Научная статья на тему 'Авиационная безопасность: проблемы и перспективы правового регулирования в России'

Авиационная безопасность: проблемы и перспективы правового регулирования в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2606
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Землянко М.П., Бабаева А.А.

Рассматриваются проблемы обеспечения авиационной безопасности, программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, предлагаются возможные пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авиационная безопасность: проблемы и перспективы правового регулирования в России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

ся достоянием всего человечества» [4]. Существует мнение, что, согласно принципу expressio unius est exclusion alterius, если что-то не запрещается прямым текстом, юридически, это не запрещено.

Таким образом, одна из основных проблем в области международного космического права - это проблема устаревающих соглашений по космосу. Например, основной Договор по космосу был подписан в 1967 году и абсолютно не отвечает современным реалиям космической индустрии.

Библиографические ссылки 1. Апель К.-О. Трансформация философии. М. : Логос, 2001. С. 35.

2. National space policy of the United States of America. 2010. June 28.

3. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 1967. Ст. 6.

4. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 1967. Ст. 1.

© Ерошенко П. Е., 2014

УДК 347.822.4

М. П. Землянко Научный руководитель - А. А. Бабаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

Рассматриваются проблемы обеспечения авиационной безопасности, программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, предлагаются возможные пути решения выявленных проблем.

Нормативной базой авиационной безопасности является ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 83, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации [1].

Авиационная безопасность обеспечивается [2]:

1) службами авиационной безопасности аэропортов;

2) подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта;

3) органами внутренних дел;

4) службами авиационной безопасности эксплуа-тантов (авиационных предприятий);

5) уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Вообще, в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру, подлежат: воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, лица из числа авиационного персонала гражданской авиации, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта. Досмотр проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами службы авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел [1].

Однако вышеупомянутые меры не могут полностью обеспечить безопасность. Анализ состояния авиационной безопасности на объектах гражданской авиации, основанный на результатах инспекционных проверок, которые систематически осуществляются

центральным аппаратом и территориальными органами Росавиации и контроля соответствия юридических лиц требованиям нормативных правовых документов, свидетельствует о наличии ряда характерных недостатков и несоответствий сертификационным требованиям, основными из которых являются:

1. Отсутствие сплошного периметрового ограждения;

2. Отсутствие, полностью или частично, патрульных дорог;

3. Отсутствие в ряде аэропортов автоматизированных систем контроля и управления доступом персонала;

4. Низкая оснащенность аэропортов, а также использование ими морально и физически устаревших, технических средств досмотра, а в некоторых случаях отсутствие таких средств;

5. Необеспеченность охраны периметра силами подразделений ведомственной охраны Минтранса России и вневедомственной охраны МВД России [4].

Для решения проблем технического плана была создана Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации. Целью Программы является устранение проблем и внедрение системы управления безопасностью полетов в гражданской авиации, способной обеспечить устойчивое сокращение количества авиационных происшествий и человеческих жертв с одновременным наращиванием темпов модернизации отрасли по всем направлениям деятельности [3].

Реализация Программы осуществляется в течение 2008-2015 годов, в два этапа.

В целях совершенствования административно-правового механизма обеспечения авиационной безо-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

пасности, а также пресечения административных правонарушений, посягающих на правила авиационной безопасности, необходимо наделить командира воздушного судна юрисдикционными полномочиями. В частности, командиру воздушного судна было бы целесообразно предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях, если они совершены на борту воздушного судна и представляют собой реальную угрозу безопасности пассажиров. Для этого необходимо внести дополнения в ст. 28.3 КоАП России.

В целях обеспечения порядка и безопасности на борту воздушного судна, следовало бы дополнить Главу 11 КоАП РФ статьей, предусматривающей ответственность за хулиганские действия, которые совершаются во время полета. Меры административной ответственности должны быть также предусмотрены за попытки проникновения в кабину пилотов, а также за неподчинение законным требованиям, исходящим от экипажа воздушного судна. Необходимо формировать механизм реализации Федерального закона от 9 февраля 2006 г. «О транспортной безопасности», обеспечить выполнение его предписаний административно-правовыми санкциями, также внеся изменения и дополнения в КоАП РФ [5].

Общий инвестиционный кризис и неудовлетворительное финансовое положение авиационных предприятий не позволяют направлять собственные средства и банковские кредиты на обновление транспортных средств и объектов инфраструктуры, что в свою очередь приводит к дальнейшему обострению финансового положения.

Из-за недостаточного финансирования, разработанные в последние годы федеральные целевые программы развития транспорта практически не выполняются или выполняются с большим отставанием. По этой же причине свертываются фундаментальные и

прикладные научные исследования, конструкторские и проектные работы по проблемам развития, совершенствования и функционирования авиационного транспорта, распадаются сложившиеся научные и проектные коллективы, утрачиваются завоеванные в технической области позиции. Для исправления положения необходимо проведение эффективной и целенаправленной государственной транспортной политики.

Библиографические ссылки

1. Воздушный Кодекс РФ : федер. закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

2. Авиационная безопасность: нормативная база [Электронный ресурс] // Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. URL: http://www.president-sovet.ru/structure/group_ corruption/materials/normative_base/ (дата обращения: 24.03.2014).

3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации [Электронный ресурс] // Деловой авиационный портал. URL: http://www.ato.ru/content/gosudar-stvennaya-programma-obespecheniya-bezopasnosti-pole-tov-vozdushnyh-sudov-grazhdanskoy (дата обращения: 24.03.2014).

4. Транспортная и авиационная безопасность: проблемы правового регулирования [Электронный ресурс] // AEROHELP.ru. URL: http://www.aerohelp.ru/ analytics/info/90 (дата обращения: 24.03.2014).

5. Трофимов О. Е. Административно-правовое регулирование обеспечения безопасности авиации и объектов авиационной инфраструктуры в зарубежных государствах // Полицейская деятельность. 2013. № 3. С. 170-174.

© Землянко М. П., 2014

УДК 34.096

А. С. Иванова Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский федеральный университет, Красноярск

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Рассмотрена проблема отсутствия международно-правовой базы регулирования навигации космических объектов и представлены пути решения данной проблемы путем разработки нового международного договора. Также предложен способ обеспечения безопасности полетов космических кораблей.

Законодательное, а более корректно - нормативно-правовое регулирование космической деятельности является ключевым элементом обеспечения стабильного развития космонавтики. Но, несмотря на то, что законодательная база относительно космического пространства с каждым годом расширяется и дополняется, многие сферы остаются без нормативно-правового регулирования. Рассмотрим вопрос, связанный с необходимостью совершенствования меж-

дународно-правового режима космического пространства в целях обеспечения безопасности полетов космических объектов.

А. И. Травников, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов, утверждает, что «вероятность столкновения космических летательных аппаратов между собой, с воздушными судами, космическим мусором и естественными небесными телами весьма высока» [1]. Таким обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.