Научная статья на тему 'Профессиографическое исследование профессиональной деятельности врача как способ решения проблемы подготовки и психологического сопровождения специалистов в данной сфере'

Профессиографическое исследование профессиональной деятельности врача как способ решения проблемы подготовки и психологического сопровождения специалистов в данной сфере Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
813
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВРАЧА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСПЕШНЫХ ВРАЧЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карачарова Юлия Андреевна

В статье рассматриваются теоретические основы проведения психологического анализа трудовой деятельности. Приводиться теоретический анализ исследований, посвященных изучению профессиональной деятельности врача. Отмечаются перспективы исследований в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиографическое исследование профессиональной деятельности врача как способ решения проблемы подготовки и психологического сопровождения специалистов в данной сфере»

УДК 159.9:331

Ю.А. КАРАЧАРОВА

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДАННОЙ СФЕРЕ

В статье рассматриваются теоретические основы проведения психологического анализа трудовой деятельности. Приводиться теоретический анализ исследований, посвященных изучению профессиональной деятельности врача. Отмечаются перспективы исследований в данной области.

Ключевые слова: профессиографическое исследование, профессиональная деятельность врача, психологические характеристики успешных врачей.

Социальное и экономическое благополучие общества, качество жизни населения во многом зависят от состояния здоровья граждан, их трудовой активности и возможности создания устойчивой финансово-экономической базы государства. Поэтому сохранение и укрепление здоровья населения является одним из главных приоритетов государственной политики. В современных условиях здоровье общества во многом определяется деятельностью учреждений здравоохранения.

Исследователи давно пришли к выводу, что невозможно повышать качество медицинских услуг, не изучая специфику труда, психологические характеристики субъекта труда. Однако стоит отметить не достаточную разработанность представлений об отдельных направлениях врачебного труда. При этом можно зафиксировать тенденцию преобладания нормативных описаний над экспертными и эмпирическими. Имеющиеся модели, очень часто, не подчиняются принципу системности в изучении, отражают либо отдельные стороны познавательных процессов врача, либо некоторые личностные свойства.

Изучению проблемы описания профессиональной деятельности посвящено большое количество работ отечественных ученых К.К. Платонова, Э.Ф. Зеера, В.А. Бодрова, Е.М. Ивановой и др. Наиболее полным методом анализа и описания профессиональной деятельности является метод профессиографического изучения деятельности.

В самом общем виде с точки зрения Е.М. Ивановой, под профессиограммой понимают сводку знания о профессии и организации труда, а также «психологический» портрет профессии (психограмму), отражающий требования к особенностям личности специалиста, его психофизиологическим свойствам, психологическим качествам и способностям, необходимым специалисту для успешной деятельности в данной профессии [3]. Э.Ф. Зеер полагает, что профессиог-рамма должна отражать условия труда, права и обязанности работника, необходимые знания, умения и навыки, профессионально важные качества, а также противопоказания по состоянию здоровья [2]. С точки зрения Н.С. Пряжникова, профессиограмма - это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Составной частью профессиограммы является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности [11]. А.К. Маркова определяет профессиограмму как обобщенную модель успешного специалиста в данной области; как научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно их выполнять [8].

В основе проведения профессиографическо-го анализа деятельности должны лежать определенные принципы. Е.М. Ивановой выделяет сле-

132

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© Ю.А. Карачарова, 2009

Профессиографическое исследование профессиональной деятельности врача ...

дующие: 1) принцип поэтапности изучения профессиональной деятельности; 2) принцип целенаправленности, согласно которому исследование профессиональной деятельности должно строиться, исходя из его целей, задач, а также специфических условий трудового процесса;

3) принцип селективности - заключается в направленности исследования на те особенности трудового процесса, где наиболее ярко проявляется специфика субъект-объектных взаимосвязей;

4) принцип структурированности, согласно которому изучение объекта необходимо осуществлять на трех его уровнях: параметрическом (выделение нормативных признаков объекта, его свойств, характеристик), морфологическом (изучение поэлементного строения объекта, взаимосвязи между его признаками, свойствами, характеристиками); функциональном (объяснение принципов организации, функционирования, развития объекта); 5) принцип многоуроневости

- рассмотрение объекта и субъекта труда необходимо осуществлять с точки зрения их горизонтальных и вертикальных взаимосвязей; 6) принцип иерархичности познания деятельности - позволяет изучать субъект-объектные отношения в динамической форме, рассматривая их в процессе становления человека как субъекта трудовой деятельности [3; 4].

Б.В. Кулагин выделяет три основных этапа анализа профессиональной деятельности в рамках профессиографического исследования: 1) сбор информации о профессиональной деятельности; 2) обработка и обобщение полученной информации, собственно оставление профессиограм-мы; 3) применение профессиограммы в практических и теоретических целях. Первый этап осуществляется при помощи методов наблюдения, структурного интервью, анализа документальных источников, изучения продуктов деятельности, эмпирического исследования и др. Данный этап позволяет получить эмпирический материал о цели, предмете, условиях, средствах труда, о желаемых психологических характеристиках субъекта. На втором этапе полученная информация анализируется, обобщается и интерпретируется при помощи методов психологического и статистического анализа. На третьем этапе построенная профессиограмма используется сообразно поставленным целям [7].

На настоящий момент можно обнаружить ряд различной степени полноты профессиографичес-

ких исследований, изучающих профессиональную деятельность врача. Можно отметить, что до сих пор не решены в полной мере задачи профориентации и профконсультации, совершенствования профессиональной деятельности, преодоления травматизма в данной сфере. Это связано с тем, что нет достаточно разработанных профес-сиограмм большинства направлений врачебного труда.

Психологический анализ врачебной деятельности, проведенный В.П. Андроновым, А.С. Поповым, А.А. Чазовой, Б.А. Ясько, Б.Д. Карвасар-ским и др. позволяют обнаружить некоторые данные об особенностях профессиональной подготовки врачей разных направлений, об основных видах врачебной деятельности, о значимости в структуре психологических детерминант когнитивных, мотивационных, характерологических, темпераментальных составляющих. Так, например, Б.А. Ясько выделила и описала направления деятельности врача в рамках специальностей «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия» [13]. Исследователь также определила основные действия в рамках выделенных ведущих направлений. Е.П. Четвергова в своем профессиографи-ческом исследовании описала цель, задачи, условия, средства стоматологического труда. Автором также были раскрыты критерии, по котором можно оценить успешность того или иного специалиста в рамках данной специальности.

Отдельно развивается направление, изучающее психологические характеристики субъекта и разрабатывающего модели успешного врача. Важнейшим когнитивным компонентом, имеющим свою специфику во врачебной деятельности, является мышление. В исследованиях можно обнаружить различные понятия, характеризующие данную сферу. В.П. Андронов определяет профессиональное медицинское мышление как «рефлексивную умственную деятельность врача, обеспечивающую постановку и решение диагностических, лечебных, профилактических задач через анализ генезиса и развития патологических процессов и их этиологических факторов». Опираясь на экспериментальные данные, В.П. -Андронов утверждает, что существует зависимость между уровнем профессионализма и особенностями мышления врача [1]. Исследователи А.С. Попов И В.Г. Кондратьев пришли к выводу, что для эффективной деятельности врачу необходимо обладать способностью к умственному

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2009

133

построению синтетической картины болезни, к переходу от восприятия внешний проявлений заболевания к воссозданию её внутренних связей и отношений. Для обозначения данной составляющей психики авторы используют понятие клиническое мышление [9]. Б.А. Ясько предлагает различать «профессиональное мышление» и «клиническое мышление». Профессиональное мышление, с точки зрения исследователя это более широкое понятие, интегрирующее два компонента: клиническое мышление (осмысление и преобразование объекта) и рефлексию субъекта (осмысление своей деятельности, себя) [13]. Авторы приводят основные характеристики клинического мышления: нестандартность, целенаправленность, гибкость, рефлексивность и др.

Важным профессиональным качеством врача являются мнемические способности. Доказано, что врачи обнаруживают большой объем памяти. При этом особенно востребованной во врачебной деятельности является оперативная память. Так, Б.А. Ясько пишет: «Развитая оперативная память, её высокий объем, быстрота и точность воспроизведения, помехоустойчивость являются основными характеристиками оперативной памяти и значимыми условиями успешности профессиональной деятельности врача» [13].

Профессиональное внимание как одна из важнейших характеристик познавательной сферы врача, характеризуется, прежде всего, большим объемом, избирательностью и концентрацией, что многократно доказано исследованиями. Так, например, в исследовании Б.А. Ясько обнаружено, что врачи хирургического и анестезиолого-реанималогического профиля обладают преимущественно большим объемом и высокой устойчивостью внимания; анасиезиологи-реанимато-логи - высокой способностью распределения внимания и наблюдательностью; поликлинические терапевты - большой переключаемостью внимания [13].

Помимо характеристик когнитивной сферы для успешности профессиональной деятельности важен мотивационный компонент. В исследовании В.А. Москалева обосновывается наличие в структуре профессионально развивающейся личности врача мотивации профессионального самосовершенствования. В.А. Москалев обнаружил положительную корреляционную связь между формированием феномена психической дезадаптации личности врача и низким уровнем вы-

раженности мотивации профессионального самосовершенствования [13]. В исследовании Е.П-. Четверговой успешные стоматологи характеризуются преобладанием мотивации стремления к успеху над мотивацией избегания неудач [12].

Можно выделить также ряд личностных качеств, которым были посвящены исследования в данной сфере. Е.А. Климов отмечает, что для представителей соционимического типа очень важны наблюдательность именно по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего образа [6]. По мнению Б.Д. Карвасарского, «успешная врачебная деятельность определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной компетентности, реализуемой в отношении пациентов, их родственников, а также медицинского персонала, его уверенность в собственных силах и устойчивость в ситуации непопулярности и отвержения, в сочетании с гибкостью и пластичностью поведения в изменяющихся, нестандартных ситуациях, высокая устойчивость к стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам, наличие развитых механизмов адаптации и компенсации с высокой значимостью экзистенциально-гуманистических ценностей, формирующих дальнюю жизненную перспективу» [5]. Исследователь Б.А. Ясько выявила следующие психологические характеристики врача: средне-высокий уровень развития коммуникативных и организаторских качеств, преобладание стратегий сотрудничества в среде клиницистов терапевтического профиля и наступательных, авторитарных в среде хирургов и анестезиолого-реаниматологов, преобладание высших нравственно-этических ценностей, высокий уровень выраженности потребности в достижении [13]. Е.П. Четвергова в своем исследовании личностных детерминант профессиональной успешности стоматологов обнаружила, то, что успешные врачи более общительны, склонны к риску, в случае невозможности использования стратегии сотрудничества в конфликтной ситуации прибегают к соперничеству и т.д. [12].

Подводя итог, обзорному анализу психологических исследований профессиональной деятель-

134

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Специфика некоторых видов обычаев избегания в контексте мировой цивилизации

ности врачей, подчеркнем, что нам не удалось обнаружить работ, посвященных подробному анализу профессиональной деятельности врачей различных направлений. Наш исследовательский интерес привлекает системное изучение профессиональной деятельности и психологических характеристик участковых врачей-терапевтов. Участковый врач-терапевт это первый врач, к которому обращается человек за помощью при различных заболеваниях. Именно от действий данного специалиста зависит своевременное и эффективное лечение больного человека, а также предупреждение болезней населения. Полагаем, что профессиографическое исследование деятельности участкового врача-терапевта имеет большое практическое значение и очень актуально в современных условиях развития науки и общественной жизни. Так, выявление психологических конструктов успешного специалиста способно обеспечить наиболее эффективную профессиональную подготовку, отбор и психологическое сопровождение уже работающих специалистов.

Библиографический список

1. Андронов В.П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования / / Психологическая наука и образование. - 1999. -№ 2. - С. 33-45.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1999.

3. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987.

4. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. - М., 2003.

5. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. - СПб., 2007.

6. Климов Е.А. Психология профессионала.

- Москва-Воронеж, 2003.

7. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

9. Попов А.С., Кондратьев В.Г. Очерки методологии клинического мышления. - Л., 1972.

10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снетко-ва. - СПб., 2001.

11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М., 2004.

12. Четвергова Е.П. Личностные детерминанты профессиональной успешности стоматологов: Дисс. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2007.

13. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. - Ростов н/Д., 2005.

УДК 008 И.Н. БОЛТЕНКОВА

СПЕЦИФИКА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБЫЧАЕВ ИЗБЕГАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В данной публикации освещены некоторые виды обычаев избегания, которые присущи как горским народам Северного Кавказа, так и народам Австралии, Океании, Африки, Северной Америки и Азии, и выявлена специфика данных обычаев у вышеперечисленных народов путем сравнительно

- сопоставительного анализа.

Ключевые слова: мировая цивилизация, специфика обычаев избегания, избегание мужем родни жены, избегание женой родни мужа, взаимное уважение.

© И.Н. Болтенкова, 2009

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.