Научная статья на тему 'Алишер Навои и узбекские макомы'

Алишер Навои и узбекские макомы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1635
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМ / ГАЗЕЛЬ / АЛИШЕР НАВОИ / МУЗЫКА / БАБУР / ДАРВИШ АЛИ ЧАНГИЙ / ШАШМАКОМ / МУГУЛЧА / СОКИЙНОМА / НАСР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матякубов Матрасул Жуманиязович

В статье говорится о работах известного поэта, философа Алишера Навои в сфере узбекского макома. Как его газели удобны в использовании некоторых частей макомов. Кроме того Навои был своеобразным национальным музыковедом. Каждое его произведение связано с музыкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алишер Навои и узбекские макомы»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

АЛИШЕР НАВОИ И УЗБЕКСКИЕ МАКОМЫ Матякубов М.Ж.

Матякубов Матрасул Жуманиязович - профессор, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о работах известного поэта, философа Алишера Навои в сфере узбекского макома. Как его газели удобны в использовании некоторых частей макомов. Кроме того Навои был своеобразным национальным музыковедом. Каждое его произведение связано с музыкой.

Ключевые слова: маком, газель, Алишер Навои, музыка, Бабур, Дарвиш Али Чангий, Шашмаком, Мугулча, Сокийнома, Наср.

Невозможно представить любимые песни узбекского народа, макомы, без целебных газелей Алишера Навои. Из-за глубокого значения и мелодичности поэзия Навои наполняет сердце слушателя эмоциями, дает бесконечную духовную силу. Большой интерес Алишера Навои к музыкальному искусству, начатому в раннем детстве, отразился на его поэтических произведениях, написанных в разных жанрах. Навои создал прекрасные газели, используя возможности слова. Он создал целую систему мелодий со словами, знал, что звук слова гармонирует с музыкальным звуком и использует его более эффективно [1]. Сегодня можно объяснить широкий спектр жанров газали узбекских макомов по их лирической содержаний. Музыка, которая является неотъемлемой частью восточной поэзии, играет особую роль в изображении эмоциональной системы Алишера Навои. Здесь мы слышим звуки музыки, мелодии или мелодии в каждом слове или фразе. Некоторые из его работ показывают ценность слова и его гармоничный музыкальный звук. Благодаря этим качествам газели Навои вдохновили композиторов на создание творчества [3]. Более того, в отделе макомского искусства есть много работ, созданных гением Навои. Захириддин Мухаммад Бабур говорил: «В музыкальной науке Навои создал много композиции в том числе узоры и пешравы» [3]. Дарвиш Али Чанги в своей книге утверждает, что Алишер Навои создал семь «усул» макомов [4]. Известный ученый Исхак Раджабов в своей монографии «Макомлар» дал ценные комментарии что в Шашмакоме «усул» зависит от «вазн» газелей и привёл несколько конкретных примеров [4]. По его словам, газели Алишера Навои очень просты в использовании некоторых частей Шашмакома как Сокийнома, Мугулча и Насре.

Газели Алишера Навои в основном состоят из семи или девяти байтов, каждый байт имеет конкретное значение. Примечательно, что начиная с первого байта, содержание газелей постепенно растет медленно. Когда дело доходит до четвертого и пятого байтов, духовные значения достигают вершину, а затем заканчиваются [2]. Аналогичные тенденции развития также могут наблюдаться в макоме. Например, сначала исполняется введение макома, то есть "Мукаддима". В разделе "Даромад" читается первый байт газели, второй байт в следующем разделе "Миёнхат". В "Дунаср"е макома читаются 3, 4, 5 - байты, а шестой байт соответствует следующему разделу "Авж", а седьмой байт читается в последней части макома "Туширим" и произведение заканчивается. Зная законы развития макомов, Навои сочинял свои газели в семи и девяти байтах.

Познакомившись с работами великого узбекского поэта и мыслителя Алишером Навои, мы встретимся с рядом вопросов, связанных с музыкальным искусством. Будучи культурной фигурой, он изучал все аспекты искусства очень грамотно, с глубоким знанием музыкальной практики и теории. Вот почему есть глубокое

понимание музыкальных вопросов и музыкальных терминов в его произведениях. Эти термины связаны с теоретическими и практическими проблемами музыки. Знания Навои являются ценным источником освещения музыкальной жизни того времени. Одной из самых важных тем в произведениях Навои является описание и использование музыкальных инструментов в музыке. Музыкальные инструменты являются основным ресурсом для определения процесса исторического развития музыкальной культуры. Иногда, когда Навои изображал слова, кажется, что их мелодии звенят в ушах. Работы Навои описывает ряд музыкальных инструментов, используемых в то время в практике. Среди них мы можем встретить такие имена, как, например, най, чанг, гижжак, танбур, уд, рубоб, кубуз, даф, чагона, руд, мусикор, аёлгу, ногора, некоторые из них малоизвестны и некоторые из этих инструментов были преобразованы [2]. Самое главное, что в произведениях Навои описывает музыкальных инструментов от и до. Каждая его линия в сочетании с музыкальными выражениями отличается тем, что она глубоко укоренилась в музыкальных выражениях. В своих газелях о каком либо инструменте не говорил он понимал его музыкальную и философскую природу.

Когда Навои упоминал о "мутриб" (вокалист) и "Муганни" (музыкант) и дал высокую оценку: "... им обеим слушатель отдаёт свою душу..." [1]. Мало того, поэт ставит высокие исполнительские выступления выше, чем некоторые религиозные ритуалы и церемонии. Великий мыслитель высоко ценил оригинальность искусства пения. Работа Алишера Навои сыграла важную роль в формировании характеристик ашулы и макомов. В конце концов, благодаря работе Навои узбекский язык обогатился, мысли и чувства углубились, и, самое главное, его музыкальные работы сделали музыкальные мелодии более успешными и грамотными.

Список литературы

1. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Навои и Джами. Москва: Наука, 1965.

2. Абдугафуров А. "Хазойину-л-маоний"дан четда колган газаллар // Навоийнинг ижод олами (маколалар туплами). Т.: Фан, 2001.

3. ИсуоцовЁ. Навоий поэтикаси. Т.: Фан, 1983.

4. Эркинов А.С. Источники интерпретации "Хамса" Алишера Навои в XV-XX вв.: Афтореф. дисс. ... док. филол. наук. Ташкент, 1998.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ЭТНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА БАШКОРТОСТАНА В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХ1 ВЕКА. ХУДОЖНИКИ - «ДЕРЕВЕНЩИКИ» Самарина В.Б.

Самарина Виктория Брониславовна - магистрант, кафедра дизайна и искусствоведения, Уфимский государственный нефтяной технический университет, член Ассоциации искусствоведов России, директор, Общество «АртПуть», г. Уфа

Аннотация: в статье рассматривается современное изобразительное искусство пограничного региона, Башкортостана, находящегося в центре евразийского социо -культурного пространства. Особое внимание уделяется формирующейся региональной школе башкирской живописи. Вводятся в научный аппарат новые термины: художники-«деревенщики» и цветовая пластика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.