8 . Котова Г. Н. Потребность городского населения в амбулаторно-
поликлинической помощи // Здравоохр . Российской Федерации .
- № 6, 2001,- С . 11-13 .
9 . Медицинская диагностика // Управление и качество . - 2009 . - №
2 .- С . 8 .
10 . МезенцеваН. Г. // Актуальные вопросы современной медицины .
- Новосибирск, 2003 . - С . 24-25 .
11. Стратегия реформирования регионального здравоохранения . -М . , 2000.
12 . Кричагин В. И., Мельникова И. О., Индейкин Е. Н. Развитие си-
стем страхования . - М . , 1992 .
13 . Путин М. Е. О мерах повышения эффективности использования
ресурсов в здравоохранении // Здравоохранение - 2002 - № 5
- С 12-18
14 . Решетников А. В. Методология исследований в социологии ме-
дицины - М , 2000
15 . Решетников А. В., Ефименко С. Е. Социология пациента. - М . ,
2008. - С . 5-6, 245-258 .
16 . Россияне и медицина: главное - не процесс, а результат. Пресс-
выпуск № 550 // http:www. wciom . ги .
17 . Седова Н. Н. // Общественные науки и современность . - 2002. -
№ 3 .- С .49-58 .
18 . Тищук Е. А. // Здравоохранение . - 2002 . - № 9 . - С . 14-19 .
19 . Щепин В. О., Купеева И. А., Иванов М. В. // Материалы между-
народной научно-практической конференции 'Роль здравоохра-
нения в охране общественного здоровья" 18-19 апреля 2007 г.
- М . , 2007. - С . 163 .
20 . Щепин О. П.. Овчаров В. К. // Пробл . соц . гиг. , здравоохр . и истории мед . - 1999 . - № 5 . - С . 27-32 . 21. Бравве Ю. И., Бабенко А. И., Понич Е. С., Мураховский А. Г. // Бюл. национального НИИ общественного здоровья . - 2010 . -Вып . 2 . - С . 34-36 .
22 . Ефименко С. А. Концептуальные подходы к изучению понятия
' пациент' и роли пациента // Социол мед - 2007 - № 2 - С 10-17 .
23 . Мингазов И. Ф. // Актуальные вопросы современной медицины .
- Новосибирск, 2003 - С 26-28
24 Новые горизонты: инновации и сотрудничество в медицине и здравоохранении . Материалы IX российско-немецкой научно-практической конференции Форума им Р Коха и И И Мечникова / Под ред . О . В . Кравченко, Г Хана . - Новосибирск, 2010 .
25 Оробей А. М. // Здравоохранению Новосибирской области 60 лет: Сб . науч . тр. // Под ред . Е . А . Финченко . - Новосибирск, 1997 .- Т. 3 .- С . 100-114 .
26 . Потеряева Е. Л., Поляков А. Я., Ромейко В. Л., Песков С. А. и др .
Профессиональное здоровье: клинико-гигиенические аспекты профилактики / Под ред . Е . Л . Потеряевой . - Новосибирск, 2010 .
27 . Шабалин А. В. // Муниципальное здравоохранение: цифры и
факты . - Новосибирск, 2007 . - С . 45-46 .
Поступила 21. 04.11
© С. Н. Комаров, 2012 УДК 614.2:615.838:061.62
С. Н. Комаров
некоторые проблемы деятельности клиники нии курортологии
ФГУ Центр восстановительной медицины и реабилитации "Луч", Кисловодск
В статье представлены результаты анализа эффективности использования основных ресурсов, организации, качества лечебно-диагностической помощи пациентам в клинике НИИ санаторно-курортного профиля. Полученные результаты указывают на недостаточную эффективность использования этих ресурсов, дефекты в организации, качестве лечебно-диагностической и реабилитационной помощи и определяют приоритетные направления улучшения деятельности учреждения, являющегося клинической базой НИИ курортологии.
Ключевые слова: клиники НИИ, санаторно-курортная помощь, оптимизация использования ресурсов, качество лечебно-реабилитационной помощи, эффективность деятельности
ON THE ISSUES OF FUNCTIONING OF THE CLINIC OF RESEARCH INSTITUTE OF BALNEOLOGY
S.M. Komarov
The article presents the results of analysis of effectiveness of application of main resources in organizing and quality supporting of medical diagnostic care to patients in the clinic of research institute of balneology profile. The result data points out the insufficient effectiveness of application of these resources; the defects in organization and quality of curative diagnostic and rehabilitation care. They determine the priority directions of enhancement of functioning of the institution being a clinical base of research institute of balneology.
Key words: Research institute clinic, balneology care, resources application optimization, quality of curative rehabilitative care, functioning effectiveness.
Эффективность деятельности медицинских учреждений и связанный с нею уровень медицинского обслуживания - ключевые проблемы в управлении здравоохранением . Их актуальность значительно возрастает в связи с экономическими преобразованиями в стране и проведением реформ в области здравоохранения
В условиях внедрения рыночных отношений в системе здравоохранения, введения в стране медицинского страхования необходимым становится решение вопросов функционирования и финансирования такого типа учреждений, как клиники научно-исследовательских
С. Н. Комаров - зав . кардиологическим отделением (kislovods-kaya@kkgniik . ru) .
институтов, являющиеся базами научных исследований и центрами оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению .
Следует отметить, что до настоящего времени не решены и недостаточно освещены в литературе такие вопросы, как нормативно-правовая база функционирования клиники НИИ, организационная структура управления ими, их взаимосвязь с другими субъектами системы здравоохранения и медицинского страхования, информационное и финансовое обеспечение [1].
Управление медицинскими учреждениями, являющимися клиническими базами НИИ, имеет свои особенности, а именно необходимость обеспечения пациентов высококвалифицированной медицинской помо-
щью, осуществление научных исследований, внедрение научных разработок в практику, повышение профессиональной подготовки медицинских кадров .
Свои особенности имеют и клиники НИИ, работающие в санаторно-курортной отрасли, оказывающие лечебно-реабилитационную помощь на основе использования местных природно-климатических ресурсов (минеральные воды, грязелечение, климатические факторы и др . ) [2, 3].
В условиях социально-экономических преобразований, дефицита бюджетного финансирования санаторно-курортной службы приоритетным направлением улучшения деятельности санаторно-курортных организаций является повышение эффективности использования ресурсов
На базе филиала Кисловодской ФГУ Пятигорский НИИ курортологии - ведущего научного и клинического центра России по курортологии с применением природных и физических факторов региона Кавказские Минеральные Воды нами было проведено исследование, одной из задач которого явился анализ объема деятельности и эффективности использования ресурсов клиники НИИ
Деятельность института направлена на обеспечение населения полноценным реабилитационно-восстановительным лечением с учетом современных подходов к организации санаторно-курортной помощи в соответствии с новыми тенденциями развития здравоохранения, медицинской науки и практики, основанных на принципах доказательной медицины и стандартизации медицинской помощи
В состав Кисловодской клиники входят 2 кардиологических отделения по 40 коек и неврологическое на 50 коек, а также лечебно-диагностические подразделения: физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, бальнеологическое, функциональной диагностики, УЗИ, рентгеновский кабинет, клинико-диагностическая лаборатория
Основным методом лечения на Кисловодском курорте является использование нарзанных источников посредством приема нарзанных ванн и внутреннего употребления минеральной воды
В клинику принимаются на лечение и реабилитацию пациенты с различными заболеваниями, в том числе лица с тяжелыми состояниями в ранние сроки после операций аортокоронарного шунтирования, установки искусственного водителя ритма сердца, перенесенных малых инсультов и операций по реваскуляризации головного мозга и другие пациенты, требующие высококвалифицированной специализированной помощи .
Всего в клинике по штатному расписанию имеется 152 должности, в том числе 21,5 - врачебного, 80 -среднего медицинского, 35,5 - младшего медицинского и 65 - прочего персонала . Кроме того, в штатном расписании числятся 9,5 должности научных сотрудников .
Возможность обеспечения пациентов высококвалифицированной качественной специализированной помощью обусловлена работой в клинике научных сотрудников Пятигорского НИИ курортологии - докторов и кандидатов медицинских наук, оказывающих консультативную помощь в плановом и экстренном порядке, что повышает уровень диагностики и реабилитации санаторно-курортной клиники
В оказании лечебно-диагностической помощи принимают участие такие специалисты, как терапевт, кардиолог, невролог, врач клинической лаборатории, врач функциональной диагностики, рентгенолог, врач по УЗИ, физиотерапевт, врач по лечебной физкультуре, стоматолог
Анализ кадровых ресурсов в клинике за изучаемый период (2005-2009) указывает на нерациональное использование штатных должностей по всем категориям персонала
Укомплектованность врачебных должностей в 2005 г. составила 81,4%, в 2006-2007 гг. - 62,8%, в 2008 г. -79,1%, в 2009 г. сократилась до 46,5% (из 21,5 штатной должности заняты 10), т. е . сохраняется кадровый дефицит врачей, вследствие недостаточной заработной платы Подобная тенденция характерна и для среднего медицинского персонала Укомплектованность штатных должностей средним медицинским персоналом в 2005 г. на уровне 89,7% имела тенденцию к повышению до 93,3% в 2006 и 2007 гг. и до 98,3% в 2008 г. с последующим снижением до 93,3% в 2009 г. Укомплектованность штатов младшим медицинским персоналом увеличилась с 78,9% в 2005 г. до 100% в 2006 и 2007 гг. с последующим снижением до 98,3% в 2008 г. и 73,3% в 2009 г.
Отмечается высокий уровень текучести кадров в клинике, составивший в 2009 г 39,4% и сменяемость кадров - 51,7% .
Сохраняющийся кадровый дефицит врачей и среднего медицинского персонала в клинике объясняется недостаточным уровнем заработной платы, что требует от руководителей учреждения решения проблемы материального стимулирования квалифицированного персонала
Базой для этого является предпринимательская деятельность клиники, осуществляемая в соответствии с регламентирующими документами об оказании платных услуг. Перечень платных услуг включает реализацию платных путевок, продление сроков путевки, сервисные услуги проживания, а также предоставление дополнительных медицинских услуг (лечебных, реабилитационных, диагностических и др )
Из общего числа выделяемых клиникой санаторно-курортных путевок в рамках предпринимательской деятельности реализуется 40%
Анализ показал, что из внебюджетных доходов от предпринимательской деятельности отмечается увеличение расходов на заработную плату (включая начисления на заработную плату) за последние 5 лет с 17,1% в 2005 г. до 22,7% в 2008 г. и 23,6% в 2009 г. с использованием системы материального стимулирования
Действующая в клинике система материального стимулирования труда основана на оценке качества деятельности каждого сотрудника всех категорий персонала: врачей, среднего, младшего медицинского персонала, технического персонала в соответствии с критериями оценки деятельности
Так, критерии оценки деятельности врача клиники включают выполнение плановых объемных показателей (число пролеченных больных, количество консультаций, обследований и др . ); отсутствие обоснованных жалоб со стороны пациентов; отсутствие нарушений санитарно-эпидемиологического режима, техники безопасности, трудовой дисциплины; качественное и своевременное оформление медицинской документации (подготовка отчетности, ведение историй болезни, своевременное представление на клинико-экспертную комиссию); качество лечебно-диагностического процесса - своевременное и адекватное назначение диагностических и лечебных мероприятий по основному диагнозу.
Система оценки качества деятельности включает показатели значимости критериев, которые для врача колеблются от 10 до 30%, а также балльную оценку выполнения каждого критерия
Расчет суммы стимулирующих выплат каждому работнику производится на основе суммы баллов и средней стоимости одного балла
Отмечено, что доля внебюджетных средств в среднемесячной зарплате у врачей составляла в 2005 г 66,8%, в 2006 г. - 70,1%, в 2007 г. - 73,7% с последующим сокращением до 53,3% в 2008 г. и 60,1% в 2009 г. и с параллельным увеличением расходов на зарплату за счет бюджета с 26,8% в 2007 г до 46,7% в 2008 г и 39,9% в 2009 г
Доля внебюджетных средств в объеме среднемесячной зарплаты у среднего медицинского персонала составила 70,3% в 2005 г. , 73,3% в 2006 г. и 76,9% в 2007 г. с последующим снижением до 60,9% в 2008 г. и 68,5% в 2009 г.
Несмотря на участие в формировании заработной платы доходов от предпринимательской деятельности, среднемесячный размер оплаты труда медицинского персонала остается невысоким: по данным 2009 г у врачей - 10 235 руб , у среднего медицинского персонала - 8703 руб , у младшего медицинского персонала - 5554 руб .
Таким образом, для повышения эффективности деятельности клиники санаторно-курортного профиля на основе результатов предпринимательской деятельности и дополнительных источников финансирования необходимо использовать резервы для оптимизации кадрового обеспечения учреждения путем внедрения систем материального стимулирования и формирования мотиваций, нацеленных на улучшение качества медицинской помощи
Анализ интенсивности использования коечного фонда Кисловодской клиники за 2005-2009 гг. свидетельствует о недостаточной эффективности его функционирования
При сохраняющейся мощности клиники за изучаемый период фактические показатели деятельности отстают от плановых по всем параметрам
Так, если фактическое число пролеченных пациентов в 2005 г по отношению к плановому составило 104,1% (1897 человек по плану и 1975 по факту), то в 2009 г. - 97,4% (2015 и 1962 человека соответственно) .
Дефицит использования коечной мощности определяется в основном недостатками использования коечного фонда неврологического отделения, в котором показатель выполнения плана по количеству пролеченных пациентов составил в 2009 г 84,3% (775 человек по плану и 653 фактически) против 105,6% в кардиологическом отделении (1240 человек по плану и 1242 фактически)
Плановый показатель число койко-дней стабильно не выполняется в клинике на протяжении всего изучаемого периода с тенденцией к снижению с 92,1-95,6% в 2005-2007 гг до 84,2-84,9% в 2008-2009 гг
В неврологическом отделении показатель выполнения плана койко-дней отстает более существенно (от 89% в 2005 г. до 74,8% в 2009 г. ) по сравнению с кардиологическим отделением (от 94,2% в 2005 г до 91,1% в 2009 г. ) .
Фактическая средняя занятость койки (323 дня) в неврологическом отделении составила в 2005 г 89% от плановой (363 дня), в 2009 г. - 75% (252 дня против 336 дней), а в кардиологическом отделении - 94,2% (330 дней против 350 дней) и 91,1% (306 дней против 336 дней) соответственно В целом по клинике соотношение составило 92,1% (327 дней против 355 дней) в 2005 г. и 84,8% (285 дней против 336 дней) в 2009 г.
Подобные негативные тенденции характерны и для динамики такого показателя, как средняя длительность пребывания в санатории
Если в 2005 г. средняя продолжительность лечения в санатории в целом по клинике по плану была 24,4 дня, а
фактическая - 21,6 дня (выполнение плана на 88,5%), то в 2009 г. даже при плановом показателе 21,7 дня средняя фактическая длительность лечения составила 18,4 дня (84,8% от планового показателя)
Наибольшие диспропорции между плановой и фактической средней продолжительностью лечения имели место в кардиологическом отделении (выполнение плана в 2005 г на 88,8%, в 2009 г на 82%) по сравнению с неврологическим отделением (88,8 и 88,5% соответственно)
За изучаемый период отмечено увеличение фактической продолжительности простоя койки в клинике с 3,3 дня в 2005 г. до 4,3 дня в 2009 г. с увеличением по сравнению с плановым показателем (1,3 дня) в 2,5 и 3,3 раза соответственно
Таким образом, анализ использования основных ресурсов в клинике свидетельствует о недостатках в кадровом обеспечении и нерациональном использовании коечного фонда и указывает на наличие резервов при решении задачи повышения эффективности деятельности учреждения .
Актуальность решения проблемы совершенствования организации деятельности клиники подтверждают и результаты изучения качества и эффективности лечебно-реабилитационной помощи, полученные с помощью экспертной оценки оказания медицинской помощи и социологического исследования
В рамках программы настоящего исследования была проведена экспертная оценка качества и эффективности медицинской помощи в Кисловодской клинике на основе информации об объемах лечебно-диагностической помощи, выкопированной из историй болезни 300 пациентов неврологического и кардиологического отделений клиники, пролеченных в 2009 г
Исследование выявило недостатки при заполнении истории болезни в 38,6% случаев, т е почти у каждого второго пациента В 19,5% случаев отмечены недостатки в обследовании
У 1 (13,1%) из 8 пациентов экспертами установлены дефекты в лечении (лечебные мероприятия назначены и выполнены не в полном объеме, в ряде случаев были малоэффективны)
Причинами невыполнения необходимого объема и перечня диагностических исследований являются отсутствие нужной диагностической аппаратуры (15,7 случая на 100 экспертных карт), недостаточная активность врача (78,4 на 100 экспертных карт) .
Среди причин неполноценного лечения экспертами установлены недостаточная квалификация врача (2,9 случая на 100 экспертных карт), недостаточная активность врача (44,1 на 100 экспертных карт) .
В результате экспертной оценки были определены основные направления повышения качества и эффективности оказания лечебно-диагностической помощи в клинике санаторно-курортного профиля: улучшение обеспечения необходимым диагностическим оборудованием, повышение квалификации и профессионализма врачебного персонала, качества работы с медицинской документацией и др
Анкетный опрос 250 пациентов клиники показал, что каждый третий (35%) выразил неудовлетворенность организацией и качеством лечебно-диагностической помощи в клинике, 16,4% респондентов не удовлетворены отношением лечащего врача, 18,6% - отношением среднего медицинского персонала
Удовлетворена санитарно-гигиеническими условиями только 1/3 (29,2%) опрошенных, качеством питания - 24%, уровнем обеспеченности медикаментами - 12,5% респондентов .
Уровень квалификации врачебного и среднего медицинского персонала оценили положительно 70,9% респондентов, не в полной мере - 19,8% .
Респонденты выдвинули предложения по улучшению организации и качества лечения в санаторно-курортнойклинике:улучшение санитарно-гигиенических условий (92,7 на 100 опрошенных), улучшение обследования (42,7), обеспечения медикаментами (58,3), выполнения лечебных процедур (42,7 на 100 опрошенных) .
Были высказаны пожелания относительно повышения культуры обслуживания (35,4 на 100 опрошенных), а также качества организации досуга в течение периода пребывания в клинике
Таким образом, результаты исследования позволили определить приоритетные направления принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности Кисловодской клиники НИИ курортологии: оптимизация кадрового обеспечения на
основе внедрения системы материального стимулирования, улучшение профессиональной подготовки врачебных кадров, повышение интенсификации использования коечного фонда, улучшение организации, качества оказания лечебно-реабилитационной помощи
ЛИТЕРАТУРА
1 Лейзерман В. Г. Управление деятельности санаторно-курортного учреждения в новых экономических условиях (методические подходы и организационные технологии): Автореф . дис . . . . канд . мед наук - Оренбург, 2000
2 Истошин Н. Г. Проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод / Под ред О . П . Щепина. - М . , 2001.
3 . Баклушина Е. К. // Материалы II научно-практической конф .
"Восстановительное лечение в условиях санатория", Череповец - 25-27 июня 2007 . - Череповец, 2007 . - С . 10-14 .
Поступила 09 . 11.11
© Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2:616-08-039.57-058
Н. Ф. Шильникова, О. В. Ходакова, И. В. Богатова
анализ социальной удовлетворенности населения амбулаторно-поликлинической
помощью
ГОУ ВПО Читинская государственная медицинская академия
Представлен анализ социальной удовлетворенности пациентов амбулаторно-поликлинической помощью. Изучение удовлетворенности проведено с использованием методики оценки фактора риска. Установлено влияние условий оказания медицинской помощи в поликлиниках, идентифицированных как факторы риска, на совокупную удовлетворенность пациентов, определена степень их влияния на удовлетворенность пациентов. Выявлено отсутствие влияния оплаты медицинских услуг на уровень удовлетворенности пациентов.
Ключевые слова: удовлетворенность, фактор риска, пациент, медицинская помощь THE ANALYSIS OF SOCIAL SATISFACTION OF POPULATION WITH AMBULATORY POLYCLINIC CARE
N.F. Shylnikova, O.V. Khodakova, I.V. Bogatova
The article deals with analysis of social satisfaction of patients with ambulatory polyclinic care. The study of satisfaction was organized using the technique of risk factors assessment. It is established that the conditions of medical care provision in polyclinic are the risk factors impacting the total satisfaction of patients with medical care. The degree ofpatients' satisfaction is determined. The absence of influence of medical services payments on the level of patients' satisfaction is revealed.
Key words: satisfaction, risk factor, patient, medical care
Приоритетным направлением развития системы здравоохранения РФ в настоящее время стало проведение полномасштабной модернизации регионального здравоохранения, основная цель которой заключается в улучшении качества и обеспечении доступности медицинской помощи населению субъекта РФ . Одним из критериев оценки качества медицинской помощи является удовлетворенность пациентов, поэтому данный показатель включен в перечень индикаторов реализации программы модернизации в каждом субъекте . Для изучения мнения пациентов о качестве и доступности медицинской помощи широко используются социологические методы исследования Как правило, при проведении подобных исследований особое внимание уделяется условиям оказания медицинских услуг, которые субъективно оцениваются пациентами Однако при анализе литературы установлена недостаточная
Н. Ф. Шильникова - д-р мед . наук, проф . , зав . каф . (ozizchita@ таПга); О. В. Ходакова - канд . мед . наук, доц . (ozizchita@mail .га); И. В. Богатова - ассистент кафедры (bogan_iv@mail . ги) .
изученность степени влияния условий оказания медицинской помощи на уровень удовлетворенности потребителя [1, 2]. Программа настоящего исследования предусматривала анализ удовлетворенности пациентов медицинской помощью При этом исход оказания медицинской помощи в виде удовлетворенности рассматривался как результативный критерий качества, а условия оказания медицинской помощи как факторы риска удовлетворенности Исследование социальной удовлетворенности пациентов на основе выявления и оценки факторов риска заключалось в изучении влияния различных условий оказания медицинской помощи на удовлетворенность пациентов Известны различные методики оценки взаимосвязи влияния фактора рисков и исходов которые называются оценками эффекта [1]
Методика исследования
В исследовании приняли участие пациенты амбу-латорно-поликлинических учреждений Читы . Выборка респондентов (п = 400) осуществлялась случайным