Научная статья на тему 'Некоторые способы активизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики'

Некоторые способы активизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые способы активизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

УДК 372.851

Л.В. Бойко, учитель математики МБОУ СОШ №41 г. Белгорода E-mail: [email protected] Е.М. Лобанова, учитель математики МБОУ СОШ №41 г. Белгорода E-mail: [email protected] И.В. Василенко, учитель математики МБОУ СОШ №41 г. Белгорода E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев сделать его немного занимательным.

Блез Паскаль

Как часто мы, вложив в подготовку урока столько энергии, остаемся им недовольны! Среди строгостей, рациональностей, компьютерных сопровождений, в поисках тонкостей и эффектов мы остаемся интересными и понятными на уроке ограниченному кругу своих слушателей. Не так давно мы думали, что компьютеризация решит все наши проблемы. Теперь у каждого компьютер, а мы, кажется, количество и качество математики в них не увеличиваем. По крайней мере, на наши факультеты молодежь толпами не ломится.

Как привлекать нам их внимание? Как бороться с их безразличием? Может попробовать в сухую обезличенную науку вдохнуть душу?.. Может, сочетание всего, что возбуждает наш ум и воображение: поэзия, музыка, юмор - сможет помочь привлечь интерес ребенка?

Поговаривают, что в г. Принстоне одна девушка никак не могла освоить арифметику и безнадежно отставала. Случайно услышала, что в их городе есть один профессор, который может помочь. Через короткое время она стала проявлять не кое-какие успехи. «Он мне так просто и понятно говорит» - сказала она матери. Та спросила у дочери, как фамилия профессора, на что девушка ответила будто Эйнштейн, или как-то так...

Я с благодарностью всегда вспоминаю свою учительницу математики, искреннего и отзывчивого человека. Как она любила свое дело?! Это как инфекция. Мы ходили не на математику, а к ней в гости...

Чтобы мы со своей "ношей" были интересными, предложу ряд "развлечений" на уроках, перерывах, или во внеурочное время:

1. Нестандартные задачи, загадки, истории.

Ну, например, пока отмечаем отсутствующих в журнале, вместо физкультминутки на уроке -сказочка: «Жили себе дед и баба и была у них курочка ряба. Постарела курочка перестала нести не то что золотые - простые яйца. Дед говорит: "пропадет, бабка, курица, зарежь ее, да продай! Проси не меньше 25 рублей». Баба - послушная, сделала. Ходила она по базару - не покупают. Вот подходят два покупателя с синими носами и забрали курицу за 25 рублей. Пришла бабка домой, рассказала все деду. Он расспросил некоторые детали и узнал в покупателях Петра и Николая - его бывших «друзей». Дороговато ты с них взяла, беги и верни им 5 рублей. Бабка послушалась и по дороге подумала, что 2 рубля им хватит, отдала, а себе 3 рубля положила в карман. По сколько заплатили Петр и Николай? (25:2)-1 = 11,5 руб. Итого - 23 руб. и 3 руб. в бабки. И того 26 руб, а было 25! Откуда взялся лишний рубль? Спрашиваем: «а вам слабо придумать подобную сказку?». Не обязательно быть математиком, чтобы решить эту задачу, но интрига есть. Это хорошие задачи, особенно ученикам, изучающим основы экономики.

2. Загадки (можно с юмором).

- Сколько картофеля влезет в горшок? (нисколько, картофель не лазит).

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

- Что нужно делать , когда видишь зеленого человечка? (переходит улицу).

- Какое слово начинается с трех букв „Г" и заканчивается тремя словами „Я" (тригонометрия).

-Что имеет голову, но нет мозгов? (сыр, лук, чеснок, капуста).

- Мальчик упал с 4 ступенек и сломал ногу. Сколько ног сломит он, если упадет с 40 ступенек? (всего одну, потому что одну он уже сломал).

3. Задачи с юмором.

(7 класс) Василий ехал на свидание 4 часа, но, увидев свою возлюбленную с соседом Фомой, поплелся обратно со скоростью на 12 км/ч меньшей, чем начальная. Чтобы преодолеть такое расстояние, как до встречи, ему пришлось потратить 6 часов. Какова была начальная скорость Василия?

(8-9 класс) Сержант Петр Интересный и старшина Дмитрий Напыщенный после встречи в кабаке «Красный нос» попали на гауптвахту, где им в качестве наказания назначили выкопать яму под бассейн на даче полковника И.А. Гребищенка. 4 часа сержант копал яму самостоятельно, а на заключительные 2 часа работы к нему присоединился старшина. Отдыхая после тяжелой работы, Интересный рассчитал, что он бы копал яму один на 3 часа дольше, чем эту яму копал бы один Напыщенный. Сколько часов будет закапывать на следующий день эту яму старшина без сержанта, если темп закапывания втрое больше темп копания?

(8-9 класс) Два опасных преступника сбежали из тюрьмы, прихватив два служебных «Запорожца». Первый преступник убегает со скоростью 40 км/ч, а второй - со скоростью 50 км/час. Через полчаса после побега за преступниками погнался лейтенант Д.А.Ганяйло, который для этого одолжил запасной «Бумер» бизнесмена Стецько. С какой скоростью (в км/ч) гнался лейтенант за преступниками, если первого он догнал на 1,5 часа раньше, чем второго?

6. Игровые ситуации на уроке. Рационально проводить в конце изучения темы:

1) Делимся на 3 команды с капитанами.

2) Готовимся к игре-соревнованию. Все готовим вопросы по теме и ответы на них. Учитель дает ориентировочный перечень вопросов. Среди них такие:

-Теоретического содержания: Как называется?..Сформулировать...Что будет?..Как правильно?...

-Практического содержания: Выполнить, проверить что...

-Загадки по теме; хитрые вопросы, трудные, логичные. Почему?..Где ошибка?...Как ршить самым коротким путем?...

3) готовит вопрос каждый, чтобы задать вопрос команде-противнику - "забить гол".

4) При ответе возможны варианты, решают ученики. Или ученик вызывает для ответа учащегося от оппонентов, или его вызывает «мой капитан».

5) Команды задают свои вопросы «бьют пенальти» поочередно.

6) Играют команды по «жребию» две играют, третья судит и ведет счет, голосуют «светофорами»: зеленый - красный - 0 или 1.

7) Определяем лучшие вопросы, авторам лучшие оценки.

8. Практические работы. Придумать задачи по изготовлению какой-то модели, ребуса, кроссворда, сказки, линейки, транспортира, призмы, пирамиды, зашифрованной ромашки, цилиндра по развертке, и тому подобное. На следующий урок меняемся изделиями с конкретными заданиями: отгадать, заполнить, закончить, найти боковую поверхность, вычислить объем.

9. Проведение экскурсий в вузы, где изучают математику, физику и информатику.

10. Проведение уроков на природе с целью выполнения практических работ: определение расстояния до недоступного предмета, высоты объекта, проверки вычислений и тому подобное.

Чтобы изучение математики вызвало у учащегося удовольствие, надо, чтобы он углубился в суть идеи этой науки, прочувствовал внутреннюю связь всех звеньев рассуждений, которые дают возможность понять и именно доведение, и его логику. Если на уроке ребенку будет интересно, и он будет совершать маленькие открытия, это будет способствовать формированию положительной мотивации и позитивной самооценки учащегося.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

Список использованной литературы:

1. Дегтярева З.А. Математика после уроков. - Краснодар, 1996.

2. Дьяченко В. К. Коллективная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

3. Ильина Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984.

4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

5. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, Юрайт, 1998.

© Бойко Л.В., Лобанова Е.М., Василенко И.В., 2019

УДК 372.8

Костыркина Е.В.,

учитель английского языка, МБОУ «Гимназия №12», Тимошенко И.Н., учитель химии, МБОУ «Гимназия №12», г. Белгород, РФ E-mail: [email protected]

ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» С АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ В РАМКАХ КРУЖКА «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС».

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема интеграции предмета «Химия» с английским языком в рамках проведения занятий в кружке «Химия вокруг нас» для учащихся 8-9 классов; приводится список тем, рассматриваемых в ходе занятий на английском языке.

Ключевые слова

Интеграция, химия, английский язык, занятия кружка «Химия вокруг нас».

Предметно-языковое интегрированное обучение в последние время становится все более распространённым в рамках школьного обучения. Данный термин был введен Дэвидом Маршем в 1994 году для обозначения использования иностранного языка (большей частью английского) в качестве средства обучения.

В нашей гимназии английский язык является профильным предметом, что предоставляет возможность организовывать изучение других предметов на английском языке. Нами был разработан ряд занятий на английском языке, которые проводятся в рамках кружка «Химия вокруг нас». Тот факт, что участниками кружка являются дети, интересующиеся химией и обладающие высокой мотивацией к ее изучению, а также планирующие связать с данной дисциплиной свою будущую профессиональную деятельность, обеспечивает реализацию практической цели обучения английскому языку и расширяет сферу получаемой ими информации по предмету. В ходе проведения занятий на английском языке учащиеся осознают, что английский язык действительно помогает им находить требуемый контент в англоязычном информационном поле, а также активизирует и развивает их интеллектуальные возможности.

Следует отметить, что настоящий эффект такие занятия дают при сочетании двух факторов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.