Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА '

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА »

УДК 614 +612]-057:378.66

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В. К. Водяга

Ленинградский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Условия труда и быта, состояние здоровья и работоспособность студентов вузов изучены совершенно недостаточно. Под нашим наблюдением находились студенты I курса Ленинградского политехнического института. Режим труда и некоторые стороны их быта изучены по данным анкетного опроса 503 человек, в том числе 315 юношей и 188 девушек. В возрасте 17— 18 лет насчитывается 273, в возрасте 19 лет и старше — 230 студентов. 253 опрошенных живут в общежитии, 19 — на квартире, остальные — в своей семье.

Основная масса (92,2%) студентов занята в институте 6—8 часов. Половина их тратит на подготовку домашних заданий 2,1—4 часа, а около 40%—4,1—6 часов. Следовательно, рабочий день студентов в среднем составляет 10—12 часов. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что студенты, живущие в общежитии, заняты приготовлением домашних заданий больше времени, чем студенты, живущие у себя дома. Так, 6 часов и более заняты домашними заданиями 7% студентов, живущих в общежитии, и 2,7% студентов, живущих в своей семье. Около 40% студентов отмечают, что в течение всего учебного года они часто занимаются и ночью. Половина из них живет в общежитии.

Большинство (75,4%) опрошенных спят по 7—8 часов в сутки, а 10%— по 5—6 часов, причем большая часть (64%) последних живет в общежитии. В выходной день почти все (98,4%) студенты-первокурсники спят от 7 до 10 часов. В сессионную пору длительность сна студентов, живущих в общежитии и в семье, почти одинакова и в основном составляет 7—8 часов (44%). Часть студентов (5,8%) в это время спят менее 5 часов, 25%—5—6 часов.

При сравнении показателей физического развития 17—18-летних студентов I курса и их сверстников — учащихся профессионально-технических училищ Ленинграда за 1967/68 учебный год выявлено, что рост первых выше роста вторых. Окружность грудной клетки, наоборот, больше у учащихся ПТУ. Средние показатели веса юношей выше у студентов, девушек — у учащихся ПТУ (табл. 1).

Изучение физического развития студентов через год показало, что рост девушек и юношей, окружность грудной клетки и вес девушек 18 лет не претерпели существенных изменений. Вместе с тем отмечалось увеличение мышечной силы юношей и девушек, увеличение окружности грудной клетки юношей, прибавка в весе в среднем на 2 кг у юношей 17—18 лет и на 4 кг

у девушек 17 лет.

Анализ заболеваемости 3308 студентов двух факультетов Ленинградского политехнического института за 1967/68 учебный год по справкам о временной нетрудоспособности указывает на то, что заболеваемость студентов младших курсов по числу случаев и дней временной утраты трудоспособности выше заболеваемости студентов старших курсов. Это может явиться следствием пониженной адаптационной способности подростков, отмеченной рядом исследователей (И. А. Арнольди, В. М. Левин, Э. С. Рутенбург, и др.).

В структуре заболеваемости у студентов старших курсов по сравнению

со студентами младших курсов больший удельный вес занимают гипертонические состояния, функциональные заболевания нервной системы и заболевания желудочно-кишечного тракта (табл. 2).

Таблица 1

Рост, вес и окружность грудной клетки студентов I курса института и учащихся

профессионально-технического училища (1967/68)

• Антропометрический признак Статистический показатель Возраст

1 7 лет 18 лет

студенты института учащиеся профессионально-технических училищ студенты института учащиеся профессионально-технических училищ

юно- ш шт ff Де- Ш 9 яшт тл Ш9 юноши девушки юно- ftt и де- ОЛ71П I/ U юноши девушки

ши вушки шжлшшшт. ши ьушки

Рост (в см) N • М dba т (м) 146 175,6 7,8 0,64 133 161,7 5,1 0,44 143 171,6 6,4 0,53 103 159,7 4,9 0,48 103 176,0 5,9 0,58 • • 109 162,7 6,5 0,62 143 171,5 6,2 0,52 126 160,2 4,7 0,42

Вес (в кг) • N М ±о т (м) 146 66,6 7,1 0,59 133 55,1 6,1 0,53 143 62,5 7,4 0,61 103 58,4 6,2 0,61 103 66,7 8,3 0,83 109 57,2 6,9 0,67 143 63,6 6,7 0,56 126 58,5 6,8 0,60

Окружность грудной клетки (в см) N М ±о т (м) 1 146 86,9 4,3 0,35 133 82,6 5,9 0,50 143 89,0 5,8 0,48 103 86,6 5,1 0,50 103 87,6 5,4 0,38 109 80,1 4,5 0,43 143 89,2 4,7 0,30 126 86,4 5,4 0,48

Таблица 2

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности студентов в 1967/68 учебном году

(на 100 студентов)

Некоторые показатели заболеваемости Курс института

9 I. II III IV V VI

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности Частота случаев Число дней Средняя продолжительность заболевания 32,9 27,4 8,3 32,7 28,7 8,7 26,6 21,2 57 »9 15,8 12,5 7,9 13,8 9,1 6,6 5,5 4,7 8,7

Данные о повторной заболеваемости * • Число студентов Число неболевших Число болевших Из них повторно болевших 100 73,4 26,6 5,1 1 100 72,8 27,2 4,2 100 78,5 21,5 4,0 100 85,9 14,1 1,4 100 88,6 11,4 1,0 100 94,8 5,2 2,2

Некоторые показатели структуры заболеваемости • т Гипертонические состояния Заболевания нервной системы Заболевания желудочно-кишечного тракта 4,0 1,3 1,6 3,2 1,2 3,6 7,7 6,3 5,2 2,6 3,9 9,0 6,4 4,1

Заболеваемость некоторыми формами патологии • Гипертонические состояния Заболевания нервной системы Заболевания желудочно-кишечного тракта 1,4 1,0 0,6 ч 1,08 1,5 1,2 2,1 0,5 1,7 0,8 0,6 0,6 1,09 0,4 0,8 0,8

В то же время гипертонические состояния, заболевания нервной системы и желудочно-кишечного тракта наблюдаются чаще у студентов младших курсов (I—III), что может быть с известной долей вероятности объяс-

нено чрезмерным воздействием на них напряженного умственного труда. Снижение числа некоторых форм патологии среди студентов-старшекурс-ников мы склонны рассматривать как результат меньшей обращаемости их за медицинской помощью и желанием во что бы то ни стало закончить курс высшего образования. Это предположение подтверждается данными анкетного опроса студентов о самочувствии после занятий в разные периоды учебного года. Количество жалоб повышается от курса к курсу и резко возрастает во время сессии. Переутомление во время сессии отмечено большим числом студентов (60,5—70,5%). На плохое самочувствие после занятий жаловались 23,6% студентов Л курса и 46% студентов 5 курса.

Одной из наших задач было определить влияние учебной нагрузки на студентов I курса. Для этой цели мы изучили так называемую общую работоспособность по таблицам Анфимова (в течение 1 минуты) с введением диффе-ренцировочного агента, а также скрытый период сложной зрительномотор-ной реакции. Устанавливали также точность воспроизведения активных движений как косвенный показатель изменения функционального состояния центральной нервной системы. Кроме того, измеряли мышечную силу и выносливость к статическим усилиям, которые, по мнению ряда авторов, служат показателями общей работоспособности организма. Исследования проводили до и после занятий в начале и конце учебного года, а также до и после экзаменов во время сессии.

При разработке материалов исследований мы не обнаружили различий в зависимости от пола студентов, поэтому данные, касающиеся юношей и девушек, объединены (табл. 3). Как видно из табл. 3, в начале года к концу

Т а б л и~ц а 3

Динамика физиологических показателей студентов I курса в течение учебного дня и года

Показатели Статистический показатель Начало учебного года Конец учебного года

До занятий после занятий До занятий после занятий

Общая работоспособность по таблице М 150,3 121,3 155,7 120,3

±о 32,2 35,6 41,0 34,2

Анфимова (количество знаков) т (м) 2,4 3,0 3,2 2,8

N 171 134 165 142

Общая работоспособность по таблице М 0,6 2,8 0,9 5,4

±а 1,2 3,6 3,7 2,4

Анфимова (ошибки в %) т (м) 0,1 1,0 0,1 0,1

N 141 134 0 147 161

Тремор (по количеству касаний) М 26,9 • 24,8 26,8 24,5

±о 11,1 10,5 10,6 9,1

т (м) 0,9 0,9 1,2 1,0

N 138 141 75 75

занятий уменьшался тремор, что в определенной степени свидетельствует о концентрации процессов возбуждения в коре головного мозга и улучшении функции двигательного анализатора, наступающих под влиянием учебных занятий. Вместе с тем к концу занятий достоверно снижалась общая работоспособность по количеству проделанной работы (количество просмотренных знаков) и качеству ее выполнения (количество ошибок на 100 просмотренных знаков). Об утомлении, наступавшем к концу учебных занятий, свидетельствовало удлинение скрытого периода зрительномоторной реакции.

В конце года после занятий наблюдались в основном аналогичные сдвиги. Достоверно судить о сдвигах в показателях термометрии не представлялось

возможным в связи с недостаточным количеством исследований. Обращает на себя внимание тот факт, что в конце учебного года у студентов снижалось качество выполняемой работы (возрастал к концу дня процент ошибок при выполнении задания по таблицам Анфимова).

Динамика мышечной силы и выносливости студентов в течение учебного дня и учебного года представлена в табл. 4. Как видно из табл. 4, мышечная сила в начале года достоверно снижалась к концу занятий у юношей и не изменялась в течение учебного дня у девушек. К концу учебного года мышечная сила у юношей и девушек в течение дня не менялась. Динамика

Таблица 4

Динамика показателей мышечной силы и выносливости первокурсников в течение

учебного дня и года

Применявшиеся методики Статистический показатель Начало учебного года Конец учебного года

до занятий после зан ятий до занятий после занятий

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

Мышечная сила м ±о т (м) N 56,0 7,6 0,8 75 * Я • 26,0 5,8 0,6 66 47,6 7,4 0,8 75 25,9 5,5 0,4 76 55,4 10,0 1,0 92 30,6 5,3 0,5 106 54,9 10,0 1,0 69 29,5 6,9 0,6 94

Мышечная выносли- М 31,2 25,1 28,4 25,6 32,6 21,4 30,3 18,0

вость ±о 15,8 8,2 13,4 8,9 16,8 14,5 16,3 9,7

т (м) 2,3 КО 2,0 1,1 1,8 1,3 1,9 1,0

N 44 60 44 65 85 107 70 95

мышечной силы юношей к концу учебного года отсутствовала, тогда как у девушек мышечная сила достоверно увеличилась, по-видимому, под влиянием регулярных занятий физкультурой на кафедре физического воспитания. Мышечная выносливость у юношей в начале года несколько снижалась после занятий; у девушек этого не наблюдалось. В конце года у девушек после занятий мышечная выносливость достоверно снижалась, у юношей обнаруживалась лишь тенденция к ее снижению. За учебный год мышечная выносливость у юношей не изменилась, у девушек снизилась.

Изучая физиологические сдвиги у 194 студентов до и после экзамена, мы нашли, что латентный период зрительномоторной реакции укорачивался от 462 до 417 а у обследуемых одной группы в 36,5% случаев. У студентов другой группы (также в 36,5% случаев) латентный период удлинялся от 422 до 515 а. Что касается третьей группы, то латентный период до и после экзаменов уже не изменялся (396 а). Неоднородный характер реакции на воздействие экзамена, по-видимому, может быть объяснен особенностями типа нервной системы обследованных.

Количество просмотренных знаков по таблицам Анфимова после экзаменов уменьшалось (140,8 и 109,9) с одновременным увеличением числа ошибок (3,6 и 4,7%).

Мышечная сила после экзаменов у 25% обследованных увеличилась, у 25% уменьшилась и у 50% студентов осталась без изменений. Следует заметить, что у 7г студентов, у которых мышечная сила возрастала, одновременно снижались показатели мышечной выносливости. Такое соотношение этих показателей может свидетельствовать о нарастании утомления. Аналогичные данные приводили другие авторы (С. И. Крапивинцева). У х/з обследованных нами студентов, у которых отмечено уменьшение мышечной силы, одновременно наблюдалось уменьшение выносливости. У наблюдаемых, у которых мышечная сила оставалась без перемен после экзаменов, выносливость все же падала.

Для изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы до и после экзамена измеряли артериальное давление и пульс, а также применялась ортостатическая проба в модификации Н. Е. Тесленко (положение сидя — стоя — сидя). В период сессии систолическое артериальное давление достигало 140—160 мм у 8,1% обследованных до экзаменов и у 4,3% обследованных после экзаменов. Диастолическое давление также повышалось (75—100 мм) у 41,2% студентов до экзаменов и у 53,4% студентов после экзаменов. Эти данные, по нашему мнению, могут свидетельствовать о том, что во время экзаменов сердечно-сосудистая система студентов справляется с нагрузкой с большим напряжением. О том же свидетельствовали данные ортостатической пробы: неудовлетворительно выполняли ее 50% студентов до экзаменов и 43% студентов после экзаменов. У 41,5% обследованных наблюдалось ухудшение показателей ортостатической пробы. Восстановление артериального давления и пульса до исходного уровня после 3 и 5 мин. отмечалось у 16,5% студентов перед экзаменами и у 15,5% студентов после экзаменов. В 12,2% наблюдений перед экзаменами и в 13,8% наблюдений после экзаменов зарегистрирована гипертоническая реакция на ортостатическую пробу.

Полученные нами данные позволяют думать о том, что организм студентов I курса справляется с учебной нагрузкой с напряжением. В это время (в период перестройки нейро-гуморальной регуляции организма подростков) адаптация к новым условиям труда и быта еще несовершенна. Поэтому необходимо провести ряд мероприятий для нормализации режима сна, питания и учебной нагрузки студентов, особенно в первый год обучения их в вузе.

Поступила 16/II 1970 г.

УДК 613.5:[в13.953.4 +613.954.4

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

КРУПНОЙ ВМЕСТИМОСТИ

JI. Г. Рогачевская, Р. И. Ге нес екая

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

t •

В последние годы в Советском Союзе стали строиться дошкольные учреждения крупной вместимости: типовые ясли-сады на 140, 180, 280 и 310 мест и экспериментальные детские городки на 480 и 560 мест. Появление этих учреждений обусловлено укрупнением микрорайонов, увеличением плотности застройки и этажности жилых зданий. Однако увеличение вместимости детских яслей-садов невозможно исходя только из экономических и градостроительных предпосылок, необходимо учитывать и гигиенические соображения при оценке крупных дошкольных учреждений. С этой целью было обследовано 16 яслей-садов различной вместимости.

Планировочная структура этих детских учреждений неодинакова. Так, ясли-сады на 140 и 310 мест имеют централизованную застройку, ясли-сады на 180 и 280 мест — блочную,- в детском же городке на 560 мест принята павильонная структура.

При анализе дошкольных учреждений крупной вместимости нас интересовало в первую очередь влияние структуры крупных яслей-садов на заболеваемость детей и организацию их питания. Среди гигиенистов распространено мнение, что количество инфекционных заболеваний детей находится в известном соответствии с вместимостью детских учреждений. Подобное мнение базируется на данных Е. Т. Смирновой, проводившей исследования в яслях-садах на 140 и 280 мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.