Современная Европа, 2022, № 5, с. 131-145
УДК 278
АССОЦИАЦИЯ «ТУРЕЦКО-ИСЛАМСКИЙ СОЮЗ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИИ» В ГЕРМАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ ТУРЦИИ1
© 2022 АНДРЕЕВА Лариса Анатольевна*
Профессор РАН, доктор философских наук Центр цивилизационных и региональных исследований Институт Африки Российской Академии наук 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1 *E-mail: larchen1969@gmail.com
Поступила в редакцию 30.05.2022
После доработки 16.06.2022 Принята к публикации 08.07.2022
Аннотация. В статье рассмотрена общеевропейская тенденция превращения иностранными государствами европейских мусульманских ассоциаций, состоящих из выходцев из этих государств, в своих агентов влияния. Эта проблема раскрыта на примере деятельности в Германии ассоциации «Турецко-исламский союз по делам религии» («Б1Т1Б»), которая является де-факто и де-юро инструментом влияния Турции. Особенность «Б1Т1Б» состоит в том, что это объединение находится под постоянным руководством, контролем и надзором Государственного бюро по делам религии Турции («^уапе^Диянет»), которое отчитывается непосредственно перед президентом Р. Эрдоганом. В состав «Б1Т1Б» входят 950 из 2600 мечетей в Германии. Имамы этих мечетей являются турецкими государственными служащими. В статье сделаны выводы, что «Б1Т1Б», с одной стороны, является инструментом влияния Турции, а с другой - выражает тенденцию к усилению аффилированности турецкой общины Германии с Турцией и ослаблению аффилированности с Германией.
Ключевые слова: Турецко-исламский союз по делам религии, конфессиональные сообщества, Германия, Турция, инструмент влияния, международные отношения.
БОГ: 10.31857/80201708322050102 gmumii
1 Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда по проекту 19-18-00054-П «Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен "параллельных" обществ в системе международно-политических отношений».
После убийства во Франции в октябре 2020 г. исламским фанатиком школьного учителя Самуэля Пати на повестку дня в Европе был поставлен вопрос о контроле за влиянием иностранных государств на европейские ассоциации и общины мусульман. 24 августа 2021 г. во Франции вступил в силу Закон об исламском сепаратизме. Согласно закону, ужесточён контроль за влиянием на французские религиозные организации иностранных организаций и государств1. «Миграция в развитые регионы мира и интенсивный рост там новых сообществ, которые представляют незападные этносы и цивилизации, имеющие иную культуру повседневности, систему ценностей и формы самоидентификации, резко усиливают этническую, конфессиональную, лингвистическую, культурную неоднородность принимающих социумов» [Цапенко, Гришин, 2018: 5].
Можно согласиться с мнением И.В. Следзевского, что «трансграничные отношения допускают и предполагают массовые миграции не только людей, но и социальных отношений и культур из одних цивилизационных систем в другие, что ломает все привычные рамки и ограничения социокультурных взаимодействий и отношений, создавая условия для формирования в рамках формально целостных национально-государственных единиц самостоятельных, параллельных обществ» [Следзевский, 2020: 88]. Средства коммуникации позволяют сохранить активную связь европейцев с мигрантскими корнями со странами своего происхождения. Министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен, в ведении которого находятся и религиозные вопросы, назвал главную опасность: иностранное влияние на французский ислам. «Мы хотим устроить революцию, положив конец иностранному влиянию на ислам. Это религия для французов, поэтому она не должна зависеть от зарубежных денег и властей», - подчеркнул глава МВД в интервью газете «Le Parisien»2.
В связи с наметившейся европейской тенденцией по борьбе с иностранным влиянием на европейских мусульман особый интерес представляет модель функционирования в ФРГ ассоциации «DITIB», аббревиатуру которой можно расшифровать как «Турецко-Исламский союз по делам религии», основанный на общем собрании в 1984 г. в Кельне. Деятельность «DITIB» относится к особенно чувствительной сфере германско-турецких отношений именно из-за того, что эта ассоциация является прямым проводником интересов Турции в Германии.
Турецкая община Германии
5 октября 2021 года исполнилось 60 лет со дня заключения Соглашения о найме между Германией и Турцией, которое положило начало формированию многомиллионной турецкой общины на немецкой земле. По данным микропереписи 2020 г., в Германии проживало около 2,75 млн человек, имеющих миграционные связи с
1 Франция приняла закон об исламском сепаратизме. URL: https://www.ng.ru/facts/2021-08-31/11_514_france.html (дата обращения: 05.03.2022)
2 «Это погубит всех». Во Франции приняли судьбоносное решение. URL: https://ria.ru/20220214/frantsiya-1772343439.html (дата обращения: 05.03.2022)
Турцией; больше половины из этого числа имеют турецкое гражданство1. Это делает выходцев из Турции самой большой группой людей с миграционным прошлым в стране. Среди лиц, обладающих избирательным правом, 11,8% процента имели турецкие миграционные корни2. Турки в мусульманской общине Германии, хотя и утратили в связи с миграционной волной 2015-2016 гг. абсолютное доминирующее положение, но по-прежнему составляют 50,6%, по данным на 31 декабря 2015 г. [Андреева, 2019: 111]. Большинство турецких граждан и лиц турецкого происхождения придерживаются суннитского направления ислама.
Представление об умонастроении турецкой общины Германии дает ряд социологических опросов. Среди них стоит остановиться на результатах исследования «Интеграция и религия с точки зрения людей турецкого происхождения в Германии», которое опубликовано в 2016 г. Оно основано на социологическом опросе, который проводился в рамках исследовательского проекта Кластера передового опыта «Религия и политика» Мюнстерского университета3. Репрезентативый опрос был проведен среди 1201 иммигрантов из Турции и их потомков в возрасте 16 лет и старше. Интервью проводились по телефону в период с ноября 2015 г. по февраль 2016 г. Опрос показал, что, когда дело доходит до религиозной практики (посещение мечети, личная молитва), второе/третье поколение менее активно, чем первое (23 против 32%, которые часто посещают мечеть).
Однако представители второго/третьего поколения считают себя более религиозными, чем представители первого поколения (72 против 62% считают себя «глубоко», «очень» или «скорее» религиозными). В этом контексте авторы исследования имеют в виду не столько утверждение о реально переживаемой религиозности, сколько демонстративную приверженность собственному культурному происхождению. Исследование выявило значительную фундаменталистскую тенденцию среди респондентов. Доля тех, кто выражает установки, которые вряд ли можно назвать совместимыми с основными принципами современных западных обществ, таких как Германия, значительна среди лиц турецкого происхождения. 47% опрошенных согласились с утверждением, что «следование заповедям моей религии важнее для меня, чем законы государства, в котором я живу». 32% респондентов считают, что мусульмане должны стремиться вернуться к общественному устройству времен пророка Мухаммеда. С другой стороны, приемлемость насилия по религиозным мотивам сравнительно низка. Только 20% респондентов согласились с утверждением, что «угроза исламу со стороны западного мира оправдывает то, что
1 Medien Dienst Integration. URL: https://mediendienst-integration.de/migration/bevoelkerung.html (дата обращения:05.03.2022)
2 Bundestagswahl 2021: Jede dritte Person mit Migrationshintergrund war wahlberechtigt. URL: https://www.destatis.de/DE/Presse/Pressemitteilungen/2021/10/PD21_463_125.html;jsessionid= 876288A5D89D3A6C03EA28FB1572956B.live741 (дата обращения: 05.03.2022)
3 Integration und Religion aus der Sicht von Türkeistämmigen in Deutschland. URL: https://www.uni-
muenster.de/imperia/md/content/religion_und_politik/aktuelles/2016/06_2016/studie_integration und religion aus sicht t rkeist mmiger.pdf (дата обращения: 05.03.2022)
мусульмане защищаются насилием» (25% первого поколения, 15% второго и третьего поколений).
Что касается «традиционной практики веры», то 23% респондентов заявили, что мусульманам следует избегать рукопожатия с противоположным полом. Платок носят 41% опрошенных женщин первого поколения и 21% второго/третьего поколений. Кроме того, 61% респондентов согласился с утверждением, что «ислам идеально вписывается в западный мир». 73% считают, что «книги и фильмы, которые нападают на религию и оскорбляют чувства глубоко верующих людей», должны быть запрещены законом. Отношение к христианам было «весьма положительное» или «скорее положительное» у 80% опрошенных, отношение к атеистам и евреям - 49%. Что касается религии, то исследование приходит к выводу, что респонденты интерпретировали ислам как «подвергающуюся нападкам религию, которую необходимо защищать от оскорблений, предубеждений и подозрений». Кроме того, можно выделить значительную долю исламских фундаменталистских взглядов, которые трудно согласовать с принципами современного общества.
Выводы исследования свидетельствуют о противоречивости представлений респондентов. С одной стороны, подавляющее большинство лиц турецкого происхождения как будто «прижились» в немецком обществе и чувствуют себя «как дома». Тем не менее половина из них чувствует себя людьми второго сорта. Проблемы интеграции существуют не только на структурном уровне (образование, включение в рынок труда), но они не менее значимы на уровне узнавания, то есть на уровне отношений и общения. Это становится очевидным и в противоречивой оценке ислама. В то время как явное большинство населения Германии приписывает исламу отрицательные характеристики, такие как фанатизм, насилие или дискриминация в отношении женщин, большинство респондентов турецкого происхождения ассоциируют ислам с положительными характеристиками, такими как миролюбие, терпимость, солидарность или уважение к правам человека. У большинства респондентов сложилось впечатление, что ислам неправильно понимают.
Особо стоит выделить социологический опрос «Идентификация и политическое участие иммигрантов турецкого происхождения в земле Северный Рейн -Вестфалия и в Германии. Результаты расширенного многотематического опроса»1, проведенного в 2017 г. среди лиц турецкого происхождения Фондом тюркологических исследований и интеграционных исследований ^^1). Всеобъемлющее исследование ZfTI в земле Северный Рейн - Вестфалия проводилось ежегодно с 1999 г. по 2013 г., и каждые два года повторяется в сотрудничестве с Министерством по делам детей, семьи, беженцев и интеграции (МКРБГ) земли Северный Рейн - Вест-
1 Identifikation und politische Partizipation türkeistämmiger Zugewanderter in NordrheinWestfalen und in Deutschland. URL: https://web.archive.org/web/20180730234348/http://zfti.de/wp-content/uploads/2018/07/Bericht-2017-NRW-Mehrtehemenbefragung_end.pdf (дата обращения: 05.03.2022)
фалия. Это двуязычный репрезентативный телефонный опрос среди 1000 респондентов турецкого происхождения в возрасте 18 лет и старше, к которому с 2017 г. дополнительно прибавилось 1000 соответствующих лиц в других федеральных землях. Отчет 2017 г. концентрируется на основных темах: идентификация и политическое участие.
Основное внимание уделялось социальной идентичности в условиях напряженности между Германией и Турцией, а также возможным изменениям с учетом обострения отношений и внутриполитической ситуации в Турции. Традиционно хорошие германо-турецкие отношения накалились после «Резолюции по Армении» Бундестага в июне 2016 г., признавшей геноцид армян, и значительного усиления чрезвычайного положения, объявленного в Турции в результате попытки государственного переворота в июле 2016 г. В отчете внимание акцентировано на том, что двусторонняя напряженность между государствами прямо или косвенно влияет на многих из почти 2,8 млн граждан турецкого происхождения, проживающих в Германии, поскольку они часто ощущают идентификацию с обеими странами. Интеграционная политика Германии направлена на то, чтобы побудить иммигрантов сильнее идентифицировать себя с Германией, а президент Р. Эрдоган проводит политику на укрепление связей «турок за границей» с Турцией. В своих выступлениях в Германии он подчеркивал ответственность за «братьев и сестер», живущих в этой стране. Для осуществления этой политики им было основано Министерство по делам турок за рубежом (Yurtdigi Türkler ve Akraba Topluluklar Baskanligi).
Результаты опроса показали, что в земле Северный Рейн - Вестфалия аффилиа-ция с Турцией более популярна, чем с Германией. 61% опрошенных чувствовали себя очень сильно связанными с Турцией, подобное соотношение наблюдается и в целом по Германии. По степени принадлежности к Германии информация из земли Северный Рейн - Вестфалия практически не отличается от общенациональной, степень аффилиации с Германией несколько выше (35% респондентов в Северном Рейн - Вестфалии и 38% по всей стране). Около одной пятой респондентов (21% в Северном Рейн - Вестфалии, 19% по стране), тех кто не склонен чувствовать себя частью Германии. При этом опрос подтвердил тенденцию, как в земле Северный Рейн-Вестфалия, так и в целом по стране о возрастающей аффилиации с Турцией, при этом она, в первую очередь, определяется религиозностью и социальными отношениями с большинством общества, а принадлежность к поколению и экономическая перспектива также играют роль, но второстепенную.
Религиозность является одной из характеристик, которая наиболее сильно коррелирует со степенью аффилиации с Турцией. Религиозные респонденты и опрошенные с относительно низким уровнем взаимодействия с обществом имеют степень аффилиации с Турцией выше средней и степень близости с Германией ниже средней.
Увеличение аффилиации с Турцией - тенденция, которая уже отмечалась с 2011 г., частично обусловлена напряженными отношениями между двумя странами и критическим взглядом немецкой общественности на политику правительства Турции, поэтому респондентов прямо просили предоставить информацию об их чувстве принадлежности к Турции или Германии из-за «Резолюции по Армении»
Бундестага, попытки государственного переворота в Турции в 2016 г. или обсуждения дислокации Бундесвера на турецкой базе Инджирлик. Почти треть респондентов - 36,5% в земле Северный Рейн - Вестфалия, 33% в целом по стране ответили, что связь с Германией ослабла в результате этих событий.
Весьма важен ответ на вопрос: «Какие учреждения в земле Северный Рейн -Вестфалия и по стране в общем осуществляют полное или частичное представительство интересов респондентов?» Турецкое правительство с показателем 52,9% является учреждением, которое занимает первое место. Правительство Германии осуществляет полное или частичное представительство только для 37% респондентов из этого региона и для 37% в общефедеральном масштабе. Сдвиг в аффилиации в пользу Турции произошел, прежде всего, среди более религиозных представителей второго/третьего поколений.
«Турецко-Исламский союз по делам религии» («DITIB»)
«DITID» («Турецко-Исламский союз по делам религии») как орган турецкого правительства, действующий в ФРГ с религиозными и социальными целями, придерживается ислама в суннитской интерпретации, преобладающего в Турции. Цели, закрепленные в Уставе, включают религиозную заботу, образование и обучение турецкого народа, проживающего в Германии, создание и содержание мест молитвы и обучения, обучение мирян-проповедников, а также организацию социально-культурных мероприятий и языковых курсов, осуществление мероприятий по профессиональному обучению [См.: Kucukhuseyin, 2002].
В соответствии с гражданским законодательством Германии «DITIB» в качестве зонтичной организации правомочен осуществлять координацию религиозных, социальных и культурных мероприятий для входящих в него ассоциаций. Эти ассоциации являются юридически и экономически независимыми, однако придерживаются тех же принципов и уставных целей, что и «DITIB», признавая идеологическое лидерство последней. «DITIB» утверждает, что представляет более 70% мусульман, проживающих в Германии, и в его состав входят более 960 организаций1. В течение многих лет организация считалась важным посредником между мусульманской общиной и государством в вопросах веры, образования и интеграции, поэтому получала государственную поддержку. «Турецко-Исламский союз по делам религии» является членом Исламской конференции. Особенность «DITIB» состоит в том, что это объединение находится под постоянным руководством, контролем и надзором Государственного бюро по делам религии Турции («Diyanet/Диянет»), которое отчитывается непосредственно перед президентом Р. Эрдоганом. В состав «DITIB» входят 950 из 2600 мечетей в Германии. Имамы этих мечетей являются турецкими государственными служащими, деятельность которых оплачивает Анкара, и обычно они направляются на пять лет из Турции в Германию.
1 Ditib Türkisch-Islamische Union der Anstalt für Religion e.V. URL: https://www.ditib.de/default1.php?id=5&sid=8&lang=de (дата обращения: 15.03.2022)
«DITIB», в соответствии с немецким законодательством об ассоциациях, имеет автономию, но представители Турции имеют право решающего голоса, поскольку чиновники «Diyanet» присутствуют во всех основных органах управления.
Кроме того, есть признаки финансовой и идеологической поддержки. Профессор Сюзанна Шретер [См: Schröter, 2019], возглавляющая Франкфуртский исследовательский центр глобального ислама, высказывается еще более прямо. Для нее нет сомнений в том, что «DITIB» «структурно, финансово, а также идеологически» зависит от турецкого религиозного ведомства «Diyanet». Шретер говорит о цепочке влияния и указывает на роль турецких религиозных атташе, которые представлены во всех важных комитетах «DITIB»1. В отчете научной службы Бундестага в 2015 г. был сделан вывод, что «DITIB» также юридически связан с «Diyanet», который осуществляет «управление, контроль и контрольные полномочия» в «DITIB»: «Мощный консультативный совет, который должен участвовать в принятии решений по всем фундаментальным вопросам ассоциации и обычно имеет окончательные полномочия по принятию решений, состоит исключительно из должностных лиц „Diyanet"»1. Очевидно, что «DITIB» является серьезным инструментом в руках президента Турции.
С 2006 г. «DITIB» - член Немецкой исламской конференции при федеральном министре внутренних дел. Между тем МВД видит «растущее политическое влияние на "DITIB" со стороны турецкого государства». «Возникает вопрос, является ли связь «DITIB» с Турцией по-прежнему выражением религиозного самоопределения?», - заявил представитель МИДа Харальд Нейманнс. Община, находящаяся под влиянием другого государства таким образом, что ее принципы не являются выражением ее религиозного самоопределения, не отвечает конституционным требованиям, предъявляемым религиозной общине. МВД «приветствует критическое рассмотрение в федеральных землях того, соответствуют ли " DITIB" требованиям религиозной общины, предъявляемым законодательствами федеральных земель». Инструментализация «DITIB» Турцией, по мнению МВД, «неприемлема»3.
В 2016 г., после подавления в Турции попытки государственного переворота, в которой турецкие власти обвинили проповедника Фетхуллаха Гюлена, между правительством Германии, «DITIB» и стоящей за ним Турцией разразился скандал. Турецкие имамы в Германии помогали в поиске информации о подозреваемых членах организации сторонников Гюлена. Соответственно, священнослужители собирали информацию и иногда писали очень подробные отчеты. Движение Гюлена, называющее себя «Hizmet/Хизмет» (по-турецки «Служение»), насчитыва-
1 Von Erdogan abhängig. URL: https://www.zeit.de/gesellschaft/zeitgeschehen/2016-08/tuerken-deutschland-ditib-moscheeverband-tuerkei/seite-
2?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 05.03.2022)
2 Die Folgen der Spitzelei für die Türkei. URL: https://www.tagesspiegel.de/politik/moscheeverband-ditib-die-folgen-der-spitzelei-fuer-die-tuerkei/19247224.html (дата обращения: 03.05.2022)
3 Там же.
ло в Германии на тот момент до 100 000 последователей1. Турецкая газета „ Cumhu-riyet", критикующая правительство, и немецкая газета «Die Welt» выяснили, что религиозное ведомство «Diyanet» поручило имамам из «DITIB» отправлять в Анкару информацию о последователях проповедника Гюлена. «DITIB» первоначально признал, что некоторые имамы следовали инструкциям и передавали информацию в Анкару, однако, в тот же день после заявления «DITIB» частично отказался от него2. Отчеты 50 иностранных миссий из 38 стран были представлены в комиссию турецкого парламента для расследования предыстории путча. Три отчёта исходили из Германии, из генеральных консульств в Кельне, Дюссельдорфе и Мюнхене. Информация составлена имамами «DITIB»3.
Официальный представитель партии «Зелёных» по вопросам религии в Бундестаге Фолькер Бек на парламентских дебатах 18 января 2017 г. задал вопрос представителю правительства о том, что им известно о шпионской деятельности «Diyanet». Доктор Оле Шредер, парламентский статс-секретарь федерального министра внутренних дел подтвердил, что есть письмо от Управления по делам религий («Diyanet») от 20 сентября 2016 г., адресованное всем посольствам и генеральным консульствам Турции, консультационным центрам по религиозным вопросам, атташе и координаторам по религиозным вопросам. Им прямо предлагалось представить экспертные заключения об учреждениях и организациях движения Гюлена, его деятельности и отправить их в «Diyanet» к концу сентября 2016 г. Кроме того, федеральное правительство располагает информацией о трех отчетах генеральных консульств Турции в Мюнхене, Дюссельдорфе и Кельне, которые были написаны в ответ на запрос «Diyanet». В них фигурируют имена имамов, которые отправили информацию атташе по религиозным вопросам в упомянутых генеральных кон-сульствах4. Фолькер Бек также подал заявление о возбуждении уголовного дела по подозрению в шпионаже в ущерб ФРГ. Он требовал, чтобы «DITIB» сообщил Федеральной прокуратуре о лицах, которые собирали информацию от имени Турции и передавали ее турецким властям. Генеральный секретарь «DITIB» Бекир Альбога пообещал сотрудничать в расследовании и сказал, что имена уже известны властям. Федеральное министерство внутренних дел подтвердило, что органы безопасности располагают соответствующими документами и изучают их5. В общей сложности
1 Die Folgen der Spitzelei für die Türkei. URL: https://www.tagesspiegel.de/politik/moscheeverband-ditib-die-folgen-der-spitzelei-fuer-die-tuerkei/19247224.html (дата обращения: 03.05.2022)
2 Там же.
3 Türkische Imame spionieren in Deutschland für Erdogan. URL: https://www.welt.de/politik/ausland/article 160132361/Tuerkische-Imame-spionieren-in-Deutschland-fuer-Erdogan.html (дата обращения: 05.03.2022)
4 Deutscher Bundestag. URL: https://dserver.bundestag.de/btp/18/18211.pdf#P.21153 (дата обращения: 05.03.2022)
5 Die Folgen der Spitzelei für die Türkei. URL: https://www.tagesspiegel.de/politik/moscheeverband-ditib-die-folgen-der-spitzelei-fuer-die-tuerkei/19247224.html (дата обращения: 05.03.2022)
19 священнослужителей «DITIB» подозревались в сборе информации о последователях Гюлена в Германии по поручению турецкого религиозного ведомства. Однако в декабре 2017 г. Федеральная прокуратура приостановила расследование в отношении исламских священнослужителей, работающих в мечетях «DITIB», по подозрению в сборе информации1.
По данным газеты «Kölner Stadt-Anzeiger» «DITIB» в конце 2016 г. вынужден был отослать двух своих проповедников, обвиненных в сборе информации, обратно в Турцию. Согласно сообщению газеты, имамы следили за учителями исламского религиозного обучения в государственных школах. Министерство образования Дюссельдорфа подтвердило доклад «Kölner Stadt-Anzeiger». Прежде всего, Анкару интересовали политические противники президента Р. Эрдогана2. Позиция Анкары состояла в полном отрицании: «"Diyanet" никогда не поручал имамам "DITIB" получать информацию о членах их общины", - сказал руководитель "Diyanet" Мех-мет Гёрмез немецким журналистам в Анкаре»3.
После скандала со сбором информации Федеральное управление по защите конституции (BfV) рассматривало возможность отнесения штаб-квартиры «DITIB» к объектам подозрения или наблюдения. После неудавшегося путча в 2016 г. в Турции органы безопасности Германии наблюдали за изменением курса «DITIB». После того как турецкая армия вторглась в северную Сирию также было замечено, что имамы мечетей «DITIB» молились о победе турецкой армии. Появились фотографии, на которых дети в военной форме в немецких мечетях воссоздают сражения. С точки зрения Федерального управления по защите конституции (BfV), все это доказывает, что турецкое правительство использует «DITIB» как инструмент для достижения своих целей на немецкой земле. Хотя эту оценку разделяют многие государственные учреждения, очевидно нежелание системного противодействия: «DITIB» - сложный партнер, но он играет важную роль, например, в борьбе с салафизмом4. В результате внутриполитических дебатов было признано нецелесообразным ставить «DITIB» под наблюдение BfV. Во многих немецких школах вводится преподавание ислама и часто в качестве преподавателей приглашаются имамы «DITIB». Немецкий политолог и автор концепции евро-ислама5 Бассам Тиби (Bassam Tibi) [См.: Tibi, 1998; Tibi, 2003; Tibi, 2009; Tibi,
1 Ermittlungen wegen Ditib-Spionage eingestellt. URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/inland/ditib-spionage-ermittlungen-eingetellt-15327274.html. (дата обращения: 05.03.2022)
2 Türkei schützt Ditib-Spitzel. URL: https://www.dw.com/de/t%C3%BCrkei-sch%C3%BCtzt-ditib-spitzel/a-37261554 (дата обращения: 05.03.2022)
3 Там же.
4 Verfassungsschutz nimmt Ditib ins Visier. URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/moscheeverband-verfassungsschutz-nimmt-ditib-ins-visier-1.4138179 (дата обращения:05.03.2022)
5 Термин, введенный в научную дискуссию Басамом Тиби, который понимает евроислам как европейско-исламский синтез в рамках европеизации ислама и, кроме того, как отказ от шариата и джихада, которые препятствуют интеграции мусульман в Европе. Для него
2020] уверен, что не следует давать возможность преподавания этих уроков турецко-исламскому объединению. «У "DITIB" есть имамы, которые давали бы такие уроки ислама. Их оплачивает Турция. Сегодня Турция для меня не демократическая страна. И продавать ислам ПСР (Партия справедливости и развития президента Р. Эрдогана) как урок ислама неприемлемо, это должно быть категорически отвергнуто»1.
Относительно деятельности «DITIB» надо сделать принципиальное замечание, что судить о деятельности этой организации надо не на основании легально продекларированных целей, а, прежде всего, на основании практической деятельности. С этой точки зрения важны контакты «DITIB» c организациями, относящимися к направлению «легалистского ислама» в Германии, которые стремятся легальным путем трансформировать общество в духе своей исламистский повестки, используя законные способы, навязывая в общественных дебатах свою позицию. Способность влиять на общество у «легалистов» гораздо выше, поскольку, отказываясь от насилия для достижения своих целей, они могут использовать для своей пропаганды все преимущества демократического государства. Основным течением в «легалистском исламе» в Германии является организация «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ) [См. подробнее: Андреева, 2020]. Именно с этой организацией у «DITIB» прослеживаются устойчивые связи. Например, смерть в июне 2019 г. бывшего президента Египта и лидера «Братьев -мусульман» (запрещена в РФ) Мухаммеда Мурси вызвала в турецких религиозных общинах «DITIB» в Германии целое движение, прославляющее Мурси именно как мученика веры, что совпадало с позицией президента Р. Эрдогана, который также позиционировал Мурси как мученика. Профессор Сюзанна Шрётер подвергла критике действия «DITIB»: «Смерть Мурси использовалась для создания "культа мученика", чтобы питать легенду о "страданиях мусульман на Западе"»2. Она видит в этом «опасный альянс» между «DITIB» и «Братьями-мусульманами»: «Это одновременно свидетельствует об укреплении "Братьев-мусульман"»3. Заметим, что согласно журналистскому расследованию 2022 г., проведенному журналом «Spiegel», некоторые чиновники «DITIB» также открыто симпатизируют ультраправой организации турецких националистов «Серые волки», находящейся под наблюдением немецких спецслужб4.
евроислам означает, что мусульмане, живущие в Европе, принимают разделение религии и государства.
1 Bassam Tibi über den Islamunterricht. Muslimbrüder im Klassenzimmer? URL: https://www.deutschlandfunk.de/bassam-tibi-ueber-den-islamunterricht-muslimbrueder-im-
100.html (дата обращения: 15.03.2022)
2 Islamismus - aktuelle Nachrichten. URL: https:// tagesschau.de/inland/konstraste-muslimbrueder-
101.html (дата обращения: 06.03.2022)
3 Там же.
4 Extremismus Bei der Ditib ein faible fuer die grauen woelfe. URL: https://www.spiegel.de/panorama/extremismus-bei-der-ditib-ein-faible-fuer-die-grauen-woelfe-a-579a9134-bda7-475c-bdac-c9e3adaa52c9 (дата обращения: 06.03.2022)
В начале 2019 г. «DITIB» пригласил организации, близкие к «Братьям-мусульманам» (запрещена в РФ), на свою конференцию в Кельне. Конференция была проведена турецким правительством в противовес Немецкой исламской конференции, учрежденной правительством Германии, но прошла почти незамеченной общественностью. Турецкая религиозная организация «Diyanet» устроила встречу с более чем 100 участниками из 17 стран через свое немецкое отделение «DITIB». О конференции стало известно только благодаря статье в газете «Kölner StadtAnzeiger» и буре, разразившейся в других СМИ. Четыре из пяти секций на конференции проходили под председательством представителей «Diyanet». Мэр района Кельн-Эренфельд Йозеф Вигерс, где находится мечеть «DITIB», открытая в 2018 г. президентом Турции Р. Эрдоганом, даже не был уведомлен или приглашен на конференцию, что вызвало его крайнее возмущение1.
Представитель мэра Кельна Генриетты Рекер сообщил СМИ, что всего несколько недель перед конференцией представитель «DITIB» заверил мэра, что ассоциация будет еще более открыта для всех горожан. «Конференция, которая сейчас состоялась, совершенно очевидно противоречит этой идее, - отмечал он, - радикализму не место в Кельне»2. Относительно связей «DITIB» с «Братьями-мусульманами» можно упомянуть и тот факт, что «DITIB» также присутствовал на основании в Берлине «Немецкого комитета фетвы» в который вовлечены многие активисты и организации из среды «Братьев-мусульман». По мнению профессора С. Шрётер, стратегия президента Турции Р. Эрдогана состоит в расширении политического ислама под руководством Турции и совместно с «Братьями-мусульманами» в глобальном масштабе3.
Как политические партии центра - ХДС, СДПГ и СвДП - относятся к руководимой из Турции ассоциации «DITIB»? В самой густонаселенной и промышленно развитой земле Северный Рейн - Вестфалии эти три партии не возражают, чтобы «DITIB» был допущен до преподавания религии в школе. Из центристских партий «Зеленые» частично критикуют «DITIB». Только крайне левые и правые («Левые» и «Альтернатива для Германии», обе партии частично состоят под наблюдением Управления по защите конституции) настаивают на прекращении государственного финансирования «DITIB». Немецкая пресса считает, что отсутствие критики партиями центра деятельности «DITIB» это результат широко распространенного мнения, что экстремисты с миграционным прошлым заслуживают большего снисхождения, чем те, кто не имеет соответствующего происхождения. За этим стоит опа-
1 Islamisten in Ditib-Moschee verärgern Kölner Bezirksbürgermeister. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article186710428/Muslimbrueder-Islamisten-in-Ditib-Moschee-veraergern-Koelner-Bezirksbuergermeister.html (дата обращения: 06.03.2022)
2 Kölner Moschee Scharfe Kritik an Ditib nach Treffen mit Muslimbrüdern. URL: https://www.rundschau-online.de/news/politik/koelner-moschee-scharfe-kritik-an-ditib-nach-treffen-mit-muslimbruedern-31839778?cb=1644927079900& (дата обращения: 06.03.2022)
3 Islamismus - aktuelle Nachrichten. URL: https:// tagesschau.de/inland/konstraste-muslimbrueder-101.html (дата обращения: 16.03.2022)
сение, что борьба с радикалами турецкого происхождения может усилить антииммигрантские настроения в целом. Кроме того, немецкие политики избегают открытой конфронтации с режимом P. Эрдогана. Многие политики турецкого происхождения выступают против такой стратегии. Это, например, федеральный министр продовольствия и сельского хозяйства Джем Оздемир (Cem Özdemir) и политик от партии «Зеленых» Бериван Аймаз (Berivan Aymaz), или левые политики, такие как Севим Дагделен (Sevim Dagdelen) или молодой местный политик из Эссена Дживан Акбулут (Civan Akbulutf.
Заключение
Ассоциация «DITIB» находится под постоянным руководством, контролем и надзором Государственного бюро по делам религии Турции («Diyanet/Диянет»), которое отчитывается непосредственно перед президентом Турции Р. Эрдоганом. «Diyanet» направляет турецких имамов в мечети «DITIB», которые получают оплату за время своего пребывания от соответствующих генеральных консульств Турции. «DITIB», с одной стороны, является инструментом влияния Турции, а с другой, выражает тенденцию к усилению аффилированности турецкой общины Германии с Турцией и ослаблению связи с Германией. Сдвиг в аффилиации в пользу Турции произошел, прежде всего, среди более религиозных представителей второго/третьего поколений мигрантов. В течение многих лет власти Германии считали «DITIB» значимой организацией в вопросах веры и интеграции, и ассоциация получала государственное финансирование. Это также объяснялось тем, что основанное в 1924 г. президентом Турции Мустафой Кемалем Государственное бюро по делам религии Турции («Diyanet/Диянет») было призвано осуществлять, провозглашенную им в 1928 г. секуляризацию, которая приняла формы не столько разделения религии и государства, сколько подчинения религии светскому государству [См. подробнее: Киреев, 2007].
С приходом к власти в 2002 г. партии Р. Эрдогана в Турции явно сместились акценты в религиозной политике. «Именно к традиционным османским ценностям и вернулся в своей политике Реджеп Эрдоган. Определяющая роль ислама <...> -все это было частью политики Османской империи [Аватаков, Баранчиков, 2017: 12]. Поскольку «DITIB» находится под руководством «Diyanet», то изменения внутренней политики Турции от лаицизма к мягкой исламизации не могут не отражаться на нем. Насколько внутренние структуры «DITIB» ориентированы на внутриполитические события в Турции, также стало ясно после неудавшейся попытки государственного переворота в Турции летом 2016 г. и последовавшей череды скандалов, связанной со сбором информации. Под влиянием этих событий произошло некоторое охлаждение между «DITIB» и властями Германии. Вероятно, дей-
1 Die politische Mitte versagt im Kampf mit türkischen Nationalisten. URL: https://www.welt.de/regionales/nrw/article236437377/Politische-Mitte-versagt-im-Kampf-mit-tuerkischen-Nationalisten.html (дата обращения: 11.03.2022)
ствуя на опережение, «DITIB» c 2020 г. начал подготовку религиозного персонала на немецкой земле в собственном учебном центре для имамов. Однако это не решает основную проблему - организационную и финансовую зависимость немецкой религиозной ассоциации от Турции как иностранного государства. Принципы «DITIB» не являются выражением ее самостоятельного религиозного самоопределения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аватаков В.А., Баранчиков А.А. (2017) «Бесшумная революция» Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Мировая политика. № 4. С. 1-13. DOI: 10.25136/24098671.2017.4.24470
Андреева Л.А. (2019) Исламизация Германии: «параллельное» мусульманское общество и светское государство. Современная Европа. № 5. С. 110-121. DOI: 10.15211/soveurope52019110121
Андреева Л.А. (2020) Вызов современной конституционной системе Германии: деятельность организации «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ). Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 13. № 4. С. 192-210. DOI: 10.23932/25420240-2020-13-4-9
Киреев Н.Г. (2007) История Турции XX век. Институт востоковедения РАН, Крафт+, Москва.
Следзевский И.В. (2020) Цивилизационное измерение современного мирового развития: проблемы и подходы. Мировая экономика и международные отношения. Т. 64. № 1. С. 8290. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-1-82-90
Цапенко И.П., Гришин И.В. (2018) Интеграция инокультурных мигрантов: перспективы интеркультурализма. ИМЭМО РАН, Москва.
Kücükhüseyin, S. (2002) Türkische politische Organisationen in Deutschland. Sankt Augustin: Broschürenreihe herausgegeben von der Konrad-Adenauer-Stiftung e.V.
Tibi, B. (1998) Europa ohne Identität? Die Krise der multikulturellen Gesellschaft. München: Bertelsmann.
Tibi, B. (2003) Die fundamentalistische Herausforderung. Der Islam und die Weltpolitik. München: Beck.
Tibi B. (2009) Islam's Predicament: Religious Reform and Cultural Change. London, New York: Routledge.
Tibi, B. (2020) Euro-Islam statt Islamismus. Ein Integrationskonzept. Stuttgart: Bertelsmann.
Schröter, S. (2019) Politischer Islam. Stresstest für Deutschland. Verlag: Gütersloher Verlagshaus.
Association "Turkish-Islamic Union for Religious Matters" in Germany as a Tool of Influence of Turkey
L.A. Andreeva*
Doctor of Science (Philosophy) Professor RAS, Centre for Civilizational and Regional Studies Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences 30/1, Spiridonovka St., Moscow, Russia, 123001 *E-mail: larchen1969@gmail.com
Abstract. The article explores the pan-European tendency for foreign states to turn European Muslim associations, consisting of people from these states, into their agents of influence. This problem is illustrated by the case of the Turkish-Islamic Union for Religious Affairs (DITIB) association in Germany which a de facto and de jure instrument of Turkish influence. The peculiarity of "DITIB" is that this association is under the constant leadership, control and supervision of the State Bureau of Religious Affairs of Turkey "Diyanet", which was previously associated with the Prime Minister of Turkey, and today reports directly to President R Erdogan. DITIB includes 950 of the 2600 mosques in Germany. The imams of these mosques are Turkish civil servants who are paid by Ankara and are usually posted for five years from Turkey to Germany. The article concludes that DITIB on the one hand is an instrument of influence of Turkey, and, on the other hand, expresses the tendency of the Turkish community in Germany to increase affiliation with Turkey and weaken affiliation with Germany. The shift in affiliation in favor of Turkey occurred primarily among the more religious representatives of the second and third generations. For many years, the German authorities have considered DITIB an important contact point for matters of faith and integration, and the association has benefited from state funding. The importance of internal structures of DITIB for domestic political events in Turkey also became evident after the failed coup attempt in Turkey in the summer of 2016 and the subsequent series of scandals related to espionage in favor of Turkey.
Key words: Turkish-Islamic Union for Religious Affairs, DITIB, confessional communities, Germany, Turkey, instrument of influence, international relations.
DOI: 10.31857/S0201708322050102
EDN: gmumii
REFERENCES
Avatakov V.A., Baranchikov A.A. (2017) «Besshumnaya revolyuciya» Prezidenta Turcii Redzhepa Tajipa Erdogana ["Silent Revolution" of Turkish President Recep Tayyip Erdogan]. Global'nayapolitika, No 4, pp. 1-13. DOI: 10.25136/2409-8671.2017.4.24470 (in Russian).
Andreeva L.A. (2019) Islamizaciya Germanii: "parallel'noe" musul'manskoe obshchestvo i svetskoe gosudarstvo [Islamization of Germany: "parallel" muslim society vs. secular state]. Sov-remennaya Evropa. No 5, pp. 110-121. DOI: 10.15211/soveurope52019110121(in Russian).
Andreeva L.A. (2020) Vyzov sovremennoj konstitucionnoj sisteme Germanii: deyatel'nost' organizacii «Brat'ya-musul'mane» (zapreshchena v RF) [A Challenge to the Modern Constitutional System of Germany: The Activities of the Muslim Brotherhood»]. Kontury global'nyh transfor-macij: politika, ekonomika, pravo. Vol. 13, No 4, pp. 192-210. DOI: 10.23932/2542-0240-202013-4-9 (in Russian).
Kireev N.G. (2007) Istoriya Turcii XX vek [History of Turkey XX century], Institut vos-tokovedeniya RAN, Kraft +, Moscow (in Russian).
Kücükhüseyin, S. (2002) Türkische politische Organisationen in Deutschland. Sankt Augustin: Broschürenreihe herausgegeben von der Konrad-Adenauer-Stiftung e.V.
Sledzevskiy I.V. (2020) Civilizacionnoe izmerenie sovremennogo mirovogo razvitiya: prob-lemy i podhody [Civilizational Dimension of Modern World Development: Problems and Ap-
proaches]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. Vol. 64, No 2, pp. 82-90. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-1-82-90 (in Russian).
Tibi, B. (1998) Europa ohne Identität? Die Krise der multikulturellen Gesellschaft. München: Bertelsmann.
Tibi, B. (2003) Die fundamentalistische Herausforderung. Der Islam und die Weltpolitik. München: Beck.
Tibi B. (2009) Islam's Predicament: Religious Reform and Cultural Change. London, New York: Routledge.
Tibi, B. (2020) Euro-Islam statt Islamismus. Ein Integrationskonzept. Stuttgart: Bertelsmann.
Tsapenko I.P., Grishin I.V. (2018) Integraciya inokul'turnyh migrantov: perspektivy inter-kul'turalizma [Integration of Migrants with Different Cultural Background: Prospects of Intercul-turalism]. IMEMO, Moscow. (in Russian).
Schröter, S. (2019) Politischer Islam. Stresstest für Deutschland. Verlag: Gütersloher Verlagshaus.