Научная статья на тему 'Некоторые психологические аспекты в профессиональном формировании личности врача-хирурга'

Некоторые психологические аспекты в профессиональном формировании личности врача-хирурга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1658
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / ХИРУРГ / ПСИХОЛОГИЯ / PROFESSIOGRAM / SURGEON / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смолин Дмитрий Алексеевич, Логинова Анна Евгеньевна, Махиянова Анна Фанисовна, Грозина Ирина Александровна, Дренкова Елена Александровна

На основании результатов анкетирования 30 успешных хирургов выявлены наиболее значимые качества для. профессии врача-хирурга. Включение этих параметров в профессиограмму позволит определить более точно возможности студента в освоении хирургической специальности и. сделать предварительную оценку ее эффективности в каждом конкретном случае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смолин Дмитрий Алексеевич, Логинова Анна Евгеньевна, Махиянова Анна Фанисовна, Грозина Ирина Александровна, Дренкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PSYCHOLOGICAL ASPECTS IN PROFESSIONAL MAKING OF A SURGEON

Under the results of the questionnaire survey among 30 successful surgeons the most significant features for the profession of a surgeon are revealed. The inclusion of these characteristics into the professiogram will give the opportunity to define properly the abilities of a student in mastering the profession of a surgeon and. do the preliminary estimate of its efficiency in every specific case.

Текст научной работы на тему «Некоторые психологические аспекты в профессиональном формировании личности врача-хирурга»

УДК 61:616-057

Д.А. Смолин А.Е. Логинова 2, А.Ф. Махиянова 2, И.А. Грозина 2, Е.А. Дренкова 2

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА-ХИРУРГА

1 Амурская государственная медицинская академия (Благовещенск) 2 Медико-санитарная часть УВД по Амурской области (Благовещенск)

На основании результатов анкетирования 30 успешных хирургов выявлены наиболее значимые качества для. профессии врача-хирурга. Включение этих параметров в профессиограмму позволит определить более точно возможности студента в освоении хирургической специальности и сделать предварительную оценку ее эффективности в каждом, конкретном, случае.

Ключевые слова: профессиограмма, хирург, психология

SOME PSYCHOLOGICAL ASPECTS IN PROFESSIONAL MAKING OF A SURGEON D.A. Smolin ‘, A.E. Loginova 2, A.F. Makhiyanova 2, I.A. Grozina 2, E.A. Drenkova 2

1 Amur State Medical Academy, Blagoveshchensk

2 Medical office of the Department of Internal Affairs of the Amur Region, Blagoveshchensk

Under the results of the questionnaire survey among 30 successful surgeons the most significant features for the profession of a surgeon are revealed. The inclusion of these characteristics into the professiogram will give the opportunity to define properly the abilities of a student in mastering the profession, of a surgeon and do the preliminary estimate of its efficiency in every specific case.

Key words: professiogram, surgeon, psychology

Профессиональная деятельность играет важную роль в жизни каждого человека. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на качество жизни и определяют степень активности в профессиональной среде (повышение квалификации, инновационную деятельность, трудовую дисциплину) [8, 9]. Американские исследователи установили, что правильно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту проблем, связанных со здоровьем, усиливает удовлетворенность жизнью [2, 5].

Психологические качества врача и больного изучает медицинская психология [1]. По мнению некоторых авторов [1, 8, 9], помимо изучения личности больного для успешной организации лечебного процесса и создания оптимальных отношений в системе «врач-больной», актуально изучение особенностей деятельности врача, его психологических и характерологических качеств. Эта задача требует совершенствования оценки профессиональной пригодности, путей и методов обучения и воспитания специалиста.

С другой стороны, для психологии труда представляет интерес взаимовлияние трудовой деятельности на человека в различных профессиях. Безусловно, профессиональная деятельность оказывает существенное воздействие на личность человека, предъявляя к нему определенные требования. В ответ на эти требования у специалиста формируется и развивается достаточно устойчивая система профессионально важных качеств, которая «профессионализирует» его личностную структуру, способствуя успешному выполнению определенного вида деятельности.

Идея психологического исследования профессиональной деятельности возникла у зарубежных психотехников и специалистов школы научной организации труда [6]. В работах зарубежных психотехников начала XX века, направленных на решение задач профотбора путем тестирования, был намечен ряд ценных методических поисков в области психологического изучения профессиональной деятельности. Это привело к созданию профессиограмм, из которых были выделены частные и комплексные профессиограммы.

Частные профессиограммы дают лишь частные, с точки зрения одной науки или научной дисциплины, представления о работе. Например, они отражают лишь социологические или санитарногигиенические показатели [3].

Комплексная профессиограмма является всесторонним описанием работы, в которой собраны результаты профессиографии всех дисциплин — от психологии, физиологии, медицины до экономики, техники и т.п. [7].

Профессиографическое направление базируется на принципе комплексного изучения профессий с экономической, социальной, психологической, физиологической, гигиенической, медицинской и производственно-технической сторон и ориентировано на обеспечение профессиональной успешности работников. Профессиография — это метод анализа и описания трудовой деятельности и условий труда, это технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека [4]. Результатом профессио-графирования является создание профессиограмм для каждой конкретной профессии.

Цель работы: составить частную профес-сиограмму «идеального» врача-хирурга на основе анализа данных специального анкетирования высококвалифицированных хирургов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проведено на базе ГОУ ВПО «Амурская государственная медицинская академия», ОГУЗ «Амурская областная клиническая больница», ОГУЗ «Амурская областная детская клиническая больница» (г. Благовещенск). Проведено анкетирование 30 успешных врачей-хирургов высшей квалификационной категории (1 женщина и 29 мужчин). Средний стаж работы по специальности составил 21 год. Эти специалисты выступали в качестве экспертов в процессе выявления «особо» необходимых качеств в профессии врача-хирурга. При выборе данных экспертов учитывали следующие критерии: наличие ученой степени (кандидат, доктор наук); достаточный стаж работы по специальности (не менее 15 лет); активная научная и педагогическая деятельность; наличие печатных работ.

Для решения поставленной цели исследования использовали: теоретический анализ социальнопсихологической, медицинской, деонтологической литературы; психологические методы и приемы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование), статистический анализ результатов.

На первом этапе исследования была составлена анкета, в которой содержались 20 профессионально значимых качеств. Они были сформулированы на основе поведенческих характеристик. Данная анкета была разработана совместно с психологами «Центра психофизиологической диагностики медико-санитарной части управления внутренних дел Амурской области», используя пособие по составлению профессиограм [7]. В результате была предложена анкета, в которой были представлены 20 качеств врача-хирурга: 1 — активный, 2 — быстрый,

3 — ловкий, 4 — здоровый, 5 — сообразительный, 6 — надежный, 7 — совестливый, 8 — уравновешенный, 9 — увлеченный, 10 — тактичный, 11 — трудолюбивый, 12 — уверенный в себе, 13 — волевой, 14 — аккуратный, 15 — целеустремленный, 16 — умение работать в команде, 17 — общительный, 18 — спокойный, 19 — осторожный, 20 — професс-сиональное самосовершенствование.

Перед вышеуказанными экспертами была поставлена задача дать два варианта ответов на данную анкету. При первом варианте ответа необходимо было проранжировать указанные качества по их значимости (от 1 до 20) применительно к своей личной профессиональной деятельности с учетом собственных психологических особенностей. При втором варианте ответа требовалось проранжировать эти же качества в порядке их значимости (от 1 до 20) для создания модели «идеального» врача-хирурга.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На основании полученных данных анкетирования были вычислены среднестатистические

значения. Из них были выделены 5 наиболее приоритетных (значимых) и 5 наименее значимых качеств.

Наиболее значимыми качествами для «идеального» врача-хирурга оказались следующие:

1) профессиональное самосовершенствование;

2) активный;

3) трудолюбивый;

4) умение работать в команде;

5) уверенный в себе.

К наименее значимым качествам для «идеального» врача-хирурга были отнесены:

1) общительный;

2) осторожный;

3) спокойный;

4) тактичный;

5) увлеченный.

Анализ ответов о личных профессиональных качествах врачей-хирургов показал их некоторое отличие от тех, которые они считали необходимыми для модели «идеального» хирурга. В своей профессиональной деятельности они выдели наиболее характерные для них лично качества:

1) профессиональное самосовершенствование;

2) трудолюбивый;

3) надежный;

4) аккуратный;

5) сообразительный.

К наименее характерным для себя и своей профессиональной деятельности качествам они отнесли:

1) ловкий;

2) быстрый;

3) общительный;

4) активный;

5) осторожный.

Из этих данных видно, что такие качества как «профессиональное самосовершенствование» и «трудолюбие» нашли свое отражение как в идеальном, так и в реальном выборе врачей хирургов.

Эти результаты подтверждены методом корреляционного анализа. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r) равен 0,45. Таким образом, самопрезентация качеств хирургов в их профессиональной деятельности статистически значима. Эти качества присущи врачу-хирургу и их можно использовать для создания профессио-грамм, а в дальнейшем - для профотбора студентов и абитуриентов, желающих избрать профессию врача-хирурга.

При корреляционном анализе всех 20 качеств в реальном и идеальном выборах между собой уровень статистической значимости достигают все 20, но максимальная значимость прослеживается между качествами 6, 7, 11, 13, 15, 18, 20. Эти качества по результатам проведенных исследований являются наиболее значимыми для успешной профессиональной деятельности врача хирурга.

Методика профессионального отбора студентов для освоения специальности «хирургия» представляется следующей. Современная психология дает возможность обследовать студента,

выбравшего профессию хирурга, различными психологическими методами для определения степени выраженности тех или иных черт характера, личностных качеств, уровня интеллекта и быстроты реакции [З]. Это позволяет определить у кандидата ведущие психологические качества. Затем их сравнивают с теми качествами, которые были установлены в ходе данного исследования. В результате может быть получен прогноз «успешности» в профессии врача-хирурга для каждого конкретного студента. Подобные схемы профессионального отбора длительное время применяют в силовых структурах многих стран, в том числе — в РФ [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессия хирурга очень требовательна к соискателю, несмотря на это многие студенты желают овладеть ею. Однако в процессе обучения у некоторых из них возникают трудности в освоении хирургических приемов, не хватает быстроты реакции, базовых знаний для принятия своевременного и обоснованного решения в определенной клинической ситуации. Создание профессиограммы врача-хирурга позволит определить возможности студента в освоении хирургической специальности и сделать предварительную оценку ее эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. — М., 1982. — 199 с.

2. Аверин В.А. Психология в структуре высшего медицинского образования : автореф. дис. ... д-ра псих. наук. — СПб., 1997. — 87 с.

3. Гаврилов В.Е. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. — Л., 1988. — 27 с.

4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М., 1987. - 208 с.

5. Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. — М., 1924. — 631 с.

6. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. — М., 1997. — 344 с.

7. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. — М., 1977 — 246 с.

8. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / под ред. Митиной Л.М. — М. : Вопросы психологии 2003. — 268 с.

9. Шайхисламов Р.Б. Профессиональная ориентация как фактор социальной активности молодежи // Теория и практика профориентационной работы с молодежью : сб. науч. тр. — Пермь, 1979. — С. 89 — 92.

10. Dore R., Meachum M. Self-concert and interests related to job satisfaction of managers // Personnel Psychology. — 1983. — P. 26, 49 — 59.

11. Schmitt N., Mellon P.M. Life and job satisfaction: Is the job central? // J. Vocat. Behav. — 1980. — Vol. 16 (1). — P. 51—58.

Сведения об авторах

Смолин Дмитрий Алексеевич - заочный аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО Амурской ГМА, начальник центра психофизиологической диагностики ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по Амурской области».

Логинова Анна Евгеньевна - медицинский регистратор центра психофизиологической диагностики ФГУЗ «Медикосанитарная часть УВД по Амурской области».

Махиянова Анна Фанисовна - медицинский психолог центра психофизиологической диагностики ФГУЗ «Медикосанитарная часть УВД по Амурской области».

Грозина Ирина Александровна - врач-психиатр центра психофизиологической диагностики ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по Амурской области».

Дренкова Елена Александровна - старший медицинский психолог центра психофизиологической диагностики ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по Амурской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.