Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 34.096
П. Е. Ерошенко Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
В наш век происходит бурное развитие в освоении космоса, космических исследованиях и космической промышленности. Человечество рвется в космос. Именно поэтому, многие проблемы в космическом праве должны быть решены как можно скорее.
На сегодняшний день в космическом праве существует довольно много пробелов и недочетов. Одной из таких проблем является верификация.
Верификация - проверка, проверяемость, способ подтверждения с помощью доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур [1].
Проверить, в какой степени все участники соглашения по космосу выполняют его условия, может быть технологически нереально. В договорах не прописаны правила и процедуры проверки исполнения сторонами - государствами их обязанностей. При отсутствии такого контроля высоки риски несоблюдения условий договора его участниками. Таким образом, ни одно государство не согласится связывать себя новыми обязательствами, если оно не сможет достоверно знать, насколько честны остальные члены договора. Поэтому в сфере космической деятельности на сегодняшний день существует не так уж много договоров, а те которые заключены, изменяются неохотно и отстают от бурно развивающихся космических отношений. Кроме того, расставляя приоритеты национальной политики, государства ставят на первое место обеспечение национальной безопасности, поэтому они не желают связывать себя новыми международными обязательствами. В частности, политика США предусматривает, что Соединенные Штаты будут протестовать против принятия любого документа, предполагающего запреты и ограничения их космической деятельности [2]: Российская Федерация в марте 2000 г. на сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу предложила начать обсуждение вопроса о принятии универсальной конвенции по космическому праву. Делегации Болгарии, Китая, Колумбии, Греции и Ирана поддержали эту инициативу. В апреле 2001 г. Китай, Колумбия и Российская Федерация предложили создать рабочую группу для рассмотрения этого вопроса. Однако делегация США выступила против данной идеи. Формально Вашингтон мотивирует свое несогласие с заключением конвенции тем, что принятие нового документа может якобы подорвать действенность ряда старых принципов, уже доказавших свою эффективность. С того времени прошло уже более 10 лет, но универсальна конвенция по космическому праву так и не принята.
Проблема, связанная с Комитетом ООН по космосу, заключается в том, что участники комитета в большей степени являются постоянными дипломатическими представителями, чем людьми, работающи-
ми в космической сфере и близко знакомыми с ее динамичным развитием. То есть между специалистами, осуществляющими космическую деятельность и людьми, создающими для нее нормативную базу, зачастую существует большое расстояние. Исходя из этого, невозможно оперативно реагировать на бурные тенденции развития космической деятельности человека.
Кроме проблемы верификации космических соглашений, существуют проблемы частного сектора в космосе. Всемирная торговая организация защищает права корпораций с учетом их национальной принадлежности государствам, подписавшим международно-правовые соглашения. Однако компании, действующие в космосе, не могут рассчитывать на поддержку подобных организаций, так как это потребовало расширения принципов суверенитета на космическое пространство, что противоречит основным документам международного космического права.
Главным вопросом остается вопрос о возможности защиты прав частной собственности вне государственного суверенитета: «Государства - участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства - участника Договора. В случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации, ответственность за выполнение настоящего Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства — участники Договора» [3].
Как считают некоторые авторы, Договор по космосу запрещает устанавливать режим частной собственности и коммерческой тайны в сфере коммерческих космических исследований: «Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являют-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
ся достоянием всего человечества» [4]. Существует мнение, что, согласно принципу expressio unius est exclusion alterius, если что-то не запрещается прямым текстом, юридически, это не запрещено.
Таким образом, одна из основных проблем в области международного космического права - это проблема устаревающих соглашений по космосу. Например, основной Договор по космосу был подписан в 1967 году и абсолютно не отвечает современным реалиям космической индустрии.
Библиографические ссылки 1. Апель К.-О. Трансформация философии. М. : Логос, 2001. С. 35.
2. National space policy of the United States of America. 2010. June 28.
3. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 1967. Ст. 6.
4. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 1967. Ст. 1.
© Ерошенко П. Е., 2014
УДК 347.822.4
М. П. Землянко Научный руководитель - А. А. Бабаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
Рассматриваются проблемы обеспечения авиационной безопасности, программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, предлагаются возможные пути решения выявленных проблем.
Нормативной базой авиационной безопасности является ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 83, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации [1].
Авиационная безопасность обеспечивается [2]:
1) службами авиационной безопасности аэропортов;
2) подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта;
3) органами внутренних дел;
4) службами авиационной безопасности эксплуа-тантов (авиационных предприятий);
5) уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Вообще, в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру, подлежат: воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, лица из числа авиационного персонала гражданской авиации, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта. Досмотр проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами службы авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел [1].
Однако вышеупомянутые меры не могут полностью обеспечить безопасность. Анализ состояния авиационной безопасности на объектах гражданской авиации, основанный на результатах инспекционных проверок, которые систематически осуществляются
центральным аппаратом и территориальными органами Росавиации и контроля соответствия юридических лиц требованиям нормативных правовых документов, свидетельствует о наличии ряда характерных недостатков и несоответствий сертификационным требованиям, основными из которых являются:
1. Отсутствие сплошного периметрового ограждения;
2. Отсутствие, полностью или частично, патрульных дорог;
3. Отсутствие в ряде аэропортов автоматизированных систем контроля и управления доступом персонала;
4. Низкая оснащенность аэропортов, а также использование ими морально и физически устаревших, технических средств досмотра, а в некоторых случаях отсутствие таких средств;
5. Необеспеченность охраны периметра силами подразделений ведомственной охраны Минтранса России и вневедомственной охраны МВД России [4].
Для решения проблем технического плана была создана Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации. Целью Программы является устранение проблем и внедрение системы управления безопасностью полетов в гражданской авиации, способной обеспечить устойчивое сокращение количества авиационных происшествий и человеческих жертв с одновременным наращиванием темпов модернизации отрасли по всем направлениям деятельности [3].
Реализация Программы осуществляется в течение 2008-2015 годов, в два этапа.
В целях совершенствования административно-правового механизма обеспечения авиационной безо-