Научная статья на тему 'ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: КЕЙС ФРГ'

ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: КЕЙС ФРГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
482
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ФРГ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ДИАСПОРА ФРГ / ИСЛАМИЗМ / ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Погорельская Светлана Вадимовна

Вероятный террористический потенциал мусульманской общины Германии рассматривается в связи с ее этническим и религиозным разнообразием. Показываются внутриполитические меры, предпринимаемые государственными структурами для профилактики исламского терроризма и борьбы с ним, исследуется их эффективность. В силу особенностей своей внутренней политики Германия слишком поздно осознала необходимость интеграции мусульманской диаспоры в жизнь страны и пристального контроля за деятельностью представленных в стране исламских организаций. В начале нового тысячелетия, когда опасность исламского терроризма стала очевидной для стран Запада, в Германии существовала сильная мусульманская диаспора, разнообразная как этнически, так и по направлениям ислама, функционировавшая обособленно и по своему характеру склонная к радикализации. Осознание необходимости интеграции ислама побудило руководство Германии начать диалог с заинтересованными в нем мусульманскими организациями и союзами. Одновременно велась политическая и правовая маргинализация исламских организаций, не способных к внутриполитической интеграции или не заинтересованных в ней. Курс правительства по отношению к радикальным исламским объединениям существенно ужесточился в ходе иммиграционного кризиса 2015-2017 гг., когда страна приняла большие группы мусульманских беженцев и когда немецкие граждане стали жертвами террористических атак. В настоящее время в стране ведется (в основном) хорошо скоординированная, структурированная борьба с исламизмом, включающая как превентивные меры, так и репрессивные и охватывающая все уровни общества - от государственных органов до гражданских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC TERRORISM: THE CASE OF GERMANY

The likely terrorist capacity of the Muslim community in Germany is examined in relation to the ethnic and religious diversity of this community. Domestic policy measures taken by state structures to prevent and combat Islamic terrorism are shown and their effectiveness is investigated. Due to its domestic politics, Germany too late realized the necessity of integrating the Muslim diaspora into national life and close monitoring of the activities of Islamic organizations present in the country. At the beginning of the new millennium, when the danger of Islamic terrorism became apparent in the West, there was a strong Muslim diaspora in Germany, ethnically diverse, practicing different trends in Islam, functioning in parallel to the life of the state and vulnerable to radicalization. Aware of the need to integrate Muslims, German government entered into a dialogue with Muslim organizations and alliances that displayed interest in it. At the same time, Islamic organizations which were incapable of or not interested in domestic political integration were politically and legally marginalized. The government’s course towards radical Islamic associations was significantly tightened during the 2015-2017 immigration crisis, when the country accepted large contingents of Muslim refugees and when German citizens became victims of terrorist attacks. There is now a (mostly) well-coordinated, structured fight against Islamism, which includes both preventive and repressive measures and involves all levels of society, ranging from state authorities to civil society organizations.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: КЕЙС ФРГ»

Б01: 10.31249/аре/2021.04.04

Погорельская С.В. , 2021

Исламский терроризм: кейс ФРГ

Аннотация. Вероятный террористический потенциал мусульманской общины Германии рассматривается в связи с ее этническим и религиозным разнообразием. Показываются внутриполитические меры, предпринимаемые государственными структурами для профилактики исламского терроризма и борьбы с ним, исследуется их эффективность.

В силу особенностей своей внутренней политики Германия слишком поздно осознала необходимость интеграции мусульманской диаспоры в жизнь страны и пристального контроля за деятельностью представленных в стране исламских организаций. В начале нового тысячелетия, когда опасность исламского терроризма стала очевидной для стран Запада, в Германии существовала сильная мусульманская диаспора, разнообразная как этнически, так и по направлениям ислама, функционировавшая обособленно и по своему характеру склонная к радикализации. Осознание необходимости интеграции ислама побудило руководство Германии начать диалог с заинтересованными в нем мусульманскими организациями и союзами. Одновременно велась политическая и правовая маргинализация исламских организаций, не способных к внутриполитической интеграции или не заинтересованных в ней. Курс правительства по отношению к радикальным исламским объединениям существенно ужесточился в ходе иммиграционного кризиса

1 Погорельская Светлана Вадимовна - кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН (pogorels@mail.ru). 80

2015-2017 гг., когда страна приняла большие группы мусульманских беженцев и когда немецкие граждане стали жертвами террористических атак. В настоящее время в стране ведется (в основном) хорошо скоординированная, структурированная борьба с исламизмом, включающая как превентивные меры, так и репрессивные и охватывающая все уровни общества - от государственных органов до гражданских организаций.

Ключевые слова: внутренняя политика ФРГ, мусульманская диаспора ФРГ, исламизм, исламский терроризм.

С исламским терроризмом европейские государства столкнулись после окончания эпохи биполярной конфронтации. Германия долгое время оставалась вне боевых террористических акций и тихо гордилась этим как успехом своей внутренней политики, пока не выяснилось, что исламские террористы не воевали в ней потому, что они в ней жили, учились, общались и развивались, отдыхали от преследований, иными словами, были у себя дома. В силу этого они, проживая в Германии, не афишировали свой потенциал и тем более не проявляли его в форме террористических нападений.

За время холодной войны и в первые десять лет после ее окончания Германия - по идеологическим мотивам и в рамках своего законодательства о «политическом убежище» - наделяла статусом политических беженцев лиц, преследуемых за убеждения в своих странах. На этом пути она, в числе прочего, закачала в себя мощные и разнообразные силы исламистов - от маститых идеологов-проповедников (получивших позже название «проповедники ненависти»)1 до боевиков, причем эти люди приехали в Германию именно для того, чтобы легально и постоянно в ней жить. Они воссоединялись с семьями, вызывая к себе жен и многочисленных родственников, образовывая целые кланы, вербовали сторонников из числа местной мусульманской молодежи, в основном из «четвертого поколения гастарбайтеров» и из приезжающих в Германию на учебу студентов из арабских стран. Создавались парадоксальные ситуации, когда студенты радикализовывались,

1 Проповедник ненависти (нем. Hasspradiger) - устоявшееся понятие для обозначения радикального исламистского духовенства в Германии.

становились исламистами и даже выходили на связь с «Аль-Каидой» уже в Германии, в процессе общения с местной мусульманской диаспорой - самый известный пример тому Мухаммед Ата1.

Осознание того, что для радикальных исламистов Германия 1990-х годов стала страной, где они отдыхали от преследований и идейно развивались, пришло в политику ФРГ в основном лишь после террористических атак 11 сентября 2001 г. в США. В этот период немецкие политики впервые обратили пристальное внимание на свой внутренний ислам и не только осознали, но и официально артикулировали наконец печальную реальность - гастарбайтеры и гости страны, т.е. временный контингент, обладающий определенной «культурной особенностью»2 в виде ислама, превратились в мощную силу, определяющую повседневную жизнь огромной диаспоры, т.е. части постоянного населения. Очевидной стала раз-ветвленность и оформленность мусульманских структур внутри страны, политизация и радикализация исповедуемого ислама, а также тот факт, что все это, находясь формально внутри государства, развивается тем не менее вне его, на неких параллельных курсах.

Террористические исламистские акты настигли Германию по мере укрепления салафитских группировок и в ходе миграционного кризиса 2015-2017 гг., когда страна наполнилась «дикими», не интегрированными в местные структуры мусульманскими «беженцами», приехавшими воевать (и как можно скорее), своего рода «отморозками», действовавшими вне установленных местными исламистами правил. На этом этапе Германия уже в полной мере реализовывала новую стратегию «приручения» своего внутреннего ислама, поощряя умеренные организации и маргинализируя радикалов.

1 Египетский студент, изучавший физику в Гамбурге, основавший террористическую ячейку, один из террористов-смертников в акции 11.09.2001 в США.

2 В период биполярной конфронтации в начале завоза турецкой рабочей силы религия рабочих считалась их «культурной особенностью», частностью, не влияющей на их (и так ограниченное) пребывание в Германии. Политически их взяли под свою опеку социал-демократы.

В настоящее время ислам в Германии является предметом заботы и контроля со стороны государства. В предлагаемой статье рассмотрены радикальные стороны внутригерманского ислама и политика государства, направленная на предупреждение и нейтрализацию исламистской террористической опасности.

Этническая и религиозная структура мусульманской диаспоры Германии

Самой значительной частью мусульманской диаспоры по-прежнему остается турецкая, состоящая из потомков гастарбайте-ров, приехавших в страну в начале 1960-х годов, а также «беженцев», принятых в разное время в силу их «преследования за убеждения» в Турции1.

Завоз гастарбайтеров прекратился в 1973 г. (на этот момент в Германии проживали 910 500 турок), но турецкая диаспора продолжала расти в рамках предоставленного законом права на «воссоединение семей»2. Потеря рабочих мест означала для рабочих потерю контактов с немцами, диаспора обособлялась, предприятия создавались в этнических нишах, а жен и мужей подросшим детям подыскивали в тех сельских (в основном глухих) регионах в Турции, откуда вышли сами. В итоге «ислам гастарбайтеров» оказался консервативнее, чем в самой Турции. Гастарбайтеры и их потомки традиционно лояльны как Германии, так и турецкому государству, их мечети принадлежат управляемому из Турции союзу ДИТИБ (тур. Diyanet 1§1еп Тигк^1ат В1гН^, DITIB) и принимают муфтиев, назначаемых из Турции.

1 В 2020 г. в Германии жили 1 461 910 турецких граждан и около 3 млн граждан с турецкими корнями. В последние два года число турецких граждан сокращается в силу активного приема ими немецкого гражданства. 63% живущих в Германии турок - сунниты [Anzahl.., 2020].

2 Нидерландский исследователь Пауль Шеффер в своей книге «Приезжие: Толерантность в мире без границ» отмечает, что число лиц, въехавших к бывшим «гастарбайтерам» и их родным в рамках «воссоединения семей», быстро превысило число самих «гастарбайтеров. К1983 г. «гастарбайтеры» составляли только четверть от всей турецкой общины - 53% турецкого населения составляли лица, въехавшие в порядке «воссоединения семей», а 17% - родившаяся в Германии молодежь [Scheffer, 2008, S. 30].

Второй поток, формировавший турецкую диаспору уже в 1980-1990-е годы, состоял из лиц, принимаемых по Закону о предоставлении политического убежища (до его ужесточения в 1993 г.). Он состоял не только из курдов1, но нередко - из радикальных мусульман, причем радикальных настолько, что они преследовались турецкими властями. Именно такие беженцы внесли немалый вклад в радикализацию турецкого ислама внутри Германии. Их мечети принадлежат союзу «Милли Гёрюш», стоящему в оппозиции турецким властям. Типична для этой среды история так называемого «кёльнского халифа», муфтия Метина Каплана, известного как «проповедник ненависти». В Турции и он, и его отец преследовались как террористы, Германия приняла их как политических беженцев, страдальцев за идейные убеждения. Поэтому депортировать проповедника, быстро надоевшего немецким спецслужбам и ставшего «идентификационной фигурой исламского экстремизма» [Kaplan.., 2004], назад в Турцию было сложно, и он с семьей жил в Кёльне, имел свою организацию2 и проповедовал в мечетях, призывая паству «превратить своих детей в Германии в острие копья, направленного против неверных». Выдворить его удалось лишь в 2005 г., после вступления в силу нового закона об иммиграции - да и то после долгого судебного процесса, сопровождаемого отзывами врачей и протестами правозащитников3.

1 У курдских беженцев тоже был террористический потенциал, - правда, не исламистский. Рабочая партия Курдистана (РПК; курд. Partiya Karkerên Kurdistan, PKK), десятилетиями ведущая подпольную борьбу за «независимый Курдистан», вербует своих сторонников в ФРГ и находится под наблюдением Федеральной службы защиты Конституции Германии.

2 Движение «Государство Халифат» (создано отцом Метина Каплана -Джемаледином Капланом, также беженцем), оно же Союз исламских объединений -радикальное ответвление союза «Милли Гёрюш» (1984), выступавшее за свержение власти в Турции и создание там «исламского государства». В 1990-е годы насчитывало более 4000 членов. Было запрещено в Германии лишь в 2002 г. после начала процесса по депортации М. Каплана в Турцию. После запрета большинство его членов нашли пристанище в радикальных салафитских группировках.

3 Освобожденный досрочно по болезни, М. Каплан в начале 2021 г. сообщил о своих планах вернуться в Германию, к семье [Nach Türkei-Abschiebung.., 2021].

К началу 2000-х годов турки в Германии (как турецкие граждане, так и граждане Германии с турецкими корнями) из «мигрантов» превратились уже в своего рода национальное меньшинство -со своей культурной и потребительской инфраструктурой, организациями, со своими интеллектуальными элитами, предпринимателями, учителями, политиками. Уже в третьем-четвертом поколении они живут между Турцией и Германией, «сидят между двух стульев». Теоретики даже придумали в этой связи «третий стул» - «гибридные идентичности» (англ. hybrid identities), подразумевая одновременную принадлежность к двум или даже нескольким культурным мирам. Однако в Германии «гибридные идентичности», во всяком случае если речь идет о турецкой общине, не имеют шансов. Это показал пример турецких депутатов Бундестага, голосовавших в июне 2016 г. за резолюцию, осуждающую Турцию в армянском вопросе, и ставших жертвами травли со стороны проживающих в Германии сторонников Эрдогана - в ЕС больше всего его сторонников живет именно в Германии.

Другой источник формирования мусульманской диаспоры Германии - беженцы из арабского Большого Ближнего Востока -из Ирана, Афганистана и, позже, Сирии. С въездом арабских беженцев изменилась социальная структура мусульманского населения ФРГ - турецкие гастарбайтеры с социальной точки зрения представляли относительно благополучную группу, арабские же беженцы создали слой социально нуждающихся мусульман, живущих на государственное социальное пособие, но в то же время криминогенных - они сформировали целые преступные кланы, например клан Абу-Чакер в Берлине [John, 2019]. Вражда между преступными кланами, сформированными беженцами из мусульманского мира, определяет прежде всего криминальную статистику крупных городов страны [Bartocha, Kartschall, 2020].

До иммиграционного кризиса 2015-2017 гг. около 63% живших в Германии мусульман - турецкого происхождения. Кроме них в стране были представлены арабы, боснийцы, пакистанцы, афганцы, чеченцы, косовские албанцы, немецкие прозелиты. В силу этнического разнообразия мусульман в Германии были представлены практически все значительные направления ислама:

по численности преобладали турецкие сунниты, за ними следовали шииты (алевиты, ахмадиты, иранские имамиты, турецкие шииты, исмаилиты), затем суфийские группы.

Приняв в ходе миграционного кризиса 2015-2017 гг. за короткий период сразу более миллиона мусульман, Германия, по сути, стала прибежищем для одной из крупнейших исламских общин Европы (более 5 млн человек).

К этому времени ФРГ уже прилагала немалые усилия по интеграции в себя «своего» ислама, т.е. более или менее организованного ислама постоянно проживающих в стране этнических групп, поощряя лояльные организации и союзы и ущемляя остальных. Однако обрушившиеся на нее новые радикализированные массы существенно затормозили этот процесс.

Относительно стабильной (но далеко не во всех своих организациях лояльной государству) турецкой диаспоре и остальным представленным в Германии мусульманским организациям и союзам после 2015 г. противостояло огромное количество неорганизованных, беспокойных мусульман из арабских стран, главным образом из Северной Африки. Германия формально принимала в первую очередь сирийских беженцев, однако немалое количество предполагаемых сирийцев оказывались на поверку мигрантами из стран Магриба, купившими сирийские паспорта в Стамбуле. Это были, как правило, молодые мужчины, иной раз даже несовершеннолетние (по документам, или вообще без документов), так что выставить их из страны было непросто даже после признания стран Магриба «безопасными третьими странами».

Турецкие сунниты, доминировавшие в мусульманской общине Германии, были обеспокоены количественным усилением арабского ислама. С увеличением доли арабов усиливались организации и группы, принадлежащие Центральному совету мусульман Германии, и без того известному своими радикальными позициями и конкурирующему с Исламским советом ФРГ. Стабильное консервативное большинство турецкой общины не приветствует радикализацию ислама в Германии.

Деятельность государства по предотвращению исламского терроризма внутри страны

Осознание проблемы со стороны германских политиков

Осознание, что ислам стал внутриполитической проблемой и может стать угрозой внутренней безопасности, пришло поздно. После окончания эпохи холодной войны в 1990 г. немецким властям потребовалось более десяти лет, чтобы не только формально, но и стратегически освоить характер основного конфликта эпохи, пришедшей на смену противостоянию двух систем. Хотя привычная схема прежнего основного конфликта - «капитализм-социализм» или, проще, «мы, Запад», и «они, русские», - ушла с распадом СССР, политика Германии в 1990-е годы строилась в пределах старых идеологем, определявших внутри- и внешнеполитическую жизнь западногерманской (Боннской) республики. Мысля себя частью «коллективного Запада», основную опасность для себя Германия по-прежнему ожидала из России. Просто раньше немцам (и Европе) угрожали «русские ракеты», а теперь русский хаос и русская мафия. Все 1990-е годы прошли в ожидании, что Россия вот-вот распадется на части и неуправляемый поток беженцев хлынет в уже и без того исстрадавшуюся от мигрантов Европу. Сепаратистские движения внутри России рассматривались германскими стратегами тех лет как освободительные национальные движения народов, эмансипирующихся от русского засилья, как продолжение начавшегося с крахом СССР развала империи. Подобно тому как в югославском конфликте Германия поддерживала всех антисербских сепаратистов (поскольку носительницей югославской целостности была именно Сербия), так и в российском внутриполитическом конфликте Запад оказывал поддержку национальным силам, выступавшим против центра. Коллективный Запад в те годы был готов пестовать откровенных террористов, если вектор этого терроризма был направлен исключительно против России или тех стран, которые не вписывались в выстраиваемый Западом новый мир. В памяти автора, работавшей в те годы в Бонне, остались, например, дебаты в Бундестаге в январе 1995 г., посвященные «вторжению русских в Чечню», характеристика чеченских боевиков и террористов даже не как «полевых коман-

87

диров», а как «борцов за свободу», известная доля злорадства при информации о таких откровенно террористических актах внутри России, как нападение на больницу в Буденновске или на театр в Москве. Насаждалось мнение, что данный род терроризма - чисто внутрироссийское порождение, направлен только против русских и они виноваты в нем сами, поскольку сдерживают волю гордого народа к свободе. Подразумевалось, что на Западе с его демократическими ценностями такое невозможно, потому что оснований нет. Точно так же поддерживались албанские сепаратистские силы, в том числе откровенно террористическая «армия освобождения Косова». Исламистский компонент при оценке данных сил считался чем-то второстепенным, чуть ли не культурной особенностью. Тот факт, что исламистам одинаково противны и русские, и Запад, отмечался разве что в кулуарах спецслужб, но не в широкой политике и тем более не в СМИ.

Опасность исламского терроризма для Запада была понята после 11.09.2001, когда факт вражды не просто культур, а миропо-ниманий проявил себя гигантским террористическим актом в США. Очевидным стало также то, что Германия не избежала присутствия этой разновидности террористов, пусть даже она не являлась целью их акций. Именно в Гамбурге, в местной мечети, египетский студент Мухаммед Ата, будущий угонщик самолета, до этого тихо изучавший физику в университете, радикализировался, вступил в связь с осевшими в этом городе и создавшими исламистскую ячейку арабскими членами «Аль-Каиды», был завербован, ездил к Усаме бен Ладену и, бросив учебу, уехал в США воевать с неверными.

Осознание, что Германия для исламистов - место жизни и труда, откуда они если и уезжают, то на время - тренироваться в террористические лагеря арабских стран, стало для немецких властей наконец очевидным. Причем речь шла даже не столько об откровенно радикальных группировках (таковые находились под колпаком спецслужб), а в первую очередь о логистике исламизма, разветвленные корни которой уходили в глубины осевших в Германии семейных кланов и в многочисленные «культурные» организации и союзы.

Ситуация становилась, мягко говоря, невыносимой. В рамках тлеющего конфликта между Западом и мусульманским миром в стране, изначально не мусульманской, никогда не имевшей ни коренных мусульманских меньшинств, ни колоний с мусульманским населением, стихийно сложилась и стала организационно укрепляться и раскручиваться неоднородная и неконтролируемая государством мусульманская диаспора. К началу 2000-х годов эта диаспора уже обладала мощным культурным и религиозным аппаратом, разветвленной социальной и потребительской инфраструктурой и могучим, наступательным политическим потенциалом. Разрастаясь, она все интенсивнее артикулировала права, которые ей хотелось бы иметь: например, жить по нормам шариата, возводить как можно больше мечетей с минаретами, которые должны быть как можно выше1, а также воспитывать девочек в духе исламских правил и требовать, чтобы они носили хиджабы. И кроме того, в ней не было согласия - ее различные организации спорили и соперничали друг с другом.

Лишь в 2006 г. правительство Ангелы Меркель с подачи министра внутренних дел Вольфганга Шойбле изменило курс по отношению к мусульманской диаспоре Германии. Новый курс предполагал интеграцию, втягивание ислама в систему административных взаимосвязей по образцу иных конфессий. Это был разумный, обоснованный всем предшествующим развитием вывод. Умеренные мусульмане через свои объединения и союзы охотно приняли предложение сотрудничества, чтобы в диалоге с правительством «вписать» ислам в систему внутригерманской религиозной и общественной жизни и воспользоваться преимуществами, которые это дает.

Однако серьезная проблема крылась в организационной структуре ислама. В силу содержательных и мировоззренческих различий между различными направлениями представленного в Германии ислама мусульманское население не могло создать единой головной организации. Существовало два совета, созданных в

1 В идеале - выше знаковых христианских соборов. Такой изначально планировалась новая мечеть в Кёльне, первый проект который не был реализован из-за гражданского противостояния со стороны местного населения.

1980-е годы, каждый из которых претендовал на роль основного. Исламский совет ФРГ объединял 37 преимущественно турецко-суннитских организаций; Центральный совет мусульман Германии объединял 21 организацию, преимущественно арабские и мультиэтнические. Над ними пытался утвердиться созданный в 2007 г. Координационный совет, но неудачно - влиятельные головные организации предпочитали действовать самостоятельно в сотрудничестве с государством.

Разумеется, далеко не все мусульмане являются зарегистрированными членами соответствующих организаций, количество активных участников составляет около 20%, но диалог с организациями - это уже немало, учитывая, что в прошедшие десятилетия ничего не делалось на этом направлении.

В 2007 г. были опубликованы результаты исследования, выполненного по заказу МВД в рамках инициированного государством диалога с исламом. Согласно этому исследованию, несмотря на относительно высокую готовность живущих в Германии мусульман к физическому насилию в случае атаки Запада на их духовные ценности (40% опрошенных), 90% в то же время отвергали легитимность террора, особенно - действия террористов-смертников [Reimann, 2007].

Таким образом, проблема радикализации внутреннего ислама и необходимости интегрировать его в религиозный ландшафт Германии со всеми правами и обязанностями зарегистрированного религиозного сообщества была осознана государством лишь в 2000-е годы.

Исламская конференция при МВД - попытка внутриполитической селекции ислама с целью предотвращения терроризма

С 2006 г., в годы правления Большой коалиции (консерваторы и социал-демократы), под эгидой МВД начала работу Исламская конференция Германии. По замыслу немецких властей, она должна была стать постоянно действующим институтом для «переговоров между немецким государством и представителями живущих в Германии мусульман» [Über die.., 2020]. Однако задача

оказалась нелегкой: далеко не все мусульманские организации были приглашены (или сами захотели) сотрудничать.

Инициатор конференции христианский демократ, министр внутренних дел Вольфганг Шойбле, старый и опытный политик еще из плеяды соратников Гельмута Коля, старался охватить этим форумом все авторитетные мусульманские союзы, в том числе Исламский совет ФРГ, в который входил и влиятельный союз «Милли Гёрюш».

Его наследник на этом посту христианский демократ Томас де Мезьер, человек бескомпромиссный и мало разбирающийся в исламе, взял иной курс. Он сигнализировал об ужесточении позиций государства, а главной темой переговоров решил сделать борьбу с терроризмом. Поэтому к участию во второй сессии Исламской конференции, открывшейся 17 мая 2010 г., союз «Милли Гёрюш», как организацию, подозреваемую в радикализме, не допустили, а из-за этого отказался от участия и Исламский совет ФРГ. При этом Центральный совет мусульман Германии, учитывая его радикальность, для участия в конференции даже не приглашали. Зато были приняты новые члены, в частности Турецкая община Германии, которая, не являясь исламским союзом, представляет «секулярных мусульман турецкого происхождения».

Кроме объединений и союзов, немецкое правительство из соображений политкорректности пригласило к участию в Исламской конференции и живущих в Германии интеллектуалов мусульманского происхождения, как правило, весьма светски настроенных и достаточно критично относящихся к исламу. Их участие в конференции, призванной урегулировать отношения между немецким правительством и религиозными организациями мусульманской диаспоры прежде всего в таких практических вопросах, как, например, преподавание ислама мусульманским школьникам в рамках предмета «Религия» или подготовка имамов в Германии, вызвало недоумение у ряда консервативных мусульманских союзов.

Конференция проводилась тематическими раундами как по общим вопросам (секуляризация, гендерная тематика), так и по

специальным (преподавание ислама в школах, строительство мечетей).

Концептуально Исламская конференция представляла собой, пожалуй, единственный либеральный вариант интеграции ислама в стране с таким многообразием его направлений, как Германия. Представленным в Исламской конференции союзам уже удалось согласовать, например, преподавание ислама в школах или подготовку мусульманских проповедников на теологических факультетах в немецких университетах. Подготовка духовенства внутри страны важна государству с точки зрения внутренней безопасности, поскольку в предшествующие десятилетия мусульманские дети изучали ислам в школах Корана при мечетях, принадлежащих соответствующим мусульманским организациям, у проповедников, присылаемых из соответствующих стран. Например, мечети турецкого союза ДИТИБ ориентировались на поддержание связей бывших соотечественников с Турцией, в мечетях иных союзов иногда проповедовали откровенные исламисты. Подготовка муфтиев в немецких учебных заведениях позволит уменьшить риски дестабилизации диаспоры радикальными проповедниками из-за рубежа.

С начала миграционного кризиса в 2014 г. и до урегулирования его последствий Исламская конференция не заседала. Она возобновила работу лишь в 2018 г.

Исламская конференция - инструмент интеграции лишь интегрируемого ислама. Все остальные исламские организации, к интеграции не способные, государство предполагает сурово ущемлять, основываясь на законодательстве, вплоть до закрытия, а если это невозможно - изолировать политически, нейтрализовать общественно, лишая членов этих организаций тех удобств, которыми обладают союзы, сотрудничающие с государством.

Еще один инструмент «приручения» ислама - его интеграция в ту систему, которая связывает государство с так называемыми признанными религиозными сообществами1. Германия имеет

1 Признанное религиозное сообщество (нем. anerkannte Religiongemeinschaft) - правовой статус конфессиональных организаций, таких как католическая и протестантская церкви, иудейская община. Он дает возможности для сотрудничества с государством. Исламские организации просили этот статус,

исторически сложившийся опыт взаимоотношений между государством и представленными в стране конфессиями: государство заключает с ними договоры. С католической церковью заключены так называемые конкордаты (договоры с Ватиканом), протестантские церкви заключают договоры непосредственно с государством. Государственный договор на уровне бундесканцлера, с одной стороны, и Центрального совета иудеев - с другой, заключен и с иудаизмом. Отношения с церквами и религиозными сообществами находятся в компетенции МВД.

Ислам не был «признанным религиозным сообществом», попытки крупных исламских союзов получить этот статус по решению суда продолжаются1. В рамках Исламской конференции союзы, сотрудничающие с государством, неоднократно поднимали вопрос о присвоении им статуса «корпорации общественного права», необходимый для заключения договора с государством. Такой статус наделил бы их возможностями, предоставляемыми старым церковным правом (заключать договоры с государством в вопросах функционирования своих общин, собирать конфессиональный налог с помощью государства, содержать свои собственные детские сады и дома престарелых и т.п.), и дал бы возможность предлагать преподавание ислама в рамках школьного предмета «Религия». Но поскольку немецкие мусульмане в силу различий по фундаментальным вопросам ислама не могут объединиться в одну структуру, государству пришлось заключать договоры с отдельными организациями и союзами, причем не на федеральном, а на земельном, локальном уровне. Первое мусульманское объединение, получившее такой статус в июне 2013 г., -Ахмадийский мусульманский джамаат (нем. Ahmadiyya Muslim Jamaat) в земле Гессен, небольшой союз общины ахмадитов. Причиной этого выбора государство назвало его четкую организацию и политическую лояльность.

но на федеральном уровне его не получили, так как не имеют четкой структуры и головной организации.

1 Решение суда 2017 г., отказавшего им в этом статусе, было опротестовано в 2018 г., окончательного решения еще нет [Вах, 2017].

В настоящее время, несмотря на изменение баланса сил внутри мусульманской диаспоры, вызванное миграционным кризисом, немецкое правительство продолжает следовать курсу на интеграцию лояльных, но изолировать и вытеснять неинтегриру-емых. Особый упор делается на «германизацию» ислама, чтобы в рамках предмета «Религия» он преподавался мусульманским школьникам педагогами, получившими образование в немецких университетах, и чтобы в немецких мечетях (по крайней мере -принадлежащих организациям и союзам, сотрудничающим с государством) проповедовали муфтии, получившие образование в Германии, а не в исламских странах. Тем самым, как говорил в 2020 г. министр внутренних дел Хорст Зеехофер, удается «создавать альтернативы влиянию из-за рубежа» (цит. по: [Strack, 2020]). В перспективе на новое поколение имамов возлагается надежда на эмансипацию от Турции, которой до сих пор подконтролен союз ДИТИБ, и от Саудовской Аравии, которая долгое время содержала в Бонне «Исламскую академию короля Фахда»1 и предлагала Германии в ходе миграционного кризиса помощь в строительстве новых мечетей для прибывающих беженцев (с негодованием отвергнутую).

Что же касается иностранных имамов, желающих проповедовать в Германии, условием их въезда является теперь тест на знание немецкого языка.

Диалог с исламом - лишь одна сторона деятельности государства, направленной на предотвращение дальнейшего обособления и радикализации ислама внутри страны. Эта деятельность маргинализирует исламизм, осложняя жизнь его организациям и союзам. Однако есть, разумеется, и другая сторона - непосредственная борьба государства с внутренним исламизмом, нейтрализация его террористического потенциала.

1 Саудовская школа, которая, по данным спецслужб, поддерживала контакты с террористической сетью у. бен Ладена. Большинство известных спецслужбам боннских исламистов посылали своих детей в эту школу, а иные даже специально переезжали для этого в Бонн, создав городу славу «бастиона исламизма» [Bonn eine.., 2005]. Закрыта лишь в 2016 г. после длительного конфликта с властями.

Меры государства по нейтрализации радикальных группировок

В 2007 г., почти одновременно с началом работы Исламской конференции, в Германии был сформирован «антитеррористический» банк данных, объединяющий данные по всем террористам международного масштаба, как исламским, так и право- и леворадикальным [Datenbestand.., 2021]. Следует отметить, что антитеррористические инициативы германских властей проходят в общем правовом поле антитеррористической борьбы в ЕС, поскольку многие европейские страны имеют сильные мусульманские диаспоры (достаточно сказать, что только в 2014-2015 гг. в Сирию и Ирак из стран ЕС выехали воевать за ИГ более 7 тыс. известных местным спецслужбам исламистов [Abou-Taam, 2015]).

В Германии исламским терроризмом занимаются несколько государственных силовых служб. Так, например, к борьбе с радикальным исламизмом активно подключилась Федеральная криминальная служба, обычно занимающаяся полицейскими вопросами. Она начала проводить расследования, связанные с исламистски мотивированной преступностью, еще в 2000 г., однако взяла их под особый контроль лишь после информации, что террористические исламистские атаки в США в 2001 г. были подготовлены «гамбургской ячейкой». Кроме нее, исламизмом и исламским терроризмом - в контексте предупреждения и борьбы с ними - занимаются Федеральная служба защиты Конституции, Федеральная служба разведки, Служба военной разведки.

После террористического акта в Мадриде в 2004 г. спецслужбы и полиция создали в Берлине «Объединенный центр по предотвращению терроризма» с целью повышения координации своих действий [Gemeinsames.., 2021]. Данный центр не был выделен в отдельную службу, это была координационная платформа, на базе которой объединили свои усилия 8 федеральных и 32 земельные службы, включая внутреннюю, внешнюю и военную разведку, полицию и Федеральную службу по делам мигрантов и беженцев.

В 2012 г. аналогичный «Объединенный центр по предотвращению экстремизма и терроризма» был создан в Кёльне. Работа представленных в нем служб координируется по следующим

направлениям: ежедневный мониторинг, менеджмент рисков, оперативный обмен информацией, анализ конкретных проявлений исламистского терроризма, транснациональные аспекты, кадровый потенциал исламистского терроризма, правовые меры против исламистского терроризма, дерадикализация.

За эти годы, по заверениям спецслужб, им удалось предотвратить несколько террористических акций в Германии, явившихся, по их словам, подтверждением тому, что и Германия, подобно другим европейским странам, «попала в поле зрения» террористов. На самом деле в поле их зрения она, разумеется, была давно, но не как место покушений, а как место жизни. И первый удавшийся исламистский теракт в Германии в 2011 г. был направлен не против немцев, а против американских солдат в аэропорту Франкфурта-на-Майне. Ситуация изменилась во время миграционного кризиса, начавшегося в 2014 г. и достигшего своего апогея в 2015-2016 гг. Как уже отмечалось выше, мусульманское население Германии по мере приема беженцев изменилось не только количественно, но и качественно - в связи с увеличением доли боевиков ИГ или же молодых людей, оставивших семьи на родине и в силу этого легко становившихся жертвами шантажа ИГ.

С этого времени теракты в Германии - на повестке дня и направлены они против местного населения. В одном только 2016 г. в переполненной «беженцами» Германии происходят следующие события, квалифицированные полицией на портале Федеральной криминальной службы как терроризм: нападение с ножом на полицейского в Ганновере (февраль), взрыв бомбы в молельне сикхов в Эссене (апрель)1, нападение с топором на пассажиров регионального поезда в Вюрцбурге (июль)2, взрыв в баварском Ансбахе (июль)1.

1 Задержанные подростки-салафиты признались, что планировали взрыв как акт «борьбы с неверными» [Hohe Jugendstrafen.., 2017].

2 Подросток из Пакистана, прибывший в Германию через Венгрию в 2015 г. без документов и зарегистрированный как «малолетний афганский беженец без сопровождения», получивший разрешение на жительство, начавший работать учеником пекаря и считавшийся «хорошо интегрированным», зарубил топором семью гонконгских китайцев и ранил других пассажиров. По данным полиции, радикализовался уже в Германии в контактах с эмиссарами ИГ. Ответственность за теракт взяло на себя ИГ [Friedmann, Maxwill, 2016].

Самый крупный теракт 2016 г. состоялся в декабре на Рождественском рынке у церкви в берлинском районе Шарлоттенбург2. Снова и снова спецслужбы, по их собственным утверждениям, предупреждали мелкие террористические акты (по данным Федеральной службы защиты Конституции, с 2016 по 2021 г. были предотвращены 11 исламистских покушений) [Islamismus und.., 2021], однако даже в 2020 г., во время пандемии, была организована серия покушений в Вальдкрайбурге (апрель)3, стрельба в Берлине на автобане (август)4, поножовщина в Дрездене (октябрь)5.

1 Террорист 27-летний сирийский беженец, прибывший в Германию через Болгарию, нечаянно взорвал себя и 15 человек в винном баре вместо запланированного взрыва в толпе во время местного музыкального фестиваля. Доказаны связи с ИГ [Iskandar, 2018].

2 Молодой уголовник Анис Амри из Туниса, позже назвавший себя «солдат ИГ», прибыл как беженец через Италию во время «арабской весны» 2011 г., жил в Италии и в Швейцарии под разными именами, а во время миграционного кризиса в 2015 г. нелегально прибыл в Германию, зарегистрировался, запросил статус беженца, тут же по месту жительства влился в салафитскую диаспору, где проявил особые склонности к радикализму и симпатии к ИГ. В предрождественские дни, отняв грузовик у польского водителя, он въехал на нем в пешеходную зону Рождественского рынка у церкви, убив 11 и ранив 55 человек. Ему удалось бежать, а застрелен он был полицейскими уже в Италии случайно, поскольку начал стрелять в них во время рутинного контроля документов. Случай Амри вызвал волну возмущения в Германии в связи с недостаточным контролем за прибывающими беженцами и стал поводом для расследований в Бундестаге. В адрес МВД были выдвинуты серьезные обвинения. Расследования не закончены до сих пор [Polizisten erheben.., 2019].

3 Сторонник ИГ в апреле-мае взрывал турецкие предприятия и магазины, его целью были, как выяснилось позже, турецкие культурные организации, мечети и имамы. Причина - ненависть к Турции в силу ее позиции в сирийском конфликте [IS-Attentäter.., 2021].

4 Исламист на автобане охотился на мотоциклистов, тяжело ранил троих человек [Morling, 2021].

5 Поножовщина с двумя жертвами устроена сирийским беженцем, активным сторонником ИГ, вышедшим на свободу после трех лет тюрьмы для малолетних и состоявшим под наблюдением спецслужб. Жертвы - два живущих в зарегистрированном партнерстве гомосексуала из Кёльна, приехавшие в отпуск посмотреть Дрезден [Tödliche Attacke.., 2020].

Помимо непосредственных террористов, подобных описанным выше, существенную опасность представляет так называемая «исламистская сцена», т.е. весь ареал, в той или иной мере связанный с исламизмом, а также симпатизирующие ему. Здесь молодежь радикализуется, здесь происходит вербовка новых членов в террористические ячейки и выезд на обучение в тренировочные лагеря боевиков ИГ1, здесь формируется так называемый немецкоязычный джихадизм.

Например, в Бонне живут 350 салафитов, 40 из которых - потенциальные террористы [Franz, 2018]. Всех их спецслужбы знают поименно, но сделать с ними ничего нельзя, поскольку они там просто живут, а обучаться, тренироваться, воевать уезжают на Ближний Восток. К тому же, как отмечал в прошлом году глава боннской полиции, к «делу исламизма» активно подключились мотивированные молодые женщины - в основном, члены семей, взявшие на себя прежде всего работу в Интернете2. В целом же на 2021 г. немецким спецслужбам известны 1070 исламистов, имеющих немецкое гражданство или проживающих в Германии, которые с 2011 г. выехали на Ближний Восток (и находятся там до сих пор). Германия не горит желанием принимать их обратно. Министр внутренних дел Хорст Зеехофер в 2019 г. отмечал, что возвращенцев, о которых точно известно, что они были в тренировочных лагерях ИГ или сражались за ИГ, следует арестовывать уже в аэропортах [Von Bullion, 2019]. Остальные находятся под наблюдением спецслужб. Причины возвращений различны3: кто-то (чаще всего - немецкие прозелиты) действует под давлением семьи, другие возвращаются к живущим в Германии семьям, чтобы отдохнуть и собраться с силами (хотя в последнее время отмечается,

1 До 2011 г. ездили преимущественно в пограничье между Пакистаном и Афганистаном, с 2012 г. - в Ливию и Египет, с 2014 г. - в Сирию и Ирак [Gründung.., 2021].

2 «Они мотивируют молодых людей, работают для исламистов в Интернете, занимаются там вербовкой, в общем, предоставляют исламистам всю логистику и к тому же путешествуют с ними туда-сюда» [Hoever, 2020].

3 О мотивах возвращающихся см. исследование Федеральной криминальной службы: [Analyse.., 2016].

что в тренировочные лагеря выезжают целыми семьями, забирая с собой и детей).

Следующая ступень - так называемые «опасные лица» (нем. Gefährder), совершающие мелкие преступления и замеченные в связях с известными спецслужбам исламистами. На сегодняшний день, по словам Зеехофера, под наблюдением находится 615 таких лиц, причем 217 из них - немецкие прозелиты, 119 имеют немецкое или европейское гражданство, 273 - иностранцы. Поэтому, поясняет он, вопрос исламского терроризма в Германии депортациями уже не решить [Marten, 2020].

Кроме того, на исламистской сцене Германии выступает радикализированная мусульманская молодежь, из числа которой и вербуют, в основном, участников терактов. Радикализируются не только мигранты, соглашаются на вербовку и местные молодые мусульмане. Тем не менее резкий прирост имел место во время миграционного кризиса (с 2014 по 2017 г.), а с 2017 г. число молодых радикалов находится примерно на постоянном уровне, чего не скажешь о террористическом потенциале немецкого исламизма, который, по данным Федеральной службы защиты Конституции, в 2020 г. вырос на 5,5% по сравнению с предыдущим годом [Islamismus und.. , 2021].

Рост исламизма ведет к кадровым перестройкам в структуре силовых служб. Федеральная криминальная служба, например, в 2019 г. выделила из общего отдела «Полицейская защита государства» отдел «Исламистски мотивированный терроризм» [Gründung.., 2021]. Исламизм находится в нем под грифом «религиозная идеология» как часть «политически мотивированной преступности» (куда входит и правый, и левый терроризм).

В Федеральной службе защиты Конституции (внутренняя спецслужба) исламизму, которым раньше занимался «Отдел экстремизма иностранцев», теперь также выделен особый отдел «Исламизм и исламский терроризм» (отдел 6) [Islamismus und.., 2021].

Федеральное Министерство обороны и военная разведка занимаются исламизмом в рядах армии. Впрочем, по сравнению с правым экстремизмом таких случаев немного - за 2019 г. всего 78 [Koordinierungsstelle.., 2020, S. 10]. Служба внешней разведки свя-

зана с темой во всем, что касается внешних связей немецких исламистов и их взаимодействия с зарубежным исламизмом, и координирует свою работу в рамках Объединенного центра с другими немецкими спецслужбами.

Наряду со структурными изменениями силовых служб, улучшающими логистику антитеррористической борьбы, меняется и правовая ситуация. Издаются законы, нацеленные на предупреждение и предотвращение исламистской опасности. Так, деятельность ИГ и его символика в Германии были запрещены еще в сентябре 2014 г. [De Maiziere.., 2014]. Запрещается деятельность в Германии объединений и союзов, связанных с исламизмом [Islamismus und.., 2021]. Принятый после резолюции ООН 2178 (2014)1 в июне 2015 г. закон позволяет изымать у воинствующих исламистов паспорта, чтобы не допустить их выезд из страны в места военных действий [Verhinderung..., 2015]. Изменениям подвергся и уголовный кодекс: теперь выезжающие в страны, где действуют тренировочные лагеря исламистов, понесут наказание, если будет доказано их пребывание там и подготовка.

Кроме того, государство начало информационную работу с гражданами не только через Федеральный центр политического образования, где существует специальный банк данных по всем работающим в Германии программам дерадикализации [Beratung.., 2021], но и через порталы министерств и служб. Федеральное Министерство внутренних дел, например, предлагает гражданам развернутые ответы на все возможные вопросы о том, что представляет собой исламизм в Германии, как распознать исламиста, почему в Германии растет число салафитов и чем опасен сала-физм, как себя вести в случае опасности и как помочь спецслужбам [Islamistischer..., 2021], Федеральная служба защиты Конституции информирует о представленных в Германии группировках (сала-фитские, джихадистские, радикальные, легалистские2).

1 ООН в резолюции требует от государств предотвращать выезды «своих» исламистов к месту тренировочных лагерей исламских террористов [Resolution.., 2014].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 «Легалистскими» (в отличие, например, от джихадистских) в Германии называют такие организации и союзы, как, например, «Милли Гёрюш» или 100

Когда координированная борьба с исламским терроризмом лишь начиналась, специальные службы были склонны к относительно мягким вариантам превентивной работы. Так, Федеральная служба по делам мигрантов и беженцев еще в 2011-2012 гг. создала в шести федеральных землях с наибольшим количеством мусульман координационные пункты, помогавшие местным службам по делам иностранцев оказывать психологическую поддержку «травмированным» возвращенцам, а также способствовать их реинтеграции и дерадикализации. Также был создан центральный консультационный пункт «Радикализация» с горячей линией для тех, кто «подозревает, что люди в кругу их общения исламистски радикализируются», принимающий звонки и после первой обработки направляющий их в один из 13 контактных центров помощи (федеральных, земельных, общественных), распределенных по всей Германии [Beratungsstelle.., 2018]. Однако на сегодняшний день тенденция государственной политики направлена скорее в сторону ужесточения, в том числе и превентивных мер (наподобие уже упоминавшегося изъятия паспортов или ужесточения законов). Ужесточаются также критерии, разрешающие исламским союзам работу в Германии. Это дает возможность запретить целый ряд ранее представленных в Германии организаций. Так, в мае 2021 г. была запрещена исламская сеть «Ансаар интернэшнл» (нем. «Ansaar International e.V.») с ее дочерними организациями, а в офисах этих организаций состоялись обыски и были изъяты финансовые средства [Bundesinnenminister.., 2021]. По данным МВД, сам союз и его дочерние организации популяризировали сала-физм и финансировали терроризм под видом оказания гуманитарной помощи, в том числе поддерживая группировки «Хамас» и «Джебхат ан-Нусра». Поразительно, что эта организация обладала статусом «зарегистрированного союза» и тем самым пользовалась правовыми возможностями, предоставляемыми в Германии таким организациям.

«Мусульманское братство», которые на легальных - политических или общественных - путях пытаются продвинуть свое понимание государственного порядка, приемлемого для ислама.

Подводя итог, можно сделать вывод, что Германия в настоящее время активно и с чисто немецкой педантичностью занялась борьбой с исламизмом на своей территории. Однако этот позитивный факт отчасти перечеркивается тем, что исламизм был, по сути, выращен и даже выпестован самой Германией у себя в предшествовавшие десятилетия. Дополняя и «латая» старое иммиграционное законодательство, вместо того чтобы своевременно сменить парадигму иммиграционной политики и урегулировать регулярную иммиграцию, Германия нанесла себе серьезный ущерб. Отказ признать, что Германия превращается в государство, которое на регулярной основе, а не в порядке исключений, принимает иностранцев (так называемая «принимающая страна»), привел сначала к неконтролируемому росту турецкой диаспоры (благодаря «гастарбайтерам», вскоре по прибытии начавшим «воссоединяться с семьями») с неурегулированным статусом пребывания многих ее членов. Поглощенность «основным конфликтом эпохи» (каковым в середине ХХ в. было противостояние «капитализм-социализм») привела к недооценке роли ислама, квалифицировавшегося как «культурная особенность» временно проживающих в стране иностранцев. Либеральный закон о предоставлении политического убежища позволил «закачать» в страну значительный контингент радикальных мусульман, в собственных странах преследовавшихся как террористы, в Германии же получивших статус пострадавших за убеждения. Старое законодательство о пребывании иностранцев позволяло мигрантам находить новые и новые лазейки для натурализации в стране без интеграции в ее общественный и правовой порядок. Политика мультикультурализма, проводившаяся долгое время и считавшаяся чуть ли не обязанностью Германии в контексте ее «исторического прошлого»1, привела к формированию в стране параллельных обществ. убежденность, что религия в западных демократиях в наше время не может быть чем-то большим, чем культурная принадлежность, привела к расцвету салафизма с его агрессивной пропагандой

1 Тезис «немецкая руководящая культура», выдвинутый в начале нулевых консерватором Фридрихом Мерцем, был отвергнут его же партией, не говоря уже о левой оппозиции, заклеймившей его как нацистский. Из идеологических соображений требовалось, чтобы Германия в силу ее нацистского прошлого демонстрировала миру пример толерантности и мультикультурализма. 102

радикального ислама. Характер исламской диаспоры, сложившейся по итогам такой политики и продолжавшей шириться и укрепляться, способствовал ее радикализации. Семена, высеваемые исламистскими эмиссарами, падали на благоприятную почву даже в среде молодых турков, родившихся и выросших в Германии.

Политический курс стал меняться лишь после сентября 2001 г. в рамках общего ужесточения курса Запада по отношению к исламизму. Для немцев тех лет «ужесточение» означало, впрочем, сначала лишь отказ от «мультикультурализма», признание, что ислам, став, к сожалению, частью Германии, подлежит интеграции. Кроме того, новый закон об иностранцах (2004) урегулировал регулярный въезд и впервые строго связал натурализацию с интеграцией. Диалог, предложенный государством исламским организациям, велся сначала бережно и с уважением. В итоге государство почти ничего не смогло противопоставить усилению салафизма, в диалоге не заинтересованного, интеграции не желающего, но активно вербующего сторонников внутри страны. Жесткие изменения политики начались лишь в ходе миграционного кризиса с запрета деятельности ИГ в Германии (2014).

В настоящее время Германия инвестирует силы и средства, чтобы нейтрализовать или устранить те предпосылки к радикализации внутреннего ислама, которые сама же и создала десятилетиями прошедшего бездействия. Меры по предупреждению и преследованию исламского терроризма на сегодняшний день реализуются последовательно, серьезность ситуации осознана в Германии настолько, что левая оппозиция и правозащитники избегают вмешиваться в дела, связанные с исламизмом. Можно сказать, что в вопросах борьбы с исламским терроризмом в Германии достигнут внутриполитический консенсус, споры лишь о степени ее жесткости.

Литература

Abou-Taam M. Syrien-Ausreisende und -Rückkehrer / Bundeszentrale für politische Bildung. - Berlin, 2015. - 02.06. - URL: https://www.bpb.de/ politik/extremismus/islamismus/207441/syrien-ausreisende-und-rueckkehrer (date of access: 03.07.2021).

Analyse der Radikalisierungshintergründe und -verlaufe der Personen, die aus islamistischer Motivation aus Deutschland in Richtung Syrien oder Irak ausgereist sind / Bundeskriminalamt. - Berlin, 2016. - 07.12. - URL:

https://www.bka.de/SharedDocs/DownIoads/DE/Publikationen/Publikatio nsreihen/Forschungsergebnisse/2016AnaIyseRadikaIisierungsgruendeSyrienIr akAusreisende.html (date of access: 03.07.2021).

Anzahl der Ausländer aus der Türkei in Deutschland von 2001 bis 2020 // Statista. - Hamburg, 2020. - URL: https://de.statista.com/statistik/ daten/studie/152911/umfrage/tuerken-in-deutschIand-seit-2001/ (date of access: 03.07.2021).

Bartocha A., Kartschall A. Die «Dienstleister» wollen nun mehr // Radio Berlin-Brandenburg. - Berlin, 2020. - 26.11. - URL: https:/ /www. rbb24. de/politik/beitrag/2020/11/fehde-tschetschenische-arabische-clans-ber lin-warnung-bka.html (date of access: 03.07.2021).

Bax D. Was folgt aus der gescheiterten Klage der Islam-Verbände? / / Mediendienst Integration. - Berlin, 2017. - 21.11. - URL: https://mediendienst-integration. de/artikel /wie-geht-es-nach-der-gescheiterten-klage-der-islam-ver baende-weiter.html (date of access: 03.07.2021).

Beratung, pädagogische Angebote und Fortbildungen zur Prävention von Islamismus / Bundeszentrale für politische Bildung. - Berlin, 2021. - URL: https://www.bpb.de/politik/extremismus/radikalisierungspraevention/2088 47/ angebote-beratung-vor-ort-finden (date of access: 03.07.2021).

Beratungsstelle Radikalisierung / Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. - Berlin, 2018. - 28.11. - URL: https://www.bamf.de/DE/Service/ ServiceCenter/ThemenHotlines/BeratungsstelleRadikalisierung/beratungsstel leradikalisierung.html (date of access: 03.07.2021).

Bonn eine «Hochburg» für Islamisten? / / Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Frankfurt am Main, 2005. - 10.03. - URL: https://www.faz.net/ aktuell/politik/inland/staatsschutz-bonn-eine-hochburg-fuer-islamisten-1213943. html (date of access: 03.07.2021).

Bullion C. von Seehofer : Gefährliche IS-Rückkehrer müssen in Haft // Süddeutsche Zeitung. - München, 2019. - 19.02. - URL: https://www.sued deutsche. de/politik/islamisten-seehofer-gefaehrliche-is-rueckkehrer-muessen-in-haft-1.4336797 (date of access: 03.07.2021).

Bundesinnenminister verbietet islamistisches Netzwerk «Ansaar International e.V.» / Bundesamt für Verfassungsschutz. - Berlin, 2021. - URL: https://www.verfassungsschutz.de/SharedDocs/kurzmeldungen/DE/2021/ 2021-05-05-verbot.html (date of access: 03.07.2021).

Datenbestand und Nutzung der Antiterrordatei (ATD) und der Rechtsextremismus Datei (RED) / Bundeskriminalamt. - Berlin, 2021. - URL: https://www.bka.de/DE/AktuelleInformationen/StatistikenLagebilder/Antit errordateiRechtsextremismusdatei/antiterrordateiRechtsextremismusdatei_no de.html (date of access: 03.07.2021).

De Maiziere verbietet Betätigung der Terrororganisation «Islamischer Staat» in Deutschland / Bundesministerium des Innern. - Berlin, 2014. - 12.09. -URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/pressemitteilungen/DE/2014/ 09/ verbot-islamischer-staat.html (date of access: 03.07.2021).

Franz R. Salafisten : Bonn bleibt Hochburg für islamistische Gefährder // General-Anzeiger. - Bonn, 2018. - 28.03. - URL: https://ga.de/bonn/stadt-bonn/bonn-bleibt-hochburg-fuer-islamistische-gefaehrder_aid-43716853 (date of access: 03.07.2021).

Friedmann J., Maxwill P. Attentäter von Würzburg: Ein Jahr Flüchtling, einen Tag Islamist // Der Spiegel. - Hamburg, 2016. - 19.07. - URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/attentaeter-von-wuerzburg-ein-jahr-fluechtling-ein-tag-islamist-a-1103777.html (date of access: 03.07.2021).

Gemeinsames Terrorismusabwehrzentrum (GTAZ) / Bundeskriminalamt. - Berlin, 2021. - URL: https://www.bka.de/DE/UnsereAufgaben/ Kooperationen/GTAZ/gtaz_node.html (date of access: 03.07.2021).

Gründung der Abteilung «Islamistisch motivierter Terrorismus/Extremismus» (TE) / Bundeskriminalamt. - Berlin, 2021. - URL: https://www. bka. de/DE /DasBKA /OrganisationAufbau/Fachabteilungen/Islamistischmoti vierterTerrorismusExtremismus/IslamistischmotivierterTerrorismusExtremis mus_node.html (date of access: 03.07.2021).

Hoever F. Bonner Polizeipräsident : «Das Personal reicht natürlich nie» : Interview // General-Anzeiger. - Bonn, 2020. - 06.07. - URL: https://ga.de/ bonn/stadt-bonn/bonn-polizeipraesident-frank-hoever-im-interview_aid-52032977 (date of access: 03.07.2021).

Hohe Jugendstrafen für Anschlag auf Essener Sikh-Gebetshaus // Deutsche Welle. - Berlin, 2017. - 21.03. - URL: https://www.dw.com/ de/hohe-jugendstrafen-für-anschlag-auf-essener-sikh-gebetshaus/a-37620969 (date of access: 03.07.2021).

IS-Attentäter : Auftakt im Terror-Prozess nach Anschlagsserie von Waldkraiburg / / Augsburger Allgemeine. - Augsburg, 2021. - 02.03. - URL: https://www.augsburger-allgemeine.de/bayern/IS-Attentaeter-Auftakt-im-Terror-Prozess-nach-Anschlagsserie-von-Waldkraiburg-id59223146.html (date of access: 03.07.2021).

Iskandar K. Mehr Verfahren wegen Terrorverdachts / / Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Frankfurt am Main, 2018. - 27.08. - URL: https:// www.faz.net/aktuell/rhein-main/ mehr-ermittlungen-gegen-islamistischen-ter rorverdaechtige-15757210.html (date of access: 03.07.2021).

Islamismus und islamischer Terrorosmus / Bundesamt für Verfassungsschutz. - Berlin, 2021. - URL: https://www.verfassungsschutz.de/ DE/themen/ islamismus-und-islamistischer-terrorismus/islamismus-und-isla mistischer-terrorismus_node.html (date of access: 03.07.2021).

Islamistischer Terror / Bundesministerium des Innern. - Berlin, 2021. -URL: https: //www.bmi.bund.de/SharedDocs/faqs/DE/themen/sicherheit/ islamismus/islamismus-liste.html (date of access: 03.07.2021).

John B. Einwanderung in Deutschland : Kriminelle Clans sind kein Resultat von gescheiterter Integrationspolitik / / Der Tagesspiegel. - Berlin, 2019. -16.06. - URL: https://www.tagesspiegel.de/politik/einwanderung-in-deutschland-kriminelle-clans-sind-kein-resultat-von-gescheiterter-integrations politik/24462144.html (date of access: 03.07.2021).

Kaplan in die Türkei abgeschoben // Der Spiegel. - Hamburg, 2004. -12.10. - URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/urteil-kaplan-in-die-tuerkei-abgeschoben-a-322757.html (date of access: 03.07.2021).

Koordinierungsstelle für Extremismusverdachtsfälle BMVg : Jahresbericht / Bundesministerium für Verteidigung. - Berlin, 2020. - 40 S. - URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/5035922/12c56d83535897f117043e8604 1a91c8 / Zweiter %20Bericht %20KfE %20%28Final % 29. pdf (date of access: 03.07.2021).

Marten S. Seehofer sieht «jederzeit Gefahr» von Anschlägen in Deutschland / / Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Frankfurt am Main, 2020. - 05.11. -URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/inland/islamistische-anschlaege-jederzeit-gefahr-in-deutschland-17038565.html (date of access: 03.07.2021).

Morling U. Prozess um Anschlag mit Auto auf A100 in Berlin gestartet // Radio Berlin-Brandenburg. - Berlin, 2021. - 15.04. - URL: https://www.rbb24. de/panorama/beitrag/2021/04/amokfahrt-berlin-prozess-autofahrer.html (date of access: 03.07.2021).

Nach Türkei-Abschiebung : kommt einer der größten Staatsfeinde zurück nach Köln? // Express. - Köln, 2021. - 22.02. - URL: https://www.express.de/koeln/ nach-tuerkei-abschiebung-kommt-einer-der-groessten-staatsfeinde-zurueck-nach-koeln--38094998?cb=1626006861824 (date of access: 03.07.2021).

Polizisten erheben schwere Vorwürfe gegen Innenministerium // Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Frankfurt am Main, 2019. - 14.11. - URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/inland/fall-anis-amri-schwere-vorwuer fe-gegen-innenministerium-16486323.html (date of access: 03.07.2021).

Reimann A. 500 Seiten politischer Sprengstoff // Der Spiegel. - Hamburg, 2007. - 20.12. - URL: https://www.spiegel.de/politik/deutsch land/schaeubles-muslim-studie-500-seiten-politischer-sprengstoff-a-524535.html (date of access: 03.07.2021).

Resolution 2178 (2014) / UN, Security Council. - New York, 2014. -24.09. - 8 p. - (S/RES/2178(2014)). - URL: https://www.undocs.org/pdf? symbol=en/S/RES/2178(2014) (date of access: 03.07.2021).

Scheffer P. Die Eingewanderten Toleranz in einer grenzenlosen Welt. -München : Carl Hanser Verlag, 2008. - 536 S. 106

Strack Ch. Deutsche Islamkonferenz : Seehofer ruft zum Kampf gegen Fanatiker auf // Deutsche Welle. - Berlin, 2020. - 10.11. - URL: https://www. dw.com/de /deutsche-islamkonferenz-seehofer-ruft-zum-kampf-gegen-fanati ker-auf/a-55557011 (date of access: 03.07.2021).

Tödliche Attacke : Messerangriff in Dresden : Verdächtiger ist islamistischer Gefährder // Der Spiegel. - Hamburg, 2020. - 21.10. - URL: https://www.spiegel.de/panorama/justiz/dresden-messerangriff-auf-zwei-ma enner-verdaechtiger-ist-islamistischer-gefaehrder-a-45742cc0-53dd-4061-ab8f-0 37d937150cb (date of access: 03.07.2021).

Über die DIK // Deutsche Islam Konferenz. - Berlin, 2020. - 01.07. - URL: https://www.deutsche-islam-konferenz.de/DE/DIK/dik_node.html (date of access: 03.07.2021).

Verhinderung von Reisen radikalisierter Personen / Bundesministerium des Innern. - Berlin, 2015. - 14.01. - URL: https://www.bmi.bund.de/ SharedDocs /kurzmeldungen/DE /2015 /01/bundesregierung-beschließt-aende rungen-des-personalausweisgesetzes-und-passgesetzes.html (date of access: 03.07.2021).

Приложение

Количество расследований преступлений в сфере исламистского терроризма в Германии (2013-2020)

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 О

2013 2014 2015 2016 2017 201S 2019 2020

Источник: [Gründung.., 2021].

DOI: 10.31249/ape/2021.04.04

Pogorelskaya S.V.1, 2021 Islamic terrorism: the case of Germany

Abstract. The likely terrorist capacity of the Muslim community in Germany is examined in relation to the ethnic and religious diversity of this community. Domestic policy measures taken by state structures to prevent and combat Islamic terrorism are shown and their effectiveness is investigated.

Due to its domestic politics, Germany too late realized the necessity of integrating the Muslim diaspora into national life and close monitoring of the activities of Islamic organizations present in the country. At the beginning of the new millennium, when the danger of Islamic terrorism became apparent in the West, there was a strong Muslim diaspora in Germany, ethnically diverse, practicing different trends in Islam, functioning in parallel to the life of the state and vulnerable to radicalization. Aware of the need to integrate Muslims, German government entered into a dialogue with Muslim organizations and alliances that displayed interest in it. At the same time, Islamic organizations which were incapable of or not interested in domestic political integration were politically and legally marginalized. The government's course towards radical Islamic associations was significantly tightened during the 20152017 immigration crisis, when the country accepted large contingents of Muslim refugees and when German citizens became victims of terrorist attacks. There is now a (mostly) well-coordinated, structured fight against Islamism, which includes both preventive and repressive measures and involves all levels of society, ranging from state authorities to civil society organizations.

Keywords: German domestic politics, Muslim diaspora in Germany, Islamism, Islamic terrorism.

References

Abou-Taam M. (2015). Syrien-Ausreisende und -Rückkehrer / Bundeszentrale für politische Bildung. - Berlin. - 02.06. - URL: https://www. bpb.de/politik/extremismus/islamismus/207441/syrien-ausreisende-und-rue ckkehrer (date of access: 03.07.2021).

1 Pogorelskaya Svetlana Vadimovna - Ph.D. in Political Sciences, Senior Researcher INION RAS (pogorels@mail.ru). 108

Analyse der Radikalisierungshintergründe und -verläufe der Personen, die aus islamistischer Motivation aus Deutschland in Richtung Syrien oder Irak ausgereist sind. (2016) / Bundeskriminalamt. - Berlin. - 07.12. - URL: https://www.bka.de/SharedDocs/Downloads/DE/Publikationen/Publikatio nsreihen/Forschungsergebnisse/2016AnalyseRadikalisierungsgruendeSyrien IrakAusreisende.html (date of access: 03.07.2021).

Anzahl der Ausländer aus der Türkei in Deutschland von 2001 bis 2020. (2020) // Statista. - Hamburg. - URL: https://de.statista.com/statistik/ daten/studie/152911/umfrage/tuerken-in-deutschland-seit-2001/ (date of access: 03.07.2021).

Bartocha A., Kartschall A. (2020). Die «Dienstleister» wollen nun mehr // Radio Berlin-Brandenburg. - Berlin. - 26.11. - URL: https://www.rbb24.de/ politik/beitrag/2020/11/fehde-tschetschenische-arabische-clans-berlin-warnu ng-bka.html (date of access: 03.07.2021).

Bax D. (2017). Was folgt aus der gescheiterten Klage der IslamVerbände? // Mediendienst Integration. - Berlin. - 21.11. - URL: https:// mediendienst-integration. de/artikel /wie-geht-es-nach-der-gescheiterten-klage-der-islam-verbaende-weiter.html (date of access: 03.07.2021).

Beratung, pädagogische Angebote und Fortbildungen zur Prävention von Islamismus. (2021) / Bundeszentrale für politische Bildung. - Berlin. -URL: https://www.bpb.de/politik/extremismus/ radikalisierungspraevention/ 208847/ angebote-beratung-vor-ort-finden (date of access: 03.07.2021).

Beratungsstelle Radikalisierung. (2018) / Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. - Berlin. - 28.11. - URL: https://www.bamf.de/DE/Service/ ServiceCenter/ThemenHotlines/BeratungsstelleRadikalisierung/beratungsstel leradikalisierung.html (date of access: 03.07.2021).

Bonn eine «Hochburg» für Islamisten? (2005) / / Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Frankfurt am Main. - 10.03. - URL: https://www.faz.net/aktuell/ politik/inland/staatsschutz-bonn-eine-hochburg-fuer-islamisten-1213943.html (date of access: 03.07.2021).

Bullion C. von. (2019). Seehofer : Gefährliche IS-Rückkehrer müssen in Haft / / Süddeutsche Zeitung. - München. - 19.02. - URL: https://www.sued deutsche.de/politik/islamisten-seehofer-gefaehrliche-is-rueckkehrer-muessen-in-haft-1.4336797 (date of access: 03.07.2021).

Bundesinnenminister verbietet islamistisches Netzwerk «Ansaar International e.V.». (2021) / Bundesamt für Verfassungsschutz. - Berlin. - URL: https://www.verfassungsschutz. de/SharedDocs/kurzmeldungen/DE/2021/ 2021-05-05-verbot.html (date of access: 03.07.2021).

Datenbestand und Nutzung der Antiterrordatei (ATD) und der Rechtsextremismus Datei (RED). (2021) / Bundeskriminalamt. - Berlin. - URL:

https://www.bka.de/DE/AktuelleInformationen/StatistikenLagebilder/Antit errordateiRechtsextremismusdatei/antiterrordateiRechtsextremismusdatei_no de.html (date of access: 03.07.2021).

De Maiziere verbietet Betätigung der Terrororganisation «Islamischer Staat» in Deutschland. (2014) / Bundesministerium des Innern. - Berlin. -12.09. - URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/pressemitteilungen/ DE/2014/09/verbot-islamischer-staat.html (date of access: 03.07.2021).

Franz R. (2018). Salafisten : Bonn bleibt Hochburg für islamistische Gefährder // General-Anzeiger. - Bonn. - 28.03. - URL: https://ga.de/bonn/ stadt-bonn/bonn-bleibt-hochburg-fuer-islamistische-gefaehrder_aid-43716853 (date of access: 03.07.2021).

Friedmann J., Maxwill P. (2016). Attentäter von Würzburg: Ein Jahr Flüchtling, einen Tag Islamist // Der Spiegel. - Hamburg. - 19.07. - URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/attentaeter-von-wuerzburg-ein-jahr-fluechtling-ein-tag-islamist-a-1103777.html (date of access: 03.07.2021).

Gemeinsames Terrorismusabwehrzentrum (GTAZ). (2021) / Bundeskriminalamt. - Berlin. - URL: https://www.bka.de/DE/Unsere Aufgaben/Kooperationen/GTAZ/gtaz_node.html (date of access: 03.07.2021).

Gründung der Abteilung «Islamistisch motivierter Terrorismus/Extremismus» (TE). (2021) / Bundeskriminalamt. - Berlin. - URL: https://www.bka.de/DE/DasBKA/OrganisationAufbau/Fachabteilungen/Isla mistischmotivierterTerrorismusExtremismus/IslamistischmotivierterTerroris musExtremismus_node.html (date of access: 03.07.2021).

Hoever F. (2020). Bonner Polizeipräsident : «Das Personal reicht natürlich nie» : Interview // General-Anzeiger. - Bonn. - 06.07. - URL: https://ga.de/bonn/stadt-bonn/bonn-polizeipraesident-frank-hoever-im-inter view_aid-52032977 (date of access: 03.07.2021).

Hohe Jugendstrafen für Anschlag auf Essener Sikh-Gebetshaus. (2017) // Deutsche Welle. - Berlin. - 21.03. - URL: https://www.dw.com/de/hohe-jugendstrafen-für-anschlag-auf-essener-sikh-gebetshaus/a-37620969 (date of access: 03.07.2021).

IS-Attentäter : Auftakt im Terror-Prozess nach Anschlagsserie von Waldkraiburg. (2021) / / Augsburger Allgemeine. - Augsburg. - 02.03. - URL: https://www.augsburger-allgemeine.de/bayern/IS-Attentaeter-Auftakt-im-Ter ror-Prozess-nach-Anschlagsserie-von-Waldkraiburg-id59223146.html (date of access: 03.07.2021).

Iskandar K. (2018). Mehr Verfahren wegen Terrorverdachts // Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Frankfurt am Main. - 27.08. - URL: https:// www.faz.net/aktuell/rhein-main/mehr-ermittlungen-gegen-islamistischen-ter rorverdaechtige-15757210.html (date of access: 03.07.2021).

Islamismus und islamischer Terrorosmus. (2021) / Bundesamt für Verfassungsschutz. - Berlin. - URL: https://www.verfassungsschutz.de/DE/ themen/islamismus-und-islamistischer-terrorismus/islamismus-und-islamisti scher-terrorismus_node.html (date of access: 03.07.2021).

Islamistischer Terror. (2021) / Bundesministerium des Innern. - Berlin. -URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/faqs/DE/themen/sicherheit/ islamismus/islamismus-liste.html (date of access: 03.07.2021).

John B. (2019). Einwanderung in Deutschland : Kriminelle Clans sind kein Resultat von gescheiterter Integrationspolitik // Der Tagesspiegel. - Berlin. - 16.06. - URL: https://www.tagesspiegel.de/politik/einwanderung-in-deutschland-kriminelle-clans-sind-kein-resultat-von-gescheiterter-integrations politik/24462144.html (date of access: 03.07.2021).

Kaplan in die Türkei abgeschoben. (2004) // Der Spiegel. - Hamburg. -12.10. - URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/urteil-kaplan-in-die-tuerkei-abgeschoben-a-322757.html (date of access: 03.07.2021).

Koordinierungsstelle für Extremismusverdachtsfälle BMVg : Jahresbericht. (2020) / Bundesministerium für Verteidigung. - Berlin. - 40 S. - URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/5035922/12c56d83535897f117043e8 6041a91c8/ Zweiter %20Bericht %20KfE %20% 28Final %29. pdf (date of access: 03.07.2021).

Marten S. (2020). Seehofer sieht «jederzeit Gefahr» von Anschlägen in Deutschland / / Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Frankfurt am Main. - 05.11. -URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/ inland/islamistische-anschlaege-jederzeit-gefahr-in-deutschland-17038565.html (date of access: 03.07.2021).

Morling U. (2021). Prozess um Anschlag mit Auto auf A100 in Berlin gestartet // Radio Berlin-Brandenburg. - Berlin. - 15.04. - URL: https:// www.rbb24. de/panorama/beitrag/2021/04/ amokfahrt-berlin-prozess-autofah rer.html (date of access: 03.07.2021).

Nach Türkei-Abschiebung : kommt einer der größten Staatsfeinde zurück nach Köln? (2021) // Express. - Köln. - 22.02. - URL: https:// www.express.de/koeln/nach-tuerkei-abschiebung-kommt-einer-der-groessten-staatsfeinde-zurueck-nach-koeln--38094998?cb=1626006861824 (date of access: 03.07.2021).

Polizisten erheben schwere Vorwürfe gegen Innenministerium. (2019) / / Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Frankfurt am Main. - 14.11. - URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/inland/fall-anis-amri-schwere-vorwuer fe-gegen-innenministerium-16486323.html (date of access: 03.07.2021).

Reimann A. (2007). 500 Seiten politischer Sprengstoff // Der Spiegel. -Hamburg. - 20.12. - URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/scha

eubles-muslim-studie-500-seiten-politischer-sprengstoff-a-524535.html (date of access: 03.07.2021).

Resolution 2178(2014). (2014) / UN, Security Council. - New York. -24.09. - 8 p. - (S/RES/2178(2014)). - URL: https://www.undocs.org/pdf?sym bol=en/s/rES/2178(2014) (date of access: 03.07.2021).

Scheffer P. (2008). Die Eingewanderten Toleranz in einer grenzenlosen Welt. - München : Carl Hanser Verlag. - 536 S.

Strack Ch. (2020). Deutsche Islamkonferenz : Seehofer ruft zum Kampf gegen Fanatiker auf // Deutsche Welle. - Berlin. - 10.11. - URL: https:// www. dw. com/de/deutsche-islamkonferenz-seehofer-ruft-zum-kampf-gegen-fanatiker-auf/a-55557011 (date of access: 03.07.2021).

Tödliche Attacke : Messerangriff in Dresden : Verdächtiger ist islamistischer Gefährder. (2020) // Der Spiegel. - Hamburg. - 21.10. - URL: https://www.spiegel.de/panorama/justiz/dresden-messerangriff-auf-zwei-maenner-verdaechtiger-ist-islamistischer-gefaehrder-a-45742cc0-53dd-4061-ab8f-037d937150cb (date of access: 03.07.2021).

Über die DIK. (2020) // Deutsche Islam Konferenz. - Berlin. - 01.07. -URL: https://www.deutsche-islam-konferenz.de/DE/DIK/dik_node.html (date of access: 03.07.2021).

Verhinderung von Reisen radikalisierter Personen. (2015) / Bundesministerium des Innern. - Berlin. - 14.01. - URL: https://www. bmi.bund.de/ SharedDocs / kurzmeldungen/DE / 2015/01/bundesregierung-beschließt-aende rungen-des-personalausweisgesetzes-und-passgesetzes.html (date of access: 03.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.