Научная статья на тему 'Некоторые психологические особенности детей с гипердинамией и их родителей'

Некоторые психологические особенности детей с гипердинамией и их родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М А. Константинова, Е В. Семакова, Т В. Овенова, О Г. Лизенкова

Исследование психологических особенностей детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД) достаточно интересно и необходимо, так как у таких детей иное восприятие окружающего. Формирование высших корковых функций идет с запозданием, поэтому ребенок во многом зависит от окружающей среды, а для его подготовки к взаимодействию с ней наиболее значимая роль отводится его родителям (3, 4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые психологические особенности детей с гипердинамией и их родителей»

структур, функциональная неустойчивость стволовых образований - у 41 (85%). При УЗИ тимуса была выявлена гиперплазия (увеличены размеры и масса) у - 33 (69%), дискинезия желчевыводя-щих путей у - 14 (29%), диспанкреатизм у - 11 (23%), изменения со стороны почек (дизметаболи-ческая нефропатия и эктазия) - у 6 (13%). Также у 14 (29%) отмечались изменения со стороны зрения (астигматизм, миопия).

На основании проведенного нейро-инструментального обследования детям в рамках минимальной мозговой дисфункции был выставлен ведущий клинический синдром: у 15 (31%) - вегетативно-дизрегуляторный, у 9 (19%) - ликвородинамический (доброкачественной внутричерепной гипер-тензии), эмоциональноволевых и поведенческих нарушений по типу гипердинамии на фоне дефицита внимания - у 8 (17%) и без дефицита внимания - у 11 (23%), неврозоподобных расстройств -у 5 (10%) и У 17 (35%) (из них с отягощенным перинатальным анамнезом было - 4) на момент осмотра неврологических симптомов выявлено не было. Таким образом, в лечении и наблюдении невролога нуждались 48 (81%) детей.

Полученные данные свидетельствуют о выраженности влияния перинатальной патологии на состояние соматической сферы, иммунной и нервной систем. Отставание в становлении нервной регуляции находит свое проявление в мозговых дисфункциях, а нарушение нейроиммунологиче-ских реакций проявляется формированием различных аллергических заболеваний: в том числе бронхиальной астмы и атопического дерматита, кроме того, такие дети часто болеют, у них обнаруживаются изменения в вилочковой железе, процессах пищеварения, моторной функции кишечника, что приводит к различным метаболическим нарушениям. Изменения затрагивают и зрительный анализатор. Все это нарушает процессы адаптации ребенка к новым условиям существования (5). Таким образом, данному контингенту необходима своевременная коррекция неврологических нарушений и длительное диспансерное наблюдение педиатра и невролога.

Литература

1. Лекции по педиатрии / Под ред. В.Ф. Демина, С.О. Ключникова, Г.А. Самсыгиной. - РГМУ, Москва, 2002.

2. Нервная система и внутренние органы./ Под ред. Ю.С. Марьынова и др. - М.: Знание-М, 2001.

3. Основы перинатологии: Учебник. / Под ред. Н.П. Шабалова и Ю.В. Цвелева. - М.: МЕДпресс-информ, 2002.

4. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей. -СПб.: Питер, 2001.

5. Руководство по детской неврологии. Под ред. Проф. В.И. Гузевой. - СПб.: СПбГПМА, 1998.

УДК 616.89-008.447-053.2

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ГИПЕРДИНАМИЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

М. А. Константинова, Е. В. Семакова, Т. В. Овенова, О. Г. Лизенкова.

Смоленская государственная медицинская академия

Исследование психологических особенностей детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД) достаточно интересно и необходимо, так как у таких детей иное восприятие окружающего. Формирование высших корковых функций идет с запозданием, поэтому ребенок во многом зависит от окружающей среды, а для его подготовки к взаимодействию с ней наиболее значимая роль отводится его родителям (3, 4).

С самого рождения одной из основных психических потребностей ребенка является потребность тесного эмоционального контакта с матерью. Взаимоотношение с матерью - основа гармоничного психологического развития ребенка. Важно чтобы мать осознанно реализовывала свою любовь к ребенку, ведь только тогда любовь будет востребованной. При этом полностью подтверждается правило, что реакция на ребенка в значительной мере обусловливается его поведением и не всегда адекватна (1, 2). Целью исследования явилось изучение психологического состояния детей с минимальной мозговой дисфункцией с ведущим гипердинамическим синдромом (ГДС) (5).

Всего обследовано 29 детей 3-6 лет и их матерей. Диагноз гипердинамии был установлен на основании анамнестических и клинико-инструментальных данных (РЭГ, ЭЭГ), с привлечением таких специалистов как окулист (офтальмоскопия) и психолог. Перинатальный анамнез у всех детей был отягощен по разным факторам. Наиболее часто у них при рождении регистрировалась церебральная ишемия - 18 (62%), кефалогематома - 4 (14%), морфо-функциональная незрелость - 7 (24%). В неврологическом статусе наиболее часто выявлялся дефицит черепной иннервации (19 -66%). Офтальмоскопия преимущественно регистрировала артериоспазм - 17 (59%) или соответствовала возрастной норме - 12 (41%). На РЭГ У больных с ГДС одинаково часто регистрировался

как спастический - 16 (55%), так и венозный типы - 10 (35%). ЭЭГ выявляла признаки незрелости коры головного мозга - 22 (76%).

Для исследования невербального интеллекта, а также оригинальности мышления нами использован психологический тест - «божья коровка». На основании этого теста детей относили к полеза-висимым «синтетикам» или поленезависимым «аналитикам». Полезависимая форма поведения и познания характеризуется в основном тенденцией более слитно взаимодействовать с окружением, находиться в большей зависимости от других людей, внешних норм, правил, установок, от поля восприятия, пониженную самооценку. Поленезависимый стиль выражается в опоре на собственный внутренний мир и опыт, повышенной самооценкой, большой самостоятельностью и автономности относительно окружения. По результатам теста «божья коровка» 15 (52%) малышей показали полезависимый стиль поведения, 8 (28%) детей - поленезависимый. 6 (20%) из обследуемых детей - смешанный стиль реагирования (для статистической обработки полученных данных использовался критерий хи-квадрат). Данный тест указал, что для детей с ГДС более характерен по-лезависимый тип поведения, хотя наличие полистилевого поведения в дошкольном возрасте свидетельствует о предельной гибкости личностных параметров. Это обусловлено общей несформи-рованностью психологических структур ребенка, существованием более значительного потенциала развития, общей импульсивностью.

Психологическое обследования матерей проводили с помощью теста - опросника родительского отношения (ОРО). ОРО представляет собой психодиагностический метод, ориентированный на выявление стереотипов родительского отношения к ребенку при необходимости решения вопроса об оказании помощи в воспитании детей и общении с ними. Опросник состоит из 5 шкал (принятие-отвержение; кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; маленький неудачник). После статистической обработки полученных данных (использовался критерий хи-квадрат) достоверно установлено, что в отношении к детям с гипердинамией у матерей доминируют «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация» (16 - 55% и 9 - 31% соответственно).

Полученные результаты указывают на то, что наиболее часто в своем отношении к ребенку (шкала «симбиоз») с гипердинамией мать стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Она постоянно ощущает тревогу за ребенка, которая повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. При «авторитарной гиперсоциализации» мать требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Она старается навязать ребенку во всем свою волю и не в состоянии учесть его точку зрения.

Следовательно, ребенок с ГДС своим сверхактивным поведением, особенным восприятием действительности, повышенной раздражительностью и возбудимостью затрудняет развитие у матери ровного эмоционального отношения к нему. Мать начинает раздражать поведение ребенка, она чувствует неуверенность и тревогу, которая усугубляется чувством вины за недостаточную заботу о малыше. Постоянное напряжение, раздражительность и нетерпимость могут привести к развитию депрессивного состояния у матери. Таким образом, детям с ГДС и их родителям необходима своевременная психологическая, а иногда и неврологическая помощь. Однако так как проблеме ММД уделяется недостаточное внимание, психоневрологическая помощь не оказывается или оказывается с запозданием, а в это время ребенок своим поведением вызывает недовольство со стороны родителей, внутри семьи растет непонимание и может произойти отвержение ребенка и родителя. Серьезность такой ситуации очевидна.

Литература

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика-М, 2002.

2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвящение, 1993.

3. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. - М.: Медицина, 1996.

4. Руководство по детской неврологии. Под ред. Проф. В.И. Гузевой. - СПб.: СПбГПМА, 1998.

5. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации./ Под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. - М.: Антидор, 2002.

УДК 616.894

ОСОБЕННОСТИ ОПИЙНОЙ НАРКОМАНИИ В СТРУКТУРЕ СОЧЕТАННОЙ ЭНДОГЕННОЙ

ПАТОЛОГИИ

М. В. Гиленко

Московский ГНЦСиСП им. В. П. Сербского

Рост наркологических заболеваний в большинстве развитых стран в целом (1) приводит к росту наркоманий и среди лиц с различной психической патологией. Сопряженность двух одновременно развивающихся заболеваний неизменно влияет на клиническую картину каждого из них, что про-

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.