Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LEGAL STATE / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / LAW ENFORCEMENT SYSTEM / ОБЪЕКТ ПРАВООХРАНЫ / THE OBJECT OF JUSTICE / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / LEGAL SYSTEM / ПРАВОПОРЯДОК / LAW AND ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Засимов И. Ю.

В статье привлекается внимание читателя обращается на вопросы общетеоретического определения объекта воздействия правоохранительной системы в современной России. Отмечается особая дискуссионность данной проблемы, приводится обзор основных точек зрения, высказываемых в юридической литературе. Автором делается вывод о том, что объектом правоохранительной системы служит комплекс правовых явлений и средств, т. е. правовая система. Отмечается, что под правовую охрану подпадают не только или человек, или правовые отношения, или правопорядок, но и другие правовые явления: само право, субъективные права и юридические обязанности, система нормативных правовых и правоприменительных актов, правовая культура и др. Отстаивается позиция, согласно которой государственные органы являются не единственными субъектами, входящими в правоохранительную систему. Структуры и организации гражданского общества должны признаваться равноправными субъектами правоохранительной системы в ее широком понимании. Подчеркивается тот факт, что гражданское общество не меньше государства заинтересовано в охране права, правопорядка и иных правовых ценностей. Обосновывается необходимость пересмотра устройства правоохранительной системы в России и обновления правового обеспечения деятельности правоохранительных органов государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF THEORETICAL RESEARCH OBJECT OF THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM

The article draws the reader's attention to issues of General theoretical definition of the object impacts the law enforcement system in modern Russia. Notes special discussions of this issue, provides an overview of the main points of view expressed in the legal literature. The author concludes that the object of the law enforcement system is a complex legal phenomena and the means, i.e. the legal system. It is noted that under legal protection are subject not only or persons, or legal relations, or law and order, and other legal effects: very right, subjective rights and legal duties, a system of regulatory and legal acts, legal culture, and others Defended the position according to which public authorities are not the only entities that are members of the law enforcement system. Structures and civil society organizations should be recognized as equal subjects of the law enforcement system in its broadest sense. Highlights the fact that civil society is not less than the state interest in the preservation of law, order and other legal values. The necessity of revision of the device of the law enforcement system in Russia and update legal support of activity of law enforcement bodies of the state

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

2. O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti : federal'nyj zakon RF ot 25 ijulja 2002 g. № 114-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2002. — № 30, st. 3031.

3. O protivodejstvii terrorizmu : federal'nyj zakon RF ot 6 marta 2006 g. № 35-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2006. — № 11, st. 1146.

4. O protivodejstvii korrupcii : federal'nyj zakon RF ot 25 dekabrja 2008 g. № 273-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2008. — № 52, st. 6228.

5. O protivodejstvii nepravomernomu ispol'zovaniju insajderskoj informacii i ma-nipulirovaniju rynkom i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon RF ot 27 ijulja 2010 g. № 224-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2010. — № 31, st. 4193.

6. Adilov, A.N. Ponjatie, soderzhanie i sushhnost' sistemy ohrany obshhestvennogo porjadka // Administrativnoe pravo i process. — 2009. — № 4. — S. 7—9.

7. Administrativnoe pravo : uchebnik / pod red. Ju.M. Kozlova, L.L. Popova. — M.: Jurist, 2000. — 728 s.

8. Koval'chuk, A.S. Administrativno-pravovye sredstva bor'by s administrativnymi pra-vonarushenijami v sfere ohrany obshhestvennogo porjadka, i ih primenenie organami vnu-trennih del : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk / A.S. Koval'chuk. — Habarovsk, 2003. — 21 s.

9. Kondratov, B.P. Obshhestvennaja bezopasnost' i administrativno-pravovye sredstva ee obespechenija / B.P. Kondratov. — M.: Shhit-M, 1998. — 296 s.

10. Matuzov, N.I. Teorija gosudarstva i prava : uchebnik / N.I. Matuzov, A.V. Mal'ko. — M.: Jurist, 2004. — 512 s.

11. Stecenko, S.G. K voprosu o dejatel'nosti organov vnutrennih del po nejtralizacii sluhov, destabilizirujushhih obshhestvennyj porjadok v Ukraine / S.G. Stecenko, A.A. Jaremenko // Administrativnoe pravo i process. — 2007. — № 1. — S. 37—40.

12. Teorija gosudarstva i prava: kurs lekcij / pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal'ko. 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Jurist, 2001. — 776 s.

И.Ю. Засимов, I.Yu. Zasimov,

соискатель, the applicant,

Саратовская государственная Saratov state law academy

юридическая академия igp@sgap.ru

Некоторые проблемы общетеоретического исследования объекта правоохранительной системы

Аннотация: в статье внимание читателя обращается на вопросы общетеоретического определения объекта воздействия правоохранительной системы в современной России. Отмечается особая дискуссионность данной проблемы, приводится обзор основных точек зрения, высказываемых в юридической литературе. Автором делается вывод о том, что объектом правоохранительной системы служит комплекс правовых явлений и средств, т. е. правовая система. Отмечается, что под правовую охрану подпадают не только или человек, или правовые отношения, или правопорядок, но и другие правовые явления: само право, субъективные права и юридические обязанности, система нормативных правовых и правоприменительных актов, правовая культура и др. Отстаивается позиция, согласно которой государственные органы являются не единственными субъектами, входящими в правоохранительную систему. Структуры и организации гражданского общества должны признаваться равноправными субъектами правоохранительной системы в ее широком понимании. Подчеркивается тот факт, что гражданское общество не меньше государства заинтересовано в охране права, правопорядка и иных правовых ценностей. Обосновывается необходимость пере-

141

смотра устройства правоохранительной системы в России и обновления правового обеспечения деятельности правоохранительных органов государства.

Ключевые слова: право, правовое государство, правоохранительная система, объект правоохра-ны, права человека, правовая система, правопорядок.

Some problems of theoretical research object of the law enforcement system

Abstract: the article draws the reader's attention to issues of General theoretical definition of the object impacts the law enforcement system in modern Russia. Notes special discussions of this issue, provides an overview of the main points of view expressed in the legal literature. The author concludes that the object of the law enforcement system is a complex legal phenomena and the means, i.e. the legal system. It is noted that under legal protection are subject not only or persons, or legal relations, or law and order, and other legal effects: very right, subjective rights and legal duties, a system of regulatory and legal acts, legal culture, and others Defended the position according to which public authorities are not the only entities that are members of the law enforcement system. Structures and civil society organizations should be recognized as equal subjects of the law enforcement system in its broadest sense. Highlights the fact that civil society is not less than the state interest in the preservation of law, order and other legal values. The necessity of revision of the device of the law enforcement system in Russia and update legal support of activity of law enforcement bodies of the state

Keywords: law, legal state, the law enforcement system, the object of justice, human rights, legal

_q system, law and order. x

^ Правоохранительная система современной России характеризует-

ся наличием ряда проблем, включая незавершенность и непоследовательность § принимаемых государством мер по ее модернизации, невысокую эффективен ность работы отдельных ее частей, излишнюю бюрократизацию деятельности s правоохранительных органов и отрицательное отношение к ней со стороны <5 населения. При этом важной составляющей характеристики правоохранитель-s ной системы является определение объекта воздействия, с которым связано g ее функционирование и рассмотрение именно в качестве системы. ^ В юридической литературе к указанному вопросу сложилось два основных к подхода. В рамках первого в качестве объекта правоохранительной системы вы-g деляются: а) отношения, складывающиеся в различных сферах общественной m жизни: социально-экономические, политические, идеологические; б) нравственные отношения; в) правовые отношения; г) «обеспечение социальной защищенности человека — комплексный межотраслевой объект правоохранительной 142 системы» [3, с. 50]. Отсюда можно сделать вывод о том, что охрана человека

- предопределяет смысл и цель правоохранительной системы. В целом соглашаясь

с этой позицией, А.М. Артемьев указывает, что, несмотря на приоритетность прав и свобод человека, они не могут выступать объектом правоохранительной системы, а только объектом правоохранительной деятельности [2, с. 152].

Нельзя не отметить, что изложенная точка зрения имеет ряд спорных, недостаточно обоснованных моментов. Так, в частности, не совсем ясно, опосредованы ли социально-экономические, политические и идеологические отношения правом. Если да, то они являются правоотношениями, и выделение их в отдельную группу неоправданно, если нет, то их вообще сложно признать объектом правоохранительной системы. Трудно также согласиться с тем, что объектом правоохранительной системы являются нравственные отношения.

о

OJ

Они не находятся в границах правовой регламентации, не подпадают под правовую охрану, а значит, не могут являться объектом правоохранительной системы. Наконец, видится еще одно противоречие, т. к. несколько ранее, при рассмотрении структуры правоохранительной системы, А.Г. Братко ее объектом называл конституционные и основанные на них правоотношения.

Второй вариант понимания объекта правоохранительной системы основан на рассмотрении в качестве такового правопорядка, который устанавливается юридическими нормами [6, с. 24]. Такая позиция менее противоречива, чем первая, но и она имеет некоторые нарекания. Так, представляется, что и правопорядок — это только часть объекта правоохранительной системы, которая не охватывает, например, охрану системы нормативных правовых актов, действующих в государстве, юридическую практику, законность и т. д.

Внимательно ознакомившись с имеющимися точками зрения и учитывая их сильные и слабые стороны, полагаем, что объектом правоохранительной системы является комплекс правовых явлений и средств, т. е. правовая система. Категория «правовая система» достаточно хорошо изучена как на К

1 Самостоятельность правовой и правоохранительной систем не исключает их связи между собой. Так, например, правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основе права — структурного элемента правовой системы, их деятельность представляет один из видов юридической практики — структурного элемента правовой системы и т. д.

I

о

уровне общей теории права, так и на уровне сравнительного правоведения. р Поэтому в рамках настоящей работы мы не будем подробно останавливаться на ней. Однако считаем важным отметить, что мы не придерживаемся

о

широкого понимания правовой системы, которая включает в себя структуру §

правоохранительных ведомств и организаций, надзорную и контрольную 0 м

системы, систему правового информирования и т. д. [7, с. 164—165], как и е 0 не приемлем узкой ее трактовки [8, с. 33].

Позиционирование правовой системы объектом правоохранительной =. §

системы позволяет учесть такой признак системных образований, как от- В -§

граниченность системы от окружающей среды, который нарушается при рас- X и

смотрении правоохранительной системы как части правовой. В этом случае Н

отграничивается только правовая система, но не правоохранительная, что | о исключает вообще возможность говорить о ней. Если признавать правоохра- Н ^ нительную систему частью правовой системы, то получаем ситуацию, когда й § правовая система сама себе обеспечивает нормальное функционирование. и 0 Тогда правильнее вести речь не о самостоятельности правоохранительной § Н системы, а об одной из функций правовой системы и не более. ы Я

Предлагаемая нами гипотеза обеспечивает существование обеих систем в качестве самостоятельных образований1 и минимизирует возможность 143

необоснованного сужения ряда явлений, подпадающих под охрану. Ведь под -

правовую охрану подпадают не только или человек, или правовые отношения, или правопорядок, но и другие правовые явления: само право, субъективные д права и юридические обязанности, система нормативных правовых и правоприменительных актов, правовая культура и др. При этом может возникнуть вопрос об исключении из объекта правоохранительной системы, например, конституционного строя. Считаем, что возникновение подобных упреков не

со а

0

1

о а

совсем оправданно, поскольку конституционным строи, в конечном счете, является частью правопорядка, основанного на нормах конституционного права и формирующегося в соответствующей сфере.

Кроме этого, системность объекта правоохранительной системы отчасти предопределяет системность ее самой. Действительно, обеспечить охрану всех элементов, составляющих правовую систему, возможно только посредством системного воздействия, только путем действия специальной системы правоохраны.

Естественно, основным субъектом, осуществляющим охрану в рамках правоохранительной системы, является государство. Традиционно его функциональная характеристика не обходится без анализа правоохранительной функции (охраны правопорядка), которая позиционируется в качестве основной, присущей любому государству на всех этапах исторического развития. Ее содержание выражается в деятельности по охране прав и свобод человека и гражданина, всех форм собственности, общественного порядка, в профилактике и борьбе с правонарушениями и т. д. Особое значение эта функция приобрела в силу содержащегося в Конституции РФ положения о признании прав и свобод человека высшей ценностью и об обязанности государства обеспечить их защиту. Эта обязанность стала не только конституционно-х правовой, но и международно-правовой [5, с. 328]. В связи с этим охрана и ^ создание условий для поступательного развития всего спектра личных прав и ^ свобод составляет смысл деятельности всех органов государственной власти.

Объявленный курс на построение правового государства также требует § от последнего активной и эффективной деятельности по охране права и □Е иных правовых явлений. Прав А.М. Артемьев, отмечающий, что важность правоохранительной функции современного Российского государства определена «реализацией стратегической политико-правовой линии на построение правового государства. В той мере, в какой движение к правовому государству является реальностью, правоохранительная функция приобретает свое ° главенствующее значение» [1, с. 85].

И первое, и второе обстоятельства послужили основой пересмотра т устройства правоохранительной системы и обновления правового обеспече-

с

с

ш ния деятельности правоохранительных органов государства.

<

Однако считаем, что указывать только на государство в качестве субъекта охраны и включать в правоохранительную систему только государственные 144 институты и учреждения было бы не совсем правильным. Дело в том, что - правовая система общества своим фундаментом имеет право, которое связано с духовной жизнью общества и с системой ценностей, признанных в нем, направлено на их утверждение, развитие и т. д. В условиях правовой государственности и гражданского общества право является результатом консенсуса и выражением баланса социальных интересов. «Право — благо для общества, в котором имеют место противоборствующие интересы, борьба между людьми из-за этих интересов, а значит, опасность возникновения зла. Государство и общество борются с такими возможностями зла, стремясь уменьшить риск их осуществления, используя для этого право» [4, с. 216]. Поэтому гражданское общество не меньше государства заинтересовано в охране права, правопорядка и иных правовых ценностей.

о

сч

Указанное не остается лишь теоретическим предположением, а подтверждается практическими фактами. Так, в Российской Федерации действуют общественные объединения различных организационно-правовых форм [9] (например, адвокатура, нотариат, различные фонды содействия, общественные палаты и т. д.), которые непосредственно участвуют в правоохранительной деятельности, взаимодействуя с государством. Получается, что правоохрана является одной из площадок, где может иметь место единство целей, конструктивное сотрудничество и совместная деятельность государства и гражданского общества.

Список литературы:

1. Артемьев, А.М. Государственная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение : дис. ... д-ра юрид. наук / А.М. Артемьев. — М.: Моск. ун-т МВД России, 2008. — 411 с.

2. Артемьев, А.М. Системные свойства, функции и правовое обеспечение государственной правоохранительной службы / А.М. Артемьев. — М.: Моск. ун-т МВД России, 2008. — 373 с.

3. Братко, А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории) / А.Г. Братко. — К М.: Юрид. лит., 1991. — 205 с. О

4. Магазинер, Я.М. Заметки о праве // Правоведение. — 2000. — № 5. — С. 215—224. о

5. Права человека : учебник / Т.А. Васильева и др.; отв. ред. Е.А. Лукашева. — -М.: Норма, 2001. — 573 с. О

6. Правкин, И.В. Правоохранительная система в условиях реформирования рос- л сийского государства : дис. ... канд. юрид. наук / И.В. Правкин. — М.: Моск. ун-т 0 I

МВД России, 2011. — 175 с. ъ -

® о

7. Синюков, В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию / ащ В.Н. Синюков. — Саратов: Полиграфист, 1994. — 496 с.

8. Тихомиров, Ю.А. Правовая система развитого социалистического общества // Вр Советское государство и право. — М.: Наука, 1979. — № 7. — С. 31—39. о е

9. Об общественных объединениях : федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995.

о х

а

- № 21, ст. 1930; 2011. - № 27, ст. 3880. Л §

References: o o

S < 3

1. Artem'ev, A.M. Gosudarstvennaja sluzhba: sistemnye svojstva, funkcii, pravovoe obespech- ° g enie : dis. ... d-ra jurid. nauk / A.M. Artem'ev. — M.: Mosk. un-t MVD Rossii, 2008. — 411 s. |S

2. Artem'ev, A.M. Sistemnye svojstva, funkcii i pravovoe obespechenie gosudarstvennoj s | pravoohranitel'noj sluzhby / A.M. Artem'ev. — M.: Mosk. un-t MVD Rossii, 2008. — 373 c. - a

3. Bratko, A.G. Pravoohranitel'naja sistema (voprosy teorii) / A.G. Bratko. — M.: Jurid.

lit., 1991. — 205 c. 145

4. Magaziner, Ja.M. Zametki o prave // Pravovedenie. — 2000. — № 5. — S. 215—224. -

5. Prava cheloveka : uchebnik / T.A. Vasil'eva i dr.; otv. red. E.A. Lukasheva. — M.: Norma, 2001. — 573 c.

6. Pravkin, I.V. Pravoohranitel'naja sistema v uslovijah reformirovanija rossijskogo gosu-

5

darstva : dis. ... kand. jurid. nauk / I.V. Pravkin. — M.: Mosk. un-t MVD Rossii, 2011. — 175 s. »

7. Sinjukov, V.N. Rossijskaja pravovaja sistema: vvedenie v obshhuju teoriju | /V.N. Sinjukov. — Saratov: Poligrafist,1994. — 496 s. §

8. Tihomirov, Ju.A. Pravovaja sistema razvitogo socialisticheskogo obshhestva // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. — M.: Nauka, 1979. — № 7. — S. 31—39.

9. Ob obshhestvennyh obedinenijah : federal'nyj zakon RF ot 19 maja 1995 g. № 82-FZ (v red. ot 1 ijulja 2011 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1995. — № 21, st. 1930; 2011. — № 27, st. 3880.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.