Научная статья на тему 'О семейных отношениях у гидатлинцев: традиции и современность'

О семейных отношениях у гидатлинцев: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
385
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ИЗБЕГАНИЯ / ЖЕНЩИНА / МУЖЧИНА / РОДСТВЕННИКИ / ОБЩИНА / ОБЫЧАЙ / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдулаева Мария Магомедовна

В статье рассматриваются некоторые нормы традиционных семейных отношений у аварок-гидатлинок Дагестана. Материал также указывает на степень их сохранности и трансформации в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О семейных отношениях у гидатлинцев: традиции и современность»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 392.11(470.67)

О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У ГИДАТАИНЦЕВ:

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

®2011 Абдулаева М.М.

Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров

В статье рассматриваются некоторые нормы традиционных семейных отношений у аварок-гидатлинок Дагестана. Материал также указывает на степень их сохранности и трансформации в современных условиях.

The author of the article considers some norms of the Avar women from the aul of Gidatii’s traditional family relations. The material also indicates their preservation and transformation degree in the modern conditions.

Ключевые слова: семья, избегания, женщина, мужчина, родственники, община, обычай, традиция.

Keywords: family, woman, man, relatives, community, custom, tradition.

Гидатлинцы (самоназвание - гьид) - субэтнос аварцев, язык которых принадлежит к аваро-андо-цезской группе дагестано-нахской ветви северо-кавказ-ской семьи языков. Земли гидатлинского общества включали в себя больше половины земель Кахибского (ныне

Шамильского) района. В социально-политическом отношении население Гидатля до второй половины XIX в. представляло собой союз сельских общин: Урада, Мачада, Гента, Тидиб, Накитль, Хотода, Зиуриб, Тлях,

Хучада, Ратлуб, Цекоб, Тлянуб, куда входило и население хуторов

Урадаколоб, Равкватль и др. [13. С. 54]. Союз объединял не только гидатлинцев, но и ахвахцев (сел. Ратлуб, Цекоб, Тлянуб) [8. С. 35]. Ныне в административном

отношении все они входят в состав Шамильского района. По данным

переписи 2010 года, гидатлинцев в настоящее время насчитывается более 15 тыс. человек.

Отношения между отдельными поколениями в семье, супругами, братьями и сестрами, другими близкими родственниками, иными словами, внутрисемейные

отношения в значительной степени определяют тип семьи, способствуют их нормативному

функционированию, сохранению стабильности и передаче из поколения в поколение правил и установлений традиционного

обычного права [3. С. 17]. Поэтому структура семьи большинством авторов, социологами и этнографами определяется именно как «организация связей,

взаимоотношений входящих в нее людей» [15. С. 25]. Собранные нами полевые материалы позволяют

говорить о том, что в современном семейном быту гидатлинцев, наряду с активными инновационными процессами, сохраняют некоторое значение и патриархальные, формировавшиеся на протяжении многих веков нормы

внутрисемейного и семейнородственного поведения.

Такие важные характеристики семейных отношений, как

распределение ролей в семье и взаимоотношения между

поколениями с учетом пола и возрастных особенностей, в немалой степени регулировались

традиционными, освященными

религиозными предписаниями,

нормами семейной жизни. Данные характеристики были, бесспорно, свойственны не только горцам, но и всем народам Дагестана, этническим мусульманам [1. С. 170].

В прошлом у гидатлинцев внутрисемейные взаимоотношения регламентировались строгим

соблюдением обычая избегания.

Внутренняя сущность этих норм наиболее удачно раскрыта, на наш взгляд, Н. А. Кисляковым. Он не отрицает категорически

бракоограничивающую и

бракоупорядочивающую функцию семейных запретов и избеганий, видя в то же время их сущностное содержание в морально-этических, нравственных устоях общества, в закономерности чувства

стеснительности молодых людей перед новыми родственниками, в значительной роли патриархальных форм в отношениях «старший -младший» [6. С. 237-238]. Большинство ученых сходится во мнении, что избегание отражает переход от матрилокального

поселения к патрилокальному и от матрилокального родства к отцовскому [7. С. 73].

Я. С. Смирнова, рассматривая на северокавказском материале вопрос о причинах консервации обычая

избегания, отмечает, что этому

способствовали не чувство стеснительности, не желание предотвратить ссоры и т.п., а трансформация ограничительных отношений в условиях

патриархального, а затем патриархально-феодального строя. Она же выделяет четыре основные группы избеганий в зависимости от категорий лиц, между которыми они возникают: запреты в отношениях между самими супругами,

начинавшиеся со свадебного

скрывания, между родителями и их детьми, между женщиной и родственниками ее мужа, между мужчиной и родственниками жены [12. С. 37, 41].

Эти же формы избегания были характерны и для дагестанцев, но не в равной степени для каждого народа [11. С. 44]. Для гидатлинцев, как показывают полевые материалы, наиболее распространенной формой было избегание женщиной старших родственников ее мужа (отца, старших братьев и т.д.)

Избегания и запреты между невесткой и родителями мужа, по свидетельству информантов [16], реально начинали проявляться лишь после переезда жены в дом мужа. Основное содержание этого явления составляет, как указывает М. О. Косвен, «переживающаяся

принадлежность замужней женщины к своему роду» [7. С. 90]. Объяснялось это еще патриархальностью дагестанской семьи и положением в ней женщины.

Гидатлинка, в отличие от других кавказских женщин, не могла соблюдать долгое время обычая избегания по отношению к родственникам мужа, потому что все работы по дому и хозяйству она выполняла на виду мужчин и часто вместе с мужчинами.

Но существовали определенные нормы приличия, которым она должна бы следовать неукоснительно: не

могла показаться небрежно одетой, с непокрытой головой, с открытой

грудью при кормлении ребенка: не могла сидеть спиной к свекру; при его появлении она вставала, не ела с ним за одним столом и т.д. Почти везде жена не могла сидеть с гостями-мужчинами, идти по селению впереди мужа, перебивать в разговоре отца, мужа, брата, любого мужчину и вообще участвовать в беседе мужчин, особенно при посторонних. Благодаря совместной работе между невесткой со свекровью была относительная непринужденность во

взаимоотношениях. По сообщениям наших информантов [16], обычаи избегания у гидатлинцев были рудиментарной, в осколочной форме и носили временный характер, так как здесь в основном преобладали эндогамные внутритухумные браки. Это были орткузенные браки между двоюродными, троюродными

братьями и сестрами, иногда кросскузенные.

Избегания в отношениях между родителями и детьми в гидатлинской семье в большей степени касалось отца, чем матери. Отец при посторонних вел себя сдержанно с детьми. Волю своим чувствам в какой-то форме он мог проявить в узком кругу семьи. Что касается матери, то необходимость периодического

кормления ребенка и повседневного ухода за ним не оставляла места для избеганий.

Одним из элементов структуры внутрисемейных отношений, во многом определяющим ее характер, является распределение домашних обязанностей между членами семьи. Описывая дореволюционный быт Нагорного Дагестана, Н. Дубровин пишет: «Тяжелые работы, лежащие на женщине с самых ранних лет, делают то, что они развиваются очень неправильно и скоро стареют, сохраняя только надолго прекрасные и полные страсти глаза -неотъемлемое сокровище каждой. Помочь жене в работе муж считает делом постыдным и даже в случае болезни жены он не станет исполнять

ее работы, а обратится с просьбой к соседкам позаботиться о его

хозяйстве» [5. С. 551]. М.-З. О.

Османов назвал суждения о лености горских мужчин «скольжением по поверхности вещей». «Проезжавшим наблюдателям, - пишет он, - прежде всего, бросается в глаза труд женщины, ее хлопоты по домашнем хозяйству, ибо в поле или на

пастбище, где главным образом

протекает труд мужчин, эти наблюдатели не выходили» [2. С. 26]. Именно по таким поверхностным впечатлениям чаще всего создавалась искаженная картина взаимоотношений супругов в дагестанской семье.

Гидатлинки трудились в поле, ухаживали за скотом, смотрели за домом, детьми и т.д., поэтому труд был фактором ее морального возвышения, а не угнетенности. Женщины Гидатля сохраняли свой независимый характер, достоинство, играли определенную роль в общественной жизни. Авторитет мужчины во многом зависел от жены, ее характера, ее достоинств. Это положение нашло отражение в устном народном творчестве:

«Ч1ужу лъик1ав, лъик! вуго,

Ч1ужу квешав, квеш вуго».

(С хорошей женой и мужу хорошо.

С плохой женой и мужу плохо).

Как свидетельствует наш полевой материал и литературные данные, у гидатлинцев и других народов Дагестана внутрисемейные

отношения обнаруживают две существенные закономерности: а)

запреты действуют тем сильнее, чем ближе по степени восходящего или бокового родства и старше по возрасту общающиеся; б) они действуют тем слабее, чем старше по возрасту становится их член общества.

Современная молодежь с удивлением слушает рассказы старших женщин о том, что еще в 1950-60-е годы невеста не могла лечь спать раньше старших членов семьи, а при коллективных трапезах

должна была обслуживать старших. Большие изменения, происшедшие в положении гидатлинки в семье, определяют принципиально новый характер внутрисемейных

отношений.

Предпринятые в 1920-е годы органами советской власти меры, направленные на претворение в жизнь юридического равноправия женщины-горянки, имели большое значение и для положения гидатлинской женщины.

Состоявшиеся в 1920-30-е годы глубокие преобразования в семейном быту гидатлинцев, исчезновение либо значительное ослабление традиционных норм обычного права, которые принижали достоинство женщины,

способствовали искоренению целого ряда архаических обычаев.

Однако, как сообщают наши информанты [18], даже в 1960-70-х годах невестка в течение определенного времени старалась соблюдать некоторые элементы избеганий по отношению к свекру и старшему деверю. В наши дни молодая невестка-гидатлинка,

выросшая в городе, хотя и сохраняет почтительное отношение к свекру, практически на следующий день после свадьбы начинает свободно с ним общаться, ест вместе со всеми членами семьи за одним столом. Кардинальные изменения произошли в обращении родителей с детьми. Родители не стесняются брать их на руки, играть с ними, ласкать их, а также разговаривать с ними в присутствии старших или посторонних. Своих детей они зовут по имени, а те называют их «папа», «мама». В то же время в отношении к своим родителям дети придерживаются традиционного, сложившегося на протяжении столетий, общепринятого этикета. Сами молодые родители обращаются друг к другу по имени [8. С. 85].

Исследователи выделяют четыре основных типа семьи, исходя из структуры взаимоотношений ее

членов. Для семей первого типа характерно преобладание

авторитарных отношений; в семьях второго типа авторитарные отношения внешне сохраняются, но в семье фактически господствуют равноправные отношения; для

третьего типа характерны эгалитарные отношения при

известном сохранении авторитарных структур; в семьях четвертого типа безраздельно господствуют

равноправные отношения [9. С. 190-191]. Подавляющее большинство гидатлинских семей, как

свидетельствуют наши полевые материалы, относятся ко второму и третьему типу, лишь в виде исключения к первому и четвертому.

Традиции предусматривают не

только проявление внешних признаков уважения к родителям, но и заботу о них. Как мы уже отмечали, в настоящее время у гидатлинцев трехпоколенная семья (хотя это в статистике не фиксируется) остается ведущей формой семьи. И младший сын, женившись, остается с родителями.

Интересно, что у гидатлинцев относительно устойчиво

поддерживаются родственные связи, хотя и в меньшей степени, чем это было ранее. Материальная взаимопомощь во время различных семейных событий (рождение ребенка, свадьба и т.д.) является в настоящее время одним из самых не только существенных, но и наиболее стойко сохранившихся элементов родственной солидарности. В силу ряда причин наблюдается некоторое ослабление родственных связей. Если раньше конфликты в семье между супругами были фактически невозможны (ввиду бесправного положения женщины), то в настоящее время они, судя по числу зарегистрированных в последние годы разводов, представляют собой достаточно распространенное

явление. Подавляющее большинство причин, способствующих

возникновению конфликтов, как правило, социально-психологического плана (несовместимость характеров, ревность, несовпадение интересов, вмешательство в семейные дела близких родственников - в основном родителей, золовок и т.д.).

В целом можно сказать, что быт современной гидатлинской семьи,

который претерпевает в настоящее время большие изменения, во многом полутрадиционен. Он содержит немало черт, связывающих его с прошлым. Передаваясь из поколения в поколение, эти черты составляют часть народной культуры Дагестана.

Примечания

1. Хаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX вв. Махачкала, 1967. 2. Гаджиева С. III., Османов М.-З. О., Пашаева А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967. 3. Ганцкая О. А. Семья: Структура, функции, типы // СЭ. 1984. № 6. 4. Дибиров М. А. Традиционные обряды и обычаи в современной гидатлинской свадьбе. Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. 5. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т. 1. Кн. 1. 6. Кисляков Н. А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969. 7. Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. М., 1961. 8. Лугуев С. А. Ахвахцы: Историко-этнографическое исследование (XIX - нач. XX вв.). Махачкала, 2008. 9. Мусаева М. К. Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей. Махачкала, 2006. 10. Проблемы социалистического образа жизни. М., 1977. 11. Рагимова Б. Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе в XIX - начале XX вв. Махачкала, 2001. 12. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX-XX вв. М., 1983.13. Тагирова П. М. Гидатль в XVII - первой половине XIX вв. Махачкала, 2002. 14. Тер-Саркисянц А. Е. Современная семья у армян. М., 1972. 15. Янкова 3. А. Городская семья. М., 1979.16. Информанты Абдуллаев У. Д., 1930 г.р., с. Тидиб, Нурмагомедова X. Г. 1950 г.р. с. Хотода. 17. Информанты Махачева X. М., 1945 г.р. с. Хотода, Магомедов Р. М., 1941 г.р. с. Мачада. 18. Информанты Гаджиева М. А. 1950 г.р., с. Гента, Махмудов С. А. 1942 г.р., с. Урада. 19. Информанты Хамидова М. Г., 1937 г.р., с. Урада, Хайбулаева П. X., 1933 г.р., с. Тидиб.

Статья поступила в редакцию 17.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.