УДК 377.5 НосыреваИ.Г., Першина Т.О.
Носырева И.Г.
преподаватель Университетский колледж Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)
Першина Т.О.
преподаватель Университетский колледж Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ССУЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ОВЗ
Аннотация: в работе рассматриваются проблемы реализации программы по обеспечению доступной среды в образовательном процессе для детей с ОВЗ в СПО. Особое внимание уделяется их особым образовательным потребностям. В заключении рассматриваются необходимые меры для решения проблем обучения детей с ОВЗ в системе ССУЗов.
Ключевые слова: лица с ОВЗ, адаптация, проблемы, потребность, образовательный запрос.
Реализация программы по обеспечению доступной среды в образовательном процессе для детей с ОВЗ в СПО считается приоритетным направлением государственной политики [1].
Для комфортного обучения лиц с ОВЗ Министерство просвещения Российской Федерации создали:
- Федеральный методический центр (далее - ФМЦ) на базе ГАОУ ВО МГПУ,
- базовые профессиональные образовательные организации (далее -БПОО),
- профильные ресурсные учебно-методические центры среднего профессионального образования (далее - РУМЦ СПО),
- на базе ССУЗов и ВУЗов специальных условий для обучения лиц с
ОВЗ.
На базе РУМЦ СПО осуществляется методическое и экспертное сопровождением системы инклюзивного профессионального образования.
БПОО созданы с целью организации и осуществления инклюзивного среднего профессионального образования. Созданная сеть БПОО становится основой для развития доступной инфраструктуры, которая призвана обеспечить сопровождение инвалидов при получении профессионального образования и содействие их трудоустройству в каждом субъекте Российской Федерации. На базе таких образовательных организаций учебную деятельность осуществляют специалисты, которые имеют практический опыт работы с детьми ОВЗ, а также педагог-психолог, -дефектолог, -тьютор и т.д.
Социальная адаптация детей с ОВЗ на базе базовой профессиональной образовательной организации включает ряд мероприятий [2]:
- профессиональная диагностика и консультирование инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительных образовательных программ,
- сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе получения ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве,
- организационная поддержка профессиональных образовательных организаций в вопросах профессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, их профессиональной и социальной адаптации,
- оптимизация использования современных образовательных ресурсов (методических, кадровых, материально-технических) для реализации
образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ,
- координация взаимодействия между профессиональными образовательными организациями, организациями общего образования (в том числе специальными, коррекционными), органами по труду и занятости, общественными организациями инвалидов, центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,
- организация повышения квалификации и переподготовки педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ,
- привлечение лиц с инвалидностью и ОВЗ различных категорий (школьники, студенты) к конкурсам профессионального мастерства «Абилимпикс».
Также на базе БПОО могут проводиться занятия по социально-бытовой адаптации, направленные на формирование у детей с ОВЗ умений и навыков самообслуживания и гигиены, знаний, умений и навыков ведения домашнего хозяйства, развитие мелкой моторики и навыков следования правилам поведения в общественных местах.
Таким образом, БПОО организуют и проводят образовательный процесс только для лиц с ОВЗ с учетом их особенностями и развития.
Если рассматривать образовательный процесс для лиц с ОВЗ на базе ССУЗов, то образовательный процесс не строится только на обучении лиц с ОВЗ, для них формируется адаптированная рабочая программа которая предполагает обучение таких детей с использованием специальных образовательных программ и методов обучения, учебники, учебные пособия и дидактические материалы, технические средства обучения.
Если рассматривать практический аспект обучения лиц с ОВЗ, то не все ССУЗы способны правильно преподнести таким обучающимся теоретический и практический материал, не говоря уже о предоставлении им специальных
учебников, рабочих тетрадей, дидактических пособий и т.д. Такая проблема возникает в связи с тем, что преподаватель преподносить свою дисциплину так, как это наработано профессиональным опытом или молодым специалистом. Для таких преподавателей, которые никогда не сталкивались с обучением лиц с ОВЗ не всегда позволяет ему оценить способности и нужды детей с ОВЗ, в преподнесении материала, возможно даже в его неоднократном индивидуальном повторении. И тут возникают проблемы в обучении у лиц с ОВЗ, которая приводит к непониманию изученной темы.
Для многих лиц с ОВЗ необходимо освоение специализированных адаптационных дисциплин (адаптивные информационные технологии, технологии интеллектуального труда, коммуникативный практикум») - это дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений. Набор таких дисциплин образовательная организация определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся. Проблема в реализации таких дисциплин в ССУЗах в том, что они носят коррекционную направленность, способствуют компенсации недостатков предшествующих уровней образования, развитию интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых личностных качеств обучающихся данной категории.
Однако не каждый ССУЗ способен выделить отдельный кабинет, отдельного преподавателя для изучения таких дисциплин, при этом преподаватель должен обладать специальными навыками и умениями по данной дисциплине для лиц с ОВЗ.
Подбор и разработка учебных материалов является одним из необходимых инструментов в образовательной деятельности для лиц с ОВЗ. Такая база не может появиться в ближайшее время и полностью обеспечить лиц с ОВЗ необходимыми образовательными ресурсами. Разработка и подготовка учебных материалов, а особенно для лиц с особенностями развития (для глухих, слепых, с задержкой развития и т. д.) требует особой подготовки и
времени. Поэтому проблема с обеспечением методических материалов для ССУЗов будет существовать еще долгое время.
Выбор мест прохождения практик является неотъемлемым элементом учебного процесса. При определении мест учебной и производственной практик учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места. Однако не каждый работодатель готов принять в свою команду сотрудников с ОВЗ, не говоря уже о студентах-практикантах. Это связано с тем, что для лиц с ОВЗ необходимы специальные условия труда (наличие пандусов, отдельных туалетов, рабочих мест), а так же возможность обучить таких людей практической деятельности. Таким образом, практическая реализация образовательного процесса для лиц с ОВЗ сходит на нет, либо на теоретическое изучение каких - либо элементов.
Проведение текущей и итоговой аттестации осуществляется с учётом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте или экзамене.
Также для лиц с ОВЗ в вузах устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы преподавателями разрабатывается комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. Практическая реализация в ССУЗах так же не всегда возможна, так как при большом количестве обучающихся присутствующих на занятиях по физкультуре не позволит преподавателю качественно и индивидуально обеспечить учебный процесс для лиц с ОВЗ, для них так же установлены свои нормативы по спортивному инвентарю, однако не все ССУЗы имеют финансовую возможность для осуществления закупки такого инвентаря и оборудования спортивного зала под него.
Таким образом, для лиц с ОВЗ формируются определенные образовательные потребности, наиболее характерные для всех категорий обучающихся с ОВЗ:
- потребность в использовании педагогом таких образовательных технологий и методов обучения, которые способствовали бы не только успешному выполнению образовательных задач, но и создавали условия для накопления обучающимся социального опыта и развития навыков общения, эмоциональной сферы, коррекции негативных особенностей в развитии личности, познавательной деятельности,
- потребность в такой организации процесса обучения, которая, благодаря включению предварительного пропедевтического этапа, обеспечивает необходимую стартовую готовность обучающегося к усвоению программного материала,
- потребность в формировании и развитии познавательной мотивации, положительного отношения к учению, самостоятельности и навыков самоконтроля в познавательной деятельности,
- потребность в обеспечении замедленного темпа познавательной деятельности, когда новая информация предоставляется в виде небольших фрагментов, выполнению работы с которыми (изучение, анализ, запоминание, преобразование, практическое использование) способствует дозированная помощь педагога (пошаговый контроль, инструкции, предъявление образца, совместное выполнение и др.),
- потребность в уменьшении, по сравнению с обычными обучающимися, интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки в образовательном процессе,
- потребность в обеспечении более длительного, непрерывного и комплексного контролирующего сопровождения педагогом процесса познавательной деятельности,
- потребность в такой организации образовательного процесса, в которой обеспечивается полноценное и щадящее участие всех сохранных сенсорных систем обучающегося [3].
Исходя из изученных проблем, можно сказать, что ССУЗы на сегодняшний день не готовы полноценно обеспечить лиц с ОВЗ образовательным процессом, предоставить необходимые методические и практические материалы. Для реализации права на образование, предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4], необходимо в каждом регионе создавать и развивать БПОО со специально обученными преподавателями, что бы процесс адаптации и обучения для лиц с ОВЗ проходил в полном объеме, предусмотренном адаптивными рабочими программами, что бы данные лица в дальнейшем могли трудоустроиться.
Вся территория базовой профессиональной образовательной организации должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309;
2. Передовой опыт базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gsht.siteedu.ru;
3. Левченко, И. Ю. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство : учебное пособие / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, В. В. Мануйлова. - Москва, 2018. с.112;
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Nosyreva I.G., Pershina T.O.
Nosyreva I.G.
Orenburg State University (Orenburg, Russia)
Pershina T.O.
Orenburg State University (Orenburg, Russia)
SOME PROBLEMS WITH COLLEGES WHEN TEACHING PEOPLE WITH DISABILITIES
Abstract: the paper discusses the problems of implementing a program to provide an accessible environment in the educational process for children with disabilities in secondary education. Special attention is paid to their special educational needs. In conclusion, the necessary measures are considered to solve the problems of teaching children with disabilities in the secondary school system.
Keywords: persons with disabilities, adaptation, problems, need, educational request.