2. Кузьмина, О.В. Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени // Психологические исследования: электрон, науч. жури. - 2011. - № 6 (20). - С. 12. - Режим доступа: http://psystudy.ru.
3. Осин, E.H., Леонтьев, Д.А. Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики // Организационная психология. - 2017. - Т. 7, № 2. - С. 30-51.
4. Осин, E.H., Леонтьев, Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 1. - С. 55-81.
5. Семенова, М.В. Личностные особенности подростков с киберкоммуникативной зависимостью // Молодой ученый. - 2017. - № 23. - С. 284-287. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/157/44243/
6. Сидоров, П.И. Психология катастроф: учебное пособие для студ. вузов / П.И. Сидоров, П.И. Мосягин, C.B. Маруняк; под ред. П.И. Сидорова. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 414 с.
7. Сирота, Е.Ю. Личностные особенности постоянных посетителей сайта www.vkontakte.ru // Вестник Кемеровского гос. ун-та. -2010. — № 3. - С. 115-118.
8. Спиркина, Т.С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависи-мости // Известия Российского гос. педагогического ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 60. - С. 473-478. - Режим доступа: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/problema-kiberkommunikativnoy-zavisimosti-v-podrostkovom-vozraste.
9. Тончева, A.B. Диагностика киберкоммуникативной зависимости // Науковедение. - 2012. - № 4. - С. 1-5. -Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/diagnostika-kiberkommunikativnoy-zavisimosti
УДК 159.99
С.А. Костин
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К СЕМЕЙНЫМ, В СИРОТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Статья представляет краткий анализ некоторых психологических аспектов создания условий проживания и воспитания, приближенных к семейным, в сиротских учреждениях, предписанных Постановлением Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г.
Ключевые слова: сиротские учреждения, условия воспитания, воспитатель сиротского учреждения, дети-сироты, значимый взрослый, привязанность.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CREATING CONDITIONS CLOSE TO FAMILY
IN AN ORPHAN INSTITUTION
The article is devoted to a brief analysis of some psychological aspects of the creation of living conditions and education close to the family in orphanages, prescribed to the creation of the government decree № 481 from 24.05.2014 year.
Key words: orphanages, conditions of education, the teacher orphanages, orphaned children, significant adult, affection.
Актуальность анализа и исследования психологических аспектов создания условий пребывании и воспитания, приближенных к семейным, в сиротском учреждении, обусловлена необходимостью гуманизации и оптимизации системы жизнеустройства детей-сирот в сиротских учреждениях, сутью которого должно стать освоение детьми-сиротами необходимых навыков социализации через конструктивное воспитательное взаимодействие с профессионально подготовленным воспитателем детского дома.
Под сиротскими учреждениями понимаются детские дома, дома малютки и некоторые школы-интернаты.
В современном российском обществе по-прежнему просматривается глубокий системный кризис в сфере социального сиротства. Ведущая проблема здесь - отсутствие комплексного профессионального подхода, основанного на понимании психологических аспектов воспитания как в широком смысле этого слова, так и, особенно, применительно к условиям проживания в социальных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для разрешения данной проблемы 24 мая 2014 г. было принято Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Постановление) [8]. Этот документ как раз и призван решить проблемы с проживанием и воспитанием детей-сирот в сиротских учреждениях.
Фактическое выполнение прописанных в Постановлении указаний возможно лишь через профессиональный анализ условий, принципов формирования, особенностей формирования и развития психики ребенка-сироты.
Детство — период когда формируется психологический фундамент личности человека. Полноценно такое формирование возможно лишь при соблюдении ряда условий, которые способствуют этому или, наоборот, осложняют или даже тормозят данный процесс [1].
Большая часть проблем в сфере сиротства - следствие ряда причин. Это и исходное психологическое состояние детей, попавших в систему казенных сиротских учреждений, и сами условия проживания и воспитания в таких учреждениях, нередко пагубно влияющие на формирующуюся психику детей, и административный регламент жизнедеятельности сиротских учреждений, который часто по многим позициям входит в противоречие с потребностями детской психики и оказывает на них негативное влияние, и несоответствующий уровень профессиональной подготовки персонала, который как косвенно, так и напрямую воздействует на процессы формирования и развития психики детей.
Дети-сироты в социальных сиротских учреждениях с точки зрения развитости и особенностей их психики условно можно разделить на несколько групп, основными из которых являются:
реальные сироты, родители у которых умерли; таких детей в системе сиротских учреждений в настоящее время явное меньшинство;
отказники с рождения, т.е. социальные сироты, они, как правило, всю свою жизнь проживают в условиях институциональных организаций (сначала роддом, далее — дом малютки, потом детский дом); таких детей в настоящее время также незначительное количество от общего числа воспитанников детских домов;
социальные сироты, их родители (родитель), как правило, живы, эти дети в процентном отношении составляют в настоящее время большинство среди детей-сирот в сиротских организациях;
дети, проживающие «по заявлению родителей», в некоторых детских домах они могут составлять существенный процент от общего числа воспитанников.
Каждая из перечисленных групп детей имеет как схожие психологические особенности, так и специфические, присущие только данной группе и являющиеся следствием различных условий, в которых эти дети росли, в которых формировалась их психика [1].
При создании в сиротских учреждениях условий пребывания и воспитания, приближенных к семейным, все эти особенности психики детей-сирот необходимо учитывать. И более того: создавать такие условия необходимо как раз через внедрение и применение механизмов решения детских психологических проблем и удовлетворения потребностей формирующейся психики [5].
Если кратко представить собирательный образ психологических особенностей детей-сирот, то это будет вот такой обобщенный перечень.
У многих детей имеется сформированный синдром отрыва от семьи и последствия различных видов деприваций (материнской, эмоциональной, социальной и др.), вплоть до тяжелых форм госпи-тализма [1].
Нередко это дети, жившие в семьях с особыми, преимущественно деструктивными ценностно-смысловыми представлениями о воспитания, многие такие представления они интериоризировали [3].
К большей части таких детей применялись дисгармоничные стили семейного воспитания — «авторитарный», «пренебрежительный», «попустительский», «хаотичный» [5] и др. Такие стили воспитания, как правило, пагубно влияют на детскую психику. Психика ребенка, формируясь в таких условиях, усваивая ценностно-смысловые ориентации своего ближайшего социально-неблагоприятного окружения, приобретает порой устойчивые личностные нарушения, становясь дисгармоничной [6].
И даже если такие дети изначально имеют небольшое количество перечисленных психологических проблем и отнесены психологами, педагогами, врачами к категории «психическая норма», то, как правило, у них существует сложившийся индивидуальный комплекс проблем: проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы; повышенный уровень тревожности и агрессивности; проблемы в сфере общения со взрослыми и сверстниками; проблемы в формировании самооценки; проблемы с самоконтролем; последствия отсутствия привязанности; девиантные и антисоциальные формы поведения и др. Всё это в сочетании и составляет (формирует) психологическую основу личности ребенка-сироты.
Необходимо также учитывать, что «сложные» дети собраны в одном месте, а это — дополнительные, не способствующие гармоничному развитию психики воздействия среды, такие как постоянное, вынужденное нахождение в одном и том же коллективе, сменить который ребенок не может; повышенная конфликтность детей как дополнительный стрессовый фактор; зачастую потенциальное отсутствие возможности уединения; нередко избыток взрослых людей вокруг и при этом острый недостаток по-настоящему эмоционально-близких доверительных, теплых отношений со значимым взрослым; чрезмерная и во многом избыточная административная регламентация; жизнеустройство в сиротской организации, зачастую без учета мнения и психологических потребностей детей.
Эти факторы также оказывают влияние на развитие и формирование психики детей, и такое влияние, как правило, неблагоприятно. И даже просто проживание в условиях институционального учреждения способствует формированию у детей синдрома сиротства [9].
Даже этот далеко не полный перечень дает понимание того, что дети в ДД требуют особого профессионального подхода, который на данный момент чаще всего отсутствует.
Особенности профессиональной деятельности воспитателя детского дома определяются перечисленным рядом условий, основным из которых является комплекс как специфических, так и неспецифических психологических особенностей и потребностей детей-сирот.
Такой профессии как «воспитатель детского дома» нет в реестре профессий, есть только должность - воспитатель. Согласно должностной инструкции, на эту должность принимают педагогов, подготовленных по направлению «Педагогика и образование», т.е., как правило, обычных школьных учителей. Это специалисты смежной профессии, подготовленные, чтобы преподавать свой предмет в школе детям, воспитывающимся в семьях. У таких сотрудников отсутствует специальная подготовка, необходимая для работы с детьми-сиротами. В данный момент почти нет специалистов, имеющих профессиональную подготовку для работы с детьми-сиротами, что способствует усугублению ситуации в сфере сиротства [11].
Такая ситуация с подготовкой специалистов для работы с детьми-сиротами сложилась исторически. Объединяет детей в детских домах то, что они сироты, или то, что у них нет родителей рядом здесь и сейчас. Говоря научным языком, у них нет рядом значимого взрослого, т.е. не удовлетворяется фундаментальная витальная потребность ребенка-сироты в значимом взрослом [1].
Первый шаг на пути создания условий проживания и воспитания, приближенных к семейным, следует сделать, учитывая необходимость удовлетворения витальной потребности ребенка в наличии значимого взрослого и формировании надежной привязанности к такому взрослому [2].
Без этого невозможно создать в сиротских учреждениях условия, приближенные к семейным. Наличие значимого взрослого - ключевой признак семьи, без такого взрослого полноценной семьи, как правило, не бывает [12].
Воспитатель в роли значимого взрослого и надежная привязанность - это фундаментальные условия создания приближенных к семейным условий проживания и воспитания в сиротских учреждениях. Без удовлетворения такой витальной потребности, продиктованной неспецифическими особенностями формирования и развития детской психики, создать полноценные условия, приближенные к семейным, невозможно [1]. Психика ребенка вообще и ребенка-сироты в частности не может нормально (полноценно) развиваться без надежной привязанности к значимому взрослому [2].
Детям, живущим в ДД, по жизненным показаниям необходимо компенсировать то, чего они недополучили на предыдущих этапах развития. Дети зависимы, и создание таких условий - неотъемлемая обязанность взрослых [3].
Поэтому, чтобы реализовать Постановление Правительства РФ №481 от 24.05.2014 г., необходимо озадачиться созданием системы профессиональной подготовки или переподготовки сотрудников сиротских учреждений, необходимой для перехода на формат деятельности в качестве значимых взрослых. Данная программа подготовки персонала должна учитывать прежде всего психологические потребности развивающейся психики детей-сирот. Это означает, что выбор дисциплин как раз должен производиться через учет потребностей детской психики.
Центральное место в подготовке и переподготовке персонала сиротских учреждений должно занять освоение знаний и навыков, необходимых для выполнения новых профессиональных обязанностей в формате значимого взрослого [11]. За основу такой образовательной программы можно взять проект профессионального стандарта, который в инициативном порядке разрабатывается фондом «Арифметика добра» [13]. В этом стандарте приведен перечень необходимых знаний в области психологии сиротства, психологии воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание, роли и функции родителей), социальной психологии, психология стресса, психология горя, потери, утраты. Отмечается также необходимость владения знаниями о проблемах социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушений социализации (дезадаптация, депривация, привязанность); об основных закономерностях возрастного развития, стадиях и кризисах развития; проявлениях в поведении детей после пережитых травм. Важным признается и понимание задач, принципов, методов индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми-сиротами на основе результатов диагностики.
В проекте профессионального стандарта приведен краткий перечень необходимых воспитателю навыков. К их числу относятся навыки по формированию привязанности, по созданию эмоционально благоприятной атмосферы, анализу ситуации жизнедеятельности детей для выявления их потребностей. Воспитатель также должен иметь навык оказания первой помощи и экстренной психологической поддержки детям, проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывая состояние ребенка.
С полным перечнем профессиональных требований к будущей профессии воспитатель детского дома может ознакомиться на сайте фонда [13].
На данный момент отсутствует утвержденный профессиональный стандарт профессии «воспитатель», но есть основания на уровне органов власти субъектов Российской Федерации принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов РФ, вне зависимости от наличия федеральных законов и положений [7].
Опираясь на понимание описанной проблематики и исходя из запроса одного из детских домов Амурской области, в данный момент на базе Амурского государственного университета проводятся разработка и согласование образовательной программы по повышению квалификации сотрудников сиротских учреждений.
В дополнение к образовательным мероприятиям необходим и комплексный анализ административного регламента жизнеустройства сиротских организаций с целью его реорганизации и оптимизации под потребности формирующейся психики ребенка-сироты. Составляется также программа работы с коллективом детского дома, включающая информационный, диагностический и развивающий блоки.
1. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учеб. пособие. - СПб. :Питер, 2009. -
96 с.
2. Боулби, Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога / пер. с англ. В.В. Старовойтова. - Изд. 2-е. - М.: Канон+; РООИ «реабилитации», 2017. -272 с.
3. Голубева, Е.В. Эмоциональное отвержение ребенка родителями. Причины и последствия: моногр / Е.В. Голубева, О. Н. Истратова. -М.: Инфра, 2018. -186 с.
4. Козлова, С.А. Шахманова, А.Ш. Педагог детского дома: моногр. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. - 179 с.
5. Медина, Джон. Правила развития мозга вашего ребенка. - М.: Эксмо, 2013. - 288 с.
6. Перри, Брюс. Мальчик, которого растили как собаку / Б. Перри, М. Салавиц. - М.: ACT, 2015. - 334 с.
7 <Письмо> Минобрнауки России от 01.09.2014 N ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствовании сети служб сопровождения замещающих семей» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»), http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-01092014-n-vk-185007/
8. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 (ред. от 19.12.2018) «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»). http://lega-lacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-24052014-n-481/
9. Прихожан, A.M., Толстых, H.H. Психология сиротства. - СПб. : Питер, 2007. - 416 с.
10. Шахманова, А.Ш. Специфика профессиональной деятельности педагога детского дома // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). — С. 185-190.
11. Шахманова, А.Ш. Подготовка педагогов к работе с детьми в условиях детского дома. // «Непрерывное профессиональное образование в XXI веке»: Материалы Междунар. научно-метод. конф. - Самара: МГПУ, 2008.-С, 324-329.
12. Шахманова, А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. - М.: Академия, 2005.
13. Интернет-ресурс: https://www.a-dobra.ru/prog/gr/standart/