Научная статья на тему 'Влияние режима обучения на морфофункциональное и спихофизиологическое развитие студентов педагогического колледжа'

Влияние режима обучения на морфофункциональное и спихофизиологическое развитие студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сынкова Н. А.

В динамике двухлетнего наблюдения установлено влияние разных режимов обучения (объем физической и умственной учебных нагрузок) на показатели морфофункционального и психофизиологического развития студентов педагогического колледжа школьного и физкультурного отделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сынкова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние режима обучения на морфофункциональное и спихофизиологическое развитие студентов педагогического колледжа»

характеризовались только 35% схожести последовательностей КПС. Это значит, что такие гомологи обладают различной пространственной структурой и ни о каком общем шаблоне для её моделирования речи идти не может. Структурные шаблоны для основного актина и а-актина 1 должны быть индивидуальными (табл. 2) с учётом специфики последовательности конфигураций пептидных связей.

Список литературы:

1. Финкельштейн А.В., Птицын О.Б. Физика белка. Курс лекций. - М.: Книжный Дом Университет. 2002. - 376 с.

2. Anfinsen C.B. Structural basis of ribonuclease activity // FedProc. -1957. - V 16. - № 3. - Р. 783-791.

3. Карасёв В. А. Генетическийкод: новые горизонты. - СПб.: ТЕССА. 2003. - 145 с.

4. Карасёв В.А., Лучинин В.В. Введение в конструирование бионических наносистем. - М.: Физматлит, 2009. - 463 с.

5. Кондратьев М.С., Кабанов А.В., Комаров В.М. Спиралеобразующие конформеры в структурной организации метиламидов N-ацетил-alpha-L-аминокислот. Квантово-химический анализ // Биофизика. - 2007. - Т. 52. -№ 3. - С. 401-408.

6. Илиел Э. Основы стереохимии. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 464 с.

7. Кушелев А.Ю., Полищук С.Е., Неделько Е.В. и др. Построение масштабной модели структуры белка // Актуальные проблемы современной науки. - 2002. - T. 2. - С. 236-240.

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И СПИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

© Сынкова Н.А.*

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

В динамике двухлетнего наблюдения установлено влияние разных режимов обучения (объем физической и умственной учебных нагрузок) на показатели морфофункционального и психофизиологического развития студентов педагогического колледжа школьного и физкультурного отделений.

* Преподаватель

Обучение студентов в среднем специальном учебном заведении приходится на завершающий этап подросткового периода онтогенеза: 15-17 лет. Этот возраст является сложным периодом развития, как в социально-психологическом, так и биологическом аспектах. Он характеризуется замедлением темпов роста, увеличением мышечной массы тела, завершением полового созревания и формирования основных функциональных систем организма [2, 3].

Цель настоящего исследования - изучение особенностей морфофунк-ционального и психофизиологического развития подростков в зависимости от режима обучения в колледже.

Проводилось изучение морфофункциональных и психофизиологических показателей у подростков 15-17 лет, обучающихся в разных режимах: с разным уровнем двигательной и умственной учебных нагрузок. В исследовании участвовало 330 студентов ГОУ СПО Киселёвского педагогического колледжа физкультурного (ФК) и школьного (НК) отделений. Исследование проводилось в 2 этапа: 1 этап - начало учебного года на 1-м курсе колледжа (октябрь); 2 этап - окончание учебного года 2 курса колледжа (апрель).

Режим обучения студентов «ФК» составлял 15 ч. в неделю организованной двигательной нагрузки (занятия физической культурой и спортивные тренировки) и 32 ч. в неделю - умственной нагрузки (учебные занятия), на «НК»: 4 ч. и 56 ч., соответственно.

У всех участников эксперимента проводилось измерение антропометрических показателей и оценка уровня физического развития; измерение показателей сердечно-сосудистой системы (ЧСС, систолическое и диасто-лическое артериальное давление) и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Руфье; измерение жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ); оценка успеваемости (средний балл за семестр); изучение показателей умственной работоспособности с помощью корректурной пробы В.Я. Анфимова; исследование уровня ситуативной и личностной тревожности с помощью теста Спилбергера-Ханина, уровня острой заболеваемости (кол-во пропущенных дней на 1 чел. за семестр) и уровня общей физической подготовленности (интегральная оценка результатов выполнения 6 тестов).

Оценка антропометрических показателей студентов 1 курса двух отделений в начале семестра (1 этап) установила, что среднегрупповые значения длины тела, массы тела и окружности грудной клетки у студентов всех групп соответствовали возрастной норме и достоверно не различались у представителей одного пола разных отделений. В обоих сравниваемых отделений преобладали студенты с гармоничным физическим развитием. Среди юношей ФК с дисгармоничным физическим развитием было больше лиц с недостатком, а среди девушек с избытком массы тела.

У всех юношей НК было выявлено гармоничное физическое развитие, у девушек с дисгармоничным развитием было больше лиц с недостатком массы тела.

Показатели гемодинамики у студентов одного пола разных отделений колледжа достоверно не отличались и соответствовали средним возрастным нормам, кроме ДАД и ЧСС у девушек НК, у которых они были значительно выше, чем у девушек ФК (р < 0,05), что может быть следствием детренированности организма. В тоже время функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, оцениваемые по результатам выполнения пробы Руфье, у девушек НК и у юношей ФК выше, чем у представителей одного пола, но другого отделения (р < 0,05).

У студентов ФК показатели становой силы, общей физической подготовленности и у девушек ФК показатели кистевой силы и ЖЕЛ были значительно выше таковых у студентов НК, что вполне закономерно, так как на ФК поступили подростки, занимающиеся спортом.

Объём и продуктивность умственной работоспособности выше у студентов ФК обоего пола, а количество ошибок при выполнении корректурной пробы выше у девушек НК. Результаты говорят о том, что занятия спортом способствуют повышению уровня умственной работоспособности [4].

Уровень острой заболеваемости и ситуативной тревожности у первокурсников разных отделений были одинаковы, но девушки ФК отличались повышенной личностной тревожностью, а юноши НК лучшей успеваемостью.

Обучение в педагогическом колледже в течение 2-х лет в условиях разного режима: с большим объёмом физических учебных нагрузок (ФК) и с большим объёмом умственных учебных нагрузок (НК), оказало определенное влияние, наряду с возрастным фактором, на морфофункцио-нальное и психофизиологическое развитие студентов разных отделений. У студентов продолжается рости тенденция к уменьшению массы тела у юношей и увеличение окружности груди у девушек обоих отделений (р < 0,05). Эти ростовые процессы привели к изменению процентного соотношения студентов с разной гармоничностью физического развития. У юношей ФК увеличилось количество лиц с гармоничным физическим развитием и уменьшилось с недостатком массы тела, а у девушек этого отделения наблюдается уменьшение числа студенток с избыточной массой тела, что явилось результатом систематических занятий физической культурой и спортивными тренировками. У юношей НК недостаток двигательной активности вызвал снижение количества подростков с гармоничным развитием в 2 раза за счет появления студентов с недостатком массы тела.

Организованные занятия физической культурой и спортом способствовали увеличению у студентов отделения ФК общего уровня физической

подготовленности и силы кисти руки (у юношей), а также увеличению количества лиц с высоким уровнем физической подготовленности ко второму этапу обследования.

На втором курсе многие из них стали показывать высокие результаты в силовых тестах: поднимание туловища (25 %), подтягивание на перекладине (75 %). Это обусловлено спортивными специализациями на физкультурном отделении (тяжелая атлетика, бокс, волейбол, баскетбол, борьба, гимнастика), влияющими на развитие силовых качеств. По сравнению с ними у девушек НК эти показатели к окончанию 2-го курса незначительно улучшились, а у юношей даже ухудшились, поэтому процентное соотношение студентов с разным уровнем развития физических качеств практически не изменилось.

Возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе и тренировочный процесс [4, 5] к 2-му этапу мониторинга вызвали урежение ЧСС и снижение ДАД (р < 0,05) у юношей ФК. У девушек НК к 17 годам также достоверно уменьшается ЧСС, но повышается ДАД, что говорит об увеличении парасимпатических влияний в регуляции сердечной деятельности. Изменения гемодинамических показателей студентов привели к соответствующим изменениям у них функционального состояния сердечнососудистой системы к концу 2 года обучения. Так, количество обучающихся с высоким уровнем функционального состояния системы у юношей ФК увеличилось, а у девушек ФК, наоборот, уменьшилось.

Видимо для девушек ФК 15 ч. в неделю организованных физических нагрузок было чрезмерным, т. к. среди них было мало спортсменок с большим стажем. В то же время 4 ч. в неделю двигательной активности для девушек НК явились оптимальной физической нагрузкой, которая способствовала увеличению у части из них уровня адаптивных возможностей организма. У юношей НК по сравнению с юношами ФК 4 ч. в неделю занятий физической культурой оказались недостаточным уровнем двигательной нагрузки, что обусловило значительное снижение функционального состояния сердечно-сосудистой системы у 35 % из них и уменьшение ЖЕЛ на 2-м году обучения в колледже.

Различия в объёме умственных учебных нагрузок у студентов сравниваемых отделений были более значительные (разница составила 24 часа в неделю), чем в объёме физических нагрузок (разница составила 11 час). Но на особенности развития когнитивных функций и умственную работоспособность студентов они оказали меньшее влияние, чем различия в уровне двигательной нагрузки на показатели физического развития.

Достоверные изменения в динамике двухлетнего обучения были выявлены только у студенток НК, у которых значимо уменьшилось количество ошибок и увеличилось количество просмотренных знаков при выполнении корректурной пробы. Несмотря на улучшение средних значений

показателей умственной работоспособности, количество лиц с низким уровнем увеличилось, что могло быть вызвано большими умственными нагрузками у них во время обучения и при подготовке к занятиям. В то же время у студентов ФК, наоборот, число юношей и девушек со средним и высоким уровнем умственной работоспособности увеличилось, т.е. физические нагрузки способствуют повышению не только функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, но и функциональных возможностей ЦНС [4, 5].

Большие умственные нагрузки и недостаток двигательной активности вызывали увеличение заболеваемости в днях на 1 человека за учебный год и в количестве лиц с высокой острой заболеваемостью у студентов НК на 2-м курсе. У студентов ФК высокий уровень двигательной активности способствовал повышению неспецифической резистентности организма, что привело к снижению заболеваемости, а также ситуативной тревожности у юношей и личностной тревожности у девушек.

Разный режим обучения обусловил и различия в успешности обучения: количество юношей и девушек с высокой успеваемостью на обоих отделений к окончанию 2-го курса увеличивается, но на отделении НК, особенно среди юношей, их стало больше.

Список литературы:

1. Андреев Д. А. Физиологическая, психоэмоциональная и профессиональная адаптация студентов в медицинских учебных заведениях [Текст] / Д.А. Андреев, А.И. Нестеренко, В.Н. Васильев // Физиология человека, 2007. - № 4. - С. 128-131.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология [Текст] / Ю.А. Ермолаев. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 444 с.

3. Казин Э.М. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты [Текст]: коллективная монография / Э.М. Казин, С.Б. Лурье, В.Г. Се-лятицкая и др.; отв. редактор Э.М. Казин. - Кемерово: Изд-во КРИПКи-ПРО, 2008. - 299 с.

4. Казин Э.М. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе [Текст] / Э.М. Казин, Л. А. Варич // Физиология человека. - 2005. - № 1. - С. 77-81.

5. Морозова Г.И. Исследование психофизиологических особенностей студентов с разным режимом двигательной активности [Текст] / Г.И. Морозова, К.В. Овчинников // Валеология. - 2007. - № 4. - С. 25-33.

6. Чепель В. А. Оценка физического развития и физической работоспособности студентов [Текст] / В.А. Чепель, Н.Л. Дочкина. - Кемерово: Кемеровский областной медицинский колледж, 2004. - 54 с.

7. Caridi Zoccali C., Enia G. La misura oscillometrica della pressione al polso: Confronto con il metodo sfigmomanometrico classico e valutazione dell errore di posizione del polso col paziente supino// G. ital. nefrol. - 2003. - V 20.

- № 6. - Р. 589-591.

8. Jovanovic J. Blood pressure, heart rate and lipids in professional handball and water polo players [Tekst] / J. Jovanovic // Med. Pregl. - 2005. - V 58.

- P. 168-174.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ К ИНСЕКТИЦИДАМ В ПОПУЛЯЦИЯХ КОЛОРАДСКОГО ЖУКА1

© Удалов М.Б.*

Учреждение РАН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН, Уфа

В работе рассмотрены современные методы исследования резистентности к инсектицидам в популяциях колорадского жука. Приведены конкретные примеры использования данных методов для выявления резистентности колорадского жука к препаратам различных химических классов.

Одна из главных проблем в современном сельском хозяйстве - регулирование численности насекомых-вредителей. Для этого наиболее широко используется химический метод, подразумевающий применение инсектицидов различного типа. При всех плюсах, использование инсектицидов привело к развитию резистентности к ним у вредителей.

В настоящее время резистентность к пестицидам разных химических классов установлена в популяциях более 600 видов насекомых-«вреди-телей». Можно отметить, что применение любого препарата способно привести к развитию резистентности. Так, широкое применение пиретро-идных препаратов уже привело к формированию устойчивых к ним популяций колорадского жука [1-6]. Как следствие, становится невозможным дальнейшее повсеместное использование пиретроидов для контроля численности вредителя. Появившиеся в последние годы новые группы инсектицидов - биопрепараты, нереистоксины, хлорникотиноиды, неоникоти-ноиды и фенилпиразолы [7-10] рекомендованы для обработок резистентных к фосфорорганическим и пиретроидным препаратам популяций насекомых, однако нет гарантий от возникновения резистентности и к препа-

1 Работа выполнена в рамках проекта, поддержанного грантом РФФИ (проект № 09-04-00391-а). Автор будет благодарен всем коллегам за возможность получить образцы колорадского жука из различных частей его ареала.

* Научный сотрудник, кандидат биологических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.