_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 349.41
Пономарева Екатерина Владимировна
к.ю.н., старший преподаватель ФГКОУ ВО УЮИ МВД России
г. Уфа, Российская Федерация Абдуллина Юлия Ириковна курсант 3 курса ФГКОУ ВО УЮИ МВД России г. Уфа, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННО
СОЗДАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Аннотация
Создание искусственных земель является одним из путей разрешения проблемы, нехватки территории для развития городов. Для создания и грамотного использования искусственных земельных участков необходимо обеспечить определенным правовым механизмом регулирования общественных отношений в сфере создания, использования и их оборота.
Ключевые слова
Искусственный земельный участок, правовое регулирование, нормативно-правовой акт, территория, водный объект, федеральная собственность, проблема, федеральный закон, общественные отношения.
Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также - искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком [1]. На сегодняшний день практика показывает, что на водных объектах в большом количестве создаются данные земельные участки странами, не обладающими обширной территорией. Так исторически масштабное создание искусственных земельных участков осуществляется в Голландии, а именно Нидерланды состоит из 40 % искусственно земельных участков [4]. Так же ярким примером может стать такая страна как Япония, это обуславливается тем, что происходит быстрый рост населения, что приводит к нехватке территорий. Аналогичные работы практикуются в Аргентине, США, Бразилии, Китае и других странах.
Кроме того, не стоит забывать и о нашей стране во время подготовки к Олимпийским играм в г. Сочи в 2014 году. Так в подтверждение тому является проект «Федерация» в Краснодарском крае (г. Сочи), который заключается в сооружение насыпного острова площадью 250 га [2]. Так же в настоящее время активно практикуется расширение территорий за счет искусственных земельных участков в виде морских портов. К примеру, в Санкт-Петербурге исчисляются сотнями гектаров намытой земли, пригодной для застройки и активно продаваемой [3, с. 28-32]. Таким образом, расширение территорий за счет искусственно созданных земельных участков с экономической точки зрения позволят снизить рыночную стоимость земли.
Создание искусственных земель является одним из путей разрешения проблемы, нехватки территории для развития городов. Для создания и грамотного использования искусственных земельных участков необходимо обеспечить определенным правовым механизмом регулирования общественных отношений в сфере создания, использования и их оборота.
В России правовое регулирование искусственных земельных участков ограничивается отношениями, связанными с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения[1]. Однако возникает проблема, касающаяся правового регулирования искусственно созданных земельных участков на водных объектах, находящихся в иных формах собственности (например, искусственно созданные земельные участки на водных объектах, находящиеся в частной собственности). Поднятый аспект
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
остается не решенным и является актуальным на сегодняшний день как науке, так и на практике.
Так, М. А. Сойников выделяет ряд проблемных аспектов, существующих между Федеральным законом «Об искусственных земельных участках» и Градостроительным кодексом Российской Федерации, [3, с. 2832] которые заключаются в следующем:
1. Особенности подготовки документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка, а также проектной документации урегулированы ст. ст. 9 и 10 Федерального закона «Об искусственных земельных участках». Указанные статьи содержат отсылочные нормы градостроительного законодательства. Однако ст. 47 Градостроительного кодекса РФ не содержит специальных требований к инженерным изысканиям для подготовки проектной документации на создание искусственного земельного участка;
2. В ст. 11 Федерального закона «Об искусственных земельных участках» со ссылкой на ст. 51 Градостроительного кодекса РФ содержит указание на необходимость получения разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка. При этом указанная норма градостроительного законодательства посвящена разрешениям на строительство. Очевидно, что категория «проведение работ по созданию искусственного земельного участка» шире категории «строительство». Таким образом, возникает не определенность, в каком порядке следует получать разрешение на проведение работ, предшествующих непосредственно строительству искусственного земельного участка, а также последующее за этим строительство работ (к примеру, введение участка в эксплуатацию);
Кроме того, существует и другая сторона проблемы, так на сегодняшний день многие политики, а также ученые, занимающиеся исследованием вопросов, в сфере создания искусственно созданных земельных участков, ссылаются на экономическую не целесообразность в финансировании подобного нормативного проекта, в силу «обширности и необъятности» нашей страны, что позволяет тем самым не нуждаться в создании подобных земельных участков.
Однако, не смотря на выше изложенные казусы и противоречия, на наш взгляд, остаются не решенными и не урегулированными специальными нормами правами, возникающие в данной сфере общественные отношения с целью дальнейшего их единообразного правоприменения. Список использованной литературы:
1. Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 19.07.2011г. № 246-ФЗ // Российская газета. № 159. 2011 (22 июля).
2. Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 01.12.2007 № 310-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6071.
3. Сойников М. А. Проблемы правового регулирования отношений, связанных с искусственными земельными участками // Правовые вопросы недвижимости. 2014. № 1. С. 28 - 32.
4. Замышляев Д. В., Задорожнюк Е. И. К проблеме создания искусственных территорий // Юрист. 2008. № 6.
© Абдуллина Ю.И., Пономарева Е.В., 2016
УДК 342.1
Бердегулова Любовь Алексеевна,
канд. юрид. наук, доцент СФ БашГУ, г.Стерлитамак, РФ
e-mail: [email protected]
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КВАЗИГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы защиты прав и свобод человека в квазигосударственных