Научная статья на тему 'Связь коммуникативного взаимодействия в диаде «Врач-больной» с социально-психологическими качествами личности врача'

Связь коммуникативного взаимодействия в диаде «Врач-больной» с социально-психологическими качествами личности врача Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
442
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубовый Л. М., Константинова Т. В.

В данной статье рассматривается проблема коммуникативного взаимодействия в дихте «врач-больной», а также обосновывается метод оптимизации коррекционного воздействия на направленность личности врача в общении и овладение им коммуникативными навыками взаимодействия с больными. Определены и статистически обоснованы характерные для врачей различной специализации стили коммуникативного взаимодействия и социально-психологические качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь коммуникативного взаимодействия в диаде «Врач-больной» с социально-психологическими качествами личности врача»

УДК 159.9.33.1.101.3

Л. М. Дубовый, Т. В. Константинова

СВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ «ВРАЧ-БОЛЬНОЙ» С СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА

В данной статье рассматривается проблема коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной», а также обосновывается метод оптимизации коррекционного воздействия на направленность личности врача в общении и овладение им коммуникативными навыками взаимодействия с больными. Определены и статистически обоснованы характерные для врачей различной специализации стили коммуникативного взаимодействия и социально-психологические качества личности.

Проблема коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной» занимала в основном умы психотерапевтов и психиатров в медицине. Так, Мишель Сапир, возглавляющий Ассоциацию исследований и изучения формирования функционального здоровья, подчеркивает, что технический прогресс медицины может быть по-настоящему эффективным лишь при включении в контекст отношений «врач-больной». Подготовка и обучение врачей коммуникативному взаимодействию при сопровождении лечения является проблемной зоной исследования. Этим занимались такие авторы, как П. Федид, А. Каин, Ж.-П. Леманн, А. Тренкель, С. Коэн-Леон, Ж.-П. Делиль. От 30 до 40% больных, подчеркивает А. Миссекар, обращаются к врачам с кризисами тревоги, соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств, психосоматическими расстройствами. Опора в работе с ними только на теории органического функционирования тела, защита от эмоциональной, эмпатической связи с пациентом могут быть потребностью персонала, но это лишает пациента необходимой помощи. Так, врачам характерно сталкиваться с проблемами взаимоотношений с пациентами, общением врача и пациента в плановом осмотре, на приеме у врача, в отделении.

Врачи различных специализаций так или иначе сталкиваются с проблемой установления контакта с пациентом для последующей плодотворной работы по излечению болезни и эффективному выздоровлению их пациентов, и данный процесс не является односторонним, т.к. важен не только профессионализм врача, но и желание пациента выздороветь. Таким образом, конструктивное коммуникативное взаимодействие в диаде «врач-больной», установление контакта с пациентом, доверительное отношение пациента к врачу помогают достичь данную цель.

От качества коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной» зависит успешность излечения больного. Однако методы обучения коммуникативному взаимодействию врача с больным в психологическом плане, как правило, нигде не рассматривались (Ф. В. Басин, В. С. Ротенберг -контакт врача с пациентом - необходимое условие психотерапии). Известно, что психологическая составляющая коммуникации в диаде «врач-больной» играет большую роль в излечении больного, но связь между ней и медикаментозным методом лечения не установлена, что и породило проблему данного исследования.

Повседневная жизнь и практика выдвигают на первый план значение личности врача и взаимодействий врача и больного. Поэтому вопрос оптимизации процессов коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной» является актуальным. В связи с этим целью исследования было изучение возможностей оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной».

При этом гипотезу исследования мы сформулировали следующим образом: стиль и направленность в коммуникативном взаимодействии в диаде «врач-больной» опосредованы профессиональными специализациями врача и социально-психологическими качествами его личности.

Исследовательской базой явились лечебные учреждения г. Пензы, Пензенской и Нижегородской областей.

В ходе исследования нами было опрошено 700 человек, из них 250 врачей: 80 врачей - хирургов (30-47 лет, из них 68 - лица мужского пола, 12 -женского пола, стаж работы от 2 до 24 лет); 90 врачей - терапевтов (28-55 лет, из них 65 - лица женского пола, 25 - мужского пола, стаж работы от 1 до 29 лет); 80 врачей - неврологов (28-50 лет, из них 40 - лица женского пола, 40 - лица мужского пола, стаж работы от 3 до 22 лет). Было опрошено 450 пациентов, проходящих лечение и наблюдающихся у данных врачей (18-79 лет). Таким образом, можно считать, что выборка нашего исследования отвечает принципам репрезентативности.

В исследовании применялась система психологических методов, позволяющих получить целостное описание системы «человек - профессиональная деятельность» применительно к профессии врача. Использовался комплекс методов: метод теоретического анализа социально-психоло-

гической, медицинской, деонтологической литературы; диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности); методы статистической обработки результатов. Для сбора первичной информации использовались следующие методы: опросный в его различных модификациях (анкета для врачей, анкета для пациентов, анкета-интервью для врачей).

Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обеспечены применением комплекса методов, адекватных выдвинутым задачам, и репрезентативностью выборки испытуемых, эмпирического материала, необходимого для количественной и качественной характеристики предмета исследования, использованием апробированных в отечественной психологии, надежных и валидных психодиагностических методов и методик, а также применением математико-статистических методов анализа экспериментальных данных (угловое преобразование Фишера).

Организация нашего исследования состояла из следующих этапов:

- 1 этап (2002-2003) - теоретический анализ проблемы исследования;

- 2 этап (2003-2004) - пилотажный опрос испытуемых, подбор психодиагностических методов и методик исследования, направленных на изучение социально-психологических качеств личности врача, влияющих на эффективность коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной»;

- 3 этап (2005-2006) - проверка выдвинутой гипотезы и поиск методов оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной», апробация результатов исследования.

На первом этапе исследования (2002-2003) была осуществлена теоретическая проработка исследуемой проблемы: анализ современной системы профессионального психологического отбора врачей (профессиограмма врачей), анализ современной системы коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной», анализ коммуникативной компетентности врачей, анализ деонтологических компонентов, входящих в психологические профессионально важные качества врачей, анализ сценариев, стилей и моделей взаимодействия врача с пациентами в зависимости от медицинской специальности, выявление недостатков существующей системы коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной», сбор материалов по коммуникативному взаимодействию врача с пациентом, влияющему на лечебный процесс.

Второй этап исследования (2003-2004) включал в себя проведение пилотажного опроса, после чего был осуществлен подбор методов и методик, направленных на изучение социально-психологических качеств личности врача, влияющих на эффективность коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной», специфику общения врачей различных медицинских специальностей. Была осуществлена разработка анкеты для пациентов, направленной на изучение социально-психологических качеств личности врачей, влияющих на доверительные отношения пациента с врачом, и разработка анкеты для врачей, направленной на изучение представлений врачей о лечебном процессе и на изучение их взаимодействий с пациентами.

Третий этап исследования (2005-2006) был направлен на проверку выдвинутой гипотезы исследования и на поиск методов оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной». На данном этапе была проведена апробация и внедрение результатов диссертационного исследования на практике, обобщены результаты и сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования.

Для исследования стиля коммуникативного взаимодействия и социальнопсихологических качеств личности врача, направленности в общении мы использовали психодиагностические методики: Т. Лири «Тест интерперсональной диагностики личности», С. Л. Братченко «Направленность личности в общении», В. И. Андреева «Социально-коммуникативная компетентность».

Анализ эмпирических данных, полученных в результате проведения методики «Направленность личности в общении» (С. Л. Братченко), позволил нам сделать следующие выводы:

- для врача-хирурга характерна авторитарная направленность в общении (81%) (ф* = 2,240; р < 0,01);

- для врача-терапевта характерна манипулятивная направленность в общении (76,25%) (ф* = 2,122; р < 0,01);

- для врача-невролога характерна индифферентная направленность в общении (85%) (ф* = 2,346; р < 0,01).

Таким образом, исходя из статистически достоверных различий исследуемых признаков, врачи-хирурги, независимо от половой принадлежности, проявляют эгоцентризм в общении, требуют согласие с собственной позицией и имеют ригидные авторитарные установки в общении. Для врачей-терапевтов характерны манипуляции в общении. Они ориентированы на саморазвитие, собственную выгоду за счет интересов партнера по общению, стремятся понять партнера для того, чтобы использовать его в личных целях. У врачей-

неврологов отсутствует выраженная ориентация в сфере общения, для них больше характерна установка на сугубо деловые отношения с партнером.

По полученным среднестатистическим данным врачи-хирурги (82%) (ф* = 2,265; р < 0,01) выбирают авторитарный стиль общения (независимо от половой принадлежности и стажа работы в профессии). При взаимодействии с больными у них проявляются такие качества, как уверенность в себе, умение быть хорошими советчиками, нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей.

Врачи-терапевты, независимо от половой принадлежности и стажа работы в профессии, выбирают такие стили общения, как эгоистичный (66,75%) (ф* = 1,911; р < 0,01) и агрессивный (55,75%) (ф* = 1,685; р < 0,01). Можно предположить, что для врачей-терапевтов характерна выраженность чувства собственного превосходства над окружающими, несдержанность и вспыльчивость. Врачи-неврологи мужского пола выбирают авторитарный стиль общения (80,5%) (ф* = 2,227; р < 0,01), в то время как у женщин-неврологов в основном выражен эгоистичный стиль общения (70,5%) (ф* = 1,993; р < 0,01). Статистические различия по стилям профессионального общения врачей-неврологов показывают, что наиболее проявлен авторитарный стиль общения (74,75%) (ф* = 2,087; р < 0,01), менее проявлен эго-стичный (72,75%) (ф* = 2,042; р < 0,01). Следовательно, мы можем констатировать проявление таких качеств, как уверенность в себе, умение быть хорошими советчиками, нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей и чувство собственного превосходства над окружающими.

Полученные обобщенные данные по методике В. И. Андреева «Социально-психологическая компетентность» свидетельствуют о том, что врачи-хирурги, как мужчины, так и женщины, выбирают такие показатели, как «нетерпимость к неопределенности» (78,75%) (ф* = 2,182; р < 0,01) и «повышенное стремление к статусному росту» (71%) (ф* = 2,004; р < 0,01). Причем частота встречаемости показателя «нетерпимость к неопределенности» у мужчин выше (83%) (ф* = 2,292; р < 0,01), чем у женщин (74,5%) (ф* = 2,081; р < 0,01), а частота встречаемости показателя «повышенное стремление к статусному росту» у женщин выше (73%) (ф* = 2,049; р < 0,01), чем у мужчин (69%) (ф* = 1,961; р < 0,01).

Исходя из полученных данных, мы предположили, что мужчины-хирурги больше ориентированы на выбор некоего оптимального варианта при выполнении работы, который обеспечивает невысокие результаты, но в то же время позволяет избежать неудач, а женщины-хирурги больше ориентированы на социальную оценку своей работы.

Врачи-хирурги и врачи-терапевты независимо от половой принадлежности выбирают показатель «повышенное стремление к статусному росту», причем показатели у терапевтов заметно отличаются от показателей хирургов. Так, например, врачи-терапевты женского пола имеют самые высокие средние показатели по частоте встречаемости данного признака (79,5%) (ф* = 2,202; р < 0,01), а врачи-терапевты мужского пола - самые низкие показатели по частоте встречаемости данного признака (67,5%) (ф* = 1,928; р < 0,01). Также у врачей-терапевтов наблюдается «ориентация на избегание неудач». Частота встречаемости данного признака у мужчин и женщин практически не отличается друг от друга. Поэтому мы сделали вывод о том, что для всех терапев-

тов, принявших участие в данном исследовании, характерно стремление к избеганию неудач.

У врачей-неврологов, как у мужчин (54,5%) (ф* = 1,661; р < 0,01), так и у женщин (45%) (ф* = 1,471; р < 0,01), доминирует такой показатель, как «социально-коммуникативная неуклюжесть», что означает отсутствие социально-коммуникативной гармоничности и умения преподнести свое мнение и выслушать чужое.

Таким образом, в результате изучения социально-психологической компетентности врачей по методике В. И. Андреева мы выявили, что врачам-хирургам свойственна «нетерпимость к неопределенности» и «повышенное стремление к статусному росту»; врачам-терапевтам - «ориентация на избежание неудач» и «повышенное стремление к статусному росту»; врачам-неврологам - «социально-коммуникативная неуклюжесть».

После проведения психодиагностических методик врачам, участвующим в исследовании, предлагалась анкета, направленная на изучение их представлений о коммуникативном взаимодействии с больными. Для изучения желаемых социально-психологических качеств врача и для выявления доверительного отношения пациента к своему врачу мы разработали анкету для пациентов.

По результатам анкет мы определили, что на эффект лечения в хирургии оказывает влияние авторитарный стиль общения. Врачи-терапевты, выбирающие манипулятивную направленность в общении, имеют высокие отзывы со стороны своих пациентов о лечении. Половина из опрошенных пациентов желает видеть в своем лечащем враче собеседника, который может оказать психологическую поддержку. Врачи-неврологи выбирают индифферентный подход в общении в диаде «врач-больной», причем больше половины их пациентов принимают данный подход. При этом пациентам врачей-неврологов хотелось бы, что бы врач рассматривал их «не как симптом и болезнь, а как человека» и мог оказать им эмоциональную поддержку. Данные, полученные из опроса пациентов, коррелируют с эмпирическими данными, полученными при психодиагностике врачей.

Таким образом, проведенный статистический анализ эмпирических данных показывает, что социально-психологические качества врачей и стили коммуникативного взаимодействия в диаде «врач-больной» опосредованы профессиональным профилем врачей, причем дисгармония в коммуникативном взаимодействии врача в диаде «врач-больной» опосредована его медицинской специализацией. В свою очередь, методы психологической коррекции едины, т.к. они не касаются специализации врача, а затрагивают социально-психологические качества личности врача.

Для решения практической задачи, вытекающей из существующей и эмпирически обоснованной проблемы исследования, нами были разработаны системы тренинговых занятий, которые способствовали развитию выявленных в ходе исследования социально-психологических качеств врачей и формированию навыков конструктивного взаимодействия в диаде «врач-больной».

Полученные результаты могут быть использованы в медицинских, лечебных учреждениях, а также при обучении студентов-медиков.

Список литературы

1. Андронов, В. П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования / В. П. Андронов // Психологическая наука и образование. - 1999. - № 2.

2. Бобров, В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В. А. Бобров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Боброва [и др.]. - М., 1991.

3. Братченко, С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала : метод. пособие для школьных психологов / С. Л. Братченко. - Псков : Изд-во Псковского областного ин-та повышения квалификации работников образования, 1997.

4. Дуброва, В. П. Развитие коммуникативной компетентности врача в контексте социопсихосоматического подхода к пациенту / В. П. Дуброва // Актуальные вопросы теоретической и практической медицины : тезисы докладов 55-й научой сессии ВГМУ / ред. кол.: О. Я. Л. Бекиш, Ю. Я. Родионов, Н. Е. Федоров [и др.]. -Витебск, 2000.

5. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996.

6. Ясько, Б. А. Врач: психология личности. - Краснодар, 2001.

7. Ясько, Б. А. Психологические аспекты профессионального становления и развития личности врача / Б.А. Ясько // Проблема регионального управления, экономики, нрава и инновационных процессов в образовании : тезисы докладов II Международной научно-практической конференции. - Таганрог, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.