ребенка с ранним детским аутизмом находят свое теоретическое и практическое подтверждение в практической деятельности стационарных и полустационарных учреждений и организаций социальной защиты населения. Дети с ранним аутизмом и ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам здоровых детей.
список литературы
1. Детский аутизм: хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 2001. 234 с.
2. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М., 1985. 389 с.
3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997. 125 с.
УДК 159.9
особенности коммуникативного взаимодействия с вольным в зависимости от специализации врача
Т. В. КОНСТАНТИНОВА Кафедра общей психологии
В статье рассматривается проблема коммуникативного взаимодействия в диаде «врач - больной», а также обосновывается метод оптимизации коррекционного воздействия на направленность личности врача в общении и овладения им коммуникативными навыками взаимодействия с больными. Определены и статистически обоснованы характерные для врачей различной специализации стили коммуникативного взаимодействия и социально-психологические качества личности.
Под коммуникативным взаимодействием в диаде «врач - больной» мы понимаем устойчивые индивидуально-своеобразные приемы, способы передачи и приема информации в процессе общения врача с пациентом.
Коммуникативное взаимодействие в диаде «врач -больной» выступает как сложный и весьма многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга [9]. Цель взаимодействия в диаде «врач - больной» - помощь, оказываемая одним из участников общения (врачом) по отношению к другому (пациенту) [8].
Существуют различные модели коммуникативного взаимодействия врача с пациентом, в которых проявляются особенности их взаимодействия. Данные модели нацелены на эффективное донесение информации до больного. В задачи коммуникации в процессе взаимодействия в диаде «врач - больной» входит: информационная функция, способ преодоления одиночества, призыв о помощи. В свою очередь врач при коммуникативном взаимодействии с пациентом ставит такие цели, как установление контакта с больным, диагностику болезни, оценку эффективности лечения.
В отечественной литературе в некоторых источниках мы можем видеть описание важности «субъект -субъектного» коммуникативного взаимодействия и поиск возможностей психологического воздействия врача на своего пациента [20].
Коммуникативное взаимодействие в диаде «врач -больной» рассматривается в рамках различных областей знания. Так, в медицинской деонтологии акцент делается на врачебном долге, врачебной совести [7,18,19,20]; в медицинской психологии - на проблемах, связанных с личностью больного [1,5,10]; в рамках
психотерапии - на проблеме общения между врачом и пациентом, так как общение здесь выступает ведущим средством лечения [4,6,17]; в рамках социальной психологии - на процессе построения коммуникаций и общения в целом [12,13,16].
Коммуникативное взаимодействие в диаде «врач -больной» дает возможность: лучше распознавать и правильнее реагировать на вербальные и невербальные знаки пациентов и извлекать из них больше относящейся к делу информации; более эффективно проводить диагностику, поскольку эффективная диагностика зависит не только от установления телесных симптомов болезни, но также от способности врача выявить те соматические симптомы, причины которых могут иметь психологическую или социальную природу, что, в свою очередь, требует иных планов лечения; добиваться согласия пациента с планом лечения, так как исследования показали, что тренировка коммуникационных навыков оказывает положительное влияние на согласие пациента принимать назначенное ему лекарственное средство; передавать пациентам адекватную медицинскую информацию и мотивировать их следовать более здоровому стилю жизни, повышая таким образом роль врача в укреплении здоровья и профилактике болезни; воздействовать на различные формы отражения болезни (эмоциональную, интеллектуальную, мотивационную) и активизировать компенсаторные механизмы, повысив психосоматический потенциал личности пациента, помочь ему восстановить связь с миром, преодолеть так называемую «усвоенную, или обученную, беспомощность», разрушить стереотипы, созданные болезнью и создать образцы здорового реагирования; врачам действовать более эффективно в особо «чувствительных» аспектах взаимоотношений врач-пациент, которые часто встречаются в практике, например, необходимость сообщить пациенту, что он неизлечимо болен, необходимость сказать родственникам больного, что тот должен умереть, либо другие примеры сообщения плохих известий [3].
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ . Общественные науки • № 2 (6) 2006 г.
В известной нам литературе, исследования в области особенностей коммуникативного взаимодействия с больными в зависимости от медицинских специализаций врачей отсутствуют. Данная исследовательская работа направлена на изучение особенностей коммуникативного взаимодействия в диаде «врач -больной» в зависимости от специализаций врачей. Повседневная жизнь и практика выдвигает на первый план значение личности врача и взаимодействий врача и больного [15].
Гипотеза исследования: стиль и направленность в коммуникативном взаимодействии в диаде «врач -больной» опосредованы профессиональными специализациями врача и социально-психологическими качествами его личности.
Исследовательской базой явились лечебные учреждения г. Пензы, Пензенской и Нижегородской областей.
В ходе исследования нами было опрошено 700 человек, из них 250 врачей: 80 врачей - хирургов (30-47 лет, из них 12 - женщин, 68 - мужчин, стаж работы от 2 до 24 лет); 90 врачей - терапевтов (28 - 55 лет, из них 65 - женщин, 25 - мужчин, стаж работы от 1 до 29 лет); 80 врачей - неврологов (28-50 лет, из них 40 - женщин, 40 - мужчин, стаж работы от 3 до 22 лет) - и 450 пациентов, проходивших лечение, и наблюдавшихся у данных врачей, участвующие в опросе и анкетировании (18-79 лет). Таким образом, можно считать, что выборка нашего исследования отвечает принципам репрезентативности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании применялась система психологических методов, позволяющих получить целостное описание системы «человек - профессиональная деятельность» применительно к профессии врача. Использовался комплекс методов: метод теоретического анализа социально-психологической, медицинской, деонтологической литературы; диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности); методы статистической обработки результатов. Для сбора первичной информации использовались следующие методы: опрос в его различных модификациях (анкета для врачей, анкета для пациентов, анкета-интервью для врачей). Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обеспечены применением комплекса методов, адекватных выдвинутым задачам и репрезентативностью выборки испытуемых, эмпирического материала, необходимого для количественной и качественной характеристики предмета исследования, использованием апробированных в отечественной психологии, надежных и валидных психодиагностических методов и методик, а также применением математико-статистических методов анализа экспериментальных данных (угловое преобразование Фишера [14]).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
На первом этапе исследования (2002-2003 гг.) была осуществлена теоретическая проработка исследуемой проблемы: анализ современной системы про-
фессионального психологического отбора врачей (про-фессиограмма врачей), анализ современной системы коммуникативного взаимодействия в диаде «врач -больной», анализ коммуникативной компетентности врачей, анализ деонтологических компонентов, входящих в психологические профессионально важные качества врачей, анализ сценариев, стилей и моделей взаимодействия врача с пациентами в зависимости от медицинской специальности, выявление недостатков существующей системы коммуникативного взаимодействия в диаде «врач - больной», сбор материалов по коммуникативному взаимодействию врача с пациентом, влияющему на лечебный процесс.
Второй этап исследования (2003-2004 гг.) включал в себя проведение пилотажного опроса, после чего был осуществлен подбор методов и методик, направленных на изучение социально-психологических качеств личности врача, влияющих на эффективность коммуникативного взаимодействия в диаде «врач -больной», специфику общения врачей различных медицинских специальностей. Была разработана анкета для пациентов, направленная на изучение социально-психологических качеств личности врачей, влияющих на доверительные отношения пациента с врачом, и анкета для врачей, направленная на изучение представлений врачей о лечебном процессе и на изучение их взаимодействий с пациентами;
Третий этап исследования (2005-2006 гг.) был направлен на проверку выдвинутой гипотезы исследования и на поиск методов оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде «врач - больной». На данном этапе была проведена апробация и внедрение результатов диссертационного исследования на практике, обобщены результаты и сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования.
Для исследования стиля коммуникативного взаимодействия и социально-психологических качеств личности врача, направленности в общении мы использовали психодиагностические методики: Т. Ли-ри «Тест интерперсональной диагностики личности» [11], С. Л. Братченко «Направленность личности в общении» [20], В. И. Андреева «Социально-коммуникативная компетентность» [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ эмпирических данных, полученных в результате проведения методики «Направленность личности в общении» (С. Л. Братченко), позволил нам сделать следующие выводы: для врача-хирурга характерна авторитарная направленность в общении (81 %) (ф* = 2,240; р < 0,01); для врача-терапевта характерна манипулятивная направленность в общении (76,25 %) (ф* = 2,122; р < 0,01); для врача-невролога характерна индифферентная направленность в общении (85 %) (ф* = 2,346; р < 0,01).
Таким образом, исходя из статистически достоверных различий исследуемых признаков врачи-хирурги, независимо от половой принадлежности, проявляют эгоцентризм в общении, требуют согласие с собственной позицией и имеют ригидные авторитарные уста-
новки в общении. Для врачей-терапевтов характерны манипуляции в общении. Они ориентированы на саморазвитие, собственную выгоду за счет интересов партнера по общению, стремятся понять партнера для того, чтобы использовать его в личных целях. У врачей-неврологов отсутствует выраженная ориентация в сфере общения, для них больше характерна установка на сугубо деловые отношения с партнером.
По полученным среднестатистическим данным врачи-хирурги (82 %) (ф* = 2,265; р < 0,01) выбирают авторитарный стиль общения (независимо от половой принадлежности и стажа работы в профессии). При взаимодействии с больными у них проявляются такие качества как уверенность в себе, умение быть хорошими советчиками, нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей.
Врачи-терапевты, независимо от половой принадлежности и стажа работы в профессии, выбирают такие стили общения как эгоистичный (66,75 %) (ф* = 1,911; р < 0,01) и агрессивный (55,75 %), (ф* = 1,685; р < 0,01). Можно предположить, для врачей-терапевтов характерна выраженность чувства собственного превосходства над окружающими, несдержанность и вспыльчивость. Врачи-неврологи мужского пола выбирают авторитарный стиль общения (80,5 %) (ф* = 2,227; р < 0,01), в то время как у женщин-неврологов в основном выражен эгоистичный стиль общения (70,5 %) (ф* = 1,993; р < 0,01). Статистические различия по стилям профессионального общения врачей-неврологов показывают, что наиболее проявлен авторитарный стиль общения (74,75 %) (ф* = 2,087; р < 0,01), менее проявлен - эгостичный (72,75 %) (ф *= 2,042; р < 0,01). Следовательно мы можем констатировать проявление таких качеств как уверенность в себе, умение быть хорошими советчиками, нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей и чувство собственного превосходства над окружающими.
Полученные обобщенные данные по методике В. И. Андреева «Социально-психологическая компетентность» свидетельствуют о том, что врачи-хирурги, как мужчины, так и женщины выбирают такие показатели как «нетерпимость к неопределенности» (78,75 %) (ф* = 2,182; р < 0,01) и «повышенное стремление к статусному росту» (71 %) (ф* = 2,004; р < 0,01). Причем частота встречаемости показателя «нетерпимость к неопределенности» у мужчин выше (83 %) (ф* = 2,292; р < 0,01), чем у женщин (74,5 %) (ф* = 2,081; р < 0,01), а частота встречаемости показателя «повышенное стремление к статусному росту» у женщин выше (73 %) (ф* = 2,049; р < 0,01), чем у мужчин (69 %) (ф* = 1,961; р < 0,01).
исходя из полученных данных мы предположили, что мужчины-хирурги больше ориентированы на выбор некоего оптимального варианта при выполнении работы, который обеспечивает невысокие результаты, но в то же время позволяет избежать неудач, а женщины-хирурги больше ориентированы на социальную оценку своей работы.
Врачи-хирурги и врачи-терапевты независимо от половой принадлежности выбирают показатель
«повышенное стремление к статусному росту», причем показатели у терапевтов заметно отличаются от показателей хирургов. Так, например, врачи-терапевты женского пола имеют самые высокие средние показатели по частоте встречаемости данного признака (79,5 %) (ф* = 2,202; р < 0,01), а врачи-терапевты мужского пола - самые низкие показатели по частоте встречаемости данного признака (67,5 %) (ф* = 1,928; р < 0,01). Также у врачей-терапевтов наблюдается ориентация на избегание неудач. Частота встречаемости данного признака у мужчин и женщин практически не отличается друг от друга. Поэтому мы сделали вывод о том, что для всех терапевтов, принявших участие в данном исследовании, характерно стремление к избеганию неудач.
у врачей-неврологов, как у мужчин (54,5 %) (ф* = 1,661; р < 0,01), так и у женщин (45 %) (ф* =1,471; р < 0,01) доминирует такой показатель, как «социально-коммуникативная неуклюжесть», что означает отсутствие социально-коммуникативной гармоничности и умения преподнести свое мнение и выслушать чужое.
Таким образом, в результате изучения социально-психологической компетентности врачей по методике В. И. Андреева, мы выявили, что врачам-хирургам свойственна «нетерпимость к неопределенности» и «повышенное стремление к статусному росту»; врачам-терапевтам - «ориентация на избежание неудач» и «повышенное стремление к статусному росту»; врачам-неврологам - «социально-коммуникативная неуклюжесть».
После проведения психодиагностических методик, врачам, участвовавшим в исследовании предлагалась анкета, направленная на изучение их представлений о коммуникативном взаимодействии с больными. для изучения желаемых социально-психологических качеств врача и для выявления доверительного отношения пациента к своему врачу мы разработали анкету для пациентов.
По результатам анкет мы определили, что на эффект лечения в хирургии оказывает влияние авторитарный стиль общения. Врачи-терапевты, выбирающие манипулятивную направленность в общении, имеют высокие отзывы со стороны своих пациентов о лечении. Половина из опрошенных пациентов желает видеть в своем лечащем враче собеседника, который может оказать психологическую поддержку. Врачи-неврологи выбирают индифферентный подход в общении в диаде «врач - больной», причем больше половины их пациентов принимают данный подход. При этом пациентам врачей-неврологов хотелось бы, что бы врач рассматривал их «не как симптом и болезнь, а как человека» и мог оказать им эмоциональную поддержку. данные, полученные из опроса пациентов, коррелируют с эмпирическими данными, полученными при психодиагностики врачей. Проведенный статистический анализ эмпирических данных показывает, что социально-психологические качества врачей и стили коммуникативного взаимодействия в диаде «врач - больной» опосредованы профессиональным
муникативного взаимодействия и авторитарная направленность в общении; врачам-терапевтам характерна манипулятивная направленность в общении и такие стили коммуникативного взаимодействия как: эгоистичный и агрессивный; врачам-неврологам характерна индифферентная направленность в общении, для врачей-неврологов мужского пола характерен авторитарный стиль коммуникативного взаимодействия, для врачей-неврологов женского пола - эгоистичный стиль коммуникативного взаимодействия.
3. Социально-психологический тренинг, направленный на овладение навыками конструктивного взаимодействия в диаде «врач - больной» изменяет направленность врачей в общении и стили их коммуникативного взаимодействия. Так, врачи-хирурги выбирают помимо авторитарного стиля коммуникативного взаимодействия и авторитарной направленности в общении диалогическую коммуникативную направленность и манипулятивную направленность в общении; врачи-терапевты выбирают кроме эгоистичного и агрессивного стилей коммуникативного взаимодействия диалогическую коммуникативную в общении; врачи-неврологи выбирают манипу-лятивную и диалогическую коммуникативную направленность в общении.
Проведенное исследование вносит определенный вклад в возможность оптимизации коммуникативного взаимодействия в диаде «врач - больной»
список литературы
1. Аверин В. А. Психология в структуре высшего медицинского образования: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. СПбГУ, 1997. 22 с.
2. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Метод. пособие для школьных психологов. Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997. 56 с.
3. Дуброва В. П. Развитие коммуникативной компетентности врача в контексте социопсихосоматического подхода к пациенту // Актуальные вопросы теоретической
и практической медицины: Тезисы докладов 55-й науч. сессии ВГМУ / Ред. кол.: Я.Л. Бекиш, Ю.Я.Родионов, Н. Е. Федоров и др. Витебск, 2000. С.45-47.
4. Кравасарский Б. Д. Психотерапия. М., 2002. 379 с.
5. Конечный Р., Милан Б. Психология в медицине. Прага, 1983. 378 с.
6. Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. Л., 1973. 207 с.
7. Матвеев В. Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М., 1992. 174 с.
8. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: «МЕДпресс», 1999. 592 с.
9. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
10. Петрова Н. Н. Психология медицинских специальностей. М.-Академия, 2006. 319 с.
11. Ахмеджанов. Э. Р. Психологические тесты. Составление, подготовка текста, библиография. М., 1997. 320 с.
12. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. 366 с.
13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 445 с.
14. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 2000. 350 с.
15. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. М.: Академ. проект, 2003. 304 с.
16. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
17. Ташлыков В. А. Значение эмпатического отношения врача к больному при психотерапии неврозов // Психогигиенические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976. С.121-122.
18. Чугунова Э. С., Портнов Ф. Н. Характеристика общения в эталоне медицинского работника // Психологический журнал. 1987. №5. С. 84-93.
19. Янушкевичус З. И. Деонтологические аспекты научно-технического прогресса в медицине // Клиническая медицина. 1974. № 5. С. 139-144.
20. Sociology as applied to medicine / Ed. G. Scamdler. London etc: Saunders Company Ltd, 1999. 312 pp.
УДК 378:37
теоретические аспекты психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников
О. В. ПЛЕШАКОВА Кафедра социологии и социальной работы В статье раскрывается содержание понятия «психологическая готовность к профессиональной деятельности социальных работников». Дано определение этого феномена. Автор разработал и обосновал структурную модель психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников, состоящую из мотиваци-онного, ориентационного, операционального, личностного и рефлексивного компонентов, каждый из которых характеризуется совокупностью содержательных критериев. Раскрыта сущность и обосновано содержание критериев психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников. Обозначена актуальность изучения данного феномена и проблема поиска нового подхода к подготовке специалистов данного профиля.
Социально-экономические преобразования, про- значимости социального образования, ведущей тен-исходящие в России, привели к необходимости возрож- денцией которого является подготовка специалистов дения ценностных ориентиров общества и повышения по социальной работе, способных оказывать профес-