W 343 9 T.N. RADOCHINA*
ББК 67.515
Р15 FEMALE PENAL CRIMINALITY
Аннотация: статья посвящена анализу поведения женщин, осужденныхк лишению свободы, в исправительных учреждениях ФСИН России, и основных факторов, обусловливающихсовершение ими преступлений. Автор раскрывает существенныеотличияжен-ской пенитенциарной преступности от мужской специфику некоторых проблем отбывания данного вида наказания женщинами в современныхусловиях Ключевые слова: женская пенитенциарная преступность, структура преступлений, совершенных женщинами.
Annotation: the article is devoted to the analysis of female prisoners behavior in penal institutions of Russian Federal Penal Service and the major factors causing crimes committing. The author reveals essential differences of female penal criminality in comparison with male, specifies the issues of sentence serving for women.
Key words: female penal criminality, structure of crimes committed by women.
ТАТЬЯНА
НИКОЛАЕВНА
РАДОЧИНА*
О ЖЕНСКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Женская криминальная активность представляет собой одну из актуальных криминологических проблем. По итогам 2008 г. удельный вес женщин в общем количестве всех зарегистрированных преступников составил 16 % (заметим, что эта доля достаточно традици-онна и стабильно сохраняется на протяжении последних 10 лет). Вместе с тем тревожным признаком остается интенсивный рост числа женщин, осужденных к лишению свободы, среди общей массы преступниц. Если в 1995 г. в исправительных колониях (ИК) России содержалось менее 30 тыс. женщин, то на 1 января 2008 г. - более 40 тыс. Доля женщин в общем количестве всех осужденных к лишению свободы в настоящее время составляет 7,12 % (по итогам переписи осужденных 1999 г. это значение составило 5,9 %).
Что касается преступлений, совершенных женщинами во время отбывания лишения свободы, то по итогам 2007 г. зафиксировано менее 30 таких фактов. Между тем столь малое число не отражает реальной картины преступного поведения женщин в исправительных колониях.
Показательна структура совершенных женщинами преступлений. Почти половину из них, по последним данным, составляют побеги (ст. 313 УК РФ). Среди иных преступлений наиболее распространены: дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ); причинение вреда здоровью различной степени тяжести (ст. 111, 112, 115); побои (ст. 116); хулиганство (ст. 213); кражи (ст. 158 УК РФ).
Преступное поведение осужденных, проявляющееся в массовых беспорядках (ст. 212 УК РФ), организации преступного сообщества, преступной организации (ст. 210 УК РФ) в целом не свойственны осужден-
* Доктор юридических наук профессор, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений
(Академия ФСИН России). Е-mail: [email protected]
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
ным к лишению свободы женщинам. Между тем в течение 2007 г. оперативными службами женских исправительных подразделений было выявлено несколькоактивных участников групп отрицательной направленности, развенчан лидер криминальной среды.
Особо следует выделить такие составы преступлений, весьма распространенные среди осужденных женщин, как клевета и оскорбление, в подавляющем большинстве случаев остающиеся латентными. Средней латентностью обладают угроза убийством и причинением вреда здоровью, побои, причинение легкого вреда здоровью, кражи предметов, не имеющих значительной стоимости.
Несмотря на достаточно низкий уровень официально регистрируемой женской пенитенциарной преступности, ряд иных статистических показателей женских ИУ позволяет увидеть проблему с обратной стороны. Так, по итогам 2007 г. в женских ИК принято более 600 решений о возбуждении уголовных дел; зарегистрировано несколько фактов суицида, более тысячи случаев бытового и производственного травматизма, а также телесных повреждений, нанесенных себе самими осужденными женщинами. Практика и данные исследований, проводимых среди осужденных, свидетельствуют о том, что за определенной частью перечисленных фактов скрываются завуалированные преступления, которые не были преданы официальной регистрации.
Следует уточнить вопрос о местах совершения преступлений осужденными женщинами при отбывании наказания в ИК: 2/3 их совершается в единых помещениях камерного типа, штрафных изоляторах. Данное обстоятельство можно объяснить высокой концентрацией злостных нарушительниц порядка отбывания наказания в указанных помещениях. Одна треть преступлений совершается в жилой зоне (заметим, что у мужчин значительная часть преступлений совершается на производстве, что не отмечено в пенитенциарной статистике женских ИУ).
В тесной связи с преступным поведением находится совершение осужденными женщинами правонарушений и дисциплинарных проступков. Так, за 2007 г. в женских ИУ было зарегистрировано более 600 злостных нарушений, совершенных осужденными, причем в 28,6 % случаев осужденные употребляли спиртные напитки, а в 4,8 % - наркотические или психотропные вещества. За тот же период более 8 тыс. осужденных женщин было водворено в штрафной изолятор, карцер, дисциплинарный изолятор (в ВК), помещение камерного типа.
Многие проблемы исполнения и отбывания уголовного наказания женщинами начинаются с этапа его назначения. Традиционная практика судопроизводствав России в отношении женщин свидетельствует о том, что гендерный аспект уголовной политики (учет половых и иных связанных с ними особенностей) предполагает неприменение строгих уголовных наказаний в отношении женщин, в первую очередь лишения свободы. Женщины, совершившие преступления, значительно чаще, чем мужчины, полностью освобождаются от уголовной ответственности. За совершение идентичных преступлений мера уголовного наказания и сроки, назначаемые муж-чинам-осужденным, в большинстве случаев определяется судом значительно строже и суровее, чем в отношении женщин.
Как показывает практика исполнения наказаний, неоднократность совершения женщиной преступления вообще, как и совершение преступлений в местах лишения свободы, часто детерминирована именно неприменением к ней справедливого уголовного наказания за первое совершенное преступление. Безнаказанность продуцируетукрепление криминальной ориентации у женщин, приводит к рецидиву совершению новых преступлений, как правило, более тяжких, чем первое.
Наряду с указанной, существует альтернативная проблема: назначение наказания в виде лишения свободы и установление слишком большого срока наказания осужденным к лишению свободы женщинам без учета степени общественной опасности личности, а также фактора их социальной и психологическойдез-адаптации в условиях длительной изоляции от семьи и общества. Распространенной мерой стало и заключение женщин, совершивших преступления, под стражу. Доля женщин, подвергнутых данной мере пресечения, составляет более 20 % всех содержащихся в СИЗО. Нередко эта мера применяется даже в отношении женщин, самостоятельно заявивших о преступлении и принявших необходимоеучастие в проведении полноценного расследования, не скрывающихся от следствия, имеющих на иждивении малолетних детей. При этом часто характер и признаки совершенного деяния и поведение преступницы свидетельствую™ низкой степени общественной опасности ее личности. Отрицательной тенденцией является и небрежное отношение к соблюдению сроков содержания под стражей женщин: так, по итогам 2007 г. в отношении 130 женщин были нарушены такие сроки. Общеизвестно, что заключение под
стражу по условиям режима содержания фактически мало чем отличается от тюремного: в связи с этим необоснованное помещение женщины в следственный изолятор и продолжительное время пребывания в нем влекут за собой для одних преступниц обретение пенитенциарного опыта, для других - стигматизацию (социальное клеймение) после освобождения из-под стражи. В таких случаях потенциальная готовность к совершению повторного преступления часто существенно выше, чем при совершении женщиной первого преступления.
Среди женщин, отбывающих лишение свободы в ИК, впервые осужденные составляют около 60 % всей совокупности женщин, отбывающих данный вид наказания. Отметим, что около 15 % осужденных к данному виду наказания женщин ранее уже отбывали его.
Изменяются личностные характеристики осужденных женщин. В целом осужденные женщины старше мужчин - эта тенденция достаточно традиционна. Самые представительные по численности группы в женских колониях общего режима - 20-49 лет (88,6 %). В колониях-поселениях резких возрастных различий у женщин и мужчин не наблюдается - там возрастные рамки колеблются в пределах 33-35 лет.
Современная преступность женщин, в том числе в местах лишения свободы, неотъемлемо связана с алкоголизмом, наркоманией, проституцией, бродяжничеством. Эти категории осужденных (так называемые группы риска) составляют все большую часть контингента женщин, отбывающих лишение свободы. Их поведение отличается склонностью к правонарушениям, провокациями конфликтов в пенитенциарном учреждении, а исправление и ресоциализация таких преступниц представляют повышенную сложность для персонала исправительных учреждений, поскольку некоторые из них и в условиях изоляции стремятся к удовлетворению своих извращенных потребностей.
Что касается семейного положения, то семьи осужденных женщин распадаются интенсивнее, чем у мужчин. Растет число женщин, лишенных родительских прав, среди осужденных к лишению свободы, а также не состоящих в браке (62, 8 %). Подавляющее большинство из числа тех женщин, которые совершили правонарушения и преступления в ИУ, не замужем, разведены либо состояли в сожительских отношениях с мужчиной на момент осуждения. Самый большой удельный вес осужденных женщин, не имеющих собственной семьи, приходится на группы 18-19 лет и 20-24 года. С
достижением возраста 40 лет среди осужденных к лишению свободы женщин вновь происходит рост количества тех, кто не состоит в браке (большая часть разведены, находились в сожительских отношениях).
Образовательный и социально-профессиональный статус осужденных женщин существенно снижен. Совершившие преступление в колонии женщины в основном имели неполное среднее образование. По состоянию на 1 января 2008 г. в исправительных учреждениях для женщин содержалось 16 % осужденных, не имеющих специальности. Показательно, что наибольший удельный вес среди не занятых до осуждения работой женщин имели те, кто находился в возрасте трудовой активности - от 20 до 49 лет. При этом 35 % всех осужденных к лишению свободы женщин имели исполнительные листы, однако только 57 % из них погашали иски.
Правовая характеристика личности осужденных женщин включает в себя следующие особенности. На начало 2008 г. на профилактическом учете в женских ИК состояло около 5 % всех отбывающих лишение свободы женщин. Каждая вторая из привлеченных к уголовной ответственности за совершенное в местах лишения свободы преступление находилась в строгих условиях отбывания наказания. При этом половина осужденных, совершивших преступления при пенитенциарном рецидиве, состояла на профилактическом учете, а остальные 50 % являлись злостными нарушительницами режима отбывания наказания.
Особое место занимает проблема лесбиянства в сфере совершения правонарушений и преступлений в женских ИУ. Лесбийские отношения накладывают определенный криминологически значимый отпечаток на личность осужденных женщин, состоящих в них. Поводами к преступлениям (в основном насильственным) на почве женского гомосексуализмачаще всего становятся ревность, месть за «неправильное» поведение партнерши, ее измену, а иногда криминальная агрессия может быть направлена на иных лиц, например осужденных, критически относящихся к лесбийским связям, препятствующих им, сообщающих о таких случаях сотрудникам ИУ.
Среди причин совершения правонарушений и, в частности, преступлений в женских ИУ выделяются следующие.
Во-первых, женщины, отбывающие наказание в местах лишения свободы, традиционно представляют собой категорию лиц, максимально не защищенных в социальном и семейном плане. Поскольку большинство из них не име-
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
ют достойной работы, образования, специальности, то понятно, что предстоящее освобождение создаст первоочередную проблему - трудоустройство. Неквалифицированный и низкооплачиваемый труд на свободе не привлекает, в то время как в ИК осужденная обеспечена и питанием, и необходимымидля жизни условиями, и работой.
Для многих осужденных женщин актуальна проблема обеспеченности жильем после освобождения из ИУ.
Во-вторых, совершение преступлений женщинами во время отбывания наказания во многом обусловлено их семейным статусом: большинство преступниц не имели в детстве полноценной родительской семьи, так же как и своей собственной впоследствии. По данным исследований, среди несовершеннолетних преступниц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, большинство либо не имеют обоих родителей или одного, либо воспитывались у бабушек, иных родственников. Каждая вторая состояла на учете в органах внутренних дел либо имеет судимость (в основном была осуждена условно). Отбыв наказание в несовершеннолетнем возрасте, такие женщины не только приобретают определенный криминальный опыт, но и лишаются естественной боязни повторной изоляции в местах лишения свободы, что в дальнейшем облегчает совершение ими нового преступления.
Таким образом, у женщины, совершающей повторное преступление при отбывании лишения свободы, отсутствуют важные «сдерживающие» механизмы: любовь и уважение родителей, супругов, детей, ожидающих ее возвращения домой, поддержка учебных и трудовых коллективов, друзей.
В-третьих, при отбывании наказания у многих женщин сохраняются старые, уже имеющиеся в ее жизненном багаже, антисоциальные привычки. Некоторые осужденные на вопрос о том, что они сделают в первую очередь по выходе на свободу, отвечают «Напьюсь...», «Найду наркотики...», поскольку видят в употреблении алкоголя и наркотиков единственный психологический выход из конфликтных ситуаций и проблем.
Разумеется, алкоголизм и наркомания осужденных женщин нередко служат фоновыми причинами совершения преступлений в исправительном учреждении, поскольку динамика течения данных болезней у женщин более злокачественна, чем у мужчин, сопровождается быстрым развитием морально-этической деграда-
ции, огрублением, утратой женственности, интеллектуальным и физиологическим спадом. Фактически у всех из них повышен уровень тревожности, психика необратимо нарушена. В таких случаях готовность к совершению неправомерных действий при отбывании наказания очень высока.
В-четвертых, по выходе из мест лишения свободы маргинальные либо криминальные группы лиц часто поддерживают бывшую осужденную на первых порах, предоставляя ей ночлег и средства к существованию. Данные контакты, разумеется, небескорыстны и быстро приводят к совершению женщиной следующего преступления в течение года-полутора лет по освобождении от наказания. Но поддержка со стороны «подельников» и старых друзей из маргинальной среды часто осуществляется и в период отбывания женщиной лишения свободы. Прочное «удержание» женщины в сетях преступного мира не дает надежды на освобождение из него тем, кто хотел бы этого, а также способствует сохранению ее криминального статуса, что, в свою очередь, становится одним из факторов, оказывающих влияние на преступность в местах лишения свободы.
В-пятых, часть преступниц, совершающих преступления в местах лишения свободы, являются представительницами и носительницами криминальной субкультуры. В суждениях многократно судимых женщин бытуют стереотипные, примитивные штампы-представления о «настоящей» жизни: «не работать», «иметь большие деньги любой ценой» и т. д. Закоренелые рецидивистки не приемлют обычных социальных норм, и их представления о нормальной жизни наполнены исключительно криминальным содержанием. Для подобных женщин совершение преступления в ИК - обычное дело, идет ли речь об избиении непонра-вившейся осужденной либо о краже вещи из чужой тумбочки.
Что касается непосредственной детерминации женских пенитенциарных преступлений, то главным фактором корыстных преступлений остается материальная необеспеченность. Хотя современное питание в местах лишения свободы в основном устраивает осужденных женщин, нередки случаи краж продуктов питания, полученных другими осужденными в посылках и передачах. В свою очередь, нехватка одежды, парфюмерии, косметики, гигиены, других важных и нужных для любой женщины вещей часто приводит к хищениям их у своих «коллег по несчастью».
Насильственные преступления чаще обусловлены микросредовыми причинами и условиями (например, нанесение побоев при групповых либо межличностных конфликтах). Индивидуальные, субъективно-личностные причины и мотивы нередко продуцируют совершение преступлений, непосредственно связанных с порядком отбывания наказания (побег, совершение действий, дезорганизующих нормальную деятельность ИУ).
Условиями, играющими детерминирующую роль в причинном комплексепенитенциарной преступности женщин, выступают несколько основных факторов: во-первых, социальная среда исправительной колонии, отличающаяся сконцентрированностью на небольшойтерритории преступниц, совершивших в основном тяжкие и особо тяжкие преступления, является криминогенной. Совокупность проживающих совместно разных возрастных групп осужденныхженщин, представляющих различные криминологические типы, отличающиеся характером совершенных преступлений и субъективно-личностными чертами, не могут не порождать острых противоречий внутри такого коллектива, тем более что общий уровень образования и культурыпреступниц низкий, нравственно-духовные ценности часто отсутствуют, а свои эмоции они сдерживать не привыкли; во-вторых, недостатки и проблемы в функционировании исправительного учреждения:
- недостаточно квалифицированный персонал ИК и отсутствие необходимых специалистов;
- недостаточная материальная обеспеченность деятельности ИУ (особенно финансирование образовательных, культурно-массовых, спортивных программ и мероприятий);
- неполная занятость осужденных женщин работой, узкая специализация их труда;
- низкая эффективность реабилитационных программ, позволяющих обеспечивать женщин по освобождении из ИУ жильем, работой, оказывать помощь в сохранении и укреплении социально полезных связей;
- отсутствие должного контроля и надзора за осужденными женщинами;
- недостаточная воспитательная работа с осужденными, входящими в группы риска (имеющими повторную и многократные судимости; состоящими на профилактическом учете в ИУ; нарушителями режима отбывания наказания; имеющими психические расстройства, прошедшими курс лечения от алкоголизма и наркомании; состоящими в лесбийских отношениях; склонными к насилию, противоправному поведению).
Таким образом, анализ ситуации в сфере поведения женщин в местах лишения свободы свидетельствует о том, что система предупреждения правонарушений и преступлений, совершаемых при отбывании наказания данной категорией осужденных, нуждается в современных дополнительных методологических разработках и рекомендациях Это обусловлено новыми криминологическими особенностями противоправного поведения преступниц, их изменившимися личностными характеристиками, объективными и микросредовыми факторами, сопутствующими исполнению (отбыванию) наказания в виде лишения свободы в современных условиях.
Криминология и профилактика преступлений