Научная статья на тему 'Тематические физкультминутки на уроках в начальной школе'

Тематические физкультминутки на уроках в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ / ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДЛЯ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ / РУССКОГО ЯЗЫКА / ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА / ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАДАЧАМ УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповаленко Н. А., Курмачева Н. С., Пивнева Н. И.

В данной статье рассмотрены идеи как использовать физкультминутки на уроках по определенным темам в начальной школе. Выявлено важное значение и практическая направленность тематических физкультминуток, их значимость при решении определенных задач на уроке. Рекомендованы конкретные физкультминутки по некоторым темам для уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Показана необходимость использования тематических физкультминуток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповаленко Н. А., Курмачева Н. С., Пивнева Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тематические физкультминутки на уроках в начальной школе»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

УДК 37

Шаповаленко Н. А.

МБОУ «Гимназия №12» им. Ф.С. Хихлушки г. Белгорода, учитель начальных классов [email protected]

Курмачева Н.С.

МБОУ «Гимназия №12» им. Ф.С. Хихлушки г. Белгорода, учитель начальных классов [email protected]

Пивнева Н. И.

МБОУ «Гимназия №12» им. Ф.С. Хихлушки г. Белгорода, учитель начальных классов [email protected]

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье рассмотрены идеи как использовать физкультминутки на уроках по определенным темам в начальной школе. Выявлено важное значение и практическая направленность тематических физкультминуток, их значимость при решении определенных задач на уроке. Рекомендованы конкретные физкультминутки по некоторым темам для уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Показана необходимость использования тематических физкультминуток.

Ключевые слова:

тематические физкультминутки; физкультминутки для уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира; физкультминутки соответствующие задачам урока.

Каждый учитель знает, как важно продуктивно использовать время на уроке. Физкультминутка это -кратковременная (в течение 1 - 2 минут) часть урока, которая способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятий. Чтобы не было резкого переключения мы используем на уроках тематические физкультминутки, которые соответствуют задачам урока.

Благодаря упражнениям, входящим в тематическую физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться на чём-то важном, требующем запоминания, дети получают разнообразные сенсорные впечатления.

На уроках математики:

1) Тема: «Сложение и вычитание»: 3+2= присели столько раз, каков будет ответ, 8-6= подпрыгнули столько, сколько получится и много других заданий (4-1, 5+3, 6-2, 9-4, 7+2)

2) При изучении геометрического материала рисуем в воздухе фигуру квадрата, треугольника, ломанную замкнутую, ломанную незамкнутую, кривую - рисовать в воздухе можно не только рукой, но и ногой- правой, левой, а также носом, головой.

3)Тема: «Задача»: учитель говорит слова - условие - ученики выполняют движение руки вперёд, вопрос - нарисовали в воздухе знак вопроса правой рукой, решение - считаем пальчики на руках, ответ -подпрыгнули, т.е. как бы поставили точку.

4) Тема: «Умножение». Учитель говорит: 3 2, нужно хлопнуть в ладоши 3 раза, сделать паузу ещё три раза (ритм, движение, счёт и запоминание результата), 24 дети должны сами хлопнуть в ладоши 2 раза, сделать паузу и ещё три раза по два хлопка.

5) Тема: «Однозначные и двузначные числа». Учитель называет числа: 5, 13, 27, 8, 1, 15. Ученики подпрыгивают, поднимают руки вверх и хлопают в ладоши 1 раз - если число однозначное, 2 раза

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

подпрыгивают и хлопают если число двузначное.

6) Тема: «Равенство, неравенство». Учитель показывает напечатанные карточки: 5+1 1+5, 10-8 10-5, 6+7 5+8, 8+2 12-2, 4+5 10-3. Дети соединили ладошки если в данном выражении необходимо поставить знак =, и раскрыли уголком, если перед ними неравенство.

На уроках русского языка:

1) В 1 классе дети не умеют правильно держать ручку. Развиваем мелкую моторику работая с ручкой - движение пальчиками вместе с ручкой вытягивание вперёд и назад.

2) Рисуем буквы в воздухе ручкой, правой рукой, левой рукой, носом.

3) Тема: «Предмет, признак, действие». Упражнение: присели, руки вперёд - показали «предмет» (стол, доска, окно); руки вверх, в стороны- учитель называет «признак» (круглый, большой, золотой), «действие» -бег на месте (летит, стоит, плавают).

4) Тема: «Имена собственные». Упражнение: поднимаем руки вверх, стали на носочки (имена собственные) - Россия, Маша, Белгород; присели (нарицательные)- ягода, крыша, дом.

5) Тема: «Единственное и множественное число». Если учитель называет слова в единственном числе, ученики должны 1 раз подпрыгнуть, если во множественном - хлопать в ладоши 3 раза.

На уроках литературного чтения:

1) Тема: «Загадки». Учитель читает загадку, дети рисуют в воздухе отгадку.

2) Тема: «Произведения о зиме». Учащиеся выполняют круговые движения - метель, мороз -прыгают на месте и трут ладошки, как будто греют пальчики.

3) При изучении скороговорок, предлагаем мимические упражнения: вытягивать губы вперед, движение языком во рту упираясь в щёки.

4) Не все дети читают громко и чётко: поэтому на уроках чтения выполняя физкультминутку, дети проговаривают сложные слова из темы и шагают на месте (маршируют).

5) Разучиваем стихотворение выполняя движения по тексту. Например, басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Учитель читает, дети повторяют и выполняют произвольные движения.

На уроках окружающего мира:

1)Тема: «Живая и неживая природа». Учитель называет слова, которые относятся к живой природе, ученики поворачиваются к окну и вытягивают руки вперёд; если слова относятся к неживой природе -повернулись к двери, сомкнули руки в замок. Слова (вода, девочка, дерево, камень, заяц, солнце, портфель-сделаноруками человека- дети должны стоять)

2)Тема: «Какие бывают растения?» При назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник - руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы - присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу физкультминутки учитель вставляет названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. (Колокольчик, облепиха, осина, тополь, заяц, малина, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.)

3) Тема: «Части тела». Учитель называет части тела, дети показывают данную часть (правое ухо, левая коленка, правое бедро, левая щиколотка, правое плечо,

4) Тема: «Культурные и дикорастущие растения» Учитель называет растения (георгины, роза, одуванчик, дуб, астра, подорожник, мать-мачеха, шиповник) если растение дикорастущее дети выполняют упражнение - подпрыгнули. Руки вверх, если культурное растение - руки па пояс, повернулись направо и затем налево.

Тематические физкультминутки - это весело, полезно и интересно! Если мы, будем их использовать на своих уроках, то, несомненно, наши ученики будут здоровыми и умными.

Статья авторская, все физкультминутки записаны из опыта работы, дополнительную литературу для написания статьи не использовали.

© Шаповаленко Н.А., Курмачева Н. С., Пивнева Н. И., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.