Научная статья на тему 'К вопросу об установлении сбора за интернет-покупки в России'

К вопросу об установлении сбора за интернет-покупки в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБОР / ИНТЕРНЕТ-ПОКУПКА / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / TAX / ONLINE PURCHASE / VALUE ADDED TAX / TAX RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Очаковский Виктор Александрович, Усенко Анатолий Сергеевич

В настоящее время актуальным является вопрос о правовом закреплении в налоговом и таможенном законодательствах сбора за товар, приобретенный у иностранного контрагента посредством заключенной сделки через информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По мнению законодателя, такие новации позволят ограничить перетекания интернет заказов в близлежащие государства с более высоким порогом беспошлинной доставки, что укрепит отечественный рынок электронной торговли. Авторы считают, что закрепление данного института в отечественном законодательстве будет противоречить общим положениям налогового законодательства. По мнению авторов, такие меры увеличат количество притворных и мнимых сделок, а также снизится импортный товарооборот. Предложенные проекты Европейской Экономической комиссии Европейского Экономического союза об интернет-сборах по своей структуре являются недоработанными, в частности, в них отсутствует понятие «интерент-покупка», нет разрешения вопроса о соотношении сбора и налога на добавленную стоимость. Авторы приходят к выводу о необходимости доработки данных проектов, в частности предлагается дополнить отечественное законодательство положениями, разграничивающими объект налогообложения налога на добавленную стоимость от объекта налогообложения за трансграничный сбор, уплачиваемый за интернет-покупку. Их немедленная имплементация без существенных изменений не создаст должный механизм реализации данного института, а породит множество коллизионных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON QUESTION OF ESTABLISHING THE TAX OF INTERNET-SHOPPING IN RUSSIA

Currently, there is a topical question of legal consolidation in the tax and the customs legislations of the fee for goods purchased from a foreign company through a transaction concluded by the information and telecommunications network "Internet". According to the legislator, such innovations will limit the spillover of online orders to the neighboring states with a high threshold for duty-free shipping, which will strengthen the domestic e-commerce market. The authors believe that the consolidation of the institution in the national legislation would contradict the general provisions of tax legislation. The authors believe that such measures will increase the number of sham and mock transactions and reduce import turnover. The proposed projects of the European Economic Commission of the European Economic Union on the Internet fees in their structure are poorly written, in particular, they lack the concept of internet purchase, there is no resolution of the issue of the relationship between the collection and the value added tax.The authors come to the conclusion that these projects should to be completed, in particular, it is proposed to supplement the provisions of domestic legislation, delimiting the object of taxation the value added tax on the object of taxation for cross-border fee to be paid for an online purchase. Their immediate implementation without significant changes will not create a proper mechanism for the implementation of this institution, and generate a lot of conflict situations

Текст научной работы на тему «К вопросу об установлении сбора за интернет-покупки в России»

UDC 34.09 Legal sciences

ON QUESTION OF ESTABLISHING THE TAX OF INTERNET-SHOPPING IN RUSSIA

Ochakovsky Viktor Alexsandrovich Cand.Leg.Sci, Senior Lecturer RSCI SPIN: 7014-2561

Usenko Anatoly Sergeevich

fourth year student of the Faculty of Law

RSCI SPIN= 9594-2433

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

УДК 34.09

12.00.00 Юридические науки

К ВОПРОСУ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СБОРА ЗА ИНТЕРНЕТ-ПОКУПКИ В РОССИИ

Очаковский Виктор Александрович к.ю.н., Старший преподаватель РИНЦ SPIN-код: 7014-2561

Усенко Анатолий Сергеевич студент 4-го курса юридического факультета SPIN- код = 9594-2433

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В настоящее время актуальным является вопрос о правовом закреплении в налоговом и таможенном законодательствах сбора за товар, приобретенный у иностранного контрагента посредством заключенной through a transaction concluded by the information and сделки через информационно-телекоммуникационной telecommunications network "Internet". According to the сети «Интернет». По мнению законодателя, такие legislator, such innovations will limit the spillover of новации позволят ограничить перетекания интернет - online orders to the neighboring states with a high заказов в близлежащие государства с более высоким threshold for duty-free shipping, which will strengthen порогом беспошлинной доставки, что укрепит the domestic e-commerce market. The authors believe

отечественный рынок электронной торговли. Авторы that the consolidation of the institution in the national считают, что закрепление данного института в legislation would contradict the general provisions of tax

отечественном законодательстве будет противоречить legislation. The authors believe that such measures will

Currently, there is a topical question of legal consolidation in the tax and the customs legislations of the fee for goods purchased from a foreign company

общим положениям налогового законодательства. По мнению авторов, такие меры увеличат количество притворных и мнимых сделок, а также снизится импортный товарооборот. Предложенные проекты Европейской Экономической комиссии Европейского Экономического союза об интернет-сборах по своей структуре являются недоработанными, в частности, в них отсутствует

increase the number of sham and mock transactions and reduce import turnover. The proposed projects of the European Economic Commission of the European Economic Union on the Internet fees in their structure are poorly written, in particular, they lack the concept of internet purchase, there is no resolution of the issue of the relationship between the collection and the value added tax.The authors come to the conclusion that these projects

понятие «интерент-покупка», нет разрешения вопроса should to be completed, in particular, it is proposed to о соотношении сбора и налога на добавленную supplement the provisions of domestic legislation,

стоимость. Авторы приходят к выводу о delimiting the object of taxation the value added tax on

необходимости доработки данных проектов, в the object of taxation for cross-border fee to be paid for

частности предлагается дополнить отечественное an online purchase. Their immediate implementation законодательство положениями, разграничивающими without significant changes will not create a proper

объект налогообложения налога на добавленную стоимость от объекта налогообложения за трансграничный сбор, уплачиваемый за интернет-покупку. Их немедленная имплементация без существенных изменений не создаст должный механизм реализации данного института, а породит множество коллизионных ситуаций

Ключевые слова: СБОР, ИНТЕРНЕТ-ПОКУПКА, НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НАЛОГОВАЯ СТАВКА

mechanism for the implementation of this institution, and generate a lot of conflict situations

Keywords: TAX, ONLINE PURCHASE, VALUE ADDED TAX, TAX RATE

Быстрые темпы развития научно-технического прогресса, удобство и практичность совершения сделок посредством

передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, обусловили переход торговли в абстрактное пространство информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [1].

В международной сфере основным документом, который регулирует электронную торговлю, является Типовой закон ЮНИСТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 [2]. В рамках Типового закона не содержится определения рассматриваемого понятия, но зафиксированы его признаки: информация в рамках торговой деятельности передается с помощью сообщения данных (под «сообщением данных» понимается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, оптических, или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс, телефакс), а термин «торговая» включает в себя любые торговые отношения, как договорного, так и внедоговорного характера.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН к Типовому закону сформулировано определение электронной торговли, под которой предлагается понимать заключение сделок с помощью электронного обмена данными и других средств передачи данных, которые предусматривают использование альтернативных бумажным формам методов передачи и хранения информации [3].

В целях правового регулирования электронной торговли, а также совершенствования налогового и таможенного законодательства Евразийской Экономической комиссией Евразийского экономического союза (далее - ЕЭК ЭКС) [4] было предложено два проекта о снижении беспошлинной интернет торговли и закреплении фиксированного сбора в законодательствах Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Республике Армения и Кыргызской Республике.

Согласно положениям первого проекта, товар весом более 1 кг. и стоимостью от 22 до 150 евро потребует уплаты сбора в размере 15 евро. За товар, стоимость которого превышает 150 евро и (или) общий вес составляет более 10 кг. необходимо будет доплатить 30 % от таможенной стоимости товара [4].

Второй проект ЕЭК ЕЭС предлагает установление фиксированного сбора в размере 10 евро для товара, стоимостью до 150 евро и общим весом до 10 кг. За товар, стоимость которого составляет 150 евро и выше, а также вес которого превышает 10 кг. необходимо будет также доплатить 30 % от таможенной стоимости такого товара.

По мнению статс-секретаря, заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Голондеевой Т.Н. [5] такие положения ограничат перетекания интернет - заказов в близлежащие государства с более высоким порогом беспошлинной доставки, что укрепит отечественный рынок электронной торговли.

По мнению В. А. Очаковского, такие введения позволят не только укрепить отечественную торговлю посредством информационно-телекоммуникационных сетей Интернет, но также и поспособствуют созданию единообразной ценовой политике ввозимых товары в рамках Содружества Независимых Государств (далее-СНГ) [6].

Однако, с другой стороны, имплементация таких положений в отечественное законодательство может противоречить нормам налогового и таможенного права РФ. Хоть ст. 7 Налогового кодекса РФ от 31.09.1998 № 146-ФЗ (далее-НК РФ) [7] и реализовывает конституционный принцип приоритета и прямого действия международного права, позволяющего использовать букву закона в противоречие положениям федерального законодательства, на наш взгляд, закрепление таких положений в налоговое и таможенное законодательство не принесет должного результата.

В целях выявления положительных и отрицательных факторов имплементации данных положений в отечественные налоговые и таможенные нормативные правовые акты проведем анализ предложенных проектов.

С одной стороны, фиксированный сбор за интернет-покупки представляет собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с субъектов, участвующих в перемещении денежных средств через таможенную границу. Ставка такого сбора определяется в зависимости от физических характеристик, а также в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.

Если исходить из положений п. 1 ст. 72 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), закрепляющих понятие таможенного сбора, можно с уверенностью сказать, что фиксированный сбор за интернет-покупки соответствует требованиям, признаваемым его таможенным сбором. Так в соответствии с данным пунктом под таможенным сбором понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза [8].

С другой стороны правовое закрепление данного сбора будет дублировать общие положения о ввозном налоге на добавленную стоимость (далее-НДС).

НДС, в соответствии с положениями главы 21 НК РФ представляет собой косвенный налог, исчисляющийся продавцом при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг [9]. НДС, в силу подп. 3 п. 1 ст. 70 ТК ТС также является таможенным платежом. Поэтому порядок его исчисления и уплаты регулируется одновременно Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом ТС, а также Федеральным законом от

27.11.2010 N 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [10, 11].

Так, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией являются объектом налогообложения налога на добавленную стоимость [7].

П.3 ст. 38 НК РФ, подп. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС под товаром понимают любое имущество, перемещаемое через таможенную границу [8].

Объектом налогообложения, в соответствии с данными проектами является товар, приобретенный информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Однако, несмотря на содержащиеся в проектах понятия интернет-покупка, действующее законодательство такой структуры не содержит.

Продажа такого товара, в соответствии с абз. п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товара дистанционным способом» [12] должна осуществляться дистанционным способом. Так, под дистанционным способом продажи товара понимается продажа товара по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите

информации» под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники [13].

Плательщиком ввозного НДС, в соответствии со ст. 143 НК РФ ст. 79 ТК ТС выступает декларант - лицо, которое декларирует товар, либо от имени которого декларируются товары перевозимый через таможенную границу. Таким образом, декларантом может выступать как физическое, так и юридическое лицо, декларируемый товар в дальнейших целях осуществления предпринимательской деятельности, а также для личных, семейных и иных нужд, не связанных с предпринимательством [8,9].

Получается, с имплементацией положения о сборе за трансграничные интернет - покупки лицо обязано будет платить как ввозный НДС, так и сам сбор за один и тот же объект налогообложения, что противоречит принципу однократности налогообложения. Так, согласно абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения [7].

Например, на законодательном уровне были приняты поправки о внесении изменений и дополнений в налоговое и таможенное законодательство. Рассмотрим ситуацию, когда покупателем выступает гражданин РФ, а продавцом - немецкая компания, не имеющая филиалов и представительств за пределами РФ, а предметом договора купли-продажи, заключенными между ними в электронной форме через Информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» классический костюм. В соответствии с п. 3 ст. 164 НК налоговая ставка по данному налогу составит 18 % от общей стоимости товара. Например, стоимость костюма по договору составила 40 000 рублей, а его вес - 2 кг. Так декларант (покупатель) должен заплатить 7200 ввозного НДС. Однако, т.к. он покупает костюм посредством электронной торговли, то у него возникает

обязанность также заплатить сбор. Стоимость 40000 рублей (за 28.11.2015) составит 568, 786 евро.

Рассчитаем стоимость сбора по первому и второму варианту проектов: Первый проект (произведем расчеты в рублях)

1). 40000/100*30= 12000 руб.

2). 15 евро * 70,3252 руб =1054,88 руб.

3). 12000+1054,88= 13054,88 руб.

При этом мы также обязаны заплатить ввозный НДС. Таким образом, общая сумма, которую мы должны заплатить составит - 13054,88 +7200= 20254, 88 руб.

Таким образом, покупка костюма, договорная стоимость которого составляет 40000 рублей, нам обойдется в 60254,88 руб. Второй проект (производим расчеты в рублях)

1) 40000/100*30=12000 руб.

2) 10 евро *70,3252= 703,252 руб.

3) 12000+703,252=12703,252 руб.

Сложим данную сумму с ввозным НДС - 12703, 252+7200= 19903,252 руб. Общая сумма покупки, налога и сбора составит 59903, 252 руб.

Ни в первом, ни во втором случаях это не представляет интереса, как для продавца, так и для покупателя.

Таким образом, введение сбора на интернет-торговлю, по нашему мнению, не принесет должного результата, какого от него ожидает законодатель. Повышение цен на товар, приобретаемый у иностранного контрагента посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, лишь снизит количество заключаемых сделок и увеличит количество притворных и мнимых сделок между российскими гражданами и организациями и иностранными лицами.

Для устранения возможных коллизионных моментов целесообразно обратиться к зарубежному опыту регулирования института сбора (налога) за трансграничные интернет - сделки.

Так, в США в 2013 году был принят Акт о рыночной справедливости, который устанавливает фиксированную налоговую ставку для предпринимателей, осуществляющих розничную продажу товаров посредством интернет-магазинов иностранным контрагентам. Аналогичные законы действуют в Новой Зеландии, Японии. Практичность данного института заключается в том, что ретейлеры - предприниматели, ведущие розничную торговлю посредством Интернета осуществляют продажу товаров только иностранным потребителям. Таким образом, государство может отслеживать развитие экспортного рынка и регулировать ее потоками посредством налоговых ставок [14].

На наш взгляд, для совершенствования и развития налоговых и таможенных отношений в сфере электронной торговли необходимо:

1. Понизить налоговую ставку для товаров, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (для личных, семейных, бытовых, иных нужд), перемещающих через таможенную границу Таможенного союза.

2. Создать в рамках СНГ единый закон, регулирующий единые налоговые ставки за товар, приобретаемый посредством трансграничной электронной торговли.

3. Закрепить в налоговом законодательстве понятие «Интернет-покупка» - купля-продажа товара, совершаемая посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» между продавцом и покупателем.

4. Дополнить отечественное законодательство положениями, разграничивающими объект налогообложения НДС от

объекта налогообложения за трансграничный сбор, уплачиваемый за интернет-покупку.

Список используемой литературы

1. Руденко Е.Ю. Понятие и правовое регулирование электронноторговли / Руденко Е.Ю. Усенко А.С. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. С. 708-720.

2. Об электронной торговле : Типовой закон ЮНИСТРАЛ 1996 г. // Режим доступа: http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/05-89452_Ebook.pdf.

3. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН к Типовому закону ЮНИСТРАЛ 1996 г. «Об электронной торговле» // Режим доступа: http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/05-89452_Ebook.pdf.

4. Официальный сайт Евразийского экономического союза: Режим доступа http://www.eaeunion.org/tfabout

5. Семен Г.В. Федеральная таможенная служба РФ наконец определилась с суммой пошлин на интернет-закупки за рубежом. // Режим доступа: http://megamozg.ru/post/22154/

6. Солянин А.М. Налог на интернет / Солянин А.М., Очаковский В.А. // Актуальные аспекты инновационного экономического и юридического развития в условиях роста напряженности вокруг России Межвузовская научно-практическая конференция. Министерство образования и науки РФ, Филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права» в г. Ростове-на-Дону. 2015. С. 359-362.

7. Налоговый кодекс РФ: Федеральный закон от 31.09.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ.-1998.-Ст. 3824.

8. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СЗ РФ.-2010.-№50.-Ст. 6615.

9. Налоговый кодекс РФ: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СЗ РФ .-2000.-№32.-Ст.3340.

10. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ // СЗ РФ. -2010.-№48.-Ст.6252.

11. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по НДС. // Консультант

плюс

12. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 // СЗ РФ.2007.№41.Ст.4894.

13. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ.2006.№31(1ч.) Ст. 3448.

14. Курдюк П.М. Региональное правотворчество. Учебное пособие / П. М. Курдюк, М. Н. Лаптева ; М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Кубанский гос. аграрный ун-т. Краснодар, 2007. (4-е изд., доп. и перераб.)

http://ej .kubagro.ru/2016/04/pdf/20.pdf

References

1. Rudenko E.Ju. Ponjatie i pravovoe regulirovanie jelektronnotorgovli / Rudenko E.Ju. Usenko A.S. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 111. S. 708-720.

2. Ob jelektronnoj torgovle : Tipovoj zakon JuNISTRAL 1996 g. // Rezhim dostupa: http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/05-89452_Ebook.pdf.

3. Rezoljucija General'noj assamblei OON k Tipovomu zakonu JuNISTRAL 1996 g. «Ob jelektronnoj torgovle» // Rezhim dostupa: http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/05-89452_Ebook.pdf.

4. Oficial'nyj sajt Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza: Rezhim dostupa http://www.eaeunion.org/#about

5. Semen G.V. Federal'naja tamozhennaja sluzhba RF nakonec opredelilas' s summoj poshlin na internet-zakupki za rubezhom. // Rezhim dostupa: http://megamozg.ru/post/22154/

6. Soljanin A.M. Nalog na internet / Soljanin A.M., Ochakovskij V.A. // Aktual'nye aspekty innovacionnogo jekonomicheskogo i juridicheskogo razvitija v uslovijah rosta naprjazhennosti vokrug Rossii Mezhvuzovskaja nauchno-prakticheskaja konferencija. Ministerstvo obrazovanija i nauki RF, Filial NOU VPO «Moskovskij institut predprinimatel'stva i prava» v g. Rostove-na-Donu. 2015. S. 359-362.

7. Nalogovyj kodeks RF: Federal'nyj zakon ot 31.09.1998 № 146-FZ // SZ RF.--1998.-St. 3824.

8. Tamozhennyj kodeks tamozhennogo sojuza (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo sojuza, prinjatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzJeS na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 N 17) // SZ RF.-2010.-№50.-St. 6615.

9. Nalogovyj kodeks RF: Federal'nyj zakon ot 05.08.2000 № 117-FZ // SZ RF-2000.-№32.-St.3340.

10. O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 27.11.2010 № 311-FZ // SZ RF. --2010.-№48.-St.6252.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Putevoditel' po nalogam. Prakticheskoe posobie po NDS. // Konsul'tant pljus

12. Ob utverzhdenii Pravil prodazhi tovarov distancionnym sposobom: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.09.2007 № 612 // SZ RF.-2007.-№41.-St.4894.

13. Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii: Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ // SZ RF.-2006.-№31(1ch.) - St. 3448.

14. Kurdjuk P.M. Regional'noe pravotvorchestvo. Uchebnoe posobie / P. M. Kurdjuk, M. N. Lapteva ; M-vo sel'skogo hoz-va Rossijskoj Federacii, Federal'noe gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovanija Kubanskij gos. agrarnyj un-t. Krasnodar, 2007. (4-e izd., dop. i pererab.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.