Научная статья на тему 'О перспективах использования инноваций в туристском секторе экономики Дагестана'

О перспективах использования инноваций в туристском секторе экономики Дагестана Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ / ЭКОТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ХУНЗАХСКОЕ ПЛАТО / ГИДАТЛИНСКАЯ ДОЛИНА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аджиева Наргиз Адильбековна

Инновационная деятельность в туристском бизнесе напрямую определяет его успешность и прибыльность. Возможность такой деятельности в локалитетах Дагестана неисчерпаема, что обосновывается на примере двух участков горной части республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Аджиева Наргиз Адильбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах использования инноваций в туристском секторе экономики Дагестана»

О перспективах использования инноваций в туристском секторе экономики Дагестана

Аннотация: Инновационная деятельность в туристском бизнесе напрямую определяет его успешность и прибыльность. Возможность такой деятельности в лока-литетах Дагестана неисчерпаема, что обосновывается на примере двух участков горной части республики.

Ключевые слова: инновации в туризме, экотуристский потенциал, Хунзахское плато, Гидатлинская долина. Adzhiyeva N.A. About prospects of use of innovations in tourist sector of economy of Dagestan

Abstract: Innovative activity in tourist business directly defines its success and profitability. Possibility of such activity in localities of Dagestan is inexhaustible that locates on the example of two sites of mountain part of the republic. Keywords: Innovation in tourism, ecotourist potential, Hunzakh plateau, Gidatl valley.

В прошлом веке в нашей стране существовала система массового туризма и оздоровления, которая была хорошо разработана и приносила достаточно большой доход государству. Сегодня туризм - это мощный фактор регионального развития нашей страны, так как уникальное географическое положение и богатое историческое и культурное наследие позволяет возродить старые туристские маршруты и эффективно внедрять перспективные инновационные. «Развитие туризма является органичной частью концепции долгосрочной стратегии России, направленной на сокращение разрыва с другими странами в качестве жизни населения. Развития индустрии досуга и развлечений в Дагестане на данном этапе и следует рассматривать как реализацию возможности замещения недорогими региональными услугами более дорогих услуг российского туризма и туристических услуг мирового рынка в целях повышения качества жизни населения региона.» [1, с.52]. По нашему мнению, значительные резервы восстановлению значения туризма в регионе сулит использование инноваций.

Современные обществоведы утверждают, что ни одна из проблем, связанных с бизнесом, не является более сложной, чем проблема нововведений и инноваций. Инновационные методики и приемы в туризме создают неограниченные возможности для эффективного роста, что формирует основы для дальнейшего развития и перехода системы в новое качество. Именно умение ввести грамотно инновацию в жизнь и является гарантией развития той или иной отрасли народного хозяйства. В условиях рыночной экономики туристские организации осознают крайнюю нужность разработки новых услуг. Ведь хорошо известно, что качественный туристский продукт только тогда принесет выгоду, когда он получен в результате тщательно спланированной политики, разработки и внедрения инноваций в туристскую деятельность.

Инновации в туризме важны, так как они увеличивают объемы производства и продаж туристских брендов, текущие затраты фирмы, занимающейся инновациями, размер действующего имущества. Эффективность современного туристского продукта напрямую зависит от его инновационной активности, которая может удовлетворить новую потребность или существенно расширить круг потребителей. Чем выше потенциал туристских нововведений, тем выше ожидаемая реальная прибыль от их реализации. Огромный «кусок» современного рынка турпродуктов - это его инновационная составляющая. Для того чтобы новые турпродукты лучше и быстрее доходили до потенциального потребителя, в настоящее время проводятся периодические экспозиции туристского продукта. Они создают атмосферу благоприятствования для продвижения турпродукта на рынке услуг. Еще одна новинка в современном российском туризме - создание поисковых баз данных для тесного контакта потенциальных клиентов с туроператорами. При этом решается главная проблема в современном туризме - оперативное взаимодействие между участниками сделки. Новейшие технологии способствуют внедрению е-туризма (онлайновая служба, обеспечивающая прямые продажи туристских услуг конечным потребителям) и туристских информационных систем, что служит исходной точкой для планирования путешествий и динамической компоновки туров.

В качестве примеров инноватики можно назвать событийный туризм, означающий организацию развлечений и активного проведения досуга (конкурсы, фестивали, национальные праздники,

Аджиева Наргиз Адильбековна

Студентка 4 курса

ДГУ

Г. Махачкала anii-best@mail.ru

этнографические посиделки и т. д.). Инновацией в сфере туризма в последние десятилетия стали приключенческие туры, связанные с активными способами передвижения и пребыванием в природной среде. Даже традиционные виды туристской деятельности в связи с нововведениями, становятся более интересными для потенциального туриста. Например, введение новых технологий, материалов и оборудования позволило сделать всем известный экстремальный туризм - одно из перспективных направлений в современной сфере отдыха и развлечений («трекинг», «рафтинг», «джипинг», «дайвинг» и т. д.) качественно новым и поднять на высокий уровень.

Пути решения проблемы. Тема нашего исследования, связанная с возможностями создания инновационного турпродукта в республике Дагестан, актуальна и важна. Как известно, Дагестан считается «проблемной» республикой в плане геополитической и криминогенной обстановки. Тем не менее, наши турагентства должны использовать все возможности для «реанимирования» индустрии отдыха. При этом важную роль могут сыграть инновационные методы и продукты. Кроме того, у нас недостаточно используются и резервы внутреннего туризма, которые, судя по проведенному нами опросу среди студентов ДГУ и школьников города, огромны. Существующее положение дел в туристском секторе экономики РД сегодня никак не может устраивать ни потенциальных пользователей этого сектора, ни туристические агентства. Три-четыре довольно «замусоленных» маршрута в республике не могут удовлетворить всевозрастающий спрос на желание познакомиться с природными и культурными достопримечательностями Дагестана даже самих жителей, не говоря уже о внешних туристах. Именно разнообразие, как известно, является залогом обеспечения постоянного интереса и желания вложить деньги в путешествия у среднестатистического гражданина Земли. Оценивая возможности инноваций в туристическом бизнесе в нашей республике, можно привести один из примеров - возможность проведения экологических туров по природным и историко-культурным достопримечательностям Дагестана. В последние годы в нашей стране, несмотря на отсутствие четко сформулированной единой государственной стратегии экологического туризма, этот вид индустрии гостеприимства получает развитие [2, с.128]. При строго спланированном, научно и экономически обоснованном подходе к организации экотуризм, являясь природно- и социально ориентированным, имеет право на существование. До настоящего времени в Дагестане отсутствуют экотуристские маршруты, не проведен анализ эколого-туристского потенциала природных территорий. В то же время, многие участки нашей республики обладают эстетической, информационно-познавательной, микроклиматической, рекреационной привлекательностью.

Одним из них является Хунзахское плато (Центральный Дагестан). Можно проводить комплексные одно-двухдневные туры по этой части Дагестана. Привлекательность в плане туризма здесь составляют многообразие ландшафтов, наличие водопадов и других гидрологических объектов, высокий эндемизм флоры и фауны, возможности для купания, рыбалки, трекинга, наличие обширных культурных достопримечательностей [4, с.20] этой горной части Дагестана (находки и поселения бронзового века, музеи, отдельные элементы зодчества, христианские могильники VШ-X веков), местный колорит (примерка национальной одежды, дегустация блюд местной кулинарии). В этой связи, являясь природно- и социально ориентированным, новый туристический маршрут, проходящий по Хунзахскому плато, мог бы внести существенный вклад не только в разнообразие деятельности индустрии гостеприимства, но и сыграть не последнюю роль в создании положительного образа республики в информационном пространстве, а в последствии - в сохранении культуры и традиций местного населения, внесении вклада в местную экономику.

Другой интересной в плане использования инновационного туристского продукта территорией Дагестана является Гидатлинская долина, расположенная территориально в Шамильском районе на границе двух геоморфологических частей республики. Она включает ряд населенных пунктов (Тидиб, Хотода, Мачада, Гента, Урада и выселки), объединенных около четырехсот лет назад в свободное сельское общество гидатлинцев.

Гидатлинская долина включает большое количество объектов фортификационного зодчества, которые ее жители вынуждены были строить у входов в ущелья. По количеству этих оборонительных сооружений на единицу площади Гидатлинская долина стоит на одном из первых мест в Северном Кавказе. Помимо оборонительных сооружений здесь есть и большое количество других памятников архитектуры XШ-XV веков, хорошо сохранившиеся надписи на них показывают время сооружения, имена архитекторов и мастеров декоративных работ [3, с.98]. Значительное число христианских за-

хоронений близ селений Урада, Тидиб свидетельствуют об успехах политики христианизации на территориях Кавказа и могут привлечь туристов, интересующихся историей.

В селениях Гидатлинской долины до сих пор сохранился колорит двухвековой давности, придаваемый аулам однокамерными конструктивно простыми домами, для которых задней или боковой стеной служит скала. В некоторых из таких домов сохраняется и цагур - встроенный в помещение ларь, изготавливавшийся без единого гвоздя, для многолетнего хранения продуктов питания семьи. В старых постройках селений Мачада, Урада до сих пор сохраняются петроглифы и корневые столбы, являющиеся хранителями очага. Возможность демонстрации таких объектов представляет несомненный интерес и является инновационной в плане использования их как этнотуристских объектов [5, с.46].

Одним из критериев, по которым оценивается туристский потенциал территории, является многообразие ландшафтов, в отношении которых Гидатлинская долина предоставляет обширное поле для знакомства. Она может использоваться и для знакомства с древней агротехникой возделывания и старинными орудиями труда. До сих пор террасное земледелие практикуется жителями Ги-датлинских сел и знакомство с выращиванием здесь картофеля, кукурузы, ячменя, будет интересно любым потенциальным туристам. Этнографический туризм является, по мнению Багомедова М.А., одним из самых перспективных стратегических направлений регионального развития [6, с.203-204]

Как известно, одной из задач туризма является возможность создания условий для сохранения уникальных традиций местного населения. В этом отношении можно отметить сохраняющиеся до сих пор у гидатлинцев оригинальные образцы холодного оружия и нащечные украшения из серебра и платья, передающиеся у местных женщин из поколения в поколение. В свое время русский художник Г. Г. Гагарин издал в Париже альбом «Костюмы Кавказа», куда вошел и праздничный наряд жительниц Гидатля. Демонстрация одежды, украшений могло бы быть инновационным приемом туристской деятельности, тем более, что в горном Дагестане мало сохранилось мест, где эти объекты были бы столь неповторимо колоритны.

Таким образом, всего на примере двух территорий горной части республики мы видим значительные возможности в использовании традиционного и инновационного направлений туризма, что может дать заметные вливания в местную экономику при четкой и продуманной политике и организации. Своеобразные природные условия, интересная история, оригинальные фольклор и архитектура, сопровождавшие жизнь Хунзахского плато и Гидатлинской долины в прошлом и порой сохранившиеся до наших дней, могут служить «полигоном» для испытаний инновационных технологий туристскими фирмами в плане организации ознакомительных маршрутов здесь. В качестве инновационного турпродукта для этих и других территорий горного Дагестана можно было бы рекомендовать использование агротуризма, рафтинга, обрядовых и ритуальных действий, экологического познавательного туризма и других видов туристской деятельности. Вышесказанное, несомненно, указывает, что инновации в туризме однозначно связаны с успехом в развитии социально-культурного направления туристского бизнеса. Новые технологии дают возможность гибко подойти к организации отдыха населения. Будущее в туризме - за его индивидуальным подходом к потребителю туристских услуг и внедрением новых форм и методов работы.

Литература

1. Багомедов М.А., Абасова Х.У. Туристско-рекреационный комплекс как новая специализация региона // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2010, №4, с.52-55

2. Бобылев С. Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 501 с.

3. Марковин В. И. Дорогами и тропами Дагестана. М.: Искусство, 1988. - 198 с.

4. Магомедова Н.А., Аджиева Н.А. Об экотуристском потенциале Хунзахского горного плато (Дагестан) //Материалы IV Международной конференции, посвященной 80-летию А. К. Темботова и 80-летию Абхазского государственного университета «Горные экосистемы и их компоненты». Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2012. - С. 20-21.

5. Аджиева Н.А., Магомедов А.М. Оценка возможностей Гидатлинской долины Дагестана как объекта туризма //Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. /Под редакцией В. А. Ма-линникова, В. В. Вишневского - М.: Академия наук о Земле, 2012.- С.46-47.

6. Багомедов М.А. Меры этноэкономической политики в условиях глобализации // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2010, №2, с.197-204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.