Научная статья на тему 'Некоторые проблемы профессионального общения участкового уполномоченного полиции с гражданами'

Некоторые проблемы профессионального общения участкового уполномоченного полиции с гражданами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / профессиональное общение участкового уполномоченного полиции / рекомендации по общению / важные качества для профессионального общения / communication / professional communication of the district police officer / recommendations for communication / important qualities for professional communication

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Владимир Федорович Родин, Вера Алексеевна Балашова

Анализируются проблемы профессионального общения участкового уполномоченного полиции. Рассматриваются особенности общения сотрудников ОВД с населением. Показана структура профессионального общения сотрудников полиции. Рассматриваются предпосылки успешного обучения сотрудников полиции и возможные ошибки при общении с гражданами. Даются рекомендации по безконфликтному общению и умению преодолевать барьеры при ведении разговора с собеседником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Владимир Федорович Родин, Вера Алексеевна Балашова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of professional communication of the district police officer with citizens

The problems of professional communication of the district police officer are being analyzed. The features of communication of police officers with the population are considered. The structure of professional communication of police officers is shown. The prerequisites for successful training of police officers and possible mistakes when communicating with citizens are considered. Recommendations are given on conflict-free communication and the ability to overcome barriers when conducting a conversation with an interlocutor.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы профессионального общения участкового уполномоченного полиции с гражданами»

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Научная статья УДК 159

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-259-262 EDN: https://elibrary.ru/qwomce NIION: 2003-0059-4/23-768 MOSURED: 77/27-003-2023-04-967

Некоторые проблемы профессионального общения участкового уполномоченного полиции с гражданами

Владимир Федорович Родин1, Вера Алексеевна Балашова2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 akademikvrodin@mail.ru

2 VeraKasatka2014@yandex.ru

Аннотация. Анализируются проблемы профессионального общения участкового уполномоченного полиции. Рассматриваются особенности общения сотрудников ОВД с населением. Показана структура профессионального общения сотрудников полиции. Рассматриваются предпосылки успешного обучения сотрудников полиции и возможные ошибки при общении с гражданами. Даются рекомендации по безконфликтному общению и умению преодолевать барьеры при ведении разговора с собеседником.

Ключевые слова: общение, профессиональное общение участкового уполномоченного полиции, рекомендации по общению, важные качества для профессионального общения

Для цитирования: Родин В. Ф., Балашова В. А. Некоторые проблемы профессионального общения участкового уполномоченного полиции с гражданами // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 259-262. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-259-262. EDN: QWOMCE.

Original article

Some problems of professional communication of the district police officer with citizens

Vladimir F. Rodin1, Vera A. Balashova2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 akademikvrodin@mail.ru

2 VeraKasatka2014@yandex.ru

Abstract. The problems of professional communication of the district police officer are being analyzed. The features of communication of police officers with the population are considered. The structure of professional communication of police officers is shown. The prerequisites for successful training of police officers and possible mistakes when communicating with citizens are considered. Recommendations are given on conflict-free communication and the ability to overcome barriers when conducting a conversation with an interlocutor.

Keywords: communication, professional communication of the district police officer, recommendations for communication, important qualities for professional communication

For citation: Rodin V. F., Balashova V. A. Some problems of professional communication of the district police officer with citizens. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):259-262. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-259-262. EDN: QWOMCE.

По роду своей профессиональной деятельности участковому уполномоченному полиции приходится общаться с различными людьми (разными по возрасту, образованию, национальности, вероисповеданию, полу, характеру, темпераменту и т. д.) и умение грамотно строить беседу — это одно из профессиональных умений сотрудника.

Как показывает практика, а также научные изы-

скания ученых, профессиональное общение участкового уполномоченного полиции имеет некоторые особенности. Коротко рассмотрим их.

Во-первых, это нормативная и законодательная регламентация деятельности сотрудника. Речь идет о том, что в процессе профессионального общения сотрудник полиции должен выполнять требования, которые закреплены в нормативных и правовых документах МВД.

© Родин В. Ф., Балашова В. А., 2023

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Во-вторых, в процессе общения сотрудника с гражданами возникают определенные ограничения. Данная характеристика профессионального общения сотрудников ОВД подразумевает, что на ее основе происходит ограничение свободы маневра в общении, в связи с чем участковый уполномоченный полиции должен кратко и логично излагать цель, содержание и предмет общения, не допускать разговоры на отвлеченные темы, не затягивать беседу.

Временные ограничения зачастую становятся неким фактором формальности общения. Иногда сотрудник, что называется, автоматически задает вопросы собеседнику, фиксирует необходимые для него сведения. При этом установление благоприятного психологического контакта не происходит ввиду «стандартности» и формальности общения.

Вместе с тем участковый уполномоченный полиции должен уметь выстроить разговор таким образом, чтобы в кратчайший срок в условиях дефицита времени получить все интересующие его сведения от человека.

В-третьих, это властный характер профессиональных полномочий. Наличие данной характеристики профессионального общения сотрудников ОВД возникает, исходя из вышерассмотренных. По закону сотрудники полиции наделены целым спектром властных полномочий, при реализации которых могут возникнуть конфликтные ситуации с собеседником. Поэтому при возникновении конфликтной ситуации полицейский должен обладать навыками бесконфликтного общения, быть эмоционально уравновешенными и устойчивыми к стрессу. При этом необходимо в целях соблюдения закона и реализации своих служебных обязанностей он должен проявлять настойчивость и требовательность, при этом соблюдая права и интересы граждан, сохраняя уважительное отношение к ним.

В-четвертых, это в некотором роде вынужденный характер общения. Ситуация профессионального общения сотрудника носит нередко вынужденный характер. Как правило, такие ситуации связаны с юридическими проблемы в сфере, как уголовного, так и гражданского законодательства.

В процессе разрешения таких проблемных ситуаций предполагается не просто потенциально конфликтные отношения, но и достаточно жёсткие формы конфликтного воздействия. Речь идёт о ситуациях, когда собеседник неприятен по каким-либо личностным характеристикам, но поскольку он, например, является ценным источником информации, то по долгу своей службы участковому уполномоченному полиции необходимо с ним общаться. В таких случаях полицейский не должен показывать собеседнику свое негативное отношение к нему.

В-пятых, это волевой характер взаимодействия с гражданином.

Так, участковый уполномоченный полиции выполняет вполне определённую социальную роль. Например, роль представителя государства, которая налагает на профессионально общение сотрудника определённые ограничения в общении. Однако в данном случае нас интересует не только служебная роль сотрудника полиции, а его роль в качестве психолога, которую он должен осуществлять, чтобы достичь

цели профессионального общения.

В-шестых, это некая стрессогенность. Профессиональная деятельность сотрудника в ряде случаев носит весьма напряженный ответственный, иногда конфликтный характер. Главным образом, это связано с противодействием некоторых заинтересованных лиц. Формы такого противодействия могут выражаться в неправомерном воздействие на сотрудника ОВД и носить как явный, так и замаскированный характер. Кроме того, самостоятельно стрессовый фон создает и сам по себе конфликтный характер служебной деятельности сотрудника.

Как показывает практика, нервно-психологические перегрузки сотрудников ОВД приводят к развитию состояний психической напряженности эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных психосоматических заболеваний на этой почве.

По роду своей деятельности сотрудник органов внутренних дел должен не просто контролировать процесс общения, но ещё и анализировать его. Это предполагает уяснение целей и задач, которые ставит собеседник (как явных, так и маскируемых), его психологических ролей, исходя из чего, сотрудник определяет тактику разговора и управляет ходом общения с человеком. Сделать контролируемое общение «естественным» можно с помощью овладения участковым уполномоченным полиции психологической техники общения.

Исследованиями ученых Бурцева Е. В., Жерновой М. В., Климова О. М., Цветкова В. Л. и др. выявлено, что профессиональное общение оперативных сотрудников ОВД обладает определённой спецификой, суть которой состоит в следующем:

• специфичность поводов для вступления в общении (это обстоятельство ограничивает группу участников общения, определяет его содержание и цели);

• наличие множественности целей в каждом акте общения с человеком;

• конфликтный характер общения в связи со спецификой поводов вступления в общение, так как цели участников общения нередко либо не совпадают, либо не понимаются в полной мере;

• специфика психических состояний участников общения, для которых характерны повышенное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения и доминирование отрицательных эмоциональных состояний;

• особое значение психологического контакта для оптимизации процесса общения и т. д.

Анализ структуры профессионального общения сотрудников органов правопорядка позволило профессору Цветкову В. Л. выделить четыре основных этапа в его развитии:

1 этап. Психологическое «чтение» особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся информации о конкретном человеке и составление психологического портрета взаимодействующего лица;

2 этап. Поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта;

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

3 этап. Воздействие в процессе профессионального общения на других лиц со стороны сотрудника ОВД с целью решения оперативно-служебных задач;

4 этап. Оценка результатов конкретного общения и планирование содержания и процесса дальнейших контактов с определёнными лицами: правонарушителями, гражданами, сотрудниками правоохранительных органов, руководителями и подчинёнными.

В оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции важен не только факт установления психологического контакта как общепринятого, но он необходим и для установления дальнейших доверительных отношений с людьми.

Установление доверительных отношений выстраиваются в технологию, применяемую участковым уполномоченным полиции при осуществлении взаимодействия с населением.

Во-первых, укрепление доверия граждан при понимании задач по обеспечению правопорядка и стабильности оперативной обстановки.

И, во-вторых, это повышение значимости представляемой доверительной информации, когда участковый полномочный полиции подчёркивает степень важности переданных ему сведений гражданином.

Несомненно, коммуникативная деятельность участкового полномочного полиции, при выполнении служебных задач является одной из важнейших. Сотрудник ОВД должен обладать такими необходимыми коммуникативными качествами, как умение:

• устанавливать психологический контакт с незнакомыми людьми и умение расположить их к себе;

• выслушивать других людей;

• осуществлять психологическое воздействие словом и делом на людей при исполнении служебных задач;

• сосредотачиваться на том, что говорит собеседник;

• преодолевать различные психологические барьеры в общении с гражданами и т. д. — следить не только за словами, но и за интонациями, выражением лица, жестами собеседника;

• говорить о том, что интересно собеседнику;

Доверительные отношения, являясь необходимым элементом процесса общения между участковым уполномоченным полиции с гражданином, основываются на умелом выстраивании процесса общения.

Навыки общения, знание человеческой психологии и умение межличностного общения — всё это является факторами успешного установления психологического контакта.

Вместе с тем, как показывает практика, при общении с гражданами сотрудники полиции допускают иногда некоторые ошибки. Рассмотрим наиболее типичные из них:

• это отсутствие плана предстоящей беседы;

• доминирующая роль сотрудника при беседе с человеком;

• психологическая несобранность сотрудника;

• удовлетворительная подготовка к беседе;

• доминирующая роль сотрудника при беседе;

• психологическое напряжение при общении с человеком;

• физическое и психологическое утомление сотрудника. Всё это не способствует качественному и доверительному общению с людьми.

Иногда при общении не учитываются сложности и конфликтные ситуации, которые могут произойти в ходе беседы. Поэтому в ходе беседы могут возникать ошибки, установление доверительного психологического контакта с человеком становится затруднительным, и это сказывается на результатах общения.

В научной литературе рассмотрено большое количество способов разрешения конфликтов при общении. При разрешении конфликтных ситуаций с гражданами особое внимание следует уделить методу убеждения.

Интересные советы в своих работах по данной проблематике дает Ю. В. Чуфаровский. Так, для успешности установления контакта с человеком ученый рекомендует:

• при разговоре с человеком нельзя делать большие паузы. Отвлечённые темы также не должны стать предметом разговора, беседа должна продолжаться в предметном русле;

• необходимо проявить открытость в отношении собеседника. Важно делать вид, что его информация является очень важной и представляет интерес;

• необходимо свести к минимуму психологическое напряжение. Напряжение всегда проявляется в физиологии человека: конечности сжаты, резкие жесты, статичная поза, напряженное выражение лица и мимика;

• разговор должен быть построен на простых фразах, необходимо избегать разных трудно-понимаемых слов;

• если в процессе разговора будут упомянуты какие-либо неприятные вещи, уходить от разговора не является целесообразным. В данной ситуации необходимо провести конкретные аргументы для убеждения собеседника;

• в рамках установления психологического контакта необходимо обязательно учитывать и обозначить роль собеседника, нельзя надеяться только на свою эрудицию. Психологический контакт представляет собой взаимное уважение при общении;

• участковый уполномоченный полиции должен внимательно слушать собеседника. В психологии слушание является большим искусством;

• разговор должен вестись на равных, ни одна из сторон не должна выглядеть доминирующей;

• беседа должна быть построена на диалоге. Нежелательно высказывать какую-либо информацию, слушание которой займёт достаточно долго времени. Монолог в разговоре двух лиц утомляет и притупляет внимание;

• необходимо полностью контролировать себя и свои эмоции, перебивать собеседника не приветствуется даже в ситуациях, когда речь собеседника и ее содержание не нравится;

• ни в коем случае нельзя ущемлять чувство собственного достоинства второй стороны;

• нежелательно занимать «закрытые позы», в психологии они также именуются «позами

обороны»: скрещивание рук или ног при разговоре. Такого рода позы говорят о нежелание принимать информацию от собеседника.

Таким образом, профессиональное общение является важной составной частью деятельности участкового уполномоченного полиции. Психологически грамотное общение необходимо сотрудникам ОВД в процессе их работы с гражданами, коллегами по службе, руководством. От того, насколько верно будет построено профессиональное общение участкового уполномоченного полиции во многом, будет зависеть эффективность всей его деятельности.

Поэтому представляется совершенно необходимым изучение основных психологических рекомендаций и характеристик профессионального общения работника правоохранительной службы с целью повышения его профессиональной компетентности, более грамотного ведения процесса общения и взаимодействия с гражданами. Для этого необходимо постоянное самосовершенствование, изучение опыта коллег по службе, применение передовых психологических разработок по проблемам общения, совершенствование своих практических навыков и умений при взаимодействии с населением.

Библиографический список

1. Мосс, Дуглас. Карнеги. Полный курс. Секреты общения, которые помогут вам добиться успе-

ха. М. : Издательство АСТ, 2022. 224 с.

2. Лебедев И. Б., Родин В. Ф., Цветков В. Л., Ки-коть В. Я., Эриашвили Н. Д. Юридическая психология. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 479 с.

3. Родин В. Ф., Грошев И. В., Калиниченко И. А., Эриашвили Н. Д. и др. Психология. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 303с.

4. Цветков В. Л. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие. М. : ЮСТИЦИЯ. 2019. 350 с.

5. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А. А. Бодалева. 2011. 600 с.

Bibliographic list

1. Moss, Douglas. Carnegie. Full course. Communication secrets that will help you succeed. M. : AST Publishing House, 2022. 224 p.

2. Lebedev I. B., Rodin V. F., Tsvetkov V. L., Kikot' V. Ya., Eriashvili N. D. Legal psychology. M. : UNITI-DANA, 2014. 479 p.

3. Rodin V. F., Groshev I. V., Kalinichenko I. A., Eriashvili N. D. and etc. Psychology. M. : UNITI-DANA, 2016. 303 p.

4. Tsvetkov V. L. Psychology in the activities of employees of organs of internal affairs : study guide. M. : JUSTICE. 2019. 350 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Psychology of communication. Encyclopedic Dictionary. Under total ed. A. A. Bodalev. 2011. 600 p.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

В. Ф. Родин — профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник образования РФ, академик РАЕН;

В. А. Балашова — заместитель начальника кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук.

Information about the authors

V. F. Rodin — Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honorary Worker of Education of the Russian Federation, Academician RANS;

V. A. Balashova — Deputy Head of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 10.07.2023.

The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 10.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.