ности врачей, подчеркнем, что нам не удалось обнаружить работ, посвященных подробному анализу профессиональной деятельности врачей различных направлений. Наш исследовательский интерес привлекает системное изучение профессиональной деятельности и психологических характеристик участковых врачей-терапевтов. Участковый врач-терапевт это первый врач, к которому обращается человек за помощью при различных заболеваниях. Именно от действий данного специалиста зависит своевременное и эффективное лечение больного человека, а также предупреждение болезней населения. Полагаем, что профессиографическое исследование деятельности участкового врача-терапевта имеет большое практическое значение и очень актуально в современных условиях развития науки и общественной жизни. Так, выявление психологических конструктов успешного специалиста способно обеспечить наиболее эффективную профессиональную подготовку, отбор и психологическое сопровождение уже работающих специалистов.
Библиографический список
1. Андронов В.П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования / / Психологическая наука и образование. - 1999. -№ 2. - С. 33-45.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1999.
3. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987.
4. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. - М., 2003.
5. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. - СПб., 2007.
6. Климов Е.А. Психология профессионала.
- Москва-Воронеж, 2003.
7. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
9. Попов А.С., Кондратьев В.Г. Очерки методологии клинического мышления. - Л., 1972.
10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снетко-ва. - СПб., 2001.
11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М., 2004.
12. Четвергова Е.П. Личностные детерминанты профессиональной успешности стоматологов: Дисс. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2007.
13. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. - Ростов н/Д., 2005.
УДК 008 И.Н. БОЛТЕНКОВА
СПЕЦИФИКА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБЫЧАЕВ ИЗБЕГАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В данной публикации освещены некоторые виды обычаев избегания, которые присущи как горским народам Северного Кавказа, так и народам Австралии, Океании, Африки, Северной Америки и Азии, и выявлена специфика данных обычаев у вышеперечисленных народов путем сравнительно
- сопоставительного анализа.
Ключевые слова: мировая цивилизация, специфика обычаев избегания, избегание мужем родни жены, избегание женой родни мужа, взаимное уважение.
© И.Н. Болтенкова, 2009
135
Конец XIII - начало XV вв. был переломным переходом в истории этносов и культур Северного Кавказа. XIV - XV вв. - период этногенеза горских народов Северного Кавказа, стал и временем зарождения традиционной горской культуры. XV - XVI вв. - её время становления, а XVII -XVIII вв. - период дальнейшего развития.
Существенной особенностью традиционной горской культуры являлись написанные нормы и обычаи, с помощью которых регламентировались практически все стороны социальной жизни горских обществ.
Широкое распространение вплоть до XX века в нормах поведения горцев Северного Кавказа имел обычай «избегания», который заключался в том, что в определенных ситуациях и событиях повседневной жизни, праздничной и ритуальносакральной жизни определенные категории членов патриархальной семьи (в зависимости от возраста, пола и степени родства) должны были избегать друг друга: не разговаривать, не садиться вместе за стол, не находиться вместе в одном помещении и т.д. В отношении семантики обычая избегания в системе горской культуры мы разделяем позицию Я. С. Смирновой, которая пришла к выводу, что в ходе общественного развития обычай избегания утрачивает свое генетическое значение нормативного средства утверждения экзогамии и приобретает новое, ранее не свойственное ему значение регулятора общественных отношений в условиях становления социальной структуры горских обществ Северного Кавказа. Новое значение обычая избегания реализуется через ведущую роль такой оппозиции избегания, как избегание «младшими» «старших», что фактически означает подчинение младших старшим. Подчинение младших старшим получает закрепление в адатах - своеобразных сборниках законов, которые были созданы в XVII веке на основе кодификации сложившихся написанных норм обычного права. Мы считаем, что семантику обычая избегания в традиционной горской культуре по концепции, предложенной Я.С. Смирновой, следует дополнить значением этого обычая как средства предотвращения конфликтов между различными категориями субъектов горского общества на основе оппозиции старших и младших, т.е. обычаи избегания помогали, так сказать, «держать дистанцию», прежде всего, в семейном этикете, но также и в общественном быту, а именно в этом и заключается роль всякого этикета в
качестве выработанного на взаимоприемлемых условиях механизма, обеспечивающего людское общение.
Возникнув на ранних этапах развития общества, обычаи избегания прочно вписались в патриархальный этикет и этим можно объяснить их живучесть. Кроме того, эти древние обычаи существовали у многих народов мира. Например, у коренных жителей Австралии, Океании, Северной Америки, Азии мы также встречаем некоторые виды обычаев избегания, которые характерны и для горских народов Северного Кавказа.
В частности, избегание между тещей и зятем, а также между невесткой и свекром и свекровью. В народной традиции обычаи избегания, как известно, нередко воспринимались как проявление взаимного уважения, которое объективно в равной мере доставалось каждой стороне. У выше названных народов эти обычаи также являлись выражением наивысшей вежливости, наивысшего внимания. И эти вежливость и внимание к теще или свекру (свекрови) заключались в том, чтобы отворачиваться от них, не смотреть на них, всячески их избегать. Следует отметить, что этот обычай был широко распространен и у коренных жителей Австралии. Имеются сведения, что у племени вачанди зять, лишь завидев, что теща к нему приближается, должен куда-нибудь спрятаться. Если же он не заметил, и теща оказалась рядом, то зять спешит укрыться в кустах или за деревом и выходит только тогда, когда теща удалится. У племени реберн считается, что стоит только зятю посмотреть на тещу, как он в тот же миг поседеет. У племени камиларон зять с тещей разговаривают следующим образом: они поворачиваются друг к другу спиной и громко кричат, как будто стоят не рядом, а разделяет их огромное расстояние. У племени брабролунг также обычаи не позволяют разговаривать зятю с тещей.
У многих племен «не положено» было не только разговаривать с тещей, но и смотреть на неё. Подтверждением этому являются сведения о том, как чуть не умер от страха абориген племени ван-гаратта, когда его ноги коснулись тени тещи!
Известно, что у австралийцев можно было жениться только на девушке из определенного брачного класса, т. е. если девушки этого класса - будущие жены юношей соответствующего класса, то мамы этих девушек их будущие тещи. Так вот у племени аранда, например, запрещалось разговаривать не только со своей тещей, но
и со всеми матерями девушек того класса, откуда происходит жена данного человека. Более того, существовал и такой обычай. Если в семье рождался мальчик, то собирались старики и выбирали ему будущую тещу, даже если эта женщина не имела еще детей или вообще не была замужем. И с этой будущей тещей обычай запрещал зятю разговаривать. Он должен был избегать её [2].
Однако в Австралии имеются также племена, где зять с тещей имели право разговаривать между собой, но чрезвычайно вежливо и церемонно, как если бы беседа протекала со знатным иностранцем.
Как известно, австралийские аборигены стояли на весьма низкой ступени развития. Естественно возникает вопрос: может быть все «обычаи избегания» исчезают при более высоком уровне экономического и общественного развития? При этом у обитателей островов Океании встречается то же самое, но еще сложнее.
Например, на острове Новая Британия зятю и снохе можно разговаривать с тещей, свекровью, тестем и свекром, но им всем запрещено называть друг друга по имени. Больше того, если в имя тестя, например, входит название какого-либо предмета, то и предмет этот называть нельзя. Кроме того, зять не имел права кушать в присутствии родителей жены, а также смотреть, как они едят. Аналогичные запреты существовали и для снохи в отношении родителей мужа. И, наконец, ни ей, ни ему не разрешали посещать дом свекра и дом тестя.
На островах Банкс ограничения требуют обращаться к теще, тестю, свекрови, свекру, зятю, снохе не в единственном, а в двойственном числе. (В некоторых языках все существительные имеют три числа: единственное, двойственное -для обозначения двух предметов - и множественное). Эти родственники могут сидеть рядом, но -в то же время - проходить поблизости друг от друга им не полагается. При случайной встрече, они немедленно поворачивают в сторону и, повернувшись к дороге спиной, ждут, пока не пройдет этой дорогой родственник (чаще с дороги сворачивает зять, но может это сделать и теща). Кроме того, по обычаю зять может пройти по тому месту, где только что прошла теща лишь тогда, когда прилив смоет её следы. На берегу моря это сделать, конечно, не трудно, а на краю горной пропасти зятю придется тяжеленько.
На одном из Ново-Гебридских островов су-
ществуют очень строгие запреты в отношении брата жены. Его имя никогда вообще не произносится, а, встречаясь с ним, муж его сестры должен уступить ему дорогу. Зато с тещей зятю не запрещается разговаривать. Правда, говорят они не с близкого расстояния, и теща слушает зятя, отвернувшись от него. Не запрещается произносить имена зятя и снохи, но их нельзя ни в коем случае называть по имени.
На острове Пентекост (Пятидесятницы) - все эти запреты тоже существуют, но временно, пока за невесту полностью не внесен выкуп.
Иные запреты имеются на острове Эфате. Здесь, проходя мимо зятя, теща закрывает себе лицо и при этом пригинается пониже, чтобы ее вообще не было видно. С тестем зять может видеться, но им запрещено касаться друг друга. У островитян существует поверье, что, если это произойдет, то либо зять разорится, либо оба они потеряют все свои воинские и прочие качества. Зять и тесть подвергались специальной очистительной церемонии, для которой закалывали свинью, чтобы не было этих печальных последствий.
Обычаи, о которых мы рассказали, широко распространены и в других частях света. Причем даже у очень далеко друг от друга живущих народов встречаются совершенно схожие обычаи.
В Африке, например, зять также избегает свою тещу, а невестка - свекра и свекровь.
У народа галла в Эфиопии родители жены не имеют права разговаривать с зятем. У сомалийцев считалось еще в XIX веке большим грехом даже видеть тещу. При этом теща не просто избегала своего зятя, она могла войти в хижину, лишь, будучи лишь полностью уверенной, что его нет дома, поскольку при встрече зять мог проломить теще череп.
В республике Чад у народности тубу родственники жены не называют зятя по имени. Зять не имеет права находиться в одном помещении с тестем. Однако, если приходит в помещение брат жены, то остается зять, а шурин должен уйти.
В Гане у ашанти зять должен был платить штраф, если он увидит тещу или заговорит с ней.
В Уганде у баганда зять с тещей общался через третье лицо, либо делал это через стекло, стенку или закрытую дверь.
У бушменов зять избегает тещу всю жизнь, при этом он выказывает своему тестю большое почтение. Однако, как пишут исследователи, теща на него не в обиде: ничего не поделаешь - таков
обычай ...
Следует отметить, например, что в Габонском имении лумбу зять живет в доме тещи и всячески ей угождает, выполняет все её поручения. А на тещино ворчание надлежит отвечать почтительно и с улыбкой.
Обычаи избегания существовали и у индийцев Северной Америки. При чем их было не меньше, чем в Австралии, Океании, Африке. У многих индийских племен зять не мог никогда говорить с тещей и тестем, а невестка со свекровью и свекром. В случае неизбежности разговора, он велся через третьих лиц. Например, в племени омаха, если тесть или теща входят в помещение, где находится зять, последний спешит повернуться к ним спиной и быстро уходит. При визите зятя в дом тестя уже тесть отворачивается от него и закрывает себе лицо. Трубку и еду родственники жены передают зятю через свою дочь.
У племени араваков зятю было запрещено смотреть теще в лицо, поэтому при поездке, например, в одной лодке, теща садилась первой, поворачивалась к зятю спиной и уже не оборачивалась. В случае совместного проживания в доме зятя и тещу разделяла перегородка.
У арауканов раньше практиковалось похищение невесты (впрочем, с согласия самой похищаемой), однако, вся родня невесты тут же прощала жениха. Кроме тещи. Она долгие годы не разговаривала с зятем, а, увидев его, поворачивалась к нему спиной. Спустя длительное время эти запреты все же ослабевали, и теща «мирилась» с зятем.
У многих индейцев эти запреты и ограничения носили временный характер. Если в племени манданов зять преподносил теще скальп и оружие убитого им врага, то она тут же начинала с ним разговаривать. В племени аранахо и вообще можно было ограничиться более мирным подарком - например, лошадью. А у индейцев кри ограничения снимались сразу после рождения первенца. Вышеописанные виды избегания мы находим и в Азии, в частности, у монголов. Замечено, что избегание женихом родственников невесты длилось до официального визита в дом родителей невесты. Накануне свадьбы, вечером, жених с сопровождающим его лицом должен был зайти в юрту будущего тестя, чтобы обменяться табакеркой с родителями невесты. Этого требовал обычай, который назывался «показаться зятю» или «обменяться табакеркой». После его
свершения избегание жениха прекращалось.
Бывало, что зять, уважая тещу, всю жизнь соблюдал обычай её избегания и не называл по имени. Этот запрет мог проявляться и в такой форме: если зять ехал куда-то по делам мимо айла, где живет теща, по правилам этикета он должен был обязательно к ней зайти. Однако, соблюдая обряд «избегания» он не делал этого, а лишь освобождал ногу из стремени со стороны её юрты. Этот обычай заменял визит к ней [5]. Это один из признаков традиционного избегания зятем родственников жены, в данном случае, тещи.
Обычаи избегания у монголов также, как и у других народов мира являются составной частью свадебной обрядности и включают в себя не только избегание женихом родственников невесты, но и не невестой родственников жениха. Это избегание является наиболее характерным.
Монгольское название обычая избегания невестки - бэр бэрлэх. Этимологически термин бэрлэх (избегать) происходит от слова бэр (невестка).
В монгольском обществе «избегание невестки» главным образом регламентировалось брачными экзогамными нормами. В условиях кочевой жизни этот обычай был тесно связан с положением женщины после замужества и требовал соблюдения от нее трех основных правил. Во-первых, невестка должна была подчиняться всем, кто старшее её в семье мужа, особенно избегать тех лиц, перед кем она совершала обряд «поклона». Во-вторых, невестка должна была носить одежду соответствующего покроя - одежду замужних женщин. В-третьих, для нее существовала специфика разговорной речи [4. с. 111].
Также невестке запрещалось показываться свекру и посторонним с непокрытой головой, босой, а также в их присутствии снимать одежду, предназначенную для замужней женщины. Плано Карпини писал: «... без (этого) убора они никогда не появляются на глаза людям, и по нему их узнают другие женщины» [3, с. 27].
Замужнюю женщину у монголов в старину называли «беспоясной», поскольку пояс носить ей не полагалось. Родители оставляли девичий пояс дочери у себя после выхода её замуж.
По традиции невестка у монголов должна была сидеть за занавеской в течение трех дней и не выходить оттуда. Чтобы избавить ее от постоянного скрывания и позволить общаться с людьми, которых невестка избегала до этого времени,
устраивался обряд «снятия занавески». Свекор, поднимая занавеску стрелой от лука, а в последствии, шомполом кремневого ружья, говорил: «Выходи дочь моя, выросшая в неизвестном нам месте, из своего укрытия». При этом свекровь обещала подарить невестке скот. Но и после этого молодая жена не имела права называть родителей и родных мужа по имени и даже похожими по звучанию словами: она могла заменять их словами близкими по смыслу. Если было сложно подобрать синоним или слово, понятное всем, то в нем меняли начальную букву. Весь этот сложный этикет действовал психологически. Жизнерадостная девушка становилась молчаливой, боялась говорить, чтобы не ошибиться и не произнести то, что ей не полагалось. И вообще, монголы считали, что самая «приличная» из невесток та, что более сдержана.
Запреты также не позволяли называть жене мужа по имени, считалось неприличным мужу и жене ходить вместе, садиться вместе на коня, а также в Новый год муж и жена не должны были друг с другом совершать обряд «золгох» (специальное новогоднее приветствие), т.к. считалось, что они составляют единое целое.
Ограничение и запреты ослабевали лишь с рождением детей. Невестка становилась более самостоятельной в кругу своей семьи. По прошествии третьего года со времени «поклона невестки очагу» свекор как бы освобождал её от соблюдения всяких правил. В результате невестка становилась так называемой «свободной невесткой» [1, с. 184]. После этого невестка могла угощать свекра нюхательным табаком и подавать ему пиалу с чаем.
Обычай избегания является у монголов показателем социальных функций семьи. От степени его соблюдения невесткой зависело уважение к ней со стороны родни мужа и всего остального окружения.
В общем, обычай избения, как следует из изложенного выше, распространен довольно широко - куда шире, чем нам удалось продемонстрировать. Встречался он и у нескольких десятков народов нашей страны - в Сибири, Средней Азии, на Волге, конечно на Кавказе . Имеются сведения о существовании этого обычая почти у двухсот народов мира! И не смотря на то, что эти народы живут очень далеко друг от друга, существующие у них обычаи избегания имеют очень много схожего. Это ясно прослеживается в при-
мерах избегания, описанных выше, где мы рассмотрели такие виды, как избегание мужем родни жены и избегание женой родни мужа.
Однако, нашей задачей в контексте данной статьи является сравнительный анализ этих видов избегания на примере горских народов Северного Кавказа и народов Австралии, Океании, Африки, Северной Америки и Азии. При более близком сопоставлении обычаев избегания у вышеназванных народов становится очевидной их большая схожесть. Прежде всего, следует указать на то, что эти виды обычаев избегания связанны с историей семьи, с изменениями её форм. Общим является и то, что когда-то люди, входившие в семью (муж или жена), принадлежали к чужому роду. А чужого надо было беречься, остерегаться, ему не все положено было знать, он должен был многое сделать, чтобы завоевать доверие. И, как мы видели у сравниваемых народов ограничения снимались или после рождения первого ребенка, или после того, как зять докажет свою преданность новой семье, покажет свою полезность. Следующая общая черта то, что обычаи избегания у вышеназванных народов являлись проявлением высшей вежливости и высшего внимания.
Проанализировав материал по избеганию между мужем и родственниками жены, в частности избегание зять - теща, мы пришли к выводу, что у горцев Северного Кавказа данный вид избегания был выражен слабее (исключение составляют адыги), чем у жителей Австралии и Океании, а также большинства племен, проживающих в Африке. Примером могут служить аборигены племени вангаратта, которые не смели касаться даже тени тещи, или племя реберн, где зять опасался смотреть на тещу, т.к. считал, что в тот же миг поседеет. У обитателей Океании было запрещено даже идти по той дороге, где только что прошла теща, и он был вынужден ждать, пока прилив смоет её следы. У многих африканских племен считалось большим грехом даже видеть тещу. Зятю приходилось платить штраф, если он виделся или говорил с тещей. И, кроме того, зять всю жизнь избегает тещу, но при этом выказывает всяческое свое почтение тестю. Скажем, это те отличительные моменты в избегании зять - теща, которые мы не наблюдаем у северокавказских горцев. У кабардинцев, балкарцев, осетин, чеченцев и ингушей, например, избегание родственников жены сохранялось до официального визи-
та зятя в дом тестя и тещи, где у страивалось в его честь пиршество. После этого зять получал право бывать в их доме и избегание прекращалось. Также у многих индейских племен Северной Америки, например, у арауканов, манданов, арапахо, кри избегание зять - теща как и у горских народов носило временный характер. Ограничения снимались после подношения подарков или после рождения первого ребенка.
Обычай избегания зятем тещи у монголов также схож с аналогичным обычаем у северокавказских горцев. Зять всю жизнь соблюдал обычай избегания, (как и у адыгов), не называл тещу по имени. Но правила этикета требовали зайти к ней в дом, если дорога зятя пролегала мимо. При этом зять поступал следующим образом: он освобождал только ногу из стремени со стороны тещиной юрты. Это заменяло визит к теще. Здесь следует отметить, что такой формы избегания у народов Северного Кавказа не существует, т. е. этот момент является отличным от северокавказского избегания.
Если сравнивать другие виды избегания: избегание невесткой свекра, избегание между мужем и женой, которые существовали в монгольском традиционном обществе, то они практически схожи с обычаями избегания горцев Северного Кавказа. Отличие лишь в обрядах и ритуалах, которые прекращают эти избегания или ослабля-
ют их.
Например, обряд «снятие занавески», когда свекор поднимал занавеску стрелой от лука и избавлял невестку от постоянного скрывания в течение трех дней после свадьбы. После чего она могла общаться с людьми, которых до этого времени избегала. Аналогичного обряда у горских народов мы не наблюдаем.
Таким образом, обычаи избегания, о которых говорилось выше, имеют очень много общего и схожи между собой. Однако, существуют и некоторые различия, на которые мы также указали выше, сравнивая обычаи избегания, и выявляя их специфику на примере традиционного северокавказского избегания и избегания у народов Австралии, Океании, Северной Америки и Азии.
Библиографический список
1. Бадамхатан С. Ховсголийн дархад ястан (Хубеугульские дархаты) Улаанбатаар, 1965. -С. 184.
2. Вокруг света. - 1972. - N° 6.
3. Плано К. Путешествие в восточные страны Плано Картини и Рубрука. - М., 1957. - С. 27.
4. Цэрэнханд Г. Некоторые обычаи избегания у монголов // Советская этнография. - 1991.
- № 5. - С. 111.
5. Цэрэнханд П. Полевые записи. - 1970; 1975.