УДК 316.6; 34.03
Н. А. ЦВЕТКОВА
профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии Российского государственного социального университета, ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор психологических наук, доцент
Москва
NADEZHDA A. TSVETKOVA
Professor, Department of Social, General and Clinical Psychology of the Russian State Social University, Leading Researcher, Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Doctor of Psychology, Associate Professor
Moscow
Некоторые социально-психологические аспекты профилактики рецидивной женской преступности
Some socio-psychological aspects of recurrent female crime prevention
Аннотация. В статье рассматриваются два социально-психологических аспекта профилактики рецидивной женской преступности -делинквентность как интегративная характеристика личности женщин-преступниц и особенности их социального взаимодействия после освобождения от наказания по первой судимости. Представлены результаты обследования 420 осужденных, отбываюших наказание в местах лишения свободы по второй судимости. Приведены результаты анонимного письменного опроса осужденных обоих полов, отражающего опыт их социального взаимодействия после освобождения. Указаны трудности, с которыми женщинам, в сравнении с мужчинами, пришлось столкнуться сразу после выхода на свободу. Предложены мероприятия по повышению эффективности мер профилактики рецидивной женской преступности.
Ключевые слова: женская преступность, рецидив, профилактика, делинквентность женщин как социально-психологический аспект профилактики, особенности социального взаимодействия женщин-преступниц между двумя судимостями.
Annotation. The article discusses two socio-psychological aspects of preventing recidivism of female crime - delinquency as an integrative characteristic of female-criminals' identity and the peculiarities of their social interaction after being released from punishment on the first conviction. The results of a survey of 420 convicts serving sentences in places of imprisonment on second conviction are presented. The results of an anonymous written survey of prisoners of both sexes, reflecting the experience of their social interaction after release from prison, are presented. The difficulties that women, as compared with men, had to face immediately after being released from prison are indicated. Measures are proposed to increase the effectiveness of measures to prevent recurrent female crime.
Key words: female crime, recurrent, prevention, delinquency of women as a socio-psychological aspect of crime prevention, specifics of the social interaction of female criminals between the two convictions.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020
45
Женская преступность обоснованно рассматривается как особое социальное явление. Как отмечает Ю. М. Антонян, «показатель женской преступности может служить показателем нравственного здоровья общества» [1]. Нравственно-правовое поведение женщин оказывает мощное воздействие на семью как социальный институт и предопределяет социальное поведение подрастающих поколений. В силу этого обстоятельства, изучению причин женской преступности посвящено немало научных трудов. К настоящему времени раскрыты мотивация, факторы, предпосылки и условия преступлений, совершаемых женщинами; разработана типология женщин-преступниц и установлены причины женской преступности. Вместе с тем главная проблема остается актуальной - это проблема профилактики женской преступности и особенно - рецидивной.
Судя по научным разработкам, существующие меры профилактики преступности женщин можно разделить:
1. на долговременные, связанные с улучшением социального положения женщин, морального климата в обществе, защитой прав женщин в семье и в сфере профессионального труда;
2. долговременные, связанные: а) с разработкой системы воспитательных мероприятий, учитывающих особенности формирования поведения женщины; б) с анализом обстановки в семье и в сфере труда, обусловливающей преступное поведение; в) с оптимизацией социального контроля за выполнением женщиной традиционных семейных ролей;
3. меры профилактики конкретных преступлений, совершаемых женщинами.
Предусматривается оказание помощи женщинам:
1) ведущим антиобщественный образ жизни;
2) отбывающим наказания в местах лишения свободы;
3) осужденным к наказаниям без изоляции от общества.
Статистический учет лиц, совершивших преступления в 2018 году, показал, что среди них было 145 486 женщин (что на 1 % меньше по сравнению с 2017 годом), а их удельный вес в общем числе выявленных лиц (931 107 человек) составил 15,6 % [2]; соотношение мужской и женской преступности выглядело как 1 : 5,4 (еще в ХХ веке оно составляло 1 : 9, а ближе к его концу - 1 : 7).
Более половины женщин, совершивших преступление в 2018 году (55,62 %), относились к возрастной группе от 30 до 49 лет, многие из них не имели постоянного источника дохода (61,87 %) и к тому же были относительно малообразованны.
В 2018 году всего было осуждено 658 291 человек, из них 90 951 - женщины (13,8 %). Из общего числа осужденных женщин имели неснятые и непогашенные судимости на момент нового судебного рассмотрения -23 168 человек (25,5 %).
Не вдаваясь в тонкости, рецидивную преступность можно определить как «совокупность преступлений, совершенных лицами, к которым уже применялись уголовное наказание или иные меры уголовно-правового характера за ранее совершенные ими преступления» [3]. Это общественно опасная тенденция в общей преступности. Рецидив преступления, допущенный женщиной, с большой долей вероятности свидетельствует о ее устойчивой антиобщественной направленности как личности, которая в местах своего присутствия стимулирует преступную деятельность окружающих, особенно -несовершеннолетних.
Установлено, что для рецидивной женской преступности характерны специфи-
46
[email protected] www.or.fsin.su
ческие причины и условия: а) криминальное «заражение» в условиях исправительного учреждения (далее - ИУ) и обогащение опыта преступной деятельности; б) недостаточная эффективность программ подготовки женщин к жизни на свободе, это касается и программы общей (заблаговременной) психологической подготовки, и специальной программы (непосредственной подготовки к освобождению); в) возвращение женщин после освобождения в ту среду, условия жизни в которой привели их к совершению преступления; г) недостаточность или отсутствие социальной помощи женщинам, отбывшим наказание в исправительном учреждении, а также осужденным к наказаниям без лишения свободы.
В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Московской области «Проблемы социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобожденных из мест лишения свободы», отмечено, что «в тех субъектах Российской Федерации, где не ведется системная профилактическая работа, рецидивная преступность превышает средние показатели по стране и в максимальном значении может составлять более 35 % от общего количества преступлений» [4].
Когда речь идет о преступлениях женщин, ранее уже судимых и имеющих опыт отбывания наказания в исправительном учреждении, возникает предположение о слабости мер профилактики женской преступности, а также вопрос о ее социально-психологических аспектах, тех, которые вновь обусловили их преступное поведение и тех, что могли бы удержать их от преступных действий. Предположительно, наиболее влиятельными из них являются: 1) личностный аспект - делин-квентность как интегративное социально-психологическое свойство женщин,
отбывших наказание по первой судимости; 2) характер социального взаимодействия женщин в той среде, в которой они оказались после освобождения - с родственниками, участковым, работниками социальных служб, сотрудниками центров занятости, церковнослужителями и другими помощниками.
Чтобы изучить эти аспекты профилактики рецидивной преступности, в 2016-2017 годах на базе ФКУ НИИ ФСИН России проводилось исследование, совокупная выборка которого составила 420 человек - 316 мужчин (75 %) и 104 женщины (25 %). Все они отбывали наказания за вновь совершенные преступления (второй раз оказались в местах лишения свободы).
Личностный аспект изучался с помощью комплексной методики оценки делинквентности (КМОД). Она включает пять шкал, позволяет определить общий уровень делинквентности личности, снабжена нормативными показателями по выборкам условно осужденных, выдерживающих сроки отбывания наказания. Полученные данные сведены в таблицу 1 и представлены ниже.
Таблица 1 показывает, что обследованные женщины имели более высокий общий уровень делинквентности и, в частности, более высокие показатели склонности к нарушению норм и правил, как по сравнению с условно осужденными, выдержавшими срок, так и по сравнению с мужчинами, тоже отбывающими наказания в местах лишения свободы по второй судимости; что им в большей степени свойственна импульсивность, чем условно осужденным, выдержавшим срок, но в меньшей степени, чем мужчинам.
В целях выявления опыта взаимодействия с реальными и потенциальными представителями той социальной среды,
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020
47
Таблица 1
Показатели параметров делинквентности женщин, отбывающих наказание по второй судимости (в сравнении с мужчинами)
Средние значения
№ п/п Параметры делинквентности Условно осужденные, выдержавшие срок Женщины Мужчины
1. Социально-желательные ответы 3,27 4,70 5,40
2. Склонность к нарушению норм и правил 4,54 7,00 4,75
3. Склонность ко лжи как личностное свойство 6,17 5,60 5,03
4. Страх быть отверженным 4,95 5,20 5,15
5. Импульсивность 4,80 7,80 8,55
Общий уровень делинквентности 23,73 30,30 28,88
в которую обследованные женщины и мужчины оказались включенными после освобождения, использовалась методика анонимного письменного опроса. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 отражает различия в ответах и оценках, данных осужденными мужчи-
нами и женщинами, оказавшимися в ИУ второй раз, по целому ряду параметров. Например, женщинам, по сравнению с мужчинами, труднее далось трудоустройство с приемлемым заработком; уровень недоверия людей к ним оказался выше; женщины больше нуждались в деньгах;
Таблица 2
Результаты исследования социально-средовой обусловленности срыва постпенитенциарной ресоциализации у женщин, отбывающих наказания в местах лишения свободы по второй судимости (в сравнении с мужчинами)
№ п/п Вопросы Женщины чел. % Мужчины чел. %
1. С какими трудностями Вам пришлось столкнуться сразу после того, как Вы вернулись из исправительного учреждения (ИУ)?
Поиск работы с хорошим заработком 45 (43,3 %) 164 (51,9 %)
Другое 27 (26 %) 40 (12,7 %)
Недоверие людей 25 (24 %) 66 (20,9 %)
Трудоустройство хоть на какую-то работу 22 (21,2 %) 55 (17,4 %)
Нехватка денег 20 (19,2 %) 35 (11,1 %)
Трудно отказаться от участия в сомнительном деле 18 (17,3 %) 24 (7,6 %)
48
[email protected] www.or.fsin.su
#
Негативное влияние друзей 14 (13,5 %) 25 (7,9 %)
Жилищная проблема 4 (3,8 %) 46 (14,6 %)
Трудности с пропиской 4 (3,8 %) 38 (12,0 %)
Трудности в получении медицинского полиса 4 (3,8 %) 13 (4,2 %)
Трудности в получении паспорта 3 (2,9 %) 21 (6,6 %)
2. Кто именно помогал Вам в обустройстве жизни на свободе?
Родные (родители, братья и сестры) 71 (68,3 %) 221 (69,9 %)
Близкие (супруги, сожители) 24 (23,1 %) 114 (36,1 %)
Старые друзья 18 (17,3 %) 31 (9,8 %)
Никто 15 (14,4 %) 26 (8,2 %)
Другие родственники 12 (11,5 %) 45 (14,2 %)
Церковь 2 (1,9 %) 11 (3,5 %)
Участковый полицейский 0 (0 %) 6 (1,9 %)
Социальная служба 0 (0 %) 11 (3,5 %)
Другие 0 (0 %) 8 (2,5 %)
3. Что именно смогло бы удержать Вас от совершения второго преступления?
Трудоустройство 45 (43 %) 106 (33,5 %)
Любимый человек 43 (41 %) 191 (60,4 %)
Постоянное место жительства 8 (7,7 %) 29 (9,2 %)
Участковый 0 (0 %) 27 (8,5 %)
Другое 35 (34 %) 51 (16,1 %)
4. Оценка жизни на свободе между двумя судимостями и в ИУ (по 10-бальной шкале)
На свободе было лучше 63 (60,6 %) 159 (50,3 %)
Разница невелика (и там, и там одинаково) 21 (20,2 %) 89 (28,2 %)
На свободе было хуже 20 (19,2 %) 68 (21,5 %)
Оценка осужденными своей жизни на свободе между двумя судимостями (среднее значение) 6,2 балла 6,8 балла
Оценка нынешней жизни в ИУ (среднее значение) 4,7 балла 5,1 балла
#
им было труднее отказаться от участия в сомнительном деле; они в большей степени оказались под негативным влиянием друзей; им меньше помогали близкие (супруги и сожители), но больше - старые друзья или вовсе никто не помогал (таблица 2 показывает, что участковый и социальные службы принимали участие
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020
лишь в жизнеустройстве мужчин). По мнению опрошенных женщин, удержать их от нового преступления смогло бы трудоустройство и любимый человек (что вполне логично и реалистично).
Также стоит обратить внимание на ответы «другое» на первый вопрос (его дала четверть женщин) и на третий во-
49
прос (его дала треть женской выборки). Очевидно, что требуются уточнения: что именно стоит за ответами женщин «другое»? Возможно, именно они позволят найти или разработать более адекватные меры профилактики рецидивной женской преступности.
Из полученных эмпирическим путем данных вытекают следующие выводы:
1. Совершению женщинами нового преступления способствовала совокупность негативных социально-психологических факторов - как личностных, так и факторов социального взаимодействия. Из них к негативным факторам личностного аспекта стоит отнести: а) весьма высокий уровень делинквентности женщин (три женщины имели высокий общий уровень делинквентности и 101 - средний); б) неспособность сказать «нет» в социальных ситуациях, когда предлагается участие в сомнительном деле.
К негативным факторам социального взаимодействия относятся: а) эпизодическая, бессистемная деятельность «помощников» (сотрудников УИИ, участкового, работников социальных служб), призванных реализовывать нормативно-правовую основу содействия лицам, освободившимся из мест лишения свободы; б) объективно существующая проблема трудоустройства, особенно с приемлемым заработком, значимость которого, как средства профилактики новых преступлений, выше оценивают женщины, чем мужчины; в) неготовность российского общества реально поддерживать своих оступившихся сограждан в судьбоносный для них период жизни; г) трудности решения проблемы постоянного места жительства и прописки; д) более приемлемые условия жизни в ИУ по сравнению с условиями жизни на свободе (так считают около 19 % опрошенных женщин);
е) безразличие части опрошенных женщин (около 20 %) к тому месту, где проходит их жизнь.
К позитивным социально-психологическим факторам профилактики рецидивной женской преступности следует отнести тягу большей части женщин к жизни на свободе (60 %), в том числе по сравнению с мужчинами, а также их более реалистичную оценку факторов, способных удержать от совершения нового преступления (они в большей степени, чем мужчины, склонны искать хоть какую-то занятость, а уже потом любимого человека, что, в принципе, противоречит женской природе, но сообразно мужской);
2. Целесообразны следующие мероприятия: 1) более глубокое исследование личностной и социально-средовой обусловленности срыва постпенитенциарной ресоциализации женщин, отбывающих наказание по второй судимости, чтобы на основе полученных результатов оптимизировать принципы и практику их перевоспитания и в итоге ослабить установку у женщин, впервые отбывших наказание в местах лишения свободы: «попасть в российскую тюрьму не страшно»; 2) внесение корректив в действующие программы подготовки осужденных женщин к освобождению, а именно: а) предусмотреть работу с их нереалистичными ожиданиями, связанными с любимым человеком как фактором, способным удержать от нового преступления; б) включить в программы работу по развитию способности говорить «нет» тем, кто предлагает участие в сомнительном деле, даже если это делают родные, близкие или значимые люди; в) дополнить программы практикумом по самопознанию, чтобы у освобождающейся из мест лишения свободы женщины был шанс по-
50
[email protected] www.or.fsin.su
нять особенности своей личности, проявление которых несовместимо с жизнью на свободе, и взять их под контроль;
3. В целях повышения эффективности применяемых коррекционно-профилак-тических мер требуется: а) систематическое повышение социально-психологической компетентности сотрудников, причастных к перевоспитанию преступниц женского пола; б) придание профилактической направленности работе с женщинами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества, а не только усиление контроля за ними со стороны уголовно-исполнительных инспекций; в) организация систематической индивидуальной и групповой коррекцион-но-профилактической работы с несовер-
шеннолетними осужденными женского пола.
В заключение отметим, что предпринимаемые общесоциальные, специальные и индивидуальные меры профилактики рецидивной женской преступности могут дать заметный социальный эффект, если будут применяться комплексно и систематически, учитывать половозрастные и индивидуально-типические особенности однажды уже оступившихся женщин, а также рассмотренные выше социально-психологические аспекты профилактики новых преступлений - делинквентность личности и трудности социального взаимодействия, с которыми сталкивается большинство женщин после отбывания наказания по первой судимости. ф
1. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М. : Рос. право, 1992. 256 с.
2. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года // Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 18.01.2019. С. 49. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/be9/sbornik_12_2018.pdf (дата обращения: 20.01.2020)
3. Энциклопедия юриста / под ред. М. П. Журавлева. URL: https://bzbook.ru/Encziklopediya-yurista.1736.html (доступ свободный).
4. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Московской области «Проблемы социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобожденных из мест лишения свободы». URL: http: //map. rightsrf.ru/Karta_Yadro/prav_z_karta/sub_fed/centraln_fed /moskovskaya_oblast/ dokument_moskovsk/dokument_5/dokument_5web.pdf (дата обращения: 20.01.2020).
1. Antonyan Yu. M. Crime among women. Moscow: Russian law, 1992. 256 pp.
2. Crime situation in Russia in January-December 2018 // General Department of Legal Statistics and Information Technologies of the Prosecutor's General Office of the Russian Federation. 18.01.2019. Page 49. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/be9/sbornik_12_2018.pdf (reference date: 20.01.2020).
3. Encyclopedia of Lawyer / Edited by M.P. Zhuravlev URL: https://bzbook.ru/Encziklopediya-yurista.1736.html (free access).
4. Special report of the Commissioner for Human Rights in the Moscow Region «Problems of social adaptation (resocialization) of persons released from prison». URL: http: //map. rightsrf.ru/Karta_ Yadro/prav_z_karta/sub_fed/centraln_fed/moskovskaya_oblast/ dokument_moskovsk/dokument_5 /dokument_5web.pdf (reference date: 20.01.2020).
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020 51