Научная статья на тему 'Некоторые страницы из жизни Ю. Г. Кон: преданный душой узбекской музыке'

Некоторые страницы из жизни Ю. Г. Кон: преданный душой узбекской музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
266
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / МУЗЫКОВЕД / ВРЕМЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕСНЯ / НАСЛЕДИЕ / ЯЗЫК / ПЕВЕЦ / MUSIC / MUSICOLOGIST / TIME / EDUCATION / SONG / HERITAGE / LANGUAGE / SINGER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Омонов Хасан Сулайманович

Взгляды Ю. Кона по изучению исторических и теоретических основ узбекской музыки еще не утратили своей актуальности. На самом деле необходимо отделить теорию музыки от истории и теории истории. Поэтому в символическом смысле музыковедение можно сравнить с теорией и телом истории. Музыка основана на собственных принципах. Теория это тот же внутренний закон. История появление этих законов во времени и пространстве. Поэтому богатая и уникальная музыка зависит от глубокого понимания прошлого нашего наследия, беспристрастного изучения его научных и исторических основ. Юзеф Гейманович Кон один из великих специалистов, внесших значительный вклад в развитие музыкального образования в Узбекистане в середине ХХ века. Он родился в Лодзе, Польша, где учился в начальной школе. Он был среди беженцев в Узбекистан, во время польской трагедии и преследований в 1939 году. Те, кто был эвакуирован из Европы во время войны, получили разрешение жить в качестве беженцев в столичных городах в течение определенного периода времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые страницы из жизни Ю. Г. Кон: преданный душой узбекской музыке»

особое значение для представления изображения определенного макома [4]. Их невозможно описать записями. Но на практике традиционные музыканты, естественно, изучают тонкие звуки с помощью чувства музыки.

Ещё хотим обратить внимание на тенденцию развития макомов. Например, сначала исполняется введение макома, то есть "Мукаддима". В разделе "Даромад" читается первый байт газели, второй байт в следующем разделе "Миёнхат". В "Дунаср"е макома читаются 3, 4, 5 - байты, а шестой байт соответствует следующему разделу "Авж", а седьмой байт читается в последней части макома "Туширим" и произведение заканчивается [3]. Имея в виду именно эту тенденцию, Восточные поэты сочиняли газели. А хафизы, выбирая самые красивые газели, исполняли макомы.

«Парда тузилма» означает выражение [2]. Точно так же создание музыкального произведения подразумевает конкретный процесс. Состав мелодии происходит от тона первоначальной ноты, предложения и «хона».

В Шашмакоме следует обратить особое внимание на то, что некоторые выражения используются не только в двух, а даже более значениях. Определения, такие как «маком» и «сарахбор». В виде великого комплекса Шашмаком, формировался на протяжении веков, мы должны иметь в виду, что слова и фразы описывают его внешние качества, а музыкальные фразы макомов находятся во внутреннем понимании.

Список литературы / References

1. Матякубов О. «Макомот» Таш., 2004.

2. РажабовИ. "Макомлар масаласига доир". Таш., 1963.

3. Матякубов М.Ж. «Алишер Навои и узбекские макомы». «Наука, образование и культура» № 7 (31), 2018.

4. Семенов А.А. Среднеазиатский трактат Дарвеша Али Чанги (XVII век). Ташкент, 1946.

НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ ЖИЗНИ Ю.Г. КОН: ПРЕДАННЫЙ ДУШОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ Омонов Х.С. Email: [email protected]

ОмоновХасан Сулайманович - заведующий кафедрой, кафедра теории и методики музыкального образования, Джизакский государственный педагогический институт им. А. Кадыри, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: взгляды Ю. Кона по изучению исторических и теоретических основ узбекской музыки еще не утратили своей актуальности. На самом деле необходимо отделить теорию музыки от истории и теории истории. Поэтому в символическом смысле музыковедение можно сравнить с теорией и телом истории. Музыка основана на собственных принципах. Теория - это тот же внутренний закон. История - появление этих законов во времени и пространстве. Поэтому богатая и уникальная музыка зависит от глубокого понимания прошлого нашего наследия, беспристрастного изучения его научных и исторических основ.

Юзеф Гейманович Кон - один из великих специалистов, внесших значительный вклад в развитие музыкального образования в Узбекистане в середине ХХ века. Он родился в Лодзе, Польша, где учился в начальной школе. Он был среди беженцев в Узбекистан, во время польской трагедии и преследований в 1939 году. Те, кто был эвакуирован из Европы во время войны, получили разрешение жить в качестве беженцев в столичных городах в течение определенного периода времени. Ключевые слова: музыка, музыковед, время, образование, песня, наследие, язык, певец.

SOME PAGES FROM LIFE OF U.G. KON: DEVOTED BY THE SOUL

TO UZBEK MUSIC Omonov Kh.S.

Omonov Khasan Sulaymanovich - Head of the Department, DEPARTMENT THEORY AND METHODOLOGY OF MUSICAL FORMATION, DJIZAK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY NAME А. KADYRI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: looks of U. Kon on the study of historical and theoretical bases of Uzbek music did not yet lose the actuality. On it is necessary to dissociate a music theory from history and theory of history. Therefore, in symbolic sense of musicology it is possible to compare to the theory and body of history. Music is based on own principles. A theory is the same internal law. History is appearance of these laws in time and space. Therefore, rich and unique music depends on the deep understanding of our past heritage, impartial study of his scientific and historical bases.

Usef Geymanovich Kon - one of great specialists bringing in a considerable contribution to development of musical education in Uzbekistan in the middle ХХ of century. She born in Lodji, to Poland, where studied at initial school. He was among refugees to Uzbekistan, during the Polish tragedy and pursuits in 1939. Those, who was evacuated from Europe in the wartime, got permission to live as refugees and capital cities during the certain period. Keywords: music, musicologist, time, education, song, heritage, language, singer.

УДК 78.01

Семья Ю. Кон жила в одной из окраин под Пскентом. Его отец был врачом-педиатром. Благодаря своему дружественному и отзывчивому характеру он приобрел огромную популярность и энтузиазм среди окружающего населения. Юзеф Гейманович вспоминает, что из-за того, что его отец лечил детей, местные жители угощали их молоком и сливками.

Надо отметить, что умный музыкант Ю. Кон имел возможность слышать абсолютно. Несмотря на то, что узбекская музыка для него новое открытие, он пел узбекские песни, не слушая и играя на следующий день на фортепиано. Следует отметить, что, он стеснялся говорить на узбекском языке, но понимал общий смысл слов, которые звучали на пластинке таких ведущих музыкантов, как Мулла Туйчи, Халима Насирова, Карим Закиров и другие. Когда они переехали в Новосибирск в 1962 году, оставил своему студенту Л.Г. Ковалю (19371985) около пятидесяти пластинок, написанных узбекскими певцами.

В 1943 году Ю. Кон приехал на вступительные экзамены в Ташкентскую консерваторию. В этот момент талант знания и мастерства молодого человека, даже на первый взгляд незнакомцев, был поразительным для окружающих, и, как исключение, он был сразу принят на III курс. В следующем году в консерватории, помимо учебы, его пригласили преподавать. По окончании учёбы он начал работать старшим преподавателем и доцентом в консерватории, старшим специалистом в Научно-исследовательском институте искусствознания.

В середине ХХ века как музыковед занял своё место среди музыковедов Узбекистана. К сожалению, взгляды этого великого исследователя в Узбекистане и научные взгляды узбекской музыки на вопросы узбекской музыки мало изучены и опубликованы.

Карьера Ю. Кона в музыковедении Узбекистана во многом связана с теоретическими аспектами музыкальной идеологии. По исследованиям в области узбекской музыке Ю. Кона можно разделить на три основные области. Первое - изучение этнографии и истории узбекской музыки. Эти статьи - «Введение», написанные в сотрудничестве с И. Акбаровым в томах II, III, IV, V, VI, VII и IX сборника узбекской народной музыки [1]. По нашим предположениям тексты были написаны сначала на русском языке, а затем переведены на узбекский язык. Следует отметить, что текст на обоих языках основан на тщательном и научном подходе.

Во-вторых, собственные научные и теоретические исследования автора. Статьи опубликованы в «Сборнике проблем узбекской культуры» и «Задачи изучения узбекской музыки» и в монографии на тему «Некоторые вопросы ладового развития узбекской народной песни и ее гармонизации».

В-третьих, текст лекций по «музыкальной культуре Узбекистана», которые велись в 19531954 учебном году в Ташкентской консерватории. Ю. Кон в основном занимался педагогической деятельностью во время своего пребывания в Узбекистане. В 50-х годах он был заведующим кафедрой «Теории музыки» и одним из ведущих музыкантов консерватории. Именно поэтому он был предан «Культуре музыки Узбекистана», которая имеет большое учебно-методическое, научно-политическое значение.

Вводные статьи, подготовленные для серии «Узбекской народной музыки», были очень важны и значительны. По словам И. Акбарова, этнографическая информация во вводных статьях, концепциях и выражениях народных музыкантов имеет особое значение как основной узбекской музыки. Их первоочередная важность всегда будет сохранена.

Творческое наследие Бекджана Рахмона и Матюсуфа Харратова, Фитрата, Гуляма Зафари, которое еще не было оправдано, и музыкальные брошюры восточных мыслителей не были широко распространены в научный период, не могли прояснить духовное наследие прошлого через достоверные источники. В критический период таких научных данных единственным

способом использования музыкальных буклетов было использование опубликованных работ восточных ученых за рубежом.

Хорошо известно, что в 1930-х годах музыкальные трактаты Фараби, Ибн Сины и Сафиуддина Урмави были переведены на французский язык и опубликованы под заголовком «Арабская музыка». По этой причине французский перевод использовался для освещения исторических и теоретических основ узбекской музыки. Третий том «Узбекской народной музыки» посвящен национальным музыкальным инструментам и музыкальным произведениям. Для раскрытия тематики было использовано «Большая книга о музыке» Фараби.

Среди научно-теоретических исследований узбекской музыки Ю. Кона есть две темы, которые следует упомянуть отдельно. Первая - научно-методическое исследование. Во-вторых, исследование «лад-парда», которое имеет первостепенное значение для изучения основ узбекской музыки. Научно-методическая статья называется «Ближайшие задачи для изучения узбекской музыки». Во-вторых, монография, опубликованная по тезису кандидатской диссертации на тему: «Узбекские народные песни и некоторые аспекты их гармонизации» [2].

Актуальность научно-методического обучения, предложенного Ю. Коном, и его актуальность для современной музыки, основана на прочной научной основе. Если обратите внимание, то статья не просто называется «Узбекская музыка», а «Изучение узбекской музыки». Потому что слово о «ближайшие задачи» в этой области, то есть, первое, что нужно сделать, для начала. На этом пути, после достижения определенных результатов, начинается «узбекская музыка».

Развитие музыки в Узбекистане, по словам ученого, разделено на три основные области: этнография, история и теория. Это новый взгляд на национальную музыку. Поскольку музыка -это наука, ее первоначальные шаги начинаются с введения соответствующих понятий и фраз. Основное слово здесь - понятие «музыкальная этнография». Раньше использовались такие термины, как «устное творчество», «музыкальный фольклор».

Список литературы / References

1. Акбаров И. и Кон Ю. Введение в некоторые тома узбекской народной музыки: IV. Ташкент, 1955; V (Бухарский Шашмаком). Ташкент, 1959. VI (Хорезмские макомы). Ташкент, 1958; VII (Хорезмийская музыка). Ташкент, 1961. IX (Хорезмийская музыка). Ташкент, 1962.

2. Кон Ю.Г. Некоторые вопросы ладового развития узбекской народной песни и ее гармонизации. Ташкент, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.