свои силы, возвращения его к активной трудовой деятельности, к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.
1. Баскина, А. С. Основы экономической теории. Курс лекций / А. С. Баскина, О.И. Боткина. - Саранск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2000. - С. 51-52.
2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1(ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. - Режим доступа : http://base.garant.ru - 29.11.2018.
3. Карпушкина, О.И. Пути совершенствования социальной работы с безработными гражданами / О.И. Кар-пушкина, Н.В. Сотникова // Социально-экономические аспекты развития современного общества. - 2013. - № 2 - С. 50-55.
УДК 159.99
С.А. Костин
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ И ПРОЖИВАНИЯ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К СЕМЕЙНЫМ
Статья посвящена стилю воспитания как профессионально важного качества сотрудников сиротских учреждений. Описываются психологические основы создания условий проживания и воспитания, приближенных к семейным. Предпринята попытка содержательной интерпретации отдельных статей Постановления Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г. Обозначены проблемы отсутствия профессиограммы воспитателя детского дома, а также профильной профессиональной подготовки кадров для работы в сиротских учреждениях.
Ключевые слова: условия воспитания, воспитатель сиротского учреждения, дети-сироты, стиль воспитания как профессионально важное качество.
SOME PROBLEMATIC ASPECTS OF THE CREATION IN ORPHANAGES CONDITIONS OF EDUCATION AND LIVING CLOSE TO THE FAMILY
The article is devoted to the role of parenting style as a professionally important quality of employees of orphanages. The article describes the psychological basis of creating living conditions and education close to the family. An attempt of interpreting selected articles of the Decree of the RF Government No. 481 from 24.05.2014 g. The problem of the lack of a professional chart of a kindergarten teacher, as well as the lack of specialized professional training for work in orphanages is outlined.
Key words: conditions of education, the tutor of orphan institution, children of orphan, style of education as professionally-important quality.
Несмотря на усилия государства в сфере сиротских учреждений, ситуация в некоторых регионах по-прежнему далека от благополучной. Главная проблема сиротского учреждения - это то, что
дети живут и развиваются в условиях отсутствия семьи, семейных отношений, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями [2].
О происходящем в системе социальных сиротских учреждений можно услышать различные мнения. На разных уровнях ведутся дискуссии на эту тему, объединяет их определенное смысловое наполнение: несмотря на все прилагаемые усилия государства - это по-прежнему сфера социально-психологического неблагополучия. Причем акцент в подобной риторике нацелен на то, что дети в сиротских учреждениях «неправильные», и зачастую упускается из виду, что дети - это во многом «продукт» воспитательного воздействия взрослых [3].
Косвенным подтверждением того, что в сфере сиротских учреждений ситуация далека от благополучной, являются житейские ценностно-смысловые представления о происходящем в этой системе.
Ведь попасть в детский дом на бытовом уровне означает попасть в «страшное место», этим даже иногда пугают не очень послушных детей. Сложилось устойчивое житейское мнение о «детдомовских» детях как о детях с генетическими аномалиями, рожденных от алкоголиков и иных асоциальных и неблагополучных родителей. И что это плохо воспитанные дети, а те, кто много лет прожил в детском доме, - не совсем полноценные, не такие, как дети из семей.
Самое трагичное в этом то, что многое из сказанного соответствует действительности. Дети, прожившие много лет в условиях сиротского учреждения, психологически отличаются от детей из семей. Это отличие вызвано влиянием среды сиротского учреждения, в котором проживает ребенок. Даже просто само по себе длительное пребывание детей в таких учреждениях приводит к формированию синдрома сиротства [1].
Проблему составляет и тот факт, что сотрудники сиротских учреждений в своей трудовой деятельности зачастую опираются на «бытовые» ценностно-смысловые представления о целях, задачах и методах воспитания и, как правило, не проявляют желания к погружению в педагогическую рефлексию [8].
Дети по определению зависимы от воспитательной ситуации детского дома, а государство -это структура, которая в состоянии поспособствовать созданию необходимых для гармоничного развития личности условий воспитания и проживания в сиротских учреждениях.
В прошлом веке в России вопрос подготовки педагогов (воспитателей) для сиротских учреждений практически не становился предметом научных и научно-практических исследований. Было сформировано отношение к сиротству как к явлению временному, которое как бы само собой уйдет из нашей жизни. Но, как показывает практика, эти излишне идеализированные ожидания не оправдались. И более того, слабое внимание или отсутствие профессионального подхода к проблемам сирот может приводить к всплеску сиротства, в том числе и вторичного [8].
В последнее время на государственном уровне возникло некоторое понимание данной проблематики сиротских учреждений. 24 мая 2014 г. было подписано Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» и «Положение» к нему (далее - Постановление) [4]. Постановление является основным регламентирующим правовым документом по созданию условий проживания (воспитания), приближенных к семейным, в сиротских организациях.
Посыл Постановления понятен: оно призвано решить проблему отсутствия семейных условий проживания и воспитания в социальных учреждениях. Бесспорно, самой лучшей формой жизнеустройства для детей являются семейные условия, причем надо заметить, что это не любые семейные условия, а лишь определенные.
Есть ряд серьезных препятствий на пути реализации данного Постановления. Так, отсутствуют четко и однозначно прописанные цели и задачи, которые необходимо воплотить в процессе его реализации. Также однозначно не прописано, зачем нужно создавать такие приближенные к семей-
ным условия проживания и воспитания. Создавать ради их создания или создать для того, чтобы получить какой-то результат, - например, гармонично развитую личность ребенка?
При реализации Постановления также необходимо учесть множество аспектов, два из которых являются ведущими: «модель», «образец семьи», на основе которых будут создаваться в сиротских учреждениях приближенные к семейным условия воспитания и проживания; соответствующая новым целям и задачам комплексная профессиональная подготовка и переподготовка сотрудников сиротских учреждений, на которых, собственно, и ложится основная работа по созданию таких условий.
При попытке создания условий воспитания и проживания, приближенных к семейным, проявляется некоторая неоднозначность в понятиях «семья» и «семейные условия».
Значительная часть детей, проживающих в детских домах, до этого жили в семьях (из которых были изъяты). Иными словами, у многих детей уже была семья, реальные семейные, а не приближенные к семейным условия проживания и воспитания. Часто это полные семьи, где есть и папа, и мама, братья и сестры, иные родственники. Но, несмотря на все эти атрибуты семейных условий, детей изымают из реальных семейных условий и помещают в детские дома, в которых теперь предполагается создание (или уже создаются, созданы) условий проживания и воспитания, приближенных к семейным. То есть детей изымают из реальных семейных условий, чтобы создать условия, приближенные к семейным. Даже на бытовом, житейском уровне становится понятно, что семейные условия могут быть условно как «плохими», так и «хорошими». Естественно, что при таком уровне трактовки необходим хотя бы минимальный набор критериев, отделяющих одно от другого. И, исходя из этого, напрашиваются, как минимум, два достаточно очевидных вывода:
1. Несмотря на кажущуюся очевидность, условия в семьях бывают очень разные, и некоторые формы семейного устройства крайне нежелательны для ребенка, являются неблагополучными в плане развития его психики, и при этом формально даже эти нежелательные условия семейного устройства по определению являются условиями семейного проживания и воспитания.
2. Семья - это не только количественные показатели (наличие родителей, детей, места проживания, материальный достаток и т.п.), а это еще и качественные показатели. Качественная составляющая - преимущественно стиль воспитательного процесса или тип социально-психологических взаимоотношений между родителями (значимыми взрослыми) и детьми (в научной терминологии -стиль семейного воспитания) [3].
С точки зрения доказательной научной психологии ответ на вопрос, что такое «хорошие» семейные условия, достаточно прост: хорошие семейные условия такие, где в семьях придерживаются авторитетного стиля семейного воспитания [6]. Именно такой стиль (и его вариации) в большей степени в отличие других способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Однако практика показывает, что этот стиль в некоторых сиротских учреждениях практически не применяется [5]. Законодательно не прописанный предпочтительный стиль воспитания при создании приближенных к семейным условий потенциально позволяет рядовому сотруднику придерживаться любого стиля, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Большая часть Постановления уделяет внимание количественным показателям, упуская из виду, что личность - понятие комплексное и преимущественно психологическое, а это как раз качественная составляющая семейных условий, которой в Постановлении, по сути, уделено всего три (2, 32, 33) из 62 статей [4].
Такой на уровне государства подход к социально-психологическим условиям формирования личности детей, косвенно показывает, что и в органах власти, как и в обществе в целом, превалируют житейские ценностно-смысловые ориентации, а не научные представления о воспитании и принципах формирования личности ребенка. На житейском уровне это звучит примерно так: «накормлены,
одеты, обуты, спать есть где, в школу ходят, подарки получают, на мероприятиях бывают - что еще нужно?». И в этом контексте упускаются сложнейшие механизмы формирования психологической основы личности ребенка. Возможно, подразумевается, что это произойдет как бы само собой [7].
В Постановлении на этот счет есть лишь обобщенные пожелания, отраженные в статьях 32 и 2, а именно: что условия, приближенные к семейным, должны быть благоприятными, способствующими интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей [4].
Иными словами, в Постановлении указывается, какими должны быть условия, однако механизм достижения такого результата никак не обозначен. Также упускается из виду, собственно за счет чего в семье (в семейных условиях) происходит развитие психики, формирование личности ребенка, его воспитание. А ведь это не абстрактный процесс, это во многом конкретный, ежедневный и активный процесс психосоциального взаимодействия между взрослым и ребенком.
Прописанные в Постановлении пожелания, их ценностно-смысловое раскрытие, интерпретация и трактовка отданы на откуп непосредственным исполнителям данного Постановления.
Непосредственные исполнители - это рядовые педагоги (воспитатели) детского сиротского учреждения, которые в своей профессиональной деятельности нередко руководствуются собственными жизненными принципами, ценностями и личностными смысловыми представлениями о воспитании [5], зачастую далекими от научных представлений. И такая ситуация - потенциально одно из главных препятствий на пути создания условий воспитания и проживания, способствующих гармоничному развитию личности детей [8].
Корень проблемы состоит в том, что профессии «воспитатель детского дома» по факту не существует в реестре профессий. Есть такая должность, а профессии нет и нет соответствующим образом подготовленных специалистов, нет утвержденных методик подготовки, перечня профессионально важных качеств, т.е. нет профессиограммы этой отсутствующей профессии. Соответственно отсутствует комплексный и консолидированный профессиональный взгляд на данную проблематику [9].
На эту должность, согласно должностной инструкции, принимают педагогов, подготовленных по программе «Образование и педагогика». Говоря простым языком, - это школьный учитель, профессионально подготовленный преподавать свой предмет в общеобразовательной школе детям из семей. Такой специалист из-за отсутствия соответствующей профильной подготовки в своей профессиональной деятельности в условиях детского дома зачастую вынужден опираться на личностно-житейские ценностно-смысловые представления о воспитании и о своей деятельности в целом.
И от того, какими ценностно-смысловыми ориентациями и представлениями будут руководствоваться непосредственные участники реализации Постановления, как они будут трактовать его терминологию, во многом будет зависеть качество реализации. А в условиях отсутствия централизованной, единообразной профессиональной системы подготовки воспитателей детских домов спектр индивидуальных трактовок будет, по-видимому, очень широким и, возможно, противоречивым.
Реальность такова, что у нынешних сотрудников социальных учреждений, (педагогов по образованию) по определению отсутствуют необходимые профильные профессиональные компетенции [5]. Школьный педагог, как специалист, профессионально подготовлен для выполнения совершенно иных целей и задач, преимущественно образовательного толка. Имеется в виду, что есть ряд специфических особенностей, которые определяют характер профессиональной деятельности педагогов (воспитателей) в детских домах. Эта деятельность по ряду параметров радикально отличается от деятельности педагога из общеобразовательной школы [9].
По мнению ряда авторов - А.Ш. Шахманова, Е.Г. Алексеенкова, A.M. Прихожан, Е.В. Голу-бевой, - основной профессиональной функцией педагога (воспитателя) сиротского учреждения должно являться удовлетворение базовой потребности ребенка в любви и эмоционально-личностном общении, т.е., насколько это возможно, реализации материнской или отцовской (родительской)
функций. А нынешний воспитатель (педагог по образованию) подготовлен лишь для ведения образовательной деятельности.
Воспитатель детского дома - это гораздо больше, чем учитель в школе. В условиях сиротского учреждения огромная роль в становлении личности воспитанника, его адекватной социализации принадлежит именно воспитателю [8].
Спектр профессиональных задач, которые призван решать воспитатель детского дома, многократно шире, чем задачи, решаемые в условиях обычных образовательных учреждений (школах). А.Ш. Шахманова выделяет три направления в деятельности воспитателя:
1. Компенсирующее направление. Воспитанники детских домов, приютов, интернатов долгое время были лишены многих необходимых для нормального развития психики условий. Имеются в виду не только материальные проблемы, хотя они тоже, несомненно, важны. Детям, живущим в сиротских учреждениях, по жизненным показаниям необходимо компенсировать то, чего они недополучили на предыдущих этапах развития. Дети зависимы по определению, и создание таких условий -неотъемлемая и безусловная обязанность взрослых [8].
Дети в сиротских учреждениях испытывают острейшую потребность и, как никто другой, отчаянно нуждаются в любви, признании, безусловном принятии, индивидуально-личностном внимании значимого взрослого, эмоциональной теплоте, уважении, тактильном и игровом взаимодействии с взрослым - т.е. во всем том, что делает детство счастливым и способствует гармоничному развитию личности ребенка.
2. Коррекционное направление. Воспитанники сиротских учреждений - это дети, которые столкнулись с негативной стороной жизни, оказавшей не лучшее влияние на их формирование и психическое развитие. Как правило, коррекция затрагивает все стороны развития - восстановление, насколько это возможно, здоровья ребенка, как физического, так и психологического, причем внимание к психическому здоровью должно быть в приоритете.
Также это преодоление и коррекция проблем в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Учитывая пластичность психики ребенка, многие проблемы можно минимизировать или даже устранить [8]. А при отсутствии индивидуальной психокоррекционной работы ситуация зачастую может иметь тенденцию к ухудшению [1]. И если мы говорим об условиях сиротского учреждения, то ответственность за качество такой коррекционной деятельности и ее последствий ложатся на государство. А государство в этом процессе представляет ближайший к ребенку взрослый - рядовой воспитатель, и от его профессиональных компетенций и навыков во многом будет зависеть результат.
3. Развивающее направление. Дети - воспитанники детских домов имеют все те права, которыми обладают дети из семей. Поэтому одной из задач воспитателя детского дома является гармоничное всестороннее развитие ребенка, обеспечение ему всех тех возможностей для полноценного развития, которыми обладают дети из семьи [8].
Если учитывать, что значительная часть детей испытывает последствия различных деприва-ций и дисгармоничных стилей воспитания, то задача по гармоничному развитию личности ребенка через создание приближенных к семейным условий проживания многократно усложняется и требует филигранной, многоэтапной психокоррекционной работы, создания гуманной воспитательной среды.
Такую среду предстоит создать, и эта комплексная работа может быть основана только на глубоких знаниях сотрудниками детской психологии, психологии воспитания, коррекционной психологии, психологии сиротства, психологии личности, социальной психологии, психологии стресса, основам клинической психологии др. И при этом воспитатель должен обладать таким профессионально важным качеством [5] как авторитетный стиль воспитания. Именно такое профессионально важное качества (ПВК) является базовым и выступает одним из критериев профессиональной пригодности воспитателя [5].
Специфика педагогической деятельности воспитателя сиротского учреждения состоит также в том, что именно через призму выполнения материнских, отцовских (родительских) функций он должен решать все остальные воспитательные, коррекционные и образовательные задачи.
Повторюсь: основной и наиглавнейшей функцией воспитателя детского дома является удовлетворение потребности ребенка в любви и эмоционально-личностном общении, т.е. реализация материнской, отцовской (родительской) функции.
В связи с этим перед воспитателями сиротских учреждений ставится важнейшая задача -компенсация воспитанникам, насколько это возможно, дефицита материнского, отцовского (родительского) отношения. Без удовлетворения этой потребности полноценное психическое развитие личности ребенка невозможно [1].
Работу по удовлетворению таких потребностей детей можно осуществлять только при условии, что воспитатель обладает необходимыми профессионально важными навыками и качествами и придерживается определенных ценностно-смысловых ориентаций [5].
В идеале воспитатель детского дома выступает в роли соответствующим образом подготовленного профессионального родителя (мамы или папы), в формате значимого взрослого. По понятным причинам многие нынешние воспитатели (педагоги) в детских домах пока объективно не готовы к выполнению такого рода обязанностей.
Уже краткий перечень специфики профессиональной деятельности воспитателя (педагога) детского дома наглядно показывает, что без соответствующей профессиональной подготовки качественное воспитание гармонично развитой личности ребенка в условиях сиротского учреждения вряд ли возможно. Официальное отсутствие такой профессии как «воспитатель детского дома» и соответственно профессиональной подготовки фактически становятся непреодолимым препятствием на пути реализации идей, заложенных в Постановлении.
Чтобы идеи, заложенные в Постановлении, было возможно осуществить, необходимо озадачиться созданием системы подготовки кадров для сферы сиротства. Ведь именно уровень компетенции сотрудников каждого отдельно взятого сиротского учреждения при реализации Постановления будет во многом определяющим в гармоничном развития личностей детей.
1. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009. -
96 с.
2. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: «КАНОН +РООИ «РЕАБИЛИТАЦИЯ», 2017. - 232 с.
3. Голубева, Е.В. Эмоциональное отвержение ребенка родителями. Причины и последствия: моногр. / Е.В. Голубева, О.Н. Истратова. - М.: Инфра, 2018. - 186 с.
4. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).
5. Костин, С.А. Стиль воспитания как профессионально важное качество воспитателей социальной организации. - Благовещенск : Амурский гос. ун-т, 2018. - 47 с.
6. Медина, Джон. Правила развития мозга вашего ребенка / пер. с англ. - М.: Эксмо, 2013. - 288 с.
7 Прихожан, A.M. Психология сиротства / A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2005. -400 с.
8. Шахманова, А.Ш. Специфика профессиональной деятельности педагога детского дома // «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 185-190.
9. Шахманова, А.Ш. Подготовка педагогов к работе с детьми в условиях детского дома // Непрерывное профессиональное образование в XXI веке: Материалы Международной научно-метод. конф. - Самара: МГПУ, 2008. - С. 324-329.