его создания и обращения, условия заключения электронных сделок);

- гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников электронного товарооборота;

- правовой режим информации, перемещаемой в сети Интернет (доступ к личным данным; безопасность информации, используемой в электронных сделках).

2) Ввести понятие дистанционного выполнения работ и оказания услуг, наряду с дистанционным приобретением товаров посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Особенность совершения сделок через сеть Интернет, заключающаяся в наличии расстояния между сторонами, позволяет говорить о том, что, несмотря на достаточную проработанность общих вопросов защиты прав участников сделок, совершенных в целом, существует ряд частных вопросов, не в полной мере учтенных при нормативно-правовом регулировании сделок, совершаемых через сеть Интернет.

Правила продажи товаров дистанционным способом, как основной документ, регулирующий механизмы взаимоотношений между покупателем и продавцом при торговле в сети Интернет, разделяет информацию на предоставляемую до момента заключения договора, и в момент доставки товара покупателю. Соответственно, порядок предоставления информации также имеет двухступенчатую структуру.

Анализируя положения Правил продажи товаров дистанционным способом с учетом двухступенчатой системы предоставления информации, необходимо отметить отсутствием в п. 10 («Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом») указания на момент, когда такая информация должна быть доведена до потенциального покупателя. Принимая во внимание, что до заключения договора купли-продажи покупателю должна быть предоставлена вся необходимая информация о товаре для его правильного выбора, целесообразно включить в перечень предоставляемой информации до заключения договора, наравне с другими условиями, указание на факт употребления товара или информации об устранении в нем недостатков, изложенных в п. 10 Правил продажи товаров дистанционным способом.

Введение в п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом информации о факте использования товара, устранения в нем недостатков позволит в большей степени защитить потребителя при организации продаж дистанционным способом в сети Интернет. При этом предполагается возможным включение информации о факте использования товара или устранения в нем недостатков и в перечень информации, предоставляемой в момент доставки товара, что также позволит защитить потребителей при покупке товаров дистанционным способом.

При востребованности дистанционного способа торговли в сети Интернет и наличии определенной законодательной базы все еще остаются проблемные вопросы. Это, в частности, касается информации о потребительских свойствах и качестве товара, которая нередко предоставляется в недостаточном объеме, может быть недостоверной или ложной. Около 80% реального товарооборота при дистанционной торговле приходится на анонимных продавцов, в связи с чем, информация о продавце вообще не представляется или представляется в виде абонентского ящика, что не позволяет идентифицировать продавца и определить надлежащего ответчика по делу.

Не урегулирован в полной мере и вопрос о несвоевременном исполнении договора, а также неясна мера юридической ответственности продавца при несвоевременном исполнении договора, поскольку законодатель уделил преимущественное внимание ответственности продавца за продажу товаров ненадлежащего качества. Кроме того, нередки нарушения недобросовестными предпринимателями запретов на осуществление дистанционной продажи определенных товаров, о чем было сказано ранее. Такие нарушения могут опосредовать подачу исковых требований в судебные органы со стороны потребителей, и, как показывает судебная практика, суд выносит решения в пользу потребителей

Законодательное регулирование в этой сфере отстает от темпов развития экономики и, как следствие, предоставляет относительно низкий уровень защиты прав участников сделки.

В лучшем случае покупателю вовремя будет известно, что его заказ оставлен без внимания, и он успеет приобрести товар в другом магазине; в худшем - покупатель останется без товара и пострадает морально. В таких случаях можно предложить следующие меры:

1) Обязательное предоставление информации об особенностях электронного договора перед заключением данного договора, в том числе информационным посредникам;

2) Законодательное установление минимального перечня сведений, которые должны предоставляться при заключении электронного договора, формы предоставления этих сведений;

3) При создании сайта интернет-магазина с помощью специализированных организаций, закрепить законодательные требования о его обязательной регистрации и предоставление сведений о юридическом лице, которое размещает на нем свою информацию, и об информационном посреднике, обеспечивающем функционирование сайта;

4) Установление ответственности информационных посредников, в том числе и операторов интернет-магазинов, за несоответствие предоставленной информации с действительностью.

В сфере правового регулирования трансграничных Интернет-сделок проблемы реализации норм, устанавливающих преимущества для потребителей, обеспечения доступности правовой защиты и предоставления эффективных средств такой защиты, имеют более острый, чем на внутреннем рынке, характер. И если в иностранных государствах решению этих проблем уделяется особое внимание со стороны органов власти, самих участников

оборота, в России вопросы защиты потребителей при трансграничной электронной торговле должной проработки пока не получили.

В силу п. 1 ст. 402 ГПК РФ подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации определяется по правилам гл. 3 ГПК РФ, если иное не установлено правилами гл. 44 ГПК РФ. На основании п. 7 ст. 29 ГПК РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите право потребителей» для дел с участием потребителей установлена альтернативная подсудность. По выбору потребителя иски о защите его прав могут быть предъявлены не только по месту жительства или месту нахождения ответчика, но и по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Таким образом, потребитель наделен правом выбора юрисдикции и может обратиться в суд по месту своего жительства или месту пребывания. Исполнение решения отечественного суда за рубежом при отсутствии международного договора между Российской Федерацией и соответствующим государством, весьма затруднительно. Для признания и приведения в исполнение решения суда одного государства на территории другого требуется получить экзекватуру в суде по месту нахождения ответчика. Для «обычного» потребителя эта процедура является достаточно сложной, предполагает наличие знаний иностранного процессуального законодательства и сопровождается несением значительных расходов.

Указанные правила применяются лишь в случае, когда сторонами не заключено соглашения о выборе юрисдикции. Как правило, при заключении Интернет-сделок применяются правила о договорной подсудности. В публичной оферте или типовом договоре, предложенном ритейлером, сформулированы условия об определении юрисдикции. Традиционно, поскольку условия предложены продавцом, пророгационная оговорка предполагает передачу всех споров на рассмотрение суда в стране места его нахождения. Обращение потребителя за защитой в иностранный суд явно потребует существенных затрат времени и средств. Если взять среднестатистическую стоимость покупки, те расходы, которые должен понести потребитель для восстановления нарушенных прав, будут явно несоразмерны убыткам, понесенным потребителем из-за ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств.

Национальные органы (различного рода комиссии, отделы и т.п.), созданные для защиты интересов потребителей, не могут реализовывать свои властные полномочия в отношении предпринимателей, осуществляющих

деятельность на территории иностранных государств. Традиционный метод решения правовых споров реализуется в рамках судебной системы, организованной с учетом территориального принципа: в каждой стране действует собственная система судов, отправляющих правосудие исходя из норм национального права. Эта модель не приспособлена для разрешения споров, возникающих при отношениях, сложившихся в сети Интернет. Тем самым потребитель оказывается в ситуации, когда существующая в государствах система юрисдикционных и административных органов не способна обеспечить быструю и эффективную защиту его прав.

Отсюда следует, что необходимо создание альтернативной системы органов разрешения споров в сфере гражданского Интернет-оборота. Такая система необходима не только участникам электронной торговли, но и для защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности. Приемлемым вариантом могла бы стать специальная система третейских судов (арбитражей), либо имеющих территориальные представительства в разных странах, либо функционирующих онлайн. Это позволило бы, во-первых, снизить судебные издержки, и, во-вторых, упростить процедуру рассмотрения споров и исполнения решений.

Другим вариантом решения проблемы доступности правосудия может стать заключение международных договоров об установлении подсудности для споров с участием потребителей по месту их жительства (пребывания) и введение упрощенного порядка признания и приведения в исполнение решений по данным категориям дел в других государствах.

Литература

1. Авдейчикова Е.В. Анализ понятия «удаленная торговля» и ее особенности // Сибирский торгово-экономический журнал. 2017. № 1. С. 104-109.

2. Архипов В.В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // Закон. 2017. № 6. С. 12-26.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. N 220, 20.11.2002.

4. Жарова А.К. Особенности осуществления розничной купли-продажи по сети Интернет // Государство и право. 2017. № 8. С. 109-113.

5. Мелащенко Н.В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // Закон. 2014. N 6. С. 120 - 143.

6. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Российская газета. N 219, 03.10.2007.

7. Постановление ФАС Уральского округа от 17 мая 2013 г. №2 Ф09-3608/10-С1 по делу № А47-11060/2012; Постановление ФАС Московского округа от 13 октября 2014 г. № КА-А40/11940-14 по делу № А40-177179/13-139-1258.

8. Руденко Е. Ю., Усенко А. С. Понятие и правовое регулирование электронной торговли // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 111. С. 708720.

9. Соболь И.А. Гражданско-правовая защита сделок, заключенных с использованием сети Интернет // Общество и право. 2011. N 3. С. 155 -158.

10. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. N 165, 29.07.2006.

11. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. N 253, 30.12.2009.

Literature

1. Avdeichikova E. V. Analysis of the concept of "remote trade" and its features // Siberian trade and economic journal. 2017. no. 1. Pp. 104-109.

2. Arkhipov V. V. Problems of legal regulation of turnover of goods on the Internet: from remote trade to virtual property / / Law. 2017. No. 6. P. 12-26.

3. Civil procedural code of the Russian Federation from 14.11.2002 N 138-FZ (as amended on 03.08.2018) // Russian newspaper. N 220, 20.11.2002.

4. Zharova A. K. Features of retail sales on the Internet / / State and law. 2017. no. 8. Pp. 109-113.

5. Melashchenko N. V. Problems of legal regulation of turnover of goods on the Internet: from remote trade to virtual property / / Law. 2014. N 6. P. 120-143.

6. Resolution of the Government of the Russian Federation of 27.09.2007 N 612 (ed. from 04.10.2012) "on approval Of the rules for the sale of goods by remote means" // Rossiyskaya Gazeta. N 219, 03.10.2007.

7. Resolution of the FAS of the Ural district of may 17, 2013 no. F09-3608/10-C1 in case no. A47-11060/2012; Resolution of the FAS of the Moscow district of October 13, 2014 no. ka-A40/11940-14 in case no. A40-177179/13-139-1258.

8. Rudenko E. Yu., Usenko A. S. Concept and legal regulation of electronic Commerce // The scientific journal of the Kuban state agrarian University. 2015. no. 111. Pp. 708-720.

9. Sobol I. A. Civil and legal protection of transactions concluded using the Internet // Society and the law. 2011. N 3. P. 155-158.

10. Federal law of 27.07.2006 N 149-FZ (ed. from 19.07.2018) "On information, information technologies and information protection" // Rossiyskaya Gazeta. N 165, 29.07.2006.

11. Federal law of 28.12.2009 N 381-FZ (ed. from 28.11.2018) "on the basics of state regulation of trade activities in the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. N 253, 30.12.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.