Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / MUNICIPALITIES / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / PUBLIC ORDER / ПРАВОПОРЯДОК / LAW AND ORDER / СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ / THE STATUS OF MUNICIPAL SERVICES / МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / PROVISION METHODS OF MUNICIPAL PUBLIC ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жамбровский В.М., Ушаков С.Н.

Статья посвящена проблеме обеспечения охраны общественного порядка в муниципальных образованиях современной России. Процесс возложения все новых и новых функций на полицию в конечном итоге может привести к «распылению» сил и средств, отвлечению ее от решения основой задачи. Статус муниципальных органов охраны общественного порядка позволяет рассматривать их в качестве органов социального обслуживания населения, способных оперативно реагировать не только на факты правонарушений, но и на разнообразные обращения с просьбой об оказании квалифицированной помощи гражданам. Подчеркивается необходимость изменения полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жамбровский В.М., Ушаков С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF THE PUBLIC ORDER BY MUNICIPAL AUTHORITIES IN MODERN RUSSIA

The article is devoted to the protection of public order in the municipalities of modern Russia. Emphasizes the need of correction in authorities of local governments in the field of public order. The process of giving new functions (especially non-criminal property) to the police, can eventually lead to spending forces and resources, diverting it from the basis of the solution of the problem. Status of municipal public safety allows us to consider them as social service agencies that can quickly respond not only to the facts of the offenses, but also to a variety of citizens requests for the provision.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

-û X

со

2. Krnglikov, L.L. Sposob sovershenija prestuplenija (voprosy teorii) : dis. ... kand. jurid. nauk / L.L. Kruglikov. — Sverdlovsk, 1971. — 170 s.

3. Panov, N.I. Osnovnye problemy sposoba sovershenija prestuplenija v sovetskom ugo-lovnom prave: dis. ... d-ra jurid. nauk / N.I. Panov. — Har'kov, 1987. — 514 s.

4. Juridicheskij jenciklopedicheskij slovar' / M.O. Bujanova [i dr.]; otv. red. M.N. Marchenko. — M.: Prospekt, 2006. — 816 s.

5. Ozhegov, S.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka / S.I. Ozhegov, N.Ju. Shvedova. — M. : Russkij jazyk, 1990. — 921 s.

6. Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. — M. : Respublika, 2001. — 719 s.

7. Naumov, A.V. Ob#ektivnaja storona prestuplenija (fakul'tativnye priznaki : ucheb. posobie / A.V. Naumov, S.I. Nikulin. — M. : Jurist, 1995. — 215 s.

8. Polnyj kurs ugolovnogo prava / pod red. A. I. Korobeeva : v 5 t. — SPb.: Izdatel'stvo R.Aslanova «Juridicheskij centr Press», 2008. T. 1. — 1133 s.

9. Kudrjavcev, V.N. Kriminalizacija: optimal'nye modeli // Ugolovnoe pravo v bor'be s prestupnost'ju. — M., 1981. — S. 3-8.

10. Kruglikov, L.L. Ispol'zovanie filosofskih kategorij «soderzhanie» i «forma» v processe analiza «sposob sovershenija prestuplenija» // Sbornik aspirant. rabot. — Sverdlovsk, 1970. — Vyp. 12. — 170 s.

11. Panov, N.I. Sposob sovershenija prestuplenija i ugolovnaja otvetstvennost' / N.I. Panov. — Har'kov : Izdatel'stvo pri Har'kovskom gosudarstvennom universitete ... «Vishha shkola», 1982. — 161 s.

к <

m О m

IZ

с О IZ

К

с m О m

SE

с

es

В.М. Жамбровский,

кандидат юридических наук, зав. кафедрой правового обеспечения государственной и муниципальной

службы,

Владимирский филиал РАНХиГС при Президенте РФ

С.Н. Ушаков,

кандидат юридических наук, зав. кафедрой конституционного и муниципального права, Владимирский филиал РАНХиГС при Президенте РФ

V.M. Zhambrovsky

candidate of law,

Head of the Department of Legal Support of state and municipal services, Vladimir branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration zhvm61@mail.ru S.N. Ushakov, candidate of law,

Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Vladimir branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration ushakov13.03.2011@mail. ru

о

ci

Муниципальные органы охраны общественного порядка в современной России

Аннотация: статья посвящена проблеме обеспечения охраны общественного порядка в муниципальных образованиях современной России. Процесс возложения все новых и новых функций на полицию в конечном итоге может привести к «распылению» сил и средств, отвлечению ее от решения основой задачи. Статус муниципальных органов охраны общественного порядка позволяет рассматривать их в качестве органов социального обслуживания населения, способных оперативно реагировать не только на факты правонарушений, но и на разнообразные обращения с просьбой об оказании квалифицированной помощи гражданам.

Подчеркивается необходимость изменения полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка.

Ключевые слова: муниципальные органы, охрана общественного порядка, правопорядок, статус муниципальных органов, методы деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка.

Protection of the public order by municipal authorities in modern Russia

Abstract: the article is devoted to the protection of public order in the municipalities of modern Russia. Emphasizes the need of correction in authorities of local governments in the field of public order.

The process of giving new functions (especially non-criminal property) to the police, can eventually lead to spending forces and resources, diverting it from the basis of the solution of the problem. Status of municipal public safety allows us to consider them as social service agencies that can quickly respond not only to the facts of the offenses, but also to a variety of citizens requests for the provision.

Keywords: municipalities, public order, law and order, the status of municipal services, provision г methods of municipal public order.

о

х

ffl

Формальное признание того, что органы охраны общественного порядка в муниципалитете есть правоохранительные органы местного само- § управления еще не раскрывает сути деятельности этих органов и, как след- щ ствие, не позволяет в полной мере определить их социальную роль. т

Социальная роль того или иного органа, учреждения определяется, пре- ® жде всего, совокупностью возложенных на них функций, а также степенью о включенности в систему общественных связей и отношений, возникающих П в процессе реализации этих функций. Я

Одно из основных предназначений муниципальных органов охраны а общественного порядка — непосредственная защита жизни, здоровья, прав ш и свобод, чести и достоинства людей от противоправных посягательств. §

В ряде субъектов ввиду отсутствия специальных органов и учреждений, е обладающих достаточными полномочиями, на полицию пытаются возложить § и другие функции, непосредственно законодательством не предусмотренные: § осуществление контроля за исполнением решений органов местного самоуправ ления по вопросам, отнесенным законодательством к их ведению; оказание по мощи гражданам, пострадавшим в результате несчастных случаев; доставление 1 в морги «бесхозных» трупов; снос незаконно сооруженных гаражей и т. п. [1].

Наделение новыми функциями правоохранительного органа — полиции в конечном итоге может привести к «распылению» сил и средств, отвлечению ее — от решения основой задачи: защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Увеличение полицейского присутствия в обществе при снижении потенциальных возможностей эффективно выполнять все возложенные на этот пра- х ^ воохранительный орган функции неминуемо приводит к его дискредитации. I |

Статус муниципальных органов охраны общественного порядка позволяет § рассматривать их в качестве органов социальной направленности, способных ^ быстро реагировать не только на факты противоправных действий, но и на всевозможные обращения граждан, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях.

Оценивая социальные возможности муниципальных органов охраны общественного порядка, можно предположить, что наряду с основной

"О о

0 и

1 о

задачей обеспечения правопорядка на эти органы необходимо возложить ряд функций, не связанных с борьбой с преступностью.

В данном контексте речь идет о профилактической работе, в частности, о профилактике и предупреждении асоциального поведения людей, включая меры общей и индивидуальной профилактики, выявление и принятие в пределах установленных полномочий мер по устранению условий, способствующих совершению правонарушений или возникновению угрозы личной и общественной безопасности (например, плохая освещенность улиц, отсутствие замков на дверях в подвальные помещения, открытые колодцы, оборванные провода и т. п.). Для профилактики правонарушений в субъектах Федерации целесообразно создать муниципальные конфликтологические службы, задачей которых будет посредничество между сторонами социальных конфликтов (представительными, исполнительными органами муниципалитета и населением, работодателями и работниками, предпринимателями, общественными организациями и т. п.).

Одной из наиболее эффективных мер правоохранительной направленности можно считать создание пунктов постоянной правовой поддержки на базе общественных приемных, учебных заведений, учреждений социальной ^ защиты населения, муниципальных учреждений, путем привлечения штат-^ ных специалистов, юристов и выпускников юридических вузов, проходящих ^ преддипломную практику.

Важнейшими социальными функциями муниципальных органов охра-аз ны общественного порядка должны стать защита жизни, здоровья людей, спасение имущества, оказание экстренной помощи лицам, находящимся в ^ беспомощном состоянии. По сути эти органы следует рассматривать в ка-<5 честве местных сил быстрого реагирования [1].

Для обеспечения личной безопасности жителей муниципального об-^ разования необходимо возложить на муниципальные органы охраны обще-^ ственного порядка (добровольные народные дружины) обязанность осущест-к влять привод лиц, которые уклоняются от явки по вызову в медицинские т учреждения, если данное представление санкционировано судом или судьей. ш Перечень услуг, оказываемых населению муниципальными органами с охраны общественного порядка, может быть расширен. Объем этих функций зависит от потребностей конкретных муниципальных образований и устанав-70 ливается правовыми нормативными актами органов местного самоуправления — в соответствии с федеральными законами и законами субъектов. Тем самым предлагаем принять на законодательном уровне субъекта государства закон, ? регламентирующий работу муниципальных органов правоохранительной ° направленности и определяющий их административно-правовой статус. ^ Одним из вариантов обеспечения правопорядка местными органами власти могло бы стать привлечение современного казачества, которое обладает мощным потенциалом не только в южных регионах страны. Этот вариант использовал бы возможности, заложенные в Федеральном законе от 5 декабря 2005 г. «О государственной службе российского казачества» [2]. Постановление правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, город-

ских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» рекомендует «органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при привлечении членов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдель-ских) и войсковых казачьих обществ к несению государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы руководствоваться настоящим постановлением»[3]. Существует и практический

опыт реализации этого варианта: Закон Воронежской области от 24 января у

2011 г. № 8-ОЗ «О муниципальных казачьих дружинах в Воронежской об- 1

ласти» позволяет местным органам власти использовать казацкие дружины 1

для выполнения правоохранительных функций[4]. ь

Содержание деятельности муниципальных органов охраны общественного е

порядка определяет формы и методы ее осуществления. о

Формы охраны общественного порядка есть внешнее проявление осу- 3

ществляемой деятельности, которое выражается в практически реализуемых е

правовых и организационных мерах. Это предопределяет их деление на О

правовые и организационные формы [5, с. 111]. 3

Правовые формы включают в себя меры, применение которых влечет О

определенные юридические последствия. Они делятся на нормотворческую щ

и правоприменительную (регулятивную и правоохранительную) формы. К т

организационным относятся формы выражения применяемых в целях охраны ®

общественного порядка организационных и материально-технических мер о

[6, с. 222-225]. 1 Поскольку на муниципальном уровне нормотворчество относится прежде

всего к компетенции органов местного самоуправления, можно предположить, |

о о ш

"О ®

что деятельность муниципальных органов охраны общественного порядка в большей степени будет осуществляться в правоприменительных и организационных формах. Нормотворчество может иметь место лишь во внутренней деятельности этих органов (например, издание кадровых приказов) [1].

Приемы и способы деятельности выбираются муниципальными органами охраны общественного порядка в зависимости от решаемой задачи. Традиционно методы охраны общественного порядка разделяются на методы С убеждения и методы принуждения. Применительно к деятельности муници- и пальных органов охраны общественного порядка можно выделить: а) методы контроля за соблюдением установленных норм поведения в общественных 77

местах и выявления правонарушений — выставление постов, патрулирование, -

проведение рейдов, контроль с использованием технических средств и другие; б) профилактические методы — правовое консультирование и правовая про- ^ ^ паганда, информирование соответствующих органов и учреждений о необхо- х ^ димости устранения условий, способствующих совершению правонарушений. I а

Организация муниципальных органов охраны общественного порядка — новых для страны правоохранительных формирований вызывает необхо- ^ димость принятия специальных законов, регулирующих их деятельность. Учитывая, что эта деятельность предполагает применение мер принуждения, а также ограничение в случае необходимости некоторых прав и свобод

жителей муниципальных образований, прерогатива установления правовых основ данной функции должна принадлежать федеральному законодательству.

Представляется, что на федеральном уровне следует закрепить основные понятия, принципы, задачи, права, обязанности муниципальных органов охраны общественного порядка, порядок их финансирования и материально-технического обеспечения, механизм контроля и ответственности. В федеральном законе также должны найти отражение общие условия и порядок прохождения службы в этих органах.

Особый административно-правовой статус муниципальных органов охраны общественного порядка позволяет им стать надежным связующим звеном между обществом и полицией. Появится возможность создания условий для реализации стратегии социального партнерства, предполагающей формирование обстановки взаимопонимания, доверия, взаимной поддержки и сотрудничества. Все это будет способствовать росту правовой активности населения.

Список литературы:

1. Кононов, А.М. Теоретические основы организации муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук J9 / А.М. Кононов. — М., 2000. — 364 с. URL: http://www.dslib.net/konstitucion-pravo/ m teoreticheskie-osnovy-organizacii-municipalnyh-organov-ohrany-obwestvennogo.html. $£ 2. О государственной службе российского казачества : федеральный закон РФ

о; от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. £ — № 50, ст. 5245.

§ 3. О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены

хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) с и войсковых казачьих обществ : постановление Правительства РФ от 26 февраля ^ 2010 г. № 93 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010 г. — № 10, ст. 1081. g 4. О муниципальных казачьих дружинах в Воронежской области : закон

ь Воронежской области от 24 января 2011 г. № 8-ОЗ // Собр. законодательства g Воронежской области. — 2011. — № 1, ст. 8.

с 5. Административная деятельность органов внутренних дел : учебник / под ред.

к Л.Л. Попова. — М. : МВШ МВД СССР, 1987. — 330 с.

g 6. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая : учеб-

m ник / под ред. А.П. Коренева. — М.: Щит-М, 1998. — 335 с.

с References:

1. Kononov, А.М. Teoretichskei osnovy organizacii municipal'nyh organov ohrany 72 obshestvennogo porjadka v Rossijskoj Federacii : dis. ... d-ra jurid. nauk. — M., 2000. — — 364 s. URL: http://www.dslib.net/konstitucion-pravo/teoreticheskie-osnovy-organizacii-municipalnyh-organov-ohrany-obwestvennogo.html. ^ 2. О gosudarstvennoj sluzhbe rossijskogo kazachestva : federal'nyj zakon Rossijskoj

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

° Federacii ot 5 dekabrja 2005 g. № 154-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — - 2005. — № 50, st. 5245.

3. O vidah gosudarstvennoj ili inoj sluzhby, k kotoroj privlekajutsja chleny hutorskih, stanichnyh, gorodskih, rajonnyh (jurtovyh), okruzhnyh (otdel'skih) i vojskovyh kazach'ih ob-shhestv : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 fevralja 2010 g. № 93 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2010. — № 10, st. 1081.

4. O municipal'nyh kazach'ih druzhinah v Voronezhskoj oblasti : zakon Voronezhskoj oblasti ot 24 janvarja 2011 g. № 8-OZ // Sobr. zakonodatel'stva Voronezhskoj oblasti. — 2011. — № 1, st. 8.

5. Administrativnaja dejatel'nost' organov vnutrennih del : uchebnik / pod red. prof. L.L. Popova. - M. : MVSh MVD SSSR, 1987. - 330 s.

6. Administrativnaja dejatel'nost' organov vnutrennih del. Chast' Obshhaja : uchebnik / pod red. A.P. Koreneva. — M.: Shhit-M, 1998. — 335 s.

Е.А. Лачина,

кандидат юридических наук, доцент,

Владимирский филиал РАНХиГС при Президенте РФ

А.А. Лачин,

кандидат юридических наук, доцент,

Владимирский филиал РАНХиГС при Президенте РФ

E.A. Lachina,

Candidate of Law,

Associate Professor,

Vladimir branch of The Russian

Presidential Academy of National

Economy and Public Administration

Lena-lachina@mail. ru

A.A. Lachin,

Candidate of Law,

Associate Professor,

Vladimir branch of The Russian

Presidential Academy of National

Economy and Public Administration

alexlachin @mail. ru

Особенности правового режима памятников природы: современное состояние проблемы

Аннотация: в статье исследуются проблемы правового характера, влияющие на механизм функционирования эколого-правовогорежима охраны уникальных природных объектов — памятников природы. Проблемы охраны памятников природы стали особенно остро осознаваться обществом и государством в настоящее время.

Развитие законодательства об охране памятников природы происходило слишком медленно, что привело к потере Россией значительного числа уникальных объектов. Уделяя внимание только социально-экономическим проблемам, государство не заботилось надлежащим образом о сохранении уникальных природных объектов. Проблемы изучения охраны памятников природы в российской юридической науке являются одними из наименее разработанных и исследованных. На данном этапе не существует специальных комплексных исследований, посвященных всестороннему изучению проблем правовой охраны памятников природы.

Ключевые слова: памятник природы, правовая охрана, особо охраняемые природные территории, эколого-правовой режим.

Particular features of natural monuments' legal protection in the present time

73

Abstract: the paper deals with the legal issues affecting the mechanism of functioning of ecological and legal protection regime of unique natural objects — monuments of nature. Problems of protection of nature sanctuaries began to be realized especially sharply by society and the state now.

Development of the legislation on protection of nature sanctuaries went too slowly that allowed Russia to lose considerable number of unique objects. Paying attention only to social and economic problems the state, left without it problems of preservation of unique natural objects. Problems of studying of protection of nature sanctuaries in the Russian jurisprudence are one of the least developed and investigated. At this stage there are no the special complex researches devoted to comprehensive study of problems of legal protection of nature sanctuaries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.