Научная статья на тему 'Коммуникативное взаимодействие в диаде "врач-больной"'

Коммуникативное взаимодействие в диаде "врач-больной" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2903
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Константинова Татьяна Вячеславовна

В данной статье рассматривается проблема коммуникативного взаимодействия в диаде "врач-больной", а также обосновывается метод оптимизации коррекционного воздействия на направленность личности врача в общении и овладения им коммуникативными навыками взаимодействия с больными. Определены и статистически обоснованы характерные для врачей различной специализации стили коммуникативного взаимодействия и социально-психологические качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное взаимодействие в диаде "врач-больной"»

240 Вестник СамГУ — Естественнонаучная серия. 2006. №6/2 (46)

УДК 159.9.33.1.101.3

КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДИАДЕ “ВРАЧ-БОЛЬНОЙ”1

© 2006 Т.В. Константинова2

В данной статье рассматривается проблема коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной”, а также обосновывается метод оптимизации коррекционного воздействия на направленность личности врача в общении и овладения им коммуникативными навыками взаимодействия с больными. Определены и статистически обоснованы характерные для врачей различной специализации стили коммуникативного взаимодействия и социально-психологические качества личности.

Введение

Проблема коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной” занимала, в основном, умы психотерапевтов и психиатров в медицине. Так, Мишель Сапир, возглавляющий Ассоциацию исследований и изучения формирования функционального здоровья, подчеркивает, что технический прогресс медицины может быть по-настоящему эффективным лишь при включении в контекст отношений “врач — больной”. Подготовка и обучение врачей коммуникативному взаимодействию при сопровождении лечения являются проблемной зоной исследования [1]. Этим занимались такие авторы, как П. Федид, А. Каин, Ж.-П. Леманн, А. Тренкель, С. Коэн-Леон, Ж.-П. Де-лиль. От 30 до 40% больных, подчеркивает А. Миссекар, обращаются к врачам с кризисами тревоги, соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств, психосоматическими расстройствами. Опора в работе с ними только на теории органического функционирования тела, защита от эмоциональной, эмпатической связи с пациентом могут быть потребностью персонала, но это лишает пациента необходимой помощи [1]. Так, врачам характерно сталкиваться с проблемами взаимоотношений с пациентами, общением врача и пациента при плановом осмотре, на приеме, в отделении.

1 Представлена доктором медицинских наук, профессором Н.В. Русаковой.

2 Константинова Татьяна Вячеславовна (vasiliska_ta@mail.ru), кафедра общей психологии, Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, 440600, г. Пенза, а/я 40.

Проблема коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной” рассматривается в различных областях знаний. В медицинской деонтологии, клинической и мединской психологии акцент делается на врачебный долг, совесть врача, на личность больного [2, 3]; в психотерапии большое внимание уделяется общению между врачом и пациентом, так как общение выступает средством лечения [4]. Отмечается важность личностного подхода к коммуникативному взаимодействию в диаде “врач-больной” по типу “субъект — субъект”, а также эмоционального компонента общения, который способствует эффективности лечебных средств и приносит чувство удовлетворенности и пациенту, и врачу [5, 6]. Важное место в процессе коммуникативного взаимодействия в диаде “врач — больной” уделяется методу беседы, личностным особенностям врачей, их ролевому поведению [6].

Врачи различных специализаций так или иначе сталкиваются с проблемой установления контакта с пациентом для последующей плодотворной работы по излечению болезни и эффективному выздоровлению их пациентов, и данный процесс не является односторонним, так как важны не только профессионализм врача, но и желание пациента выздороветь [7, 8]. Таким образом, конструктивное коммуникативное взаимодействие в диаде “врач-больной”, установление контакта с пациентом, доверительное отношение пациента к врачу помогают достичь данную цель.

От качества коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной” зависит успешность излечения больного [9]. Однако методы обучения коммуникативному взаимодействию врача с больным в психологическом плане, как правило, нигде не рассматривались. Известно, что психологическая составляющая коммуникации в диаде “врач-больной” играет большую роль в излечении больного, но связь между ней и медикаментозным методом лечения не установлена, что и породило проблему данного исследования.

Повседневная жизнь и практика выдвигают на первый план значение личности врача и взаимодействий врача и больного [10]. Поэтому вопрос оптимизации процессов коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной” является актуальным. В связи с этим целью исследования было изучение возможностей оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной”.

При этом гипотезу исследования мы сформулировали следующим образом: стиль и направленность в коммуникативном взаимодействии в диаде “врач-больной” опосредованы профессиональными специализациями врача и социально-психологическими качествами его личности.

Исследовательской базой явились лечебные учреждения г. Пензы, Пензенской и Нижегородской областей.

В ходе исследования нами было опрошено 700 человек, из них 250 врачей: 80 врачей-хирургов (30-47 лет, из них 68 — лица мужского пола, 12 — женского пола, стаж работы от 2 до 24 лет); 90 врачей-терапевтов (28-55 лет, из них 65 — лица женского пола, 25 — мужского пола, стаж работы от 1 до 29 лет); 80 врачей-неврологов (28-50 лет, из них 40 — лица женского пола, 40 — лица мужского пола, стаж работы от 3 до 22 лет). И 450 пациентов, проходящих лечение и наблюдающихся у данных врачей, участвующих в опросе и анкетировании (18-79 лет). Таким образом, можно считать, что выборка нашего исследования отвечает принципам репрезентативности.

Материалы и методы исследования

В исследовании применялась система психологических методов, позволяющих получить целостное описание системы “человек — профессиональная деятельность” применительно к профессии врача. Использовался комплекс методов: теоретического анализа социально-психологической, медицинской, деонтологической литературы; диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности); а также статистической обработки результатов. Для сбора первичной информации использовались следующие методы: опросный в его различных модификациях (анкета для врачей, анкета для пациентов, анкета — интервью для врачей)

Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обеспечены применением комплекса методов, адекватных выдвинутым задачам, и репрезентативностью выборки испытуемых, эмпирического материала, необходимого для количественной и качественной характеристики предмета исследования, использованием апробированных в отечественной психологии, надежных и валидных психодиагностических методов и методик, а также применением математико — статистических методов анализа экспериментальных данных (угловое преобразование Фишера).

Организация исследования

На первом этапе исследования (2002-2003 гг.) была осуществлена теоретическая проработка исследуемой проблемы: анализ современной системы профессионального психологического отбора врачей (профессиограмма врачей), коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной”, анализ коммуникативной компетентности врачей, анализ деонтологических компонентов, входящих в психологические профессионально важные качества врачей, сценариев, стилей и моделей взаимодействия врача с пациентами в зависимости от медицинской специальности, выявление недостатков существующей системы коммуникативного взаимодействия в диаде “врач — больной”, сбор материалов по коммуникативному взаимодействию врача с пациентом, влияющему на лечебный процесс.

Второй этап исследования (2003-2004 гг.) включал в себя проведение пилотажного опроса, после чего был осуществлен подбор методов и методик, направленных на изучение социально-психологических качеств личности врача, влияющих на эффективность коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной”, специфику общения врачей различных медицинских специальностей. Были разработаны анкеты для пациентов, направленные на изучение социально-психологических качеств личности врачей, влияющих на доверительные отношения пациента с врачом, и для врачей, предназначенные для изучения представлений врачей о лечебном процессе и их взаимодействий с пациентами.

Третий этап исследования (2005-2006 гг.) был направлен на проверку выдвинутой гипотезы исследования и на поиск методов оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной”. На данном этапе были проведены апробация и внедрение результатов диссертационного исследова-

ния на практике, обобщены результаты и сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования.

Для исследования стиля коммуникативного взаимодействия и социальнопсихологических качеств личности врача, направленности в общении мы использовали психодиагностические методики: Т. Лири “Тест интерперсональной диагностики личности” [11] , С.Л. Братченко “Направленность личности в общении” [12], В.И. Андреева “Социально-коммуникативная компетентность” [11].

Результаты и их обсуждение

Анализ эмпирических данных, полученных в результате проведения методики “Направленность личности в общении” (С.Л. Братченко), позволил нам сделать следующие выводы:

— для врача-хирурга характерна авторитарная направленность в общении (81%) (ф* = 2,240; р<0,01);

— для врача-терапевта характерна манипулятивная направленность в общении (76,25%);(ф* = 2,122; р<0,01);

— для врача-невролога характерна индифферентная направленность в общении (85%) (ф* = 2,346; р<0,01).

Таким образом, исходя из статистически достоверных различий исследуемых признаков, врачи-хирурги независимо от половой принадлежности проявляют эгоцентризм в общении, требуют согласия с собственной позицией и имеют ригидные авторитарные установки в общении. Для врачей-терапев-тов характерны манипуляции в общении. Они ориентированы на саморазвитие, собственную выгоду за счет интересов партнера по общению, стремятся понять партнера для того, чтобы использовать его в личных целях. У врачей-неврологов отсутствует выраженная ориентация в сфере общения, для них больше характерна установка на сугубо деловые отношения с партнером.

По полученным среднестатистическим данным врачи-хирурги (82%) (ф* = = 2,265; р<0,01) выбирают авторитарный стиль общения (независимо от половой принадлежности и стажа работы в профессии). При взаимодействии с больными у них проявляются такие качества, как уверенность в себе, умение быть хорошими советчиками, нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей.

Врачи-терапевты независимо от половой принадлежности и стажа работы в профессии выбирают такие стили общения, как эгоистичный (66,75%) (ф* = 1,911; р<0,01) и агрессивный (55,75%),(ф* = 1,685; р<0,01). Можно предположить, что для врачей-терапевтов характерны выраженность чувства собственного превосходства над окружающими, несдержанность и вспыльчивость. Врачи-неврологи мужского пола выбирают авторитарный стиль общения (80,5%)(ф* = 2,227; р<0,01), в то время как у женщин-неврологов в основном выражен эгоистичный стиль общения (70,5%) (ф* = 1,993; р<0,01). Статистические различия по стилям профессионального общения врачей-не-врологов показывают, что наиболее проявлен авторитарный стиль общения (74,75%)(ф*=2,087; р<0,01), менее проявлен — эгостичный (72,75%)(ф* = 2,042;

р<0,01). Следовательно, мы можем констатировать проявление таких качеств, как уверенность в себе, умение быть хорошими советчиками, нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей и чувство собственного превосходства над окружающими.

Полученные обобщенные данные по методике В.И. Андреева “Социально-психологическая компетентность” свидетельствуют о том, что врачи-хирурги как мужчины, так и женщины выбирают такие показатели, как “нетерпимость к неопределенности” (78,75%) (ф* = 2,182; р<0,01) и “повышенное стремление к статусному росту” (71%) (ф* = 2,004; р<0,01). Причем частота встречаемости показателя “нетерпимость к неопределенности” у мужчин выше (83%)(ф* = 2,292; р<0,01), чем у женщин (74,5%) (ф* = 2,081; р<0,01), а частота встречаемости показателя “повышенное стремление к статусному росту” у женщин выше (73%) (ф* = 2,049; р<0,01), чем у мужчин (69%) (ф* = 1,961; р<0,01).

Исходя из полученных данных, мы предположили, что мужчины-хирурги больше ориентированы на выбор некоего оптимального варианта при выполнении работы, который обеспечивает невысокие результаты, но в то же время позволяет избежать неудач, а женщины-хирурги больше ориентированы на социальную оценку своей работы.

Врачи-хирурги и врачи-терапевты независимо от половой принадлежности выбирают показатель “повышенное стремление к статусному росту”, причем показатели у терапевтов заметно отличаются от показателей хирургов, так, например, врачи-терапевты женского пола имеют самые высокие средние показатели по частоте встречаемости данного признака (79,5%)(ф* = 2,202; р<0,01), а врачи-терапевты мужского пола — самые низкие показатели по частоте встречаемости данного признака (67,5%)(ф* = 1,928; р<0,01). Также у врачей-терапевтов наблюдается “ориентация на избегание неудач”. Частота встречаемости данного признака у мужчин и женщин практически не отличается друг от друга. Поэтому мы сделали вывод о том, что для всех терапевтов, принявших участие в данном исследовании, характерно стремление к избеганию неудач.

У врачей-неврологов как у мужчин (54,5%) (ф* = 1,661; р<0,01), так и у женщин (45%) (ф* = 1,471; р<0,01) доминирует такой показатель, как “социально-коммуникативная неуклюжесть”, что означает отсутствие социально-коммуникативной гармоничности и умения преподнести свое мнение и выслушать чужое.

Таким образом, в результате изучения социально-психологической компетентности врачей по методике В.И. Андреева мы выявили, что врачам-хирур-гам свойственны “нетерпимость к неопределенности” и “повышенное стремление к статусному росту”; врачам-терапевтам — “ориентация на избежание неудач” и “повышенное стремление к статусному росту”; врачам-неврологам — “социально-коммуникативная неуклюжесть”.

После проведения психодиагностических методик врачам, участвующим в исследовании, предлагалась анкета, направленная на изучение их представлений о коммуникативном взаимодействии с больными. Для изучения желаемых социально-психологических качеств врача и для выявления доверительного отношения пациента к своему врачу мы разработали анкету для пациентов.

По результатам анкет мы определили, что на эффект лечения в хирургии оказывает влияние авторитарный стиль общения. Врачи-терапевты, выбирающие манипулятивную направленность в общении, имеют высокие отзывы со стороны своих пациентов о лечении. Половина из опрошенных пациентов желает видеть в своем лечащем враче собеседника, который может оказать психологическую поддержку. Врачи-неврологи выбирают индифферентный подход в общении в диаде “врач-больной”, причем больше половины их пациентов принимают данный подход. При этом пациентам врачей-неврологов хотелось бы, чтобы врач рассматривал их “не как симптом и болезнь, а как человека” и мог оказать им эмоциональную поддержку. Данные, полученные из опроса пациентов, коррелируют с эмпирическими данными, полученными при психодиагностике врачей.

Проведенный статистический анализ эмпирических данных показывает, что социально-психологические качества врачей и стили коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной” опосредованы профессиональным профилем врачей, причем дисгармония в коммуникативном взаимодействии врача в диаде “врач-больной” опосредована его медицинской специализацией. В свою очередь методы психологической коррекции едины, т.к. они не касаются специализации врача, а затрагивают социально-психологические качества его личности.

Для решения практической задачи, вытекающей из существующей и эмпирически обоснованной проблемы исследования, нами была разработана система тренинговых занятий, которые способствовали развитию выявленных в ходе исследования социально-психологических качеств врачей и формированию навыков конструктивного взаимодействия в диаде “врач-больной”.

Тренинг построен таким образом, чтобы в нем были задействованы все три уровня психологической работы с участниками групп: информационный; личностный; поведенческий. Поэтому данный тренинг включал в себя элементы личностного тренинга, тренинга навыков и обеспечение участников группы информацией по данной теме.

Цель тренинга — формирование навыков конструктивного взаимодействия врача в диаде “врач-больной”. В задачи тренинга входит помочь участникам группы:

— осознать свою позицию в общении в диаде “врач-больной”, понять и проанализировать свои установки при восприятии различных людей, что приводит к осознанию собственной ответственности за построение коммуникации с пациентами;

— развить навыки активного слушания, научиться поддерживать пациентов с различными диагнозами, типами характера, разными проблемами и стилями поведения;

— овладеть конструктивными способами выражения как положительных, так и отрицательных эмоций.

Данный социально-психологический тренинг проводился на трех различных выборках врачей: врачи-хирурги (12 человек), врачи-терапевты (12 человек), врачи-неврологи (12 человек). После завершения тренинга была проведена повторная психодиагностики врачей, участвовавших в формирующим эксперименте.

Повторная психодиагностика врачей показала, что в экспериментальной группе произошли качественные изменения в выборе направленности в общении с пациентами и стилях коммуникативного взаимодействия, что отражается в статистически значимых различиях уровней исследуемых признаков. Это свидетельствует о том, что разработанный социально-психологический тренинг открывает возможность оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной”.

После проведения социально-психологического тренинга в экспериментальной группе мы выявили следующие качественные изменения:

— врачи-хирурги выбирают помимо авторитарного стиля коммуникативного взаимодействия и авторитарной направленности в общении диалогическую коммуникативную направленность и манипулятивную направленность в общении (ф*= 3,53; р<0,01);

— врачи-терапевты выбирают кроме эгоистичного и агрессивного стилей коммуникативного взаимодействия диалогическую коммуникативную направленность в общении (ф*= 3,46; р<0,01);

— врачи-неврологи выбирают манипулятивную коммуникативную направленность в общении (ф*= 2,62; р<0,01).

Итак, социально-психологический тренинг, направленный на овладение навыками конструктивного взаимодействия в диаде “врач-больной”, изменяет направленность врачей в общении. Это открывает перспективу оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной”.

После проведения формирующего эксперимента и вторичной диагностики врачей различной медицинской специализации с их пациентами проводилось повторное анкетирование. Цель анкетирования — изучение возможных изменений во взаимодействии врачей с их пациентами. Для этого мы применяли ту же анкету, что и в пилотажном опросе, где акцент делался на желательные социально-психологические качества личности врача и на желаемые особенности коммуникативного взаимодействия врача с пациентами. В результате повторного анкетирования мы выявили следующее: большинство пациентов довольны изменениями в коммуникативном взаимодействии в диаде “врач-больной”, что подтверждает результативность и эффективность социально-психологического тренинга и говорит о том, что найдены пути оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной”. В контрольной же группе врачей не были выявлены качественные изменения в выборе направленности личности в общении и особенностях взаимодействия с пациентами. При повторном анкетировании пациенты давали такие же ответы, что и при проведении пилотажного эксперимента.

Заключение

Проведенное исследование в целом позволяет понять, что коммуникативное взаимодействие врача с пациентами опосредовано его медицинской специализацией и социально-психологическими качествами его личности. Оптимизация коммуникативного взаимодействия врача в диаде “врач-больной” возможна через развитие у него навыков конструктивного взаимодействия.

Исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Стиль и направленность в коммуникативном взаимодействии в диаде “врач-больной” опосредованы профессиональными специализациями врача и его социально-психологическими качествами личности.

2. Экспериментальные исследования показали следующее.

• Социально-психологические качества личности у врачей различной медицинской специализации отличаются друг от друга. Выявлены:

— нетерпимость к неопределенности, повышенное стремление к статусному росту, ориентация на выбор оптимального варианта в работе, позволяющего избежать профессиональных неудач, характерны для врачей-хирургов мужского пола, и ориентация на оценку своей работы со стороны социума характерна для врачей-хирургов женского пола;

— стремление к избеганию неудач и повышенное стремление к статусному росту характерны для врачей-терапевтов;

— отсутствие социально-коммуникативной гармоничности и умения преподнести свое мнение и выслушать чужое характерно для врачей-неврологов.

• Стиль коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной” определяется медицинской специальностью врача. Так, врачам различных медицинских специальностей свойственны различные стили коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной”:

— врачам-хирургам характерен авторитарный стиль коммуникативного взаимодействия и авторитарная направленность в общении;

— врачам-терапевтам характерна манипулятивная направленность в общении и такие стили коммуникативного взаимодействия, как эгоистичный и агрессивный;

— врачам-неврологам характерна индифферентная направленность в общении, для врачей-неврологов мужского пола характерен авторитарный стиль коммуникативного взаимодействия, для врачей-неврологов женского пола — эгоистичный стиль коммуникативного взаимодействия;

— социально-психологический тренинг, направленный на овладение навыками конструктивного взаимодействия в диаде “врач-больной”, изменяет направленность врачей в общении и стили их коммуникативного взаимодействия.

Выявлено:

а) врачи-хирурги выбирают помимо авторитарного стиля коммуникативного взаимодействия и авторитарной направленности в общении диалогическую коммуникативную направленность и манипулятивную направленность в общении;

б) врачи-терапевты предпочитают кроме эгоистичного и агрессивного стилей коммуникативного взаимодействия диалогическую коммуникативную направленность в общении;

в) врачи-неврологи выбирают манипулятивную и диалогическую коммуникативную направленность в общении.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в возможность оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной”.

Материалы исследования могут быть использованы для дальнейших научных исследований в области изучения возможностей оптимизации процесса коммуникативного взаимодействия в диаде “врач-больной”.

Литература

[1] Sapir, М. Formation a la relation soignant-soigne: Mythe et realite. La pensee sauvage editions / М. Sapir. — Paris, 1989. — 157 p.

[2] Грандо, A.A. Врачебная этика и медицинская деонтология / А.А. Гран-до. — Киев, 1982.

[3] Матвеев, В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии / В.Ф. Матвеев. — М., 1992. — 174 с.

[4] Кравасарский, Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Кравасарский. — М., 2002. -379 с.

[5] Либих, С.С. Коллективная психотерапия неврозов / С.С. Либих. — Л., 1973. — 207 с.

[6] Ташлыков, В. А. Значение эмпатического отношения врача к больному при психотерапии неврозов / В.А. Ташлыков // Психогигиенические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. - Л., 1976. - С. 121-122.

[7] Ясько, Б.А. Психологические аспекты профессионального становления и развития личности врача / Б.А. Ясько // 2-я Международная научнопрактическая конференция “Проблемы регионального управления, экономики, нрава и инновационных процессов в образовании”: тез. докладов. — Таганрог, 2001.

[8] Ясько, Б.А. Врач: психология личности / Б.А. Ясько. — Краснодар, 2001.

[9] Дуброва, В.П. Развитие коммуникативной компетентности врача в контексте социопсихосоматического подхода к пациенту / В.П. Дуброва // Актуальные вопросы теоретической и практической медицины: тез. докладов 55-й науч. сессии ВГМУ. — Витебск, 2000.

[10] Соложенкин, В.В. Психологические основы врачебной деятельности / В.В. Соложенкин. — М.: Академ. проект, 2003. — 304 с.

[11] Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты. Составление, подготовка текста, библиография / Э.Р. Ахмеджанов. — М., 1997 — 320 с.

[12] Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: метод. пособие для школьных психологов / С.Л. Братченко. — Псков: Изд-во Псковского областн. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997.

Поступила в редакцию 19.09.2006; в окончательном варианте — 28.09.2006.

COMMUNICATION INTERACTION IN THE DYAD “PHYSICIAN- PATIENT”3

© 2006 T.V. Konstantinova4

In the paper the communication interaction problem in the dyad “physician- patient” is considered. The method of optimization of the influence on a personal orientation of a physician in communication and studying communicative skills for interaction with a patient is discussed.

A style of the professional contact and social-psychological traits of physicians of various specializations are worked out and statistically proved.

Paper received 19.09.2006. Paper accepted 28.09.2006.

3 Communicated by Dr. Sci. (Med.) Prof. N.V. Rusakova.

4 Konstantinova Tatiana Vyacheslavovna (vasiliska_ta@mail.ru), Dept. of General Psychology, Penza State Pedagogical University, Penza, 440600, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.