Научная статья на тему 'ГЕРМАНИЯ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ИСЛАМА НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ФРГ'

ГЕРМАНИЯ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ИСЛАМА НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ФРГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ / ИСЛАМ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИСЛАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ГЕРМАНИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Погорельская С.В.

Интеграция ислама и его носителей в систему общественных взаимосвязей страны, никогда коренным мусульманским населением не обладавшей, - это комплексный, многосторонний процесс, включающий в себя институциональные, политические, правовые, культурные и социальные аспекты. В данной статье внимание будет уделено исключительно формальной стороне вопроса, т.е. институтам интеграции, основной из которых - Исламская Конференция Германии под эгидой МВД ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY. INSTITUTIONAL ISSUES OF INTEGRATION OF ISLAM ON THE EXAMPLE OF THE ISLAMIC CONFERENCE OF GERMANY

The integration of Islam and its bearers into the system of social relations of a country that has never had an indigenous Moslem population is a complex, multilateral process that includes institutional, political, legal, cultural and social aspects. In this article, attention will be paid exclusively to the formal side of the issue, i.e. the institutions of integration, the main of which is the Islamic Conference of Germany under the auspices of the Ministry of Internal Affairs of Germany.

Текст научной работы на тему «ГЕРМАНИЯ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ИСЛАМА НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ФРГ»

Погорельская С.В.*

ГЕРМАНИЯ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ИСЛАМА НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ФРГ

Б01: 10.31249/пшш/2022.03.10

Аннотация. Интеграция ислама и его носителей в систему общественных взаимосвязей страны, никогда коренным мусульманским населением не обладавшей, - это комплексный, многосторонний процесс, включающий в себя институциональные, политические, правовые, культурные и социальные аспекты. В данной статье внимание будет уделено исключительно формальной стороне вопроса, т.е. институтам интеграции, основной из которых - Исламская Конференция Германии под эгидой МВД ФРГ.

Ключевые слова: Федеративная Республика Германия; ислам; интеграция; Исламская Конференция Германии.

Более десяти лет назад германский федеральный президент (в то время им был Кристиан Вульф, ХДС), размышляя о «христи-анско-иудейской истории Германии», упомянул по ходу, что и ислам в Германии стал уже немецким исламом, стал частью страны, принадлежит к ней1. Спорная и вызвавшая немало нареканий фраза звучала как констатация факта, однако на самом деле отнюдь его не выражала. Это был скорее лозунг, обозначивший амбициозную цель правительства Ангелы Меркель, начиная с ее прихода к власти, - преодолеть недостатки во взаимоотношениях государства и массового, «иммигрантского» ислама, допущенные всеми предыдущими германскими правительствами и приведшие к тому, что исповедуемая значительной частью населения религия функционировала практически безо всякого значимого соприкосновения с институтами германского государства, но зато в тесной связи с религиозными (а иной раз и государственными) институтами тех

* Погорельская С.В., кандидат политических наук, доктор философии Боннского университета, старший научный сотрудник ИНИОН РАН, e-mail: pogorelskaja@yahoo.de (ORCID: 0000-0001-9208-5889, GND: 115267158

1 Wulf Ch. "Der Islam dehört zu Deutschland". - Handelsblatt. 3.10.2010, S. 3 -Mode of access: https://www.handelsblatt.com/politik/deutshland/wulff-refede-im-wottlaut-der-islam-gehoert-zu-deutschland-seite-3/3553232-3.html

стран, откуда прибывали в Германию носители ислама и его проповедники.

После почти полувековой истории, по ходу которой германская политика упорно закрывала глаза на рост мусульманской диаспоры, убеждая себя и немецких граждан, что ислам в массе своей -религия мигрантов, беженцев, гастарбайтеров, т.е. временных кон-тингентов населения, не нуждающихся в интеграции, власть решила привести ислам по мере возможности в такое же административное отношение к институтам германского государства, в котором находятся и другие представленные в нем крупные конфессии. В Германии взаимоотношения между государством и представленными в нем конфессиями урегулированы на уровне официальных договоров. С католической церковью заключены конкордаты (договоры с Ватиканом); протестантские церкви и иные крупные, признанные государством религиозные сообщества заключают договоры непосредственно с государством. Отношения с церквями и религиозными сообществами находятся в компетенции МВД1. Условием подобных договоров является статус конфессии именно как «признанного религиозного сообщества», что дает ее организациям право получить статус «субъектов общественного права»2. Ислам никогда не был «признанным религиозным сообществом» и долгое время даже не претендовал на этот статус.

Интеграция ислама и его носителей в страну, ранее не обладавшую коренным мусульманским населением, - задача многосторонняя, она включает в себя институциональные, политические, правовые, культурные и социальные аспекты. В данной небольшой статье внимание будет уделено исключительно формальной сто-

1 Например, христианская церковь принимает участие в общественной жизни, выражает позицию в важных вопросах государственной политики, Пасха и Рождество являются выходными днями, в федеральных землях с преобладанием католиков или протестантов выходными являются также их праздничные дни. Государство взимает с граждан церковный налог (около 9%), а церкви оплачивают государству эту процедуру.

Во всех федеральных землях, кроме Берлина и Бремена, предмет «религия» входит в школьные программы, школьники изучают его согласно исповедуемой конфессии. В университетах на факультетах теологии церкви имеют решающее право голоса в назначении профессуры. Государственный договор на уровне бундесканцлера, с одной стороны, и Центрального совета иудеев - с другой, заключен и с иудаизмом.

2 Некоторые религиозные сообщества признаны только на уровне федеральных земель и там заключают договоры с земельными властями. Например, свидетели Иеговы судились за данный статус с федеральными землями.

роне вопроса, т.е. институтам интеграции, основной из которых -

Исламская Конференция Германии (ИК) под эгидой МВД ФРГ1.

* * *

Несколько слов о нынешнем состоянии мусульманской диаспоры.

В религию, практикуемую значительной частью населения, ислам начал превращаться лишь по ходу восстановления экономики Западной Германии в 50-60-е годы ХХ в. и ее расцвета в ходе «экономического чуда», когда Германия приняла значительные контингенты турецких гастарбайтеров в основном из сельской, консервативной и религиозной Анатолии.

До Второй мировой войны в стране насчитывалось всего лишь около трёх тыс. мусульман, в основном из благополучных слоёв. Сейчас их более 5 млн (общее население страны 82 млн), 38% мусульман с миграционными корнями из исламских стран обладают немецким гражданством (ранее это были 45%, однако их доля уменьшилась по ходу массового въезда в страну новых мигрантов из арабского пространства в 2014-2015 гг.)2. Более половины мусульман, таким образом - иностранные подданные, причем вопрос их интеграции тесно связан с их религией3.

Около 63% мусульман турки, причем, основная их часть - лояльное Турции потомство гастарбайтеров. Беженцы мусульманского вероисповедания прибывали в страну в основном из арабских стран, из Афганистана, Пакистана, Боснии, Косова. В ходе миграционного кризиса 2015 г. усилилась доля сирийцев. Соответственно, по направлениям ислама в стране преобладали турецкие сунниты, за ними следовали шииты (алевиты, иранские имамиты, турецкие шииты, измаилиты), суфийские группы. Территориально диаспора концентрируется в больших промышленных городах бывшей Западной Германии.

1 Deutsche Islam Konferenz (DIK). URL: http://www.deutsche-islam-konferenz.de/

2 Muslime mit Migrationshintergrund nach Herkunftsregion und Staatsangehoe-rigkeit- URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1232542/ umfrage/ muslime-mit-migrationshintergrund-nach-herkunftsregion-und-staatsangehoerigkeit/

3 См.: BAMF (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge)- Integration. Muslimisches Leben in Deutschland 2020. URL: https://www.bamf.de/SharedDocs/ ProjekteReportagen/DE/Forschung/Integration/muslimisches-leben-deutschland-2020. html?nn=283560

Для защиты своих интересов диаспора создала разветвленную структуру союзов и объединений. Однако она не имела единой головной организации: мусульмане различных направлений не видели возможности объединиться даже в интересах взаимодействия с государством, которое принесло бы им решение многих вопросов повседневной религиозной жизни.

В 80-е годы были созданы два совета и каждый претендовал на роль головного. Исламский Совет ФРГ объединял 37 преимущественно турецко-суннитских организаций, а Центральный совет мусульман Германии, объединял 21 организацию, преимущественно арабские и мультиэтнические. Над ними попытался утвердиться созданный в 2007 г. Координационный совет, однако на деле взаимодействовать с государством влиятельные союзы предпочитали без посредников.

Количество активных участников союзов составляет около 20%, однако мусульманину вовсе не обязательно формально числиться в организации, достаточно симпатизировать ей.

Пересмотр своих позиций по отношению к исламу немцы, как и другие европейские государства, начали после террористических актов в США 11.09.2001 г., однако «всерьез» им занялись с приходом к власти Ангелы Меркель в 2005 г. Стало очевидным, что неопределенный правовой статус ислама давно уже соотносится с его реальной внутриполитической силой.

Следует отметить, что в Германии к тому времени был представлен и так называемый «либеральный» ислам, открытый западным ценностям и полагающий, что ислам как религия в основных своих направлениях вполне может с ними ужиться и способен функционировать в демократии и с демократией. Однако он представлен в основном интеллектуалами, нередко либеральными исламоведами из мусульманских стран, находящимися в Германии в силу преследований в своих странах, немалая их часть политически близка немецким «Зеленым»1. Количество его сторонников было ничтожно мало по сравнению с народной толщей, которую «пасли» имамы, присланные из Турции и из арабских стран. Влияния среди живущих в Германии мусульман либеральные интеллектуалы не имели. В стране, в основном за счет миграционных процессов, всё более росла доля традиционных, а иной раз и радикальных мусульман, но их религия не была увязана в систему пра-

1 Либеральный ислам в Германии был организован в несколько союзов, а с 2017 г. имеет свою мечеть в Берлине, «Мечеть Ибн-Рушд-Гёте».

вовых, общественных и культурных взаимосвязей в той мере, в какой интегрированы в нее христианство и иудаизм. Причина была лишь отчасти в организационных особенностях ислама, исключающих объединение в централизованные структуры иерархического подчинения, но в значительной мере и в государстве, не отягощавшем себя попытками систематического взаимодействия с данной конфессией.

Так называемые «параллельные общества» начали складываться еще во времена гастарбайтеров; по мере прибытия к ним семейств и родства стали усиливаться по ходу приема страной мусульманских беженцев, однако в начале нового тысячелетия эти «общества» пытались на правовых путях обставить свою жизнь в Германии с максимальными для себя религиозными удобствами (например, иски мусульманских учительниц разрешить ношение хиджаба, иски турецких родителей к школам, касающиеся освобождения девочек от уроков физкультуры и от путешествий с ночевками и т.д.). Ислам, причем во всем своем конфессиональном многообразии, стал социально наступательным и начал представлять угрозу общественной стабильности, недвумысленно дав понять: не будучи интегрирован в систему государственных взаимосвязей, он интегрирует их под себя, например, в вопросах действенности шариата.

Осознавая, что «ислам принадлежит Германии» и страна ответственна перед немецким населением за тех, кого завезла к себе, но не интегрировала, немецкая политика задалась вопросом, как урегулировать отношения с этой религией. Главной задачей для «государства политических партий», как официально называет себя германская демократия, было выработать единую, надпартийную стратегию во взаимоотношениях с исламским сообществом Германии, представленным в объединениях и союзах.

Выход был найден в создании института постоянного взаимодействия и диалога между государством и исламом. В нём, с одной стороны были представлены: федерация (в лице министра внутренних дел и возглавляемого им ресурса), а также земли и коммуны, а с другой - влиятельные и массовые исламские союзы. Участие в данном институте рассматривалось одновременно как поощрение для данных союзов, награда за умеренность и признание их права представлять мусульманское население в его отношениях с государством.

Инициатива создания института, получившего название Исламская Конференция Германии, принадлежала опытному хри-стианско-демократическому политику Вольфгангу Шойбле, получившему пост министра внутренних дел. Она начала работу в 2006 г.

Из соображений политической корректности государство пригласило к участию не только наиболее сильные, так называемые «головные объединения», как турецкий БГПБ, которые действительно несли с собой массу нерешенных проблем, но и либеральные организации и даже отдельных живущих в Германии интеллектуалов мусульманского происхождения, являющихся персонами общественной жизни, как правило, светски настроенных и достаточно критично относящихся к исламу. Тем самым государство хотело подчеркнуть: для него ислам в Германии не исчерпывается консервативными религиозными объединениями и, с точки зрения государства, либеральный европейский ислам и светские исламские интеллектуалы - такая же часть исламской жизни ФРГ, как и организации иммигрантского немецкого ислама.

В первые годы своей работы Исламская Конференция Германии функционировала как постоянный рабочий форум, в задачи которого входила идентификация лояльных мусульманских организаций с целью дальнейшей интеграции, а также политическая и социальная маргинализация радикальных направлений ислама. Исламская Конференция Германии это инструмент интеграции ислама, способного интегрироваться. Организации, тяготеющие к радикализму, в ней не участвовали, члены их общин лишались преимуществ, которыми обладали союзы, сотрудничающие с государством.

Второй задачей стала идентификация и поиски решений таких актуальных для мусульманской диаспоры проблем, решить которые без государства было невозможно (например, преподавание мусульманским школьникам ислама в рамках школьного предмета «религия»). Подразумевалось, что постоянные и лояльные участники Исламской Конференции смогут со временем получить статус «субъекта общественного права», который наделил бы эти мусульманские объединения возможностями, предоставляемыми церковным правом1.

Конференция проводилась раундами, в тематических кругах, как по общим вопросам (секуляризация, гендерная тематика), так

1 Первые такой статус получили ахмадиты (Ахмадийский мусульманский джамаат) в 2013 г. на земельном и приравненном к нему уровне (земля Гессен и ганзейский город Гамбург). Исламская Конференция - инструмент интеграции интегрируемого ислама. Те же действующие в Германии исламские организации, которые тяготеют к «всемирности» и радикализму, предполагается ущемить на правовых путях, а если это невозможно, то изолировать политически и нейтрализовать общественно, исключая их из сотрудничества и лишая тем самым членов этих организаций тех удобств, которыми обладают союзы, сотрудничающие с государством.

и по специальным, таким как преподавание ислама в школах, подготовка имамов в Германии или строительство мечетей.

К сожалению, время показало существенный недостаток данного института, связанный с особенностями политической культуры Германии как государства политических партий. Курс Исламской Конференции, характер обсуждаемых тем показал сильно выраженную зависимость от позиций менявшихся министров внутренних дел, а следовательно, от политических партий, стоящих у власти. Так, сменивший инициатора Исламской Конференции Шойбле на его посту Томас де Мезьер (ХДС) превратил в одну из главных тем переговоров борьбу с терроризмом, что повлекло выход из Конференции некоторых влиятельных мусульманских объединений. Все последующие годы работа Конференции, да и сам факт ее существования, несмотря на заявленный надпартийный характер этого института, инструментализировался политическими партиями. В итоге германской политике пока так и не удалось разработать единой концепции взаимоотношений государства с исламом, свободной от межпартийной конкуренции.

Тем не менее концептуально Конференция - это, возможно, единственный вариант интеграции иммигрантского ислама в демократической стране с таким многообразием его направлений, как Германия. В настоящее время представленным в ней союзам уже удалось согласовать, например, преподавание ислама в школах или подготовку мусульманских проповедников в Германии. В десяти немецких университетах на теологических факультетах уже введен предмет «исламская теология», готовящий преподавателей для школьных занятий. Эти занятия уже введены в федеральных землях с большой долей мусульманского населения. В более чем 900 школах в них уже принимают участие около 600 тыс. школьников1. На последних раундах Конференции удалось согласовать даже частичное участие государства в зарплатах для немецких имамов2.

В Оснабрюке работает специальный Исламский колледж.

Трудно недооценить это достижение. Ранее ислам мусульманские дети изучали в школах Корана при мечетях, принадлежащих соответствующим мусульманским организациям, у проповед-

1 Islamischer Religionsunterricht (IRU) in Deutschland im Spannungsfeld von Religion, Bildung, Politik und Gesellschaft - SpringerLink. URL: https://link.springer.cOm/article/10.1007/s41682-022-00120-5#ref-CR24

2 Der Staat könnte Imame bezahlen - Herder Korrespondenz Hefte Heftarchiv 2022 Heft 4/2022, S. 25.

ников, присылаемых в них из соответствующих стран. Мечети турецкого «Б1Т1Б» (мощный, лояльный Турции союз турецких суннитов), например, ориентировались на поддержку связей бывших соотечественников с Турцией, в мечетях других союзов проповедовали иной раз откровенные исламисты, что вело к радикализации мусульманской молодежи.

Поэтому работа с мусульманской молодежью ведется теперь и государством. Исламская Конференция по ходу своей работы создала молодежное отделение - Молодую исламскую конференцию, которую проводят в преддверии ежегодных форумов Исламской Конференции Германии.

Исламская Конференция - детище «эры Меркель», продолжавшейся 16 лет. После ухода Ангелы Меркель с поста канцлера и прихода к власти коалиции из СДПГ, «Зеленых» и либералов возникали опасения в связи с дальнейшей деятельностью этого института. Ведь в прежние годы именно «Зеленые» выступали главными критиками Конференции, выражая недовольство недостаточным, по их мнению, количеством представленных там свободных критических интеллектуалов, этнически являющихся выходцами из исламских стран. К тому же, совсем недавно видный политик «Зеленых», глава земельного правительства Баден-Вюртемберга Вин-фрид Кречманн, вызвал негативные реакции как раз мусульманских интеллектуалов и политиков (не говоря уже об организациях и союзах), заявив, что «ислам в Германии недостаточно интегрирован», должен быть реформирован, и потребовав от мусульман Баден-Вюртемберга в случае, если они обладают немецким гражданством, считать Кречманна своим представителем, а не исламские организации и союзы1.

Однако в мае 2022 г. ситуация прояснилась. Новый министр внутренних дел, Ненси Фезер, в ходе работы Конференции выступая перед представителями более чем 40 участвующих в ней мусульманских головных организаций, подтвердила продолжение работы этого института2. Она предложила три тематических комплекса, по кото-

1 Kretschmann W. Der Islam ist nicht wirklich integriert in Deutschland - SWR Aktuell, 2022. - URL: https://www.swr.de/swraktuell/baden-wuerttemberg/was-tut-deutschland-fuer-die-integration-von-muslimen-100.html

2 Innenministerin Nancy Faeser will Islamkonferenz weiterentwickeln. - Herder Korrespondenz, 6/2022 S. 36. - URL: https://www.herder.de/ hk/hefte/archiv/2022/6-2022/innenministerin-nancy-faeser-will-islamkonferenz-weiterentwickeln-muslime-in-deutschland/

рым будет вестись работа: «Поддержка общественного сотрудничества», «Предотвращение организованных конфликтов» и «Усиление структур мусульманской самоорганизации».

Если на начальных этапах ИК еще нередки были критические голоса, согласно которым этот институт по тем или иным параметрам непригоден и должен быть отменен, то за прошедшие годы посредством него были достигнуты слишком весомые результаты, чтобы от него отказываться. Ислам в Германии остается в фазе активной интеграции, а ИК останется основным институтом этого процесса. Немецкое государство продолжает взятый им курс: интегрировать лояльных, изолировать неинтегрируемых. Особый упор, как показала практика, и далее будет делаться на «германизацию» (но не на либерализацию)1 иммигрантского ислама с тем, чтобы он преподавался мусульманским школьникам педагогами, получившими образование в немецких университетах.

References

1. BAMF ( Bundesamt für Migration und Flüchtlinge)- Integration. Muslimisches Leben in Deutschland 2020. URL: https://www.bamf.de/SharedDocs/ ProjekteRe-portagen/DE/Forschung/Integration/muslimisches-leben-deutschland-2020.html?nn=283560

2. Deutsche Islam Konferenz (DIK). URL: http://www.deutsche-islam-konferenz.de/

3. Innenministerin Nancy Faeser will Islamkonferenz weiterentwickeln. - Herder Korrespondenz, 6/2022 S. 36. URL: https://www.herder.de/hk/hefte/ archiv/2022/6-2022/innenministerin-nancy-faeser-will-islamkonferenz-weiterentwickeln-muslime-in-deutschland/

4. Islamischer Religionsunterricht (IRU) in Deutschland im Spannungsfeld von Religion, Bildung, Politik und Gesellschaft - SpringerLink. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s41682-022-00120-5#ref-CR24

1 Государство не планирует влиять на ислам в плане его содержательной либерализации. Либеральный ислам существует своим сообществом, мало пересекающимся с традиционными мусульманами, а его деятельность, являясь предметом гордости властей (Берлин объявил, что гордится мечетью Ибн-Рушд-Гёте) более чем спорна для массы живущих в Германии мусульман. Например, в июле 2022 г., в преддверии ЛГБТ-праздника Кристофер-Дей в Берлине, эта мечеть вывесила радужный флаг «прайда» под лозунгом «Любовь это халяль», что вызвало критику со стороны ряда исламских объединений. - См.: Month P. Berlin: Erste Moschee Deutschlands hisst Regenbogenflagge. - Berliner Zeitung. Mode of acces: https://www. berliner-zeitung.de/news/pride-month-berlin-erste-deutsche-moschee-hisst-regenbogenflagge-li.243843

5. Kretschmann W. Der Islam ist nicht wirklich integriert in Deutschland - SWR Aktuell, 2022. URL: https://www.swr.de/swraktuell/baden-wuerttemberg/was-tut-deutschland-fuer-die-integration-von-muslimen-100.html

6. Month P. Berlin: Erste Moschee Deutschlands hisst Regenbogenflagge - Berliner Zeitung. URL: https://www.berliner-zeitung.de/news/pride-month-berlin-erste-deutsche-moschee-hisst-regenbogenflagge-li.243843

7. Muslime mit Migrationshintergrund nach Herkunftsregion und Staatsangehoerig-keit-. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1232542/ umfrage/muslime-mit-migrationshintergrund-nach-herkunftsregion-und-staatsangehoerigkeit/

8. Pick U. Zahl der Muslime deutlich gestiegen // Tagesschau, 28.04.2021. URL: https://www.tagesschau.de/inland/muslime-deutschland-studie-101.html

9. Red.: Der Staat könnte Imame bezahlen. - Herder Korrespondenz Hefte Heftarchiv 2022 Heft 4/2022, S. 25.

10. Schäuble W. Der Islam ist Teil Deutschlands. URL: https://wolfgang-schaeuble.de/wp-content/uploads/2015/04/060925sz.pdf

11. Wulf Ch. "Der Islam dehört zu Deutschland". - Handelsblatt 3.10.2010, S. 3. URL: https://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/wulff-rede-im-wortlaut-der-islam-gehoert-zu-deutschland-seite-3/3553232-3.html

Pogorelskaya S.V. Germany. Institutional issues of integration of Islam on the example of the Islamic Conference of Germany

Swetlana V. Pogorelskaja,

PhD (Political Science), PhD of the University of Bonn, Senior Research Associate, INION RAN, e-mail: pogorelskaja@yahoo.de

Abstract. The integration of Islam and its bearers into the system of social relations of a country that has never had an indigenous Moslem population is a complex, multilateral process that includes institutional, political, legal, cultural and social aspects. In this article, attention will be paid exclusively to the formal side of the issue, i.e. the institutions of integration, the main of which is the Islamic Conference of Germany under the auspices of the Ministry of Internal Affairs of Germany.

Keywords: Federal Republic of Germany; Islam; integration; Islamic Conference of Germany.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.