Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИМАМОВ В ЕС (НА ПРИМЕРЕ ФРГ)'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИМАМОВ В ЕС (НА ПРИМЕРЕ ФРГ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам в ЕС / ислам в Германии / исламские союзы в ЕС / имамы / исламская теология / Islam in the EU / Islam in Germany / Islamic unions in the EU / imams’ Islamic theology

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погорельская С.В.

По мере роста мусульманских диаспор в ряде государств ЕС, сопряженного с радикализацией исламского мира после окончания эпохи конфронтации блоков, все более насущной внутриполитической проблемой для этих стран стало соотношение религиозной жизни мусульманских диаспор с требованиями внутреннего порядка правового демократического государства. Одним из факторов риска для стабильности и, главное, для интегрируемости диаспор в жизнь гражданского общества был фактор непредсказуемости имамов, нередко присылавшихся в мечети исламских союзов из за рубежа и получавших оттуда финансирование. Поэтому важнейшей внутриполитической задачей европейских государств, располагающих значимыми мусульманскими общинами, становится подготовка мусульманских священнослужителей в самих этих государствах. В статье на примере ФРГ будут рассмотрены связанные с этим проблемы и трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problems of training imams in the EU (on the example of Germany)

With the growth of Muslim diasporas in a number of EU states, coupled with the radicalization of the Islamic world after the end of the era of bloc confrontation, the relationship between the religious life of Muslim diasporas and the internal rules of a constitutional democratic state has become an increasingly pressing political problem for these countries. The unpredictability of imams, who often came to mosques from abroad and were funded from there, was a significant risk factor for stability, and especially for integration of diasporas into civil society was that of. Therefore, the most important domestic political task of European states with significant Muslim communities is the training of Muslim clergy themselves. The article discusses the related problems and difficulties on the example of Germany.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИМАМОВ В ЕС (НА ПРИМЕРЕ ФРГ)»

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Погорельская С.В.* НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИМАМОВ В ЕС (НА ПРИМЕРЕ ФРГ)

DOI: 10.31249/rimm/2023.04.09

Для цитирования: Погорельская С.В. Некоторые проблемы подготовки имамов в ЕС (на примере ФРГ) // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2023. № 4 (330). DOI: 10.31249/rimm/2023.04.09

Аннотация. По мере роста мусульманских диаспор в ряде государств ЕС, сопряженного с радикализацией исламского мира после окончания эпохи конфронтации блоков, все более насущной внутриполитической проблемой для этих стран стало соотношение религиозной жизни мусульманских диаспор с требованиями внутреннего порядка правового демократического государства. Одним из факторов риска для стабильности и, главное, для интегрируемости диаспор в жизнь гражданского общества был фактор непредсказуемости имамов, нередко присылавшихся в мечети исламских союзов из за рубежа и получавших оттуда финансирование. Поэтому важнейшей внутриполитической задачей европейских государств, располагающих значимыми мусульманскими общинами, становится подготовка мусульманских священнослужителей в самих этих государствах. В статье на примере ФРГ будут рассмотрены связанные с этим проблемы и трудности.

Ключевые слова: ислам в ЕС; ислам в Германии; исламские союзы в ЕС; имамы; исламская теология.

* Погорельская С.В. - кандидат политических наук, старший научный сотрудник, ИНИОН РАН, доктор философии Боннского университета ^оге18@шаП.га}.(тСГО: 0000-0001-9208-5889, ОКБ: 115267158)

Количественный рост и повышение активности мусульманских диаспор при одновременной религиозной и политической радикализации исламского мира после окончания эпохи конфронтации блоков ставят внутреннюю политику целого ряда государств ЕС (прежде всего, в странах т.н. «старой Европы» ) перед серьезной и трудно решаемой задачей: как соотнести религиозную жизнь «своих» мусульманских диаспор с требованиями внутреннего порядка правового демократического государства.

Одним из значимых факторов риска для стабильности и, главное, для интегрируемости членов мусульманских диаспор в жизнь европейского гражданского общества был тот факт, что мусульманские проповедники в мечетях большинства исламских союзов присылались в них из за рубежа, из различных стран мусульманского мира и оплачивались оттуда же. Проповеди присланных (или приглашенных) имамов2 нередко в основах своих расходились не только с правовыми нормами либеральных демократий, но и, в силу незнания реалий принимающей страны, с повседневной бытовой жизнью членов диаспор внутри европейских обществ, особенно в том, что касалось образования детей в государственных школах, роли женщин, порядка одежды. Кроме того, имамами в мечетях некоторых исламских союзов становились иной раз и лица, преследуемые в собственных странах за исламский радикализм и живущие в ЕС со статусом политических беженцев (как в Германии), а пятничные молитвы читали лица, состоящие под наблюдением силовых спецслужб в связи с джихадизмом. Не случайно именно в Германии в нулевых годах распространение получило понятие «проповедники ненависти» (На88рга^ег). В ее мечетях, например, в Кёльне, где проповедовал в те годы «кёльнский халиф» муфтий Каплан, звучали призывы превратить мусульманских детей Германии «в острие копья, направленное против неверных»3.

В связи с этим актуальным для внутренней политики стал вопрос систематической подготовки имамов внутри стран ЕС, т.е. своего рода профессионализация данной деятельности на основа-

1 Имеется в виду так называемый иммигрантский ислам в государствах, ранее не имевших своих мусульманских диаспор или же, как Франция, мусульманское население которой жило в колониях, в отличии например от таких новых членов ЕС, как Босния, где ислам исповедует часть коренного населения.

2 «Имам» в данном случае подразумевает исламского священнослужителя: главу общины и руководителя богослужения в мечети.

3 Погорельская С.В. Исламский терроризм. Кейс ФРГ. - Актуальные проблемы Европы, № 4. 2021. С. 80.

нии определенных единых государственных стандартов, овладение которыми подкрепляется единым сертификатом о получении соответствующей квалификации.

Однако будут ли такие имамы приняты общинами? Можно ли обязать диаспоры принимать в мечетях только имамов, получивших образование в ЕС? Соотносятся ли эти европейские стандарты с теми, которые сам мусульманский мир предъявляет к исполняющим эту деятельность (обряды большого и малого паломничества, например). Как организовать обучение?

В предлагаемой небольшой статье, после краткого обзора ситуации в ЕС, предлагается рассмотреть эти вопросы на примере Германии, страны, никогда не обладавшей коренным мусульманским населением и тем не менее располагающей на сегодняшний

день одной из самых больших мусульманских общин Европы.

***

Во Франции, ФРГ, Нидерландах проживают самые многочисленные мусульманские диаспоры ЕС. Особенность Франции - идея примата гражданства над остальными формами идентичности, позволяет официально игнорировать этническую и конфессиональную самоидентификацию, однако Макрон не так давно выразил желание создать структуры для «французского ислама». Основы государственного подхода к образованию имамов были заложены еще в 2008, когда Католический институт в Париже начал проводить курсы для имамов, дополняя их образование знаниями о функционировании государственного порядка, ценностях республики и ее истории. Кроме того, мусульманские союзы (во Франции действуют около 3000 мечетей) располагали собственными структурами для обучения имамов. Для реализации намерений Макрона создать «французский ислам» должна быть реформирована правовая база, предусматривающая отделение церкви от государства и исключающая любые формы государственной поддержки.

В Австрии, где диаспора с 1979 г. представлена Исламским сообществом веры в Австрии (ЮОО), объединяющим около 300 общин, образование имамов - дело самих общин, однако оплачивает их головная организация и они считаются ее служащими. Имамов готовят как на теологическом факультете университета, так и в так называемых «школах имамов» («1шаш-Найр-8сЬи1е») при общинах. Правительство, впрочем, поддерживает государственное образование и к частным школам относится скептически.

Община, желающая пригласить имама из за рубежа, должна предварительно подать заявку в ЮОО, в которой имам сдаст тест и получит сертификат, подтверждающий его квалификацию. Лишь после этого община может подавать в госорганизации заявку на рабочую визу для него.

В Нидерландах с общиной, располагающей около 500 мечетей, более 30 лет ведутся дебаты о том, как следует готовить имамов. Поскольку необходимых структур долгое время не было, общины приглашали имамов из-за рубежа, которые, впрочем, должны были закончить языковые курсы. С 2004 г. Министерство образования поддерживает образование имамов в нидерландских университетах, в частности на факультете исламской теологии в Амстердаме, где можно получить специальность как имама, так и преподавателя ислама в рамках предмета «религия». В то же время спрос на эту специальность невелик.

В Бельгии из 300 общин свыше 90 имеют статус признанных государством религиозных сообществ. Поэтому их имамы имеют статус служащих. Остальные мечети принадлежат фонду Диянета, так что образование имамов и их оплата находятся в его компетенции. В то же время планируется систематическая государственная подготовка имамов. Во Фламандском регионе власти предприняли попытки запретить финансирование мечетей и оплату имамов из-за рубежа, однако Конституционный суд страны в 2023 г. отменил это решение

Из всех стран ЕС особенно интересна для исследования проблемы Германия - как страна, исторически не имевшая своего ислама (даже колониального), и, в то же время, за относительно короткий срок во второй половине ХХ в. в силу особенностей своего экономического и внутриполитического развития обзаведшаяся мощнейшей и разнообразнейшей по направлениям исламской общиной (на сегодняшний день - более 5 млн мусульман и более 2500 мечетей), на которую она, к тому же, до 11.9.2001 г. практически не обращала внимания, исходя из формально «временного» статуса пребывания в стране большинства мусульман. Отрезвление, наступившее в том числе и после осознания, что участники террористической атаки на США, учившись в Германии, посещали мечеть радикального исламского союза в Гамбурге, повлекло кардинальную смену курса и стремление демистифицировать диаспору, поощряя способные к интеграции силы и отсекая радикальные.

После заявления федерального президента в 2010 г. о том, что «ислам принадлежит к Германии и является ее частью»1, был, с финансовой поддержкой Министерства образования, основан первый исламско-теологический центр (в 2012 г., в университете г. Тюбингена)2, за ним последовали другие, сегодня их шесть, однако университетские выпускники практически не имели шансов найти место в мечетях, где работали священнослужители, близкие конкретным общинам и присланные или приглашенные из стран исламского мира. История основанного в 2021 г. Исламского колледжа Германии при университете г. Оснабрюка и работающего с государственной поддержкой даже попала в газеты - созданное специально с целью подготовки исламских священнослужителей для всех представленных в Германии исламских союзов современное учебное заведение в 2023 г. столкнулось с проблемой трудоустройства первых своих выпускников, что привело к сокращению желающих в нем учиться. Мечети называли различные основания для отказа. Где-то боялись утерять корни и традицию, где-то ссылались на отсутствие средств и предпочитали принять «бесплатного» имама, оплачиваемого из за рубежа3.

Например, в мечетях турецко-суннитского союза Б1Т1В4 проповедовать могли исключительно имамы, являющиеся турецкими государственными служащими и направляемые в зарубежные мечети Ведомством по делам религии Турции (Диянет), как правило, сроком на пять лет в порядке ротации. В ряде общин других исламских союзов проповедовали имамы из Саудовской Аравии или ОАЭ, в иранских мечетях имамы оплачиваются из Тегера-

1 "Islam gehört zu Deutschland": Wulff bekräftigt seine Aussage. -https://www.rnd.de/politik/islam-gehort-zu-deutschland-wulff-bekraftigt-seine-aussage-4YAYIOB3NHEKKREGLL4B3M6HMA.html#: ~:text=Als%20Bundespr%C3%A4sid ent%20hatte%20Wulff%20in%20seiner%20Rede%20zum,erhitzte%20 Debatte%20 u m%20 Integration%20 und%20 Identit%C3%A4 t%20 in%20 Deutschland.

2 Universität Tübingen: Erstes Zentrum für Islamische Theologie eingeweiht -https://www.zeit.de/studium/hochschule/2012-01/zentrum-islamische-theologie-2

3 Schönherr H-P. Imame in Deutschland: Deutsche Ausbildung nicht gefragt -https://taz.de/Imame-in-Deutschland/!5804331/#:~:text=Vielf%C3%A4ltige% 20Gr%C3%BCnde,von%20orientalischen%20Kulturwerten%20und%20Traditionen.

4 Турецко-исламский союз по делам религии (DITIB), немецкое отделение, основанный в 1984 г. в Кёльне, состоящий в подчинении у официальных турецких структур (ведомства по делам религии, Diyanet Ifleri Bafkanligi), самая мощная на сегодняшний день организация турецких суннитов в ФРГ, один из четырех соосно-вателей Координационного совета мусульман Германии и важнейший партнер во взаимодействии с государством в рамках Исламской конференции при МВД ФРГ.

на, в боснийских - имамы, выучившиеся в Боснии, и т.д. Особую заботу государству доставляют проповедники из арабских стран, приезжающие по приглашению в мечети радикальных исламских союзов на определенный срок с туристскими визами.

Выпускники же теологических факультетов немецких университетов имели шанс получить не столько работу имамом в мечетях исламских союзов, сколько учителями для преподавания ислама в рамках предмета «Религия» в школах. Это, кстати, был второй важный пункт в связанной с исламом повестке внутриполитической безопасности - перенести знакомство мусульманских детей со своей религией из «школ Корана» при мечетях в обычные школы1.

Предметом практических дискуссий вопрос об образовании «правильных» имамов в Германии стал в ходе работы Исламской конференции ФРГ при МВД - постоянного института взаимодействия (а в ряде вопросов и сотрудничества) государства и различных исламских союзов Германии, действующего с 2006 г. В 2022 г., со сменой правительства, проблема занятости имамов была названа в числе первоочередных - ведь за все прошедшие годы переломить тенденцию не удалось, и подавляющее большинство работающих ныне в стране имамов по-прежнему присылаются из за рубежа2. Немецкая политика требует допускать к работе в мечетях на территории ФРГ ислкючительно тех, кто получил образование в Германии и исключить любое зарубежное финансирование. Насколько соотносится данное желание с правовой ситуацией?

С одной стороны, ст. 140 Основного закона ФРГ передает все вопросы религиозной жизни в руки самих религиозных сообществ, так что вопросы образования и занятости священнослужителей лежат в компетенциях религиозных сообществ, с другой - исторический опыт взаимодействия государства и церквей предполагает для церквей выгодные опции в случае их сотрудничества с государством. В случае с исламом такое сотрудничество уже в силу организационных проблем не имело места - представленный в Германии ислам в силу своего разнообразия, специфики, а иной раз и соперничества

1 В немецких школах в рамках предмета «Религия» ученики могут изучать основы той религии, к которой они принадлежат. Решение о данных занятиях находится в компетенции федеральных земель, а отвечают за них религиозные сообщества. Введение предмета «ислам» затруднялось тем, что с формальной точки зрения ислам в Германии пока еще не является признанным религиозным сообществом, как другие конфессии.

2 Islamkonferenz: Faeser will weniger Imame aus dem Ausland |-https://www.tagesschau.de/inland/islamkonferenz-faeser-101.html

между различными направлениями не мог создать единой головной организации для переговорного процесса с государством и поэтому, в отличие от христианства и иудаизма, до сих пор не является юридически признанным религиозным сообществом (Religionsgemeinschaft)1. В то же время финансирование религиозной жизни его общин из стран мусульманского мира открывало возможности не только к вмешательству во внутренние дела Германии, как в случае с турецкими суннитами, но и к возможностям создания террористических структур (мечеть Таиба в Гамбурге2). Проблема до сих пор не решена.

Сами исламские союзы считают полный отказ от связи с исламским миром в вопросе назначения имамов контрпродуктивным, особенно если речь идет о «странах происхождения» членов общины, например, турецких суннитов, все еще составляющих большинство мусульманской диаспоры ФРГ. Например, Исламский Совет, объединяющий более 450 общин, в состав которого входит и радикальная Милли Гёруш, полагает, что имамы, получившие образование в Германии, нуждаются в повышении квалификации и в практике в исламских странах (в данном случае в Турции). По мнению его главы, введение курса исламской теологии в Германии, сопряженное со стремлением политики прервать тем самым влияние из исламского мира, продиктовано «отнюдь не заботой политиков о благе мусульман», поскольку от имама, от руководителя общины, ожидают не только знаний богословия, но и «помощи в практических вопросах, в богослужениях, а это во многом определяется культурными традициями стран происхождения»3.

Самый многочисленный и влиятельный союз турецких суннитов, DITIB, объединяющий более 900 общин, тоже полагает, что образование имамов - в первую очередь дело самих мусульман. Он еще в 2006 г. начал собственную программу подготовки имамов для себя,

1 Поэтому переговорный процесс шел с отдельными исламскими союзами, на локальных (земельных) уровнях. Так, статус «религиозного сообщества» получили ахмадиты.

2 Мечеть, посещаемая будущими участниками террористических атак 11.9.2001, в том числе Мохамедом Ата, в бытность его студентом. Имам мечети был признанным джихадистом, тем не менее, чтобы закрыть ее, государству потребовалось десять лет, см.: Hamburger Taiba-Moschee geschlossen: Hassprediger ohne Heimat - https://www.spiegel.de/politik/deutschland/hamburger-taiba-moschee-geschlossen-hassprediger-ohne-heimat-a-710898.html

3 Wie bilden islamische Religionsgemeinschaften ihre Imame aus? -https://www.islamiq.de/2019/01/15/wie-bilden-islamische-religionsgemeinschaften-ihre-imame-aus/

за свой счет посылая выросших в Германии турецких студентов учиться на имамов в Турцию с тем, чтобы по возвращении принять место в одной из мечетей союза. Более 90% выпускников этой программы работают сейчас в мечетях DITIB. Следуя пожеланиям немецкой политики, он в 2020 г. открыл свой собственный колледж недалеко от Кёльна, в Айфеле, в котором он предлагает выпускникам теологических факультетов немецких университетов по курсу «исламская теология» пройти двухгодичное практическое обучение, готовящее к работе с общиной1. Что же касается имамов, все еще присылаемых из Турции, то перед приездом в Германию они теперь обязаны завершить пятимесячный подготовительный курс, программа которого согласована с немецким Институтом Гёте и предполагает изучение не только языка, но также и страны. Такой порядок союз предпочел бы сохранить и дальше, чтобы «не потерять свои корни»2.

Центральный Совет мусульман в Германии (около 30 общин), соперничающий с DITIB, объединяющий в основном арабских и мультиэтнических мусульман и одно время стоявший под подозрением в связи с исламским радикализмом3, приветствует подготовку имамов в Германии потому, что это «оторвет DITIB от Турции». В то же время он возражает против запрета на зарубежное финансирование, видя в этом ущемление прав мусульман: ведь христианские и иудаистские организации такую поддержку получают. Сам он в основном готовит имамов внутри собственных общин.

Союз Исламских культурных центров (VIKZ), отпраздновавший в 2023 г. свое 50-летие и объединяющий более 300 общин консервативных турецкких суннитов, полагает, что имам - это не профессия, а призвание. Поэтому он уже скоро как 40 лет сам готовит себе имамов в своем образовательном центре в Кёльне. Солидная учеба продолжается три года и включает не только теологическую, но и практическую подготовку к работе в общине вокруг мечети, с тем чтобы глава общины соответствовал не только религиозным, но также и социальным и культурным запросам ее членов. Отмена зарубежного финансирования обучения и содержания имамов его никак не коснется.

1 Ausbildung zur/zum islamischen Religionsbeauftragten | DITIB-Akademie. -https://www.ditib-akademie.de/imamausbildung/

2 Там же.

3 Чтобы избежать дальнейших обвинений, ему в 2022 г. пришлось исключить из своего состава одну из самых сильных своих организаций - Немецкое Сообщество Мусульман (DMG), состоявшее под подозрением связи с «Братьями мусульманами».

Таким образом, мы видим, что традиционные исламские союзы, представляющие безусловное большинство диаспоры, не выражая открыто скепсиса по отношению к подготовке имамов в рамках факультетов теологии немецких университетов, в то же время предпочитают (если решение о запрете приглашения имамов извне будет принято) готовить их в своих образовательных центрах в рамках собственных программ, а коль скоро придется взять на работу выпускника немецкого университета, предлагать ему дополнить свое теоретическое образование практикой, включающей знания социальных и культурных запросов данной общины. Либеральный ислам предлагает для этого значительно больше шансов, однако его доля, несмотря на основательную поддержку со стороны немецкой политики, интеллектуалов, общественности и СМИ, невелика, а возможности воздействия на консервативную, тяготеющую к традиции массу мусульманской общины и того меньше.

В завершение сделаем вывод, что задача подготовки имамов внутри государств ЕС возникла не столько по мере количественного роста общин, сколько после событий 11.9.2001, привлекших внимание европейских политиков к радикализации ислама внутри их стран. В настоящее время государства ЕС, располагающие сильными исламскими диаспорами, стараются по возможности сократить связи этих диаспор с исламским миром, предлагая мусульманам, как это сделал федеральный президент Штайнмайер в 2023 г. на праздновании 50-летия Союза исламских культурных центров, «занять место в середине нашего общества»1. Желание превратить исторически и культурно чуждую данным странам веру в «свой» ислам неизбежно приведет к сокращению притока зарубежных исламских проповедников и увеличению доли «своих» имамов. В связи с этим государствам и представленным в нем исламским союзам предстоит решить задачу, как соотнести подготовку имамов в Европе с требованиями к данной профессии, принятыми в исламском мире.

Литература / References

1. Погорельская С.В. Исламский терроризм. Кейс ФРГ. - Актуальные проблемы Европы, № 4 2021. С. 80.

1 Steinmeier in Köln: "Der Islam hat Wurzeln geschlagen" | https://www.express.de/ koeln/steinmeier-in-koeln-der-islam-hat-wurzeln-geschlagen-647737

2. Islamkonferenz: Faeser will weniger Imame aus dem Ausland |-https://www.tagesschau.de/inland/islamkonferenz-faeser-101.html

3. Hamburger Taiba-Moschee geschlossen: Hassprediger ohne Heimat -https://www.spiegel.de/politik/deutschland/hamburger-taiba-moschee-geschlossen-hassprediger-ohne-heimat-a-710898.html

4. "Islam gehört zu Deutschland": Wulff bekräftigt seine Aussage. -https://www.rnd.de/politik/islam-gehort-zu-deutschland-wulff-bekraftigt-seine-aussage-4YAYIOB3NHEKKREGLL4B3M6HMA.html#:~:text=Als%20Bundespr% C3%A4sident%20hatte%20Wulff%20in%20seiner%20Rede%20zum,erhitzte%20 Debatte%20 um%20 Integration%20 und%20 Identit%C3%A4 t%20 in%20 Deutschland.

5. Jacobs A. Ausbildung und Beschäftigung von islamischen Geistlichen in Deutschland und Frankreich. KAS- Analysen & Argumente Nr. 346 / März 2019, 18 S. https://www.kas.de/documents/252038/4521287/Ausbildung+und+Besch%C3%A4fti gung+von+islamischen+Geistlichen+in+Deutschland+und+Frankreich.pdf/c52f425e-22f4-e9bd-d1ba-4747b4e9cc1a?version=1.1&t=1553587601325

6. Schönherr H-P. Imame in Deutschland: Deutsche Ausbildung nicht gefragt -https://taz.de/Imame-in-Deutschland/!5804331/#:~:text=Vieli%C3%A4ltige%20Gr%C3% BCnde,von%20orientalischen%20Kulturwerten%20und%20Traditionen

7. Steinmeier in Köln: „Der Islam hat Wurzeln geschlagen "| https://www.express.de/ koeln/steinmeier-in-koeln-der-islam-hat-wurzeln-geschlagen-647737

8. Universität Tübingen: Erstes Zentrum für Islamische Theologie eingeweiht -https://www.zeit.de/studium/hochschule/2012-01/zentrum-islamische-theologie-2

9. Wie bilden islamische Religionsgemeinschaften ihre Imame aus? -https://www.islamiq.de/2019/01/15/wie-bilden-islamische-religionsgemeinschaften-ihre-imame-aus/

Статья поступила в редакцию 29.09.2023.

Принята к публикации 12.10.2023.

Pogorelskaya S.V.

On the problems of training imams

in the EU (on the example of Germany)

Swetlana V. Pogorelskaya,

PhD(Political Science), DSc(Philosopy), University of Bonn, Senior Research Associate, INION RAN,

e-mail: pogorelskaja@yahoo.de

ORCID: 0000-0001-9208-5889, GND: 115267158

Abstract. With the growth of Muslim diasporas in a number of EU

states, coupled with the radicalization of the Islamic world after the end of the

era of bloc confrontation, the relationship between the religious life of Muslim

diasporas and the internal rules of a constitutional democratic state has become an increasingly pressing political problem for these countries. The unpredictability of imams, who often came to mosques from abroad and were funded from there, was a significant risk factor for stability, and especially for integration of diasporas into civil society was that of. Therefore, the most important domestic political task of European states with significant Muslim communities is the training of Muslim clergy themselves. The article discusses the related problems and difficulties on the example of Germany.

Keywords: Islam in the EU; Islam in Germany; Islamic unions in the EU; imams'Islamic theology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.